АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

ПОВИВАЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Прочитайте:
  1. ИСКУССТВО ТРУДА И ОТДЫХА
  2. Половая жизнь и искусство
  3. Сценическое искусство немецкого театра эпохи Просвещения

 

У славянских народов этим искусством владели по­вивальные бабки. Так на Руси именовались женщи­ны, помогавшие при родах. Названия «бабка-пови­туха», «бабушка-повитуха» и «повивальная бабка» произошли от слова «повивать», что означает завя­зывать пуповину, пеленать, они дают основание предположить, что такая женщина приглашалась чаще только при трудных родах; в легких же случа­ях ее звали уже после родов для перевязки пуповины и повития (пеленания) младенца. С одной стороны, это диктовалось известным суеверием — стремле­нием скрыть роды от окружающих и избежать «дур­ного глаза», а с другой, видимо, соображениями эко­номии (услуги повивальной бабки были довольно дороги).

Функции повивальных бабок, помимо первого ухода за младенцем, были весьма разнообразны и заключались в исполнении установленных с дав­них времен обычаев, поверий, заговоров. Так, чтобы «развязались* роды, повитуха расплетала роженице косы, развязывала на одежде все узел­ки, ходила с роженицей до полного ее изнеможе­ния, поддерживала ее под руки, встряхивала, оп­рыскивала водой, разминала ей живот для «правления» плода. При этом, чем больше бабка-повитуха знала подобных приемов, якобы ускоря­ющих роды, тем более опытной и умелой она счита лась в «бабичьем деле». Если роды были труд­ные и акушерка (повитуха) видела, что самостоя­тельно помощь оказать не может, она обращалась к врачу-мужчине.

Внушению, т.е. влиянию речи на психику, придавалось большое значение. Делали это во время ритуалов, обрядов, заговоров, благопожела-11нй. Так, например, обряд рождения ребенка начиналсязадолго до родов. В возрасте, отмечавшем на­ступление физиологической зрелости девушки, мать формулировала дочери благопожелания отно­сительно будущего деторождения. При появлении у девочки первых месячных мать вечером сама расче­сывала ей гребнем волосы и, заплетая косу, желала дочери расти здоровой женщиной, легко рожать желанных и здоровых детей, иметь молока, как в полноводной реке.

Сейчас такого рода воздействие объяснимо с по­зиций физиологических и психологических. Это мощный суггестивный (суггестия — внушение) пси­хотерапевтический акт. Вспомните, как приятно бывает, когда кто-то рукой перебирает ваши воло­сы. Вы успокаиваетесь и почти засыпаете в кресле, впадая при этом в измененное состояние сознания, наиболее подходящее для всякого рода внушений. Легкое опьянение заботой снимает лишнее напря­жение и контроль со стороны сознания. Вы доверя­ете всему, что происходит, и готовы к восприятию любой информации. Пожелания благополучия, уве­ренности в себе и собственных силах, удачи в суп­ружестве, родах и других значимых событиях, как программа, записываются в бессознательном и реа­лизуются в нужный момент.

Вспомните, что говорят о родах ваши подруги, мама, бабушка? И вы узнаете, какая программа ведет нас. В ваших силах изменить программу на успешную, Этот процесс называется самопрограммиро­ванием.

Мы уже говорили о том, что во время беремен­ности меняется восприятие женщины, ее бессозна­тельное становится более открытым к информа­ции, внушениям, воздействиям. Это связано с преобладанием правого полушария — творческого, образного, чувственного. Физиология работы мозга была не известна повивальным бабкам, но по наи­тию они рекомендовали беременным изменить об­раз жизни, чтобы оградить себя от неприятностей.

С наступлением беременности изменялся ста­тус женщины. Будущая мать и ребенок считались особенно подверженными сглазу, порче, поэтому строго соблюдались меры, призванные защитить их от вредоносных сил. Старались как можно доль­ше скрывать сам факт беременности и родов. Счи­талось, что чем меньше людей знает о родах, тем легче и быстрее они пройдут. Беременной женщи­не следовало избегать встреч с людьми, слывшими среди населения колдунами, и ни в коем случае не вступать с ними в конфликты во избежание потери сил. Обязательным было ношение оберега — плат­ка, бус, пояса, амулета, кольца. Оберегами украшали даже обувь. Считалось, что именно на ногах в дом можно было невольно принести несчастье. С этим представлением связан родильный обряд одного из среднеазиатских народов — когда женщина бы­ла не в силах разродиться, то повивальная бабка об­водила ее тело старым башмаком, после чего выки­дывала его за порог.

Подобные особенности статуса беременной, а затем роженицы и новорожденного, обусловлены представлениями об их особой близости к миру предков, преодоление которой и происходило в хо­де обряда.


Рецепты от Бабок-Повитух

Бабки-повитухи играли особую роль. Их статус по значимости был сродни статусу колдуньи. В повиту­хи выбирались пожилые и вдовствующие женщины с благополучным опытом собственных родов и вос­питания детей. Вообще, бабки-повитухи, которых в народе еще называли «пупорезками», считались но­сительницами сакральных знаний. Дело в том, что роды рассматривались как акт перехода из одного мира в другой, в котором участвуют сверхъестест­венные силы, и что во время родов душа умирает в потустороннем мире и рождается в земном. Акт ро­дов рассматривался как переход из невидимого ми­ра в проявленный— как ступень восхождения на новый, иной уровень бытия. Этот процесс, пожалуй, можно сравнить с появлением ростка из скрытого под землей зерна. И от того, каким будет этот пере­ход и какие впечатления получит ребенок от окру­жающего мира в момент рождения, зависит его дальнейшая жизнь. Человеком, который помогал совершить этот переход и встречал душу в физиче­ском мире, была повивальная бабка, являвшаяся по­средником между двумя мирами.

Основным действующим приемом было внуше­ние, прямое или косвенное, в состоянии бодрство­вания или в измененном состоянии сознания.

У различных народов описаны разные обряды облегчения боли: над роженицами читали заклина­ния, молитвы, изгоняли злых духов, призывая доб­рых. Большинство методов сводилось к различным воздействиям на психику женщины— это танцы, пляски, песни — как различные отвлекающие фак­торы и стимулирующие возникновение изменен­ных состояний сознания, о чем говорилось выше. Иногда применялась передача боли в символической, аллегорической форме другим лицам — мужу, который мимикой показывал, что ему тоже больно.

Широко распространен был в народе обычай развязывания поясов, расплетания кос, снятия зам­ков, раскрытия дверей и окон — таким образом «спо­собствовали» доброй беспрепятственной дороге ма­лыша, свободному прохождению его по родовому пути. Традиционно наиболее подходящим местом для родов считалась баня, которую роженица долж­на была протопить сама, самостоятельно наносив дров и воды. С точки зрения классического акушер­ства, активность в родах предотвращает развитие слабости родовой деятельности. При слабой родо­вой деятельности женщине не разрешали сидеть или лежать, а тем более засыпать. Рожали чаще всего стоя на коленях или сидя на корточках, держась ру­ками за скамью или дерево. Такое положение, по мнению опытных повитух, способствовало более легкому и быстрому течению родов. Между схватка­ми бабка заставляла роженицу двигаться по комнате, массировала круговыми движениями ее живот, рас­тирала поясницу маслом, обезболивая схватки. Для того чтобы роды проходили «как по маслу», рожени­це предлагалось выпить растительного масла, в ко­тором содержались необходимые вещества, ускоря­ющие раскрытие маточного зева. Было известно о том, что неправильный психологический настрой женщины может нарушить координирование и пос­ледовательное течение всех этапов родового акта. Именно для того, чтобы умерить влияние коры го­ловного мозга (сознание) при бурной родовой дея­тельности, повитухи поили женщину хлебным ви­ном с целью расслабления и обезболивания.

Интересно, что, пока женщина рожала, отцу ре­бенка предлагали съесть круто посоленный хлеб с горчицей или песком. Дискомфорт при поглоще нии

такого кушанья символически приближал мужа к ощущениям рожающей жены, которой приходи­лось «несладко».

Родившегося ребенка повитуха подхватывала на руки со словами благословения. Затем осуществ­ляла первичный уход за ним: перевязывала пупови­ну льняной ниткой или волосами роженицы и перерезала ее, обмывала и заворачивала новорож­денного в старую отцовскую рубаху, «чтобы отец сильнее любил». Мальчику пуповину перерезали на топоре, девочке — на прялке, чтобы в будущем они могли овладеть соответствующими ремеслами. Умелая повивальная бабка, приняв роды, начинала колдовать над младенцем: правила позвонки, сус­тавчики, ставила на место кости, формировала го­ловку. Потом занималась родильницей: тщательно растирала ей живот, поясницу, ноги. Для предупре­ждения появления грыжи, опущения органов брюшной полости накладывала на живот тугую по­вязку сроком на две-три недели.

В первый же день роженицу и ребенка парили в бане. С особой осторожностью мыли и парили ре­бенка: воду лили горстью на его спинку, веник дела­ли из веточек карликовой березки. Затем повитуха правила новорожденного: для придания головке правильной формы слегка обжимала ее со всех сто­рон руками.

Родильные обряды окружались тайной, а кре­стильные обряды, наоборот, проходили публично и торжественно. «Постель мягка и жизнь легка», — го­ворили, внося ребенка в дом на вывернутом мехом вверх тулупе. Клали ребенку в постель соль, зерно, деньги и приговаривали: «Будь богат и счастлив».

Таким образом, обряды выполняли роль пози­тивного программирования, сопровождая основ­ные этапы жизни человека.

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Практические занятия во время беременности нау­чат вас чувствовать свое тело, прислушиваться к не­му, улучшат настроение, помогут овладеть основны­ми техниками достижения расслабления, что важно как в период беременности, так и во время родов — в качестве средств самообезболивания. На физиоло­гическом уровне эффективность методов самообез­боливания и расслабления вполне объяснима. Во время исполнения релаксационных практик (таких как аутогенная тренировка, дыхательные техники, медитация, визуализация, прослушивание музыки) изменяется биоэлектрическая активность голов­ного мозга. Ее ритм замедляется, приближаясь к частоте во время спокойного бодрствования (альфа-ритм) или сонного состояния (еще более медлен­ный тетта-ритм). Когда мы закрываем глаза и входим в состояние внутреннего сосредоточения, на энце­фалограмме появляется устойчивый альфа-ритм. Примечательно, что альфа-ритм совпадает по часто­те с колебаниями электромагнитного поля Земли и составляет 8-13 Гц. Такое сходство не случайно. В момент, когда колебания биоритмов головного мозга входят в резонанс с частотой колебания Зем­ли, человек испытывает на уровне ощущений чувст­во внутреннего покоя, радости, уверенности в себе и единения со всем окружающим миром. Достигается состояние внутренней гармонии.


Дата добавления: 2015-09-27 | Просмотры: 569 | Нарушение авторских прав







При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.004 сек.)