АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Стратегическая концепция НАТО 2010 года: устремления, соответствующие реалиям

Прочитайте:
  1. Виды сенсорных модальностей, связанных с движением, и соответствующие им рецепторы
  2. Вирусо-генетическая концепция канцерогенеза
  3. Вопрос: Карл Юнг описывает концепцию совпадений. Теперь эта концепция становится понятнее?
  4. Глава 13. Концепция Сверх-Я
  5. ГЛАВА 4. КОНЦЕПЦИЯ ЗАВИСИМОЙ ЛИЧНОСТИ (ПСИХОЛОГИЯ И
  6. Глава 5. Концепция нарциссизма
  7. Глава 9. Концепция переноса
  8. Е. ЭРЛИХ: КОНЦЕПЦИЯ ЖИВОГО ПРАВА
  9. Концепция вентиляционно-перфузионного соответствия
  10. Концепция вентиляционно-перфузионного соответствия

Взяв за отправную точку изложенные в докладе Группы экспертов принципы и предварительную реакцию союзников, Генеральный секретарь НАТО представил Совету НАТО 17 сентября 2010 года свой собственный доклад об элементах новой стратегической концепции блока. Процесс написания новой концепции вошел в свою третью и заключительную фазу - разработка и окончательное согласование. 19 ноября 2010 года на саммите в Лиссабоне новая Стратегическая концепция НАТО «Активное вовлечение, современная оборона» была одобрена главами государств и правительств стран Альянса, которые стремились изложить свою позицию в мировых делах12.

Первый раздел Стратегической концепции НАТО 2010 года включает в себя повторение долгосрочных целей НАТО, и ключевых ценностей, и принципов, в то время как второй устанавливает три существенные основные задачи Альянса: коллективная оборона, кризисное управление; безопасность на основе сотрудничества. Документ затем переходит к описанию обстановки в области безопасности. В соответствии с концепцией угроза неядерной атаки в отношении территории НАТО «низка». Тем не менее «ее игнорировать нельзя». В документе говорится, что неконвенциональные угрозы блоку и гражданам стран НАТО в настоящее время включают распространение баллистических ракет, ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения и средств его доставки, терроризм, нестабильность или конфликты за пределами границ НАТО, кибератаки, угрозы жизненно важным каналам связи, транспорта и транзита, а также ключевые ограничители, связанные с окружающей средой и ресурсами. Значение, которое придается нетрадиционным угрозам, нашло свое отражение в создании Отдела по новым вызовам в сфере безопасности в штаб-квартире НАТО. Этот отдел нацелен на обеспечение нового подхода для лучшей оценки тенденций в области безопасности, на оценку их возможных последствий для Альянса и на то, как НАТО может лучше подготовиться к столкновению с нетрадиционными угрозами.

По вопросу о кризисном регулировании в пункте 21 Стратегической концепции НАТО 2010 года подчеркивается, что «для эффективного кризисного урегулирования необходим всеобъемлющий политический, гражданский и военный подход». Кроме того, концепция включает в себя подтверждение того факта, что широкая сеть партнерских отношений НАТО со странами и организациями по всему миру является «конкретным и ценным вкладом в успешное решение фундаментальных задач, стоящих перед НАТО», и дает значительный импульс усилиям по ускорению процесса их укрепления «через гибкие форматы, объединяющие НАТО и партнеров вместе, - внутри и за пределами существующих структур».

В документе подчеркивается, что Альянс должен заложить основу для углубления политического диалога и практического сотрудничества с Организацией Объединенных Наций и полностью укрепить стратегическое партнерство с ЕС «в духе полной взаимной открытости, транспарентности, дополняемости и уважения автономности и институциональной целостности обеих организаций». Начиная с предпосылки, что «сотрудничество НАТО и России имеет стратегическое значение, поскольку способствует созданию общего пространства мира, стабильности и безопасности», Стратегическая концепция НАТО 2010 года утверждает, что одной из главных целей НАТО является формирование подлинного стратегического партнерства с Россией.

В документе также подчеркивается, что приоритетное внимание должно быть уделено развитию «отношений дружбы и сотрудничества со всеми странами Средиземноморья» и «глубокого партнерства в области безопасности» с партнерами Альянса в Персидском заливе. Параграф 27 концепции гласит, что «дверь к членству в НАТО остается полностью открытой для всех европейских демократий, которые разделяют ценности нашего Альянса, желают и могут взять на себя ответственность и обязательства членства и чье вступление может способствовать общей безопасности и стабильности».

Хотя Стратегическая концепция НАТО 2010 года сама по себе является радикальным отходом от концепций 1991 и 1999 годов, она включает в себя многие принципы из предыдущих концепций, которые были проверены и не потеряли сегодня своей актуальности, такие как обеспечение свободы и безопасности всех государств - членов НАТО политическими и военными средствами; приверженность Уставу Организации Объединенных Наций; сохранение традиционной значимости статьи 5 Устава НАТО как основы Альянса; сдерживание, основанное на надлежащем сочетании ядерных и обычных вооружений. Как подчеркнул Джейми Шей*, (*Джейми Шей - заместитель помощника генерального секретаря НАТО по новым вызовам безопасности. - Прим. ред.)

«не существует, конечно, ничего плохого в подтверждении основных ценностей и принципов Альянса. В этом контексте некоторые аспекты новой Стратегической концепции НАТО можно рассматривать как попытку возродить то, что НАТО в прошлом осуществляло чаще, как попытку внести совершенно новые вещи на повестку дня Альянса»13.

Новая стратегическая концепция формулирует полностью всеобъемлющее политическое видение международной безопасности с четкими стратегическими целями; определяет характер в средне- и долгосрочной перспективе угроз коллективной безопасности НАТО и определяет возможности и инструменты, которые союзники считают наиболее эффективными для ответа на эти угрозы, а также взаимосвязь между ними. Новая концепция позволяет НАТО поддерживать свою способность справляться с непосредственными вызовами в области безопасности и в то же время все лучше реагировать на неожиданности и адаптироваться к выявленным непредвиденным угрозам, которые могут принимать множество разных форм, делая, таким образом, безопасность следующего десятилетия более размытой. Благодаря постоянным консультациям, в соответствии со статьей 4 Устава НАТО государства-члены могут «думать вслух» о проблемах безопасности и пытаться находить общие точки зрения для координации своих позиций и формирования общей политики. Открытость, доверие и обмен информацией как для облегчения, так и для структурирования коммуникации в соответствии с общими договоренностями могут стать эффективными мерами по укреплению доверия между государствами - членами НАТО в международной политике, политике безопасности и политике в области обороны.

Сохраняя нетронутым присущее статье 5 Устава НАТО обязательство осуществлять коллективную оборону в случае вооруженного нападения на государство - член Альянса, новая Стратегическая концепция НАТО 2010 года содержит заявление всех государств - членов блока, что они осознают, что их безопасность должна быть неделимой и ставит перед НАТО важную задачу, которая их объединяет. Кроме того, приверженность НАТО коллективной обороне усиливает способность блока выполнять новые задачи и миссии вне рамок статьи 5 Устава НАТО, включая вопросы, связанные с нераспространением оружия массового уничтожения, борьбой с современным международным терроризмом, а также предоставляет возможности решений по борьбе с угрозами безопасности, возникающими вне пределов территориальной ответственности НАТО. Форма и масштаб вклада Альянса в устранение нетрадиционных угроз в зависимости от наличия ресурсов заключаются в двух основных моментах: во-первых, ни одна из новых нетрадиционных угроз не являются чисто военной или управляемой только военными средствами, а во-вторых, основным источником международной легитимности является Организация Объединенных Наций. С этой точки зрения, когда НАТО проводит миссии вне рамок статьи 5 своего Устава, в которых как единое целое блок сталкивается с вопросом, влияющим на безопасность государств - членов Альянса или безопасность международной системы, необходимо определять цели, разрабатывать конкретные стратегии для их достижения, осуществлять избранную политику, предоставлять необходимые ресурсы для проведения такой политики, устанавливать определенную форму политической оценки, чтобы гарантировать, что цели выполняются с тем, чтобы уменьшить вероятность применения статьи 5 Устава НАТО.

Стратегическая концепция НАТО 2010 года определяет значение эффективного противостояния новым глобальным вызовам, которые требуют многофакторных ответов. Решение этих проблем в глобальном масштабе означает, что Альянс должен систематически оценивать свои соответствующие сравнительные преимущества, сильные и слабые стороны и что он работает на взаимодополняющей основе со своими партнерами и международными организациями. Вклад НАТО в «комплексный подход» к международной безопасности должен рассматриваться как стремление Альянса к более целостному подходу в обеспечении безопасности и признании взаимной ответственности и ответственности за реализацию политики безопасности на основе индивидуальных и взаимных обязательств по договорам с партнерами и международными организациями.

Новая Стратегическая концепция НАТО 2010 года говорит, что существующие и будущие вызовы безопасности требуют интегрированного ответа, того, который объединяет огромное разнообразие военных и гражданских инструментов. Ни НАТО, ни Европейский союз не могут развиваться друг без друга, обеспечивая повышение безопасности для своего развития и реформ, в контексте стратегической обстановки, которая больше не является результатом противостояния супердержав. Есть веские причины, которые вызывают и сохраняют расширение сотрудничества между двумя организациями: есть значительное совпадение в членстве; члены двух организаций сталкиваются с сокращением оборонных бюджетов; современные кризисы и риски в области безопасности, которые могут быть лучше всего описаны как темный аспект глобализации, требуют прагматичных решений. Активизация сотрудничества и политическое взаимодействие между НАТО и Европейским союзом были бы прочнее, если бы две организации подчеркивали важность двустороннего сближения. Такой подход способствовал бы приверженности всех государств этих двух организаций взаимовыгодному сотрудничеству и эффективному и быстрому реагированию на непредвиденные опасности.

В отношении России Стратегическая концепция НАТО 2010 года выделяет два принципа: НАТО не представляет угрозы для России; сотрудничество НАТО и России имеет стратегическое значение, поскольку способствует созданию общего пространства мира, стабильности и безопасности. Требуется еще много работы, для того чтобы разработать ряд совместных стратегий для лучшего решения общих транснациональных проблем, таких как нераспространение ракетных технологий. Используя в полной мере потенциал Совета Россия - НАТО, в настоящее время пока не реализованный, НАТО и Россия смогут участвовать в совместных продуктивных обсуждениях, которые смогли бы повысить уровень европейской и евроатлантической безопасности и стабильности, служа на благо Альянса и России. В ходе этого процесса необходимо учитывать интересы России и НАТО и как материальный фактор в разработке политики в международной сфере и в области безопасности, и как формирующую силу в создании восприятия взаимных интересов и ценностей.

Согласно новой концепции, мы живем в «непредсказуемом мире». Прогнозирование будущего всегда сопряжено с неопределенностью. Есть несколько потенциальных путей, по которым система международной безопасности могла бы пойти в течение следующей четверти века. Альянс должен использовать аналитические инструменты с достаточной предусмотрительностью, чтобы давать обоснованные прогнозы относительно того, с каким миром НАТО придется столкнуться в ближайшие годы. Будучи оборонной организацией, НАТО должна сосредоточиться на тенденциях, которые могут привести к нестабильной среде или стать фактором риска для безопасности членов Альянса. Не полагаясь на единый взгляд в оценке будущего, те, кто занимается планированием в НАТО, должны предложить репрезентативный спектр различных сценариев «будущего мира» в надежде, что они проиллюстрируют полную картину предстоящих миссий. Эти сценарии будут созданы путем смешивания геополитических, экономических, демографических, технологических и экологических ключевых региональных и глобальных тенденций и станут дополнением к прямолинейным прогнозам, которые постулируют магистральные сценарии, являющиеся, как правило, одномерными представлениями о возможном развитии будущего. Более того, этот процесс должен быть дополнен информацией от прорывных сценариев, опережающих традиционное мышление и базисные допущения, для того чтобы могли быть разработаны эффективные стратегии, учитывающие корневые взаимодействия, которые могут иметь особое политическое значение, что хотя бы частично оградит союзников от превратностей будущего эпохи большой неопределенности.

Очевидно, что вооруженные силы государств - членов НАТО встретятся с жесткими по скорости, размерам и масштабам решениями по их трансформации. Подчеркивая аспекты, которые могут поставить под угрозу безопасность и стабильность во все более взаимозависимом мире, Стратегическая концепция НАТО 2010 года представляет военную стратегию противодействия ожидаемым вызовам безопасности. В этом качестве стратегия определяет как современные экспедиционные вооруженные силы, так и возможности военных по стабилизации и восстановлению для противодействия рискам будущего. Учитывая, что в Европе сокращение оборонных расходов является политически и финансово неизбежным, переход к «Умной обороне», как ее называет генеральный секретарь НАТО, может оказаться шагом в правильном направлении. По словам Расмуссена, «Умная оборона» - это не то, что НАТО навязывает народам. Речь идет о том, чтобы позволить им работать лучше, более эффективно и совместно. Роль НАТО состоит в выборе стратегического направления, определении возможных направлений сотрудничества, выполнении роли координационного центра и обмена передовым опытом»14.

В заключение можно сказать, что Стратегическая концепция НАТО 2010 года являет собой новый коллективный и динамичный ответ на важнейшие вопросы международных отношений, способствует достижению совместных результатов, преобразовывая общие ценности и устремления в инновационную политику и динамику, обеспечивая при этом Североатлантический блок необходимым стратегическим руководством для его будущего курса в сфере международной безопасности.

 


1Ibid.

2 Kugler Richard L. and Binnendijk Hans. Should NATO Write a New Strategic Concept? (2008) Hans Binnendijk and Gina Cordero (eds.) // Transforming NATO. An NDU Anthology. Center for Technology and National Security Policy at the National Defence University. Washington, D.C. December 2008. Р. 291.

3 Sloan Stanley R. NATO, the European Union, and the Atlantic Community. The transatlantic bargain reconsidered. Rowman & Littlefield, Lanham, Boulder. New York and Oxford, 2003. Р. 55.

4The Alliance’s Strategic Concept (1991) Towards the New Strategic Concept. A selection of background documents. NATO Public Diplomacy Division. Brussels, April 2010.

5 Ringsmose Jens and Rynning Sten. Taking Stock of NATO’s New Strategic Concept Jens Ringsmose and Sten Rynning (eds.) // NATO’s new Strategic Concept: A comprehensive assessment. DIIS Report 2011:02. Danish Institute for International Studies. Copenhagen, 2011. Р. 9.

6The Alliance’s Strategic Concept (1999) Towards the New Strategic Concept…

7 Medcalf Jennifer. NATO. A beginner’s guide. Oneworld. Oxford. 2005. Р. 60.

8 Sloan Stanley R. Permanent Alliance? NATO and the Transatlantic Bargain from Truman to Obama. Continuum. New York and London, 2010. Р. 167.

9The Declaration on Alliance Security (2009) Towards the New Strategic Concept…

10For the full text see: http://www.nato.int/cps/en/natolive/official_texts_63654.htm

11 Wittmann Klaus. An Alliance for the 21st Century? Reviewing NATO’s New Strategic Concept Ringsmose and Rynning. NATO’s new Strategic Concept: A comprehensive assessment… Р. 33.

12For the full text see: http://www.nato.int/cps/en/natolive/official_texts_68580.htm

13 Shea Jamie. What does a New Strategic Concept do for NATO? Ringsmose and Rynning. NATO’s new Strategic Concept: A comprehensive assessment… Р. 26.

14 Rasmussen Anders Fogh. Speech at the 47th Munich Security Conference. 2011 // http://www.securityconference.de/Rasmussen-Anders-Fogh.706+M53db17c337d.98html?&L=L

 


Дата добавления: 2015-09-18 | Просмотры: 940 | Нарушение авторских прав



1 | 2 |



При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.008 сек.)