АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Письмо № 4

Прочитайте:
  1. Автоматическое письмо.
  2. Но и после 30 попыток создать вакцину к 1995 году и, вероятно, 60 попыток, предпринятых до сегодняшних дней, письмо с подтверждением факта вакцинации от ВИЧ все еще не требуется.
  3. Письмо Второму международному конгрессу по психиатрии. (Симпозиум о химическом понимании психоза), 1957.
  4. Письмо Министерства здравоохранения и социального развития Российской федерации от 20 декабря 2006г. п 6840-вс
  5. Письмо Росздравнадзора
  6. Письмо № 1
  7. Письмо № 2
  8. Письмо № 3
  9. ЭТО ПИСЬМО ПРО МЕДИКОВ.

Здравствуй, дорогой Некрасовец!

Прошло уже более года Твоей фактически самостоятельной жизни. И Ты с каждым днем все полнее погружаешься в опыт повседневности и берешь в свои руки все большее количество жизненных отношений, стараясь быть как можно самостоятельнее и независимее.

И наша вооруженность естественным образом изменяется, преображается, встраиваясь в индивидуальный стиль жизни, в личное творчество. Твоя поисковая активность в этом случае становится прямой наследницей Группового Сотворчества.

Время сказалось, сказывается и будет сказываться на наших с Тобой отношениях, на Твоих отношениях с другими ребятами. Но влияние времени нельзя уложить в рамки примитивной формулы: «...стирает все», – поскольку и время тоже есть вид творчества – творчества самой жизни и дуэта Человек – Мир. И это творчество начинается и продолжается там, где поднимается ценность духовной стороны общения – как состояние осмысления, содействия, события. И поэтому нам бесконечно радостно получать твои письма – вестники Твоей самостоятельной жизни. Мы, в свою очередь, хотим подарить эту же радость тебе, зная и надеясь, что в каждом письме Ты найдешь новый силовой импульс для следующего шага вперед. Полагаем, кое для кого (надеемся, не для Тебя) наше «содейственное» письмо окажется успешным заменителем прославленной Мокрой Тряпки для вытирания толстого слоя пыли с залежавшегося запаса Неиспользуемой Вооруженности.

Символом же нашего общения – содействия, где творческая инициатива принадлежит Некрасовцу, стал наш Сережа Г., чьи письма мы получаем регулярно, чью благодарность чувствуем непрерывно, чье человеческое присутствие ощущаем почти физически. Твоему вниманию предлагаем «репродукцию» с одного из последних произведений Сережи Г. – «Групповой портрет».

Вот, пока и все. Пиши нам, Некрасовец, рассказывай обо всем важном, ведь мы по-прежнему «болеем» тобой.

Приложение II:
О МАСТЕРЕ

В. Латышев
Исцеленное слово [17]

На сцене перед напряженно притихшим залом двенадцать человек. Никто из них никогда раньше не стоял перед аудиторией, не говорил со сцены. Для этих людей, страдающих тяжелой формой заикания, сцена – нож острый. Но на сей раз это целительный нож: они пришли сюда на лечебный психотерапевтический сеанс. Врач, кандидат педагогических наук Юлия Некрасова «снимает заикание» с очередной группы своих пациентов.

Начинает она с того, что по очереди задает каждому короткие простые вопросы. Имя, фамилия, возраст, где живет, чем занимается... Короткие вопросы. И долгие, мучительно трудные ответы! Мучительные не только для тех, кто на сцене, но и для зала: нелегко видеть и слышать, с каким трудом дается этим людям каждый звук.

Закончив этот опрос – демонстрацию возможностей своих подопечных, Некрасова переходит к основной части сеанса. Она вызывает одного из пациентов и погружает его в полугипнотический транс. Следует приказ: «пальцам одеревенеть»,– и рука больного застывает в напряжении. «Так же скована и твоя речь,– говорит Некрасова. – Сейчас я освобождаю твою руку. Я освобождаю твою речь!» Человек выходит из транса, снова становится самим собой. Но не прежним. Тяжелого заикания как не бывало.

Врач повторяет вопросы – те же, что и вначале. Ответы теперь звучат свободно, на весь зал. Да у него, оказывается, красивый голос!

– Громче! – командует Некрасова. – Ты можешь и должен говорить громко, смело смотреть мне в глаза! Быстрее, тебе же ничего не мешает!

Действительно, речь юноши льется легко и раскованно. Будто не он полчаса назад не в силах был выговорить собственное имя. «Мы можем, мы будем говорить хорошо и свободно!» – повторяет он за Некрасовой. Напряженный, ожидающий зал взрывается аплодисментами. Родные и близкие тех, кто сейчас на сцене,– а именно они составляют основную аудиторию– впервые слышат нормальную речь из уст этих людей.

Между тем весь сеанс – отнюдь не публичная демонстрация возможностей метода. Более того, как подчеркивает сама Некрасова, «не больные для зала, а зал для больных». Публичное, со сцены выступление перед большой аудиторией – специально созданные тяжелейшие условия, намеренно вызванный стресс для больных. В этом-то состоянии они и получают из рук врача средство победы над недугом. И речь льется свободно.

Чем глубже такой стресс, тем сильней оказывается эмоциональный взрыв, подъем от первой публичной речи. Тем в большей мере разрушается сложившийся у больного речевой стереотип. Сеанс – это психологический удар по болезни. Он позволяет врачу за полчаса-час достигнуть того, что казалось абсолютно невозможным! Больной получает огромную веру в свои силы, в возможности медицины.

Но путь к успеху начинается задолго до сеанса. Начинается он с подробных «исповедей», в которых больной устно и письменно не только рассказывает врачу о себе, но и, пожалуй, впервые откровенно говорит с собой. Идет трезвая оценка искусственно созданного мира, форм общения, позволяющих скрыть недостаток или хоть как-то приспособиться к нему. Такая самооценка значит много. Зная сильные и слабые стороны каждого больного, Некрасова тщательно планирует свою работу с ними, что и гарантирует успех сеанса.

Однако лишь после сеанса и начинается долгая и кропотливая работа ученого. Она идет в течение трех месяцев, по нескольку часов в день. Ее мало кто видит, потому что аудитория здесь не нужна. Это то, что в медицине называется реабилитацией. Фактически это формирование новых жизненных установок у больного,, переделка его личности. Мало вылечить от болезни, мучившей годы, надо еще избавить человека от выработанных болезнью навыков. Они могут продолжать отравлять жизнь теперь уже здорового человека.

Очень многому учит врач своих больных. Здесь и аутогенная тренировка, чтобы тело и дух мгновенно подчинялись мысленному приказу, и уроки общения в разных ситуациях, и практика ораторской речи, и пластические движения под музыку... Исследователь ищет наилучший, наиболее эффективный путь. Он начат, подчеркивает Некрасова, не ею. Она и еще несколько советских специалистов продолжают дело своих учителей – К. Дубровского, первым применившего для борьбы с заиканием коллективный сеанс психотерапевтического воздействия (внушение наяву) в экстремальных условиях, и профессора И. Вельвовского, одного из основателей советской школы психотерапии.

«Исцеления», о которых идет речь, пока все-таки еще эксперименты. Очень успешные, чрезвычайно обнадеживающие, но эксперименты,– часть обширной научной работы, которую ведут Некрасова и ее коллеги. Ищут они в условиях научного учреждения и потому не могут охватить всех, кто нуждается в лечении. Медики заняты созданием методики лечения. Поэтому тем, кто захочет немедленно исцелиться, мы посоветуем только подождать. Массового лечения от заикания нет пока нигде в мире. Да и не все еще виды заикания поддаются такому лечению.

Я видел многих, вылеченных Некрасовой. Могу сказать, не боясь словесного штампа, они становятся другими людьми. В двух смыслах этого слова. Во-первых, речь подавляющего большинства из них (стопроцентная удача здесь, как и в других сферах медицины, не достигается) становится совершенно нормальной. Это отрадно потому, что известные методы лечения, и зарубежные также, не столько лечат, к сожалению, сколько учат больного скрывать и обходить свой недостаток. А во-вторых, трансформируются личность и поведение больных. Для большинства из них лечение становится поворотным пунктом в судьбе, открывает возможность заняться недоступной раньше профессией или по-настоящему проявить себя в прежней. Люди познают богатство и прелесть общения.

И. Руденко
«Мы – гласные! Мы – правда!» [18]

Вчера по Центральному телевидению был показан документальный фильм «Человек может все».

«Мы – гласные, мы – правда! Мы рвемся из гортани и не хотим обратно!»

Вот на этих словах, как ни крепилась, лицо залили слезы. Не стыжусь в этом признаться – те, кто видел этот фильм, видел слезы и у крепких седовласых мужчин. Вы только вдумайтесь! Еще час назад они, заики, стояли перед нами, сидящими в зале Театра на Таганке, на ярко освещенной сцене, выстроившись у стены – и эта стена была стеной их – и нашего – мучения. С перекошенными от невероятных усилий лицами, помогая себе конвульсивными движениями рук, они пытались что-то сказать нам – но слова не шли. И вот теперь они же, у той же стены – образ стены – метафоры недуга, отгораживающего их от мира, мы увидим в самом начале фильма, – и на той же освещенной сцене громко, уверенно и радостно всем нам напоминают: «Мы – гласные, Мы – правда!».

Говорит сначала она, героиня фильма, Юлия Борисовна Некрасова, сотворившая на наших глазах это чудо, а они повторяют. Пока это повторенная речь, знакомая и нам, здоровым: разве не прибегаем мы к ней частенько? Но повторять – еще не значит говорить. И она, Некрасова, обращается к одному из стоящих у стены: «В зале сидит твой отец. Что ты хочешь ему сказать?» И зал, замерев в ожидании, слышит: «Батя, обещаю тебе говорить отныне только так – легко и свободно!». Шквал аплодисментов, наверное, даже этому театру малознакомый, покрывает эти слова.


Заикание взрослых – одна из разновидностей неврозов, которыми страдают 85 процентов людей: от невроза «ровной дороги» до «невроза самоутверждения». Один из них, но, пожалуй, самый мучительный. «Отчужденный», «Лишний», «Неполноценный», «Птица с перебитыми крыльями», «Человек второй шеренги» – вот как они сами говорят о себе. Общественная немота – что может быть страшнее?

Веками стремились люди постичь природу заикания. Но параллельно, не сознавая того, рождали одного за другим «людей второй шеренги». «Ишь ты, у доски слова вымолвить не можешь, – говорит учитель ученику, – а на переменке болтаешь». «С вашей изуродованной речью вы никогда не будете врачом», – безапелляционно заявляет человек, сам носящий звание врача. «Ну ладно, с тебя я штраф не возьму, – снисходительно роняет работник ГАИ, – ты ж урод». Это из признаний только тех людей, которых мы видим в фильме. А представляете себе исповедь всех страдающих речью? Их ведь несколько миллионов...

Бескультурье, нечуткость, просто грубость, авторитарный тон – недемократичность общения, иными словами, – вот, что мешает нормальной речи людей. К психологическим, социальным истокам заболевания специалисты пришли не сразу. Еще сто лет назад, прочла я в журнале «Америка», заикающимся... подрезали язык. Считалось, что причина такого рода немоты – его длина. Какой простой способ – укоротить язык, да и только! Еще полвека назад, сообщает тот же журнал, заикающихся детей секли розгами – тоже неплохо, не правда ли? До сих пор бытуют теории, по которым весь метод лечения дефектов речи сводится к тому, чтобы люди научились лучше скрывать свой недостаток. Скрывать! А не вскрывать – неудивительно, что и на этом пути долгожданных перемен не наступало.

И вот фильм «Человек может все» вводит нас в творческую лабораторию Юлии Борисовны Некрасовой, большого нашего психолога и терапевта, которая главной задачей своей жизни сделала разработку такого метода, который действительно возвращает людям нормальную речь, – так говорит, представляя фильм, академик А. А. Бодалёв.

Сама же Некрасова будет при первой же встрече с вами говорить не о себе – о своих учителях. В этом фильме – мажорном, оптимистичном – есть грустные кадры: одинокая могила, старый дом, и она, Юлия Борисовна, с благодарной нежностью вспоминающая своего первого учителя Казимира Марковича Дубровского. Благодарность к истокам – благодарный исток самой личности. Некрасова же дала мне бережно хранимый ею почти четверть века номер «Комсомольской правды», да, нашей с вами «Комсомолки», с очерком о докторе Дубровском. 23 сентября 1962 г. Да, те самые шестидесятые годы... «Доктор был уверен, что через несколько лет в нашей стране не будет ни одного заики», – читаю я. Во многом мы были тогда уверены...

Среди многочисленных учеников, названных в статье, нашла я и фамилию Ю. Некрасовой. Это у своего учителя взяла Юлия Борисовна идею сеанса эмоционально-стрессовой терапии, – того действа, с которого и начинается фильм. Цель сеанса, если упрощать – что, видимо, в газетной статье неизбежно, – поставить человека в условия, когда он не может не заговорить. Раз заговорив, раз услышав свой свободный голос – он станет другим. Ведь голос – это личность. Фильм идет пятьдесят минут – сеанс три часа. Да и какой камере передать эту смену психических состояний, которой добивается Некрасова! Это внушение наяву. «Ты удивительный, сказочный мальчик! Ведь ты...» – она обращается к каждому. «У тебя такой роскошный голос, когда ты пела, мы все...». «Ты, маленькая девочка, так рассуждала в письмах о счастье, как мало кто из людей даже великих!» Понимаю, вот так, на бумаге, это звучит несколько сентиментально – но факт остается фактом: они, птицы с перебитыми крыльями, уже готовы взлететь.

«Сеанс у мира на глазах» – сказал в своих стихах один из вылечившихся, Александр Кузьмин. Но мало кто из этого «мира» знает, какая титаническая, многомесячная, заочная – дневники, письма, пленки, тесты – работа этому сеансу предшествует. Чудо – из точного анализа.

«Чудес не бывает» – так категорично называлась статья о Дубровском, опубликованная в другой центральной газете (хоть это утешает). Те же 60-е годы, спустя некоторое время... Новаторы всегда дают повод придраться – тем, кто не готов ни к каким переменам. Учитель Некрасовой назвал свой метод «одномоментным» – уповая лишь на один сеанс. Но, увы, не всех можно научить говорить одномоментно…

Редко кто любит ходить в битых – многие ученики старого доктора забросили его метод. А Некрасова продолжала работать. И пришла к выводу: сеанс – только начало! «Взрыв» по Макаренко, «психоперестройка» по Дубровскому – это только начало длительного, трудного, но и счастливого процесса подлинной перестройки – самой личности. Потому что вместе с неправильной, трусливой речью надо отбросить трусливый образ мыслей, складывавшийся десятилетиями. Мало сказать: «Мы – гласные» – надо гласными стать.

За сеансом следуют три месяца занятий по шесть часов в день. Это называется – убирать «шрамы». Перестраивать психологический портрет.

За три часа заставить заговорить – уже чудо. Но за три месяца, убрав «шрамы», перестроить психологию личности?! Оказывается, и это возможно!

Фильм «Человек может все» сделан сотрудником «Экрана» А. Шувиковым, хорошо усвоившим методику работы Ю. Некрасовой – сам в свое время испытал ее на себе, потому, не пересказывая содержания фильма, отметим главное: крайнюю форму нарушения человеческого общения Юлия Борисовна лечит... общением же! Но особым образом организованным.

Влюбленность в процесс занятий – вот что поражает прежде всего. Мы видим в фильме счастливые лица, слышим веселый смех, улавливаем симпатию друг к другу. И – невероятная тяга постичь то, что каждый день приносит на занятия Юлия Борисовна. Средств, преодолевающих заикающуюся речь, много, но – главное – все подчинено разработанным ею приемам управления эмоционально-волевой сферой человека. И все легко, свободно, весело – они, взрослые люди, заигрываются! В фильме мелькает смешная деревянная коза, подарок хора Покровского. Коза «работает» – учит открывать правильно рот – но на нее без улыбки и смотреть нельзя. И первой улыбается сама Юлия Борисовна – живой, искренний, непосредственный человек. Во всякой большой личности замечала я черты некоей детскости. «Вот Образцов – наш человек! – восклицает Юлия Борисовна. – Очень хотелось бы его у нас увидеть». Бывал тут, и не раз, Юрий Власов, у которого они учились науке преодолевать себя. Иннокентий Смоктуновский приглашал группу на свой спектакль – и непременно в первый ряд. Иногда Некрасова спохватывалась: «У нас же огромный новый материал, а мы...» А они отвечали: «Зато мы столько сегодня смеялись!». И это лечит.

Научное объяснение такое: Некрасова формирует у них иные, чем прежде, «психические состояния как стойкие новообразования личности». Но лучше один раз прийти на одно занятие, чем прочесть гору научной литературы, чтобы понять эти состояния, – по крайней мере, для такого непосвященного человека, как я. Пришла усталая, после работы, на минуту – осталась на часы – и вышла освеженная, в каком-то приподнятом состоянии духа, хотелось сейчас, сию же минуту, сделать что-то настоящее, полезное, нужное другим...

Есть английская поговорка: «Если кошку не гладить – у нее высыхает спинной мозг». Как часто здесь «гладят» друг друга. «Орлуша, рыбочка ты моя!..» – звучит в фильме. Это обращение учителя к ученику. Одного взрослого – к другому. Ну часто ли можно услышать такое? Ученые так говорят: задача состоит в том, чтобы «через установление эмпатии человека с врачом, как представителем мира, вернуть ему мир, вернуть его миру».

Но если вы думаете, что здесь звучит хоть слово лести, а значит, неправды, – вы ошибаетесь. Никакая перестройка – и личности, и коллектива, и общества – без критики невозможна. «Не рвись урвать». «Ты сделал мало – так, воробьиный скок» – но правда ведь «бьет»? Нет, в атмосфере, когда цель одинаково желанна для всех, когда все берегут друг друга, правда не бьет, а лечит.

В фильме звучит песня их собственного сочинения – и это тоже не случайно. Уезжая, они оставляют стихи, картины, рисунки, песни – творчество бьет фонтаном! А сколько рождается только им одним понятных образов, символов, знаков! «Песни слагают певцов по своему образцу», «звездная стойка», «белый конь», «увлечь другого в свой полет» – «роскошно, изумительно, безгранично интересно, бесконечно увлекательно», – как сказала бы сама Юлия Борисовна.

Она ими искренне восторгается и не устает подчеркивать, что учится у них, своих учеников. Быть может, в этом одна из причин еще одной характерной черты этой методики – диалога? В течение долгого времени для лечения нарушений речи применялись монологические упражнения. И не давали результатов. Впрочем, мы знаем, что монологичность сознания долгие годы, да еще и сейчас, характерная и не для заик, не дает никакого толку. «Я говорю – ты внимай», «Я сказал: делай так – значит, делай» – разве мы не встречаемся с таким типом общения и на заводе, и в школе? И что в результате? Те же люди «второй шеренги», хоть и с правильной речью. Человек может все – не красивый лозунг, нет, это правда. Но только для этого, как говорит в фильме академик Бодалёв, надо понять, какие большие резервы активации духовных и физических сил каждого человека кроются в характере взаимодействия людей. В демократизации этого взаимодействия, добавим мы.

Ну, а что после фильма? А после фильма мы с Юлией Борисовной в тесной комнатке научного института, где фильм снимался, читаем письма.

«Спешу обрадовать Вас двумя событиями в речевом плане. Во-первых, мне поручили выступить перед коллективом школы с поздравлениями ко Дню Советской Армии. Я хотела было отказаться, а потом решила: "Нет, дудки!" Держалась раскованно, с достоинством. И победила во всех отношениях! Домой летела, как на крыльях! Светлана». «Первого сентября у нас в школе проходила линейка, посвященная Дню знаний. Я хорошо понимал, что иду новым, вылепленным Вами, Юлия Борисовна, человеком. Но я понимал и то, что отношение ко мне учителей, друзей – старое. Тем не менее я пришел в школу в состоянии полного спокойствия и уравновешенности. Как я удивил учителей: я заводил с ними разговор, они не верили своим глазам и ушам... Вадим». «Что бы я ни делала, с кем бы я ни общалась, все время вспоминаю Вас. Это потому, что Вы научили нас не только правильно говорить, но и правильно жить. Люда».

«Как каждому человеку, открывшему для себя новый мир, мне хочется познать все. И помочь другим. Я была в команде нашего института в конкурсе «А ну-ка, девушки!» Готовились, сидели допоздна в комитете комсомола, спорили, сами смеялись над своими выдумками... Наташа».

Конечно, будут срывы. Конечно, будут отступления назад. Конечно, не все научатся говорить так, как нужно. Процесс социальной реабилитации сложен, это знаем и мы, здоровые. Но навсегда они запомнят, как, стоя в одной шеренге, чисто, громко и ясно говорили: «Мы – гласные! Мы – правда! И вы нас не глотайте – мы не хотим обратно!».

Н. Крюкова
«Дитя достижений» Наташа Уманская [19]

– На конкурс красавиц я, конечно, не попаду. Туда отбирают девушек ростом не ниже 177 сантиметров. Мой рост 162, – ответила мне Наташа Уманская на вопрос о том, как стала участницей конкурса в Великобритании, прошедшем среди детей, которые смогли превозмочь недуг или болезнь, а также отличились особыми возможностями.

Хрупкая, черноглазая, с копной иссиня-черных волос, Наташа Уманская весьма миловидная девочка, и относится к числу тех, о ком судят не столько по внешнему виду, а скорее по тому впечатлению, какое остается после непосредственного общения с ней. Разговаривает легко и свободно. Слова безо всяких усилий сами собой слетают с уст. Мы встретились с ней накануне ее отъезда в Лондон, где ей, победительнице, удостоенной звания


«Дитя достижений», вскоре был вручен приз «За самоотверженный труд».

– Что бы ты хотела пожелать, Наташа, своим новым знакомым в Лондоне?

– Наверное, пожелаю им быть счастливыми не только по праздникам и не только тогда, когда дарят подарки. Счастливым надо чувствовать себя каждый день, если ты здоров. Но боюсь, что именно здоровые меня не поймут. Им, не правда ли, всегда хочется чего-то еще и еще?

Столь не по возрасту мудрые (моей собеседнице в то время было 14 лет) слова могли идти только от глубин настрадавшегося сердца, и я невольно по-матерински потянулась обнять девочку.

– Я волчонок, – отстранилась она от меня и тотчас робко извинилась за не очень-то контролируемую еще реакцию. Отчуждение – один из долго незаживающих «шрамов» заикания.

– Но ты и «кривое деревце», не так ли?

– Да, это была я. Иначе как бы могла я сочинить свою «Яблоню»?

Уместившуюся на двух страницах сказку эту Наташа написала однажды утром под впечатлением только что прочитанного Андерсена. Словно в зеркале, в самом тоне повествования нет-нет, да и отсветятся какой-нибудь гранью черты личности юного автора, хотя рассказывается в сказке о судьбе дикой кривой яблоньки, что выросла среди стройных деревьев в лесу. Высокие и роскошные, они наперебой твердили о ее уродстве.

Свою сказку Наташа послала в Институт общей и педагогической психологии, ныне – Психологический институт Российской академии образования, куда незадолго до этого обратилась с просьбой помочь ей избавиться от заикания. Здесь умение девочки анализировать свое состояние оценили высоко и решили послать «Яблоню» в Лондон, на конкурс, в Комитет «Приз отличившимся детям Европы». А там члены жюри обратили внимание на замечательные творческие способности автора. И в Москву пришел ответ: Наташа Уманская удостоена награды.

У Наташиной сказки счастливый конец: искалеченную болезнями яблоню вылечил садовник, и она стала приносить людям чудесные плоды. Так косвенным образом Наташа передала свое предчувствие, что и в ее судьбе намечаются перемены к лучшему. Так и случилось. Она была принята в группу, где под руководством Юлии Некрасовой вновь обретают дар речи такие же, как она, Наташа, заики. Впервые в жизни затеплилась надежда на исцеление. А до того...

Свое детство, от 4 до 14 лет, провела она в страхе, потому что бесконечно стыдилась своего недуга. Наташу можно понять. Не в силах справиться с собой, она, прежде чем сказать слово, топала ногами, мычала. Родители – Вера Рудштейн, физик-экспериментатор, и Лев Уманский, инженер, – как могли, оберегали ее от отрицательных эмоций. Но жизнь диктует свое. Наташина мама умерла, когда девочке исполнилось 9 лет. И остались они вдвоем с папой. Благодаря папиным стараниям Наташа успела объездить чуть ли не полстраны. Папа возил ее по курортам в поисках исцеления. Невозможность нормального общения с людьми сделала девочку неуверенной в себе, чересчур робкой, застенчивой. Доведенная до отчаяния, свое состояние Наташа изобразила и в рисунке, он тоже был послан в Лондон: девочка сидит у раскрытого в цветущий сад окна. Рисунок как рисунок. Но только, как в страшном сне, – в нем, на месте, где быть лицу, пустое место в обрамлении копны волос. Лишь специалисты по психотерапии смогли по-настоящему оценить, с какой выразительной силой проникновения сумела Наташа передать то, что делается у нее в душе. Так символически настрадавшаяся за свою жизнь заикающаяся девочка выразила разъедающее и уничтожающее ее личность психическое состояние.

В 14-летней девочке Юлия Некрасова разглядела человека, наделенного самой природой силой воли, целеустремленного и самостоятельного, и сумела внушить ей, что маленькое чудо живет в ней самой, что она сама будет избавляться от своего страшного проклятия. Для этого не требуется ни лекарств, ни технических приспособлений, ни больничных режимов, ни тем более по-родительски тепличных условий. Жизнь – не сказка, а заикание – всего лишь болезнь поведения человека, не знающего, как с ней бороться. Наташе под руководством чудо-доктора предстояло изменять себя и свое отношение к жизни.

Юлия Некрасова – человек особого склада. Таких, пожалуй, больше не встретишь. Сравнить ее могу разве только с известным литературным персонажем из пьесы величайшего английского драматурга Бернарда Шоу «Пигмалион» мистером Хиггинсом. Характер у нее точь-в-точь такой, как у взбалмошного, похожего на ребенка и бесконечно талантливого профессора фонетики. И занимаются оба одним и тем же делом и одинаково и самозабвенно любят его, так что забывают обо всем на свете. Только Генри Хиггинс, потрясенный произношением уличной цветочницы, обучает ее правильной английской речи и хорошим манерам, а Юлия Некрасова так же увлеченно возвращает свободную речь травмированным людям со скованными органами артикуляции. Вместе с тем, она оказывает влияние и на саму личность заикающегося. Попавшие в орбиту ее мощного психологического воздействия, они всего через три месяца становятся другими. Обнаруживаются их прекрасные качества, богатый духовный мир. Неузнаваемо изменяются они даже внешне. Перестройка личности идет лишь с помощью слова психотерапевта, обращенного к ним. И вот освобождается от напряжения гортань, становится послушным язык, впервые одно за другим свободно слетают слова с их раскованных губ, каждый звук речи, идущей из глубины души, воспринимается теперь по-иному. Кажется, что он похож на жемчуг, настолько вдруг он стал дорог и хорош.

Наташе сначала предстояло избавиться от заикания, стоя на сцене рядом с такими же бедолагами, как она, перед переполненным залом, где Юлия Некрасова проводит сеанс эмоционально-стрессовой терапии. Затем заниматься в группе после сеанса, закрепить новую здоровую речь. Избавиться от «шрамов», нанесенных заиканием: от неуверенности в себе, апатии, привычки уступать во всем, от стремления к одиночеству...

Ломать себя, свой характер – все равно, что родиться заново. Изменения личности заикающихся также свершаются в муках. Но как любят они эту работу! Воспринимают ее не как тяжкий труд, а как счастье, ибо после каждого занятия повышается их самооценка, развивается их творческая инициатива. Тут уж трудно, так трудно. Но, как любила говорить группе Юлия Некрасова, либо вы будете преодолевать все препятствия на пути к самосовершенствованию и тогда станете, как цветочница у Бернарда Шоу в «Пигмалионе», герцогиней и поедете в Букингемский дворец, либо, если будете лениться, вас повезут в Тауэр и отрубят голову... И так далее в духе тех ужасов, которые ожидали бы дерзкую Элизу Дулиттл, не окажись она столь прилежной ученицей.

Девочка из Ташкента Наташа Уманская была прилежной ученицей. Она победила недуг, для нее сказка обернулась явью. Вместе с Юлией Некрасовой она была приглашена в Гилд-Холл Лондона. На торжественной церемонии ей был вручен приз победителя и зачитаны поздравления Ее Величества Королевы Великобритании Елизаветы II и премьер-министра Маргарет Тэтчер, выразившей свое восхищение перед «тихим мужеством детей, которое служит выдающимся примером для взрослых, и чьи награды говорят о том, что их подвиг не остался незамеченным».

От прежнего тяжелого состояния души у Наташи не осталось и следа. Солнечная, радостная, лучезарная. Прекрасно держится. Умно говорит. Такой увидели Наташу многочисленные зрители в стране и за рубежом во время трансляции телерепортажа с конкурса. Она овладела уникальной методикой, которая и через годы окажется для нее «самозатачивающейся и вечно живой». И вот Наташа хоть не герцогиня, но и не сложившая крылышки девочка, какой была всего несколько месяцев назад. Что ж, она успела переделать себя вовремя. Ей предстоит взрослеть, выбирая пути-дороги. Преисполненная желания помочь тем, кто страдает от заикания, а такое закономерно для некрасовцев, Наташа выбирает для себя, я уверена, очень тяжелое дело, но то, о чем мечтает: у нее появилась в жизни цель – стать со временем помощницей Юлии Некрасовой... – «...если она меня, конечно, возьмет».

Наташина сказка включена ныне в список книг, которые рекомендованы Юлией Борисовной и предназначены для прочтения и анализа. В нем «Яблоня» стоит рядом с названиями любимых произведений Чехова, Толстого, Маршалла Алана... Вместе с ними она «работает» во исцеление заикающихся.


[1] Из архива автора – слушателя курсов Украинского института усовершенствования врачей, Харьков, 1962 г.

[2] Пациентка использовала стихотворение В.С. Высоцкого «Охота на волков».

[3] Главный герой пьесы Б. Шоу «Пигмалион».

[4] Определенная группа заикающихся пациентов в этиологии и патогенезе речи имеет органические нарушения. Но у взрослых пациентов органические изменения в ходе развития могут быть сглажены, иногда частично компенсированы, в то время как вдет усиление вторичного невроза. В силу этого, как и показывает практика, повышение психического тонуса, снятие фрустрирующих факторов при лечении больных с органическими поражениями, хотя и не излечивают дефекты полностью, но дают существенный положительный результат.

[5] Термин «миронаказующий» («экстрапунитивный») – один из показателей интерпретации ответов на фрустрационный тест Розенцвейга.

[6] Полный текст этой сказки помещен в Приложении I на с. 181 –186.

[7] Ныне улице возвращено прежнее название – Большая Никитская.

[8] «Форма речи № 1» – так называемая экспрессивная речь. Термин «экспрессивная речь» употребляется в двух значениях: 1) как продукция, воспроизведение речи, в противоположность приему, слушанию – импрессивной речи; 2) как речь, обладающая особой эмоциональной экспрессией и выразительностью. В нашей работе мы пользуемся термином «экспрессивная речь» в ее втором значении.
В последующих занятиях в процессе аутогенной тренировки вызывается контрастная речь, названная нами «форма речи № 2». Это спокойная речь – медитация, не сопряженная с собеседником, если тот провоцирует на повышенноэмоциональный, нервный тон. В течение трехмесячного логопсихотерапевтического комплекса реадаптации решаются интонационные задачи варьирования контрастных и промежуточных форм речи.

[9] Под «безадресной беседой» понимаются варианты известного в психотерапии приема «психотерапевтическое зеркало» (С.С. Либих). По данным дневниковых записей и бесед с больными выбираются наиболее тяжелые ситуации, в которых они находились, и эти ситуации напоминаются им во время сеанса без указания конкретной личности, переживающей эти состояния.

[10] В «безадресном воспоминании» больным, также как и в «безадресной беседе», без указания на конкретную личность напоминаются ситуации преодоления речевого недуга, победы над собой.

[11] Подробно о других типах бесед рассказано в разделе «Метод логопсихотерапевтической беседы».

[12] См. краткий анализ этой сказки на с. 62–68, а полный ее текст – в Приложении I (с. 181–186).

[13] Обратим внимание на слово «шутка» вместо «шуточка», – эта оговорка пациента, как и многие другие, дает ценный материал психотерапевту для выводов и дальнейшей работы.

[14] В данном занятии интересен факт раннего и активного, но по-прежнему анонимного включения в обсуждение собственного характера самого человека «X».

[15] Хотим напомнить, что кинезитерапия сопутствует основной логопсихотерапевтической работе на III этапе.

[16] Понтер Аммон – Президент Всемирной Ассоциации по динамической психиатрии и Общества немецкого психоанализа; психиатр, невропатолог, психоаналитик; создатель теории психодинамики бессознательного метода терапии психических и психосоматических заболеваний, особой танцевальной терапии; автор многих книг, одна из них – «Многомерный человек» (Мюнхен, 1988).

[17] Советский Союз. 1981. № 11.

[18] Комсомольская правда. 1987.29 марта.

[19] Новости АПН. 1989, апрель.


Дата добавления: 2014-11-24 | Просмотры: 684 | Нарушение авторских прав



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 |



При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.013 сек.)