АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Реформа Метастазио

Великий либреттист Пьетро Метастазио – собственно Пьетро Антонио Доменико Бонавентура Трапасси (Рим, 1698 – Вена, 1782). Был усыновлен адвокатом и драматургом Гравиной, членом Академии Аркадия. “Метастазио” – от греч. “метастасис”, глубокая перемена, в данном случае можно перевести как “Изменивший свою участь” или “Изменивший свое положение” (в то же время – калька фамилии "Трапасси"). Мальчик был вундеркиндом, владевшим даром поэтической импровизации. В 13 лет написал первую трагедию. У Метастазио необычайно музыкальный стих, прозрачный и ясный, столь же непереводимый на другой язык, как стихи Пушкина. Писать либретто начал с 1724 в Неаполе. в 1730 – приглашен в Вену на должность придворного поэта, уехал туда в 1731. Пик творчества пришелся именно на 1730-е годы. Фантастическая популярность. Либретто Метастазио клались на музыку едва ли не всеми композиторами 18 века, писавшими на итальянские тексты (то есть не обязательно итальянцами), а отдельные фрагменты – и позже (Бетховен, Россини и др.). Сотни опер написаны по Метастазио или по либретто в его стиле (переделки либретто Метастазио – в основе опер-сериа Моцарта “Митридат” и “Милосердие Тита”). Отдельные либретто пользовались особой популярностью и насчитывают десятки музыкальных версий (“Олимпиада”, “Милосердие Тита”, “Александр в Индии”, “Катон в Утике” и некоторые другие).

Суть реформы Метастазио: очищение оперы от барочных излишеств. Чего у него принципиально нет: всего “неправдоподобного”, то есть богов, чудес, чудовищ, полетов на небо и спусков в загробное царство. Что обязательно есть: три классицистских единства (влияние французского театра 17 в., которым восхищались аркадские академики). Некоторые либретто прямо восходят к Ж.Расину (“Митридат”, “Александр в Индии”). Преобладают античные сюжеты, иногда с восточным уклоном (“Сирой, царь Персии”, “Узнанная Семирамида”, “Узнанный Кир”, “Зенобия”). Поскольку боги отсутствуют, то сюжеты скорее исторические, чем мифологические, однако историчность, как и у французских классицистов, крайне условна (иногда достоверны только имена и остов фабулы). Из-за соблюдения трех единств в основе сюжета – любовная интрига, обостренная политическим или военным противостоянием.

Обычно – 6 персонажей (бывает и меньше). Диспозиция образов: 1) пара молодых влюбленных, обычно царского происхождения; 2) герои второго плана, дополняющие первых: например, друг главного героя и соперница главной героини; 3) властитель – царь, диктатор, военачальник, который объективно становится на пути влюбленных, требуя починения чувства долгу; метастазиевский оперный тиран не бывает законченным злодеем и в конце обычно признает свою ошибку; 4) чей-нибудь наперсник или наперсница; это тоже достаточно благородный персонаж и ни в коем случае не простолюдин. Метастазиевская опера не терпит никаких слуг и комиков; ничего “низменного” в языке, характерах, эпизодах. Приведенная диспозиция может несколько модифицироваться; мы взяли лишь наиболее ходовой вариант. Иногда тема гражданской или военной доблести выходит на первый план, а тема любви становится побочной, но чаще они переплетаются.

Строгие правила для либреттистов и музыкантов:

* Опера состоит только из речитативов и арий (изредка – дуэт, в кульминации бывает квартет, но не везде); они образуют драматургические единицы – сцены; обычно ария завершает сцену и, спев ее, герой обязан уйти за кулисы, так что в следующей сцене он участия принимать не может;

* Ария обычно обращена к кому-то (кроме начала и конца акта, где герой иногда может остаться один). Разговор с самим собой – признак умственного расстройства, а безумных героев классицисты не признают (это удел мастеров барокко и романтизма). Поэтому нужны наперсники и наперсники, выслушивающие монологи главных героев. А стало быть, монолог объективно приобретает черты диалога, только второй персонаж сочувственно молчит. Бывают монологи, обращенные к богам, но это тоже род мысленного диалога.

* На сцене одновременно находится не больше 3 персонажей (кроме финальных или кульминационных сцен), зачастую – только 2. Это диктует особые правила сценического поведения и довольно статичные мизансцены; суета не поощрялась, и классицистские герои принимали позы и делали красивые жесты, но не бегали по сцене.

* Иерархия арий и их типы зависели от ранга персонажа и важности испытываемого им аффекта (см. книгу И.Федосеева об операх Генделя). Главные герои имели по 4-5 арий, вторые – по 3-4, наперсники – по 1-2. Две арии одного персонажа не могли следовать подряд; не могли соседствовать и две арии разных персонажей в одной манере (арии “ламенто”, “мести”, “колоратурные”, “Бравурные”, “певучие” и т.д.).

* Хор обычно отсутствует. На сцене могут фигурировать статисты, а там, где написано “coro’, поет ансамбль солистов. Исключение – конкретные театры, обычно придворные, где имелся постоянный хор и его щедро использовали (в частности, в Петербурге). В конце оперы звучит ансмабль (хор) под названием licenza (“вольность”), изящное поучение-напутствие присутствующим в зале монархам (Метастазио предвосхищает принцип Г.Р.Державина “истину царям с улыбкой говорить”).

* Балет – в действии никогда не участвует, но может включаться дополнительно либо после завершения всей оперы, либо также внутри актов. Музыку балетов обычно писал не тот композитор, который сочинял оперу; она могла быть взята из разных произведений. Однако балет не является компонентом метастазиевской оперы как целого.

* Lieto fine – правило счастливой развязки. У Метастазио исключений всего 3: его раннее либретто “Покинутая Дидона” (1724) и две героические драмы на древнеримские сюжеты: “Катон в Утике” (1727) и “Атилий Регул” (1750) [1]. Симптоматично, однако, что при положении этих текстов на музыку авторы 18 века нередко изменяли концовку (особенно ”Катона”), либо затушевывая смерть героя (Катон уходит умирать за кулисы и у публики теплится надежда, что он передумает), либо вообще избегая ее (Катон так и не принимает рокового решения или под влиянием дочери Марции решает помириться с Цезарем).

Обычно же счастливая развязка оттягивается почти до последнего момента и оттого не всегда выглядит таковой. Композиторы, как правило, чувствуют неестественность мгновенного перехода от трагического мрака к всеобщей радости и предлагают более психологически тонкие решения либо готовят развязку заранее.

Одно из популярнейших либретто Метастазио – “Олимпиада ” (1733: Кальдара, Вена; 1743 – Вивальди, Венеция, затем – Хассе и мн. другие).

Действие происходит в древней Греции. Царь Клисфен избран главным судьей очередных олимпийских игр. На них прибывают два юноши: царевич Ликид и его друг Мегакл. В награду победителю Клисфен обещает руку своей дочери Аристеи, которая давно любит Мегакла, изгнанного ее отцом за дерзкие притязания на царевну. У Ликида есть невеста, но он забывает ее, увидев Аристею. Мегакл обязан Ликиду спасением своей жизни и потому соглашается выступить под его именем, то есть завоевать Аристею и тотчас потерять ее. Дуэт Мегакла и Аристеи “В дни твоего счастья вспоминай обо мне” стал чрезвычайно популярен; на него отдельно писали музыку многие композиторы (в том числе Бетховен в 1802 году). В третьем акте обман разоблачен, и Ликид пытается убить Клисфена; юношу хватают и приговаривают к смерти. Даже то обстоятельство, что Клисфен узнает в Ликиде своего сына, когда-то брошенного им из-за зловещего пророчества, будто этот ребенок поднимет руку на отца, не заставляет царя отменить приговор: закон есть закон. Однако народ Олимпии напоминает Клисфену, что здесь он не царь, а лишь судья игр, и решать дано народу. Только тогда Клисфен прощает сына, оказавшегося братом Аристеи, и обручает дочь с Мегаклом.

“Олимпиада” изобилует драматическими коллизиями и содержит моменты, прослеживающиеся во многих других операх 18 - начала 19 веков - в частности, мотив “прерванного жертвоприношения” в финальной сцене (Глюк, “Ифигения в Авлиде” и “Ифигения в Тавриде”, Моцарт, “Идоменей”, П. фон Винтер, “Прерванное жертвоприношение”, Г.Спонтини, “Весталка”).

Другое тоже очень популярное либретто Метастазио – “Александр в Индии” (оперы могли называться также по именам других героев – “Пор ” или “Клеофида ”). Композиторы: Л.Винчи, Венеция, 1727, Гендель, Лондон, 1731, затем – П. Анфосси, И.А.Хассе и др.

Сюжет: Александр Македонский, совершая военный поход в Индию, наталкивается на героическое сопротивление одного из местных царей, Пора. Его поддерживает невеста, царица Клеофида, которой увлечен сам Александр. Получив известие о поражении Пора в решающей битве и о его смерти, Клеофида приказывает сложить погребальный костер и готова сгореть вместе с останками Пора. Однако Пор жив, но стал пленником Александра. Изумленный верностью Клеофиды и доблестью Пора, Александр соединяет влюбленных и возвращает Пору свободу и царство.

Развязка, как и в “Олимпиаде”, происходит в последний момент, а до этого трагическое настроение постоянно нагнетается. Вероятно, поэтому у Генделя финальный дуэт, переходящий в coro – драматический менуэт в си миноре; герои все еще охвачены прежними чувствами, хотя поют о счастье.

Милосердие Тита ” – либретто, обычно использовавшееся для “коронационных” опер при восшествии на престол того или иного монарха. Первый опыт – Кальдара (Вена, 1734); затем многочисленные версии (в частности, опера И.А.Хассе ставилась в 1742 году в Москве на коронации Елизаветы Петровны); последний выдающийся пример - опера В.А.Моцарта (Прага, 1791) [2].

Древнеримский император Тит Флавий Веспасиан, взойдя на престол и расставшись с любимой им иудейской принцессой Береникой, на которой не вправе жениться, ищет себе супругу среди знатнейших римлянок. Дочь одного из прежних императоров, гордая и мстительная Вителлия, мечтает любой ценой дорваться до власти; она требует от страстно влюбленного в нее Секста, друга Тита, убить императора – лишь тогда Секст получит ее руку. Неожиданное предложение Тита Вителлии выйти за него замуж застает ее врасплох: отступать поздно. Секст становится во главе заговора и устраивает поджог Рима, однако император остается в живых и заточает Секста в темницу. Тит умоляет Секста объяснить, почему он предал его, но Секст молчит, не желая выдать Вителлию. Император уже подписывает Сексту смертный приговор, но Вителлия не выдерживает мук совести и все ему рассказывает. Тит, преданный самыми близкими людьми, милосердно их всех прощает.

Оперу Моцарта на этот сюжет некоторые современники (например, Ф.Кс.Нимечек, первый биограф Моцарта) ставили едва ли не выше “Дон Жуана”, находя ее более цельной и гармоничной; затем мнения резко изменились, и у Г.Аберта почти ничего хорошего о “Милосердии Тита” не говорится: якобы это рутинно-эпигонское, наспех созданное чисто конъюнктурное произведение. Однако в последнее время, в 1980-1990-х годах об этой опере стали вновь много писать и говорить, а прекрасная постановка Ж.Поннеля позволяет предположить, что “Милосердие Тита” таит в себе много глубоких и не очевидных для поверхностного взгляда идей.

 

В целом метастазиевская опера – выдающееся по законченности и логичности эстетическое явление эпохи раннего Просвещения. Это придворное искусство, очень академическое и классицистское, но в то же время допускающее множество индивидуальных трактовок одного и того же текста.

Однако жесткость созданного Метастазио канона к 1760-м годам стала душить сам жанр. Метастазио, выступив в 1730-е годы реформатором оперного либретто, превратился в респектабельно-традиционую фигуру. Лично против старого поэта никто ничего не имел; его почитали и Глюк, и Кальцабиджи, и Гайдн, и все прочие. Но метастазиевская опера объективно требовала новой реформы.

 

 


[1] “ Катон в Утике ” – в основе история Марка Порция Катона Младшего (I век до н.э.), несгибаемого сторонника республиканского строя, который предпочел пронзить себя мечом, но не сдаться на милость Гаю Юлию Цезарю, окружившему республиканцев в североафриканском городе Утике. На этот сюжет создана также драма Дж.Аддисона “Катон” (в 18 веке переведена на русский язык), а на либретто Метастазио или его переработки написаны оперы Л.Винчи, И.К.Баха, А.Вивальди, К.Г.Грауна, П. фон Винтера и др. композиторов. “ Атилий Регул ” – в 18 веке часто ставился как драма. Сюжет из эпохи войн Рима с Карфагеном. Полководец Атилий Регул взят в плен врагами и отпущен в Рим под честное слово с условием, что убедит сенат прекратить войну. Атилий добивается в сенате решения о продолжении войны и возвращается в Карфаген на верную смерть – невзирая на слезы дочери, ибо родина и честь ему дороже жизни. На это либретто писали также многие, начиная с И.А.Хассе.

[2] Трехактное либретто Метастазио переделано здесь Маццола в двухактное. Написана для коронации нового императора Священной Римской империи Леопольда II в качестве короля Богемии (Чехии).


Дата добавления: 2015-10-11 | Просмотры: 786 | Нарушение авторских прав







При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.004 сек.)