АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Сексуальные девиации

Прочитайте:
  1. Глава 7. ПСИХОСЕКСУАЛЬНЫЕ РАССТРОЙСТВА................................................................ 166
  2. Или непозволительные сексуальные забавы африканских племен
  3. Коммуникативные девиации
  4. Сексуальные девиации и перверсии
  5. Сексуальные девиации и перверсии
  6. Сексуальные меньшинства как «объект» социальной медицины
  7. Сексуальные отношения во время и после беременности
  8. СЕКСУАЛЬНЫЕ РАССТРОЙСТВА
  9. Сексуальные расстройства

 

Современные классификации сексуальных девиаций представляют собой перечень всех многообразных вариантов отклоняющегося сексуального поведения.

Imielinski (1982), подразделяя сексуальные девиации на патологические и непатологические, делит последние на три группы: отклонения в отношении объекта (педофилия, геронтофилия, зоофилия, фетишизм, трансвестизм); отклонения в способе реализации (садизм, мазохизм, эксгибиционизм, вуайеризм); нетипичные отклонения (гомосексуализм, транссексуализм, инцест).

Г.С. Васильченко выделяет три группы девиаций психосексуального развития: связанные с нарушением полового самосознания (транссексуализм); обусловленные изменением стереотипа поло-ролевого поведения (гипермаскулинность и гиперфемининность); связанные с нарушением психосексуальной ориентации.

Последнюю группу авторы, в свою очередь, подразделяют на: нарушения психосексуальных ориентации по объекту, т.е. нарушения, замещающие нормальный объект (нарциссизм, эксгибиционизм, скопофилия, фетишизм, зоофилия, некрофилия); нарушения по возрасту объекта (педофилия, эфебофилия, геронтофилия); нарушения ориентации по полу объекта (гомосексуализм).

Гипермаскулинное поведение проявляется в утрированной мужественности, независимости, нарочитой грубости, циничности, нередко сопровождается агрессивностью и подчеркнутой жестокостью. Такие люди стесняются ласк и сентиментальности, избегают всего, что касается чисто «женских» дел и интересов. Главная черта такого поведения – пренебрежительное отношение к женщине и садистические наклонности в отношениях с половым партнером.

Особенно заметно гипермаскулинное поведение у девочек. В детстве они предпочитают находиться в компании мальчишек, вместе с ними играют в войну и лазают по заборам, не уступая в коварных выдумках и драках. Позже начинают подражать «мужской» манере поведения: сквернословят, употребляют алкоголь и наркотики. Ходят обычно в мужской одежде, стригутся «под ребят», не пользуются косметикой. К представительницам своего пола относятся с пренебрежением или безразличием, не разделяют их интересов и увлечений. Такие девушки напрочь лишены женственности, не умеют кокетничать, трудно налаживают обычные для их возраста отношения с половым партнером. Сексуальность их чаще заторможена. Первые ухаживания и поцелуи они воспринимают как обиду или, наоборот, вступают в половую связь, не ощущая резкой грани между женщиной и мужчиной. Вместе с тем половое самосознание у них не нарушено, они всегда ощущают себя женщинами, не стремятся перевоплощаться в мужчину, не стыдятся своего тела. Для половых связей обычно выбирают зрелых мужчин, так как своих сверстников в этой роли не воспринимают всерьез. Характерно стремление высмеять, унизить полового партнера, причинить ему физическое и моральное страдание.

У лиц мужского пола гипермаскулинное поведение часто проявляется в стремлении к лидерству, асоциальных поступках, излишней жестокости. Их сексуальные отношения с девушками лишены юношеской романтики и отличаются практицизмом. Они грубо склоняют партнершу к сожительству и требуют от нее полного физического и морального подчинения. Свои половые игры часто сопровождают нарочитым цинизмом, укусами, уколами, щипками, наслаждаясь физическим страданием и смущением женщины. Иногда садистические наклонности проявляются в стремлении пачкать предмет своего полового влечения чернилами, сажей, грязью (салиромания). Однако до полового тиранизма, актов половой агрессии, изнасилования дело обычно не доходит. Садистические наклонности не переходят крайних вариантов нормы и с возрастом обычно сглаживаются.

Гиперфемининное поведение проявляется подчеркнутой женственностью, мягкостью, уступчивостью, способностью прощать половому партнеру его цинизм и грубость.

Гиперфемининное поведение девочек редко привлекает к себе внимание, поскольку такие качества, как женственность, нежность, покорность, согласуются с общепринятыми представлениями о женщине и высоко оцениваются обществом.

Мальчики этого типа отличаются послушанием, мягкостью, аккуратностью. Они избегают конфликтов и ситуаций, требующих от них проявления смелости и мужественности. Шумным играм с мальчишками они предпочитают тихое общество девочек. Любят заниматься музыкой и балетом, в спорте предпочитают теннис, фигурное катание и при выборе профессий – специальности кулинара, парикмахера и т.п. Такие подростки долгие годы, иногда до зрелого возраста, находятся под влиянием и опекой родителей, если эту роль не возьмет на себя властолюбивая жена.

Сексуальное поведение отличается мазохистскими наклонностями, проявляющимися в утрированной покорности, склонности к самопожертвованию, готовности приспосабливаться к любым требованиям полового партнера.

Гиперсексуальность характеризуется значительным повышением ценности сексуальной жизни и вытеснением иных ценностей. Считается, что у человека существуют четыре сферы жизни, которые формируют соотношение ценностей тех или иных видов деятельности: семья, работа, хобби, секс. В случае девиаций гиперсексуальное поведение становится не столько cредством для достижения удовлетворения, но и самоцелью. Возникают разнообразные формы отклоняющегося от норм права, нравственности или эстетики сексуального поведения: секс как унижение, как гордыня, как развлечение, как спорт, как работа, как коллекционирование и т.д.

При девиантном сексуальном поведении человек склонен получать сексуальное удовлетворение, сочетая коитус с оскорблением и принуждением партнера к вступлению в сексуальный контакт в неподходящей (неприемлемой) для него форме, в нетрадиционное для него время или с не приносящей удовлетворения интенсивностью с полным игнорированием свободного выбора партнера. Сходное отклоняющееся поведение может быть направлено на удовлетворение гордыни человека. Вступление в сексуальные взаимодействия с целью поставить рекорд по числу партнеров или по продолжительности одного контакта также носит характер девиации, формируя поведение по типу промискуитета (беспорядочных половых связей). В данном случае поиск объекта удовлетворения сексуального чувства приобретает навязчивый или сверхценный характер, и партнер может обесцениваться до уровня «персонифицированного возбуждающего объекта». Особо с позиции этики и нравственности выделяется проституция, когда основной целью вступления в сексуальные связи становится корысть. Все вышеперечисленные формы отклоняющегося поведения формируются лишь на основе гиперсексуальной ориентации. Они выполняют функцию ухода от скучной реальности в мир ярких и необычных сексуальных переживаний. Разновидностью гиперсексуального поведения является провоцирующее поведение без истинного желания вступить в интимные отношения. Такое поведение включает фривольность в высказываниях, сексапильность во внешности и манерах.

Противоположность гиперсексуальности – асексуальное девиантное поведение, при котором человек снижает значимость и ценность сексуальной жизни или отрицает ее существенность полностью и исключает из своей жизни поступки, направленные на сексуальные контакты. Он может обосновывать это моральными или мировоззренческими соображениями, отсутствием интереса или иными мотивами.

Выбор сексуального партнера в норме осуществляется с использованием возрастного фактора. Адекватной для взрослого человека считается направленность на лицо близкой к нему возрастной категории. Разброс границ обусловлен, с одной стороны, эстетическими критериями, при которых норма оценивается на основании «приличия» возрастной разницы сексуальных партнеров; с другой стороны, характеристикой зрелости. Выделяют ряд сексуальных девиаций, диагностика которых строится на несоответствии возрастной направленности влечения: педофилия, эфебофилия, геронтофилия.


Педофилией называется направленность сексуального и эротического влечения взрослого человека на ребенка. Человек с педофильной направленностью не находит полного сексуального удовлетворения в контактах со сверстниками и способен испытывать оргазм лишь при взаимодействии с детьми. Формы педофильных контактов различны – от редко встречающихся собственно коитальных до эксгибиционистских актов и петтинга.

Разновидность сексуальной ориентации взрослого на лиц более молодого возраста – эфебофилия – влечение к подросткам. Мотивом поведения человека, склоняющегося к выбору в качестве партнера подростка, часто оказывается «поиск непорочности», отсутствие сексуального опыта и смущение в интимной жизни.

Геронтофилия заключается в сексуальном влечении к партнеру старческого возраста, при этом старческое тело играет роль своеобразного фетиша (К. Имелинский). Как правило, встречается только у мужчин.

Зоофилия (скотоложество, содомия, бестиализм) – сексуальное влечение к совершению сексуальных действий с животным. При этом животное рассматривается человеком с зоофильной ориентацией как заместительный (викарный) или суррогатный сексуальный объект.

Фетишизм, или сексуальный символизм, характеризуется замещением объекта или субъекта сексуального влечения каким-либо символом (частью одежды, личным предметом), который оказывается достаточным для достижения сексуального возбуждения и оргазма. В качестве фетиша может выступать практически любая часть человеческого тела желанного (вожделенного) объекта (грудь, волосы, голень, ягодицы и пр.). Различают такие разновидности фетишизма, как пигмалионизм (фетишами являются картины, фотографии, статуэтки), гетерохромия (цвет кожи партнера), ретифизм (обувь), фетишизм деформации ( уродливость человека), некрофилия (мертвое тело). Значение фетиша эти раздражители приобретают лишь тогда, когда замещают партнера, отодвигают его на задний план. Разглядывание и осязание этих предметов сопровождается сексуальными фантазиями, мастурбацией и нередко заканчивается оргазмом.

Одной из разновидностей фетишизма является трансвестизм – получение полового наслаждения путем переодевания в одежду противоположного пола. К сексуальным девиациям следует относить только те случаи переодеваний, которые обусловлены сексуальными мотивами. Нельзя причислять к трансвеститам шотландцев, одетых в национальную одежду, или многих девушек, одевающихся в мужской костюм, следуя современной моде.


Нарциссизмом (аутоэротизмом)обозначается направленность сексуального влечения на себя. Он проявляется самолюбованием, завышенной самооценкой, повышенным интересом к собственной внешности, половым органам, сексапильности. Такой человек склонен рассматривать собственное тело в зеркале, фотографировать или снимать на видеопленку себя в обнаженном виде, имитируя при этом позы и действия порнозвезд. Нарциссизм может проявляться любованием не только своим телом и лицом, но и своими психическими качествами. Девианты ищут дружбы только с теми, кто восхищается их внешностью и умом. Нередко даже любовь партнера, его половые переживания воспринимаются ими как подтверждение собственной красоты и незаурядности.

Инцестное поведение характеризуется направленностью и склонностью к реализации сексуального влечения в контактах с кровными родственниками (чаще с сестрами, дочерьми, внучками). По мнению Б. Джастис и Р. Джастис, отцы, склонные к инцестному поведению, разделяются на пять групп: 1) симбиотические личности, стремящиеся к близости, чувству принадлежности; у них существует выраженная и неудовлетворенная потребность в эмоциональном тепле со стороны тех, кто мог бы быть близок им и поддерживал бы их; они не умеют достигать контакта и быть привязанными в ином, несексуальном смысле;
2) личности, ищущие в инцесте новизны и возбуждения, секс для них означает физическую стимуляцию, которую они стремятся получить от любого источника, в том числе от дочерей; 3) педофилы; 4) психически больные с бредовыми и галлюцинаторными расстройствами; 5) представители некоторых национальностей, у которых кровосмесительные отношения не запрещены традициями и религией.

Садизм, мазохизм и садомазохизм являются близкими сексуальными девиациями, поскольку проистекают из гиперролевого поведения (маскулинного или фемининного) и включают сопряженность сексуального удовлетворения с насилием и агрессией, направленной либо на себя, либо на партнера, или и то и другое. Садистическое поведение реализуется в стремлении подавлять сексуального партнера, унижать его, оказывать болевое и психологическое воздействие. Садизм как сексуальная девиация переплетается с удовлетворением потребности властвовать и доминировать в жизни, которая, однако, как правило, не полностью удовлетворяется. При мазохизме происходит обратный психологический процесс. Человек стремится быть униженным и подавленным. Лишь это способно вызвать у него оргазм. Часто у одного и того же человека представлены оба направления в удовлетворении сексуальной потребности (садомазохизм).


Эксгибиционизмом называют сексуальную девиацию в виде достижения сексуального удовлетворения путем демонстрации собственных половых органов или своей сексуальной жизни окружающим. Как правило, акт эксгибиционизма не сопровождается агрессией. Большинство эксгибиционистов, наоборот, отличаются робостью, малоактивностью, обостренным чувством собственной неполноценности, испытывают затруднения в установлении обычных половых контактов (Schnable и др.).

По данным большинства авторов, эксгибиционизм встречается исключительно только у мужчин (Г.С. Васильченко и соавт.; Hesse). Однако существует мнение, что эксгибиционизм не так уж редок и среди женщин. Чаще всего он проявляется в стремлении обнажать ноги, грудь. Наиболее ярко эксгибиционистские наклонности выражены у профессиональных исполнительниц стриптиза (Wagner).

Разновидностью эксгибиционизма является кандаулезизм, при котором достижение сексуального удовлетворения связано с демонстрацией окружающим обнаженной жены или сексуальной партнерши.

Вуайеризм (скопофилия, визионизм) – это форма девиантного сексуального поведения, заключающаяся в получении сексуального удовлетворения при подсматривании, подглядывании (или подслушивании) за процессом обнажения или сексуальной жизнью людей. Важной особенностью вуайеризма, так же как и эксгибиционизма, считается анонимность индивида, склонного к девиантному поведению. Нередко данные формы сексуальных отклонений сочетаются.

К косвенным проявлениям визионизма некоторые исследователи относят чрезмерное увлечение порнографическими изданиями и фильмами. О девиантных формах полового поведения говорят лишь в тех случаях, когда эти раздражители отодвигают полового партнера на задний план, а подглядывание становится основным или единственным способов удовлетворения сексуальных желаний.

Разновидностью визионизма, сочетающегося с эксгибиционизмом, являются различные формы группового секса (плюрализм, триолизм). Взаимное созерцание друг друга во время полового акта усиливает сексуальную активность и делает половые желания более яркими. В этих случаях следует отличать сексуальные девиации, замещающие нормальную половую жизнь, от обычной развращенности и моральнойраспущенности.

Особую группу сексуально отклоняющегося поведения составляют девиации, при которых, с одной стороны, изменяется традиционная гетеросексуальная ориентация, с другой – имеется тенденция к нарушению идентификации собственного пола. К данной группе относят: гомосексуализм, трансвестизм двойной роли и транссексуализм.

Половой идентичностью обозначают (В.Е. Каган) соотнесение личности с телесными, психофизиологическими, психологическими и социокультурными значениями маскулинности и фемининности, выделяя следующие формы: 1) базовая идентичность – соотнесение личности с традиционными половыми различиями; 2) ролевая идентичность – соотнесение поведения и переживаний личности с существующими в данной культуре и в данное время поло-ролевыми стереотипами; 3) персональная идентичность – интеграция первой и второй, характеризующая соотнесение личности с маскулинностью (фемининностью) в контексте индивидуального опыта межличностного общения и совместной деятельности.

Наиболее известным нетрадиционным для общества поведенческим сексуальным стереотипом является гомосексуальное поведение. Под гомосексуализмом понимают сексуальную ориентацию человека, направленную на лиц своего пола без существенного изменения идентификации собственного пола. Гомосексуализм делится на четыре группы:

- псевдогомосексуализм, при котором выбор гомосексуального партнера делается на основе несексуальных мотивов (материальных выгод, желания унизить человека и т.д.);

- гомосексуализм периода развития;

- гомосексуализм, обусловленный различными задержками психического развития и входящий в структуру психических расстройств;

- истинный гомосексуализм, обусловленный гомосексуальными наклонностями.

Суть гомосексуальной аддикции – поиск нового, не апробированного человеком способа достижения сексуального удовлетворения в случаях, когда иные способы перестают быть результативными. При гомосексуализме не происходит нарушений половой идентификации. Человек осознает принадлежность к полу, в котором существует, и не нацелен на смену пола, в отличие от поведения при транссексуализме. Существенных отклонений в структуре истинного или аддиктивного гомосексуализма не наблюдается. Человек критичен по отношению к тому, что его сексуальная ориентация является нетрадиционной и оппозиционно воспринимается большинством членов общества, в том числе близкими родственниками и знакомыми людьми. Вторично возможно возникновение иных нарушений поведения в связи с формированием у человека внутриличностного конфликта из-за разнонаправленности внутренних устремлений и внешних требований к проявлениям сексуальности. Такой тип гомосексуализма обозначается эго-дистоническим. Если же у человека обнаруживается спаянность личности с нетрадиционным сексуальным влечением, уходом от реальности, игнорированием мнения и отношения общества, постепенным упрощением отношения к самому себе, говорят об эго-синтоническом типе гомосексуализма. Xaрактерные внешние проявления последнего: эпатирование окружающих людей нарочито сексуальным поведением, использованием манер, одежды и внешних признаков лиц противоположного пола, возведение собственной нетрадиционной сексуальной ориентации в культ, подчинение ей всех иных ценностей жизни. Именно эго-синтонический тип гомосексуализма можно отнести к аддиктивному отклоняющемуся поведению.

По наблюдениям Downey, эпизодические гомосексуальные контакты у мальчиков в 5-летнем возрасте отмечаются примерно в 7% случаев; в 10-летнем – в 30,5%; в 15-летием – в 53%случаев. Среди девочек гомосексуализм (лесбианство, сапфизм) к этому возрасту достигает 30%. В то же время гомосексуализм у взрослых, как среди мужчин, так и среди женщин, не превышает 2% (А.М. Свядощ, Srensen, Ifertoff).

Истинный гомосексуализм отличается от транзиторного, по наблюдениям А.Е. Личко: отсутствием влечения к сверстникам противоположного пола; эротическими сновидениями исключительно гомосексуального характера; активными поисками гомосексуальных партнеров.

При транссексуализме нарушается половая идентификация и человек осознает себя представителем противоположного пола, вследствие чего выбирает соответствующий способ и манеры поведения. Он активно нацелен на хирургическую коррекцию пола с целью снятия внутриличностного конфликта и дискомфорта, обусловленного несоответствием осознания половой роли и внешне навязываемыми ему стереотипами поведения.

 

 


Дата добавления: 2015-05-19 | Просмотры: 1042 | Нарушение авторских прав



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 |



При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.006 сек.)