АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. Восприимчивость и сила.

СИЛА ДЫХАНИЯ

 

До сих пор я сознательно не говорила о том, что диафрагма - это мышца, подчиняющаяся интересам дыхания. Во время вдоха диафрагма опускается, желудок, а за ним и кишечник подталкиваются книзу, давая таким образом диафрагме возможность опуститься. Следовательно, для того, чтобы не препятствовать входящему дыханию, область живота должна быть свободна от зажимов. Нетрудно вообразить, что дыхание само по себе опускается в живот. Диафрагма становится плоской, а легкие заполняются воздухом.

Я придавала большое значение явлению релаксации в процессе дыхания. Потребуется немало времени для того, чтобы состояние глубокой релаксации стало для Вас таким же органичным, как и развивающийся процесс самоосознавания.

Большая эмоциональность и необходимость общения предполагают большой объем дыхания и более активную работу дыхательных мышц. Большой объем легких еще не обеспечивает потребности речевого взаимодействия.

Любые попытки поддержать звук путем сохранения дыхания создают мышечное напряжение. Вот почему упражнения старого образца, нацеленные на сдерживание дыхания грудной клеткой, так непродуктивны. Усилия, направленные на создание дыхательной опоры для звука, вызывают напряжение, которое препятствует образованию естественного объема воздуха. Внутренняя дыхательная мускулатура расширяется и сжимается в ритме непроизвольного дыхания. Принуждая мышцы к неестественной попытке удерживать грудную клетку расширенной, мы будем способствовать уничтожению глубокой инстинктивной связи эмоций и дыхания. Сдерживая мышцы, Вы сдерживаете свои эмоции. Эластичность дыхательных мышц — основа эмоциональной подвижности. Напряжение не заменит собой изощренные психофизические процессы.

Теперь мы постепенно подходим к такого рода упражнениям, которые испытают Вашу способность к самоосознаванию. Обратите внимание на то, как звучит Ваш голос. Выразительно или всего лишь громко?

Дыхательный аппарат составляют три группы дыхательных мышц: брюшные, диафрагмальные и межреберные. В процессе релаксации и растяжения мы будем использовать межреберные мышцы, делая их подвижными и эластичными, а впоследствии "удлиняя" их. Они и создадут внутри грудной клетки большую полость, которую смогут занять расширившиеся легкие.

 

Очень важно, чтобы Вы сейчас научились посылать сигналы, стимулирующие активность работы межреберных мышц изолировано от мышц брюшных. Но нельзя забывать, что работа только над одной частью дыхательного аппарата может привести к негативным последствиям для других составляющих. Следовательно, необходима тренировка всех трех групп мышц.

Одна из обязанностей межреберных мышц — удерживать вес ребер на некотором расстоянии от легких. На минуту вообразите себе вес двадцати четырех ребер, составляющих грудную клетку, и представьте, что этот вес опускается на поверхность ваших легких. Когда межреберные мышцы бездействуют, легкие похожи на две шероховатые "губки". Конечно, верхняя часть позвоночника играет более важную роль в поддержке грудной клетки, нежели межреберные мышцы, роль которых вторична. Если верхняя часть позвоночника между лопатками и дальше ослаблена, это непременно скажется на грудной клетке: либо верхняя часть грудной клетки станет вогнутой, а нижние ребра "пропадут", когда на них начнет давить позвоночник; либо поддержку грудной клетки возьмут на себя межреберные мышцы. При такой реакции межреберные мышцы будут не в состоянии накачивать воздух в легкие.

 

Работая над последующими упражнениями, помните, что межреберные мышцы, непосредственно "накачивающие" воздух в легкие, находятся на внутренних стенках грудной клетки. Для стимуляции подвижности этого пласта мышц от Вас потребуется немалое воображение.

 

Шаг первый.

Встаньте и начните вытягивать руки к потолку, особое внимание уделяя спине. Почувствуйте, как растягивается спина, когда локти передвигаются вперед, а затем наверх. Ощутите свою спину растягивающейся сначала по горизонтали, а затем по восходящей диагонали.

Обратите внимание на то, как подмышкой, между поднимающейся рукой и стороной грудной клетки образовывается треугольник. Когда Ваши руки поднимаются выше, этот треугольник расширяется.

Изучите связь между движением рук и растяжением мышц боковых сторон грудной клетки. Движение в ребрах происходит в ответ на вытягивание рук.

Вытягивая руки к небу, зевните. Почувствуйте, как тянутся в длинном зевке Ваши руки. Почувствуйте растяжение в задней части глотки. Почувствуйте, как растягивается вместе с зевком задняя часть грудной клетки.

Дайте опуститься запястьям, "уроните" предплечья, обе руки, голову. А теперь очень медленно опускайтесь через часть позвоночника между лопатками. В этой области не так легко налаживается специфичный контакт с позвонками, как, например, в пояснице или задней части шеи. Если же Вы ясно вообразите себе структуру скелета и позволите грудной клетке "рассыпаться", убирая позвонок за позвонком, то ощутите связь ребер с позвоночником.

Когда Вы повиснете вниз головой, положите руки на середину спины и глубоко вздохните, чувствуя реакцию ребер спины. В этой позиции легче почувствовать, как дыхание проникает в спину, поскольку в вертикальной позе это движение мало заметно. "Выстройте" позвоночник, удерживая в сознании картину широкой поверхности спины и ее подвижность.

Конечно, грудная клетка обладает большей подвижностью спереди и сбоку, но это при условии, что спина свободна от напряжения. Иногда боковые ребра берут на себя в процессе дыхания слишком большую нагрузку. Они эффективно нагнетают воздух, но при этом уменьшается их способность восприимчивости при взаимодействии с диафрагмой — солнечным сплетением.

 

 

Шаг второй.

Стоя, нащупайте кончиками пальцев нижний край грудной клетки по всему периметру. Погрузите пальцы в основание ребер спины, чтобы ясно представить себе место их расположения. Представьте себе, что короткий и крепкий кусок резинки соединяет нижний край ребер поясницы с локтевыми точками. Поднимите локти на уровне плеч вверх и слегка разведите от грудной клетки, ощущая ответную реакцию ребер задней части грудной клетки на растяжение воображаемой резинки. Силой своего воображения установите связь между локтями и ребрами. Пусть локти опустятся. Поднимайте опять локти по обе стороны грудной клетки пока они не достигнут уровня плеч. Это движение должно эффективно потянуть Вашу спину и боковые ребра. Итак, Вы полностью растянули мышцы задней части грудной клетки. Теперь сведите локти по направлению друг к другу и потяните спину еще сильнее.

Передвиньте локти назад, позволяя межреберным мышцам спины немного расслабиться.

Передвиньте локти вперед, чтобы растянуть межреберные мышцы спины.

Передвиньте их назад, чтобы расслабить межреберные мышцы. Опустите руки вдоль тела, и пусть мышцы спины расслабятся.

А теперь повторите тот же самый процесс растяжения для передней части грудной клетки, натягивая и расслабляя передние межреберные мышцы.

Представьте себе, что короткий и крепкий кусок резинки прикреплен от локтей к основанию передней части грудной клетки. Поднимите руки на высоту плеч, растягивая в обе стороны основание грудной клетки, обращая особое внимание на ее переднюю часть.

Передвиньте локти немного назад, чтобы сильнее потянуть переднюю часть грудной клетки.

Передвиньте локти вперед, чтобы расслабить межреберные мышцы. Натяните мышцы, а затем расслабьте их.

Опустите руки по обеим сторонам туловища, полностью освободив межреберные мышцы.

Плавно поднимите локти на высоту плеч.

Передвиньте их вперед, вытягивая мышцы и широко открывая заднюю часть грудной клетки.

Оставьте заднюю часть грудной клетки в этом положении и передвиньте локти назад, растягивая мышцы и открывая переднюю часть грудной клетки.

Сейчас Вы должны чувствовать дискомфорт от растянутой, как бочонок, грудной клетки.

Извивающимися движениями поднимите грудную клетку вверх, одновременно растягивая ее в ширину. Грудная клетка в таком положении кажется похожей на открытый зонт.

Сохраните грудную клетку в том же положении, уронив руки и освободив плечи.

Вы по-прежнему должны остаться в гротесковой позиции с расширенной грудной клеткой, поднятой и растянутой в ширину. В этой позиции дыхание становиться затрудненным. Сейчас подумайте о том, чтобы слегка отпустить нижние передние ребра и позволить себе дышать, но позвоночник держите вытянутым. Не позволяйте задним ребрам "рухнуть".

Затем пусть "рухнет" вся грудная клетка таким образом, как будто бы Вы опустили все Ваши ребра в живот.

Повторите всю последовательность упражнений без финального "разрушения" грудной клетки. Может получиться, что поднятые локти потянут за собой вперед или вверх плечи. Движение плеч может быть нейтрализовано повышенным вниманием к нижней части грудной клетки. Плечи должны оставаться свободными, на протяжении всего упражнения. По восходящей диагонали растяжение должно идти от основания грудной клетки по сторонам вверх, а горизонтальное растяжение — по нижней стороне поднятых рук к локтям.

Убедитесь в том, что в процессе растяжения Вы не изгибаете дугой поясницу. Чтобы избежать этого, держите колени несколько согнутыми. Негнущиеся колени и изогнутая дугой поясница почти всегда сопутствуют друг друга.

Растягивая и расслабляя межреберные мышцы независимо от ритма дыхания, Вы можете создать новые условия для дыхания. В противном случае появится тенденция вдыхать и выдыхать тогда, когда мышцы растягивают переднюю или заднюю часть грудной клетки. Если же Вы сможете наладить контакт с мышцами, используя работу воображения и ясно представляя свою грудную клетку, то Вы будете тренировать эти мышцы независимо от привычных образцов дыхания. Таким образом, это упражнение создает новые пространства для дыхания и приводит к изменению привычного дыхания.

 

Шаг третий.

Лягте на живот лицом к полу, положите лоб на руки. Живот и ребра на жестком полу станут неподвижными. Это откроет возможность для дыхания в области спины.

Опустите Ваше дыхание к самому основанию Вашего позвоночника. Представьте, что легкие расположены в ягодицах.

Перевернитесь на спину и представьте свое туловище в виде прямоугольной коробки с шестью сторонами:

1) задняя сторона распространяется от затылка до копчика;

2) передняя начинается от ключицы и доходит до лобковой кости;

3) и 4) проходит от подмышек до тазобедренного сустава;

5) пятая сторона — это Ваш плечевой пояс;

6) шестая — это Ваш тазовый пояс. Вообразите себе, что коробка сделана из эластичного материала и может быть приведена в движение изнутри в любом направлении.

 

Возьмите глубокий вздох облегчения, чтобы заполнить все пространство в шестиугольной эластичной коробке. Итак, вздох облегчения приводит к следующему:

а) Ваш таз сдвигается к ногам;

б) задняя сторона шестиугольника вдавливается в пол;

в) передняя сторона поднимается к потолку;

г) боковые стороны расширяются в горизонтальном направлении;

д) Ваш плечевой пояс сдвигается в сторону головы.

 

Позвольте вздоху облегчения бесконтрольно "выпасть" из Вас. Эластичные стенки шестиугольника (грудной клетки) в полном коллапсе "рухнут" по направлению друг к другу.

 

Перекатитесь на правый бок, лишая его подвижности в контакте с неподвижным полом. Возьмите вдох в левый бок.

Перекатитесь на левый бок, лишая его подвижности. Возьмите вдох в правый бок.

Перевернитесь на спину и возьмите вдох всем своим шестиугольным дыхательным аппаратом, обращая внимание на готовность тела к большому дыханию.

 

Шаг четвертый.

Встаньте свободно. Наблюдая за процессом дыхания, изучите ритм своего нормального, ежедневного, естественного дыхания (несколько неторопливых вздохов), пользуясь представлениями о дыхательном аппарате по аналогии с шестиугольной коробкой.

Эти наблюдения полезны для больших и малых вздохов. При малых вздохах движения эластичного шестиугольника грудной клетки намного утончённее.

Стоя вертикально, пошлите в центр постепенно увеличивающиеся импульсы, вызывающие вздох облегчения. Для того чтобы предоставить дыханию больше пространства в вертикальной позиции, используйте свои наблюдения за спиной, поясницей и боковыми сторонами грудной клетки, которые Вы вели, лежа на полу. Особое внимание уделите взаимосвязи дыхания с тазовым поясом.

Используйте концепцию шестиугольника, положив ее в основу процесса самоосознавания для всего комплекса голосовых упражнений.

 

Для стимуляции растяжения дыхательного аппарата используйте образ дышащей коробки в структуре знакомых упражнений, расширяя познания о перемещающемся звуке. Отодвиньте партнера, с которым Вы взаимодействуете, на некоторое расстояние от себя. Растяните фразу, состоящую из разных звукосочетаний, произнося ее как можно дольше. Например, вместо "хаа—хаа—хаа, ха— ха—ха, хии—хии—хии" — растяните: — "Хаааа—хаааа— хаааа— хаааа—хаааа", с удовольствием "барахтаясь" в урчаниях, происходящих в грудной клетке: "Ха—ха—ха—ха—ха—ха", разбрасывая оживленные звуки вокруг рта: "Хии— хии—хии—хии—хии— хии", "сверля" свои зубы вибрациями.

Опираясь на воображение, используйте энергию импульса для того, чтобы растянуть дыхательную мускулатуру.

Образ эластичного шестиугольника нужен для того, чтобы помочь создать ощущение огромного внутреннего пространства. Чтобы дыхание могло удовлетворить сильные эмоции, объем его должен увеличиться. На сцене мы зачастую тратим большие усилия для выражения сильных эмоций. Большие усилия вызывают большое напряжение. Напряжение же сокращает мышцы, что, в свою очередь, уменьшает объем дыхания. В этом наше поражение. Если же все внутри Вашего тела будет открыто и готово принять мощный эмоциональный импульс, Вы будете на полпути к свободному владению сильными эмоциями.

Воспроизводя глубокий вздох облегчения с желанием расширить пространство шестиугольника, вообразите себе, что чувство облегчения сначала ощущается в тазовом поясе, а затем наполняет Вас целиком наподобие того, как вода наполняет кувшин от самого дна до горлышка. Тут нет необходимости уточнять, в каких именно дыхательных мышцах должна происходить ответная реакция на импульс. Убедитесь лишь в том, что вне реакции не оставлен ни один участок.

Мысль о том, что связь с дыханием существует на всем пути вплоть до паха, может быть встречена с удивлением. Еще более удивительным покажется, вероятно, и следующее. Если Вы, сидя в кресле и расслабив мышцы ягодиц и мышцы живота кашлянете, то почувствуете движение в анальном отверстии. Реагируя на большие эмоции в условиях зажима, возможно, Вы обнаружите мышечные зажимы не только в области живота, но также и в области поясницы. Возможно, произойдет и сдавливание сфинктеров. Других же путей, по которым энергия могла бы свободно изливаться, нет.

 

Очередное упражнение, использующее силу безусловных рефлексов, предполагает энергичную стимуляцию дыхательного аппарата настолько, насколько это возможно.

Назовем это упражнение "вакуумизацией легких". Отчасти потому, что в процессе упражнения возникает чувство "извлечения легких", но главным образом по той причине, что естественная вакуумная сила стимулирует активность дыхательных мышц.

Итак, прочтите сначала все инструкции, а потом быстро, шаг за шагом, проделайте всё упражнение.

Вам надо полностью освободить легкие от воздуха, подобно тому, как Вы выжимаете воду из губки. Вы сделаете это без промедления, если будете выдувать воздух (на "ффффф"), а затем "выжмите" последние "капли" воздуха, чувствуя, что внутри ничего не осталось. Не тратьте на это слишком много времени. Быстро закройте рот и пальцами зажмите ноздри, чтобы воздух не попал в легкие. Затем создайте подобие огромного вакуума внутри. Лучший способ добиться этого — попытаться вдохнуть через все еще зажатый пальцами нос, позволяя межреберным мышцам реагировать на потребность расширить грудную клетку. Отметьте в эту минуту разреженное пространство внутри грудной клетки. Затем, держа рот закрытым, отпустите свой нос. Воздух хлынет через нос, чтобы заполнить вакуум. Не помогайте себе, беря вдох. Пусть дыхание всосется в соответствии с природным законом, не терпящим пустоты.

Стойте свободно.

Освободите легкие на "фффффф".

Зажмите нос, закройте рот.

Попытайтесь вдохнуть. Ваши ребра расширятся настолько, насколько это возможно (положение открытого зонта).

Представьте себе созданное Вами внутри вакуумное пространство.

 

 

 

Держа рот закрытым, отпустите нос, и пусть ворвавшийся воздух наполнит легкие.

Вернитесь к обычному дыханию.

Ощущая внутри вакуум, некоторые люди впадают в панику, так как условия для дыхания очень необычны. Но помните, что опасным было бы находиться без воздуха, если бы эти условия контролировались кем-то другим, а не Вами. Если Вы чувствуете дискомфорт, откройте рот, и все встанет на свои места. Один раз ознакомившись с основной формой, Вы можете расширять осознавание этого упражнения, практикуя его.

Воображая, что легкие заполняют собой все туловище, проделайте вакуумизацию, представляя себе дыхательный аппарат в виде шестиугольной коробки.

Выдуйте весь воздух. Ощутите, как все эластичные стенки шестиугольной коробки передвинулись навстречу друг к другу.

Зажмите нос, закройте рот.

Расширьте шестиугольную коробку по всем направлениям, чтобы создать вакуум во всем туловище.

Отпустите нос и ощутите воздух, врывающийся в область тазового пояса, в бока, в спину и в переднюю часть грудной клетки.

Расслабьтесь и вернитесь к обычному дыханию.

Возможно, от дополнительного кислорода, врывающегося в легкие, Вы почувствуете головокружение. Если же этого не случится, значит, упражнение не делается в полную силу, либо Ваш дыхательный аппарат уже натренирован. Не бойтесь головокружений, но и не переусердствуйте, снова и снова повторяя вакуумизацию легких. Отдохните, сделайте другие упражнения, а затем опять вернитесь к этому. При дальнейшем развитии дыхательного аппарата явления головокружений исчезнут.

В голосовой разминке вакуумизация легких применяется после работы над грудным резонатором и резонатором рта. Это активизирует энергию до того, как Вы продолжите свой путь к средней и верхней части голосового диапазона. Вакуумируйте легкие три или четыре раза. Иногда медленно, иногда быстро. Упражнение действует оживляюще на весь организм. Оно полезно для здоровья в целом. Но в данном случае главной его задачей является растяжение дыхательной мускулатуры путем использования естественных рефлекторных движений. Развивая "глубокое дыхание", чтобы увеличить силу мышц, Вы тем самым создаете мышечный контроль, который не благоприятствует спонтанному общению. Работая с дыханием, Вам важно сохранить связь с импульсом. Когда Вы переходите к более энергичным упражнениям, не предавайте мышечной энергии чрезмерное значение. Взаимосвязь с импульсом необходима для того, чтобы голосовой и эмоциональный аппарат актера развивались одновременно. Если же голос развивает свою силу независимо от эмоций, звук может начать подменять собою чувство. Нет ничего более вредного для актера, чем сознательное культивирование голосовой энергии, которая более доступна в обращении, нежели эмоциональная. И наоборот. Развивая эмоциональный аппарат быстрее, чем голосовой, актер может устроить в своем "доме" (организме) короткое замыкание, "сорвав голос". Было бы идеальным предполагать, что во время творческого процесса актер в состоянии поддерживать строгий баланс в работе над голосом и телом. И тем не менее, в некоторой степени такая возможность существует.

Актеры, обладающие "хорошими голосами" и превозносимые за это окружающими, иногда бывают удивлены, если не шокированы, когда я соболезную им по этому поводу. Почти всегда эти актеры, эмоционально маловыразительны. С другой стороны, актеры со слабыми голосами, работающие над голосом, приходят к замечательным результатам. Их голос постепенно совершенствуется для выражения внутренней жизни на сцене.

 

В следующем упражнении Вы должны будете представить дыхательный аппарат в виде дышащей коробки с шестью сторонами — межреберными мышцами и диафрагмой. В конце концов Вы достигнете большого объема грудной клетки в сочетании с возросшей гибкостью межреберных мышц. Поэтому следующим объектом нашего внимания еще раз станет диафрагма.

 

Шаг пятый.

Подготовкой здесь будет растяжение, релаксация, вращение головой и так далее. Успех следующего упражнения зависит от Вашей способности изначально приводить тело в нейтральное состояние. В упражнении Вам необходимо идти от импульса и позволять происходящему воздействовать на Ваше тело.

Вам надо вызвать один за другим, без промедления, четыре сильных импульса для четырех вздохов облегчения — глубоко прочувствованных, приятных вздохов облегчения — в шестиугольную дышащую коробку. Не торопитесь, но и не делайте пауз между вздохами.

Пусть импульс движет дыханием, а дыхание движет Вашим телом. Отнеситесь к вздоху облегчения с наслаждением, как если бы эта необходимость возникла в упражнении по актерскому мастерству. Подумайте о чем-то плохом, что вот-вот должно было случиться, но не случилось, оставляя Вас с огромным чувством облегчения.

Если Вы запрограммируете это в своем воображении раз-другой, то будете уже брать этот вздох осмысленно.

Возьмите подряд четыре глубоких вздоха, а затем отдохните. Большее число таких вздохов может привести к обморочному состоянию. Мысленно можно представить себе диафрагму во время этих вздохов как трамплинную доску, рассекающую дыхательную "коробку" под напором ветра, вызванного импульсом. При сильных вздохах Ваши внутренние органы будут сотрясаться. Внешние стенки живота из-за внутреннего сотрясения ничем не контролируемых мышц будут напоминать что-то вроде желе.

Повторите четыре глубоких вздоха облегчения.

Отдохните.

Сейчас Вам надо воспроизвести шесть импульсов для вздохов облегчения. На этот раз они будут несколько короче предыдущих, и в большей степени направлены в центр купола диафрагмы. И только на самом последнем вздохе дышащая "коробка" должна "рухнуть", поддаваясь чувству глубокого облегчения, освобождающемуся наружу.

Это дыхание сейчас может показаться затрудненным. Постоянно создавайте и воссоздавайте взаимосвязь движения мышц с импульсом до тех пор, пока не будете уверены, что мышцы приводят в движение импульс так же, как импульс приводит в движение мышцы.

Обратите внимание на свой позвоночник. Он должен оставаться вытянутым (Прим, перев.)

Развивайте в себе способность воссоздавать повторяющиеся импульсы облегчения, не превращая их в поверхностные, бессмысленные, механистичные.

Повторите четыре сильных вздоха.

Впустите шесть более коротких вздохов по направлению к центру диафрагмы.

А теперь в самый центр диафрагмы впустите несколько быстрых, легких и приятных импульсов ожидания. Пусть ожидание, стимулирующее дыхание, "взбудоражит" центр купола диафрагмы. Позвольте дыханию свободно и быстро влетать, вылетать и, наконец, освобождаться в финальном вздохе облегчения.

 

Сохраните мышцы торса свободными. Приходя в движение, они не должны подвергаться ни малейшему напряжению. Дыхание входит и выходит равномерно, поэтому в ходе упражнения не нужно ни чрезмерно наполнять легкие, ни опустошать их. Теоретически Вы могли бы поддерживать это быстро входящее и выходящее дыхание длительное время, потому что каждый раз объем входящего дыхания равен объему выходящего. Практически же, чем быстрее Вы дышите, тем вероятнее напряжение мышц. Поэтому делайте упражнение понемногу.

Итак, упражнение заключается в следующем: необходимо воспроизвести десять легких импульсов ожидания, а затем освободить дыхание, послав в центр диафрагмы импульс вздоха облегчения. Ожидание — облегчение, ожидание — облегчение. Чем быстрее и легче будут вздохи, чем больше будут сконцентрированы в центре диафрагмы, тем лучше.

Цель первой части упражнения, в которой повторяются четыре сильных вздоха облегчения, состоит в том, чтобы в случае большой необходимости суметь быстро снабдить дыханием всю дыхательную полость, а затем также быстро и бесконтрольно освободить дыхание. Вторая часть упражнения в большей степени способствует генерированию энергии. Дыхательные мышцы проходят проверку на эластичность. В третьей части скорость дыхания увеличивается, податливость мышц становится насущной необходимостью. При изменении процесса дыхания во время усиления эмоций задача упражнения заключается в том, чтобы тело было свободно от зажима. Здесь слово "зажим" используется в простейшем значении "сдерживать". Эмоциональная энергия во многом стимулирует активность мышц. Обусловливая этот процесс, Вы должны позволять энергии "литься", не давая мышцам возможности сдерживать прилив этой энергии, сжимать и приостанавливать ее течение.

 

Часто приходится напоминать актерам о том, чтобы они не сдерживали эмоций. Когда актера в процессе действия переполняют чувства, ощущения в этот момент настолько приятны, что актер, желая продлить в себе жизнь этих эмоций, удерживая их, в сущности умерщвляет их. Если актеру хватает мужества свободно отпустить пришедшие эмоции, этим создаются определенные условия, при которых чувства генерируются естественным образом. Мышцы, сдерживая эмоции, убивают их. Руководствуясь же этими эмоциями с помощью нервно-мышечной системы, мышцы помогают чувствам, способствуют их выявлению.

Упражнения на "учащенное дыхание", проделанные в союзе разума и тела, не только готовят дыхательную мускулатуру для "обслуживания" эмоций, но и могут быть использованы для стимулирования чистой энергии при физической вялости и невосприимчивости к другим стимулам.

Сейчас я попрошу Вас повторить предыдущее упражнение. Пусть вздохи облегчения сменят вздохи, наполненные чувством приятного ожидания. Выбор этого рода эмоций, стимулирующих дыхание, обусловлен тем, что легче реагировать на возрастающую энергию в сочетании с позитивным и оптимистическим содержанием, нежели с неприятным. Разрушение привычных защитных мышечных реакций и перестраивание процесса получения и передачи энергии без задержки этой энергии со стороны мышц реализуется быстрее при благоприятных обстоятельствах. Однако окончательно эта перестройка должна произойти в целях обмена всем эмоциональным опытом человека, который включает в себя чувство страха, боли, страдания, гнева, паники, депрессии, сомнения, ненависти. Было бы безответственно с моей стороны предложить в книге освобождение сильных человеческих эмоций в негативном плане.

 

Предлагаю Вам историю, которая может быть использована в упражнении с "учащенным дыханием", чтобы проиллюстрировать определенный образ действия. Хорошо, если вы сможете найти кого-нибудь, кто расскажет вам эту историю шаг за шагом. В любом случае тренируйте в себе способность представлять каждое событие в точной последовательности, не забегая вперед, даже если заранее Вам все известно.

 

Условие.

Утром Вы получили анонимное таинственное письмо. В нем говорится, что в пять часов вечера Вам надо сесть в поезд (или автобус, метро) и направиться до определенной станции за город (или на окраину города). Там Вы должны выйти, повернуть налево и дойти до конца дороги. В стороне от дороги, в глубине сада должен стоять большой дом. Вам сообщено, что дом этот будет пуст, а дверь не заперта. Вам надо войти в этот дом, подняться по лестнице, пройти по длинному коридору налево и ждать в комнате, находящейся в самом конце коридора.

Все это Вы мысленно исполнили.

Сейчас Вы в ожидании, в пустой комнате пустого дома при сгущающихся сумерках.

Упражнение.

Предположите, что Вы находитесь в состоянии ожидания. Позвольте этому ожиданию возбудить дыхание достаточно произвольно, в ритме свободного "учащенного дыхания", которое только что исследовалось. Отныне что бы ни случалось внутри Вас, все Ваши чувства должны исходить прямо из центра, где происходит "учащенное дыхание".

Вы стоите посредине комнаты и вслушиваетесь. Вдруг Вы слышите, как внизу хлопнула входная дверь. (Слушайте это, подключив дыхание.) Вы слышите шаги, медленно пересекающие холл внизу. (Дайте этому обстоятельству воздействовать на ваш дыхательный центр — не позволяйте мышцам напрячься — лишь позвольте дыханию ускориться.) Кто-то медленно поднимается по лестнице. Наконец, шаги слышны уже в коридоре. ("Учащенное дыхание" должно возбуждаться по-прежнему из центра.) Оставьте внешние мышцы свободными. Постепенно шаги приближаются. Вдруг они затихают у двери Вашей комнаты. (Очень быстрое свободное "учащенное дыхание".) Дверь открывается, и перед Вами стоит Ваш самый лучший друг. (Освободите дыхание со вздохом облегчения, полным огромного удовольствия.)

 

Не относясь слишком строго к этой незатейливой истории, используйте ее для того, чтобы чувственно представить себе центр диафрагмы. Таинственные события в этой истории провоцируют эмоции, которые усиливаются. "Учащенное дыхание" не позволяет мышцам сокращаться. Сокращение мышц препятствует продуктивной реакции дыхательного аппарата. "Учащенное дыхание", покидая ваше тело, уносит эмоции. Происходит спонтанное взаимодействие между импульсом, эмоцией и дыханием.

Убедитесь в том, что Вы действительно почувствовали переход от ожидания к чувству облегчения в момент, когда Вы видите своего друга. В течение этой сцены у Вас могут возникнуть на каждое новое событие самые разные реакции. Реагируйте так, как Вам захочется, но пусть Ваша реакция будет на учащенном дыхании и вздохе облегчения при переходе от одного состояния к другому.

Главная задача здесь в том, чтобы "разрушить" тот нервно-мышечный процесс, который вызывает напряжение мышц, и перестроить нервно-мышечную реакцию на освобождение сильных эмоций. Другими словами, Вам надо научиться развивать психическую энергию без физического напряжения.

 

Шаг шестой.

Попрактикуйте исходящее из центра дыхание, наполненное ожиданием, — на этот раз со звуком. Вообразите, что диафрагма как доска трамплина подвешена к нижней части грудной клетки. Представьте себе звук в виде маленького человечка, пружинисто подпрыгивающего вверх и вниз на середине этого трамплина. Дыхание входит между каждым звуком "ха", независимо от быстроты пружинистых прыжков "человечка". Пусть "человечек" подпрыгнет пять или шесть раз, а затем совершит большой прыжок с трамплина и вылетит через рот, пересекая комнату:

ха Ø ха Ø xa Ø xa Ø

ха — а — а — а — а

 

Шаг седьмой.

Повторите историю посещения уединенного дома со звуком.

ЦЕНТР

 

Связующее звено между дыханием и внутренней энергией возникает вместе, с развитием способности к восприимчивости. Перечислим основные свойства актерского голоса. Это: диапазон, разнообразие, красота, чистота, сила, объем и, наконец, восприимчивость — качество, которое ратифицирует все остальные, которые сами по себе "скучны" до тех пор, пока не начинают отражать диапазон чувств, разнообразие мышления, ясность воображения, эмоциональную силу, жажду общения. Если общение от внутреннего к внешнему откровенно правдиво, то энергия, питающая голосовые мышцы, созвучна энергии, порождаемой психикой. Когда содержание наполнено мощной энергией, оно может быть донесено более экономно и выявлено более правдиво.

Идею работы изнутри при минимальных затратах мышечных усилий нужно практиковать на всем протяжении наших занятий. Когда процесс физического самоосознавания усовершенствуется, его можно использовать более искусно. В следующем шаге, работая над концепцией "центра", можно достигнуть большей экономичности в затрате усилий для выражения чувств.

 

Идея центральной точки купола диафрагмы, которой касается звук, уже была представлена. После этого слово центр все более и более часто использовалось в значении дыхательного центра, эмоционального центра, энергетического центра, центра тела. Теперь я хочу предложить два взаимоисключающих хода к понятию центра. Один состоит в том, чтобы точно сориентировать Вас на то место внизу, где этот центр находится. Другой же подход, напротив, стирает все ориентиры возможного местонахождения центра, иными словами, центр может быть везде.

Произнося слово "центр", мы порой попадаем в ловушку слов, предполагая, что обладаем конкретными познаниями. Оно, например, имеет одно значение для М. Грэхэма, другое — для М. Чехова. Ценность этого слова для нас состоит в том, что в каком бы месте тела "центр" ни находился, главное — вести поиск от него как некоего исходного пункта, проясняя сознание и фокусируя энергию. С точки зрения физиологии, более выгодно формировать голос в вибрационном центре, так как в этом случае дыхание приводит в движение голосовые складки более экономичным путем, что улучшает звучание. Слишком большое дыхание, раздувающее складки, вызывает "придыхание" в голосе. Однако экономичность не должна означать сдерживание. Использование вздоха облегчения почти во всех дыхательных упражнениях вплоть до настоящего момента имеет целью освободить сознание от тенденции к сдерживанию дыхания. Итак, предполагая, что на данном этапе сознательные установки нами уже заложены, мы можем надеяться на более экономичное использование дыхания, не опасаясь его сдерживания.

В конце предыдущей части учащенное дыхание, связанное с ожиданием, происходило в центре диафрагмы. Когда Вы начнете звучать, ощущая центр, из которого исходит учащенное дыхание, то обнаружите, что затраты усилий на дыхание сокращаются. Дыхание, используемое Вами, перемещается с большей легкостью, чем раньше. Все движения, с помощью которых издается звук, могут убавиться, в то время как звук будет оставаться таким сильным, каким ему необходимо быть по Вашему разумению.

Следующее упражнение интеллектуального порядка направлено на то, чтобы в будущем использовать центр, перенося большую ответственность за звучание в область сознания.

 

Шаг первый.

Позвольте быстрому учащенному дыханию из центра перемещаться таким образом, чтобы Вы могли отчетливо слышать входящее и выходящее дыхание. Особенное внимание обратите на входящее дыхание, которое имеет тенденцию к быстрому исчезновению и является индикатором для собирающей напряжение диафрагмы.

А теперь закройте рот и так быстро и легко воспроизведите учащенное дыхание, чтобы дрожание в центре едва нарушало дыхание в целом. Затем отпустите диафрагму.

Трепет диафрагмы – освобождение – трепет – освобождение. Представьте свою грудную полость в виде клетки с поющей. Скорость Вашего учащенного дыхания такого же свойства, как быстрое трепетание крыльев поющей птицы. Когда вы освобождаетесь от трепета, птица исчезает.

Откройте рот и вызовите то же трепетание мышц в центре диафрагмы. Попробуйте проделать это, опустив голову вниз и повиснув от копчика, чтобы диафрагма полностью расслабилась. Сохраняя свободу мышц, вновь "выстройте" свой позвоночник. Коснитесь звука в центре диафрагмы.

Сейчас Вы направитесь от центра диафрагмы во внутренний центр. Упражнение приведет Вас к месту, расположенному, по всей видимости, более глубоко, чем дыхание. Следуя инструкциям, апеллирующим к воображению, вы придете к более экономичному использованию своего голоса.

Прежде, чем делать упражнение, прочтите содержание всех шагов.

Сначала позвольте легкому трепету возникнуть в центре диафрагмы, а затем опустите диафрагму так, чтобы почти полностью дыхание покинуло ваше тело (однако не подталкивайте его мышцами и не выжимайте остатки воздуха из лёгких, как при вакуумизации). Не беря нового дыхания подумайте о более глубоком расслаблении. А теперь в это пространство, находящееся глубже дыхательного центра, опустите звук "ха".

Проделайте последовательно: трепет, освобождение диафрагмы, погрузите звук глубже дыхательного центра, расслабьтесь и позвольте дыханию вновь погрузиться в Вас, чтобы заполнить дыхательный центр. Повторите в той же последовательности.

Уточните место в глубине Вашего тела, где обосновался звук. Это место может находиться против позвоночника, за солнечным сплетением. Отметьте его в своем сознании как определенно существующее место и назовите его "внутренним центром". Повторите последовательность: трепет; освобождение диафрагмы; погрузите мысль о звуке глубже внутрь и затем обретите звук "ха" во внутреннем центре; освободите диафрагму, позволяя дыханию переместиться. Сейчас вновь коснитесь звука во внутреннем центре, не используя нового дыхания.

У вас должно быть впечатление, что, касаясь звука во внутреннем центре, при формировании этого звука нет никакой необходимости в очередном дыхании. Только тогда Вы расслабитесь, прекратив звучание, часть дыхания переместится, свидетельствуя о том, что дыхание частично использовано.

Попробуйте еще раз. Трепет, погрузите мысль о звуке глубже внутрь, уступите место звуку глубоко во внутреннем центре ― освободитесь, чтобы дыхание переместилось, не используя дыхание. Скажите еще раз из внутреннего центра "ха-ха". Расслабьтесь и ясно представьте себе, что какая-то часть дыхания была использована, хотя бы Вы не брали для этого дыхание как таковое. Опять произнесите из внутреннего центра "ха-ха". Расслабьтесь, и дыхание войдет в Вас.

Условия этого упражнения переводят физические усилия в область психической энергии. Для того чтобы общение содержало в себе большую свободу, все что Вам нужно, - это оставаться в контакте с внутренним центром и снабжать его большей энергией со стороны Вашего сознания.

 

Шаг второй:

Свяжитесь с внутренним центром на "ха", а за тем поменяйте звук на "хэй". Повторите "хэй-хэй-хэй". Пусть дыхание вновь опустится внутрь, но примите решение не использовать его, чтобы позволить "хэй" опять сформироваться во внутреннем центре. После каждого "хэй" расслабьтесь внутри и пусть дыхание переместится. Освойте интеллектуальный процесс, который гласит: "Я не собираюсь использовать дыхание для звука, но я позволю дыханию переместится после звука".

С этого момента вы образовываете союз намерения и голоса, в котором дыхание перестает быть посредником.

Пройдите всю последовательность предварительных упражнений, направленных на работу с внутренним центром. Затем, восклицая "хэй", постепенно создайте силу и объем звука в зависимости от увеличивающегося импульса, а не мышечных затрат. Освободитесь, чтобы дыхание переместилось. Интенсивность звучания будет зависеть от внутренней энергии, оставляющей наружные мышцы почти совершенно свободными.

Попытайтесь проделать упражнение, чтобы уяснить разницу между внешними усилиями и внутренней энергией. Крикните "хэй", напрягая мышцы живота изо всех сил. Наружными мышцами живота сделайте сильное движение вовнутрь, выталкивая наружу громкое "хэй".

 

Теперь, оставив внешнюю брюшную стенку свободной, пошлите во внутренний центр сильный импульс, вызывающий восклицание "хэй".

Попеременно переходите от внешних мышечных усилий к внутренней необходимости.

Повторите этот переход несколько раз для того, чтобы получить практическое знание изменяющегося процесса и разные результаты.

 

Шаг третий.

Проделайте весь комплекс голосовых упражнений с точки зрения внутреннего центра, меняя интенсивность силы звучания.

 

Шаг четвертый.

Исследование связи между способностью к восприимчивости и силой голоса посредством воображения. Встаньте в двенадцати шагах от стены, воображая, что стена — это огромный холст (до двадцати шагов в ширину), на котором Вы собираетесь нарисовать морской пейзаж. Сначала прочтите инструкции.

 

Через весь холст горизонтальной линией нарисуйте ярко-синие волны.

Нарисуйте примитивный большой корабль красного цвета.

Нарисуйте мачту и два больших белых паруса на корабле.

Нарисуйте круглое желтое солнце.

Нарисуйте лучи, исходящие от него.

Нарисуйте разных размеров белые пушистые облака.

Нарисуйте летающих вокруг корабля маленьких чаек.

Поставьте свое имя в нижней части картины.

Ваше дыхание "фффф" — это Ваша краска. Каждый новый образ рождает новый импульс дыхания. В этой картине есть образы, требующие большого дыхания (изображение горизонта, корабля), образы, которые нуждаются в среднем дыхании (паруса, солнце, облака), а также нуждающиеся в коротком дыхании (чайки, лучи солнца и пр.). Все импульсы связаны с дыханием во внутреннем центре. И вместе с дыханием выходят наружу через все туловище на "фффф".

Последние инструкции перед началом: соедините вдохновение с насущной необходимостью быстро нарисовать картину на холсте. Вперед.

Существуют две вещи, на которые надо обратить внимание прежде, чем повторить этот пейзаж или нарисовать собственный ландшафт, портрет или натюрморт. Обратите внимание на то, что Ваш дыхательный аппарат функционирует по типу шестиугольной коробки и внутреннего центра. Если Вы с большим вдохновением отреагируете на внушительный размер холста и синеву волн, то используете почти все дыхание, находящееся внутри, чтобы нарисовать линию горизонта. Как только Вы до конца проведете линию горизонта, позвольте быстрому импульсу подготовить Вас к изображению корабля. Для того чтобы удовлетворить этот импульс, дыхание влетит в Вас почти так же, как при вакуумизацик легких. Когда Вы будете быстро продвигаться от облака к облаку и от чайки к чайке, импульсы должны активизировать мышцы в большей степени.

 

Если Вам для эффекта захочется добавить летящие от волн брызги, Вы можете для этого спровоцировать учащенное дыхание. Внутренний центр — это своего рода электрическая розетка, в которую, как штепсель, вставляется импульс образа. Обратите внимание, что перед Вами основной образец импульсов дыхания-намерения, используемый в речи. По крайней мере, этот образец должен быть использован в случае, когда гарантирована связь намерения-голоса. Каждое изменение мысли влечет за собой изменение дыхания. Если изменения мысли и дыхания происходят одновременно, то голос неизбежно звучит на новой высоте при каждой новой мысли. Когда свобода голоса связана с изменениями в процессе мышления, речь приходит к естественному разнообразию. В этой главной связи — суть всего процесса общения. Дыхание, вовлеченное глубоко вовнутрь, вовлекает актера в самые глубины творческого процесса. Мышление становится органичным, а процесс общения — значительным. Иначе говоря, глубина, в которую текст вовлекает актера, порождается глубиной, в которой дыхание движет телом.

Попробуйте вновь нарисовать предложенную картину и проследите, какие чувства возникают у Вас по поводу каждого образа. Не думайте о том, что Вы чувствуете. Позвольте каждому образу воздействовать непосредственно на центр. Существует разница между солнцем и чайкой, и достоинства этих образов изменяют Ваши чувства.

Пустой холст воздействует на Ваше сознание. Сознание рождает образы, стимулирующие дыхание и эмоциональную энергию. Чтобы раскрасить холст образами, энергия освобождается из тела.

Еще раз изобразите морской пейзаж с теми же образами и представьте описание этих образов в словах, длящихся ровно столько, сколько длится дыхание.

Мысль: "Бесконечный горизонт лазурных морских волн..."

 

 

Здесь Ваш интерес будет заключаться в том, чтобы следить за рождающимися образами. Дайте возможность чувствам реагировать на эти образы. Позвольте словам попасть под воздействие этих образов. Если Вам безразлична картина моря, корабля и чаек, тогда нарисуйте картину на тему, которая Вам более близка. Если Вас угнетают нарисованные изображения, пусть это чувство отразится на Вашем сознании. Если Вы почувствуете, что выглядите глупо, дайте возможность этому чувству обнаружиться в дыхании и воздействовать на слова, которые Вы произносите в уме.

 

Шаг пятый.

Когда Вы будете рисовать свою собственную картину, Вы можете сначала создать образ, а потом облечь его в слова. Эмоции быстрее реагируют на образ, чем на слова. Когда же Вы читаете текст на странице, Ваша реакция идет от слов.

Я предлагаю Вам очень простой путь, соединяющий слова с дыхательным эмоциональным процессом.

Джек и Джил поднялись на холм

Принести ведро воды.

Джек — упал,

Разбив свою макушку,

И Джил кувыркнулась за ним.

С помощью дыхания, выдыхая на "ффф", мысленно создайте на основе текста короткий и ясный фильм, проецируя перед собой, будто на экране, следующие пять "кадров".

Маленькие мальчик и девочка поднимаются на холм.

Они наполняют ведро водой из источника.

Маленький мальчик спотыкается, когда они начинают спускаться с холма.

Он скатывается с холма и повреждает себе голову.

Маленькая девочка тоже падает и, кувыркаясь, летит к подножию холма.

Позвольте своему дыханию быть под воздействием этих "кадров", а не слов, инспирирующих их.

Просмотрите "фильм" еще раз и позвольте словам войти в Ваше сознание. Пусть каждая строка длится столько, сколько длится каждый кадр и каждое дыхание, сопровождающее этот кадр. Не позволяйте словам довлеть над изображением. Позвольте им подхватить эмоции, рожденные этими образами, и быть предметом воздействия этих эмоций. Ваши чувства должны попасть под влияние образов, а не под влияние слов.

Снова просмотрите "фильм". Соедините изображение на экране с чувствами.

Пусть Ваше дыхание-чувство в результате меняющегося изображения на экране осторожно выльется в слова, произносимые шепотом.

Еще раз "прокрутите фильм" в своем воображении, позволив на этот раз чувствам и изображению соединиться со звуком, который сформируется во рту в слова, "обслуживающие" изображение и чувства.

Этот текст не очень наполнен, но каким бы тривиальным он ни был, надеюсь, он вызовет у Вас эмоциональную реакцию и будет способствовать более содержательному произнесению текста.

Впоследствии в Вашей работе можно использовать более существенный текст, требующий от Вас большей отдачи. К примеру, возьмите тексты из образной поэзии японских танки, или хоры из "Генриха V".

 

В соответствии с текстами, Вы будете прибегать к внутреннему взору и внутреннему слуху в совокупности с различными психическими ощущениями. Пусть "экран" в Вашем воображении займет все пространство вокруг Вас. И пусть впечатления, которые Вы получаете, глядя на "экран", воздействуют на Вас так же, как и прежде. Из сферы сознания они попадут во внутренний центр, где распространят свое влияние, воздействуя на нервные окончания, превратившись в эмоции. Эмоции начнут стимулировать дыхание, которое покинет тело, "вынося" эмоции. Проходя через рот, дыхание будет формироваться в слова, создавая на внешнем "экране" сцену, увиденную внутренним взором. Изнутри услышанную и прочувствованную.

Предлагая взять для работы хоры из "Генриха V", я бы хотела в связи с этим избавить Вас от старого представления о том, что, играя Шекспира, необходимо уметь говорить двенадцать строк его текста на одном дыхании. Это не так. Иногда для развития эмоциональной выносливости, может быть, и необходимо не переводить дыхание после стихотворной строки, эмоционально стимулируя тем самым двенадцать, шестнадцать, тридцать строк подряд. Но внутри этих строк заложена масса меняющихся мыслей, и дыхание, так же меняясь, должно их "обслуживать". Речь, движимая эмоциями, требует от дыхательной мускулатуры хорошей формы. Быстро и неуловимо изменяясь, дыхательные мышцы должны поддерживать живость мысли и быть столь же интенсивными, сколь интенсивны эмоции. Эмоционально ничего не стоит высказать на одном дыхании длинную фразу. Это не является каким-то физическим подвигом. Но результат такого произнесения текста принадлежит стилю, популярному на сцене лет сорок назад. Теперь этот стиль отошел в прошлое.

Опыт работы со звуком, исходящим из внутреннего центра, может помочь голосу наладить контакт с чувством. Из этого опыта Вы сможете извлечь пользу для работы над любым характером, любой сценой, раскрывая глубочайшие и правдивейшие начала в самом себе, извлекая их для выстраивания образа. Продолжая работу в этом направлении, Вы, возможно, обнаружите, что существуют аспекты чувств или характера, удаляющие Вас от точно найденного центра, ниже или выше его. Вы сможете заметить, что говорите и двигаетесь от сакральной области или от разума. В соответствии с особенностями создаваемого характера, центр специфично поселяется то в одну часть Вашего тела, то в другую. Характер зажимов, подавлений и привычек, имеющихся у Вас, смещается, освободив место свойствам, характерным для человека, портрет которого Вы создаете. Может случиться, что в определенный момент, начав сцену, Вы почувствуете тепло стремительной энергии, разливающейся от кончиков пальцев на ногах по всему телу, а к концу сцены вдруг отметите холод, сконцентрировавшийся в затылке. Центры смешаются и будут постоянно смещаться, тогда как Ваше самоосознавание фиксирует изменяющуюся концентрацию энергии.

Опираясь на практику, я оспариваю точку зрения существования единого неподвижного центра. Центр подвижен и может находится в зависимости от характера человека в разных пространствах тела.

 

АРТИКУЛЯЦИЯ

 

Слово "артикуляция" означает "сочленение", "соединение".

Это сверхупрощенная оценка комплексной деятельности организма, при которой мысли трансформируются в слова. И многое здесь зависит от индивидуальности. Индивидуальность содействует этому процессу, и ей должны быть открыты самые широкие возможности. Речь — это "акт произнесения, естественное упражнение голосовых органов, произнесение слов или предложений, устное выражение мысли и чувства" (Оксфордский английский словарь). В свободном проявлении такого естественного качества не нужно сковывать себя правилами речи. Пока восприимчивость является связующим звеном между сознанием и органами речи, естественные качества речи совершенствуются во время того, как совершенствуется сознание.

Рассмотрим предлагаемые здесь упражнения именно с этой точки зрения. Мышцы, с помощью которых совершается артикуляция, должны быть свободны от ограничивающих их обстоятельств, легко реагировать и быть достаточно "проворными", чтобы отразить быстроту намерений. Никакой образцовой, скорректированной речи. В живом общении теряется смысл образцовой речи. Многое из того, что в прошлом называлось американским вариантом английского языка и производным от него канадским вариантом, или британской орфоэпической нормой (RP) было отражением классового сознания и, как попытка некоего эстетического правила, потерпело неудачу.

Чтобы отказ от "образцовой" речи не выглядел анархией, замечу, что общение с помощью речи вовлекает в свой процесс не только говорящего, но и слушающего. Но если высказываемое непонятно слушающему, удовлетворяя только говорящего, сам процесс общения между двумя личностями претерпевает крах. Все должно быть подчинено интересам абсолютного понимания сказанного — будь это индивидуальный ритм, идущий вразрез с ритмом текста, голосовая манерность или говор, отвлекающие от содержания. Либо упивающийся своей красотой голос, искажающий смысл высказываемого. Для того чтобы справиться с подобными возможными в процессе общения искажениями, необходимо развивать свою способность к восприимчивости.

Любой отрывок хорошо написанного текста имеет свой осязаемый ритм, свою структуру, свой стиль. Восприимчивый интерпретатор позволит этому ритму изменить свой собственный, персональный ритм. Он вберет в себя другую речевую ткань, и его голос приобретет другую речевую окраску. Такой интерпретатор позволит литературному стилю сформировать и трансформировать передачу текста. А самый сильный региональный говор со временем адаптируется без утраты индивидуальности говорящего.

Развитие артикуляционных мышц произошло под влиянием определенной среды. Без учета этой среды крайняя степень говора будет неизбежно модифицирована, как только новая среда будет основательно изучена. И однажды, изменившись стилистически, голос с диапазоном в три октавы выразит все свои потенциальные возможности. Какие-либо ограничения могут быть связаны только со степенью таланта, отсутствием воображения или жизненного опыта.

Следующий раздел, посвященный артикуляции, предполагает наиболее экономичное использование артикуляционной мускулатуры. С подвижностью губ и языка приходит свобода от привычных зажимов в артикуляционных мышцах. Существует один критерий для ясной речи — это ясное мышление. Артикуляционные поверхности

Это прежде всего передняя часть языка, его середина, задняя часть языка и поверхности, которых эти части касаются. Две губы в разнообразном соприкосновении друг с другом и возможные соприкосновения между верхними зубами и нижней губой обеспечивают всю остальную артикуляцию.

Для того чтобы все слова могли быть сформированы в небольшом пространстве рта, артикуляционные мышцы должны совершать свою работу с энергией, педантичностью и согласованностью акробатической труппы. Координация движений дыхательных мышц и мышц горла, формирующих гласные, при переходе к формированию согласных слишком утончена и сложна, чтобы сознательное манипулирование этими мышцами было эффективнее, чем координация их на подсознательном уровне. В интересах отражения индивидуального мышления мы должны предоставить мышцам свободу от напряжения, сделать их гибкими и послушными в игре импульсов, сопровождающих мыслительный процесс.

 

Согласные

 

Шаг первый.

Используйте зеркало, чтобы быть уверенными, что посылаемые Вами установки достигают цели. Полностью сфокусируйте свое внимание на верхней губе и подвигайте ею вверх и вниз. Представьте, что при усмешке Ваша верхняя губа поднимается, приоткрывая верхние зубы, затем делает остановку и вновь опускается вниз.

Оставьте нижнюю губу свободной, изолировав ее от действий верхней губы.

Повторите несколько раз. (Мышцы, двигающие в усмешке верхнюю губу, расположены ниже ноздрей.)

Пусть верхняя губа расслабится, а Вы переведите свое внимание на нижнюю губу. Чтобы лишить челюсть каких бы то ни было полномочий, сомкните зубы и потяните нижнюю губу вниз, выставив нижние зубы. Затем расслабьте мышцы, чтобы позволить губе отскочить вверх. (Действующие мышцы сбегают к подбородку.) Челюстная кость должна остаться неподвижной в течение этого упражнения и во всех последующих, предназначенных для губ и языка.

Выдуйте сквозь губы, чтобы расслабить их.

Повторите несколько раз.

Верхняя губа: поднимите, опустите; поднимите* опустите; поднимите, опустите.

Нижняя губа: потяните вниз, расслабьте; потяните вниз, расслабьте.

Выдуйте сквозь губы.

 

Шаг второй.

Растяните губы в стороны как можно шире, "оскалив рот". Затем продвиньте их вперед, максимально "надув губы". Растяните в стороны, продвиньте вперед, держа зубы сомкнутыми, а губы особняком.

Повторите эти движения несколько раз, а затем выдуйте через губы, чтобы раскрепостить их.

Приложите указательные пальцы к углам рта и растяните их в разные стороны.

Отпустите углы рта наподобие того, как Вы отпускаете растянутую резинку.

Выдуйте сквозь губы.

Повторите несколько раз шаг первый и шаг второй.

Эти упражнения развивают податливость наиболее специфичной группы мышц верхней и нижней губы, обычно участвующих в формировании согласных. Развитие независимого функционирования этих мышц от движений челюсти является первой необходимостью. Когда зубы сомкнуты и челюсть неподвижна, артикулирующие мышцы работают помимо неподвижной челюсти.

Для развития независимой реакции мышц губ повторите шаг первый и шаг второй, на этот раз то смыкая зубы, то размыкая их. Делая упражнение при разомкнутых зубах, знайте, что в то время когда мышцы поднимают и опускают губы, мышцы челюстного сустава совершенно свободны.

 

Шаг третий необходимо предварить упражнениями на "хамм" и упражнениями на гайморовы полости. "Хамм" и вращение головой помогают свободному движению вибраций, а резонанс маски сосредоточивает вибрации впереди на губах.

Важно, чтобы Ваша внутренняя концентрация на артикуляции не лишила Вас ощущения центра. Во время работы над артикуляцией существует тенденция к утрате свободно струящегося дыхания и вибраций. Звук фактически начинается там, где находится Ваше внимание, — во рту. Артикуляция должна вовлечь в свой процесс развивающееся самосознание, задача которого окружить заботой источник звука, во время того, как артикуляционные мышцы формируют речь. Иначе это не артикуляция, а серия изолированных стыков. Случается, что актеры с безупречной дикцией остаются непонятыми, несмотря на то, что каждое произнесенное ими слово звучит кристально ясно. Сверхразвитые мышцы губ и языка нарушают баланс между голосом и артикуляцией, баланс в средствах общения.

 

Шаг третий.

Выдохните "хамм", двигая вокруг "хамм" губами, как бы пробуя вибрации на вкус. Задержите их и отпустите, чтобы изучить это чувство вибраций на губах: мммммм—аммм—а м—а мммммм—амм—а—мммм—а—м—а мамамамамама.

Набирая темп, вибрации отскакивают от губ.

А теперь поменяйте форму потока вибраций в момент, когда они покидают Ваши губы:

ммм—ии ммм—ии.

Убедитесь, что "и—и" выходит через рот. "М"— носовой согласный звук. У Вас может возникнуть тенденция к тому, что и сопутствующие ему гласные будут также направляться в нос. Этой тенденции может противодействовать ясное представление вибраций, струящихся вперед изо рта. Вам необходимо позаботиться и о том, чтобы язык был свободен. Снова поменяйте форму потока вибраций:

мм—ээ мм—ээ мм—ээ мм—ии мм—ии мм—ии мм—ээ мм—ээ мм—ээ,

И еще раз поменяйте форму ускользающих вибраций: мм—аа мм—аа мм—аа мм—ии мм—ии мм—ии мм—ээ мм—ээ мм—ээ мм—аа мм—аа мм—аа.

Обратите внимание на то, что губы не должны менять своего поведения, если происходит смена гласных. Они по-прежнему могут подниматься и опускаться, собирать вибрации и отправлять их дальше. Звуки "и—и", "э—э", "а—а" формируются автоматически, когда Вы эти звуки себе представляете (задняя часть языка искусно передвигается в относительно высокой позиции вперед к мягкому нёбу на "ии" и плашмя ложится, расслабившись, на "а—а"). Через некоторое время позвольте гласным самим следить за собой, а свое внимание сфокусируйте на сенсорном постижении согласных.

Потренируйте медленное, чувственное сочленение между расслабленными губами и вибрациями: ммммииии ммммииии ммммииии ммммммэ—э—э ммммммэ—э—э ммммммэ—э—э мммммммааааааа мммммммааааааа мммммммааааааа.

Исследуйте связь между поверхностью губ и вибрациями. Не представляйте себе "согласные". Не вслушивайтесь в них. Пусть мокрые поверхности губ соприкоснутся. Вовлечение мышц, стимулируемых вибрациями, должно быть минимальным. Не совершайте никаких ненужных усилий, которые могут вызвать напряжение губ и этим убить вибрации.

Теперь, изменяя энергию, ускорьте темп: мии—мии—мии мээ—мээ—мээ маа—маа—маа. А затем используйте разные размеры ("мии"— обозначает слабую долю; "мии"— обозначает сильную долю). мии мии мии мээ мээ мээ маа маа маа

мии мии мии мээ мээ мээ маа маа маа (повторите три раза) мии мии мии мии мии мээ мээ мээ мээ мээ

маа маа маа маа маа (повторите три раза) мии мии мии мии мии мии мии мээ мээ мээ мээ мээ мээ мээ маа маа маа маа маа маа маа (повторите три раза) и т.д.

Создайте любые ритмические образцы, которые Вы смогли бы повторять ясно и точно. Поиграйте с этими образцами столько, сколько Вам захочется.

Все другие части тела должны быть по-прежнему совершенно расслаблены. Это необходимо для того, чтобы губы научились брать на себя ответственность в управлении вибрациями, и для того, чтобы ясно обозначить путь от разума к губам.

Шаг четвертый проведет Вас через похожий образец упражнений на "б".

В соприкосновение вовлечена та же часть губ, что и на "м", но с другим качеством отношения к вибрациям. Найдите точное место столкновения вибрации с поверхностью губ на "б". Это столкновение вызывает как бы небольшой взрыв вибраций.

 

Шаг четвертый.

Дайте губам коснуться друг друга. Не ожидайте звука. Ощутите на губах полную релаксацию (зубы держите разомкнутыми, язык полностью расслабленным, челюсть свободной).

А теперь представьте себе звук "б". Какие мышцы тут же начинают реагировать? Представьте звук, но еще не произносите его. Если Вы проделаете это достаточно медленно, то заметите несколько нежелательных предварительных реакций в других частях рта. Например, не исключено, что основание языка уплотнится, чтобы стать своего рода плацдармом для "б". Это значит, что при извлечении представляемого в Вашем сознании согласного мышцы работают не очень экономично. Потренируйтесь, представляя себе звук "б" прямо на губах. Теперь легко прошепчите звук "б". Дыхание должно "взорваться" вперед от губ, не встретив на своем пути никаких препятствий.

Прислушайтесь к прибывающему дыханию. Если дыхание затрудненное и хриплое, это говорит о напряжении в звуковом канале. Качество беспрепятственного дыхания при произнесении звука шепотом обусловливает свободное звучание. Какое бы то ни было напряжение мышц звукового канала помешает прозрачности дыхания, которое, струясь через пространства горла и рта, как бы вовсе не должно касаться их стенок. Дыхание должно освобождаться из центра, чтобы прибыть к губам, ни с чем не соприкасаясь на своем пути.

Позвольте вибрациям распространиться по пути, по которому только что перемещалось чистое дыхание, и произнесите вслух "б". Почувствуйте маленький "шар" вибраций, "взрывающийся" вперед от губ. Поиграйте с этим "шаром": баа—баа—баа.

 

Измените форму шара на что-нибудь плоское и тонкое: бии—бии—бии.

Снова измените форму: бээ—бээ—бээ,

И еще раз: баа—баа—баа.

Оставьте губы свободно реагировать на Ваши намерения. Не заставляйте их работать чрезмерно.

Поиграйте с взрывными вибрациями таким образом: бии—бии—бии бээ—бээ—бээ баа—баа—баа.

 


Дата добавления: 2016-03-26 | Просмотры: 360 | Нарушение авторских прав



1 | 2 |



При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.066 сек.)