АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Основные формы нарушений перцептивной деятельности

Прочитайте:
  1. I. Формы организации процесса обучения и их классификация
  2. I. Экстемпоральные лекарственные формы.
  3. II этап. Диагностика нозологической формы.
  4. II. Наследственные формы патологии
  5. II. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ДИАГНОСТИКИ.
  6. II. Фокальные (парциальные) формы эпилепсии
  7. II.Укажите основные синдромологические и классификационные критерии сформулированного Вами диагноза.
  8. III. Основные принципы патогенетической терапии вирусных гепатитов
  9. III. Формы выпуска.
  10. IV.ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕМЫ

Ощуще­ние — это самый простой психический процесс отражения отдельных свойств и качеств среды при непосредственном воздействии на специфические рецепторы органов чувств фи­зических, химических, механических и других раздражите­лей. По виду рецепторов различают экстероцептивные, интероцептивные и проприоцептивные ощущения. Экстероцептивные ощущения дают общую информацию о состоя­нии внешней среды обитания человека. Интероцептивные ощущения сообщают о событиях, происходящих внутри орга­низма. Про­приоцептивные ощущения сигнализируют о позиции, мес­тоположении и движении тела или его частей, они отвечают за пространственную ориентацию.

В основе нарушений ощущений лежит изменение порога чувствительности: снижение или повышение уровня ощущений по отношению к норме. Снижение порога — гиперэс­тезия — представляет собой усиление восприимчивости, интенсификацию ощущения, что в крайних случаях может приводить к раздражению, несдержанности, гневу, дискомфорту (для больного невыносимы обычные раздражители, пороги понижены, чувствительность повышена и связана с болезненными ощущениями). Повышение порога может проявляться в виде гипоэстезии или анестезии. Гипоэстезия — снижение восприимчивости, пони­жение чувствительности. Общая слабость чувствительности, возможна истерическая гипоэстезия. Также выделяют тотальную гипоэстезию (по всем модальностям) вплоть до анестезии (количественно) и локальную (типа чулка, перчатки и пр.). Анестезия — полная нечувствительность при анатамо-физиологической сохранности (психичес­кая слепота, утрата вкусов, способности распознавать запахи, утрата чувства боли).

Сенестопатии — это проецирование каких-то ощущений внутрь телесного Я (термические ощущения — жжет, пе­чет, леденит). Крайне тягостные и неприятные, неопределенные телесные ощущения, локализуемые на поверхности тела или во внутренних органах и лишенные телесной основы. Чаще всего входят в структуру ипохондрического бреда.

Синестезия - возникновение ощущений в органе чувств при раздражении другого анализатора. Качества ощущений одного вида переносятся на другой [Лурия А.Р., 1975]. Встречаются в норме («цветной слух») и в психической патологии, например, синестетические функциональные и рефлекторные галлюцинации.

 

Восприятие есть осмысленный и опосредованный словом процесс отражения совокупности свойств и качеств, который зависит от цели жизнедеятельности. Поэтому воспри­ятие характеризуется активностью, пристрастностью и мотивированностью. Совокупность ощущений в восприятии скла­дывается в виде конструируемого сознанием целостного об­раза реальности на основе предоставляемой ощущениями информации.

В зависимости от того, какой орган чувств принимает пре­имущественное участие в восприятии, различаются зритель­ное, слуховое, осязательное, обонятельное, вкусовое воспри­ятие. Выделяют также сложные формы восприятия, такие, как восприятие пространства, движения и времени.

В основе расстройств восприятия лежит нарушение про­цесса идентификации субъективного образа с воспринимае­мым объектом (узнавание). В случае психосенсорных рас­стройств искажается процесс восприятия объекта или его признаков. В случае агнозий затрудняется процесс узнава­ния воспринимаемых объектов. В случае иллюзий возникаю­щий субъективный образ не соответствует реальному объек­ту и полностью его замещает.

Агнозии — затруднения узнавания предметов и звуков — связаны с нарушениями процесса синтеза (обобщения) признаков в процессе конструирования целостного образа реаль­ности. В целом агнозии связаны с изменениями смысловой стороны восприятия. Они развиваются вследствие поражений коры головного мозга и ближайших подкорковых структур. Чувствительность сохраняется, а вот способность к анализу и синтезу информации утрачивается. Имеют длительный характер.

По органам чувств выделяют зрительные, тактильные и слуховые агнозии.

Зрительные агнозии подразделяются на:

  • тотальную агнозию (неузнавание предметов или их изображений);
  • симультанную агнозию (узнавание предметов и их изоб­ражений, но неузнавание изображения ситуации, в которой участвуют эти предметы);
  • агнозию цвета (цвета различает, но не узнает цвета предметов) и шрифтов (пишет, но не может прочитать);
  • пространственную агнозию (нарушение ориентировки в пространственных признаках изображения);
  • лицевую агнозию;
  • географическую агнозию (неузнавание маршрута или ме­стности).

Слуховая агнозия связана с нарушением узнавания зна­комых звуков.

Виды слуховой агнозии:

1) Собственно слуховая агнозия

Больной не узнает предметных звуков, т.е. слышит звуки и различает их по высоте, тембру, длительности, но не может распознать, что звучит. Он не способен определить значение различных бытовых звуков и шумов.

2) Слуховая аритмия

Больной не может оценить ритмические структуры, предъявляемые на слух, и воспроизвести их. В грубых случаях больной даже не может определить количество звуков, ударов в ритме.

3) Амузия

Больной теряет способность узнавать и воспроизводить мелодию, отличать одну мелодию от другой. Зачастую музыка начинает вызывать неприятные и болезненные переживания, вплоть до головной боли. Если больной до заболевания знал музыкальную грамоту, эти знания теряются.

 

Нарушения узнавания формы объектов при относительной сохранности поверхностной и глубокой чувствительности, т.е. сенсорной основы тактильного восприятия, называются тактильными агнозиями.

Тактильная агнозия выступает в виде:

  • астереогнозии (предметы не воспринимаются на ощупь, не распознается материал, из которого они состоят);
  • соматогнозии (не узнается схема своего тела).

Псев­доагнозии имеют дополнительный элемент, которого нет в аг­нозиях: диффузное, недифференцированное восприятие при­знаков. Псевдоагнозии возникают при серьезных интеллекту­альных нарушениях — деменциях. Дело в том, что восприя­тие, освобожденное от организующей функции мышления, ста­вится рассредоточенным: несущественные признаки пред­метов могут становиться в центре внимания, что и приводит к неправильному узнаванию (лошадь воспринимается как птица, потому что уши стоят торчком, а на то, что лошадь впря­дена в телегу, внимание не обращается). При псевдоагнозиях также страдает ортоскопичность: перевернутые предметы уже не воспринимаются, тогда как показанные в прямой экспози­ции - узнаются.

 

Патологии, не связанные с локальными поражениями мозга: иллюзии и галлюцинации.

Иллюзии - неадекватное отражение воспринимаемого объекта, несоответствие субъективного образа реальному предмету. Различают аффективные, вербальные, слуховые, тактильные, обонятельные и зрительные иллюзии.

Галлюцинациями называют представления, воспринима­емые как реальные объекты. При галлю­цинациях человек не может отделить свое представление от восприятия реальности.

Существуют истинные галлюцинации и псевдогаллюцинации. При истинных галлюцинациях галлюцинаторный образ, как и при обычном восприятии, проецируется в окружающую среду и оценивается больным как объект действительности. Образы истинных галлюцинаций настолько ярко чувственно окрашены, что критика к ним полностью отсутствует.

При псевдогаллюцинациях человек в состоянии отделить свое субъективное представление от восприятия объектив­ной реальности. Человек признает, что его образы имеют дереалистический характер, т. е. он осознает их как нечто ано­мальное, ненастоящее. Нередко псевдогаллюцинаторные об­разы воспринимаются как навязанные, чужие. Псевдогал­люцинации также характеризуются тем, что ложные ощу­щения проецируются в субъективное, а не во внешнее про­странство.

 

Психосенсорные расстройства:

· нарушение схемы тела - увеличение или уменьшение тела или его частей;

· нарушение пространственного восприятия размера, расстояния, формыпредметов - макропсии, микропсии, метарфопсии;

· дереализация - феномен "онезнакомливания" и deja vu;

· деперсонализация - изменение чувства собственного Я.

 

В отечественной психологии, вслед за А. Н. Леонтьевым, который считал, что основной характеристикой человеческой психики является ее пристрастность, сложилось мнение о смыслообразующей роли мотивации в процессе восприятия.

Е.Т. Соколова выдвинула предположение, что процесс восприятия не только строится различно в зависимости от того, какие мотивы будут порождать и направлять деятельность испытуемых, но и можно ожидать разную структуру перцептивной деятельности у здоровых и больных людей, у которых клиника диагностирует те или иные изменения личности. Исследование доказало, что изменение мотивационного компонента восприятия, как вызванное экспериментально, так и обусловленное болезнью, приводит к изменению структуры перцептивной деятельности.

Поэтому можно говорить о том, что в ряде случаев некоторые нарушения восприятия являются проявлением нарушения мотивационной сферы.

 

 


Дата добавления: 2015-08-26 | Просмотры: 1694 | Нарушение авторских прав



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |



При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.004 сек.)