АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология
|
Предыстория
Фредерик Матиас Александер, «отец» техники Александера, был первым, кто вычленил соматическое обучение из мира шаманских мистерий и представил его в виде доказуемой, практичной техники.
С 1904 по 1955 гг. Александер детально разработал свою технику внутреннего самообучения при помощи открытий, которые он сделал в самом себе в процессе постоянного стремления изменить собственную осанку. Он страдал от чрезмерного выраженного рефлекса испуга — состояния осанки, вызывающего лордоз шейных позвонков, сдавливание стенки грудной клетки и слишком выдающееся вперед положение головы. Это повлекло за собой также искривление трахеи и исказило звучание его голоса.
Вначале Александер пытался изменить вошедшее в привычку искривление шейного отдела позвоночника при помощи грубой силы, т. е. пытаясь за счёт усилия выпрямить шею. Но, конечно же, привыкшие к определённому состоянию мышцы снова возвращали всё на своё обычное место.
Затем он отказался от достижения «цели», пытаясь выпрямить шею, и вместо этого сконцентрировал проприоцептивное внимание на том «посредством чего» его шея, плечи, грудь и голова двигались вместе. Не сосредотачиваясь на конечной цели — прямой шее — Александер сосредоточился на том «посредством чего» он бессознательно использовал свои шею, плечи, грудь и голову во время выполнения любых движений. И тот приём, что он назвал «посредством чего» (means-whereby), был аналитическим методом деления целого движения тела на несколько составляющих частей и восприятия этих частей без сосредоточения на цели выпрямить шею.
«Сдерживая» стремление к «результату» и проприоцептивно сосредотачиваясь на том «посредством чего», Александер медленно, но уверенно обучил себя самого контролировать мышцы верхней части туловища и добился восхитительно длинной шеи и прямой осанки. Он изменил свою осанку — сделал то, что никто не считал возможным, — и сделал это систематическим и весьма незатейливым способом.
Это и было началом соматического обучения в ХХ веке. Философ Джон Дьюи признал и воздал хвалу достижению Александера как важнейшему событию. Личный опыт Дьюи по изменению и улучшению собственной осанки под присмотром Александера научил его, что не все проблемы решаются при помощи интеллекта и что для решения некоторых из них нужен непосредственный личный опыт — соматическое познание. Например, Дьюи узнал и был восхищен в технике Александера тем, как решается физиологическая проблема при помощи экспериментального прерывания привычного паттерна, а затем ощущения нескольких его составляющих для осознания того, что человек делает неосознанно. И то, что было привычным и подсознательным, становилось осознанным путем получения новой сенсорной информации. Это позволило возникнуть новому контролю над движениями. Дьюи увидел в Александере пионера радикально нового метода физиологического самообучения — техники, которая достигла лучшей интеграции рефлекторных и сознательных составляющих в реактивных паттернах человека.
Независимо от работы Александера учителем физической культуры из Берлина Эльзой Гиндлер был разработан другой подход к соматическому обучению. Гиндлер проводя занятия по гимнастике (Gymnastik), предлагала своим ученикам концентрироваться на ощущениях внутри собственного тела во время выполнения различных движений. Она просила учеников сосредоточить свое внимание не на самих движениях, но на внутренних ощущениях от них. Например на том, как осуществляется дыхание во время этих движений или как перемещается вес тела между пятками, бедрами и т. д.
Гиндлер направляла внимание своих учеников больше на то «посредством чего» происходят движения, чем на их внешний «конечный результат». Следствием оказались те самые «чудесные» изменения, которые начали происходить с телами тех, кто занимался с Гиндлер. И принцип здесь был таким же: сместить фокус осознанного внимания внутрь на проприоцептивный фон реального движения, и качество реальных движений станет повышаться. Больший самоконтроль был достигнут при помощи большей чувствительной осознанности.
Начиная с 1930-х гг. учение Гиндлер распространилось из Берлина по всей Европе и США через выдающуюся работу Шарлотты Селвер, Каролы Спидс и Ильзы Миттендорф. Эти пионеры соматического обучения преподавали методы обретения большего сознательного контроля над своими физиологическими процессами при помощи сенсомоторного обучения. Происходили удивительные изменения — «чудотворные» трансформации, возбуждающие интерес все возрастающего количества людей таким же образом, каким был вдохновлен и Джон Дьюи.
Тем не менее это вдохновение ослабло из-за странной необъяснимости этих физических трансформаций. И научному миру, и народным массам это казалось случаем «преобладания разума над материей». Таким образом, вдохновение было искрой, которая не смогла разжечь огня: дуализм тело-разум мешал людям понять происходящее. Сам факт, что тела менялись, был интригующим феноменом. Однако, кроме небольшого количества восхищенных приверженцев, это было простым любопытством, не переросшим в общий интерес.
Соматическое обучение осталось на границе здравоохранения, так и не войдя в него. На тот момент оно не было клинически точным. Не существовало общей теории метода, не существовало четких диагностических процедур так же, как и не существовало никакой предсказуемости получаемых результатов.
В этой развивающейся области появилось еще одно имя Александер — Герда Александер. Никакого отношения к Фредерику Матиасу ни интеллектуального, ни родственного она не имела. Работая в своем центре в городе Копенгаген, она расширила область сенсомоторного обучения, привнеся в нее новый акцент: она обучала своих учеников мастерству проприоцепции — сенсорная осознанность стала для них почти самоцелью. Целью здесь было — познать себя, а сенсорное познание приводило не только к грации, координации и хорошей осанке, но также к спокойствию и размеренной жизни духа. Это походило на результаты метода другого человека с фамилией Александер.
Система Герды Александер под названием Эвтония предполагала длительное и активное исследование мельчайших деталей сенсорной области. Когда самоощущение человека становилось более четким, возникали обычные соматические результаты: всегда улучшался контроль над движениями тела, часто происходили «необычайные исцеления» и телесные трансформации.
Долгие и активные занятия Александер сенсорными исследованиями повлияли не только на ее учеников, но также и на одного израильтянина, который был восхищен ее работой. Это был Моше Фельденкрайз. Фельденкрайз, который уже занимался по технике Ф. Матиаса Александера, когда жил в Лондоне, разработал свои знаменитые упражнения «Осознавания через движение», следуя формату активного сенсорного изучения Герды Александер — спокойно лежа на полу.
Моше Фельденкрайз, бывший одновременно и инженером-электриком, и ученым-исследователем физики высоких энергий, также являлся первым обладателем черного пояса по дзюдо в Европе. Он не только познакомил Францию с дзюдо в 1930-е гг., он даже привез в Париж Кано, величайшего мастера дзюдо. Как следствие его деятельности также центры джиу-джитсу постепенно распространились по всей Франции.
Фельденкрайз был еще одним пионером соматического обучения. Работая напрямую с нервно-мышечными патологиями, он приблизил традицию ещё на шаг ближе к тому, чтобы метод утвердился в качестве клинического. Тем не менее, с его точки зрения, техника функциональной интеграции (которую он изобрел) не была клинической, а являлась чисто образовательной. Он обучал других «знать, что они делают», т. е. учил сенсомоторной осознанности и контролю.
На протяжении всей своей карьеры Фельденкрайз открыто отрицал, что техники были разработаны для исправления патологий. Он непоколебимо придерживался чисто позитивной, обучающей точки зрения: обучая большему самоосознанию, он давал человеку возможность всё большего освобождения от подсознательных ограничений мозга. Результат его уроков самосознания поразительно похож на тот, о которых говорил Дьюи, описывая занятия по методу Александера. В обращении, опубликованном руководством гильдии Фельденкрайза, Моше говорит, что «после занятий, снова получая привычные воздействия, человек с удивлением обнаруживает измененную реакцию на них».
Фельденкрайз предполагал, что создал более тысячи упражнений «Осознавания через движение» (Awareness Through Movement — ATM). Эти паттерны движений, которые можно выполнять самостоятельно, были сочетанием практики фокусирования внимания на том «посредством чего» осуществлять собственные движения (по методу Ф. Матиаса Александера) и практики активного чувствительного исследования себя во время спокойного лежания на полу (по методу Герды Александер). Это было крайне эффективным сочетанием для улучшения сознательного контроля — куда более замысловатая версия работы двух Александеров — и она улучшала не только осанку, но и движение в целом.
Однако именно мануальная методика соматического обучения Фельденкрайза, называемая функциональной интеграцией, стала основным фактором его большого успеха на этом поприще. Он принял идею Ф. Матиаса Александера о том, что контроль головы ведет к контролю всего тела. Он также принял идею Александера, что основной причиной нарушения осанки является рефлекс испуга. С клинической точки зрения рефлекс испуга был его основным диагностическим инструментом.
Функциональная интеграция характеризовалась двумя техниками: 1) как и Ф. Матиас Александер, Фельденкрайз пользовался своими руками для предоставления сенсорной информации («посредством чего»), чтобы учеником мог осознать бессознательные паттерны движения в его теле; 2) из приобретённого через занятия дзюдо знания он взял принцип движения в сторону сопротивления другого человека, а не против него. Эта вторая техника оказалась блестящим и очень удачным открытием того, как можно стимулировать к расслаблению мышцы, находящиеся в сокращенном в результате сформировавшейся привычки либо спазма состоянии.
Искусство дзюдо для Фельденкрайза было почти инстинктивным, так что если он встречал мышечное сопротивление во время того, как тянул конечность в определенном направлении, он моментально начинал двигаться в противоположном направлении, т. е. вместо того, чтобы пытаться силой растянуть мышцу, он сближал крайние точки крепления мышцы, т. е. её начало и конец. Результат был удивительным: мышца начинала частично расслабляться. Эта процедура, которую я назвал кинетическим отзеркаливанием, и составляет основу уникальной эффективности функциональной интеграции. Как описывает это Фельденкрайз: «Если вы делаете работу мышцы, она перестает делать собственную работу», т. е. расслабляется.
Кинетическое отзеркаливание было первичным методом Фельденкрайза для запуска процесса мышечного расслабления. После кинетического отзеркаливания он мог использовать различные техники «посредством чего», чтобы продемонстрировать человеку новые движения, которые становятся возможными для уже расслабленных мышц и суставов.
Первоначально применение кинетического отзеркаливания Фельденкрайза настолько отождествлялось с дзюдо, что его ранняя книга «Высшее дзюдо» (The Higher Judo) выглядит не как книга о дзюдо, а как книга о функциональной интеграции. Позже, когда он лучше ознакомился с нейрофизиологией, он понял, что использовал технику сенсомоторной обратной связи, которая на самом деле была кибернетической: если в двигательных нейронах заложена программа мышечного сокращения (болезненного перенапряжения), и если сенсорная обратная связь от мышечных клеток сообщает нейронам, что расстояние между крайними точками крепления мышцы стало меньше запрограммированного, то двигательные нейроны прекращают работу и позволяют мышце начать расслабление.
Кибернетический принцип, стоящий за этой стимуляцией расслабления, тот же, что и у термостата: если котел запрограммирован сохранять температуру в 72⁰, а данные о температуре окружающего воздуха передают 73⁰, котел выключается.
В руках компетентного практика кинетическое отзеркаливание в сочетании с сенсорной информацией, полученной от техники «посредством чего» намного эффективнее, чем любая предыдущая система мышечно-скелетной терапии. Проработанные мышцы расслабляются теми способами, которые ранее считались «невозможными» в прочих терапиях. Функциональная интеграция, однако, не была терапией, а была обучением.
Таким образом, Фельденкрайз детально разработал технику, которая стала первым шагом на пути к клиническому соматическому обучению. Он смело вступил в пространство, размеры которого казались огромными, и доказал обоснованность кинетического отзеркаливания. Точно так же он веско подтвердил использование Александером мануальной техники в обучении ученика «посредством чего» контролировать движения.
Фельденкрайз создал фрагменты системы, которую концептуально он не смог собрать воедино. Его лучшей попыткой сделать это была его ранняя книга «Тело и зрелое поведение» (Body and Mature Behavior), в которой он попытался провести анализ человеческих движений на примере описания влияния гравитации на мышечные рефлексы действий. Позже он попытался расширить эту теорию в своей неудачной книге «Зрелое Я» (The Potent Self), которую решил не публиковать. К сожалению, ее позже опубликовали его последователи, но этим только добавили теоретической неразберихи в его идеи.
Диагностируя мышечные проблемы, Фельденкрайз повторил открытый Александером рефлекс испуга, но не продвинулся дальше. Мышечное сокращение передней части тела и его последствия, такие как поверхностное дыхание и ощущение тревоги, для Фельденкрайза были константами нервно-мышечной патологии. Тот факт, что большинство взрослых людей страдает от хронического мышечного напряжения в задней части тела и шее, остался тайной: он не мог дать этому объяснение. Также он не мог объяснить и возникновение сколиоза, который тоже весьма распространен среди патологий человеческой осанки. Ирония заключается в том, что Фельденкрайз питал большую страсть к теме нервных рефлексов. Он целиком отдал себя одному — рефлексу испуга, и вдохновило его на это его же предположение, что этот рефлекс скрывался за всеми неврозами, и что обучение неврастеника расслаблять мышцы живота и глубоко дышать важнее, чем психоанализ. Эта райхианская точка зрения, изложенная в книге «Тело и зрелое поведение» (Body and Mature Behavior), также была со временем заброшена.
По причине такой теоретической сумятицы занятия Фельденкрайза функциональной интеграцией были гораздо более значимыми, чем то, как он преподавал ее. Интуитивно Фельденкрайз был мастером, но ему сложно было объяснить, почему. Следовательно, его пугали прямые вопросы от учеников, поэтому он обычно отвечал гневными тирадами в адрес вопрошающего.
Жаль, что Фельденкрайз ввел традицию обучения, которая включала демонстрации, показы техник, и обучала мануальной практике, но оставляла необходимость для учеников выяснять все самостоятельно. Так не было задумано, он просто не мог выразить словами то, что интуитивно очень хорошо знал. Поэтому вокруг его обучения витала аура мистической неопределенности, будто он был мастером Дзен, который ждал, что его ученики достигнут просветления.
Эта мистическая неопределенность продолжается и в Гильдии Фельденкрайза во вред учению, которое имело все шансы стать по-настоящему клинической дисциплиной огромной ценности. Таким образом, работа его студентов стала более приближенной к уровню практиков техники Александера. Они помогают улучшать движение, но мало кто из практиков может существенно повлиять на серьезные нервно-мышечные патологии, да и, как правило, они не заявляют, что способны на это.
Тем не менее Фельденкрайз приоткрыл двери возможностей в систему клинического соматического обучения. Ему не хватило следующего: 1) детальной диагностической теории для понимания причины типичных нервно-мышечных искажений осанки; 2) общей соматической теории сенсомоторных процессов и 3) метода соматического обучения, который не только давал бы ученику сенсорную обратную связь от кинетического отзеркаливания и инструкций «посредством чего», но также полностью задействовал бы двигательные действия ученика, с тем чтобы использовать полную мощность петли сенсомоторной обратной связи.
Дата добавления: 2015-02-06 | Просмотры: 645 | Нарушение авторских прав
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
|