АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Вместо заключения

Прочитайте:
  1. I. Методические указания по составлению акта (заключения) судебно-психиатрической экспертизы
  2. АКТ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ЭКСПЕРТА
  3. Вместо вступления
  4. ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ
  5. ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ
  6. ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ
  7. Вместо послесловия. Вакцинопрофилактика в нашей стране - только ли медицинская проблема?
  8. Вместо предисловия
  9. Вместо точек впишите соответствующие слова или определения

Оценка эффективности логопсихотерапевтического воздействия – сложная, многогранная проблема. По мнению большинства специалистов в области психологии и психотерапии (А.А. Бодалёв, Б.Д. Карвасарский, С.С. Либих и др.), критерий лишь симптоматического улучшения (в нашем случае – речевая коррекция) – не достаточен. Анализ катамнестических данных свидетельствует о необходимости привлечения для оценки результатов работы определенных психологических и социально-психологических критериев.

Следуя критериям определения эффективности проведенной психотерапии, составленным Б.Д. Карвасарским (1985, с. 236– 237), мы выделяем следующие психологические и социально-психологические критерии эффективности процесса логопсихотерапии и соответствующие им параметры и результаты:

– степень осознания пациентом роли особенностей личности в формировании своих речевых переживаний, связанных с общением и речью; интерпретация отрицательного психического состояния не только из наличия факта заикания; в итоге существенный сдвиг показателей в сторону адекватного отношения к возможностям преодоления жизненных препятствий, повышения уверенности в себе и т.д.;

– уровень позитивных сдвигов в установках и навыках общения и речи: в результате – уменьшение тревожности, повышение устойчивости к фрустрации в ряду значимых ситуаций; появление легкости вхождения в различные психические состояния при речевой коммуникации; стабилизация психических состояний в ситуациях речевого общения сопровождается положительным окрашиванием «образа Я» бывшего заикающегося;

– степень улучшения социального функционирования: бывшие пациенты выходят на новые, ранее недоступные для них социальные уровни – продвигаются по службе, меняют свое социальное положение, устанавливают более эффективные отношения с членами собственной семьи и т.д.;

– степень понимания пациентом психологических механизмов логопсихотерапевтического процесса, формирование умения сохранять и развивать полученные знания и навыки речевого общения; возрастание творческой активности и значительные позитивные сдвиги в самом мировоззрении бывших пациентов; таким образом, в руках ранее заикавшихся методика становится «самозатачивающейся» (это определение дал отец нашей пациентки Наташи У., охарактеризовав пройденный ею курс логопсихотерапии).

В ходе оценивания эффективности логопсихотерапевтического воздействия по вышеприведенным критериям используются как субъективные показатели (самоотчеты пациентов), так и объективные. Нами повторно используются:

– психологические тесты: шкала психических состояний Рикса–Уэссмана, шкала тревожности Тейлор, тест эмоциональной направленности А.Б. Додонова, тест оценки фрустрации Розенцвейга и др.;

– анализ творческой продукции пациентов: библиотерапевтические анализы, дневники, самоотчеты и ответы на специально разработанные в рамках методики опросники;

– метод включенного наблюдения и анализа хода работы;

– объективные показатели выявляются в ходе интонационного анализа характеристик речи и анализа электрофизиологических показателей.

Подчеркнем, что основная особенность таких методов состоит в том, что они соответствуют и дополняют друг друга. Совпадение результатов, полученных по разным шкалам и тестам, позволяет достоверно утверждать, что речь идет не об отдельных психических характеристиках, а о психическом тонусе пациента в целом. Позитивные сдвиги более всего отражаются в континууме саногенных психических состояний, сформированных нами в процессе работы.

Утверждая, что в основе процесса логопсихотерапии лежит вызывание, пролонгирование и закрепление саногенных психических состояний, выделяем их характеристики:

1. Доступность осознания саногенных психических состояний пациентами. Умение использовать эти состояния в непосредственной деятельности и общении, вызывать их произвольно или автоматически. Приведем отрывки из письменных работ пациентов:

«...Как это интересно, иногда непонятно, загадочно – видеть, как тебя оценивают, как ты воспринимаешься собеседником, и сразу видно – с интересом ли тебя слушают, или ты надоел. Как хорошо делать паузы – не судорожные, суетливые – в поисках подходящего слова, а отдыхающие, ведь паузы тоже позволяют выяснить отношение к себе собеседника. Иногда заставляют его забеспокоиться, засуетиться. Только не всегда это нужно – заставлять того, с кем говоришь, суетиться» (П.Н., 17 лет).

«...Я никогда не знала, что такое коллектив. Теперь я это поняла. Я не знала, что значит любить, – Вы подарили мне любовь. Вы подарили счастливое лето, когда мы стали сильными... Я часто думаю о "своей песне",– помните? "песни слагают певцов по своему образцу " и "маска прилипнет к лицу ". Не знаю, где моя "песня" и какая будет моя "маска", но стараюсь быть непохожей, ин-ди-ви-ду-аль-ной. И Вы знаете, у меня получается. Я вижу, как ко мне тянутся. Недавно я помирила двух подруг, которые поссорились, казалось, насовсем. Помирила методом "удивления"» (С.Н., 18 лет).

2. Саногенные психические состояния включают в себя уже имевшийся у пациента внутренний потенциал здоровья, переформируя его на излечение и дальнейшее развитие.

«...Прямо перед нашим окном большой и зеленый, как озеро, глубокий, что ли, пушистый сад. Сейчас весна в самом разгаре. Все цветет... Видели бы вы эту картину: среди пышной зелени – белые цветы вишни, такие белые и нежные, что глазам больно... Теперь я поняла, что в речи главное – состояние свободы – физическое и психологическое. Я сейчас вошла в какое-то состояние пушинки – очень легкое, и вижу, что заражаю им и окружающих» (У.Н., 15 лет).

Заметим, что, отвечая на вопросы теста Додонова, эта девочка привнесла еще один свой пункт о самом значимом для нее состоянии: «Вовлечение близких людей и весь мир в свое радостное состояние от встречи с природой, музыкой, живописью...»

3. Присутствие в саногенных состояниях оттенка, ощущения новизны происходящего, того, что раньше не было, своего рода прибавления в себе ранее не достававшего и желанного.

«Сейчас я могу говорить, читать, выступать. Ушли стеснительность и застенчивость. Эти два качества преследовали меня всю жизнь, они мешали мне участвовать в беседах и спорах, искажали мое лицо, делали его хмурым. Я стеснялся улыбаться... Теперь я понял, что люди должны видеть доброе, улыбающееся лицо. Я помню одно из правил методики – что улыбка рождается от удовольствия и сама рождает его. Теперь я с улыбкой появляюсь на людях, вхожу в контакты, сам привлекаю к себе людей. Еще я стал производить впечатление на женский пол. Да-да-да, Юлия Борисовна, именно на него, – с которым я раньше напрочь избегал общения. Так то было со старой речью, и тогда я не был пикантным, совершенно другим. Я стал замечать, что ребята ко мне тянутся, как-то радуются встрече со мной. Это происходит, наверное, потому, что я стал замечать и понимать людей. Меня тянет помочь им, отдать то, чего кому-то не хватает» (К.В., 18 лет).

4. Ориентация бывших пациентов на сохранение и развитие полученных в ходе занятий навыков, наращивание психологической и речевой «вооруженности». Такая ориентация неизбежно сочетается с ощущением необходимости постоянного движения, пути, личностного роста, творчества.

«Здравствуйте, мои дорогие! С речью у меня полный порядок. Поступил в институт. У нас маленький городок – почти все друг друга знают, так что общаться приходится часто. С жизнью все хорошо. Часто беру фотографии группы и целых два часа рассматриваю и думаю обо всех... И очень важно для меня – ни в коем случае не останавливаться на достигнутом: держать новые состояния, не спешить...» (Ч.Т., 17 лет).

 

«После лечения я все время чувствую прилив энергии, желание что-то сделать большое. Все время хочется писать и писать, думать и творить, делать добро, которое приносило бы людям радость. Методика, благодаря которой я говорю, не только борьба с заиканием, но, прежде всего, борьба за полное творческое раскрытие личности. Я обрела больше, чем речь, – я обрела себя» (П.Н., 17 лет).

 

«У меня на будущее много планов... Не забываю фразу из стихотворения "Заповедь" Киплинга: "Умей мечтать, не став рабом желаний..."» (С.Т., 27 лет).

5. Особенность саногенных психических состояний – в их направленности на разделенность с другими людьми, совместность переживания, стремление к глубокому пониманию и принятию других людей – коммуникативно-диалогический характер психических состояний.

«...Как хочется передать вам частицу этого солнца и мое настроение (У.Н., 15 лет).

 

«Если бы кто-нибудь сейчас меня спросил, что во мне изменилось, то с позиции сегодняшнего дня, когда приходится быть самостоятельным, я бы ответил, что мне открыли глаза. Сейчас мне кажется, что я раньше ходил с закрытыми глазами: я не видел людей, не видел их эмоций, настроения, не видел их "человеческое" – значит не видел жизни, мира, не чувствовал, что живу...» (Г.А., 23 года).

«Гвоздем Вашей методики является одна простая истина, которой не знает заикающийся: общение это не только речь... Можно ведь общаться даже еле заметным выражением лица, но с одним условием – нужно смотреть в глаза собеседнику, чувствовать его душой...»( П.Р., 25 лет).

6. Важная черта саногенных психических состояний – особое творческое отношение к своей проблеме в рамках процесса логопсихотерапии, позиция «на равных» с логопсихотерапевтом.

«Символ, который более всего отвечает моему пониманию процесса перевоспитания, – это три феномена или "трехглавый Дракон", одна голова которого – "Зеркало", другая – "Эхо", третья – "Кинези". Все эти феномены образуют "отрицательный круг", который вызывает заикание. Можно эти головы отрубить – и поделом! Но самое интересное – их перевоспитывать...» (А.Н., 35 лет).

7. И, наконец, седьмая особенность саногенных состояний – это выраженная положительная окрашенность их, изменяющая само восприятие мира.

«Каждый новый день, который дарит мне жизнь, я встречаю с новым, светлым, радостным настроением. Мир стал для меня удивительно светел, прекрасен и чист. Все люди словно приблизились ко мне и дарят свое внимание, улыбки и доброту...» (Т.А., 23 года).

 

«Я умею радоваться. Радоваться дождю, цветам, музыке, многим людям. И эту радость я хочу передать другим, поделиться: радуйтесь вместе со мной... Так давайте же радоваться друг другу, помогать, восхищаться! Любить человека, с которым говоришь! Как это здорово!.. И еще – я раньше не замечала, как здорово – смотреть в глаза собеседнику... Меня здесь этому научили...» (П.Н., 17 лет).

Резюмируя сказанное, перечислим, к каким важным позитивным сдвигам в системе «общение–личность» приводит сформированность у пациентов саногенных психических состояний:

– появилась легкость вхождения в различные психические состояния, в том числе коммуникативные, появилась свобода в их смене;

– изменилась позиция в самом процессе общения – с «пассивной» на «активную», ведущую;

– сформировалось умение сохранять «вооруженность» (полученные знания и навыки речевого общения, постепенно «развиваясь», переходят на уровень автоматизма) и мастерство различных приемов;

– отмечается повышение, гармонизация самооценки, стабилизация в ситуациях речевого общения; это сопровождается также эмоционально-положительным окрашиванием образа «Я» ощущениями собственного тела;

– возрастает поисковая активность и происходят значительные сдвиги в самом мировоззрении пациентов.

Интересно, что на телесном уровне все эти изменения «укладываются» в танцевальную метафору. Так, если в начале лечения пациенты, танцуя «по Аммону», предпочитали «забиться в угол» или «прижаться к стене», передвигались робко, а то и вовсе не могли сделать и шага, неосознанно старались приблизиться, «прижаться»к психотерапевту, то к концу лечения мы наблюдали удивительное возрастание чувства свободы, проявлявшегося в безбоязненном овладении всем пространством зала, возрастании уверенности, многообразия и пластичности движений, в тесном невербальном контакте со всеми членами группы.

Выводы

1. Методика коррекции личности и речи заикающихся рассматривает человека в динамике социореабилитации. Поскольку процесс такой работы, в основном, творческий, мы невольно подошли к изучению субъекта творческой деятельности.

Сам же процесс психотерапевтической работы выстроен нами таким образом, что пациенты сами «...во всех случаях и обязательно выходят на творчество, начинают проявлять в нем потребность и реализовывать его в различных формах» (Непомнящая, 1973).

2. В процессе работы выделена и наполнена конкретным содержанием категория малоизученных в психологии «психических состояний» как переходного этапа в процессе формирования новообразований личности. Психические состояния, как показала работа, выполняют следующие функции: диагностическую, прогностическую, индикационную, личностно-моделирующую.

Существует точка зрения, что определенная группа заикающихся имеет в этиологии и патогенезе органическую основу. В этом случае рассмотрение динамики изменения психических состояний не имеет отношения к лечению заикания, так как изменения психических состояний не могут оказать влияния на органическую сферу. Органические изменения в ходе развития могут быть частично компенсированы, а иногда и сглажены. Однако вызванные ими фрустрационные изменения и сдвиги в психике, подкрепляемые наличием заикания, продолжают сохраняться, усиливаются со временем и существенно мешают преодолению заикания. В силу этого, как и показывает практика, повышение психического тонуса, снятие фрустрирующих факторов при лечении больных с органическими поражениями, хотя и не излечивают дефекта полностью, но дают существенный положительный результат.

3. Вызывая и исследуя психические состояния наших пациентов, стремясь к диалогическому общению с ними, мы дали следующее определение состоянию диалога: состояние диалога есть «резонанс состояний» пациента и психотерапевта. Это особое психическое состояние «динамического единства» пациента и психотерапевта, заключающееся во внутреннем росте пациента, потенциируемом психотерапевтом, и в творческом росте психотерапевта, потенциируемом творчеством пациентов («творчестве по творчеству»).

4. Методика представляет собой модель коррекции нарушенного общения. Знания о формировании, развитии и коррекции личности при нарушенном общении (заикании) дают дополнительную информацию о формировании (воспитании) личности в норме. Знания о формировании, восстановлении нарушенного общения дают возможность организации профилактики нарушений общения.

5. Обращенность к личности, вера в человеческие возможности придает процессу логопсихотерапии одухотворенность. На каждом этапе методики и при каждой встрече с нашими пациентами мы стремились развить в них «высокое настроение духа» (Яроцкий, 1908), мировоззренческие этические установки личности, стремление к идеалу, к богатству внутренней жизни.

Приложение I:
ТВОРЧЕСТВО ПАЦИЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ЛЕЧЕНИЯ


Дата добавления: 2014-11-24 | Просмотры: 836 | Нарушение авторских прав



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 |



При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.008 сек.)