АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Д-р Джео Полэнд

«Врач, исцелись сам!»

(перевод с англ. – Н.Б.)

(Текст был первоначально представлен как обращение к участникам семинара випассаны по вопросам здоровья, состоявшегося в 1990 году в Дхаммагири. Как раз перед этим слушатели завершили 10-дневный курс)

Это действительно большое удовольствие видеть столь многих сотоварищей-врачей и профессиональных целителей, собравшихся здесь, чтобы обсуждать и практиковать Дхамму. Конечно, в этом мире нам требуется все большее число таких практиков дхаммы:врачей, медицинских сестер, психотерапевтов и т.д. Еще большее удовольствие видеть здесь такой широкий спектр различных «патий» – аллопатов, гомеопатов, натуропатов и т.п., представленных у нас сегодня; мы понимаем, что несмотря на все различия, которые как будто существуют между такими «патиями» в том, что касается этимологии болезни, диагноза и лечения, налицо и некоторая общая нить, связывающая всех нас вместе: это желание помочь другим людям выйти из страдания. Мы можем не соглашаться с тем, «как это сделать» – но цель остается одной и той же.

Я чувствую, что здесь присутствует производственная опасность: когда мы работаем с увеличивающимся числом больных, когда день за днем встречаемся все с новыми страданиями, принимая одного пациента за другим, мы медленно и почти незаметно отдаляемся от пациента как от страдающего человека. Естественно, нам нужно сохранять объективный взгляд, чтобы прийти к правильному желанию и найти правильное лечение болезни пациента. Однако в это процессе нам нельзя упускать из виду тот факт, что сам этот пациент – не просто интересный случай, не просто диагностический вызов, терапевтический триумф, но также и ранимый, страдающий человек, некто, нуждающийся не только в лечении процесса его заболевания, но также в сочувствии и понимании тех страданий, которым он подвергается. Это обстоятельство становится тем более важным, когда врач лечит больного с хроническим заболеванием или смертельного больного, «неизлечимого» пациента. Если же невозможно вылечить пациента, то подобная ситуация, естественно, приносит разочарование медицинскому персоналу; мы чувствуем, как будто что-то упустили; и зачастую мы склонны избегать взаимодействия с такими пациентами. Мне кажется, что подобный подход проистекает из нашей неспособности примириться со всем страданием, которое мы видим вокруг себя; а это происходит потому, что мы не сумели справиться с собственным страданием.

Практикуя медитацию випассаны, мы глубоко внутри себя встречаемся лицом к лицу со своим собственным страданием; и понимая его непостоянную природу, мы постепенно вырабатываем невозмутимость. Таким образом мы понемногу становимся способны устранить это страдание. Результатом такого процесса самоочищения или самоисцеления оказывается глубокое чувство облегчения и, как следствие, сострадание к другим, испытывающим подобные страдания. Мы понимаем, что страдаем потому, что продолжаем реагировать на глубокие внутренние ощущения. Подобным же образом наши пациенты страдают не только от болезни, но также и от своих умственных реакций на нее. Это понимание и сострадание проходят долгий путь в практике искусства такой медицины, которая являет собой сочетание не только усвоенных умений диагностики и лечения, но также и большой дозы метты, любящей доброты, которой все мы научились здесь в конце курса.

Много лет назад, по возвращении в Канаду из Индии, я завязал тесную дружбу с одним своим пациентов – 80-летним старым инвалидом, фермером. В его кухне мы за чаем забывали о времени, рассказывая друг другу разные истории. Это был весьма практичный человек, добившийся успеха почти во всем, что делал. Он рассказал мне, что только один раз пошел в школу и пробыл там один день – и научился всему, что ему нужно было знать. Учитель написал на доске: «Никогда не бездельничай!» – и вот он вернулся на ферму и взялся за работу.

Он также сказал мне, что в добрые старые времена у него был свой доктор – настоящий доктор. Он говорил, что когда вы входили в его кабинет, вы сразу начинали чувствовать себя лучше, а к тому времени, когда выходили из кабинета, чувствовали значительное облегчение, хотя еще не принимали никакого лекарства. Затем он объяснил мне, что быть хорошим доктором очень легко – все, что вам нужно делать, – давать пациенту побольше «ЛЛЗ» (ласки, любви, заботы). Несомненно, для практической медицины всего этого недостаточно; но здесь та ее часть, которая постепенно замещается нашей зависимостью от исследований, тестов и тому подобных средств постановки диагноза.

Благодаря випассане и развитию метты мы можем разжечь этот фактор ЛЛЗ. Хорошо известна фраза: «Врач, исцелись сам!» Нам, представителям профессии целителей, нужно принять ее близко к сердцу, если мы действительно хотим помочь самим себе, – и точно так же помочь своим пациентам.

 


Дата добавления: 2015-12-16 | Просмотры: 239 | Нарушение авторских прав







При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.003 сек.)