АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Деинституционализация психиатрии в России. Возможные меры в этом направлении.

Прочитайте:
  1. III. Кроме указанных перемещений зуб визуально подвижен в вертикальном направлении.
  2. S:Минимально возможные цифры снижения ЦП при железодефицитной
  3. Важно знать и предвидеть возможные реакции и последствия, развивающиеся в организме при гипероксигенации. Они могут иметь как благоприятныетак и нежелательные последствия.
  4. Виды малярийных плазмодиев. Микробиологический диагноз малярии. Методы борьбы с малярией. Успехи в борьбе с малярией в России.
  5. Возможные как следствие проблемы
  6. Возможные осложнения
  7. Возможные осложнения
  8. Возможные осложнения внутримышечных инъекций
  9. Возможные осложнения и побочные действия препаратов
  10. Возможные осложнения при антибиотикотерапии.

 

Многочисленные проблемы в системе психиатрической помощи в России можно было бы решить (или, как минимум, многократно уменьшить) изменением концепции психиатрической помощи и движением в сторону ее гуманизации и деинституционализации. Последняя прежде всего означает максимальный отказ от "изолирующих" методов лечения - не всегда оправданных, иногда на длительные сроки, когда медицинских показаний для этого уже не наблюдается - и перевод психиатрической помощи на амбулаторную основу, ближе к пациенту. Ряд развитых европейских стран уже провели деинституционализацию психиатрии: так, например, в Италии к 2000-му году была ликвидирована последняя психиатрическая больница, вскоре то же произошло в Швейцарии и Швеции. В этих странах люди с психическими расстройствами госпитализируются в обычные терапевтические отделения и лечатся вместе с соматическими больными, что исключает всякую возможность нарушения их прав и позволяет избежать их социальной стигматизации и дезадаптации в дальнейшем. Всё больше государств отказывается от той концепции психиатрической помощи, когда психиатрическая больница напоминает скорее изолятор с принудительным лечением и содержанием, нежели медицинское учреждение. К сожалению, до сих пор не отказалась Россия. Никаких серьезных шагов в сторону деинституционализации психиатрии в нашей стране предпринято не было, как не было и хоть сколько-нибудь заслуживающих внимания попыток изменить что-либо в этой области. Акцент по-прежнему неоправданно смещен на стационарные методики лечения: некоторое текущее сокращение койко-мест в стационарах в целом по России наблюдается скорее за счет вывода из эксплуатации старых и пришедших в аварийное состояние больничных помещений, нежели за счет реальных и системных изменений в этой области.

Между тем - как показывает опыт стран, успешно проведших деинституционализацию психиатрии - изменение психиатрической помощи в этом направлении приводит к резкому снижению процента "инвалидизации" и "госпитализма" пациентов (явления, неизбежные в условиях длительного лечения в стационарах), к улучшению качества лечения и - что самое важное - к гораздо большей социальной реинтеграции и реабилитации людей с психическими расстройствами. Как показывает тот же опыт, никаких чрезмерных финансовых вливаний и многократного увеличения расходов на здравоохранение процесс деинституционализации не требует: для этого необходимы всего лишь четкая программа действий, последовательность шагов в этом направлении, политическая воля и готовность общества к подобным реформам. На наш взгляд, было бы неверным отгораживаться от этого передового опыта европейских стран. Некоторые шаги можно было бы сделать уже сейчас. В частности:

 

- вернуться к рассмотрению возможности проведения деинституционализации психиатрии в РФ; провести широкую общественную дискуссию по этой проблеме;

- разработать детальную, с привлечением специалистов разного профиля, концепцию деинституционализации (с учетом ошибок стран, где деинституционализация была скомпрометирована неверными шагами в этом направлении);

- сократить сроки пребывания в стационарах (тем самым уменьшив нагрузку на них), за счет более раннего перевода на амбулаторное лечение;

- увеличить количество мест в "дневных стационарах" при психиатрических клиниках (в том числе за счет перепрофилирования, полного или частичного, существующих отделений);

- сократить численность пациентов в ПНИ, за счет лиц с многолетними и устойчивыми ремиссиями, дать им возможность социальной реабилитации, обеспечить соц. поддержку;
- улучшить финансовую, кадровую и организационнную базу для амбулаторного лечения на местах (например, за счет увеличения числа соцработников, приходящих медицинских сестер, семейных врачей с основами психиатрического образования);

- в общем и целом: переместить акцент со стационарного лечения (практикуя его лишь в случаях, когда нет иной альтернативы, и только на этот срок) на амбулаторное лечение и сопровождение пациентов.

 

Возможно, деинституционализация психиатрии в России - задача, не решаемая в рамках только сегодняшнего дня и рассчитаннная на перспективу. Однако российскому здравоохранению рано или поздно придется переходить на систему психиатрической помощи ХХI века и отказываться от системы, заимствованной частично - из ХХ века, частично - еще из ХIХ; подготовку и отдельные шаги к этой реформе, на наш взгляд, можно было бы осуществлять уже сейчас.

 

7. Законодательные моменты. Пробелы в законодательстве о психиатрической помощи или неисполнение законодательства.

 

В заключении мы бы хотели указать на законодательные пробелы в Законе о психиатрической помощи (в текущей редакции), либо на неисполнение законодательства в этой области. То и другое, на наш взгляд, требует изменения. (Приводится раздел и статья Закона, в скобках - наш комментарий.)

 

1. Раздел 1, ст. 1. п. 2: "Психиатрическая помощь... осуществляется на основе принципов гуманности и соблюдения прав человека и гражданина". (Фактически это не является правдой: многочисленные нарушения.)

2. Раздел 1, ст. 5 п. 2: "Все лица, страдающие психическими расстройствами, при оказании им психиатрической помощи имеют право на:

- уважительное и гуманное отношение, исключающее унижение человеческого достоинства; (По факту - многочисленные и системные нарушения.)

- получение информации о своих правах, а также в доступной для них форме и с учетом их психического состояния информации о характере имеющихся у них психических расстройств и применяемых методах лечения; (Повсеместное нарушение. Необходимо предоставить пациенту полный доступ к истории болезни, информации о своих правах, характере, методах и возможных последствиях лечения.)

- содержание в психиатрическом стационаре только в течение срока, необходимого для обследования и лечения; (Неизвестно - чем руководствуются при определении сроков, кто определяет сроки? Стандартный минимальный срок госпитализации в ПБ - 45-60 дней; если это определяется внутренними инструкциями - необходимо, чтобы они были в широком доступе. Для пациентов и их родственников это - "тайна за семью печатями", информацию получить невозможно.)

3. Раздел 1, ст. 11 п. 2: "Врач обязан предоставить лицу, страдающему психическим расстройством, в доступной для него форме и с учетом его психического состояния информацию о характере психического расстройства, целях, методах, включая альтернативные, и продолжительности рекомендуемого лечения, а также о болевых ощущениях, возможном риске, побочных эффектах и ожидаемых результатах" (По факту - этого нет почти никогда.)

4. Раздел 1, ст. 12, п. 1: "Лицо, страдающее психическим расстройством, или его законный представитель имеют право отказаться от предлагаемого лечения или прекратить его" (По факту - в абсолютном большинстве случаев это влечет недобровольную госпитализацию.)

5. Раздел 3, ст. 20, п. 2: "Установление диагноза психического заболевания, принятие решения об оказании психиатрической помощи в недобровольном порядке либо дача заключения для рассмотрения этого вопроса являются исключительным правом врача-психиатра или комиссии врачей-психиатров" (На наш взгляд, здесь следует предусмотреть участие независимого юриста, эксперта, или представителя общественной организации. В этом пункте пациент целиком и полностью зависит от врача-психиатра; нет никакого контроля, открываются возможности для злоупотреблений.)

6. Раздел 4, ст. 29: Основания для госпитализации в психиатрический стационар в недобровольном порядке: Лицо, страдающее психическим расстройством, может быть госпитализировано в психиатрический стационар без его согласия или без согласия его законного представителя до постановления судьи, если его обследование или лечение возможны только в стационарных условиях, а психическое расстройство является тяжелым и обусловливает:

а) его непосредственную опасность для себя или окружающих, или

б) его беспомощность, то есть неспособность самостоятельно удовлетворять основные жизненные потребности, или

в) существенный вред его здоровью вследствие ухудшения психического состояния, если лицо будет оставлено без психиатрической помощи

(Пункт а): неясны критерии определения непосредственной опасности для себя или окружающих, то есть допустимы вольные, расширительные толкования и злоупотребления. То же самое - относительно пункта б). Что касается пункта в): зависит в том числе от прогноза по диагнозу, поэтому для пациентов с безремиссионными формами (даже в случае их успешного амбулаторного лечения) - может быть достаточным или даже единственным основанием для недобровольной госпитализации. Также возможны вольные, расширительные интерпретации и злоупотребления. На наш взгляд, легко проводимая и широкораспространенная недобровольная госпитализация - это тот пункт, который необходимо менять в действующем законодательстве о психиатрической помощи в первую очередь.)

7. Раздел 4, ст. 30, п. 1: "Стационарная психиатрическая помощь осуществляется в наименее ограничительных условиях" (По факту - это не так.)

8. Раздел 4, ст.34, п. 1: "Заявление о госпитализации лица в психиатрический стационар в недобровольном порядке судья рассматривает в течение пяти дней с момента его принятия в помещении суда либо в психиатрическом учреждении" (Рассмотрение дел, на наш взгляд, необходимо проводить не в психиатрическом учреждении, а в зале суда в установленном порядке; 5 дней с момента принятия - также слишком большой срок)

9. Раздел 4, ст. 34, п. 2: "Лицу должно быть предоставлено право лично участвовать в судебном рассмотрении вопроса о его госпитализации" (Т.е. по факту получается так, что полного участия в судебном заседании не происходит.)

10. Раздел 4, ст. 35, п. 2: "Постановление судьи об удовлетворении заявления является основанием для госпитализации и дальнейшего содержания лица в психиатрическом стационаре" (Неясно - на какие сроки? По каким основаниям? Должна предоставляться информация. Есть пациенты, которые лежат по 1-2 годам в ПБ после "удовлетворения заявления".)

11. Раздел 4, ст. 36, п. 1: "Пребывание лица в психиатрическом стационаре в недобровольном порядке продолжается только в течение времени сохранения оснований, по которым была проведена госпитализация" (см. замечание выше: на основании чего определяется "время сохранения оснований"?)

12. Раздел 4, ст. 37, п. 1: "Пациенту должны быть разъяснены основания и цели помещения его в психиатрический стационар, его права и установленные в стационаре правила" (По факту - такого не наблюдается.)

13. Раздел 4, ст. 37, п. 3: "Пациенты имеют также следующие права, которые могут быть ограничены по рекомендации лечащего врача заведующим отделением или главным врачом в интересах здоровья или безопасности пациентов, а также в интересах здоровья или безопасности других лиц:

- пользоваться телефоном;

- принимать посетителей;

- иметь и приобретать предметы первой необходимости, пользоваться собственной одеждой (Формулировка "могут быть ограничены по рекомендации лечащего врача зав. отделением" - ведет к произволу, повсеместному ограничению и невозможности порой добиться своих прав.)

14. Раздел 4, статья 38, п. 1: "Государством создается независимая от органов здравоохранения служба защиты прав пациентов, находящихся в психиатрических стационарах..." (Неработающая статья законодательства. За 18 лет существования Закона такой службы не создано.)

15. Раздел 4, статья 39. (Совершенно не исполняется.)

16. Раздел 4, статья 40, п. 5: "Пациенту, помещенному в психиатрический стационар добровольно, может быть отказано в выписке" (Один из самых сомнительных пунктов в законодательстве: на практике заявление о выписке раньше срока ведет к угрозе недобровольной госпитализации. Необходимо четко закрепить возможность выписки при добровольном и самостоятельном обращении за помощью в стационар)

17. Раздел 4, статья 41: "Статья 41. Основания и порядок помещения лиц в психоневрологические учреждения для социального обеспечения" (Статья, а также практика ее применения, допускающая злоупотребления - наиболее фатальные для пациентов. На наш взгляд, нуждается в изменении, по крайней мере - в гораздо более жестком контроле в практике применения.)

 

По понятным причинам, отмеченные здесь нарушения законодательства задокументировать и зафиксировать на месте, как правило, не представляется возможным.

 

На наш взгляд, действующее законодательство о психиатрической помощи как минимум в этих перечисленных пунктах нуждается в изменении, а также в более жестком контроле в плане исполнения (со стороны независимых экспертов, юристов, общественных организаций и т.д.).

 

Глубокоуважаемый Дмитрий Анатольевич! В России, по разным подсчетам, около трех с половиной миллионов граждан страдают психическими расстройствами. Из них больше миллиона имеют группу инвалидности по этим тяжелым заболеваниям. Государство и общество должны наконец обратить внимание на проблемы этих людей. Мы очень рассчитываем на Вашу помощь и поддержку.

 

С уважением –

Тихомиров Д.В., администратор форума "Шизофрения - лечение общением. Группы взаимопомощи",
Парамонов А.А., администратор форума,

Юрцева Е.С., модератор форума,

а также 38 голосов участников форума в поддержку.

 

Копия: Премьер-Министру РФ Путину В.В.,

Копия: в Министерство здравоохранения и социального развития,

Копия: в Общественную палату Российской Федерации.

 


Дата добавления: 2015-10-11 | Просмотры: 963 | Нарушение авторских прав







При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.007 сек.)