АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РЕЛАКСАЦИИ МЫШЦ СПИНЫ, ГОЛОВЫ.

ДЫХАНИЕ, КАСАНИЕ ЗВУКА: "ХАММ"

 

Лягте на пол на спину.

Вспомните место на земле, которое навевает на Вас чувство тишины, покоя и может помочь Вам расслабиться. Это может быть берег реки или зеленый луг в солнечный день, но только не кровать. Представьте, что сейчас Вы лежите в этом месте, раскинувшись и расслабив мышцы. Полезно ощутить в картине Ваших в и дений солнце или тепло от огня.

Не спешите. Позвольте Вашему сознанию начать медленно продвигаться по всему телу — от кончиков пальцев на ногах до макушки головы, снимая малейшее напряжение мышц во время этого путешествия. Если Вы будете делать это упражнение, ясно представляя себе то место, которое Вам нравится, возможно, процесс специфического расслабления будет сопровождаться приятными чувствами.

Обратите свое внимание на минимальные непроизвольные подъемы и спады освобожденного дыхания глубоко в центре Вашего тела.

Позвольте Вашим губам разомкнуться. Почувствуйте, как выходящее дыхание вытекает из передней части рта, образуя едва слышный звук "ффффф". Подождите, пока дыхание переместится.

Продолжите свои наблюдения за естественным ритмом дыхания. Оно, действительно, должно обрести свой ритм и свое место в глубине Вашего тела.

Пошлите импульс для образования звука вниз, в центр диафрагмы. Позвольте Вашему дыханию превратиться в звук: "Ха — ха".

В ритме непроизвольного дыхания повторяйте этот звук на каждом выходящем дыхании:

ха — ха Ø xa— ха Ø ха — ха Ø.

 

Чередуйте "ха— ха" и "ффф", чтобы понять, насколько близко друг к другу находятся Ваши ощущения от дыхания, как такового, и дыхания, к которому прибавляется звук.

Убедитесь в том, что "ха—ха" — это ясный звук, а "ффф" — чистое дыхание. Может быть, Вам снова поможет в этом упражнении воображение. Вообразите, что выходящий звук имеет цвет и этот цвет — черный. Дыхание, выходящее без звука (назовем его "чистым дыханием"), белого цвета. Случается, что при отсутствии четкости в посыле импульса дыхание освобождается, затем превращаясь в звук. Представьте, что этот звук серого цвета. Итак, все приготовления на полу необходимы для того, чтобы достичь черного звука, в то время как освобождение дыхания несет в себе только чистоту мысли. Если Ваши звуки — серые, возможно, Вы слишком долго концентрировались на релаксации ради релаксации, что не принесет Вам никакой пользы для дела.

Теперь перейдите к снижению звуковой высоты. Начиная с удобного для Вас среднего регистра, попробуйте постепенно, по мере возможности начать опускаться по диапазону на полтона или на тон до тех пор, пока звук не станет таким низким и расплывчатым, как звуки, издаваемые при полоскании рта.

 

 

Проследите за тем, как низко Вы можете опуститься по диапазону, не начиная давить на звук. Расслабляйтесь все глубже и глубже для извлечения глубоких звуков. Как только Вы почувствуете, что Вам приходится напрягаться, начните опять движение голоса по диапазону вверх. Оставайтесь в ритме непроизвольного дыхания.

Произнесите вновь: "Ха—ха".

Затем начните подниматься с пола, сохраняя, насколько это возможно, состояние мышечной свободы. Встаньте, ноги расставлены. Зевните и потянитесь всем телом. Потянитесь к потолку.

Позвольте "упасть" сначала запястьям, локтям, рукам, верхней части позвоночника, а потом пусть вес плеч и головы потянет за собой позвоночник, и Вы повисните от копчика вниз головой.

Вдохните спиной. В момент, когда дыхание освобождается, позвольте диафрагме поддаться силам гравитации.

Выстройте свой позвоночник, позвонок за позвонком.

Голова всплывает на вершине позвоночника. Мышцы желудка свободны. Колени не напряжены. Позвоночник вытянут. Дыхание легкое. Уступите непроизвольному ритму дыхания.

Незначительный звук: "Фффф"

ха—ха ха—хамммммма.

Беззвучно выдуйте воздух через губы, чтобы расслабить их. Приведите в движение все лицевые мышцы, двигая ими в разных направлениях. Выдуйте воздух через губы на звуке " ммммммммма".

 

Произнесите речевым голосом: "Ха — хаммммма", развивая процесс физического самоосознания.

Расслабьтесь для нового дыхания, и речевым голосом с разговорной интонацией опять произнесите: "Ха— хаммммммма". Задайте вопрос посредством: "Ха— хаммммма?". Обратите внимание на то, что как только Вы перестраиваетесь на "речь", у Вас может появиться тенденция к перемещению внимания в область лица. Направьте импульс вопроса точно вниз, в эмоциональный — дыхательный центр, и пусть вопрос — дыхание — вибрации потекут сквозь туловище, горло и полость рта.

 

Присоедините к вопросу чувство восхищения, настойчивости или сомнения, и Ваш связующий центр наполнится эмоциональным содержанием.

Тяжело "уроните" голову вперед, а затем, делая широкий круг, в свободном движении перекатите ее по плечам, освобождая мышцы шеи и горла.

Сделайте круг в другом направлении.

Вращая голову на "хамм", используйте удобную для Вашего голоса высоту.

На новой ноте, с новым дыхательным импульсом, повторите: "Хамм", вращая голову в другую сторону.

Повторите четыре или пять раз "хамм", меняя высоту звучания и вращая головой в разные стороны. Проверьте, чтобы Ваше "хамм" было с отчетливым "ммммммм".

Только губы должны касаться друг друга, формируя "хамм". Язык не касается нёба — ни корнем, ни боковыми сторонами, ни серединой. Звук, сформированный в центре, не должен встретить на своем пути ни одной препятствующей ему поверхности до тех пор, пока он не достигнет губ. Иначе говоря, свободное пространство за губами должно вести прямо в дыхательный центр.

Несколько раз снова повторите вращение головой, наблюдая за процессом, описанным выше.

Не выдавливайте дыхание до последней капли, прекратите вращение головы прежде, чем Вы почувствуете внутреннее напряжение. Для каждого нового вздоха пытайтесь посылать соответствующий импульс. Это избавит Вас от механического выполнения упражнения. Не опасайтесь и позвольте своей голове действительно "падать" вперед и запрокидываться назад. "Оберегая" ее, Вы в это время, возможно, напрягаете челюсть, глотку или язык.

Поднимите голову и обретите вновь равновесие. Опишите, как Вы себя чувствуете и что Вы чувствуете — немедленно и спонтанно, не корректируя свои ощущения.

 

Позвольте "хамм" вновь сформироваться в центре и уроните голову вперед. Пусть вес головы тянет Ваш позвоночник книзу до тех пор, пока Вы не повиснете вниз головой. Ощутите, как вибрации выходят через макушку Вашей головы. Отметьте любые ощущения, которые Вы сейчас чувствуете. Убедитесь в том, что колени Ваши чуть согнуты, вес сосредоточен на середине стопы, мышцы желудка — свободны. Позвольте дыханию переместиться.

Обратите внимание, что в этом положении мышцы спины в большей степени откликаются на нужды дыхания, нежели мышцы передней части грудной клетки. Сделайте из этого наблюдения соответствующие выводы.

На "хамм" поднимитесь опять вверх, выстраивая свой позвоночник. Когда Вы достигнете вершины, пусть ваши губы раскроются, позволяя звуку исчезнуть.

Расслабьте мышцы внутри живота, чтобы позволить дыханию переместиться и на высоте, немного выше предыдущей, повторите упражнение.

Опуститесь через позвоночник на "хамм". Очутившись внизу, возьмите новое дыхание. Снова: "Хамм". Выстройте свой позвоночник. На вершине освободите звук через приоткрывшийся рот.

Позвольте всему, что происходит с Вашим телом, оказывать влияние на звук. У кого-то может возникнуть желание законсервировать звук в статичной позе. Под этим желанием кроется ошибочное чувство контроля. Пусть вибрации движутся в Вашем теле повсюду и встряхиваются, когда Вы опускаете свое тело вниз.

Чередуйте вращение головой на "хамм" с опусканием себя через позвоночник на "хамм", звуча на разной высоте. В этом упражнении начните изучать верхнюю часть своего диапазона. Используя процесс физического самоосознания, произнесите речевым голосом: "Ха—хамммммммма".

 

 

И, наконец, забудьте все, что Вы сейчас делали, и просто произнесите какой-либо диалог из пьесы, стихи или кусок прозы.

Вернувшись к тексту, Вы должны сфокусировать весь свой интерес на его содержании и значении и, основываясь на субъективном ощущении удовольствия от работы, быть готовыми к ответу: был ли Ваш голос абсолютно свободен.

 

ЗВУКОВОЙ КАНАЛ

 

Работа над голосом должна вестись между освобождением от напряжения дыхательной мускулатуры, имеющей дело с источником звука, и освобождением от напряжения мышц горла, языка и подбородка, образующих канал, по которому движется звук.

В определенной степени мы занимались тем, чтобы наиболее полно освободить дыхание, таким образом существенно поддерживая звук. Путешествие, которое совершает голос, проходит через многие мышцы, помощь которых ошибочно принимается за жизненно необходимую для звучания. До тех пор, пока мышцы челюсти, языка и горла будут оказывать поддержку в звучании, дыхание будет лениво исполнять свои прямые обязанности. Порой нелегко заметить эту ошибку и избавиться от нее, оставив мышцам ту работу, для которой они предназначены. Постепенно, при более надежной поддержке источника, мышцы звукового канала смогут дать себе отдых и стать полезными для исполнения своих основных функций.

Природные функции челюсти заключаются в следующем:

а) держать зубы и жевать пищу;

б) при проявлении больших чувств и переживаний предоставить звуку большее пространство для выхода.

 

Основное назначение языка состоит в формировании гласных и согласных звуков. Функции горла предполагают множество специфичных компонентов, о чем разговор еще предстоит.

Начнем с челюсти. И прежде всего пересмотрим общее представление о голове и шее. Черепная кость состоит из двух частей, соединенных челюстным суставом. Одну из них я буду называть верхней челюстью, другую — нижней.

 

 

Чтобы облегчить представление о том, как нижняя челюсть соединяется с верхней, вообразите себе фальшивую бороду, прикрепляющуюся за ушами. В самом механизме работы челюстного сустава происходит множество действий. Место этого сустава можно обнаружить при опускании нижней челюсти и возвращении ее на место. Заметить, что нижняя челюсть, опускаясь, выдвигается вперед — проще, когда рот широко открыт.

 

Если мышцы челюсти при опускании толкают ее вперед, челюсть не в состоянии быстро реагировать на меняющиеся потребности в процессе общения.

 

 

При напряжении мышц челюсти случается, что связки в челюстном суставе укорачиваются, мышцы сокращаются. Появляется необходимость в дополнительных усилиях, чтобы открыть рот. Эти усилия порою толкают челюстную кость таким образом, что она выскакивает из челюстного механизма. Происходит вывих. Часто педагоги и режиссеры советуют актерам открывать рот шире. Но на самом деле попытка широко открыть рот может привести к сужению звукового канала в задней его части, а это мешает главному в работе над голосом — дать ему как можно больше пространства.

 

Мышцы, соединяющие верхнюю и нижнюю челюсть, сложно переплетены. Они расположены по всему лицу и задней поверхности шеи — по вертикали, горизонтали, диагонали, внутри и снаружи. Для создания оптимальных возможностей при звучании вообразите себе, что когда нижняя челюсть опускается — верхняя максимально поднимается. Совершая эти действия, организуя большее пространство для голоса, верхняя челюсть тем самым берет на себя часть нагрузки от нижней челюсти, уменьшая опасность давления на язык и гортань.

 

Это одновременное движение верхней и нижней челюстей на инстинктивном и рефлекторном уровне происходит в ответ на сильные эмоциональные импульсы страха, гнева, горя, радости. Его можно подметить у животных: в львином рыкании, у ощерившейся собаки, у шипящей, защищающей себя кошки, а также и у человека при выражении чрезмерных эмоций (в пронзительном крике и т. п.). Лица людей, кричащих с ужасающим страхом и болью в сражении, восклицающих от радости или горя, в истерическом экстазе на рок-концертах, передают разные эмоциональные состояния посредством простейших мышечных движений.

 

Лица маленьких детей отражают все нюансы их эмоциональных реакций, но с годами эта непосредственность утрачивается и появляется защита от эмоций — сдержанность, во многом обусловливая выражение наших лиц и исключая неподконтрольность реакций на сильные возбудители. Почти невозможным становится выражение ряда утонченных эмоций, так как мышцы "научились" маскировать эмоции, а не открывать их. Чтобы спрятать чувство страха, верхняя губа приучается храбро сжиматься. Скрывая удовольствие от кем-то оброненного комплимента, углы рта сначала опускаются, как бы умаляя значение этого комплимента, а затем растягиваются в прямой улыбке. Чтобы создать впечатление неуязвимости, середина лица остается бесстрастной и неподвижной. Эти люди подавляют беспокойство, недоумение или наивность с тем, чтобы эти эмоции не были использованы против них.

 

Одна из сильнейших и универсальных защитных мышечных систем — в челюстном суставе. Стиснутые зубы — верный путь к тому, чтобы помешать широкому раскрытию гортани при исторжении крика ужаса. При выдвижении челюсти вперед создается впечатление храбрости и силы. Часто в кинематографе крупным планом снимают подбородок, который "застывает" на глазах. По этому признаку Вы уже заранее можете предугадать схватку, в которой этот сильный и сдержанный мужчина одержит победу. Перекатывающиеся желваки говорят о том, что в душе героя происходит внутренняя борьба, столкновение эмоций и что он нервничает. Прежде чем изобрели анестезию, больным перед операцией клали между зубами деревянную пластинку. Отчасти это делали для того, чтобы предохранить пациентов от прикусывания языка, отчасти — чтобы удержать от крика. Как правило, сомкнутые челюсти скорее сдерживают яростные атаки эмоций, чем позволяют выплеснуться на свободу.

Немногие из нас, преодолев семилетний возраст, сохраняют свою ежедневную привычку к крику, завывая в гневе, или, если посчастливится, закатываясь от смеха. Естественные упражнения для челюсти редки. Нечасто происходит и естественное растяжение связок, и поэтому они теряют свою эластичность.

Даже такую прекрасную терапию для челюсти, как зевок, мы ограничиваем, чтобы не шокировать окружающих. Когда Вы начнете работать над освобождением челюсти, языка и гортани, возможно, Вы будете зевать интенсивно. Не препятствуйте своему желанию — поощряйте его. Пусть эти зевки будут продолжительными. С одной стороны, они стимулируют циркуляцию кислорода, с другой — обеспечивают спонтанное и естественное растяжение мышц, образующих голосовой канал.

 

Еще более необходимой, чем зевок, является для актеров перестройка мышечной реакции челюсти на эмоциональный импульс.

Первым делом нужно понять, как мышцы челюсти можно расслабить от напряжения, а потом научиться распознавать области, оде эти зажимы зачастую бывают скрыты.

 


Дата добавления: 2016-03-26 | Просмотры: 346 | Нарушение авторских прав



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |



При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.007 сек.)