АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Диагностика. Диагностика ботулизма базируется преимущественно на наблюдаемой клинической картине заболевания, а также на собранном эпидемиологическом анамнезе

Диагностика ботулизма базируется преимущественно на наблюдаемой клинической картине заболевания, а также на собранном эпидемиологическом анамнезе. Наличие у больного птоза, мидриаза, вялой реакции зрачков на свет, более или менее выраженных затруднений при глотании на фоне выраженной общей слабости, артериальной гипотензии, стойкого запора позволяют заподозрить ботулизм. Подтверждают диагноз указания в эпидемиологическом анамнезе на употребление больным консервов (прежде всего грибных), колбас, окороков домашнего приготовления в пределах возможного инкубационного периода (т.е. до 5 суток с момента появления клинической симптоматики), а также групповой (чаще семейный) характер заболевания, нередко со значительными различиями тяжести состояния у различных лиц, употреблявших один и тот же продукт. Следует отметить, что на начальном этапе заболевания, проявляющемся симптомами острого инфекционного гастроэнтерита или банальной пищевой токсикоинфекции, установить правильный диагноз практически невозможно.

Характерных для ботулизма изменений в результатах общеклинических обследований (общий анализ крови, мочи, биохимический анализ крови) нет. Нарастающий лейкоцитоз, нейтрофилёз и ускорение СОЭ в общем анализе крови может указывать на развившееся или развивающееся бактериальное осложнение (н-р, пневмонию).

Можно определять серотип ботулотоксина в реакции нейтрализации на белых мышах. В качестве субстрата используют рвотные массы, промывные воды желудка, сыворотку крови больного, остатки пищевого продукта. Промывные воды желудка необходимо получить путём зондового промывания желудка чистой водой (не раствором гидрокарбоната натрия, который разрушает токсин). Кровь на анализ необходимо забирать до введения больному противоботулинической сыворотки. Фильтрат жидкой фазы субстрата вводят белым мышам внутрибрюшинно вместе с порцией противоботулинической моновалентной сыворотки к соответствующему серотипу токсина. Мыши, у которых вид введённого токсина не совпал с типом использованной сыворотки, погибают. Если мыши остаются в живых, то считается, что имело место совпадение типа токсина и типа антисыворотки. Тем не менее, биопроба редко выполняется непосредственно в стационаре, т.к. для его проведения необходимо наличие специализированной лаборатории и вивария. Чаще всего такие анализы производит ЦГиЭ. Таким образом, результат указанного анализа бывает доступен лечащему врачу обычно ко второй – третьей неделе пребывания больного на койке, конечно, если исход заболевания к тому времени ещё не определилися, и, соответственно, диагностической ценности не представляет. Более того, весьма часто в переданных для анализа порциях биологических субстратов ботулотоксин не обнаруживается при явной и очевидной клинической картине ботулизма у больного. Следовательно, лечащему врачу необходимо определять терапевтическую тактику у больных ботулизмом, не дожидаясь результатов биопробы.

Ботулизм необходимо отличать от ряда инфекционных и неинфекционных заболеваний, протекающих с неврологической симптоматикой, развитием парезов и параличей различных мышц, в том числе и глазодвигательных: вирусных и бактериальных менингитов и энцефалитов, закрытых черепно-мозговых травм с ушибом головного мозга, объёмных процессов в головном мозгу, острого нарушения мозгового кровообращения по ишемическому либо геморрагическому типу. Ботулизм имеет ряд характерных признаков, которые позволяют эффективно провести дифференциальную диагностику с поражениями головного мозга иной этиологии.

1. Ботулизм развивается остро, без предшествующей черепно – мозговой травмы либо медленного, в течение длительного времени нарастания общемозговой и очаговой неврологической симптоматики.

2. Парезы и параличи при ботулизме всегда вялые (периферические) и всегда симметричные (двусторонние), хотя выраженность пареза с разных сторон может быть различной.

3. При ботулизме никогда не бывает судорог.

4. При ботулизме никогда не нарушается чувствительность.

5. При ботулизме у больного никогда не утрачивается и не нарушается сознание, вплоть до самого конца.

6. При ботулизме никогда (за исключением случаев развившегося бактериального осложнения) не наблюдается общеинтоксикационный (общеинфекционный) синдром: лихорадка, озноб, головная боль и т.д. На начальном же этапе ботулизма, протекающем с клиникой острой кишечной инфекции, общеинтоксикационный синдром может быть умеренно выражен, но на этом этапе отсутствуют парезы и параличи, и, соответственно, надобность в дифференциальной диагностике с поражениями головного мозга.

7. Препараты с антихолинэстеразной активностью при ботулизме не оказывают клинического эффекта.


Дата добавления: 2015-07-17 | Просмотры: 360 | Нарушение авторских прав







При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.003 сек.)