АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Методики логотерапии.

Прочитайте:
  1. Вимоги до моніторингу під час застосування методики СДППТ
  2. Задания для уяснения темы занятия, методики вида деятельности.
  3. Задания для уяснения темы занятия, методики вида деятельности.
  4. К острым осложнениям методики эпидуральной анестезии относятся
  5. Льюит и его диагностические и лечебные методики использования кожи
  6. Методики диагностики когнитивной простоты - сложности
  7. Методики диагностики полезависимости - поленезависимости
  8. Методики диагностики узости - широты диапазона эквивалентности
  9. Методики диагностики узости - широты сканирования

Методики конфронтации с экзистенциальными конечными данностями.

 

1. Методика «жизненного отрезка»: пациенту предлагают начертить на листе «отрезок его жизни», началом которого является точка рождения, а окончанием – точка смерти. Затем на этом отрезке ему предлагается отметить настоящий момент. Индивидуальная техника рисунка: отрезки в виде кривой и лабиринтообразной линии, их длина, прорисовка, положение точки «здесь и теперь» - может служить ориентиром для выявления психологических защит.

2. Методика «Лимит жизни»: пациенту предлагается представить, что он знает день своей смерти, до которого остается определенный срок (полгода, год). Далее осознаются чувства и психотерапевт спрашивает: «Что вы будете делать? Изменятся ли: Вы сами, Ваши отношения, Ваша жизнь?».

3. Методика работы с представлениями о себе: пациенту предлагается написать на листе бумаги двадцать ответов на вопрос «Кто я?» («Я - … (какое-либо существительное)) – обозначающих основные составляющие его представлений о себе. Дается инструкция: «Вам необходимо постараться вычеркнуть все Ваши «Я», отказ от которых, как бы ни был он тяжел для Вас, все же совместим для Вас с продолжением жизни». Затем вычеркиваются все представления в порядке возрастания их эмоциональной значимости. Особое внимание уделяется осознанию чувств и сопротивлений, а также исследованию динамики.

4. Обсуждение личного опыта конфронтации с экзистенциальными конечными данностями: смертью, свободой, выбором, ответственностью, одиночеством, изоляцией, бессмысленностью и смыслом, трансцендентным началом. Пациенту предлагается вспомнить ситуацию и приблизиться к ней в воображении. Лучше, если выполнение методики начинается с упоминания самим пациентом о случаях конфронтации с экзистенциалиями в прошлом. Психотерапевт предлагает ему рассказать о них подробнее. Особое внимание уделяется позитивному или ресурсной переработке таких столкновений, опыту преодолений трудных ситуаций, самостановления и самореализации, любви, принятия ответственности, альтруистического поведения, открытия смысла, религиозному опыту. Идентифицируются чувства, желания, а затем проводится прояснение.

5. Применение молчания, пауз. Опыт тишины. Психотерапевт предлагает пациенту в течение какого-т времени вместе помолчать и послушать тишину, осознавая свои эмоции, желания и мысли. Затем можно обменяться пережитым опытом и перейти к прояснению и проработке чувств, сопротивлений, защит и т.д. Методики максимально свободного действия применяются в тех случаях, когда сам процесс психотерапевтической встречи не дает достаточного материала для анализа отношения пациента к данностям свободы и ответственности.

6. Методики экзистенциального монолога и молитвы: пациенту предлагают произнести монолог, в котором его просят выразить отношение к себе и своей жизни. Эффективна методика молитвы, актуализирующая духовные переживания: пациента просят произнести свою молитву к Высшему Началу, как он Его представляет (Богу). Можно дать пациенту такую инструкцию: «Представь, что у тебя есть сейчас возможность рассказать о своих проблемах, страданиях и желаниях Богу, и Он тебя слышит. Произнеси Ему собственную молитву, как если бы вы были с Ним один на один».

7. Возвращение в опыт эмоционально значимых отношений «Я - Другой»: пациенту предлагается мысленно вернуться к отношениям со значимым (когда-то или в настоящее время) человеком. Для выполнения данной методики предпочтительней выбирать отношения, в которых более полно репрезентированы актуальные для пациента в настоящий момент проблемы и ценностно-смысловые дисгармонии, а также образы людей, игравших в жизни и становлении пациента инициирующую роль. Вариантом такой практики может быть погружение в опыт первой влюбленности, близости. Психотерапевт внимательно выслушивает рассказ пациента, выбирая для конфронтации и прояснения те содержания, которых пациент эмоционально избегает, или моменты изменения эмоционального состояния рассказчика. Реконструируются наиболее ресурсные ситуации, а затем используются приемы мультимодального погружения в них. Акцентируется ответственность пациента в ключевых фазах восстанавливаемого опыта. На стадии проработки осуществляется позитивная переоценка опыта и рассматриваются аспекты, полезные для настоящего и будущего. Интегрируются техники гештальт-терапии (диалога, «Незаконченное дело», монодрамы), найкан-терапии, краткосрочной позитивной психотерапии. Часто, разрешающее значение для всей процедуры экзистенциального анализа имеет работа с родительскими образами и воспоминаниями об опыте отношений с отцом и смертью.

8. Методика мелоконфронтации: пациентам (во время индивидуальных сессий или в группе) предлагается для прослушивания какой-либо музыкальный фрагмент, который, своей эмоциональной направленностью и интенсивностью способен вызывать переживание сильных чувств, актуализировать значимые для пациентов воспоминания и ассоциативно кофронтировать их с экзистенциальными универсалиями (смыслом, свободой выбора, ответственностью, смертью, одиночеством, близостью). Затем проводится обсуждение и прояснение испытанных переживаний, обмен ими (в группе).

9. Методики конфронтации с экзистенциальными границами «Я» (столкновения с границами близости). Применятся при работе с группой. При выполнении первой методики участникам предлагается самим найти границы близости друг с другом. Это касается их места в круге, позы, удаленности и положения по отношению друг к другу – с помощью них предлагается продемонстрировать другим участникам свое отношение к ним и ту степень близости, которая соответствует испытываемым друг к другу чувствам. Затем проводятся обратная связь и групповое обсуждение чувств, желаний и мыслей. Вторая методика заключается в том, что ведущий предлагает участникам разбиться на пары (или определяется одна пара, располагающаяся в центре круга) и с помощью позы, жестов, прикосновений, выбора дистанции относительно друг друга (невербально) установить максимально взаимоприемлемые границы близости друг к другу. Затем группа дает обратную связь и вербализуются испытанные переживания. Кроме двух описанных выше оригинальных техник, мы включаем в структуру нашей модели психотерапии телесно-ориентированные методики групповой психотерапии: «Театр прикосновений», «Я и Ты». Последняя методика заключается в том, что двое участников, стоя лицом друг к другу на расстоянии полусогнутой вытянутой руки, кладут ладони сначала себе на грудь, произнося «Это – Я», а затем – на грудь партнера, произнося: «Это –Ты». Затем участникам предлагают рассказать о своих впечатлениях. Осознаются чувства и желания, возникающие при прикосновениях, проговариваются мысли, которые им сопутствуют. Эта техника может открыть для пациента его отношение к универсалиям изоляции и близости, свободы и ответственности, реперзентированным (как и смерть, смысл) во встрече «Я - Другой».

10. Столкновение с одиночеством (выбором). Психотерапевт способствует осознанию пациентом экзистенциальных границ тех или иных своих контактов: пациенты учатся определять, что они могут, а что не могут получить от отношений. Психотерапевт может предложит пациенту поэкспериментировать – на некоторое время отделить себя от окружающего мира и близких людей, и побыть в одиночестве. Благодаря такому моделированию, пациент может осознать с большей глубиной как страх одиночества, так и масштабы своих скрытых ресурсов, степень личностной силы и смысл отношений.

11. Работа с представлениями о собственной смерти: пациенту предлагается представить собственное умирание, прощание с близким миром, последнюю исповедь, свои похороны и т.д. Можно задавать проясняющие вопросы, например: «Что Вам особенно жаль оставлять в жизни?», «О чем Вы жалеете?», «Что имело для Вас наибольшее значение?», «В чем был смысл Вашей жизни? (отдельных ее периодов и в целом)» и т.д. Рекомендуется помогать пациенту осознать и осмыслить возникающие переживания.

12. Методики «некролога», «эпитафии»: пациенту предлагается написать на себя некролог или эпитафию на собственное надгробие.

 

Методики прояснения и проработки.
Обсуждение опыта и тем, связанных с экзистенциальными конечными данностями. Осторожно применяя конфронтирующие с конечными данностями и проясняющие открытые вопросы, психотерапевт как бы приглашает и проводит пациента к обсуждению основных экзистенциальных беспокойств. Кроме того, используя механизмы идентификации пациента с авторитетным для него врачом и трансфер, психотерапевт собственным отношением к смерти «снимает внутреннее табу», существующие вокруг проблем смерти, свободы, ответственности, изоляции, смысла и ослабляет интенсивность психологических защит. Тем самым в пространстве психотерапевтического взаимодействия устанавливается атмосфера, позволяющая переживать, переносить и исследовать тревогу, связанную с экзистенциальными универсалиями. Это достигается также посредством проявления интереса к самораскрытию пациентов и поддержки их самоэксплорации. Психотерапевтам не следует вступать в «тайный сговор» с пациентами, отрицающими реальность экзистенциальных ограничений или предельных экзистенциальных беспокойств. Психотерапевту необходимо активно способствовать тому, чтобы основные терапевтические процессы оставались «на виду», доступными для более глубокого осознания, чтобы чувства и мысли пациентов, связанные с экзистенциальными универсалиями, их сопротивление и сомнения, вызываемые исследованием проблемы смысла жизни и системы ценностных ориентаций, проявлялись по мере возникновения.

Методики «некролога», «эпитафии (см. Фокальный экзистенциальный анализ).

 

Методика «жизненного пути (континуума)»: пациенту предлагается поразмышлять о значимых для него «вехах» его жизни. Затем, отталкиваясь от идеи «жизненного пути», можно попробовать установить взаимосвязь меду прошлым, настоящим и проекциями в будущее. Применение данной методики сочетается с анализом нереализованных выборов и «завершением» (в воображении) альтернативных путей, основанных на «утраченных» возможностях. Часто при переживании потерь происходит «возвращение» творческих способностей и активация потенциала личности (не выраженных когда-то, а потом обесцененных). Психотерапевт помогает пациенту осознать и переоценить открытые им заново ресурсы, интегрировать эти возможности в избираемый «жизненный стиль». При формировании у пациента чувства непрерывности жизни и представления о ее восходяще характере, можно применять методику Десуаля Р. основанную на переживании образов духовного восхождения («лестница - гора - полет»). Выработке у пациента теологического отношения к своему бытию способствует экзистенциальный анализ образов сновидений. Психотерапевт и пациент рассматривают существование как непрерывный процесс становления личности и духовного взросления, останавливаясь на его «рубежных», кризисных моментах. Углублению такого исследования способствует работа с генеалогическими «корнями», подобный анализ жизни и личностной мифологии пациента. Экзистенция может рассматриваться как последовательность духовных инициаций. Для активации духовного бессознательного можно применять подход ко всему происходящему как к «шагам на пути».

 

Методика «Взгляд сверху». Обычно применение сочеталось нами с применением методики «Жизненного пути». Пациенту предлагается, абстрагируясь от «горизонтали» ситуаций, или своей жизни в целом, осознать ее «вертикально»: мысленно, в воображении подняться («взлететь в небеса») и увидеть свою жизнь с высоты птичьего полета (или – как с горной вершины видится путь, проходящий через долину). Глядя сверху, можно попробовать осознать смысл происходящего более целостно.

 

Методика лабиринта. Психотерапевт предлагает пациенту представить свою жизнь в виде лабиринта с расходящимися в разные стороны коридорами или тропками (например, в дремучем лесу). Стенами лабиринта могут быть те обстоятельства жизни пациента, которые ему в настоящий момент тяжело или невозможно (объективно или субъективно) преодолеть, чтобы достичь значимой для себя цели («выйти из лабиринта», обрести свободу). Пациент вначале не знает, какая из этих дорог ведет к выходу (какому-то важному решению или цели). Психотерапевт стимулирует пациента к движению по лабиринту. Далее, внутри лабиринта помещаются реальные обстоятельства жизни пациента, знакомые и значимые для него люди. Лучше, если помогающим «клубком Ариадны» становятся какие-то внутренние силы пациента, его опыт, мечты.

 

Методика медитативного размышления об основных онтологических понятиях: психотерапевт обучает пациента основам релаксации и медитативной сосредоточенности. Пациенту предлагается принять индивидуально удобную позу, расслабиться и, позволяя «проходить сквозь сознание» любым посторонним раздражителем, постепенно концентрировать сознание на какой-либо экзистенциальной универсалии: мимолетности, необратимости времени, свободе, ответственности, выборе, хрупкости бытия, близости, открытости миру, смысле жизни, грусти и «дарах» одиночества, надежде, вере, смирении и др. Осознаются чувства образы желания и мысли.

Символическое представление экзистенциальных универсалий и диалог с ними: пациенту можно предложить представить в виде образов свои смерть, свободу, одиночество, «пустоту», смысл жизни и др. Он может представить символически также любое из основных экзистенциальных беспокойств, переживание экзистенциального вакуума, чувство вины, любовь и т.д. Затем психотерапевт может предложить пациенту представить конечную данность во внешнем пространстве и попробовать вступить с ней в диалог. При этом пациент может перемещаться на ее «место», «становясь» этой универсалией и отвечая себе, а может получать от нее ответы мысленно.

 

Методика стихотворения. Индивидуальный вариант методики. Пациенту предлагается сочинить стихотворение, которое выразило бы суть его проблемы, касалось эмоционально значимого опыта, передавало его ощущение своего бытия в настоящий момент, в целом или было посвящено его отношению к какой-либо экзистенциальных данностей. Отличие группового варианта («психотерапевтическое буриме») заключается в том, что один из участников экспромтом сочиняет и произносит в круг первую строку (или две) стихотворения. Затем его продолжает следующий по кругу пациент и т.д. Создается одно общее стихотворение, содержащее вклад каждого из членов группы. Еще одна модификация упражнения состоит в том, что участники по кругу произносят каждый свой стихотворный экспромт или любое стихотворение (уже написанное, свое или другого автора, совсем необязательно зарифмованное), которое в данную минуту выражает их переживания: эмоциональное состояние, желания, мысли.

 

Методика «Вопрос о смысле». В самом начале сессии ведущий предлагает участникам закрыть глаза, заглянуть как бы «внутрь себя», «в свое сердце» и задать свое самой глубокой сущности вопрос: «Для чего я пришел сюда? В чем смысл моего пребывания здесь, рядом с этими людьми?». Последующее обсуждение дает продуктивное продолжение для группового процесса.

 

Облегчение принятия решений. Психотерапевт побуждает пациентов осознавать, что каждому действию предшествует решение. Осознанный выбор вызывает трудности, так как при этом приходится мириться с исключением альтернатив. Пациенты парализуют свою способность принимать решения (например с помощью вопросов «А что, если…?»). Психотерапевт помогает исследовать обоснованность и происхождение колебаний. Исследуются разветвления каждого вопроса к самому себе, подобного вопросу «Что если…?». При этом необходимо осознавать и анализировать чувства, индуцируемые у пациента такими сомнениями. Психотерапевт может оказать помощь в выработке решения и оценке вариантов. Психотерапевт побуждает пациентов, чтобы каждый шаг к решению способствовал более глубокому пониманию собственной силы. В результате правильно организованной работы над принятием решений степень независимости пациента от психотерапевта будет возрастать. Отношения «пациент-психотерапевт» и «пациент - другие участники группы» становятся рабочей моделью самостановления индивида, осознания свободы и ответственности за рамками психотерапии. В условиях ограничения психотерапии по времени необходимо облегчать (фасилитировать) проявление пациентом воли. Психотерапевт применят позитивные подкрепления, одобряет конструктивную активность, учит клиентов доверять себе и помогает им обретать уверенность в том, что они «имеют право действовать». В случаях, когда воля пациента слишком подавлена, психотерапевт индуцирует у него осознание собственного творческого ресурса (потенциала изменений). Для этого он предлагает им поразмышлять в одиночестве над фразами: «Только я могу изменить мир, который я сам создал», «В переменах нет предполагаемой опасности», «Для того, чтобы достичь того, что я действительно хочу, я должен измениться», «У меня есть сила, необходимая для собственного изменения» и т.п. Психотерапевту важно помнить, что принятие решений, связанных с глубокими изменениями, может потребовать значительного периода времени. Определение границ ответственности участников взаимодействия «психотерапевт-пациент» избавляет клинициста от непродуктивной рефлексии и предохраняет его от синдрома «эмоционального выгорания».

 

Оказание содействия в более активном участии в жизни. Психотерапевт исходит из того, что желание участвовать в жизни всегда присутствует у пациента. Он укрепляет у пациента ощущение собственного участия в процессе изменений. Психотерапевт вместе с пациентом исследуют как можно более широкий диапазон надежд и целей пациента, его систему убеждений, видение будущего и личностные ресурсы. Пациент может находить недостаточно смысла в своих отношениях, работе, досуге, творческих поисках и религиозных стремлениях. В каждой из этих сфер можно выявить препятствия («блоки»), которые следует совместными усилиями устранить.

 

Методики углубления осознания смерти:

 

1) Осознавание неадаптивных защитных стереотипий. Предлагаемые нами стадии процедуры анализа (конфронтации, прояснения и проработки) неадаптивных экзистенциальных механизмов психологической защиты от осознания универсалий (смерти, свободы выбора, ответственности, изоляции, смысла) описаны в основном тексте (Гл.3). Психотерапевт сотрудничает с пациентами, чтобы помочь им идентифицировать и осознать неадекватные, неадаптивные механизмы защиты и тревоги, связанной со смертью. Психотерапевту требуется такт, настойчивость и умение правильно выбирать моменты, благоприятные для продуктивной конфронтации пациента с его защитами.

 

2) Работа со знаками временности жизни. Конфронтировать человека с реальностью смерти способен любой факт в окружающей его среде и его жизни, который прямо или косвенно связан со старением, болезнью, умиранием и смертью. В своей повседневности индивид постоянно сталкивается с напоминаниями о ходе времени о конечности земного. Физические признаки старения разрушают иллюзию постоянной молодости, а значит – бессмертия. Встречи с друзьями детства и юности показывают, что все они стареют. Часто дни рождения, годовщины порождают экзистенциальную боль, так как эти даты – вехи процесса старения и приближения смерти. В периоды возрастных кризисов человек может вспоминать о своей смерти. Наибольшее значение имеют переход от юности к взрослой жизни, установление постоянных отношений и взятие на себя соответствующих обязательств, уход из дома детей, супружеское разобщение или развод. Конфронтацию с экзистенциальными конечными данностями могут вызывать любые изменения жизненного стереотипа. Отставка, выход на пенсию, безработица или опасность крушения карьеры могут сделать осознание смерти более глубоким. Переходя от желания сохранить многвариантность будущего к отказам от взаимоисключающих альтернатив, можно рассмотреть моменты решений как «серию маленьких смертей». Ситуации одиночества могут актуализировать тревогу смерти, потому что сама экзистенциалия старения и умирания – это ситуация максимального одиночества человека. Девальвация прежних смыслов и ценностей, связанная с нею перестройка привычных ценностных иерархий и отсутствие опоры на «единственно правильный» и «внешне-объектиный» смысл могут привести к переживанию одиночества, тревоги перед свободой, ответственностью и смертью. Таким образом, конфронтации с любыми другими конечными данностями существования часто приводят к конфронтации с данностью смерти. В условиях ограничения логотерапии по времени конфронтировать пациента с универсалией смерти (и другими экзистенциальными конечными данностями) могут напоминания психотерапевта о том, что время сессии безвозвратно проходит, и психотерапия в целом приближается к своему завершению. Как подтверждает практика, ближайшими эффектами работы с универсалией смерти становится уменьшение сензитивности пациентов к страху смерти, а также осознание некоторых неадаптивных психологических защит, связанных с экзистенциальной тревогой. Начальный уровень – осознание самого факта защиты внутри терапевтической сессии; затем – конкретно жизненной ситуации, участвует в формировании проблемы и искажает систему ценностей, смыслов и целей (см. выше – описание стратегий экзистенциального анализа). В результате может освободиться энергия, прежде уходившая на неосознанный экзистенциальный конфликт. Перспективными целями конфронтации (этап проработки) являются интеграция в сознание отношений с экзистенциалией смерти и, как следствие – инициация смыслообразующей активности индивида, увеличение полноты, креативности и продуктивности жизни, открытие духовного измерения бытия и супрасмысла.

 


Дата добавления: 2015-09-27 | Просмотры: 501 | Нарушение авторских прав







При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.006 сек.)