АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Кинезитерапия

Прочитайте:
  1. III. 6. Кинезитерапия
  2. КИНЕЗИТЕРАПИЯ

Основателем школы ритмического воспитания является Эмиля Жак-Далькроз. Он разработал систему музыкального воспитания, основанную на взаимодействии музыкальных ритмов и ритмически организованных движениях человека. Художественно-педагогическая направленность его системы в дальнейшем получила широкое распространение как «метод пластического овладения телом и свободного ритмического распоряжения им». К.Шторк, анализируя систему Э.Жак-Далькроза, отмечает: «Система распадается на три части, однако внутренне тесно связанные одна с другой»:

- ритмическая гимнастика в узком смысле этого слова (т.е. приучение мышц и нервной системы к воспроизведению всякого движения);

- развитие слуха (сольфеджио);

- музыкальная пластика и импровизация.

В наши дни первая и треть части системы Жак-Далькроза (ритмическая гимнастика и музыкальная импровизация) рассматриваются в их противопоставлении. Однако, общим началом для них всегда будут оставаться ритмическая организация и эмоционально-выразительная связь музыки и движения. Попытаемся это доказать.

К. Шторк указывает: «У Жак-Далькроза движения приобретают свой смысл от музыки. Она одна в состоянии вызвать с совершенно убедительной ясностью все мыслимые степени, как скорость и силы, так и эмоциональной выразительности». «…Следует твердо помнить одно: художественное движение тела питается как источником музыкой; художественный танец должен родится из музыки». «Движение, которым мы овладели, которое мы сумели сделать выражением нашей радости и бодрости, - уже начало искусства. Ритм – средство для овладения телодвижением. Его упорядочивающая власть регулирует и направляет бесконечное разнообразие возможных телодвижений». «Внутреннее содержание музыки получает в теле выражение благодаря возможности одухотворить каждое отдельное движение под влиянием иллюзии. В этом кроется, независимо от различий внешних данных, высокохудожественное обаяние личности, особенное для каждой отдельной индивидуальности, по-своему воплощающей пластический танец». «Только тот, кто сам творит в искусстве, может значительно и свежо оформить свои переживания». «Если телодвижение дает выход нарастающим и сконцентрированным силам телесным, то мелодия является средством накопления чувств, восприятий и ощущений, как явлений духовного порядка».

По сложившейся традиции, системе Жак-Далькроза противопоставляется направление музыкально-пластической импровизации, известное как «танец модерн».

Корни музыкально-пластической импровизации лежат в первой половине ХХ века. Среди множества течений, повлиявших на ее развитие, называют гимнастику Дельсарта, философию Джона Дьюи и эксперименты основателей танца модерн. При этом в танцевальной импровизации видели в первую очередь творческое выражение, когда для воплощения заданного образа, использовали свободные движения в пространстве, времени или вид движения (повороты, падения).Такой метод обучения позволял получить личный опыт творчества в отличие от рутинной имитации.

Родоначальники модерна стремились утвердить новый танец как форму искусства. Постепенно, они отделили себя от простого обучения танцу и любительского танца, развивая движение посередине между импровизацией и поставленной хореографией. Айседора Дункан – яркая представительница этой школы танца, которая преподавала импровизацию и могла импровизировать, танцуя на сцене, также пыталась отделить свое "высокое" искусство от "примитивных" импровизаций "черного джаза и танца".

Н.Г. Молоствов в книге об известной танцовщице и педагоге размышляет: «Нужно … доказать самое главное, что перевоплощение музыки в зрительное впечатление танца нужно и даже необходимо, что сама идея такого перевоплощения неизбежно вытекает из психофизиологической природы музыкальных впечатлений». Доказательством этой посылки может служить записанный Н.Г. Молоствовым ответ А.Л. Волынского: «Все чувственные восприятия человека отличаются в душе зрительными представлениями, которая светлеют по мере приближения к зрительному аппарату. Все, что – тем или иным путем – входит в среду наших чувств, все это имеет тенденцию выразиться, так или иначе, - в зрительных образах. Хочется увидеть все, к чему только прикоснется наше внешнее или внутреннее «Я» [12, 1-9].

Это «опредмечивание» становится возможным благодаря танцу: «…Менее изобразительное искусство (музыка) передается средствами более изобразительного (танцем или даже плясом, включающим такие основные элементы, как жест и пластику). Но это говорит в защиту такого перевоплощения, а не как не против него». «Здесь (в танце, или плясе Айседоры Дункан) жест и звук оба стихийны, «и поэтому они изливаются и сливаются так гармонично». И «если на всякую музыку можно воплотить в танце (или плясе), то только потому, что вообще всякое искусство ограниченно известными рамками» [12, 12].

Практика импровизации была также соединена с психологическими теориями, появившимися в 20-м веке. В 40-е и 50-е годы зародилась танцевальная терапия (Мэриан Чейс, Бланш Эван и Мэри Старк Уайтхаус).

В кинезитерапии (терапия движениями) импровизация используется как метод личностного и хореографического исследования. Однако, для кинезитерапии важнее всего исследование выражения психологических состояний через движение. Речь идет о кинезитерапии как диагностическом методе. Терапевт может двигаться в соответствии с движениями клиента или вести клиента по "свободным ассоциациям" внутреннего опыта, выражаемым в движении. Импровизация в любом случае позволяла сохранить индивидуальность и вступить во взаимодействие. Таким образом, сочетание в музыке двух указанных начал бесспорно.

При гармоничном сочетании обоих начал обеспечивается наиболее благотворное воздействие музыки как на организм человека (телесность), так и на его психику (духовность). «В музыкальной эстетике скрестились в тяжелой борьбе оба этих течения, видящие в музыке звучащую в подвижную форму, с одной стороны, с другой – выразителя внутренней жизни» [19, 24-37], который не требовал реального словесного пояснения. Автор считает, однако, что данное противопоставление не имеет под собой доказательных оснований. Можно говорить о том, что метод музыкально-пластического интонирования Э. Жак-Далькроза и школа пластической импровизации должны рассматриваться не как противопоставленные, а как взаимодополняющие системы физического и духовного развития личности в процессе овладением своим телом.

Отечественные исследователи этой проблемы - Н.Г. Александрова, Н. П.Збруева, Е.В. Конорова, М.А. Румер, В.Е. Яновская разрабатывали методические основы музыкально-ритмического воспитания в 20-30-е годы двадцатого столетья. На этой базе сложились различные методики музыкально-ритмического воспитания школьников, учащихся музыкаль­ных школ, студий и кружков общеэстетического образования, системы дополнительного образования.

Китезитерапия стала одним из видов музыкотерапии, «усиливающим реактивность организма, повышающий его устойчивость, способствующий разрушению патологических динамических стереотипов» (5, 16).

 

Вопросы и задания

1. Кто автор системы ритмического воспитания?

2. Назовите и обоснуйте цели и задачи каждой части системы ритмического воспитания.

3. Дайте объяснение понятию «танец модерн».

4. Как, по вашему мнению, соотносятся метод музыкально-пластического интонирования Э. Жак-Далькроза и школа пластической импровизации?

5. Объясните понятие «кинезитерапия».

 

Литература

1. Бехтерев В.М. Избранные произведения. М., 1980.

2. Каган С.М. Морфология искусства. М., 1972.

3. Михайлов Е. Н. Формирование адекватного содержания музыки в движениях как условие музыкального развития младших школьников. М., 1995.

4. Введение в музыкотерапию / Г.-Г.Декер-Фойгт. – СПб.: Питер., 2003.

5. Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. М., 2001.

 

 

Тема №10


Дата добавления: 2015-05-19 | Просмотры: 690 | Нарушение авторских прав



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |



При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.004 сек.)