АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Музыкальная терапия: теоретико-познавательные обоснования, возможности методики и практики.

В. Г. Пасечник

050 305 84 34

Донецкий Национальный Университет,

Руководитель хора ДонНУ

 

На сегодняшний день необходимость поиска новых направлений оздоровления детей и юношества очевидна. Если бросить ретроспективный взгляд, с одной стороны, на ухудшения физиологического и психического здоровья подрастающего поколения, которое испытывает ужесточенное давление негативов современной цивилизации (расшатывание жизненных ритмов организма, усиление информационных нагрузок, интеллектуализационные перекосы в образовательных процессах и т. п.), приводящих к ухудшению качества жизни; а с другой стороны, на расширение и углубление сферы исследований жизненно важных областей науки и искусства, то разработка новых методик арт-терапии становится более чем просто актуальной. В ряду этих поисков и находится стремительно развивающаяся область музыкальной терапии.

Настоящая работа является продолжением начатого ранее обзора различных арт-терапевтических методик [1] и развивает их теоретический анализ, который в свою очередь дает основания нашей практической работе.

Чтобы глубже понять корни и перспективы развития музыкальной терапии, родившейся на стыке различных научных исследований (в направлениях философии, антропологии, медицины, музыкознания, психологии, педагогики, музыкальной психологии, педагогической антропологии и др.), необходимо, прежде всего, преодолеть поверхностность односторонних закостенелых догматов материалистической медицины. Особенно, что касается рассмотрения человека как духовно-душевно-телесного существа. Здесь нам видится плодотворной опора на штайнеровские концепции[1] представления образа человека в его четырехчленной сущности, а также трехчленной структуры его физического тела. Это базовые концепции медицины, рассматривающей проблемы здоровья и болезни в единстве духовно-душевно-телесного, — позднее названной антропософской медициной, – и ей соответствующих фармацевтических препаратов. Последние были разработаны опять же Р. Штайнером и представлены на суд медицинской научной общественности в 1921 году [2]. К настоящему времени антропософская медицина, пройдя через войны и катастрофы ХХ в., достигла признания в медицинской среде естественно-научных исследователей и применяется во всех развитых странах мира. Она узаконена в государственной системе здравоохранения передовых стран Европы. Можно сказать, что антропософская медицина, опирающаяся на штайнеровскою антропологию, сегодня превратилась в обширную область со своими клиниками, консультационными центрами с сетью аптек и фармацевтических предприятий. Здесь уместно отметить, что и теоретико-медицинские рассмотрения, штайнеровских концепций в этой области, и его лекарственные средства успешно применяются в «Кремлевской» больнице г. Москвы с 1927 года (с этого же года здесь известна также и книга [3] в рукописном переводе). Несмотря на исключительные трудности 30-40-х годов (да и всего ХХ ст.) работа по изучению и развитию штайнеровских концепций в этой больнице продолжалась. Например, трехтомник Ф. Хуземанна[2], первое издание которого вышло в конце 1940-го года, а в 1990 — Х-е издание, переработанное Отто Вольфом [4] так же попали в поле зрения российских врачей. Эта работа представляет собой фундаментальное исследование, – ответ на потребность времени в создании целостной медицины и психологии. И в связи с темой нашей конференции нельзя не упомянуть книгу современного голландского психиатра Аннейет Рюмке [5], — думаю, полезной для психотерапевтов, социальных психологов, медиков, лечебных педагогов, музыкальных терапевтов и т. п. Прорабатывание (изучение) вышеизложенного позволяет создать основание для понимания образа целостного человека как руководства в своей практической деятельности.

В настоящее время и в Украине можно получить элементарные представления об арт-терапии и музыкальной терапии, охватывающие духовно-душевно-тесные аспекты, в системе медицинских международных семинаров по повышению квалификации врачей (International Postgraduate Medical Training – IPMT). Речь идет об Одесском и, продолжающим его, Львовским циклах, а также о филиале Голландского института музыкальной терапии в г. Киеве. Ещё необходимо отметить, что научно-психологические наработки Р. Штайнера широко используются в системе Вальдорфских школ (им же созданных), которая к настоящему времени превратилась в массовое авторитетное педагогическое движение: Международный Союз Вальдорфских Школ. В этой инновационной педагогической технологии различные искусства, рукоделия и ремёсла широко применяются в учебно-воспитательном процессе. И главное здесь – музыкальное искусство, благодаря возможности глубокого охвата физиологии и психологии учеников музыкально-формирующими силами, – ведь организм человека построен по музыкальным законам! По своему значению в формировании личности учитель пения (специально подготовленный), – главный учитель в школе! Своим творческим профессионализмом он обязан создать и вовлечь детей в процесс активного личностного действия (пение, музицирование), – но не пассивного слушания.

Практическая музыкально-терапевтическая работа направлена на гармонизацию сфер мышления, чувств и воли. Многие медики, психологи, педагоги, воспитатели недооценивают или недопонимают, что в организме существует 12 чувственных областей, охватываемых двенадцатью органами чувств [6, 7, 8]. Неразвитость какого-либо органа может привести не только к затруднениям и (или) препятствиям в личностном развитии детей и юношества, но и к патологиям. Обширный спектр такого рода неприятностей охватывается термином «лечебнопедагогичность»: от легких затруднений при образовании понятий до крайнего слабоумия (с приговором — необучаем) и органических дефектов в физиологии и психологии. «Лечебнопедагогичность есть у каждого человека, — у взрослого она может быть спрятанной, завуалированной. Задача каждого (в любом возрасте): вытащить эту свою «лечебнопедагогичность» на свет сознания, осмыслить ее и работать по ее изживанию до самого жизненного конца» [9]. И здесь в работе с такими лечебнопедагогичностями имеется огромный спектр возможностей и необходимостей применения музыкально-терапевтических методик. Но для успешного их использования в практической работе обычных абстрактно отвлеченных музыковедческих знаний и понятий здесь будет явно недостаточно. Необходимо точно представлять, что происходит в физиологических и психологических глубинах человеческого организма во время личностного пения, музицирования или слушания музыки, во время отсутствия возможности петь в унисон с другими, неумения точно спеть, повторить музыкальный тон (с инструмента, с голоса) или создать правильные формы распеваемых гласных и согласных в их различных сочетаниях и комбинациях. Наивысшая и желанная здесь цель: достижение и культивирование способности и умения создавать художественно-образные формы (в детских играх, в живописи, в пении, говорении, создании понятий, в мышлении), дарующие человеческой душе богатство фантазии и очарование одаренности. Но в реальных условиях музыкально-терапевтической работы впечатления от «очарования одаренностью» крайне редки — гораздо чаще после четырех-пятичасовой работы с лечебнопедагогическим контингентом терапевт выходит измученным, как после смены, отработанной в молотобойном цехе.

Работая руководителем студенческого хора Донецкого Национального Университета, я 12 лет посвятил исследованиям лечебно-педагогической симптоматики с помощью музыкально-терапевтических методик на стыке школа — ВУЗ, и имею основания представить следующие выводы: сегодня мы имеем школьное образование и воспитание, находящиеся в глубоком затяжном кризисе именно из-за непонимания качества сил, участвующих во всех формообразующих личностных процессах становления детей и юношества. По своей природе – это музыкально формирующие силы. И из-за того, что школа игнорирует работу с этими силами, она, как система, больна и выпускает в жизнь нездоровых, дебилизированных, т. е. с отуплённой душевной деятельностью детей. Сегодня массовый школьный «продукт» — это безголосые и «гудошники», – это основные симптомы отсутствия качественной проработки организмов детей и юношества музыкально-формирующими силами. И именно по этому, «непропитанные певческой закалкой», они выходят из школы с испорченным мышлением, чувственно неразвитыми, с ослабленной волей. Эти «личностные недостатки» проявляются в ВУЗах на первых же сессиях: уровень понятийных способностей не соответствует элементарным университетским требованиям. Признаки нездоровья физиологического проявляются в отклонениях дистонического, анемического, астматического характера. Двигательная система юношества не развита, нет умения концентрации, сосредоточенности. Весь этот букет психолого-физиологических личностных недоработок достаточно точно выявляется при помощи музыкально-терапевтического диагностирования: у многих затруднено (или отсутствует) умение петь в унисон, певческий диапазон зачастую меньше октавы — это свидетельствует о том, что гортань охвачена спазматикой. То есть, состояние гортани указывает на наличие спазматических процессов в организме. Сюда же относятся и признаки повышенного (взрывного) потоотделения. Всегда после репетиции, прощаясь (обязательно с рукопожатием!) и ощущая холодную, мокрую ладошку – отмечаю признак загнанности, раздёрганности, негармонизованности психо-физиологии организма; и напротив: ощущение горячей, сухой ладони «говорит» о разогретости энергетики организма во время певческих упражнений, сбалансированности духовно-душевного как результат позитивно проделанной работы. Вся вышеуказанная негативная симптоматика ограничивает возможности полноценного восприятия музыкально звучащей художественной действительности, а в запущенных случаях речь идет об отсутствии (к примеру – для студента) возможности правильного усвоения лекционного материала и вообще адекватного отражения любой (и нехудожественной!) действительности. Но даже у окончивших музыкальные школы можно обнаружить признаки вышеперечисленной симптоматики, — система музыкальных школ также охвачена кризисными явлениями.

И все-таки ситуация с музыкально запущенной молодежью видится нам не такой уж безнадежной: опыт, приобретенный в преодолении трудностей развития подопечных, только закаляет терапевта. И нет большей радости, чем видеть, как после упорной, длительной, совместной (терапевта и подопечного) шлифовки слаженно заработал сложнейший механизм музыкально-формирующих сил, работающий во благо будущего развития человеческой индивидуальности. И, конечно же, здесь применяются не «попсовые» напевы, а упражнения с математически выверенным пониманием качества процессов формообразования.

Формообразование присуще всем «этажам» человеческого существа во всех фазах его развития. В первом семилетии формообразующие силы ребёнка трудятся над формированием органов физического тела, и от окружающих взрослых требуется обеспечить возможность для формирования здоровых органов ребёнка. Эти же силы, высвобождаясь во втором семилетии, участвуют в формировании понятийности. И если мы с пониманием, грамотно, осознанно и своевременно прорабатываем и укрепляем эти музыкально-формирующие силы, в третьем семилетии они создадут богатство душевной жизни силами фантазии, утончённым дифференцированием чувственной области. В противном случае, фантазию мы оставляем обедненной, а чувственные силы расхлябанными, необузданными… Но методики музыкальной терапии, естественно, приспособленные к возрастным особенностям, чудесно работают во всех семилетних этапах личностного развития; можно включаться даже в пожилом возрасте, — польза непременно будет! Нет таких людей, которых невозможно научить петь, — и это не пустая отвлеченная бравада, а профессиональная позиция: выстраданное понимание необходимости массового применения певческой терапии. Да! Сегодня в Украине не поется. Детство и юношество замолкает, – и это прямо указывает, что их души охвачены силами зла, не дающими им шанс полноценного развития. Качество жизни, психологическое благополучие детства и юношества возможно тогда, когда будут сознательно, целенаправленно укреплять и развивать музыкально-формирующие силы, пронизывающие всего человека и участвующие во всех(!) жизненных процессах. Над выполнением этой нелегкой задачи надо много работать, не жалея сил и времени, ведь на карту поставлено сохранение народной ментальности для будущего. А начинать надо с воспитателей и учителей: все они — и даже профессура — должны быть поющими, чтобы иметь возможность осуществлять прямое позитивное, гуманное, культурное воздействие на подопечных. Некоторые, может быть, высокомерно отмахнутся относительно этого, мимоходом отмечая, что здесь пропагандируются отвлеченные, абстрактные маниловские мечтания о международных шахматных турнирах в Васюках? Они считают музыкальною терапию, пение не актуальным, не нужным, закрывая глаза на нашу удручающую действительность, считают, что все у нас хорошо, есть и более важные проблемы – мы идем в Европу! Но современная Европа достаточно пёстрая и неоднозначная: есть и процессы стагнации и деградации (поднимают голову движения неофашистов…), но есть и прогрессивно-позитивные явления. К таковым в образовательно-воспитательной области можно отнести Международное Педагогическое Движение Вальдорфских Школ. В этих школах всевозможные искусства, рукоделия, ремёсла, научно-методически проработанные, играют важную роль в учебно-воспитательном процессе.

Здесь несколько иная ситуация, иное отношение к поднятым выше вопросам, иные стандарты и качество проработки, в том числе и музыкально-формирующих сил. Считаю уместным привести некоторые примеры позитивно европейского вальдорфского подхода к повышению качества жизни и психологического благополучия подрастающего поколения, – т.е. непосредственных участников учебно-воспитательного процесса. Эти примеры из увиденного мною лично и пережитого при посещении вальдорфских школ различных стран Европы. Естественно, меня интересовали вопросы состояния и реформирования системы воспитания и образования в этих странах. Особенно обжигающим и вдохновляющим было знакомство, изучение и осмысление опыта образовательного реформирования в Финляндии (спасибо финским коллегам, обеспечившим всестороннюю поддержку в изучении этих вопросов). Это глубокая революционная, но не стихийная, а запланированная и законодательно согласованная и утвержденная парламентом, перестройка систем дошкольного, школьного и юношеского (высшего) образования. В результате этих преобразований в 2002 году (и далее в 2006 и 2010-ом) Финляндия уверенно занимает первое место в Международном обследовании (по желанию страны) по системе PISA-тестов состояния воспитания и образования! Итак, этапы «финского пути». В 1969 году Финляндия утвердила общенародным референдумом мероприятия по реформации страны и устремлению к уровню всеобщего благоденствия. В конце 80-х годов президент обратила внимание парламента на успехи Свободных Вальдорфских школ, в которых главенствующую роль в учебно-воспитательной работе отводят развитию музыкально-формирующих сил в личностном росте детей и юношества. К тому времени этой системой частных Вальдорфских школ было охвачено уже 10% детей Финляндии. После двухлетнего обследования этих школ парламентской комиссией было принято решение глубокого реформирования всей вертикали государственной системы образования с последующим включением Вальдорфских школ в государственную систему образования и абсорбированием всего лучшего, что наработала вальдорфская технология, для теперь уже всеобщего пользования.

Так Вальдорфская школа небольшого городка Лахти стала моей главной исследовательской площадкой. Начнем с вальдорфского детсадика при этой школе: все дети поют, много и с удовольствием. Самые младшенькие интенсивно и серьезно в подражании копируют услышанные звуковые тона и сочетания гласных с согласными. Все в игровой форме проводят разнообразные занятия, важные для становления ребенка в первом семилетии.

В первых трех классах все дети с увлечением играют на блок-флейтах — нежелающих и отторгающих нет. Через мундштучёк и зубки передаются очень благотворные вибрации спинномозговой жидкости(!), здесь же профилактика против астмы, анемии-дистонии. С четвертого класса каждому ребенку с учетом его темперамента, советуясь с родителями, подбирают дополнительный индивидуальный музыкальный инструмент, а через пару лет еще и третий… Существуют три возрастных ученических хора (младший, средний, старший), и здесь не знают понятий «безголосый», «гудошник». Вся школа охвачена гибкой системой ансамблевой работы. Это и певческие дуэты, и трио, и квартеты-октеты, и инструментальные (струнные, духовые, народные, эстрадные, смешанные) ансамбли, куда входят по желанию и интересам школьники и, что немаловажно, учителя!

Кроме этого в каждой школе работает «родительский» хор, куда входят родители, учителя, дедушки-бабушки, старшие школьники (кому мало музыкального элемента), выпускники школы прошлых лет, бухгалтер мэрии, бизнесмен, врач и т.д. Родительский хор вальдорфской школы г. Лахти в работе практикует технологию Вербек-вокала [10], позволяющую достичь глубоко душевного, проникновенного хорового звучания, а также имеющую разнообразные музыкально-терапевтические возможности («Мы – Вербек-хор», — говорят они о себе с гордостью). Несколько слов хочу высказать об уровне этого любительского коллектива. Незадолго до моего знакомства с этим коллективом они вернулись из концертного турне по Европе. Четыре Вербер-хора (из Лахти, Хельсинки, Стокгольма и Бергена — два финских, шведский и норвежский) за предшествующее полугодие выучили партитуру огромнейшего, сложнейшего произведения духовной музыки С. В. Рахманинова «Всенощное бдение» (а это толстенький сборник (все номера!) с русским текстом оригинала в транскрипции латинскими буквами), съехались вместе: две недели сводных репетиций и — европейское турне… Вот такие проекты им по плечу! Думается, понятным будет вывод: где и в чем источник «качества жизни», как добывается и откуда берется «психологическое благополучие»!

В завершение теоретико-познавательной части хочу вкратце осветить вопрос об аспектах взаимодействия врача и музыкального терапевта. Во время музыкально-терапевтической работы достаточно часто приходится сталкиваться с трудными, запущенными пациентами. Музыкальный терапевт как специалист диагностирует, применяет методики музыкальной терапии, систематизирует симптоматику. В силу того, что терапевт обязан знать медицинскую физиологию духовно-душевно-телесного, как медик он понимает необходимость в трудных случаях применить к пациенту медикаментозное лечение в дополнение к музыкально-терапевтическим мероприятиям. Но музыкальный терапевт не имеет права выписывать рецепты (это обязанность врача). В таких случаях будет правильным и необходимым, обсудив совместно с врачом симптоматику пациента, после дополнительного уточняющего медицинского обследования применить здесь силы и возможности медикаментозной поддержки.

В завершающей части нашей статьи мы представим общие принципиальные моменты практической деятельности музыкального терапевта. Наш организм построен по музыкальным законам. Например, силы, формирующие распевы гласных — это те же силы, что управляют кроветворением. И в практической музыкально-терапевтической работе необходимо определить уровень активности, дифференцированности, тренированности этих сил, степень гармонизации или запущенности, вплоть до контроля измерениями уровня гемоглобина в крови.

Начинать ознакомительную работу можно с проверки унисона. Отсутствие последнего указывает на симптомы начинающегося разрушения в психической жизни, которые усугубляясь, влияют и на физиологию человека.

Далее проверяется голосовой диапазон звучания, регистры, степень полнозвучности, закрепощенности или задавленности. Именно узость, зажатость диапазона указывает на наличие спазматических процессов в организме: гортань, как термометр, измеряет эту спазматику. Многие молодые люди студенческого возраста просто не могут извлечь какие-то звуки в присутствии других — так выявляются страхи, комплексы, причины стрессов… Спокойно, терпеливо, индивидуально подобранными упражнениями расширяем диапазон, чем снимаем спазматику. И когда такие пациенты укрепляются, успокаиваются и начинают осознавать, где они были и из какой пропасти их вытаскивали, они просят проверить изменения в диапазоне. Проверяем, окружающие заинтересованно и сочувственно слушают, а мы совместно устанавливаем изменения внизу и вверху диапазона, регистрируем в «досье» новые рекорды достижений и обязательно с датой. Так создается наша «книга рекордов Гиннеса»!

Далее проверяются и развиваются умения создавать правильные формы посредством специально подобранных комбинаций гласных с согласными. Гласные мы формируем из глубин своей душевности, в согласных же мы подражаем внешнему миру. Необходимо с раннего детства развивать умения или поощрять создание правильных форм: мы лепим «пасочки», куличики, уточек? — Нет! Мы создаем здоровые или нездоровые органы на протяжении всего первого семилетия жизни ребенка: здесь и там работают одни и те же силы.

Далее мы развиваем речь, поощряем личностное пение — это также метаморфизирование тех же сил (а ещё среди 12-ти чувств есть и орган чувства речи, – и нельзя допускать нарушений в его работе). Если мы, юные или взрослые, в говорении и особенно в пении создаем неправильные формы, мы заболеваем (!), и заболевают слушающие нас. Установлено: гортань слушающего в микродвижениях повторяет движения гортани поющего… При нарушении, например, профессором правильного формообразования при подаче лекционного материала студента спасает только защитное засыпание!..

Следующий «этаж» — создание мыслеформ, и это не отвлеченно-абстрактное понятие, это конкретная формообразующая деятельность органа чувства мысли, требующего здорового ухода и художественной тренировки для обеспечения требуемого уровня смысловой деятельности… Что касается создания художественно-образных форм, то способность к этому нужно бережно выращивать, высвобождая от наносного мусора. Заболеть можно не только от концерта жесткого металлорока, густо подперченного децибелами, разрушающего тонкие структуры организма, но даже в оперном театре от пения некоторых певцов (даже солистов), увлекающихся самолюбованием голоса и игнорирующих правильное формообразование и интонирование. Так что упражнения по укреплению формообразующей деятельности — важнейшая часть музыкально-терапевтической работы.

И в заключение, хотя бы тезисно, необходимо указать на важность и эффективность музыкально-терапевтической работы для укрепления личностного «Я-самосознания» (ведь среди живущих человек единственное самосознающее существо, – а среди 12-ти есть и орган чувства «Я» и с ним надо серьёзно и грамотно работать!), – а слабые, неустойчивые души легко захватываются силами зла…

И ещё хотя бы несколько практических замечаний о необходимости учитывать возрастные особенности в музыкальной терапии. Всех участников процесса лечения должен объединять интерес и осознанность. С повзрослевшими или взрослыми возможна индивидуальная работа при значительной «запущенности». При комплектовании групп желательно руководствоваться принципом одинакового уровня участников, чтобы затруднения лечебнопедагогических категорий не отягощали надежды «продвинутых». На практических мастер-классах можно будет вопросами дополнить, углубить аспекты музыкально-терапевтической практики.

В данной статье мы ставили задачу в тезисной форме дать представление о такой области психологической технологии, как музыкальная терапия. Конечно, в рамках этой работы, мы не можем охватить весь объем спецкурсов подготовки по специальностям «лечебный педагог» и «музыкальный терапевт», ставших необходимыми и широко востребованными в Европе и других странах мира. А учитывая усугубляющиеся разрушительные тенденции в образовательной системе нашей школы, в том числе и в высшей, очевидным становится, что такие специальности, такие специалисты необходимы и в Украине, чтобы дети и юношество смогли без потерь справиться с интенсификацией интеллектуальных нагрузок, цивилизационных перекосов и сохранить свое здоровье.

 

 

Литература

1. Пасечник В.Г. Рассмотрение возможностей лечебно-педагогических методик с позиции педагогической антропологии Рудольфа Штайнера// Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции «Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании ‘2008». – Том 19. Педагогика, психология и социология/ Сб. научных трудов. Одесский Национальный морской Университет. – Одесса: Черноморье., 2008, С. 55-64.

2. Штайнер Р. Духовная наука и медицина/ Пер. с нем. – Калуга: Духовно познание., 2000 г. – 668 с. GA 312.

3. Штайнер Р., Вегман И. Основы развития врачебного искусства/ Пер. с нем. – СПб.: Деметра., 2008. – 228 с.

4. Хуземанн Ф., Вольф О. Образ человека как основа искусства врачевания. Т. 1. Анатомия и физиология/ Пер. с нем. – Калуга: Духовное познание., 2005. – 288 с.

5. Рюмке А. Психиатрия. Целостный взгляд / Пер. с голландского – К.: Наири., 2012. – 352 с.

6. Steiner R/ Von Seelenrätseln, 1983, 182 S. (GA 21).

7. Соесман А. Двенадцать чувств/ Пер. с нем. – СПб.: Деметра, 2003. – 260 с.

8. Эппли В. Забота о развитии чувств человека/ Пер. с англ. –К.: Наири., 2011. –144с.

9. Штайнер Р. Лечебнопедагогический курс/ Пер. с нем. – Калуга: Духовное познание., 1999. – 212 с.

10. Вербек-Свердстрём В. Школа развития голоса/ Пер. нем. – М.: Evidentis., 2009. – 232 с.

 

  Данная статья опубликована в сборнике материалов Международной конференции по теме: «Качество жизни: потенциал и перспективы психологической науки и практики». (Стр. 379-386), г. Донецк, 30.11.2013. Конференция была организована кафедрой психологии ДонНУ.

 

   

 


[1] Рудольф Штайнер (1861-1925) — австрийский философ, основоположник вальдорфской педагогики, антропософской медицины, лечебной педагогики, биодинамического сельского хозяйства, заложил основы учения о трехчленности социального организма, инициировал развитие эвритмии, новых направлений в драматическом искусстве, живописи, архитектуре. Управлением его наследия (Дорнах, Швейцария) издано 355 томов его сочинений (Gesamtausgabe, GA), готовятся к публикации GA 356-370. Он прочитал более 6 тысяч научных докладов, еще более тысячи ждут своей стенографической расшифровки.

[2] Ф. Хуземанн (1871-1959) — доктор медицины, психиатр, глубоко интересовался вопросами философии и исследованиями Р. Штайнера.


Дата добавления: 2015-11-28 | Просмотры: 412 | Нарушение авторских прав







При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.008 сек.)