АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Сравнительная канцерогенная активность некоторых химических веществ по данным эксперимента (GOLD et al., 1984)

Прочитайте:
  1. D. клетки, регулирующие активность B-лимфоцитов
  2. E Расстройство всех видов обмена веществ
  3. F1 Психические и поведенческие расстройства вследствие употребления психоактивных веществ
  4. F19 Психические и поведенческие расстройства в результате сочетанного употребления наркотиков и использования других психоактивных веществ
  5. II. Острая спутанность сознания в сочетании с недостаточной психомоторной активностью
  6. III. Лечение некоторых экстренных состояний
  7. III. Отравления примесями химических веществ
  8. III. Чужеродные вещества (примеси).
  9. S: Как называется на латинском языке формообразующие вещества?
  10. S: Сколько ЛС, содержащих ядовитое или наркотическое вещество можно выписать на одном рецептурном бланке?

Канцерогенные факторы и онкологический риск

В настоящее время под канцерогенным фактором (канцерогеном) понимается фактор, воздействие которого вызывает или достоверно увеличивает частоту возникновения доброкачественных и/или злокачественных опухолей у людей и/или животных, и/или сокращает период развития этих опухолей.

Современные представления о роли канцерогенных факторов, в частности химических канцерогенов, в формировании онкопатологии человека складывались, главным образом, в течение последних 40 лет. В 1963 г. Комитет экспертов по профилактике рака, созванный Всемирной организацией здравоохранения, впервые дал общую оценку возможной роли этих факторов. По их мнению, около 3/4 опухолей человека зависела от подобного воздействия. В последующие десятилетия, несмотря на многочисленные новые данные о канцерогенах и их распространении в окружающей среде, о степени опасности для человека отдельных веществ, групп соединений или технологических процессов и т.д., эта оценка мало изменилась: в 70-е годы 80-90 %, в 80-е до 90-95 %.

Эта суммарная оценка, свидетельствующая о важном значении канцерогенных факторов среды в возникновении опухолей у человека, принята и сейчас с той только поправкой, что в их число включаются также особенности образа жизни человека.

Этот вывод был сделан на основании информации о широком распространении канцерогенов в окружающей человека среде, а также по результатам онкоэпидемиологических исследований, позволивших по новому оценить степень канцерогенной опасности для человека конкретных средовых факторов.

Важную роль в этом сыграло созданное в 1965 г. Международное агентство по изучению рака (МАИР) - специализированный орган ВОЗ. Именно эта организация начала в 1969 г. реализацию масштабной программы по оценке канцерогенной опасности химических соединений и других факторов для человека. Начиная с 1972 г., вот уже в течение более 30 лет она публикует монографии, в которых обобщаются результаты экспериментальных работ по изучению факторов различной природы (химических, физических, биологических) на канцерогенную активность, данные эпидемиологических исследований, а также другая информация, на основании которой эксперты МАИР оценивают канцерогенность этих веществ для человека. За прошедшее время издано свыше 80 томов, содержащих информацию о примерно 1000 различных агентов и факторов. Согласно классификации, разработанной экспертами МАИР, все оценивавшиеся факторы делятся на 4 группы.

В группу 1 включаются соединения, группы соединений, производственные процессы или профессиональные воздействия, а также природные факторы, несомненно канцерогенные для человека.

В группе 2 объединяются факторы, вероятно канцерогенные для человека. При этом в подгруппе 2А объединены канцерогенные факторы с большей степенью доказанности (их можно определить как "весьма вероятные канцерогены для человека"), а в группе 2В - с более низкой.

В группу 3 включаются факторы, которые на основании имевшихся в распоряжении экспертов сведений не могут быть классифицированы с точки зрения их канцерогенности для человека.

Наконец, в группу 4 включаются агенты, для которых существуют убедительные доказательства отсутствия канцерогенности для человека (к таким веществам эксперты МАИР отнесли пока лишь капролактам).

Естественно, что для профилактики злокачественных новообразований у человека, в первую очередь важны факторы, включенные в 1 и 2 группы, особенно 1 и 2А. Вот как выглядит динамика оценки опасных для человека канцерогенов за 35 лет реализации программы МАИР (Монографии МАИР, т.т. 1-84) (табл.1).

Таблица 1
Количество веществ, продуктов, технологических процессов и других факторов,
оцененных экспертами МАИР как канцерогенные
или потенциально канцерогенные для человека

Группы канцерогенных факторов Количество канцерогенных факторов
               
1 Канцерогенные для человека              
2А Вероятно канцерогенные для человека              
2В Возможно канцерогенные для человека              
Итого:              

 

Совершенно очевиден прогресс в оценке канцерогенных для человека факторов: за выбранный нами период времени количество канцерогенных агентов, включенных в 1 и 2А группы увеличилось в 6 раз! Это чрезвычайно важно для профилактики злокачественных новообразований, т.к. теперь речь идет уже не о канцерогенах вообще, а о совершенно конкретных факторах, в отношении которых и должны разрабатываться профилактические мероприятия.

Заключение экспертов МАИР носит информационный, рекомендательный, а потому не обязательный для государств характер. В связи с этим практически все экономически развитые страны принимали свои национальные перечни канцерогенных факторов, которые на их территории приобретали юридическую силу. Классификация канцерогенов в ряде случаев отличалась от принятой экспертами МАИР. Это затрудняло в некоторых случаях решение многих вопросов, в первую очередь практического характера.

Первый "Перечень веществ, продуктов, производственных процессов и бытовых факторов, канцерогенных для человека" был разработан Комитетом по канцерогенным веществам при Минздраве СССР и утвержден в ноябре 1991 г. После распада страны в России "Перечень" дважды пересматривался и дополнялся (1995 и 1998 гг.). В настоящее время действует "Перечень веществ, продуктов, производственных процессов, бытовых и природных факторов, канцерогенных для человека" (ГН 1.1.725-98). [1]

В основу "Перечня" легли материалы МАИР, а также результаты исследований отечественных авторов. Были учтены также положения Конвенции 139 и Рекомендации 147 Международной организации труда "О борьбе с опасностью, вызываемой канцерогенными веществами и агентами в производственных условиях, и мерах профилактики". Он в большей степени адаптирован к требованиям практики и в известной мере отличается от списка, рекомендованного МАИР.

Этот документ с дополнениями и изменениями, сделанными в 2004 г. (ГН 1.2.1841-04) [2] до настоящего времени является нормативно-правовой основой для организации и проведения в нашей стране мероприятий в рамках онкогигиенической профилактики, в том числе в производственной среде.

В рамках подпрограммы "Онкология" федеральной целевой программы "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера (2002-2006 гг.)" велась работа над принципиально новым Национальным перечнем канцерогенных факторов. В нем, в частности, учитываются положения документа Организации Объединенных Наций "Согласованная на глобальном уровне система классификации и маркировки химических веществ (СГС)" (2003 г.) [3]. Предполагается, что к 2008 г. эта система будет использоваться в мире в полном объеме. В этом документе (СГС), естественно, учитываются не только канцерогенные свойства вещества. Часть 3 его - "Опасность для здоровья и окружающей среды", например, включает главы, посвященные острой токсичности, повреждению кожи, глаз и т.п., вплоть до опасности водной среды. Однако есть специальная глава 3.6. "Канцерогенность", в которой излагается новая классификация канцерогенных веществ и смесей, критерии этой классификации, а также схема алгоритма принятия решений. Учитывая процессы гармонизации (унификации) документов и подходов, идущие в настоящее время во всем мире, нельзя не учитывать документ ООН при разработке проекта Национального перечня канцерогенных факторов (работа над ним будет завершена в 2007 г.).

Выявление канцерогенных агентов, опасных для человека, так сказать персонификация "неприятеля", несомненно, большое достижение мировой науки - ведь теперь речь идет не вообще о канцерогенных факторах, а о совершенно конкретных соединениях, продуктах, процессах. Существование такой конкретики, безусловно, способствует разработке и проведению эффективных профилактических мероприятий.

В последние десятилетия были предприняты попытки определить относительную роль отдельных факторов в заболеваемости и смертности населения от рака.

В частности, в подготовленном в 1981 г. для конгресса США специальном докладе [4], обобщившем все имевшиеся материалы, в том числе, ставшую классической и широко цитируемую до настоящего времени работу Р.Долла и Р.Пито [5], роль факторов окружающей среды и образа жизни в формировании онкопатологии человека была оценена следующим образом (табл.2):

Таблица 2
Оценка относительной роли некоторых факторов окружающей среды и образа жизни в онкологической заболеваемости населения [4].

Фактор Доля опухолей человека, связываемая с действием фактора, %
Питание 35-50
Курение 22-30
Профессия 4-38
Алкоголь 3-5
Инфекция 1-15
Особенности половой жизни 1-13
Загрязнение среды <5
Лекарство и медицинское облучение 1-4
Природная радиация <1-3
Пищевые добавки <1-2

 

Из таблицы явствует, что наиболее важными причинными факторами в онкологической заболеваемости человека признаются курение, особенности питания и образа жизни вообще. Эта точка зрения достаточна обоснована экспериментальными исследованиями и эпидемиологическими наблюдениями.

Признавая важность попыток оценить реальный вклад конкретного канцерогенного фактора в формирование онкопатологии человека, необходимо подчеркнуть, что еще далеко не всегда это можно сделать с такой точностью (до одного или нескольких процентов), как иногда предлагают авторы подобных оценок: слишком сложны и многообразны процессы, влияющие на возникновение и развитие опухолей.

Следует сказать еще об одном обстоятельстве. Признание вещества, продукта или технологического процесса канцерогенным для человека еще не означает стопроцентной вероятности возникновения опухоли при контакте с ними. Обнаружение канцерогенного фактора само по себе еще недостаточно для суждения о степени его опасности. Это лишь сигнал о ее возможности, которая зависит, прежде всего, от того опасно это вещество для человека или нет (для этого и нужен Национальный перечень канцерогенных факторов), от силы канцерогена, существенно различающейся у разных соединений, а также от длительности его воздействия и индивидуальной чувствительности организма. В качестве примера приведем сравнительную оценку силы нескольких канцерогенных соединений (установленную в эксперименте), заимствованную из работы Гоулда с соавт. (см. рисунок). Как видно из рисунка, канцерогенный потенциал химических соединений, представленных на нем, различается в 10 млн. раз.

Сравнительная канцерогенная активность некоторых химических веществ по данным эксперимента (GOLD et al., 1984)

Другим важным моментом является интенсивность канцерогенного воздействия на человека. В случае химических соединений речь идет о распространенности вещества в окружающей среде и его содержании в разных элементах среды (воздух, вода, производственная среда, продукты питания и т.п.), от которых и зависит реальная "нагрузка" на организм человека. Степень "агрессивности" канцерогенного вещества и реальная экспозиция человека к его действию - вот два основных фактора, которые принимаются во внимание при регламентировании канцерогенов в окружающей среде.

Проблема онкогигиенического регламентирования канцерогенных веществ и других канцерогенных факторов в окружающей среде - одна из наиболее сложных в гигиене и онкологии. Обсуждаемая и интенсивно разрабатываемая на протяжении последних десятилетий, она до сих пор не нашла окончательного решения. К сожалению, наша наука существенно отстает от потребностей практики: в атмосферном воздухе, воде и продуктах питания по критерию канцерогенности в России регламентированы лишь единичные соединения. Это, в частности, не позволяет определить допустимую суточную дозу (ДСД) вещества, поступающую в организм человека, которая призвана служить интегрирующим критерием при нормировании веществ. Все чаще для решения практических задач применяется методология оценки риска, которая в последние годы получила значительное развитие, однако это тема будет предметом специального обсуждения.

 


Дата добавления: 2015-05-19 | Просмотры: 1256 | Нарушение авторских прав







При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.004 сек.)