АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Визуальная антропология и клиническая арт-терапия

Прочитайте:
  1. II. Клиническая картина
  2. II. Клиническая картина
  3. III. Клиническая картина
  4. III. Субклиническая стадия.
  5. IV клиническая стадия
  6. IV. Клиническая диагностика случаев легионеллеза.
  7. IV. Клиническая картина
  8. TNM клиническая классификация
  9. TNM клиническая классификация (коды МКБ-0-С11.0.1, С11.2, С11.3).
  10. TNM клиническая классификация (коды МКБ-0-С12,С13)

Клиническая (медицинская) арт-терапия ориентирована на более активное использование искусства в медицинских учреждениях [2]; [7]; [9]; [10]; [11]; [13]; [15]; [16]; [39]; [40]; [46]; [50]. Наряду с психиатрией, клиническая арт-терапия представлена в таких областях медицины, как соматическая медицина, паллиативный уход, профилактическая медицина, гериатрия, педиатрия. Наиболее характерными отличительными особенностями клинической арт-терапии являются

  • лечебно-профилактическая направленность арт-терапевтического вмешательства, позволяющая отнести его к области медицины (иными словами, клиническая арт-терапия, как и любая клиническая психотерапия, занимается в основном лечением больных или предупреждением болезней), хотя эта точка зрения в настоящее время оспаривается, особенно со стороны гуманитарно- и психологически-ориентированных представителей арт-терапевтического сообщества [8];
  • использование творческой активности пациентов в качестве дополнительного (вспомогательного) или основного фактора профилактики и лечения психических и соматических (психосоматических) заболеваний, а также реабилитации лиц с ограниченными возможностями психического и физического здоровья;
  • ориентация на использование не только универсальных, но и более дифференцированных, специальных лечебно-профилактических арт-терапевтических воздействий, учитывающих специфику заболевания, его проявлений и патогенеза;
  • стремление к инструментализации и стандартизации вмешательств, направленных на клинические мишени, связанные не только с внешними проявлениями болезней, но и причинными факторами и механизмами их развития;
  • повышенное внимание к эффективности лечебно-профилактических воздействий, связанное с проведением исследований на основе норм и принципов доказательной медицины;
  • реализация специалистами с клинической подготовкой: в нашей стране – клиническими психологами и врачами-психотерапевтами, а за рубежом – клиническими арт-терапевтами, включенными в полипрофессиональные бригады;
  • относительно высокая степень централизации и контроля, пока в основном со стороны административно-управленческого звена и, в гораздо меньшей степени, со стороны общественных, в том числе профессиональных организаций и граждан (институтов гражданского общества);
  • оплата арт-терапевтических вмешательств как регламентированных лечебно-профилактических услуг в основном за счет средств страховой медицины.

Дополнительно к названным отличиям клинической арт-терапии и принимая во внимание те содержания, которые включены в понятие «клиническая психотерапия» в нашей стране [5]; [14] следует акцентировать внимание на таких ее значимых характеристиках, как

  • проведение вмешательства на основе учета клинических особенностей пациента, особенностей патогенеза, клинической и клинико-психологической диагностики и дифференциальной диагностики расстройств;
  • придание повышенного значения биологическим факторам и механизмам развития, а также физиологическим (патофизиологическим) аспектам болезни, «природной» почвы, рассматриваемым не только как предпосылка заболевания, но и как значимый адаптационный фактор;
  • построение терапевтического вмешательства на основе его согласования с биологическими, конституциональными, «природными» предпосылками заболевания и связанными с ними защитно-адаптационными механизмами, понимаемыми не столько в духе психодинамического подхода, сколько гиппократовской клинической медицины [5].

Благодаря развитию клинического направления в арт-терапии усиливается ее связь с практической, научной медициной, что в целом можно признать в качестве значимого фактора дальнейшего совершенствования арт-терапевтических услуг. В то же время, это предполагает определенные риски, такие как

  • биологизация и физиологизация арт-терапии, ведущая к ослаблению ее гуманитарной основы;
  • подмена личностных и межличностных факторов арт-терапевтического процесса, связанных с внутренней мотивацией и творческой активностью пациентов, а также терапевтическими и групповыми отношениями, его инструментальной составляющей, техниками и алгоритмами направленного лечебно-профилактического воздействия;
  • недооценка художественной составляющей арт-терапии, внутренних и внешних условий творческой деятельности и придание повышенного значения психотерапевтической, вербальной составляющей.

Антропологические аспекты современной клинической арт-терапии характеризуются значимой ролью биологической антропологии – изучением факторов наследственности, конституционально-типологических особенностей, структуры и функций человеческого организма и мозга в непосредственной связи с развитием и лечением психических и соматических заболеваний. В то же время в ней неуклонно усиливаются позиции психологической, социальной и культурной антропологии. В нашей стране это, в частности, связано с развитием биопсихосоциальной парадигмы развития и лечения болезней и личностно-ориентированного подхода, укреплением позиций клинической (медицинской) психологии, усилением компонентов психотерапевтической и психосоциальной помощи на разных этапах осуществления лечебно-профилактических и реабилитационных мероприятий.

Что касается визуальной антропологии как области клинической арт-терапии, то он представлен следующими направлениями работы:

1. Сбором и изучением визуальных документов (рисунков, фотографий, видеозаписей и т.д.), связанных с процессами развития болезни и выздоровления, разными уровнями психосоциальной адаптации и качества жизни при различных психических и соматических заболеваниях. При этом может, например, проводиться не только традиционный патографический анализ таких документов, направленный на изучение структуры и динамики болезненных проявлений и психотипов, но и осуществляться более пристальное, чем в предыдущие десятилетия, изучение защитно-приспособительных реакций и ресурсов личности с точки зрения концепции сопротивляемости (resilience based model) и функционального диагноза.

2. Изучением личностных и социокультурных смыслов, включая духовные и экзистенциальные смыслы, психических и соматических заболеваний, их отдельных проявлений, психофизических ограничений, психического и физического здоровья посредством создания и обсуждения визуальных документов – как в процессе общения пациентов с врачом или другими специалистами лечебной бригады, так и диалога пациентов друг с другом, родственниками, обществом.

3. Сбором, изучением и распространением различной повествовательной продукции, например, историй болезни и выздоровления, обретения смысла и ценности жизни, создаваемой параллельно или на основе визуальных документов в духе визуально-нарративного подхода. Это может осуществляться, например, в связи с созданием «дигитальных историй» и жизнеописаний, тематических фотоальбомов и иной визуально-повествовательной продукции с целью поддержки и реконструкции образа «Я» пациентов (в прошлом или настоящем), изменения отношения к ним со стороны других пациентов, медицинского персонала, близких и общества, избавления от «клейма» болезни или «неполноценности».


Дата добавления: 2015-05-19 | Просмотры: 483 | Нарушение авторских прав



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |



При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.004 сек.)