АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология
|
Визуальная антропология как новый путь познания человека
На сегодняшний день визуальная антропология представляет собой широкое явление, не ограничивающееся изучением человека и человеческих сообществ с помощью «экранных искусств», технических средств создания и передачи визуальной информации – видео- и фототехники. Замыкание визуальной антропологии на использовании лишь этих средств, очевидно, было бы не оправдано и ограничивало бы потенциал изучения человека. В свою очередь, было бы упрощением рассматривать визуальную антропологию лишь как сугубо культурологическую, этнографическую деятельность, в которой взаимодействует изобразительное искусство, гуманитарные науки и информационные технологии с целью изучения жизни народов и культур, а также развития их диалога [1]. Хотя культурологическая направленность визуальной антропологии очень важна, она дополняется ее направленностью в сферу лечебно-профилактической, воспитательно-образовательной и развивающей деятельности, затрагивающей отдельных субъектов, их группы и целые сообщества.
Визуальная антропология занимается не только интерпретацией визуальных артефактов как культурных феноменов, анализирует контексты их производства и использования или изучает социальную жизнь с применением визуальных методов [17], но и стремится воздействовать на культуру и социальные отношения, зачастую решая задачи их регулирования и гармонизации. Очевидно, что «визуальные методы могут использоваться с разными целями: как средство «поймать момент», собрать и сохранить данные, а также проанализировать их, показать результаты, обсудив их с другими, а также катализировать изменения, как личные, так и социальные» [17, 7]. Все это хорошо известно арт-терапевтам, использующим изобразительную деятельность людей в сфере клинической (медицинской) или социальной арт-терапии [12].
Даже при явной культурологической направленности многих форм современной визуальной антропологии развитие партисипаторных визуальных методов, вовлекающих людей в работу с использованием разного инструментария, позволяет фокусироваться не только на сборе и анализе данных, но и воздействовать на реальность, «подвергая пересмотру сложившиеся в той или иной области практики отношения. Например, пациенты начинают обучать врачей посредством визуальных нарративов…, женщины, пострадавшие от домашнего насилия, организуют группы самопомощи в результате серии обсуждений сделанных ими фотографий…, а дети, фотографируя «опасные» и «безопасные» места внутри и вокруг школы, убеждают администрацию и сотрудников ЮНИСЕФ в необходимости реорганизации пространства» [17, 11].
Антропологические аспекты изучения человека в рамках естественных и гуманитарных наук (медицинские науки, психология, социология и др.) в советский период, как известно, были ограничены главным образом сферой биологической антропологии, то есть изучением человека как особого вида, результата биологической эволюции и усовершенствования высших приматов, освоивших речь и научившихся создавать орудия труда. В качестве научной «надстройки» в рамках подобной диалектико-материалистической перспективы восприятия человека в определенный период стали развиваться школы отечественной психологии и социологии, сделавшие основной упор на рассмотрение человека как субъекта деятельности и социальных отношений. Наряду с данными изучения деятельности мозга, они легли в основу разработки отечественных методов психологии и психотерапии.
В перестроечный, а затем в постсоветский период в отечественных науках о человеке, при их очевидной, но зачастую сугубо внешней гуманизации и либерализации, предпринимались попытки построения альтернативных по отношению к материалистической парадигме человека антропологий холистической и идеалистической направленности. Большинство из них, однако, продолжают занимать маргинальное положение в системе научного знания, поскольку не выдерживают испытания с точки зрения критериев науки. Это относится не только к частным, преимущественно эмпирическим и инструментальным подходам, но и глобальным околонаучным доктринам, таким как антропософия или психоанализ.
Отечественная визуальная антропология пока представлена отдельными исследовательскими культурологическими инициативами, имеющими преимущественно прикладную направленность и ограниченными так называемыми «экранными искусствами» [6]. В то же время как в нашей стране, так и за рубежом визуальные методы и источники информации играют все более значительную роль в науке, медицине, образовании, социальной практике. Это связано не только с попытками западной цивилизационной модели уравновесить традиционно доминирующие в ней средства языкового дискурса визуальными средствами [28], но стремительным развитием и доступностью новых технологий, обеспечивающих создание и передачу дигитальных образов (фото- и видеоизображений, мультимедийной продукции, интернета). Доступность этих технологий для массового потребителя вместе с развитием гражданского общества обеспечивает повышенную мобильность, активность и рефлексивность людей и создает дополнительные возможности для их более полноценного участия в формировании и реорганизации визуальной среды, а через нее – для воздействия на иные измерения культуры и социума.
Признается, что визуальные репрезентации служит «местом встречи личного и общественного» [23], обеспечивают интеграцию и более целостный охват разных аспектов личного и социального опыта людей, что было бы затруднительно сделать, используя лишь речь [24]. Это представляется особенно значимым при изучении опыта представителей разных маргинальных групп и их культур, поскольку речевой дискурс контролируется доминирующими социальными группами. Более того, образы могут использоваться как инструмент сопротивления их доминированию и позволяют представителям маргинальных групп быть «услышанными» и более полноценно представленными в культуре.
Все это не может не влиять на теорию, методологию и практику арт-терапии. Одним из следствий быстрого развития в начале 2000-х гг. новых визуальных технологий, а также социальных и культурологических теорий визуальной репрезентации явилось более активное, чем в предыдущие десятилетия, использование цифровой художественной анимации, фотографии и видеотехники, «дигитальных историй» и интернет-консультирования как форм арт-терапевтической практики. Это также поддерживает развитие социально-ориентированных подходов в арт-терапии, уделяющих повышенное внимание социальному положению людей, взаимоотношениям разных социальных групп и ментальностей [12].
По мере развития визуальной антропологии, визуальные средства и источники информации все более активно используются в рамках новых подходов к научным исследованиям, основанных на искусстве (arts based research). Они нередко рассматриваются в качестве альтернативных исследовательских методов [25]; [38]; [45]. Эти новые подходы к исследованиям активно применяются и в арт-терапии. При этом обнаруживаются противоречия и сложности, обусловленные сочетанием двух способов отражения и познания мира – дискретных, визуально-образных и вербальных, повествовательных, линейных [24]. Возникает необходимость предотвращения редукции визуальных репрезентаций, связанных с их восприятием как выполняющих лишь функцию иллюстрирования речевой информации.
В качестве одного из источников знания о человеке образы могут быть использованы по-разному:
- может быть исследован процесс их создания;
- образы как продукты человеческой деятельности могут становиться предметом обсуждения и анализа;
- образы могут выполнять роль триггеров для создания разной повествовательной продукции [31].
Процессу создания образов, а в более широком смысле – изобразительной деятельности (которая далеко не всегда может сопровождаться созданием образов), уделяется повышенное внимание в арт-терапии. Это связано не только с восприятием данного процесса как важного источника информации о человеке или группе (если, например, картина создается семьей или коллективом), но и признанием его значительных терапевтических возможностей. Так, процесс изобразительной деятельности, даже если он имеет преимущественно манипулятивный характер, может сопровождаться активизацией и более согласованной работой обоих полушарий мозга, сенсорных, эмоциональных, познавательных процессов, развитием сенсомоторных навыков, переживанием катарсиса, актуализацией прошлого опыта и иными эффектами.
Восприятие и анализ созданной визуальной продукции (рисунков, скульптур, фотографий, видеозаписей и т.д.) исследователем, арт-терапевтом, самим его создателем или иными людьми обеспечивает прояснение и интеграцию ассоциаций и различных смысловых нагрузок образов, их фрейминг и рефрейминг, что также традиционно очень важно для арт-терапии. При этом образы, как правило, рассматриваются с учетом ситуации, клинического, личностного, микро- или макросоциального и культурного контекстов их создания. Такое восприятие и анализ образов могут иметь целью постижение особенностей культуры, ментальности, психотипа, клинического расстройства и других характеристик их создателей (что можно отнести к задачам диагностики или многомерной оценки визуальных документов) либо постижение и принятие создателями образов самих себя, их самоутверждение и социальное признание, изменение отношения к ним со стороны окружающих. Последнее особенно вероятно, если созданные образы становятся объектами восприятия другими людьми, что может происходить благодаря организации выставок, тиражирования и распространения «дигитальных историй» через среду интернета.
Весьма значимой является также повествовательная активность, осуществляемая на основе визуальных документов. Образы поддерживают и активизируют процессы конструирования и реконструирования личных и общественных историй, укрепляют биографическую и историческую память субъекта и народа, обеспечивают формирование и развитие их идентичностей. Визуально-нарративные методы получают в последние годы все более широкое признание и используются в разных областях исследований и в арт-терапии.
Дата добавления: 2015-05-19 | Просмотры: 807 | Нарушение авторских прав
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
|