АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Арт-терапия. собность может открыться у человека вместе с другими творческими способностями.

Прочитайте:
  1. V. «АРТ-ТЕРАПИЯ В РАБОТЕС ПСИХОСОМАТИЧЕСКИМИ ДИСФУНКЦИЯМИ»
  2. Алексей Будза Арт-терапия. Йога внутреннего художника
  3. Арт-терапия
  4. Арт-терапия
  5. Арт-терапия
  6. Арт-терапия
  7. Арт-терапия
  8. Арт-терапия
  9. Арт-терапия
  10. Арт-терапия

собность может открыться у человека вместе с другими творческими способностями.

Какие задачи можно решить с помощью описываемого метода?

Очистить подсознание от болезненных переживаний: страхов, негативных воспоминаний из прошлого, отри­цательных эмоций и др.; научиться останавливать про­цесс хаотического мышления и тем самым направлять энергию мыслительного процесса на решение актуальных творческих задач.

Метод помогает человеку познать себя, раскрыть глу­бины своего подсознания и освободить их от проблем, накопленных за годы жизни, причем не только в этом воплощении, узнать психологические приемы безболез­ненного преодоления кризисов и установить контакт со сверхсознанием, приходящим на выручку к тем, кто готов услышать и принять его помощь.

Задачи интересные и актуальные, решая их с помощью нетрадиционных подходов, приведенных ниже, оказы­вается, можно одновременно с этим избавиться от ряда вредных привычек — курения, пристрастия к алкоголю, чревоугодия. Высвобождающиеся в результате гармо­низации личности психо-энергетические резервы могут быть направлены человеком на кардинальное изменение своей жизни на всех уровнях: в здоровье, в общении, в творчестве и т. д.

Много лет назад я стал практиковать медитацию. За­тем были занятия восточными единоборствами, изучение философии и психологии, познание основ физического бытия мира в академическом институте, в качестве физи­ка-исследователя, экспедиции в поисках тайных знаний в Египет, Индию, на Алтай, знакомство с современными направлениями психологии в Германии, Швеции, Италии и Венгрии, где на конференциях и семинарах я знакомил


Предисловие

специалистов с результатами исследований, которые пред­ставляю вашему вниманию на страницах этой книги.

В ней вы познакомитесь с практическим методом, кото­рый поможет вам лучше понять самих себя, научиться вла­деть своими эмоциями, интуицией, обрести уверенность в пространстве внутреннего психо-космоса и гармонизовать свои взаимоотношения с окружающим миром.

Первые успехи на этом пути обычно воспринимаются как чудо, но в дальнейшем к этим чудесам очень быстро привыкаешь по мере понимания их природы.

Самым большим чудом является способность человека к самопреображению.

«Во мне не было стремления к духовности, я развил духовность. Я не был склонен к метафизике — я развился в философа. У меня не было способностей к рисованию — я развил их с помощью йоги. Я преобразовал свою природу из того, чем она была, в то, чем она не была. Делал я это некоторым вполне определенным способом, а не с по­мощью чуда, и делал я это для того, чтобы показать, что можно сделать и как это может быть сделано [2, с. 273].

Это высказывание индийского духовного учителя Шри Ауробиндо, описывающее процесс самотрансформации человека, можно отнести и к практикующим метод меди­тативного рисования. Я надеюсь, что в процессе практики данного метода вы присоединитесь к их числу и сможете дополнить высказывание Шри Ауробиндо перечнем сво­их удивительных творческих способностей и талантов. Я желаю вам в первую очередь обрести и уверенно разви­вать самый важный талант человека — искусство радости жизни и неотделимые от него чувства сострадания и по­мощи тем, кто лишен этой радости.

Взяв в руки эту книгу, вы совершили некий случай­ный поступок из числа множества совершаемых нами ежедневно.


Арт-терапия

Жизнь научила меня очень внимательно и ответствен­но относиться к подобным «случайностям», поскольку за их обыденностью скрывается тайна нашего жизненного пути и они являются указателями-подсказками верного направления движения.

Предлагаемый вам метод можно сравнить с большим деревом, выросшим из маленького зернышка «случайно­го» события-подсказки, на которое я обратил пристальное внимание, создав тем самым необходимые условия для его роста. У вас есть шанс отнестись к этой книге-зерну так же внимательно и вырастить свое Древо Познания.

Моя «случайность» посетила меня в 1990 г. во время обычной медитации дзэн. О дзэн медитациях написано много прекрасных книг, и тем не менее никогда не была и не будет написана книга, дающая полное и окончательное определение дзэн, поскольку его сущность несказуема. Для краткого описания этой медитации, т. е. изменен­ного состояния сознания, я воспользуюсь высказывани­ем известного средневекового христианского мистика Майстера Экхарта: «Лучшее и предельное достижение в этой жизни — оставаться неподвижным и позволить Богу действовать и говорить в тебе. Когда силы отвлечены от их телесных форм и функций, тогда это слово сказано. Среди тишины было сказано мне тайное слово» [6, с. 44].

Дзэн устремляет сознание человека к этому предель­ному достижению. К описываемому моменту у меня уже имелся опыт подобных медитаций, начало которому положили занятия японской борьбой дзюдо в детстве. Мой первый учитель был не просто мастером спорта, а Мастером, для которого спорт — всего лишь инструмент, раскрывающий истинную сущность человека и преодо­левающий сопротивление его Эго.

Медитация проходила как обычно до того момента, пока я не почувствовал некий волевой импульс, заста-


Предисловие

вивший взять в руки ручку и начать спонтанный рисунок, нанося на лист бумаги разнообразные линии. Приблизи­тельно час спустя передо мной оказался портрет незна­комца в одеяниях священнослужителя неизвестного мне культа. Час пролетел незаметно. В процессе рисования я чувствовал, что медитация становится все глубже, хотя глаза мои были открыты, а внимание сосредоточено на кончике пера ручки. Тогда впервые в своей медитативной практике я пережил бесконечность глубины сознания, из которой несказуемо прекрасное блаженство созерцало внешний мир моими глазами. Когда-то давно, в юности, занимаясь горным туризмом, я испытывал подобные со­стояния души, поднимаясь высоко в горы. Обычно после длительного изнурительного восхождения с тяжелым рюкзаком за плечами, с постоянным ощущением опас­ности — скрытой под снегом глубокой расщелины, снеж­ной лавины или камнепада — на вершине открывалась красота горного пейзажа, свежесть ветра наполняла тело легкостью, а душу невыразимым восторгом. Это было понятной, естественной реакцией человека, достигшего желанной цели после неимоверных препятствий. Но как достичь подобного состояния за счет спонтанного движе­ния руки во время медитативного рисования? Для меня это оказалось загадкой и потрясением. В последующие дни медитации также проходили во время рисования. По­сле них приходило чувство сильного удивления и детского восторга перед столь фантастической ситуацией, ставшей реальностью. Еще больше удивления я испытываю сейчас, по прошествии 10 лет, когда знаю, как сильно изменилась моя последующая жизнь благодаря этой «случайности». Хотя сейчас удивление дополняется пониманием явления медитативной графики и способов ее использования в процессе гармонизации и самопознания человека. Теперь можно ответить на вопрос: «Кто был изображен на моем


Арт-терапия

первом рисунке, а также откуда появляются персонажи и сюжеты в подобных рисунках других людей?»

Ответ на этот вопрос читатель найдет в последую­щих главах. Поиск объяснений явления медитативного рисования потребовал длительной медитативной и аналитической работы как моей, так и специалистов Международной организации трансформации и развития сознания, пригласивших меня в 1991 г. на конференцию в Венгрию. Эта поездка открыла череду «случайных встреч» с духовными Учителями различных религиозных тради­ций. Каждая новая встреча предварялась испытаниями, похожими на мистериальные инициации древности, ко­торые проходили адепты эзотерических (тайных) школ. Так, чтобы попасть на Венгерскую конференцию, я на­брал необходимую сумму денег на авиабилет, но при этом исчерпал свои финансовые возможности. По стечению обстоятельств я прилетел в Будапешт за 6 дней до начала конференции и оказался в чужой стране без средств к существованию, уподобившись странствующему аскету. Эта ситуация стала хорошей школой жизни. Впервые л увидел жизнь глазами человека без дома, семьи, пропи­тания и знания языка. Длительные дневные прогулки на пустой желудок, бессонные ночи на вокзалах и скамейках в скверах сделали эти дни непрерывной медитацией. Я как бы вышел из обычного течения реки жизни и при­поднялся над ней. Так, наверное, воспринимает величие океана летучая рыба, когда выпрыгивает из воды и парит в стихии воздуха, созерцая в морской пучине своих со­племенниц. Она видит и представителей отличной от нее формы жизни и иного сознания — птиц, парящих рядом и имеющих другие жизненные цели. Возвращаясь в родные глубины, она несет частицу этого волшебного пережива­ния, которое заставляет ее вновь и вновь подниматься к поверхности и взлетать, чтобы обрести прекрасное чув-


Предисловие

ство свободы полета. Так было и со мной. Тогда я пере­жил на своем опыте глубину и мудрость одного старого дзэнского афоризма.

Когда Мастера дзэн спросили, что же такое жизнь в состоянии дзэн, он ответил: «Когда я голоден, то ем, когда я устал — сплю». Я бродил по романтическим старинным улицам одного из красивейших городов Европы — Буда­пешта, и благодаря особенностям моего «аскетического» бытия восприимчивость к происходящему в окружающем мире (видимом и невидимом) обострилась чрезвычайно. Своим внутренним зрением я воспринимал информа­цию, на протяжении столетий накопившуюся в стенах древних замков и дворцов. Так появилось ощущение одновременного присутствия в разных исторических эпо­хах. Разнообразие костюмов людей, темпа жизни — все эти переживания как бы растворяли мое присутствие в современном мире и делали «человеком-невидимкой». Особенно сильно это ощущалось ночью, когда город за­сыпал и я поднимался на крепостную стену старинного замка, возвышающегося над городом и отделенного от него излучиной серебрящегося в лунном свете Дуная. Я вглядывался в ночной город, в башни со шпилями и думал о том, сколько поколений людей рождалось в этих домах-старожилах под черепичными крышами, прожи­вало свою жизнь и умирало, так и не получив ответа на вопрос: «Зачем они пришли в этот удивительный мир, наполненный радостью и страданием?»

Вслушиваясь в звуки ночи, я чувствовал, что встал на путь, отличный от того, по которому я шел до сей поры. Наверное, эта ночь была поворотным моментом, опреде­лившим устремления моей дальнейшей жизни как поиска ответов на эти ночные вопросы.

На следующий день произошла «случайная» встреча с Папой Римским, прибывшим в Будапешт с публичной


Арт-терапия


проповедью. Она стала символическим подтверждением правильности выбранного пути. Подготовившись таким образом к конференции, я провел на ней несколько семинаров для специалистов в области психологии, йоги, парапсихологии из 16 стран. Наверное, я донес до слушателей сущность метода, поскольку спустя неко­торое время стал получать письма с благодарностью из Америки, Швейцарии, Германии и даже из Шри Ланки. В дальнейшем я неоднократно участвовал в различных конференциях этой организации, ставшей для меня

Рис. 1. Каллиграфия

серьезной и интересной школой. Всегда, когда я чувствовал, что останавли­ваюсь в своем движении, я получал необходимую по­мощь от своих Учителей. Так, однажды я получил от настоятеля дзэнского монастыря в Японии Ко­гетсу Тани Роши и настоя­теля монастыря в Америке Эйдо Таи Шимано Роши мантру (некий аналог мо­литвы в христианстве, при ее правильном произнесе­нии происходит настройка внутреннего мира челове­камикрокосмоса на состо­яние гармонии, резонанса с макрокосмосом-Вселен­ной), с которой должен был работать. Ее изображение в виде замечательной кал­лиграфической надписи


Предисловие

выполнено обоими Мастерами (рис. 1). Так для меня открылся мир дзэнской каллиграфии и живописи.

Вы можете почувствовать силу, исходящую от надписи, созерцая ее некоторое время и рассматривая фотографию (рис. 2), на которой ее авторы стоят на берегу священного озера.

Рис. 2. Мастера дзэн

Вы можете почувствовать, как из неподвижности ти­шины, спокойствия и сосредоточия, в котором пребыва­ют Мастера дзэн, возникает сильное переживание — осо­знание бесконечности мироздания, его красоты, гар­монии. Вы ощутите поток добра, любви и сострадания, окутывающего и охраняющего, подобно легкой дымке тумана над священным озером.

Желтые листья тихо уснули

В зеркале тонкого льда на пруду.

Незаметно пришла зима

в Сад Камней у подножия Фудзи.


Дата добавления: 2015-09-27 | Просмотры: 389 | Нарушение авторских прав







При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.008 сек.)