АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Использование видео в психотерапии и современном танце

Прочитайте:
  1. III. 1. Основные формы работы активной логопсихотерапии
  2. III. Некоторые социологические факторы, нарушающие процедуру оценки в современном обществе
  3. VII. инструменты для эндовидеохирургии
  4. Автополиплоидия. Пониженная плодовитость автополиплоидов и методы ее повышения. Использование автополиплоидов в селекции растений
  5. Анестезии с использованием ларингеальной маски.
  6. АППАРАТУРА И ЛЕЧЕБНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НИЗКОЧАСТОТНОЙ УЛЬТРАЗВУКОВОЙ ТЕРАПИИ
  7. В каких ситуациях использование проективных тестов особенно выгодно?
  8. ВЕТЕРИНАРИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
  9. Видеоанализ в группе
  10. Видеокамера

…а там кто-нибудь заснимет все на видео, а еще потом при случае будешь смотреть эту запись и удивляться… Боже, кто это такой? Кто это? Что он делает? Он — это, в смысле, я. Просто Он не такой, как в зеркале, не такой, какого знаю, к какому привык, …а такой, ужасный… Боже, какая ужасная прическа, одежда дурацкая, а жесты, …какие-то мелкие, пошлые… И выражение лица, и гримаса, которую Он все время повторяет… А смеется… А кто-нибудь еще скажет, из тех, кто с тобой вместе смотрит эту запись: "О, смотри-ка, смотри-ка, ты хорошо получился! А вот я… Ну надо же, какой идиот! А ты классно вышел…"

Е. Гришковец «"Одновременно"»

Возможности видеозаписи как легкого и доступного способа воспроизведения «"ткани времени"», искуственного «"органа памяти"» сразу же после своего появления стали использоваться в различных областях человеческой жизни: от любительской видеосъемки до особого вида искусства — видео-арта. В индивидуальной вербальной психотерапии записи индивидуальных сессий являются одним из действенных инструментов углубленного анализа, последущей рефлексии сессий и уникальным вспомогательным средством супервизии. Интересно, что в постмодернистских направлениях психотерапии, работающих с изменением привычной пирамиды терапевтической власти, к просмотру и разбору видеосессий привлекаются сами пациенты и их семьи (Фридман и Комбс, 2001).

На развитие современного танца, изобретение видеозаписи оказало огромное влияние. До появления видеокамер единственным способом сохранения и передачи хореографических текстов были память балетмейстеров и несовершенные и громоздкие системы нотации движения. Видеозаписи спектаклей и выступлений позволили танцевальной информации быстро распространяться по всему миру. Кроме того, гораздо легче оказалось передавать новый хореографический материал от хореографа танцовщикам. Стив Пэкстон, основатель контактной импровизации, одного из влиятельных направлений современной двигательной практики, отмечал, что без видео многие наблюдения и открытия, легшие в основу техники, не были бы сделаны.

Союз современного танца и видеоискусства привел к созданию особого жанра — видеоданса. Это динамическое развивающееся направление в современном искусстве.

ТДТ восприняла преимущества использования видеозаписи сессий с обеих этих сторон, но, в большей степени, именно как вид психотерапии, то есть видезаписи занятий используются для ряда целей:

-1) для анализа и разбора различных аспектов движений пациентов, в том числе, и не замеченных в течение самой сессии;

-2) для супервизии сложных случаев;

-3) для совместного с пациентом разбора двигательных стереотипов и определения изменений отношений пациента к собственному телу (Horwitz, 2004).

Насколько я знаю, видеозапись сессий танцевально-двигательной терапии мало используется в нашей стране. На мой взгляд, это связано, не только со слабой технической оснащенностью психологических и психотерапевтических центров, но и с отсутствием развитого института супервизии. Кроме того, использование этого инструмента требует не только технических знаний (зачастую, элементарных), но и понимания самой природы видеозаписи, ее отличий от человеческого восприятия, и, может быть, понимания того, как современные технические средства меняют наше восприятие и отношение к себе самим.

Я хорошо помню, как первые видеозаписи выступлений и репетиций, сделанные в начале 1990-х гг., были зачастую для меня самого шоком — неужели это я? Неужели вот это движение, которое так нравилось делать, выглядит так неуклюже? Достаточно скоро стала заметна разница — то, как воспринимают танец зрители, и его видеозапись — это «"две большие разницы"».

Человеческое восприятие, в том числе и зрительное восприятие, всегда активно (Cohen, 1987), восприятие — это всегда и сотворение реальности. Согласно известным экспериментам, человек «"достраивает"» информацию, получаемую от органов чувств, фильтрует, угадывает, создает, игнорирует и т. д. Эти процессы происходят бессознательно, и зачастую психотерапевтическая работа включает в себя изменение, расширение не только понимания, но и восприятия.

Кроме того, человеческое восприятие синестезийно по своей природе, модальности (зрительная, аудиальная, кинестетическая и т. д.), исторически выделились выделилось из единого потока восприятия. Но увлеченность научно-техническим прогрессом в ХХ в.еке создала миф об «"объективности"» техники и сомнение в легитимности субъективного восприятия. «"Субъективное"» — значит, не надежное, поэтому почти бессознательно «"реальность"» видеозаписи воспринимается более «"реальной"», чем собственное переживание. Между тем интегральная точка зрения состоит в том, что оба этих источника информации (субъективное восприятие и видеозапись) «"реальны"», но реальны немного по-разному. Более того, есть еще один, настолько же «"реальный"» источник информации — «"отраженная субъектность"» (Петровский, 1996), «"отраженное Я"», восприятие человека Другими.

Интересно, что такого количества различных «"изображений себя"», какое есть у современного городского жителя, человечество не знало до сих пор. И, может быть, этот многогранный зеркальный цифровой лабиринт отражает образ современного Нарцисса. Несомненно, эти изменения восприятия «"образа себя"» в современном информационном обществе еще требуют своего осмысления и исследования. Но это приносит нам, как обычно, две новости — плохую и хорошую. Хорошая состоит в том, что сегодня уже легче отождествить себя с этими «"изображениями"», так как сформировалась определенная привычка восприятия.

Таким образом, мы учитываем, что видеозапись изначально не соответствует «"человеческому"» восприятию, сужает спектр воспринимаемой реальности, но при этом обладает уникальной возможностью — кнопкой «"перемотка назад"», позволяя вновь и вновь всматриваться в некоторый, пусть неполноценно отраженный кусочек нашей жизни,, находя все новые возможности осмыслить его, находяобнаруживая новые позиции восприятия. Зная ограниченность этого инструмента, его принципиальную неспособность передать некоторую часть субъективной правды, тем не менее, мы можем его использовать.

 


Дата добавления: 2014-12-11 | Просмотры: 685 | Нарушение авторских прав



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 |



При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.004 сек.)