АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Финляндия

Финляндия - государство, расположенное в Северной Европе, в бассейне Балтийского моря. Хотя она относится к самым большим европейским странам региона (337 тыс. км2), но является весьма редконаселенной (менее 5 млн чел.); около 1/3 ее территории находится за Полярным кругом. Финляндия - страна лесов, которыми занята большая часть территории, и озер (около 1/10 территории). Процесс формирования финской нации проходил в условиях длительной экспансии (господства) Швеции (конец ХШ-начало XIX в.), что затрудняло национальное культурное развитие. Оценивая предысторию финского дизайна, следует отметить успех финского павильона на Всемирной Парижской выставке 1900 года и формирование после этого в первое десятилетие XX века огромного интереса в стране к художественно-ремесленной деятельности. Говоря об этапах становления национального дизайна, профессор К. Франк писал: «Финский дизайн приобрел свой естественный характер не ранее 1940-х годов. Правда, в 1910-е годы была попытка создания «финского стиля» под знаменем «Art Nouveau». Но финский дизайн не был тогда еще дизайном в сегодняшнем понимании. Он был в значительной степени ремеслом и прикладным искусством. Однако в конце 1940-начале 1950-х годов дизайн вошел в промышленность в полном смысле этого слова. За одно десятилетие такие промышленные продукты как обои, столовые приборы, изделия из стекла, осветительные приборы стали исключительно финскими».Большое влияние на становление финского дизайна, формирование его национальных черт оказал архитектор А. Аалто, внесший весьма существенный вклад в европейскую и мировую культуру.
Алвар Аалто (1898-1976)
Выдающийся финский архитектор, художник-прикладник, дизайнер интерьеров и мебели, скульптор. В своем творчестве соединял принципы функционализма с национальными традициями финского искусства, стремился «гуманизировать интернациональный стиль» архитектуры с помощью «материалов и форм, сохраняющих тепло человеческих рук». С 1939 года жил в США, преподавал там, одновременно продолжая работать для Финляндии и др. стран. Его стиль близок «органической архитектуре» Ф.Л. Райта.Уже в ранней своей работе - библиотеке в Выборге (1927-1935) - он начал экспериментировать с освещением, которому придавал большое значение. Так, читальный зал, представляющий собой глухой объем (его стены оберегают читателей от внешнего шума), освещается сверху через круглые фонари, создающие равномерную освещенность всех мест. Белый цвет стен и потолка не только повышает общую освещенность, но и создает мажорный образ интерьера.

 

Швеция

Шведское прикладное искусство и дизайн были более восприимчивы к влиянию зарубежных стилей, чем в других скандинавских странах. Шведов нередко называли «французами Севера», т.к. различные художественные течения и направления, тенденции формообразования, приходившие из Франции, приживались здесь довольно легко. Однако они не перенимались вслепую, а подвергались определенной трансформации. В начале XX века вместо французской изысканности начал развиваться стиль более тяжелый, более соответствующий вкусам средних слоев населения. Поскольку в Швеции не было ни дорогих пород дерева, ни ценных металлов, то вместо вычурной бронзы мебель просто украшали резьбой, а красное дерево заменяли сосной и елью. Это и заложило основы простого и здорового стиля в шведском дизайне. Шведское Общество прикладного искусства, известное уже более полутора столетий, оказывало исключительное влияние на новое искусство, содействуя его утверждению. Возникшее как Общество ремесел, оно было реорганизовано в соответствии с программой, подобной той, которую имел Германский и Австрийский Веркбунд (1914). Сотрудничество дизайнеров и промышленников не только повышало уровень вкуса публики, но способствовало созданию надежного рынка как кустарных изделий, так и машинной продукции. Деятельность Шведского Общества прикладного искусства по своему значению превосходила роль любой другой организации подобного рода. На протяжении 1920-х годов на его долю приходилась почти вся работа по переоборудованию больниц и магазинов. Окраска в светлые тона и удобная мебель совершенно преобразили безрадостные и негигиеничные больничные палаты. В течение 3-х лет (с 1923 по 1926) усилиями Общества были модернизированы три десятка больниц. Повсюду появлялись по-новому оформленные магазины и уличные витрины. Главные достижения шведского дизайна в 1930-е годы были связаны с мебелью и предметами домашнего обихода. Основы современного скандинавского дизайна мебели, наряду с финном А. Аалто, закладывал швед Г. Асплунд.

 


Дата добавления: 2015-09-18 | Просмотры: 384 | Нарушение авторских прав



1 | 2 | 3 | 4 | 5 |



При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.003 сек.)