АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Принцип детерминизма, или причинной обусловленности, высшей нервной деятельности

И. П. Павлов рассматривал животный организм не как замкнутый в самом себе и внутри себя находящий все необходимое для его жизнедеятельности, а в единстве с окружающей этот организм средой. Эта закономерность обусловливается очень точным приспособлением организма к внешнему миру. Без такого приспособления животное перестало бы существовать.

«Если бы животное вместо того, чтобы направляться к еде, отстранялось от нее, вместо того, чтобы бежать от огня, кидалось в огонь и т. д. и т. д., оно было бы так или иначе разрушено. Оно так должно реагировать на внешний мир, чтобы всей ответной деятельностью его было обеспечено его существование» (И. П. Павлов).

И. П. Павлов показал, что механизмом такого приспособления являются рефлексы. Принцип рефлекторной деятельности он распространил на самые высшие формы приспособления организма к внешней среде, в том числе и на высшую нервную деятельность. Его учение об условных рефлексах доказало, что все, в том числе и самые высшие, формы психической деятельности являются не спонтанными (возникающими и существующими сами по себе, независимо от других явлений), а причинно обусловленными, представляют собой не что иное, как сложнейшие условные рефлексы.

Применение учения И. П. Павлова к изучению психических явлений показывает, что условно-рефлекторную природу имеют так называемые произвольные действия человека, что механизм условных рефлексов лежит в основе таких психических процессов, как память и внимание, что и высшая форма человеческой психики — мышление — представляет собой сложные цепи условных рефлексов, которые образуются во второй сигнальной системе.

Принцип анализа и синтеза

Приспособление организма к окружающей среде возможно только в результате точного разложения и выделения нервной системой животного воздействующих на нее сложных раздражений. И. П. Павлов показал, что «усложнение связи животного организма с окружающим миром, все более разнообразное и более точное приспособление к внешним обстоятельствам, более совершенное уравновешивание организмов внешней среды идет параллельно и неразрывно с этой все прогрессирующей анализаторною деятельностью нервной системы».

Принцип системности

И. П. Павлов рассматривал кору больших полушарий головного мозга не только как сложнейшую «мозаику», состоящую из бесчисленной массы отдельных нервных пунктов с различной физиологической ролью,^до и как определенную систему, в которой постоянно совершаются процессы объединения деятельности этих различных пунктов. Благодаря системности в деятельности коры животный организм представляет собой не механическую сумму многочисленных анализаторных приборов, а целую структуру. Всякое новое местное воздействие внешней среды на эту систему дает себя знать во всей системе и вызывает в огромном большинстве случаев не местную, а общую реакцию всего организма.

Образуемые в течение жизни животного условно-рефлекторные временные связи благодаря системности являются не разобщенными, а всегда связанными в той или другой степени со всеми другими рефлексами.

И. П. Павлов показал и механизм осуществления этой системности в коре больших полушарий головного мозга в виде образования более или менее сложных динамических стереотипов нервной деятельности.

Принцип структурности

И. П. Павлов показал, что высшая нервная деятельность в определенной степени обусловлена структурой мозга. Процессы высшей нервной деятельности в коре больших полушарий головного мозга не только зависят от характерных их особенностей внешних раздражений, но и обусловлены строением мозга. По словам И. П. Павлова, мозг работает по принципу структуры, «т. е. расположения действий силы в пространстве, приурочения динамики к структуре».

Учение И. П. Павлова об обусловленности процессов высшей нервной деятельности структурой мозга кладет конец попыткам отрывать психику от мозга, рассматривать ее как какую-то «неуловимую силу», парящую над нервной системой, способную проявляться в организмах независимо от особенностей строения их нервной системы.

Диалектико-материалистический подход И. П. Павлова к пониманию сущности процессов высшей нервной деятельности помогает психологии в изучении психической деятельности человека, как подчиненной законам материалистической диалектики.


Дата добавления: 2015-07-17 | Просмотры: 336 | Нарушение авторских прав







При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.003 сек.)