АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Влияние на эндокринную систему

Влияние хирургической патологии и операционной травмы на эндокринную систему несомненно превышает то влияние, которое оказывает анестезиологическое пособие, одна из задач которого — снижение реакции эндокринной системы на операционную агрессию.

Гипофиз. Уровень адренокортикотропного гормона (АКТГ) при вводной анестезии повышается, и этот процесс продолжается в течение всего оперативного вмешательства. Указанный эффект анестезии наблюдается при общей анестезии эфиром, фторотаном, натрия оксибутиратом, нейролептаналгезии, а также в послеоперационном периоде. Однако при спинномозговой анестезии ни во время операции, ни в послеоперационном периоде уровень АКТГ плазмы не повышается. Премедикация фенотиазиновыми препаратами, морфином и барбитуратами уменьшает секрецию АКТГ, а следовательно, и выброс кортикоидных гормонов и катехоламинов надпочечниками. Правда, есть мнение, что премедикация не влияет на содержание АКТГ в плазме.

Травма, боль, страх, операция и гиповолемия повышают уровень антидиуретического гормона гипофиза. Ранее полагали, что при фторотановой, эфирной и метоксифлурановой анестезии уровень антидиуретического гормона значительно возрастает, однако исследования, проведенные более совершенным радиоиммунным методом, показали, что фторотан, энфлуран, морфин, фентанил а уровень антидиуретического гормона плазмы не влияют. Стимулятором выброса гормона является кровопотеря. Эту реакцию надо читать приспособительной, поскольку благодаря ей в организме задерживается ода и увеличивается ОЦК. Чем травматичнее операция, тем выше уровень антидиуретического гормона, и этот рост может быть блокирован морфином, фентанилом и эпидуральной анестезией.

Под влиянием метоксифлурана, эфира, натрия оксибугирата и нейролептаналгезии уровень соматотропного гормона резко повышается, тогда как фюротан, циклопропан, тиопентал-натрий, энфлуран и спинномозговая анестезия почти не влияют на плазменную концентрацию этого гормона. Знать об этом различии анестезиологам надо, т. к. установлено влияние этого гормона на углеводный и жировой обмен. Оперативное вмешательство само по себе увеличивает его концентрацию в крови в 15—20 раз в первый час от начала операции, а затем уровень соматотропного гормона постепенно снижается.

Уровень тиреотропного гормона гипофиза под влиянием общей анестезии эфиром, фторотаном, метоксифлураном, натрия оксибутиратом, тиопентал-натрием, спинальной анестезии и самой операции не меняется. В ближайшем послеоперационном периоде наблюдается снижение уровня тиреотропного гормона.

Надпочечники. Премедикация снижает активность коркового и мозгового вещества надпочечника, причем степень этого подавления может даже служить критерием эффективности премедикации.

Общая анестезия эфиром и фторотаном увеличивают адренокортикоидную активность, хотя при продолжительной анестезии фторотаном без операции содержание гидрокортизона не возрастает, а искусственно повышенный уровень кортикостероидов снижается. Не увеличивают концентрацию кортикостероидов плазмы метоксифлуран, энфлуран, закись азота с миорелаксантами, пропанидид, тогда как кетамин и натрия оксибутират усиливают адренокортикоидную активность. Нейролептаналгезия, предион и миорелаксанты на уровень кортикостероидов не влияют.

Следует иметь в виду, что при операциях с ИК на уровень кортикостероидов плазмы может влиять режим работы АИК.

При местной анестезии, в частности спинномозговой, адренокортикоидная активность остается прежней, однако реакция коры надпочечников активируется в послеоперационном периоде тотчас после прекращения анестезии.

ИВЛ сама по себе едва ли изменяет активность коры надпочечников, тогда как ее неадекватные режимы с нарушением газообмена и метаболизма могут стимулировать и мозговое, и корковое вещество надпочечника.

Установлено, что при анестезии эфиром, метоксифлураном, тиопентал-натрием с закисью азота уровень альдостерона повышается примерно вдвое и сохраняется таким в течение часа после начала операции.

Под влиянием анестезии меняется содержание катехоламинов. Морфин и фентанил, примененные для премедикации, повышают уровень адреналина плазмы, но снижают количество норадреналина. Эфир увеличивает содержание катехоламинов в плазме, главным образом за счет норадреналина. Фторотан при нормальном или сниженном РаСО2, а также вне операции не увеличивает концентрацию катехоламинов плазмы, хотя во время операции наблюдается незначительное повышение ее. Метоксифлуран и тиопентал-натрий не влияют на уровень катехоламинов. Мнения исследователей о влиянии нейролептаналгезии на катехоламины плазмы разноречивы. Спинномозговая анестезия не оказывает влияния на уровень катехоламинов.

В послеоперационном периоде уровень катехоламинов всегда повышается, причем преобладание эмоционального стресса способствует увеличению главным образом количества адреналина, а физического — норадреналина.

Ренинангиотензиновая система. Премедикация не влияет на уровень ренина, как и кратковременная анестезия фторотаном, эфиром и эпидуральная анестезия. Операция стимулирует выброс ренина, причем его уровень особенно возрастает при недостаточной инфузии жидкости во время операции при постепенно нарастающей гиповолемии. Эпидуральная анестезия блокирует этот рост.

Уровень ангиотензина II при операции повышается, но в первые послеоперационные сутки снижается до исходного.

Щитовидная железа. Несмотря на то, что уровень тиреотропного гормона гипофиза в связи с анестезией остается прежним, содержание тироксина и трийодтиронина изменяется. Обнаруживается значительное повышение плазменного уровня тироксина в связи с фторотановой, эфирной и энфлурановой анестезией, тогда как при использовании метоксифлурана, натрия оксибутирата, тиопентал-натрия и спинномозговой анестезии изменений содержания тироксина не наблюдается. Следует отметить, что сама по себе операционная травма может повышать уровень тироксина. Премедикация диазепамом на уровни тироксина и трийодтиронина не влияет.

Резюмируя материалы о влиянии анестезии и операции на эндокринную систему, следует отметить, что реакция эндокринной системы может быть связанной с многими обстоятельствами. Она зависит от возраста больных, исходного эмоционального и физического состояния, наличия болезней эндокринной системы. Травматичность, локализация и продолжительность оперативного вмешательства — главные факторы, влияющие на эндокринную реакцию.

Режим анестезии также имеет значение. Например, медленное введение анестетиков, спокойная индукция обусловливают менее выраженную реакцию эндокринной системы, чем введение в анестезию, сопровождающееся возбуждением. Интенсивность опасных эндокринных сдвигов может быть снижена эпидуральной анестезией и другими видами местных блокад, которыми надо пользоваться шире, чем это делается сегодня.

Наконец, следует помнить, что нормализация гомеостаза (устранение гиповолемии, нарушений газообмена, метаболизма, гипотермии или гипертермии) представляет собой важный комплекс средств, устраняющих патологическую реакцию эндокринной системы на операцию и анестезию.

 


Дата добавления: 2015-07-17 | Просмотры: 461 | Нарушение авторских прав







При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.004 сек.)