АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Веселящий газ.

Более привычные для современного человека способы анестезии были разработаны лишь в середине XIX века. В 1820-е годы английский хирург Генри Хикман проводил опыты на животных, а именно пробовал ампутировать у них конечности, используя в качестве наркоза углекислый газ. Однако значительно более подходящим для наркоза оказалась открытая в 1799 году закись азота, также известная как «веселящий газ». Долгое время люди не догадывались о том, что его можно использовать для анестезии. Первым это свойство обнаружил американский фокусник Гарднер Колтон, который, выступая в бродячем цирке, использовал «веселящий газ» во время своих шоу. 10 декабря 1844 года во время одного из представлений в маленьком городке Хартфорде Колтон вызвал на сцену добровольца, чтобы на нем продемонстрировать эффект необычного газа. Человек из зала, надышавшись им, смеялся так, что упал и серьезно повредил себе ногу. Однако Колтон заметил, что доброволец совсем не почувствовал боли – он находился под действием анестезии.На это необычное свойство закиси азота обратил внимание не только сам фокусник, но и его зрители. Среди них был местный дантист Хорас Уэллс, быстро сообразивший, какую пользу в его работе может оказать волшебный газ. После представления он подошел к Колтону, попросил еще раз продемонстрировать свойства газа, а затем договорился о его покупке. Начав использовать «веселящий газ» в своей практике, Уэллс оценил его эффективность, но не стал патентовать свое открытие, решив, что новое универсальное обезболивающее должно быть доступно, «как воздух».В 1845 году Хорас Уэллс решил продемонстрировать свое открытие широкой общественности. В одной из больниц Бостона он пообещал в присутствии зрителей вырвать пациенту больной зуб, используя в качестве анестезии закись азота. Добровольцем был сильный взрослый мужчина, который, как казалось, мог бы перенести удаление и без анестезии. Однако, когда началась операция, пациент начал истошно кричать. Присутствовавшие в зале студенты-медики начали издеваться над Уэллсом и с криками «Шарлатан, шарлатан!» покинули зал. Впоследствии Уэллс выяснил, что больной во время операции не чувствовал боли, а кричал от страха, однако ситуацию изменить было нельзя, его репутация уже была погублена.

 

Бросив лечение зубов, Уэллс несколько лет зарабатывал на жизнь в качестве бродячего торговца, затем всё же вернулся к экспериментам в области анестезии. Однако до добра они его не довели, бывший дантист пристрастился нюхать хлороформ и однажды в состоянии сильной интоксикации плеснул на одежду двух уличных проституток серную кислоту. За этот поступок он был арестован; протрезвев и осознав ужас содеянного, Хорас Уэллс покончил жизнь самоубийством. Перед тем, как перерезать себе вены, он подышал хлороформом для анестезии.

 

Эфир.

Среди тех, кто в 1845 году присутствовал на неудачной демонстрации Хораса Уэллса, был его бывший ученик и коллега Уильям Мортон. Именно ему-то и досталась слава главного изобретателя анестезии. После неудачи, постигшей его учителя, Мортон продолжил его эксперименты и выяснил, что для анестезии можно использовать медицинский эфир.

Ознакомившись с эфиром, Мортон решил сначала произвести опыты на своих собаках, а 30 сентября 1846 года он провел операцию по удалению зуба у пациента, используя эфир в качестве наркоза. Это был настоящий прорыв — средства, применявшиеся прежде, были либо слишком слабыми, либо слишком вредными для здоровья. Мортону же удалось найти способ вводить пациентов в бессознательное состояние на время операций, благодаря чему больные не испытывали ни малейшего дискомфорта в процессе лечения.

Анестезия в России.

Опыт применения наркоза в России также начинается с эфира. 7 февраля 1847 года его применяет Ф.И.Иноземцев. В клинике факультетской хирургии Московского университета он проводит операцию по поводу рака молочной железы. Неделей позже — 14 февраля 1847 года свою первую операцию под эфирным наркозом во 2-м Военно-сухопутном госпитале Санкт-Петербурга осуществляет другой великий русский хирург — Н.И.Пирогов. В июле 1847 года Пирогов первым практикует эфирный наркоз в полевых условиях во время Кавказской войны, за год он лично провел около 300 эфирных анестезий.

Хлороформ.

12 ноября 1847 года, 160 лет назад, в университете Эдинбурга профессор Джеймс Симпсон пригласил студентов и преподавателей, а также представителей общественности города на необычную операцию. Впрочем, сама операция не представляла особой уникальности – Симпсону, который являлся одним из лучших врачей-акушеров, предстояло произвести внутренний поворот плода за ножку. Но впервые в истории медицины операция была произведена с применением в качестве наркоза паров хлороформа.

Операция прошла на «ура» – будущая роженица, впав в забытье, не почувствовала никакой боли. А о том, как прореагирует на эту операцию будущий младенец, тогда никто особо и не задумывался. К счастью, девочка, которую назвали Анестезией, родилась здоровенькой, что дало повод англичанкам рассматривать хлороформ как чудесное избавление от родовых мук.

Досужие репортеры поинтересовались у профессора, как ему удалось открыть чудесные свойства паров хлороформа? На что Симпсон, не скрывая улыбки, ответил, что не далее, как неделю назад, точнее 4 ноября, он с двумя своими ассистентами случайно вдохнул пары этой бесцветной жидкости, правда, в небольшой дозе. Все три доктора после «вдоха» некоторое время шутили и смеялись, так как почувствовали, что у них в мозгу «отпускает» рецепторы, отвечающие за сдержанность и серьезность. Но долго шутить не пришлось: спустя некоторое время все трое повалились на пол и заснули крепким сном.

Потом последовал еще ряд экспериментов, после чего Симпсон и решился на публичную демонстрацию нового способа анестезии. Кстати, до этого момента в медицине, как, впрочем, и самим Симпсоном, применялся обычный эфир, который был «неудобен» в силу ряда своих свойств. Во-первых, из-за неприятного запаха, а во-вторых, из-за того, что иногда легко взрывался в воздухе. Учитывая то обстоятельство, что в холодной сырой Англии операционные часто отапливались с помощью каминов, существовала опасность взрыва.

Спустя неделю после удачной операции с применением паров хлороформа профессор Симпсон (это звание он получил еще в 28-летнем возрасте) тут же опубликовал научную статью, чем и обеспечил себе пальму первенства. Ибо не прошло и нескольких дней, как поступило сообщение из французского Страсбурга о том, что, мол, некий врач по фамилии Седилло применил пары хлороформа несколько раньше, чем эдинбургский профессор. Но в науке зачастую бывает так: кто первый встал, того и тапки...

На какое-то время хлороформ впал в опалу, и только решимость правящей в то время Великобританией королевы Виктории, которая решилась применить именно хлороформ во время родов (королева произвела на свет сына Леопольда) в 1853 году открыл новую эру в истории применения данного химического соединения. «Золотой век» хлороформа продолжался около 50 лет.

Не могу умолчать и о первооткрывателях хлороформа. Впервые он был синтезирован Сэмюэлем Гатри (или Гаутри, как кому нравится) за 16 лет до триумфа Симпсона, в 1831 году в качестве растворителя каучука. А спустя несколько месяцев это вещество синтезировали независимо от Гатри и друг друга знаменитый немецкий химик Юстус фон Либиг, профессор Гиссенского университета и француз Евгений Субрейн. А название «хлороформ» веществу в 1834 году дал другой француз со знаменитой фамилией Дюма. Его звали Жан-Батист. Кстати, название – ни что иное, как сложение химического элемента «хлор» и «формакью» (или муравьиная кислота).

Джеймс Симпсон скончался в 1870 году. Благодарные англичанки выложили весь путь от дома, в котором жил профессор, до Вестминстерского аббатства, где он был похоронен, красивыми цветами. Их насчитали около 30 тысяч...

 

Кокаин.

 

И эфир, и хлороформ использовался для общего наркоза, однако врачи мечтали разработать препарат, который бы эффективно работал как местный наркоз. Прорыв в этой области произошел на рубеже 1870-1880-х гг., а долгожданным чудо-лекарством стал… кокаин.

Впервые кокаин из листьев коки удалось выделить немецкому химику Альберту Ниманну в 1859 году. Впрочем, долгое время кокаин мало интересовал исследователей. Впервые возможность его использования для местной анестезии обнаружил русский врач Василий Анреп, который по научной традиции того времени провел ряд экспериментов на себе и в 1879 году опубликовал статью о воздействии кокаина на нервные окончания. К сожалению, тогда на нее почти не обратили внимания.

Зато сенсацией стала серия научных статей про кокаин, написанных молодым психиатром Зигмундом Фрейдом. Фрейд впервые попробовал кокаин в 1884 году и был поражен его действием: употребление этого вещества излечило его от депрессии, придало уверенности в себе. В том же году молодой ученый пишет статью «О коке», где настойчиво рекомендует использовать кокаин как местное обезболивающее средство, а также как лекарство от астмы, расстройства пищеварения, депрессии, неврозов.

Исследования Фрейда в этой области активно поддерживались фармацевтическими фирмами, которые предвкушали огромные прибыли. Будущий отец психоанализа опубликовал аж 8 статей о свойствах кокаина, однако в последних работах на эту тему он уже менее восторженно писал об этом веществе. В этом нет ничего удивительного, ведь от злоупотребления кокаином умер близкий друг Фрейда Эрнст фон Фляйшль.

Хотя об анестезирующем действии кокаина уже было известно по работам Анрепа и Фрейда, славу первооткрывателя местной анестезии получил офтальмолог Карл Коллер. Этот молодой врач, как и Зигмунд Фрейд, работал в Венской Общей больнице и жил с ним на одном этаже. Когда Фрейд рассказал ему о своих экспериментах с кокаином, Коллер решил проверить, может ли это вещество использоваться в качестве местной анестезии при операции на глазах. Опыты показали его эффективность, и в 1884 году Коллер доложил о результатах исследований на заседании Общества врачей Вены.

Буквально сразу же открытие Колера стало применяться буквально во всех областях медицины. Кокаин использовали не только врачи, но и все желающие, он свободно продавался во всех аптеках и пользовался почти такой же популярностью, как аспирин в наши дни. В продуктовых магазинах продавалось вино с кокаином и газированный напиток «Кока Кола», который до 1903 года содержал в составе кокаин.

Кокаиновый бум 1880-1890-х стоил жизни многим простым обывателям, поэтому в начале XX века это вещество постепенно попало под запрет. Единственной сферой, где применение кокаина долго допускалось, была местная анестезия.

В XX веке в анестезиологии кокаин заменили более безопасные препараты: прокаин, новокаин, лидокаин. Так анестезиология наконец-то стала не только эффективной, но и безопасной.

Вывод.

Каждый из вышерассмотренных веществ послужили основой для современных методов обезболивания и,несмотря на неудачные опыты, они способствовали развитию и правильному применению анестезии в медицине. В 1904-м году появился внутривенный наркоз, что дало толчок к новым исследованиям в данной области. В результате сегодня наркоз в различных областях медицины — это отдельное направление, достижения в котором позволяют не только избавить пациента от болевых ощущений, но и сделать само проведение операций более удобным и, что особенно важно, более эффективным.

Используемая литература.

1) Интернет ресурсы.

2) «История медицины» Т.С. Сорокина.


Дата добавления: 2015-11-28 | Просмотры: 436 | Нарушение авторских прав







При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.005 сек.)