АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

И. П. Павлов

Прочитайте:
  1. VII) Органы чувств и учение И. П. Павлова
  2. Группировка муколитиков (Г.В.Павлов, Л.М.Сергеева, 2000 г.)
  3. Значение учения Е.Н. Павловского о природной очаговости
  4. И. П. Павлов 1 страница
  5. И. П. Павлов 2 страница
  6. И. П. Павлов 3 страница
  7. И. П. Павлов 4 страница
  8. И. П. Павлов 5 страница
  9. И. П. Павлов 6 страница

Поведенческая психотерапия, по сути, представляет собой клиническое ис­пользование теорий научения, сформировавшихся в рамках бихевиоризма. Центральное место в этих теориях занимают процессы классического и оперантного обусловливания и научения по моделям. В соответствии с этим вы­деляют три типа научения: научение типа S, научение типа R и социальное научение.

Классическое обусловливание. Классическое обусловливание тесно свя­зано с именем Павлова, который внес основополагающий вклад в теорию клас­сических условных рефлексов, ставшую основой для развития поведенчес­кой психотерапии.

Основная схема условного рефлекса S —R, где S — стимул, R — реак­ция (поведение). В классической Павловской схеме реакции возникают только в ответ на воздействие какого-либо стимула, то есть безусловного или услов­ного раздражителя. Павлов впервые ответил на вопрос, каким образом ней­тральный стимул может вызвать ту же реакцию, что и безусловный рефлекс, который протекает автоматически, на врожденной основе, и не зависит от предшествующего опыта индивида. Иначе, как нейтральный раздражитель становится условным раздражителем. Формирование условного рефлекса происходит при смежности — совпадении по времени индифферентного и безусловного раздражителей, с некоторым опережением индифферентного раздражителя; при повторении — многократном сочетании индифферентного и безусловного раздражителей.

Экспериментатор воздействует на организм условным раздражителем (зво­нок) и подкрепляет его безусловным (пища), то есть безусловный стимул используется для вызывания безусловной реакции (выделение слюны) в при­сутствии поначалу нейтрального стимула (звонка). После ряда повторений реакция (выделение слюны) ассоциируется с этим новым стимулом (звон­ком), между ними устанавливается такая связь, что прежде нейтральный безусловный стимул (звонок) вызывает условную реакцию (выделение слю­ны). Результатом или продуктом научения по такой схеме является респондентное поведение — поведение вызванное определенным стимулом (S). Подкрепление в данном случае связано со стимулом (S), поэтому такой тип научения, в процессе которого образуется связь между стимулами, обозна­чается как научение типа S.

Можно назвать еще три феномена, связанных с именем Павлова и исполь­зуемых в поведенческой психотерапии. Первый — это генерализация стиму­лов: если сформировалась условная реакция, то ее будут вызывать и стиму­лы, похожие на условный. Второй — различение стимулов или стимульная дискриминация. Благодаря этому процессу люди научаются различать по­хожие стимулы. Третий — это угасание. Угасание — это постепенное исчез­новение условной реакции в результате устранения связи между условным и безусловным стимулами. Угасание связано с тем, что условный стимул продолжает вызывать условную реакцию только в том случае, если хотя бы периодически появляется безусловный стимул. Если хотя бы условный сти­мул иногда не подкрепляется безусловным, то сила условной реакции начи­нает уменьшаться.

Оперантное обусловливание. Теория инструментального или оперантного обусловливания связана с именами Торндайка и Скиннера. Скиннер — один из виднейших представителей бихевиоризма, показал, что воздействие окружающей среды определяет поведение человека, он рассматривает в ка­честве главного фактора формирования человеческого поведения культуру, содержание которой выражается в определенном наборе комплексов подкреп­лений. С их помощью можно создавать и модифицировать человеческое по­ведение в нужном направлении. На таком понимании основаны методы мо­дификации поведения, которые используются не только в психотерапевти­ческой практике, но и в практике, например, воспитательных воздействий. Термины «инструментальное научение» и «оперантное обусловливание» означают, что реакция организма, которая формируется по принципу проб и ошибок, является инструментом для получения поощрения и предполагает оперирование со средой, то есть поведение есть функция его последствий. При оперантном обусловливании поведение контролируется его результатом и по­следствиями. Модификация поведения осуществляется за счет влияния на его результаты и последствия. В соответствии со схемой оперантного обусловли­вания экспериментатор, наблюдая поведение, фиксирует случайные прояв­ления желательной, «правильной» реакции и сразу же подкрепляет ее. Таким образом, стимул следует после поведенческой реакции, прямое подкреп­ление используется через поощрение и наказание. Результатом научения яв­ляется оперантное научение, или оперант. В этом случае подкрепляется не стимул, а реакция организма, именно она вызывает подкрепляющий стимул, поэтому такое научение обозначается как научение типа R. Оперантное или инструментальное поведение — поведение типа R — это поведение, вызван­ное подкреплением, следующим за поведением. Скиннер, подчеркивая раз­личия между респондентным и оперантным поведением, указывает, что респондентное поведение вызвано стимулом, который предшествует поведению, а оперантное поведение — стимулом, следующим за поведением. Иными словами: в классическом обусловливании стимул предшествует поведенчес­кой реакции, а в оперантном — следует за ней.

Следует обратить внимание на соотношение таких понятий, как позитив­ное и негативное подкрепление и наказание, различать наказание и негатив­ное подкрепление. Позитивное или негативное подкрепление усиливает по­ведение (поэтому иногда используется просто термин «подкрепление», пред­полагающий, что целью воздействий является усиление реакции вне зависи­мости от того каким будет подкрепление — позитивным или негативным), наказание — ослабляет. Позитивное подкрепление основано на предъявле­нии стимулов (наград) которые усиливают поведенческую реакцию. Нега­тивное подкрепление заключается в усилении поведения за счет удаления негативных стимулов. Наказание также подразделяют на «позитивное» и «негативное»: первое основано на лишении индивида позитивного стимула, второе — на предъявлении негативного (аверсивного) стимула. Таким об­разом, всякое подкрепление (и позитивное, и негативное) усиливает частоту поведенческой реакции, усиливает поведение, всякое наказание (и «позитив­ное», и «негативное»), напротив, уменьшает частоту поведенческой реакции, ослабляет поведение.

 

  Позитивное Негативное
подкрепление Воздействие позитивного стимула Прекращение действия негативного стимула
наказание Воздействие негативного стимула Прекращение действия позитивного стимула

 

Приведем конкретные примеры. При позитивном подкреплении живот­ное находит выход из лабиринта и получает пищу; родители хвалят ребен­ка за успехи в школе, создают ему возможности для развлечений. При негативном подкреплении животное находит выход из лабиринта, где дей­ствует электрический ток, и ток выключают; родители перестают постоянно контролировать, критиковать и ругать ребенка, если его успеваемость улуч­шилась. При «позитивном» наказании животное, постоянно получающее пищевое подкрепление в экспериментальной ситуации, перестает его полу­чать при неправильном выполнении действия; родители лишают ребенка развлечений за плохую успеваемость. При «негативном» наказании животное в лабиринте упирается в тупик, и ток включают, родители постоянно кон­тролируют, критикуют и ругают ребенка за плохую успеваемость. Таким образом, первые два вида воздействия экспериментатора или родителей усиливают реакцию, так как являются подкреплением, а третье и четвер­тое — уменьшают, являясь наказанием.

Для различения стимула классического условного рефлекса и стимула опе-рантного условного рефлекса Скиннер предложил обозначать первый как Sd — дискриминантный стимул, а второй — как Sr — респондентный сти­мул. Дискримннантный стимул (Sd-стимул) по времени предшествующий оп­ределенной поведенческой реакции, респондентный стимул (Sr-стимул), под­крепляющий определенную поведенческую реакцию, следует за ней.

Ниже представлены сравнительные характеристики классического и оперантного обусловливания.

 

Классическое обусловливание S-Я Операндов обусловливание Я-S
Научение типа S Научение типа R
Классическая парадигма Павлова Оперантная парадигма Скиннера
Реакция возникает только в ответ на воздействие какого-либо стимула Желательная реакция может появиться спонтанно
Стимул предшествует реакции Стимул следует за поведенческой реакцией
Подкрепление связано со стимулом Подкрепление связано с реакцией
Респондентное поведение — поведение, вызванное определенным стимулом, предшествующим поведению Оперантное поведение — поведение, вызванное подкреплением, следующим за поведением

 

Социальное научение. Этот тип научения основан на представлениях, со­гласно которым человек обучается новому поведению не только на основании собственного, прямого опыта (как при классическом и оперантном обусловливании), но и на основании опыта других, при наблюдении за други­ми людьми, за счет процессов моделирования. Поэтому этот тип научения также называют моделированием или научением по моделям. Научение по моделям предполагает научение посредством наблюдения и имитации соци­альных моделей поведения. Это направление связано, прежде всего, с име­нем американского психолога Бандуры, представителя медиаторного подхода (Бандура называл свою теорию медиаторно-стимульной ассоциативной тео­рией). Научение по моделям оказывает следующее действие: а) наблюдатель видит новое поведение, которого ранее не было в его репертуаре; б) поведе­ние модели усиливает или ослабляет соответствующее поведение наблюдате­ля; в) поведение модели имеет функцию воспроизведения, может быть усво­ено наблюдателем. С точки зрения Бандуры, сложное социальное поведение формируется посредством наблюдения и имитации социальных моделей. На­блюдение модели способствует выработке у наблюдателя новых реакций, об­легчает реализацию ранее приобретенных реакций, а также модифицирует уже существующее поведение. Бандура выделяет три регуляторные системы функционирования индивида: 1) предшествующие стимулы (в частности, поведение других, которое подкрепляется определенным образом); 2) обрат­ную связь (главным образом, в форме подкреплений последствий поведения); 3) когнитивные процессы, обеспечивающие контроль стимула и подкрепле­ния (человек представляет внешние влияния и ответную реакцию на них сим­волически в виде «внутренней модели внешнего мира»).

Если снова обратиться к основной формуле бихевиоризма S — (r-s) — R, (где r-s или r-s-r-s....... -r-S рассматриваются как промежуточные переменные), то очевидно, что решающая роль в процессе научения принадлежит не подкреплению стимула или реакции организма, а воздействию на про­межуточные (медиаторные) переменные. Иными словами, научение в дан­ном случае направлено на изменение более глубоких, закрытых психоло­гических образований. Конкретные воздействия в рамках медиаторного подхода концентрируются на тех или иных психологических феноменах (промежуточных переменных) в зависимости от того, какие психологичес­кие процессы рассматриваются в качестве медиаторных (побудительные, когнитивные и пр.).

Когнитивный подход. В настоящее время большую популярность и рас­пространение приобрели когнитивные подходы, где в качестве промежуточ­ных переменных рассматриваются когнитивные процессы; сторонники этих подходов исходят из того, что между ситуацией и эмоцией (стимулом и ре­акцией) находятся когнитивные процессы (например, мысль). В качестве примера таких подходов можно указать взгляды Бека и Эллиса, которые более подробно будут рассмотрены в связи с концепцией патологии.

Концепция патологии (концепция невроза). Будучи психологической основой поведенческой психотерапии и поведенческого направления в меди­цине, бихевиоризм определяет и их подход к проблеме здоровья и болезни. Согласно этим представлениям, здоровье и болезнь являются результатом того, чему человек научился и чему не научился, а личность — это опыт, ко­торый человек приобрел в течение жизни. Невроз (F40-F48) при этом не рассматривается как самостоятельная нозологическая единица, поскольку нозологический подход отсутствует. В центре внимания оказывается не столько болезнь, сколько симптом, который понимается как поведение, точнее, как нарушение поведения. Невротический симптом (невротическое поведение) оценивается как неадаптивноё или патологическое поведение, возникшее в результате неправильного научения. Так, Вольпе определяет невротическое поведение как привычку неадаптивного поведения у физиологически нормаль­ного организма. Айзенк и Рахман рассматривают невротическое поведение как усвоенные образцы поведения, являющиеся неадаптивными. Адаптация, с точки зрения бихевиоризма, является основной целью поведения, поэтому поведение, не обеспечивающее адаптацию, — патологическое. Нарушения по­ведения в рамках поведенческого направления являются приобретенными, то есть представляют собой усвоенную неправильную реакцию, которая не обес­печивает необходимый уровень адаптации. Эта неадаптивная реакция фор­мируется в процессе «неправильного» научения. Примером такого «непра­вильного» научения может быть взаимодействие родителей с ребенком, на которого родители обращают внимание, берут на руки только тогда, когда он что-то делает не так, например, капризничает. Или ребенок, испытываю­щий явный недостаток внешних проявлений любви, внимания, тепла и забо­ты, получает это в избытке, когда болеет. Таким образом, потребность ре­бенка во внимании в полной мере удовлетворяется только тогда, когда он «плохо» себя ведет, иными словами, «плохое», неадаптивное поведение под­крепляется положительно (удовлетворяется значимая потребность).

Представители когнитивно-поведенческого подхода фокусируют свое вни­мание на промежуточных переменных (когнитивных процессах), подчерки­вая их роль в развитии нарушений. Бек полагает, что психологические про­блемы, эмоциональные реакции и клинические симптомы возникают за счет искажений реальности, основанных на ошибочных предпосылках и обобще­ниях, то есть между стимулом и реакцией есть когнитивный компонент. Иными словами, между ситуацией, внешним событием (стимулом-S) и не­адаптивным поведением, эмоцией, симптомом (реакция-R) существует созна­тельная мысль (промежуточная переменная — r-s). При эмоциональных расстройствах причиной является когнитивный поток, который основан не на реальности, а на субъективной оценке. Каждый человек в определенном смысле ученый-любитель, он наблюдает мир и делает обобщения. Хороший «ученый» осуществляет точные наблюдения, выдвигает адекватные «гипоте­зы» и делает адекватные обобщения. Плохой «ученый» (мы все часто имен­но такими и являемся) осуществляет тенденциозные наблюдения, выдвигает неопределенные «гипотезы» и делает неточные обобщения. Результатом это­го являются гипотезы, которые не подвергаются никакой критической про­верке и воспринимаются как аксиомы, формируя неправильные представ­ления о мире и самом себе — неадаптивные когниции или автоматические мысли. Сам человек может считать их обоснованными, разумными, хотя другими они могут восприниматься как неадекватные. Автоматические мыс­ли содержат большее искажение реальности, чем обычное мышление, и вы­полняют регулирующую функцию, но, поскольку сами содержат значитель­ные искажения реальности, то не обеспечивают и адекватную регуляцию по­ведения, что приводит к дезадаптации.

В рамках этого подхода предпринята попытка выделить наиболее типич­ные, часто встречающиеся искажения или ошибки мышления (автоматические мысли): 1) фильтрование — увеличение, усиление негативных аспектов ка­кого-либо события или явления и игнорирование, отфильтрование позитив­ных; 2) поляризованность оценок — оценка всего в крайних вариантах (чер­ное—белое, хорошо—плохо, ноль процентов — сто процентов); 3) чрезмерная генерализация (чрезмерное обобщение) — построение общих выводов на ос­новании отдельного события; 4) паникерство — любой инцидент превраща­ется в катастрофу; 5) персонализация — постоянное сравнение себя с други­ми; представление, что все, что другие люди говорят или делают, связано лич­но с нами; 6) ошибочное восприятие контроля — представление, что мы кон­тролируем других или контролируемся другими; 7) правота — мнение, что нужно постоянно доказывать свою правоту самому себе и другим («быть не правым — это ужасно»); 8) ошибочное восприятие справедливости — убеж­дение, что жизнь должна быть справедлива; 9) ошибочные представления об изменениях — представления о том, что мы можем заставить других изменить­ся или они должны измениться, потому что мы этого хотим; 10) чтение мыс­лей — представления, что мы хорошо понимаем и знаем, что думают и чув­ствуют другие люди, почему они поступают именно так, не проверяя этого; 11) моральный императив — восприятие всех чувств и мыслей с точки зре­ния морали даже тогда, когда нет никакой моральной подоплеки; 12) эмо­циональные рассуждения — мнение о том, что то, что мы чувствуем полностью соответствует действительности, что это правильно; 13) обвинение кого-либо или себя при негативных событиях — мы часто ищем виноватого, хотя очень час­то на самом деле винить некого; 14) глобальные выводы — глобальные нега­тивные суждения о другом человеке или самом себе; 15) ложное представле­ние о божественном вознаграждении — представления, что если мы все дела­ем «правильно», то должны быть счастливы и иметь все, что хотим.

Автоматические мысли носят индивидуальный характер, но существуют общие мысли для пациентов с одним и тем же диагнозом. Существуют авто­матические мысли, которые лежат в основе определенных расстройств. Так, депрессия связана с пессимистическим взглядом на себя и свое будущее и на окружающий мир, с мыслями об ущербе, потерях в личностной сфере; тре­вога — с мыслями об опасности, угрозе, о том, что другие будут отвергать, унижать, недооценивать; фобии — с мыслями об опасных событиях, кото­рых нужно избегать, о невозможности общего контроля над ситуацией. Ав­томатические мысли специфичны и дискретны, они являются своего рода сте­нограммой, то есть представлены в сознании человека в свернутом виде. Задача когнитивной психотерапии состоит в том, чтобы найти и вскрыть искажения мышления и исправить их. Человека можно обучить сосредото­чению на интроспекции, и он может определить, как мысль связывает ситу­ацию, обстоятельства с эмоциональным ответом.

Эллис, как и Бек, считал, что между стимулом и реакцией находится ког­нитивный компонент — система убеждений человека. Эллис выделял два типа когниций — дескриптивные и оценочные. Дескриптивные (описательные) когниций содержат информацию о реальности, информацию о том, что человек воспринял в окружающем мире (чистая информация о реальности). Оценоч­ные когниций содержат отношение к этой реальности в обобщенной оценке (оценочная информация о реальности). Дескриптивные когниций связаны с оценочными, но связи между ними могут быть различной степени жесткос­ти. Гибкие связи между дескриптивными и оценочными когнициями форми­руют рациональную систему установок (убеждений), жесткие — иррацио­нальную. У нормально функционирующего индивида имеется рациональ­ная система установок, которую можно определить как систему гибких эмо­ционально-когнитивных связей. Эта система носит вероятностный характер, выражает скорее пожелание или предпочтение. Рациональной системе уста­новок соответствует умеренная сила эмоций. Хотя иногда они и носят интен­сивный характер, однако не захватывают человека надолго и поэтому не блокируют его деятельность и не препятствуют достижению целей. Ирраци­ональные установки — это жесткие связи между дескриптивными и оценоч­ными когнициями, которые носят абсолютистский характер типа предписа­ний, требований, обязательного приказа, не имеющего исключений). Ирра­циональные установки не соответствуют реальности как по силе, так и по ка­честву этого предписания. Если человек не может реализовать иррациональ­ные установки, то следствием этого являются длительные, неадекватные эмоции, которые препятствуют нормальному функционированию индивида. С точки зрения Эллиса эмоциональные расстройства обусловлены именно на­рушениями в когнитивной сфере, то есть иррациональными убеждениями или иррациональными установками. Эллис выделил основные типы установок, чаще всего встречающиеся у невротических пациентов: 1) установки должен­ствования, отражающие иррациональные убеждения в том, что существуют некие универсальные долженствования, которые реализуются всегда, вне за­висимости от того, что происходит в окружающем мире («Мир должен быть справедливым», «Дети должны слушаться взрослых и научиться выполнять свои обязанности»); 2) катастрофические установки, отражающие иррацио­нальные убеждения в том, что в мире есть события, которые будут всегда оцениваться как катастрофические вне зависимости от системы отсчета («Это ужасно, если дети ведут себя плохо на людях», «Невыносимо, когда ситуа­ция выходят из под контроля»); 3) установки обязательной реализации сво­их потребностей, отражающие иррациональные убеждения 6 том, что для того, чтобы быть счастливым и вообще существовать, человек должен обладать оп­ределенными качествами или вещами. Это тоже определенный вариант дол­женствования, но отнесенного к себе («Если я принял решение сделать что-то, я обязательно должен сделать это хорошо», «Я всегда должен быть на высоте»); 4) оценочные установки, отражающие иррациональные убеждения в том, что можно оценивать людей глобально, а не только отдельные аспекты их поведения («Людей можно разделить на хороших и плохих», «Если че­ловек ведет себя плохо, то его следует осудить»).

Психотерапия. С точки зрения представителей поведенческого направле­ния здоровье и болезнь являются результатом того, чему человек научился и чему не научился. Неадаптивное поведение и клинические симптомы рассмат­риваются как результат того, что человек чему-то не научился или научился неправильно (усвоенная неадаптивная реакция, которая сформировалась в результате неправильного научения). В соответствии с этими представлени­ями о норме и патологии основная цель клинико-психологических вмеша­тельств в рамках поведенческого подхода заключается в том, чтобы переучить, заменить неадаптивные формы поведения на адаптивные, «правильные», эта­лонные, нормативные, а задача поведенческой психотерапии как терапевти­ческой системы — в редукции или устранении симптома. В целом поведен­ческая психотерапия (модификация поведения) направлена на управление поведением человека, на переучивание, редукцию или устранение симптома и приближение поведения к определенным адаптивным формам поведения, на замену страха, тревоги, беспокойства релаксацией до редукции или пол­ного устранения симптоматики, что достигается в процессе научения за счет применения определенных техник. Научение в рамках поведенческой пси­хотерапии осуществляется на основании уже рассмотренных ранее теорий на­учения, сформулированных бихевиоризмом.

Научение осуществляется непосредственно, являясь целенаправленным, си­стематическим, осознаваемым как психотерапевтом, так и пациентом процес­сом. Психотерапевт рассматривает все проблемы как педагогические по своей природе и поэтому решает их путем прямого обучения новым поведенчес­ким реакциям. Пациент должен научиться новым альтернативным формам поведения и тренировать их. Поведение психотерапевта в данном случае так­же полностью определяется теоретической ориентацией: если задачи психо­терапии состоят в обучении, то роль и позиция психотерапевта должны со­ответствовать роли и позиции учителя или технического инструктора, а от­ношения между пациентом и психотерапевтом носят обучающий (воспита­тельный, образовательный) характер и могут быть определены как отноше­ния типа «учитель—ученик». Психотерапия представляет собой открытый процесс, непосредственно контролируемый врачом. Психотерапевт совмест­но с пациентом составляют программу лечения с четким определением цели (установлением специфической поведенческой реакции — симптома, которая должна быть модифицирована), разъяснением задач, механизмов, этапов ле­чебного процесса, определением того, что будет делать психотерапевт и что — пациент. После каждого психотерапевтического сеанса пациент получает оп­ределенные задания, а психотерапевт контролирует их выполнение. Основ­ная функция психотерапевта состоит в организации эффективного процес­са научения.

Собственно научение в рамках поведенческой психотерапии осуществля­ется на основе ранее рассмотренных схем, связанных с общими теориями научения, сформулированными бихевиоризмом. Все существующие методы поведенческой психотерапии непосредственно вытекают из определенных теорий научения. Методически поведенческая психотерапия не выходит за пределы традиционной бихевиористской схемы «стимул — промежуточные переменные — реакция». Каждая школа поведенческой психотерапии концен­трирует психотерапевтическое воздействие на отдельных элементах и комби­нациях внутри этой схемы. В рамках поведенческой психотерапии можно выделить 3 основных вида (или три группы методов), непосредственно свя­занных с тремя типами научения: 1) направление, методически основанное на классической парадигме, 2) направление, методически основанное на оперантной парадигме, 3) направление, методически основанное на парадигме социального научения.

Примером первого методического подхода может служить систематичес­кая десенсибилизация, второго — так называемая жетонная система, ассертивный тренинг, разнообразные виды директивной психотерапии, це­лью которых является изменение многочисленных психологических парамет­ров, рассматриваемых как промежуточные переменные.

Когнитивно-поведенческая психотерапия. В настоящее время существует не менее 10 направлений психотерапии, делающих акцент на когнитивное научении и подчеркивающих значение того или иного когнитивного компо­нента (Бек, Эллис, Мейхенбаум). Приводим их общие принципы.

1. Многие симптомы и поведенческие проблемы являются следствием про­белов в обучении, образовании и воспитании. Чтобы помочь пациенту изме­нить неадаптивное поведение, психотерапевт должен знать, как проходило психосоциальное развитие пациента, видеть нарушения семейной структуры и различных форм коммуникации. Этот метод высоко индивидуализирован для каждого пациента и семьи. Так, у пациента с личностным расстройством обнаруживаются переразвитые или недоразвитые поведенческие стратегии (на­пример, контроль или ответственность), преобладают однообразные аффек­ты (например, редко выражаемый гнев у пассивно-агрессивной личности), а на когнитивном уровне представлены ригидные и генерализованные уста­новки в отношении многих ситуаций. Эти пациенты с детства фиксируют дисфункциональные схемы восприятия себя, окружающего мира и будуще­го, подкрепляемые родителями. Психотерапевту необходимо изучить исто­рию семьи и понять, что поддерживает поведение пациента в дисфункцио­нальной манере. У лиц с личностными расстройствами труднее формирует­ся «доброкачественная» альтернативная когнитивная система.

2. Имеются тесные взаимоотношения между поведением и средой. Откло­нения в нормальном функционировании поддерживаются в основном под­креплением случайных событий в среде (например, стиль воспитания ребен­ка). Выявление источника нарушений (стимулов) — важный этап метода. Это требует функционального анализа, то есть детального исследования по­ведения, а также мыслей и ответов в проблемных ситуациях.

3. Нарушения поведения являются квазиудовлетворением базисных по­требностей в безопасности, принадлежности, достижении, свободе.

4. Моделирование поведения представляет собой одновременно обучаю­щий и психотерапевтический процесс. Когнитивно-поведенческая психотера­пия использует достижения, методы и техники классического (условно-реф­лекторного, оперантного, наблюдательного (моделирование поведения), ког­нитивного научения и саморегуляции поведения.

5. Поведение пациента, с одной стороны, и его мысли, чувства, психоло­гические процессы и их следствия — с другой, оказывают друг на друга взаимное влияние. Когнитивное не является первоисточником или причиной неадаптивного поведения. Мысли пациента в такой же степени влияют на его чувства, как чувства — на мысли. Мыслительные процессы и эмоции рассмат­риваются как две стороны одной медали. Мыслительные процессы — лишь звено в цепи причин, часто даже не основное. Например, когда психотерапевт пытается определить вероятность рецидива униполярной депрессии, он может сделать более точное предсказание, если поймет, насколько критична супру­га пациента, вместо того, чтобы опираться на когнитивные показатели.

6. Когнитивное может рассматриваться как совокупность когнитивных со­бытий, когнитивных процессов и когнитивных структур. Термин «когнитивные события» относится к автоматическим мыслям, внутреннему диалогу и обра­зам. Это не означает, что человек постоянно ведет разговор с самим собой. Скорее можно сказать, что поведение человека в большинстве случаев не­осмысленно, автоматично. Ряд авторов считают, что оно идет «по сценарию». Но бывают случаи, когда автоматизм прерывается, человеку необходимо принять решение в условиях неопределенности, тогда и «включается» внут­ренняя речь. В когнитивно-бихевиористской теории считается, что ее содер­жание может оказать влияние на чувства и поведение человека. Но то, как человек чувствует, ведет себя и взаимодействует с окружающими, также может существенно влиять на его мысли. Схема — когнитивная репрезентация про­шлого опыта, негласные правила, организующие и направляющие инфор­мацию, касающиеся личности самого человека. Схемы влияют на процессы оценки событий и процессы приспособления. Основной задачей когнитивно-поведенческого психотерапевта является помощь пациентам в понимании того, как они истолковывают реальность.

7. Лечение активно увлекает пациента и семью. Единицей анализа в ког­нитивно-поведенческой психотерапии в настоящее время являются примеры отношений в семье и общие для членов семьи системы убеждений. Более того, когнитивно-поведенческая психотерапия интересуется тем, как принадлеж­ность к определенным социальным и культурным группам влияет на систе­мы убеждений и поведение пациента, включает практику альтернативного поведения на психотерапевтическом занятии и в реальной среде, предусмат­ривает систему обучающих домашних заданий, активную программу подкреп­лений, ведение записей и дневников, то есть методика психотерапии струк­турирована.

8. Прогноз и результативность лечения определяются в параметрах на­блюдаемого улучшения поведения. Если раньше поведенческая психотера­пия ставила основной своей задачей устранение или исключение нежелатель­ного поведения или ответа (агрессии, тиков, фобии), то в настоящее время акцент смещен к научению пациента позитивному поведению (уверенность в себе, позитивное мышление, достижение целей), активизации ресурсов личности и ее окружения. Происходит смещение с патогенетического на саногенетический подход.

Когнитивно-поведенческая психотерапия (моделирование поведения) яв­ляется одним из ведущих направлений психотерапии в США, Германии и ряде других стран, входит в стандарт подготовки врачей-психиатров. Мо­делирование поведения — метод, легко применимый в амбулаторных усло­виях, он ориентирован на проблему, его чаще называют обучением, что при­влекает клиентов, избегающих слышать слово «пациент». Он стимулирует к самостоятельному решению проблем, что очень важно для пациентов с пограничными расстройствами, в основе которых нередко лежит инфантилизм. Многие приемы когнитивно-поведенческой психотерапии представля­ют конструктивные копинг-стратегии, помогая пациентам приобрести навы­ки адаптации в социальной среде.

Наиболее известными являются следующие поведенческие и когнитивные приемы: реципрокная ингибиция; методика наводнения; имплозия; парадок­сальная интенция; методика вызванного гнева; метод «стоп-кран»; исполь­зование воображения, скрытого моделирования, тренинга самоинструкций, методов релаксации одновременно; тренинг уверенного поведения; методы са­моконтроля; самонаблюдение; прием шкалирования; исследование угрожа­ющих последствий (декатастрофизация); преимущества и недостатки; опрос свидетельских показаний; исследование выбора (альтернатив) мыслей и дей­ствий; парадоксальные приемы и др.

Особое место в рассматриваемом направлении занимает рационально-эмоциональная психотерапия Элиса и когнитивная терапия Бека.

Когнитивно-поведенческая психотерапия — это развивающееся направ­ление. Начав с теорий научения, построенных по схеме «стимул— реакция», оно использует далее когнитивные и социальные теории научения, а в пос­ледние годы пытается опереться также на теории переработки информации, коммуникации и даже больших систем. Соответственно модифицируются старые и расширяется спектр новых методик.

Опытное (экзистенциально-гуманистическое) направление. Весьма не­однородное направление в психотерапии, что находит выражение даже в раз­нообразии терминов, которые используются для его названия. Наряду с тер­мином «гуманистическое направление» его также часто обозначают как «эк­зистенциально-гуманистическое» или «опытное». Традиционно в него вклю­чают разные психотерапевтические школы и подходы, которые объединены общим пониманием цели психотерапии и путей для ее достижения. Личнос­тная интеграция, восстановление целостности и единства человеческой личности рассматриваются как основная цель психотерапии, которая может быть достигнута за счет переживания, осознания, принятия и интеграции нового опыта, полученного в ходе психотерапевтического процесса. Далеко не все­гда эти подходы основываются на собственно гуманистической психологии. Поэтому термин «гуманистическое направление» не точно отражает содержа­ние конкретных школ. По сути, только одна ветвь этого направления может быть названа гуманистической психотерапией. Более адекватным, вероятно, является термин «опытное направление», однако используется также назва­ние «гуманистическое направление» с учетом сложившейся традиции и свя­зи каждого конкретного подхода с гуманистической психологией.

Психологическая концепция. Гуманистическая психология, которую часто называют «третьей силой в психологии» (после психоанализа и бихевиориз­ма) сформировалась как самостоятельное направление в 50-х гг. XX в. В основе гуманистической психологии лежит философия европейского экзистен­циализма и феноменологический подход. Экзистенциализм привнес в гума­нистическую психологию интерес к проявлениям человеческого бытия и ста­новлению человека. Феноменология — описательный подход к человеку без предварительных теоретических построений, интерес к субъективной (личной) реальности, к субъективному опыту, опыту непосредственного переживания («здесь-и-теперь») как основному феномену в изучении и понимании чело­века. Можно отметить и некоторое влияние восточной философии, которая стремится к соединению души и тела, единству человеческого духовного на­чала. Предметом гуманистической психологии является личность как уникаль­ная целостная система, не являющаяся чем-то заранее данным, а представля­ющая собой открытую возможность самоактуализации, присущую только человеку.

Концепция личности. Гуманистическая психология во многом развива­лась как альтернатива психоанализу и бихевиоризму. Один из виднейших представителей этого подхода Мей писал, что «понимание человека как пучка инстинктов или собрания рефлекторных схем приводит к потере че­ловеческой сущности». Низведение человеческой мотивации к уровню пер­вичных и даже животных инстинктов, недостаточное внимание к сознатель­ной сфере и преувеличение значимости бессознательных процессов, игно­рирование особенностей функционирования здоровой личности, рассмотре­ние тревоги только как негативного фактора — именно эти психоаналити­ческие воззрения вызывали критику представителей гуманистической психологии. Бихевиоризм, с их точки зрения, дегуманизировал человека, акцентируя внимание лишь на внешнем поведении и лишая человека глу­бины и духовного, внутреннего смысла, превращая его, тем самым, в ма­шину, робот или лабораторную крысу. Гуманистическая психология про­возгласила свой собственный подход к проблеме человека. Она рассматри­вает личность как уникальное, целостное образование, понять которое за счет анализа отдельных проявлений и составляющих просто невозможно. Именно целостный подход к человеку как уникальной личности является одним их фундаментальных положений гуманистической психологии. Ос­новными мотивами, движущими силами и детерминантами личностного раз­вития являются специфически человеческие свойства — стремление к раз­витию и осуществлению своих потенциальных возможностей, стремление к самореализации, самовыражению, самоактуализации, к осуществлению оп­ределенных жизненных целей, раскрытию смысла собственного существо­вания. Личность рассматривается как постоянно развивающаяся, стремяща­яся к своему «полному функционированию», не как нечто заранее данное, а как возможность самоактуализации. Гуманистическая психология не раз­деляет психоаналитических взглядов на тревогу как негативный фактор, на устранение которого направлено человеческое поведение. Тревога может существовать и как конструктивная форма, способствующая личностному изменению и развитию. Для здоровой личности движущей силой поведе­ния и его целью является самоактуализация, которая рассматривается как «гуманоидная потребность, биологически присущая человеку как виду». Основные принципы гуманистической психологии формулируются следу­ющим образом: признание целостного характера природы человека, роли сознательного опыта, свободы воли, спонтанности и творческих возможно­стей человека, способности к росту.

Самоактуализация. Самоактуализация является одним из важнейших понятий в гуманистической психологии и понимается как процесс, сущность которого состоит в наиболее полном развитии, раскрытии и реализации спо­собностей и возможностей человека, актуализации его личностного потенци­ала. Самоактуализация способствует тому, чтобы человек мог стать тем, кем он может стать на самом деле, и, следовательно, жить осмысленно, полно и совершенно. Потребность в самоактуализации выступает как высшая чело­веческая потребность, как главный мотивационный фактор. Однако эта по­требность проявляется и определяет поведение человека лишь в том случае, если удовлетворены другие, нижележащие потребности. Один из основате­лей гуманистической психологии Маслоу разработал иерархическую модель потребностей: 1-й уровень — физиологические потребности (потребности в пище, сне, сексе и пр.); 2-й уровень — потребность в безопасности (потреб­ности в обеспеченности, стабильности, порядке, защищенности, отсутствии страха и тревоги); 3-й уровень — потребность в любви и принадлежности (потребность в любви и чувстве общности, принадлежности к определенной общности, семья, дружба); 4-й уровень — потребность в самоуважении (по­требность в самоуважении и уважении и признании другими людьми); 5-й уровень — потребность в самоактуализации (потребность в развитии и реа­лизации собственных способностей, возможностей и личностного потенциа­ла, личностного совершенствования). Согласно этой концепции, высшие (вы­шележащие) потребности могут направлять поведение человека лишь в той степени, в какой удовлетворены низшие. Продвижение к высшей цели — са­моактуализации, психологическому росту, не может осуществляться, пока индивид не удовлетворит более низшие потребности, не избавится от их до­минирования, которое может быть обусловлено ранней фрустрацией той или иной потребности и фиксацией индивида на определенном, соответствующем этой неудовлетворенной потребности, уровне функционирования. Маслоу также подчеркивал, что потребность в безопасности может оказывать доста­точно существенное негативное влияние на самоактуализацию. Самоактуа­лизация, психологический рост связаны с освоением нового, с расширением сфер функционирования человека, с риском, возможностью ошибок и негативными их последствиями. Все это может увеличивать тревогу и страх, что ведет к уси­лению потребности в безопасности и возвра­ту к старым, безопасным стереотипам.

Роджерс также рассматривал в качестве главного мотивационного фактора стремление к самоактуализации, которую он понимал, как процесс реализации человеком своего потен­циала с целью стать полноценно функциони­рующей личностью. Полное раскрытие лич­ности, «полное функционирование* (и пси­хическое здоровье), с точки зрения Роджер­са, характеризуется следующим: открытость по отношению к опыту, стремление в любой отдельный момент жить полной жизнью, спо­собность прислушиваться в большей степени к собственной интуиции и потребностям, чем к рассудку и мнению окружающих, чувство свободы, высокий уровень твор­чества. Жизненный опыт человека рассматривается с точки зрения того, в какой мере он способствует самоактуализации. Если этот опыт помогает ак­туализации, то человек оценивает его как положительный, если нет — как негативный, которого следует избегать. Роджерс особо подчеркивал значе­ние субъективного опыта (личного мира переживаний человека) и полагал, что другого человека можно понять только непосредственно обращаясь к его субъективному опыту.

 

 

Опыт. Понятие опыта занимает важное место как в концепции Роджер­са, так и других представителей этого направления. Опыт понимается как личный мир переживаний человека, как совокупность внутреннего и внеш­него опыта, как то, что человек переживает и «проживает». Опыт — это со­вокупность переживаний (феноменальное поле), он включает все, что потен­циально доступно сознанию и происходит в организме и с организмом в любой данный момент. Сознание рассматривается как символизация некоторого опыта переживаний. Феноменальное поле содержит как сознательные (то есть сим­волизированные) переживания, так и бессознательные (несимволизирован­ные). Опыт прошлого также имеет значение, однако актуальное поведение обусловлено именно актуальным восприятием и интерпретацией событий (актуальным опытом).

Организм. Термин организм не несет в себе исключительно биологичес­кого содержания, организм в данном случае понимается как сосредоточение всего опыта переживаний. Рождерс по этому поводу пишет следующее: «Если мы сможем добавить к сенсорному и висцеральному опыту, характерному для всего животного мира, дар свободного неискаженного осознания, кото­рое во всей своей полноте свойственно лишь человеку, то у нас получится прекрасный, конструктивный, соответствующий реальности организм. В этом случае у нас будет организм, который осознает как требования культуры, так и свои собственные физиологические потребности и свои желания». Та­ким образом, это понятие включает не только висцеральные и сенсорные реакции, но и весь социальный опыт человека, то, что осознается, и то, что не осознается в данный момент, но может быть осознано. В организме нахо­дит выражение целостность человека.

Я-концепция — более или менее осознанная устойчивая система представ­лений индивида о самом себе, включающая физические, эмоциональные, ког­нитивные, социальные и поведенческие характеристики и представляющая собой дифференцированную часть феноменального поля. Я-концепция — это самовосприятие, концепция человека о том, что он собой представляет, она включает те характеристики, которые человек воспринимает как действитель­ную часть самого себя. Наряду с Я-реальным, Я-концепция содержит также и Я-идеальное (представления о том, каким человек хотел бы стать). Для самоактуализации необходимым условием является наличие адекватной Я-концепции, полного и целостного представления человека о самом себе, вклю­чающего самые разнообразные собственные проявления, качества и стремле­ния. Только такое полное знание о самом себе может стать основой для про­цесса самоактуализации.

Конгруэнтность также определяет возможности самореализации; во-пер­вых, соответствие между воспринимаемым Я и актуальным опытом пережи­ваний. Если в Я-концепции представлены переживания, достаточно точно от­ражающие «переживания организма» (организм в данном случае понимает­ся как сосредоточение всего опыта переживаний), если человек допускает в сознание различные виды своего опыта, если осознает себя тем, кто он есть в опыте, то есть «открыт опыту», то его образ Я будет адекватным и целост­ным, поведение конструктивным, а сам человек — зрелым, адаптированным и способным к «полному функционированию». Неконгруэнтность между Я-концепцией и организмом, несоответствие или противоречие между опытом и представлением о себе, вызывает ощущение угрозы и тревогу, вследствие чего опыт искажается по механизмам защиты, что, в свою очередь, приводит к ог­раничению возможностей человека. В этом смысле понятие «открытость опыту» противоположно понятию «защита». Во-вторых, термин конгруэнтность от­носится также к соответствию между субъективной реальностью человека и внешней реальностью. И, наконец, в третьих, конгруэнтность или неконгру­энтность — это степень соответствия между Я-реальным и Я-идеальным. Определенное расхождение между реальным и идеальным образами Я иг­рает позитивную роль, так как создает перспективу развития человеческой личности и самосовершенствования. Однако чрезмерное увеличение дистан­ции представляет для Я угрозу, приводит к выраженному чувству неудов­летворенности и неуверенности, обострению защитных реакций и плохой адап­тации.

Таким образом, в рамках гуманистического подхода в качестве основной человеческой потребности, детерминанты поведения и развития человеческой личности рассматривается потребность в самоактуализации, стремление к раз­витию и осуществлению своих потенциальных возможностей, к осуществле­нию определенных жизненных целей. Важным условием успешной реализа­ции этой потребности является наличие адекватного и целостного образа Я, отражающего истинные переживания, потребности, свойства и стремления человека. Такая Я-концепция формируется в процессе принятия и осознания всего многообразия своего собственного опыта, чему способствуют определен­ные условия воспитания и социализации индивида.

Концепция патологии (концепция невроза). Главной человеческой по­требностью в рамках гуманистического подхода является потребность в самоактуализации. Невроз (F40-F48) при этом рассматривается как резуль­тат невозможности самоактуализации, как результат отчуждения человека от самого себя и от мира. Маслоу пишет по этому поводу: «Патология есть человеческое уничижение, потеря или недостижение актуализации челове­ческих способностей и возможностей. Идеал полного здоровья — это чело­век сознательный, осознающий реальность в каждый момент, человек жи­вой, немедленный и спонтанный». В своей концепции мотивации Маслоу выделял два ее вида: дефицитарную мотивацию (дефицитарные мотивы) и мотивацию роста (мотивы роста). Цель первой состоит в удовлетворении дефицитарных состояний (голода, опасности и пр.). Мотивы роста имеют отдаленные цели и связанные со стремлением к самоактуализации. Эти по­требности Маслоу обозначил как метапотребности. Метамотивация невоз­можна до тех пор, пока человек не удовлетворит дефицитарные потребно­сти. Депривация метапотребностей, с точки зрения Маслоу, может вызвать психические заболевания.

Рождерс также рассматривает невозможность самоактуализации, блоки­рование этой потребности как источник возможных нарушений. Мотивация самоактуализации может быть реализована, если человек имеет адекватный и целостный образ Я, формирующийся и постоянно развивающийся на ос­нове осознания всего опыта собственных переживаний. Другими словами, условием формирование адекватной Я-концепции является «открытость опы­ту». Однако человек часто сталкивается с такими собственными пережива­ниями, таким опытом, которые могут в большей или меньшей степени рас­ходиться с представлением о себе. Расхождение, несоответствие между Я-концепцией и переживанием представляет угрозу для его Я-концепции.

Эмоциональной реакцией на ситуацию, воспринимаемую как угроза, явля­ется тревога. В качестве противодействия этому рассогласованию и вызван­ной им тревоге человек использует защиту. Роджерс, в частности, указывал два основных защитных механизма — искажение восприятия и отрицание. Искажение восприятия — это вид защиты, представляющий собой процесс трасформации угрожающих переживаний в такую форму, которая соответ­ствует или согласуется с Я-концепцией. Отрицание представляет собой про­цесс полного исключения из сознания угрожающих переживаний и непри­ятных аспектов действительности. Если степень расхождения между Я-кон­цепцией слишком велика, если переживания полностью не согласуются с об­разом Я, тогда уровень внутреннего дискомфорта и тревоги слишком вы­сок, чтобы человек мог с ним справиться. В таком случае развивается либо повышенная психологическая уязвимость, либо различные психические рас­стройства, например, невротические нарушения. В связи с этим возникает воп­рос, почему у одних людей Я-концепция достаточно адекватна и человек спо­собен переработать новый опыт и интегрировать его, а у других этот опыт представляет угрозу для Я? Я-концепция формируется в процессе воспита­ния и социализации и во многом, с точки зрения Роджерса, определяется по­требностью в положительном принятии (внимании). В процессе воспитания и социализации родители и окружающие могут демонстрировать ребенку условное и безусловное принятие. Если ребенок чувствует, что его прини­мают и любят вне зависимости от того, как он себя сейчас ведет («Я тебя люблю, но твое поведение сейчас мне не нравится — безусловное приня­тие), то ребенок будет уверен в любви и принятии. В дальнейшем человек будет менее уязвим по отношению к опыту, не согласующемуся с Я. Если же родители ставят любовь и принятие в зависимость от конкретного пове­дения («Я тебя не люблю, потому что ты плохо себя ведешь» — что означа­ет: «Я буду тебя любить только в том случае, если ты будешь хорошо себя вести» — условное принятие), то ребенок не уверен в своей ценности и зна­чимости для родителей. Он начинает ощущать, что в нем, в его поведении есть что-то такое, что лишает его родительской любви и принятия. Те про­явления, которые не получают одобрения и вызывают негативные пережи­вания, могут исключаться из Я-концепции и искажают и препятствуют ее развитию. Человек избегает ситуаций, которые потенциально могут вызвать неодобрение и негативную оценку. Он начинает руководствоваться в своем поведении и в жизни чужими оценками и ценностями, чужыми потребнос­тями, и все дальше уходит от самого себя. В итоге личность не получает пол­ного развития. Таким образом, отсутствие безусловного принятия формиру­ет искаженную Я-концепцию, которая не соответствует тому, что есть в опыте человека. Неустойчивый и неадекватный образ Я делает человека психоло­гически уязвимым к чрезвычайно широкому спектру собственных проявлений, которые также не осознаются (искажаются или отрицаются), что усу­губляет неадекватность Я-концепции и создает почву для роста внутренне­го дискомфорта и тревоги, которые могут стать причиной манифестации не­вротических расстройств.

Франкл, основатель «третьего венского направления психотерапии» (после Фрейда и Адлера), считает, что каждое время имеет свой невроз и каждое время должно иметь свою психотерапию. Современный невротический пациент стра­дает не от подавления сексуального влечения и не от чувства собственной не­полноценности, а от экзистенциальной фрустрации, которая возникает в ре­зультате переживания человеком чувства бессмысленности собственного су­ществования. Одну из своих книг Франкл так и назвал — 4 Страдание в жизни, лишенной смысла». Согласно Франклу, воля к смыслу является ос­новной человеческой потребностью, а невозможность удовлетворения этой потребности ведет к «ноогенному» (духовному) неврозу.

Таким образом, в рамках гуманистического (экзистенциально-гуманисти­ческого, опытного) подхода психические нарушения, в частности, невротичес­кие расстройства, рассматриваются как результат блокирования специфически человеческой потребности: невозможности самоактуализации, отчуждения человека от самого себя и от мира, невозможности раскрыть смысл собствен­ного существования.

Психотерапия. Включает разнообразные подходы, школы и методы, ко­торые в самом общем виде объединяет идея личностной интеграции, личнос­тного роста, восстановления целостности и единства человеческой личности. Эта цель может быть достигнута за счет переживания, осознания (осознавания), принятия и интеграции опыта, уже существующего и полученного в ходе психотерапевтического процесса. Но представления о том, каким путем, за счет чего пациент в ходе психотерапии может получить новый уникаль­ный опыт, способствующий личностной интеграции, у представителей этого направления различаются.

Обычно в «опытном» направлении выделяют три основных подхода. Ос­нованием для отнесения той или иной конкретной школы к одной из ветвей «опытного» направления являются представления о том, за счет чего паци­ент осознает, принимает и приобретает опыт и интегрирует его, хотя обозна­чения этих подходов весьма условны.

Философский подход. Теоретической основой являются экзистенци­альные взгляды и гуманистическая психология. Все, что излагалось выше, прямо относится именно к этой ветви опытного направления. В качестве ос­новной цели психотерапии рассматривается помощь человеку в становлении самого себя как самоактуализирующейся личности, помощь в поисках пу­тей самоактуализации, в раскрытии смысла собственного существования, в достижении аутентичного существования. Это может быть осуществлено путем развития в процессе психотерапии адекватного образа Я, адекватного са­мопонимания и развития новых ценностей. Личностная интеграция, рост аутентичности и спонтанности, принятие и осознание себя во всем своем мно­гообразии, уменьшение расхождения между Я-концепцией и опытом рас­сматриваются как наиболее значимые факторы психотерапевтического про­цесса.

Задача психотерапевта состоит в том, чтобы поднять уровень осознаннос­ти поведения, помочь скорректировать отношение к самому себе и окружаю­щим, освободить скрытый творческий потенциал и способность к саморазви­тию. Новый опыт, способствующий личностной интеграции, пациент приоб­ретает за счет общения с другими людьми, с психотерапевтом или психотера­певтической группой.

Наиболее полное выражение этот подход получил в разработанной Род­жерсом клиент-центрированной психотерапии, получившей широкое распро­странение и оказавшей значительное влияние на развитие групповых мето­дов. Для Роджерса задачи психотерапии заключаются в создании условий, способствующих новому опыту (переживаниям), на основании которого па­циент изменяет свою самооценку в положительном, внутренне приемлемом направлении. Происходит сближение реального и идеального образов Я, приобретаются новые формы поведения, основанные на собственной системе ценностей, а не на оценке других. Психотерапевт последовательно реализует в ходе своей работы с пациентом три основные переменные психотерапевти­ческого процесса. Первая — это эмпатия. Эмпатия понимается как способ­ность психотерапевта встать на место пациента, почувствовать его внутрен­ний мир, понимая его высказывания так, как он сам это понимает. Вторая — безусловное положительное отношение к пациенту или безусловное положительное принятие. Безусловное принятие предполагает отношение к пациенту как к личности, обладающей безусловной ценностью, независимо от того, какое поведение он демонстрирует, как оно может быть оценено, какими качествами он обладает, болен он или здоров. Третья — собственная конгруэнтность или аутентичность психотерапевта. Она означает истинность поведения психотерапевта, поведение, соответствующее тому, какой он есть на самом деле.

Все эти три параметра, вошедшие в литературу под названием «триада Роджерса», непосредственно вытекают из взглядов на проблему личности и возникновение расстройств. Они, по сути дела, представляют собой «мето­дические приемы», способствующие изучению пациента и достижению не­обходимых изменений. Роджерс особо подчеркивал значение субъективно­го опыта (личного мира переживаний человека) и полагал, что другого че­ловека можно понять, только непосредственно обращаясь к его субъективному опыту. При этом не имеет смысла изучать отдельные элементы, а не­обходимо попытаться понять человека как некую целостность. Эмпатия, пред­полагающая «вчувствование» во внутренний мир пациента, погружение в его субъективный мир, субъективный опыт, как раз и представляет собой необходимый способ («метод») познания пациента. Недостаток безусловного принятия со стороны родителей препятствует формированию целостного, адек­ватного образа Я у ребенка, вызывает рассогласование между Я-концепцией и опытом. Безусловное положительное отношение к пациенту со стороны психотерапевта восполняет этот дефицит и создает перспективу развития адекватного образа Я. Аутентичность или конгруэнтность психотерапевта по­казывает пациенту преимущества открытости, спонтанности, искренности, по­могая ему также освободиться от «фасадов».

Роджерс считал, что в процессе реализации в поведении психотерапевта эмпатии, принятия и конгруэнтности, он передает пациенту свое отношение, что приводит к увеличению безусловного принятия пациентом самого себя и росту самоуважения. Он так описывал процесс психотерапии: «Я позво­ляю себе полностью погружаться во взаимоотношения, в них участвует весь мой организм, не только сознание. Я отвечаю не по сознательному плану, а просто, нерефлексивно. Мой ответ основан на чувствительности всего моего организма к другой личности. Я переживаю эти взаимоотношения на такой основе». Указанные факторы Роджерс рассматривал как предпосылку к из­менениям в человеке. Сложившиеся таким образом отношения с психотера­певтом пациент воспринимает как безопасные, ощущение угрозы при этом редуцируется, постепенно исчезает защита, вследствие чего пациент начинает, открыто говорить о своих чувствах и переживаниях. Искаженный ранее по механизму защиты опыт теперь воспринимается более точно, пациент ста­новится более «открытым опыту», который ассимилируется и интегрируется Я, а это способствует увеличению конгруэнтности между опытом и Я-концепцией. У пациента возрастает позитивное отношение к себе и другим, он становится более зрелым, ответственным и психологически приспособленным. В результате этих изменений восстанавливается и приобретает возможность дальнейшего развития способность к самоактуализации, личность начинает приближаться к своему «полному функционированию».

Экзистенциальная психотерапия. В ее основе лежат феноменологичес­кая и экзистенциальная философия и психология (Гуссерль, Хайдегер, Ясперс, Сартр). Центральное понятие учения — экзистенция (от позднелат. existentia — существование) как нерасчлененная целостность объекта и субъекта; ос­новные проявления человеческой экзистенции — забота, страх, решимость, совесть, вина, любовь. Все проявления определяются через смерть — чело­век прозревает свою экзистенцию в пограничных и экстремальных состояниях (борьба, страдание, смерть). Постигая свою экзистенцию, человек об­ретает свободу, которая и есть выбор своей сущности.

Экзистенциальная психотерапия представляет собой собирательное поня­тие для обозначения психотерапевтических подходов, в которых делается упор на «свободную волю», свободное развитие личности, её уникальность, осоз­нание ответственности человека за формирование собственного внутреннего мира и выбор жизненного пути. В Европе представителями экзистенциаль­ного анализа являются Бинсвангер, Босс, Франкл. В США выделилось эк­зистенциально-гуманистическое направление, известными представителями которого являются Мей, Бьюдженталь, Ялом.

В психотерапевтической теории и практике в рамках философского под­хода наиболее известны дазайнанализ Бинсвагера, клиент-центрированная психотерапия Роджерса, разговорная психотерапия Тауша, Франкла и др.

Соматический подход. При этом подходе новый опыт, способству­ющий личностный интеграции, пациент приобретает за счет общения с са­мим собой, с различными аспектами своей личности и своего актуального состояния. Используют как вербальные, так и невербальные методы, при­менение которых способствует интеграции Я благодаря концентрации вни­мания и осознавания различных аспектов («частей») собственной личнос­ти, собственных эмоций, субъективных телесных стимулов и сенсорных ответов. Делают акцент и на двигательных методиках, способствующих высвобождению подавленных чувств и их дальнейшему осознанию и при­нятию.

Примером этого подхода является гештальт-терапия Перлса.

При духовном подходе новый опыт, способствующий личностный ин­теграции, пациент приобретает благодаря приобщению к высшему началу. В центре внимания находится утверждение Я как трансцендентального или трансперсонального опыта, расширение опыта человека до космического уровня, что, по мнению представителей этого подхода, ведет в объединению человека со Вселенной (Космосом) Достигается это с помощью медитации (например, трансцендентальной медитации) или духовного синтеза, который может осу­ществляться различными приемами самодисциплины, тренировки воли и практики деидентификации.

Таким образом, опытный подход объединяют представления о целях пси­хотерапии как личностной интеграции, восстановлении целостности и един­ства человеческой личности, что может быть достигнуто за счет переживания, осознания (осознавания), принятия и интеграции нового опыта, полученно­го в ходе психотерапевтического процесса. Пациент может получить новый уникальный опыт, способствующий личностной интеграции, различными путями: этому опыту могут способствовать другие люди (психотерапевт, группа), непосредственное обращение к ранее закрытым аспектам собствен­ного Я (в частности, телесного) и соединение с высшим началом.

Карасу, рассматривая экзистенциально-гуманистическое направление в психотерапии, характеризует его следующими основными категориями:

— концепция патологии (основывается на признании существования эк­зистенциального отчаяния как следствия утраты человеком возмож­ностей, расщепления Я, рассогласования с собственными знаниями);

— здоровье (связано с реализацией потенциала человека — развитием Я, достижением подлинности, непосредственности);

— желательные изменения (непосредственность переживаний, восприя­тие и выражение ощущений или чувств в данный момент);

— временной подход (внеисторический, фокусируется на феноменоло­гическом моменте);

— лечение (кратковременное и интенсивное);

— задача психотерапевта (сводится к взаимодействию в атмосфере вза­имного принятия, способствующего самовыражению — от соматичес­кого до духовного);

— основной психотерапевтический метод (встречи с равноправным уча­стием в диалоге, проведение экспериментов, игр, инсценировок или «разыгрывание» чувств);

— лечебная модель (экзистенциальная: диада равных людей или «Взрос­лый-Взрослый», то есть человеческий союз);

— характер отношения пациента к лечению (считается реальным, в от­личие, например, от признания существования переноса в динами­ческом направлении, и представляет первостепенную важность);

— позиция психотерапевта (взаимодействующая и принимающая; он вы­ступает во взаиморазрешающей или удовлетворяющей роли).

Преемственность между личностной концепцией, концепцией патологии и собственно практикой психотерапевтической работы является непременным условием научно обоснованных психотерапевтических школ.

 

***

Выше дано подробное изложение концепций личности и органически свя­занных с ними представлений о неврозах и их психотерапии, относящихся к трем ведущим современным направлениям психологии — психоанализу, бихевиоризму и гуманистической психологии.

Очевидно, что в психологии существуют десятки иных авторских концеп­ций личности, часть из которых имеет в настоящее время лишь историко-научное значение. Другие представлены в литературе собственными взгля­дами на личность, неврозы и их лечение. Все многообразие концепций и оригинальных подходов в изучении личности представлено в табл. 10 и 11.

 

 

 


Дата добавления: 2015-02-06 | Просмотры: 2650 | Нарушение авторских прав



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 |



При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.025 сек.)