АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

ЦЗЮАНЬ ТРИНАДЦАТЫЙ

Прочитайте:
  1. ЦЗЮАНЬ ВОСЬМОЙ
  2. ЦЗЮАНЬ ВТОРОЙ
  3. ЦЗЮАНЬ ДВЕНАДЦАТЫЙ
  4. ЦЗЮАНЬ ДЕВЯТЫЙ
  5. ЦЗЮАНЬ ДЕСЯТЫЙ
  6. ЦЗЮАНЬ ОДИННАДЦАТЫЙ
  7. ЦЗЮАНЬ ПЕРВЫЙ
  8. ЦЗЮАНЬ ПЯТЫЙ
  9. ЦЗЮАНЬ СЕДЬМОЙ
  10. ЦЗЮАНЬ ТРЕТИЙ

 

Раздел сорок пятый

РАССУЖДЕНИЕ О ФОРМАХ ПРОЯВЛЕНИЯ БОЛЕЗНЕЙ

 

Император Хуан-Ди спрашивает:

 

— Когда у человека возникают язвы в пищеприемнике и желудке, то каким образом можно поставить диагноз?

 

Ци-Бо отвечает:

 

— Для того, чтобы поставить диагноз, следует изучить пульс желудка. В этом случае пульс будет ощущаться как глубокий и утонченный чэнь-си. Глубокий и утонченный пульс свидетельствует о нарушении циркуляции-ни дыхания-ци. Если имеет место такое нарушение циркуляции, тогда в точке жэнь-ин пульс будет ощущаться как переполненный, а если пульс переполненный, значит, будет жар. Пульс в точке жэнь-ин отражает состояние канала желудка, а нарушение циркуляции и переполнение свидетельствуют о том, что жар скопился в отверстии входа в желудок, и при этом он не движется, а, следовательно, в пищеприемнике образовалась язва.

 

— Хорошо. А какова причина того, что человек не может спокойно спать?

 

— Это значит, что органы что-то тревожит, ведь когда семя-цзин имеет место, где оно может храниться, тогда человек здоров-спокоен. В этом же случае человек не способен справиться со своей болезнью.

 

— А какова причина того, что человек не может спать на спине?

 

— Легкие играют роль крыши для остальных внутренних органов, и если дыхание-ци легких переполняется, то пульс становится большим. А если пульс становится большим, тогда человек не может спать на спине. Это объясняется в трактате «Нарушение постоянства субстанций инь и ян» или «Ци-хэн инь-ян».

 

— Бывает, что у человека недостаточность-цзюэ, однако при определении пульса обнаруживается, что на правой руке пульс глубокий и напряженный, а на левой руке пульс поверхностный и замедленный. Как узнать, какой пульс действительно характеризует состояние больного?

 

— Так как определение пульса происходит зимой, то пульс на правой руке и должен быть глубоким и напряженным, ибо это соответствует пульсу данного сезона. А поверхностный и замедленный пульс на левой руке не совпадает с характеристиками нормального пульса данного сезона. И, следовательно, в связи с аномальным пульсом на левой руке можно считать, что данная болезнь связана с почками. Кроме того, по характеристикам пульса она связана и с легкими. В данном случае больной также должен страдать от болей в пояснице.

 

— И почему же вы так считаете?

 

— Канал меридиана малый инь проходит через почки и соединяется с легкими, и если в нашем случае прощупывается пульс, характерный для легких, а сама болезнь связана с почками, то, значит, при болезни почек обязательно будут боли в пояснице.

 

— Хорошо. Существует болезнь, при которой на шее появляются фурункулы. Ее можно лечить камнями, можно лечить иглами и прижиганием, и во всех случаях болезнь излечивается. Чем это объясняется?

 

— В этом случае название болезни совпадает, а на самом деле они относится к разным типам. Если появление фурункулов связано с застоем дыхания-ци, то в этом случае нужно применять иглы, чтобы открыть отверстие и выпустить избыточное дыхание-ци.

 

Если же болезнь возникает в связи с переполнением дыхания-ци и скоплением крови, в этом случае следует применять камни, которые способствуют оттоку-опорожнению. Таким вот образом и получается, что болезнь с одним названием может лечиться разными методами.

 

— Есть болезнь, которая проявляется в виде гнева и припадков бешенства. Каким образом проявляется данное заболевание?

 

— Данная болезнь порождается субстанцией ян.

 

— А каким образом субстанция ян вызывает в человеке припадки бешенства?

 

— Когда дыхание-ци субстанции ян в результате внешнего воздействия резко активизируется, и при этом оно не способно выходить наружу, больной может впадать в состояние гнева. Такая болезнь называется недостаточностью-цзюэ субстанции ян.

 

— А откуда это известно?

 

— Меридиан светлый ян обычно является подвижным, а меридианы сверх-ян и малый ян не столь подвижны. Когда же неподвижные по своей природе меридианы тоже приходят в движение, то пульсы становятся очень резкими. Это и является признаком данного заболевания.

 

— А каким образом следует лечить данное заболевание?

 

— Если уменьшить рацион питания больного человека, болезнь может пройти. Так как пища поступает в иньские меридианы, то тем самым она взращивает дыхание-ци янских меридианов. Потому, если уменьшить рацион питания больного, болезнь может пройти. Кроме того больному следует давать питье из опилок самородного железа, так как оно выполняет функцию уменьшения скорости движения дыхания-ци.

 

— Хорошо. Существует болезнь, при которой тело становится горячим, больного охватывает ленивая усталость, он очень обильно потеет, не переносит воздействия ветра, ему не хватает воздуха. Что это за болезнь?

 

— Эта болезнь называется винный ветер.

 

— А каким образом лечится данное заболевание?

 

— Нужно взять по 10 частей частухи подорожниковой и пиона белоцветкового, пять частей папоротника чистота. Состав смешивается. Больному дается три щепотки! После запивается водой.

 

Так называемый утонченный пульс при глубоком Надавливании ощущается под рукой так же тонко, как острие иглы. Если место пульса тщательно растереть и размять, тогда дыхание-ци концентрируется и пульс становится твердым, а удары пульса ощущаются как большие. В трактате «Верхний канон» или «Шан-цзин» говорится; что дыхание-ци сообщается с небом. В «Нижнем каноне» или «Ся-цзин» говорится главным образом о вариациях заболеваний. В трактате «Цзинь-куй» или «Сундук с золотом» рассказывается об определении возможности ухудшения или улучшения состояния больного. В трактате «Куй-ду» или «Определение меры» 'рассказывается о законах определения пульса. 8 трактате «Ци-Хэи» иди «Аномалии и нормальности» рассказывается об аномальных заболеваниях. Аномальными заболеваниями считаются такие, на исход которых не влияет порядок смены четырех сезонов года. А нормальными заболеваниями считаются такие, исход которых зависит от порядка смены времен года. Когда говорится об определении, то имеется в виду, что на основании законов пульсовой диагностики определяется пульс заболевания, и устанавливается мера данного заболевания. Когда говорится о мере, то имеется в виду, что, в зависимости от места локализации болезни, мера его определяется сменой четырех сезонов.

 

Раздел сорок шестой

РАССУЖДЕНИЕ О НЕОБЫЧНЫХ БОЛЕЗНЯХ ЦИ-БИН

 

Император Хуан-ди спрашивает:

 

— Бывает, что женщина на девятом месяце беременности теряет речь. Чем это объясняется?

 

— Это связано с тем, что плод нарушает циркуляцию в канале-ло.

 

— А почему вы так считаете?

 

— Канал плодного тела соединяется с почтами, которым соответствует меридиан малый инь. Меридиан проходит через почки и его ответвление соединяется с корнем языка, а потому женщина теряет дар речи.

 

— А как следует лечить данное заболевание?

 

— Его не нужно лечить, так как на десятом месяце речь восстановится. В трактате «Методы укалывания» или «Цэфа» говорится: нельзя при недостаточности опорожнять, а при избыточности не следует восполнять, и если нарушаешь данные принципы, то тем самым создаешь заболевание.

 

Когда говорится, что нельзя опорожнять при недостаточности, то имеется в виду, что при истощении и ослаблении организма нельзя использовать иглу-цай148 и камни. Когда говорится, что при избыточности нельзя восполнять, то имеется в виду, что в животе формируется плод, и если производить опорожнение, тогда из организма будет, уходить семя-цзин, а это приведет к тому, что болезнь полностью завладеет организмом, и потому говорится, что создаешь заболевание.

 

— Есть такая болезнь, при которой пучит в боку, нарушается правильное движение дыхания ци-ни. Болезнь не проходит в течение двух-трех лет. Что это за болезнь?

 

— Данная болезнь называется скоплением дыхания или си-цзи. Данная болезнь не мешает нормальному приему пищи, а при ее лечении не следует применять иглоукалывание и прижигание. Для лечения скопления следует применять гимнастику дао-инь149 и одновременно нужно пить лекарства. Если только пить лекарства, не применяя гимнастику, тогда болезнь вылечить нельзя.

 

— Существует болезнь, при которой распухают бедра, при этом в области пупка ощущается боль. Что это за болезнь?

 

— Эта болезнь называется фу-лян (можно приблизительно перевести как «скрытый выступ»). Причиной возникновения данной болезни является ветер. Дыхание-ци данного заболевания изливается в толстую кишку, а проявляется в области хуан, расположенной около сердца. Источник области хуан находится в районе пупка, потому в этом месте больной ощущает боль. При данном заболевании нельзя применять метод резкого воздействия, так как в этом случае могут возникнуть задержки мочи.

 

— Существует болезнь, при которой пульс в области-чи становится очень частым, а сухожилия сводит судорога так, что видно просто глазами. Что это за болезнь?

 

— Это болезнь сухожилий чжэнь-цзинь, при этом заболевании будут также наблюдаться рези в нижней части живота. Если на лице наблюдается одновременно черный и белый цвета, значит, развитие болезни достигло апогея.

 

— Существует болезнь, при которой больной в течение многих лет страдает от головных болей. Каким образом возникает данная болезнь, и как она называется?

 

— Это значит, что сильный холод поразил организм больного так, что он проник внутрь организма и достиг костей и костного мозга. Весь костный мозг в организме управляется головным мозгом, и если нарушается правильная циркуляция дыхания в головном мозге, это приводит к возникновению головных болей, При этом также могут болеть и зубы. Данная болезнь называется недостаточность с нарушением циркуляции цзюэ-ни.

 

— Хорошо. Существует болезнь, при которой ощущается сладость во рту. Как называется данная болезнь, каким образом она возникает?

 

Ци-Бо говорит в ответ.

 

— Это значит, что переполняются пять дыханий-ци. Данная болезнь называется жар селезенки или пи-дань. Когда пять вкусовых продуктов попадают в рот, они направляются на хранение в желудок, а селезенка должна приводить в движение дыхание-ци семени-цзин желудка. Если же жидкости организма скапливаются в селезенке, тогда во рту ощущается сладость. Эта болезнь развивается в результате злоупотребления жирной пищей и изысканными яствами.

 

Если человек слишком часто ест пищу сладкую,, изысканную, употребляет слишком много жиров, то эти жиры приводят к образованию внутреннего жара. А сладкие продукты приводят к тому, что в животе начинается пучение, а потому дыхание-ци изливается вверх. Данный процесс может привести к развитию диабета и нарушению обмена веществ. Для лечения данного заболевания следует применять посконник китайский с тем, чтобы устранить фактор избыточного дыхания-ци жара.

 

— Существует болезнь, при которой во рту ощущается горечь, и для лечения данной болезни воздействуют на точку ян-лин-цюань. Как называется такая болезнь, при которой во рту появляется горечь? Каким образом возникает данное заболевание?

 

— Данная болезнь называется жар желчного пузыря или дань-дань. Печень среди остальных внутренних органов организма играет роль полководца (имеется в виду функция создания и выбора стратегии поведения), а решения принимаются желчным пузырем. Роль посланника играет гортань. Если же человек слишком часто обдумывает стратегические тонкости, но не претворяет своих решений в жизнь, это приводит к истощению желчного пузыря. Его дыхание-ци изливается в верхние отделы организма, в результате чего во рту ощущается горечь. Для лечения дайной болезни следует воздействовать на точку му желчного пузыря (расположенную в области грудной клетки) и на специальную точку-юй (расположенную на спине). Этот метод лечения излагается в трактате «Двенадцать функций, взаимодействий и поручений субстанций инь и ян» или «Инь-ян ши-эр гуань-сян-ши».

 

— Существует расстройство мочеиспускания-лун, при котором в течение дня больной мочится несколько десятков раз. Это свидетельствует о состоянии недостаточности. Если же тело горячее, как уголья, в горле и груди чувствуется сильное Стеснение, а в точке жэнь-ин пульс очень энергичный и наполненный, больной тяжело дышит, нарушается правильная циркуляция дыхания ци-ни, то все эти признаки свидетельствуют об избыточности. Бели пульс меридиана сверх-инь ощущается как крошечный, утонченный, толщиной с волос, то это признак недостаточности. Что это за болезнь, как она называется?

 

— Это болезнь меридиана сверх-инь и в данном случае имеет место переполнение желудка, усиление легких. Данная болезнь называется недостаточностью-цзюэ. Эта болезнь неизлечима. Именно в этом случае говорят, что наблюдается пять состояний избыточности, и два - недостаточности.

 

— А что имеется в виду, когда говорится, что наблюдается пять состояний избыточности и два недостаточности?

 

— Когда говорится о пяти недостаточностях, то имеется в виду, что пять болезнетворных дыханий-ци имеются в избытке. А когда говорится о двух недостаточностях, то имеется в виду, что также два болезнетворных дыхания-ци характеризуются недостаточностью. Таким образом, в данном случае пять внешних факторов характеризуются избыточностью, а два внутренних фактора характеризуются недостаточностью. Так что в данном случае в болезни нельзя выделить ни поверхностный фактор, ни внутренний бяо-ли. Следовательно можно уверенно говорить о смертельном исходе.

 

— Человек рождается и страдает от эпилептических припадков. Как, называется данное заболевание, и какова причина его возникновения?

 

— Данное заболевание называется болезнью плода тайбин, и приобретается оно еще в утробе матери. Если во время беременности мать испытывает сильный испуг; тогда дыхание-ци поднимается вверх и не опускается. Семя-цзин и дыхание-ци пребывает вместе, и в результате ребенок после рождения страдает от эпилептических припадков.

 

— Существует болезнь, при которой тело больного; становится водянистым, как будто в организме преобладает стихия воды. Если пощупать пульс, то он ощущается как больной и напряженный; в теле не ощущается боль; больной не худеет, хотя и не может нормально есть. Ест очень мало. Как называется Данная болезнь?

 

— Данная болезнь рождается в почках. Называется она ветром почек. При синдроме ветра почек больной не: может принимать пищу, постоянно пугается. Из-за постоянных испугов истощается дыхание-ци сердца, и потому наступает смерть.

 

Император говорит:

 

— Хорошо.

 

Раздел сорок седьмой

РАССУЖДЕНИЕ ОБ ОЧЕНЬ НЕОБЫЧНЫХ БОЛЕЗНЯХ

 

Печень опухает, почки опухают, легкие опухают, и во всех случаях наблюдается наполненный пульс. Если пульс легких застойный, это значит, что у больного одышка и распирание в боках. Если пульс печени застойный, это значит, что имеет место распирание в боках. Во сне больного мучают страхи, нарушается функция мочеиспускания. Если пульс почек застойный, тогда давит в боках и давление достигает нижней части живота. В связи с опухолями голени становятся разной величины, нарушается подвижность бедренных суставов. В этом случае легко может развиться паралич.

 

Если пульс сердца наполненный и большой, тогда у больного случаются припадки с конвульсиями, сильные судороги. Если пульс сердца прощупывается как скользящий и резкий, значит, имеет место сердечная грыжа синь-шань. Если пульс печени маленький и резкий, тогда у больного случаются припадки с конвульсиями, сильные судороги. Если пульс печени бурный и взрывной у-бао, то это значит, что больной чем-то сильно напуган. Если удары пульса не прослушиваются, и больной теряет дар речи, то в этом случае лечить болезнь не нужно, так как она пройдет сама.

 

Если пульс почек маленький и резкий, пульс печени маленький и резкий, в пульсе нет гулкости, то данные признаки свидетельствуют о развитии опухолей-ся во внутренних органах.

 

Когда пульс почек и пульс печени одновременно прослушиваются как глубокие, то это значит, что у больного каменная водянка или ши-шуй. Когда пульсы ощущаются как поверхностные, то это значит, что имеет место ветряная водянка или фэн-шуй. Если пульсы ощущаются как пустые, значит наступит смерть. Если пульсы ощущаются как маленькие и натянутые, значит больной чего-то боится. Если пульс почек ощущается как большой, резкий и глубокий, и пульс печени ощущается как большой, резкий и глубокий, это значит, что имеет место грыжа-шань (это значит, что в данном месте скапливается и концентрируется дыхание-ци холода).

 

Если пульс легких прощупывается ввиду глубоких сильных ударов, значит имеет место легочная грыжа фэй-шань.

 

Если пульс трех янских меридианов резкий, значит, существуют опухоли-ся внутренних органов;

 

Если пульсы трех иньских меридианов резкие, значит, существуют грыжи-шань. Резкие пульсы двух янских меридианов свидетельствуют о страхе-цзин (имеются в виду также конвульсии у детей). Резкие пульсы двух иньских меридианов свидетельствуют о припадках-сянь и недостаточности-цзюэ.

 

Когда удары пульса селезенки глубокие и отдают в сторону, значит у больного расстройство кишечника с поносом. Эта болезнь пройдет сама через достаточно долгое время. Когда пульс печени прощупывается как маленький и плавный, это значит, что имеет место расстройство кишечника. Данная болезнь легко излечивается.

 

Когда удары пульса почек маленькие, резкие и глубокие, это значит имеет место расстройство кишечника и понос с кровью. Если кровь теплая, а у больного жар, значит болезнь закончится смертью.

 

Когда при расстройствах-пи,.связанных с деятельностью сердца и печени, наблюдается понос с кровью, то в данном случае одновременная болезнь двух органов излечима. Если же пульсы этих органов ощущаются как маленькие, глубокие и шероховатые, и имеется расстройство кишечника, тогда если у больного при этом жар, то он должен умереть. Смерть наступает через семь дней после появления жара.

 

Когда пульс желудка глубокий, гулкий и шероховатый, и за пределами зоны пульса желудка отдаются гулкие большие удары, а пульс сердца маленький, твердый и резкий, это свидетельствует о нарушении циркуляции крови и ци и возможности одностороннего паралича. У мужчины может быть левосторонний паралич, а у женщины правосторонний; речь при этом не нарушается, язык остается подвижный.

 

Данное заболевание излечимо. Оно излечивается в течение тридцати дней. Если паралич правосторонний у мужчин и левосторонний у женщин, при этом нарушается речь, тогда заболевание излечивается за три года. Если же больному еще не исполнилось двадцати лет, тогда через три года он умирает.

 

Если пульс ударяет в палец сильными толчками, у больного носовые кровотечения, тело охвачено жаром, тогда можно ожидать смертельный исход.

 

Если удары пульса ощущаются поверхностно, с перерывами, как будто цепляются за что-то, то это обычный пульс, который свидетельствует о потере крови.

 

Бели удары пульса резкие и прерывистые, то данная болезнь называется сильной недостаточностью или бао-цзюэ. При такой болезни больной временами впадает в бессознательное состояние, перестает узнавать людей и понимать слова.

 

Если удары пульса учащённые, то больной может испытывать сильнейший испуг, возможны сильные конвульсии или бао-цзин. Данное заболевание проходит само через три-четыре дня.

 

Когда удары пульса ощущаются как поверхностные и закрытые; и при этом они очень частые, так что за один период дыхания может насчитываться более десяти ударов, то это значит, что в организме имеет место недостаточность меридианного дыхания-ци. И после того, как только замечаешь данное явление, проходит девяносто дней, и больной умирает.

 

Если удары пульса ощущаются, будто языки только что загоревшегося огня, это значит, что теряются силы дыхания-ци семени-цзин сердца, и, следовательно, к концу осени, когда пожухнет трава, больной должен умереть.

 

Если удары пульса ощущаются подобно рассеянно летящим листьям, это значит, что опустошено и ослаблено дыхание-ци 'печени, а отсюда следует, что осенью, когда опадут листья, больной скончается.

 

Когда удары пульса ощущаются нерешительные и слабые, будто ищущий пристанища путник, а это значит, что пульс то периодически останавливается, а то начинает сильно бить в палец, можно сделать вывод об ослаблении и недостаточности дыхания-ци почек. И как только осыплются цветы финика в начале лета, больной покинет этот мир.

 

Когда удары пульса ощущаются подобно ударам глиняных пилюль, это значит, что истощается и имеется в недостатке семя-цзин желудка, и можно заключить, что когда опадут семена вяза в конце весны — начале лета, больной умрет.

 

Когда пульс ощущается как поперечная планка, ударяющая в палец, это значит, что дыхание-ци желчного пузыря истощается и имеется в недостатке, а, следовательно, когда созреет рис, осенью, больной умрет.

 

Когда удары пульса ощущаются, как дрожание натянутой тетивы, это значит, что семя-цэин матки истощается и имеется в недостатке, в связи с этим больной становится чрезмерно разговорчивым, и смерть его наступает, когда на землю падает первый иней. Если же больной молчит, значит, болезнь поддается лечению.

 

Когда удары пульса ощущаются как движение жидкого лака под пальцами, который ускользает и вправо, и влево из-под точки давления, то можно сделать вывод, что больной умрет через 30 дней, после того как в первый раз обнаружишь данное явление.

 

Если удары пульса ощущаются как бурлящий источник, который вырывается на поверхность между мышцами, это значит, что дыхание-ци меридиана сверх-ян истощается и имеется в недостатке, следовательно, больной будет задыхаться, а когда зацветет лук, наступит смерть.

 

Если удары пульса ощущаются как голая почва под пальцами (имеется в виду пустой и большой пульс, в котором не ощущается сила, а если надавить сильнее, то пульс перестает прощупываться), и если давишь сильнее, пульс пропадает, это значит дыхание-ци мышц истощается и имеется в недостатке, следовательно, на лице в первую очередь будет выделяться черный цвет, а как только зацветут белые лианы, настанет смерть.

 

Если удары пульса ощущаются как прерывистые и рассеивающиеся, то есть поверхностные, а при давлении пульс увеличивается и наполняется, это значит, что имеет место недостаточность дыхания-ци в двенадцати специальных точках-юй внутренних органов. И как только зимой замерзнет вода, больной умрет.

 

Когда удары пульса ощущаются подобно толчку изогнутого ножа, то есть их можно охарактеризовать как поверхностные, маленькие и резкие, а если надавить сильнее, то они становятся твердыми, большими и резкими, это свидетельствует о застое и синдроме жара пяти органов-цзан. Если смена холода и жара связана только с почками, то в этом случае больной не может сидеть, и в период года «установление весны» наступает смерть.

 

Если удары пульса ощущаются подобно скользким пилюлям, которые никак не улавливаются пальцем (имеется в виду, что если пальцем надавишь чуть сильнее, то пульс перестает прощупываться), это значит, что дыхание-ци кишечника истощается,- его недостаточно, и можно сделать вывод, что когда на финике появятся листья, больной умрет.

 

Бели пульс ощущается слабый, подобно цветку, это значит, что больной подвержен страхам, ему не хочется сидеть и лежать.

 

Он все время ходит или стоит, постоянно прислушивается. Все это свидетельствует о том, что дыхание-ци тонкого кишечника истощается. Его недостаточно. Следовательно, осенью больной умрет.

 

Раздел сорок восьмой

РАЗЪЯСНЕНИЕ ПУЛЬСОВ

 

Когда говорится,, что для меридиана сверх-ян характерно опухание в области поясницы и боли в ягодицах, то это объясняется тем фактом» что первый месяц (лунного китайского календаря) под знаком инь (двенадцатеричного календарного цикла) соотносится с меридианом сверх-ян. Так что знак инь представляет меридиан сверх-ян. В первом месяце дыхание-ци субстанции ян поднимается вверх, развиваясь, а дыхание-ци субстанции инь в это время еще находится в состоянии расцвета, так как субстанция ян еще не набрала свою силу. Потому в это время опухает поясница и болят ягодицы. Появляется болезнь, которая выражается в виде одностороннего опустошения и приводит к хромоте. В первый месяц года дыхание-ци субстанции ян начинает растапливать лед, и таким образом дыхание-ци земли начинает выходить наружу. Когда говорится об одностороннем опустошении, то имеется в виду, что зимнего холода в это время уже не хватает в значительной степени, и потому подобное одностороннее опустошение приводит к хромоте.

 

Когда говорится, что напрягается верхняя часть, и напряжение отдается в спине, то имеется в виду, что дыхание-ци субстанции ян в большом количестве устремляется вверх и вступает в борьбу, а потому напрягается верхняя часть.

 

Когда говорится, что звенит в ушах, то это значит, что десять тысяч сущностей, связанных с дыханием-ци субстанции ян, наполняются в верхних отделах, и резко устремляются вверх, а потому и начинает звенеть в ушах»

 

Когда говорится, что при обострении начинаются припадки бешенства и падучей, то подразумевается, что субстанция ян заканчивается в верхней части организма, а субстанция инь следует вниз, потому внизу преобладает опустошение, а вверху наполнение, что и приводит к припадкам бешенства и падучей.

 

Когда говорится, что поверхностное (расположение дыхания-ци) приводит к глухоте, то имеется в виду, что это связано с нарушением движения дыхания-ци.

 

Когда говорится, что проникновение вовнутрь приводит к немоте, это значит, что дыхание-ци субстанции ян, наполнившись до предела, должно пойти на убыль, а это и становится причиной немоты.. При невоздержанности в половых вопросах чрезмерно расходуется семя-цзин, что приводит к образованию недостаточности-цзюэ, в результате чего развивается потеря речи. Это связано с опустошением почек, в результате чего меридиан малый инь не доходит до речевого аппарата, а потому и возникает недостаточностъ-цзюэ.

 

Когда говорится, что с меридианом малый ян связаны боли в сердце и в боку, то это значит, что меридиан малый ян соотносится со знаком сюй, так как знак сюй во временном цикле представляет сердце (он же обозначает девятый месяц), а в девятом месяце дыхание-ци субстанций ян заканчивается, а дыхание-ци субстанций инь наполняется, потому и возникают боли в области сердца и в боку.

 

Когда говорится; что невозможно повернуться, то имеется в виду, что дыхание-ци субстанции инь выполняет функцию сохранения сущностей-объектов, а сохранение сущностей-обьектов подразумевает недвижимость. Потому-то и невозможно повернуться. Когда говорится, что доходя до крайней точки развития, движение выражается в прыжках, то имеется в виду, что в девятом месяце все десять тысяч сущностей-объектов приходят в упадок, завершая цикл, трава жухнет, а деревья теряют листья. Дыхание-ци субстанции ян в человеческом организме уходит с поверхности в отделы субстанции инь. Оно расцветает в нижних отделах, приводя к резким движениям, которые выражаются в виде прыжков.

 

Когда говорится, что во время светлой субстанции ян человек дрожит в ознобе, вздрагивает от холода, то имеется в виду, что светлой субстанции ян соответствует знак у. Во время пятого месяца дыхание-ци субстанции ян наполняется и начинает рождаться субстанция инь. И как субстанция ян наполняется, а сверху накладывается субстанция инь, и в результате человек дрожит в ознобе, вздрагивает от холода.

 

Когда говорится, что голени опухают, а бедра перестают двигаться, то имеется в виду, что в пятом месяце наполняется субстанция ян, и начинает появляться субстанция инь.

 

Следовательно в пятом месяце субстанция ян начинает идти на убыль, а дыхание-ци субстанции инь начинает подниматься вверх. В результате голени опухают, а бедра перестают двигаться.

 

Когда говорится, что затруднение дыхания связано с водой, то имеется в виду, что дыхание-ци субстанции инь, дойдя до низу, начинает опять подниматься вверх, а так как оно поднимается вверх, то патогенные факторы начинают действовать в пространстве между органами цзан и фу. Потому и говорится, что существует связь с водой.

 

Когда говорят, что болит грудная клетка и не хватает воздуха, то имеется в виду, что дыхание-ци стихии воды скапливается во внутренних органах цзан и фу. Стихии воды соответствует дыхание-ци субстанции инь, а если дыхание-ци субстанции инь скапливается внутри организма, тогда ощущаются боли в груди и не хватает воздуха.

 

Когда говорится, что болезнь развивается и в результате образуется недостаточность-цзюэ, то, имеется в виду, что больной не переносит людей, боится огня, когда он слышит звуки, соответствующие стихии дерева, у него возникает тревога и страх, а это значит, что в организме идет борьба между дыханием-ци субстанции ян и дыханием-ци субстанции инь, силы воды и огня противоречат друг другу, а потому больной тревожится и пугается.

 

Когда говорится, что больной стремится к одиночеству, хочет закрыть окна и двери и оставаться изолированным внутри, то имеется в виду, что в организме протекает борьба между субстанцией инь и ян, так как силы субстанции ян истощаются, а субстанция инь расцветает, а потому больной и стремится уединиться дома, закрыв окна и двери.

 

Когда говорится, что во время приступа больной хочет забраться на возвышение и петь песни,, сбросить с себя одежды и бегать голым, то имеется в виду, что возобновилась борьба между субстанцией ян и инь, и вовне преобладает воздействие субстанции ян, потому больной стремится сорвать с себя одежду и бегать голым.

 

Когда говорится, что патогенные силы, попав во внутренние каналы сунь-ло, вызывают головную боль, непроходимость носа и пучение в животе, то это объясняется тем фактом, что патогенные силы движутся вверх по меридиану светлый ян, а когда они попадают в верхние отделы организма и по внучатым каналам сунь-ло проникают в меридиан сверх-инь, возникает головная боль, непроходимость носа и пучение в животе.

 

Когда говорится, что в связи с меридианом сверх-инь распухает живот, то имеется в виду, что меридиан сверх-инь, соответствует знаку цзы, а в одиннадцатом месяце дыхание-ци десяти тысяч сущностей-предметов сберегается внутри. Потому и говорится, что распухает живот.

 

Когда говорится, что при подъеме в сердце возникает отрыжка, то имеется в виду, что субстанция инь усиливается и поднимается вверх по меридиану светлый ян, а меридиан светлый ян связан с сердцем посредством канала-ло.

Потому и говорится, что при подъеме в ердце возникает отрыжка.

 

Когда говорится, что в результате приема пищи появляется тошнота, то имеется в виду, что пищевые продукты, разбухая в желудке, выплескиваются через верх, потому и говорится, что возникает тошнота.

 

Когда говорится, что при восстановлении дефекации и отделении газов болезнь быстро идет на убыль, то имеется в виду, что в одиннадцатом месяце лунного календаря дыхание-ци субстанции инь убывает внизу, а дыхание-ци субстанции ян выходит вовне. Потому и говорится, что при восстановлении дефекации и отделении газов болезнь быстро идет на убыль.

 

Когда говорится, что в связи с меридианом малый ян возникают боли в пояснице, то имеется в виду, что меридиан малый ян представляет девятый знак двенадцатеричного цикла шэнь (соответствует седьмому месяцу по лунному календарю), а в седьмом месяце дыхание-ци субстанции ян десяти тысяч сущностей начинает разрушаться, потому и возникают боли в области поясницы.

 

Когда говорится, что при рвоте и кашле дыхание~ци поднимается вверх, и дыхание становится тяжелым, то имеется в виду, что дыхание-ци субстанции инь пребывает внизу, а дыхание-ци субстанции ян пребывает наверху. Если же все дыхание-ци субстанции ян скапливается на поверхности, тогда оно теряет опору, и, следовательно, при рвоте и кашле дыхание-ци поднимается вверх и дыхание становится тяжелым.

 

Говорится, что при слабом организме нельзя долго стоять, и если встать после долгого сидения, тогда зрение затуманится, не сможешь ясно видеть. Это значит, что субстанции инь и ян находятся в неустойчивом состоянии, и у них нет контролирующей опоры, а потому, когда начинает развиваться дыхание-ци осени, первый иней ложится на землю, гибнут десять тысяч сущностей, а, следовательно, внутри истощаются субстанции инь и ян. Потому и говорится, что зрение затуманится, не сможешь ясно видеть.

 

Когда говорится, что при недостаточности дыхания-ци человек склонен к раздражительности, то имеется в виду, что в организме дыхание-ци субстанции ян не упорядочивается. А раз дыхание-ци субстанции ян не упорядочивается, тогда дыхание-ци субстанции ян не может выходить наружу. Если дыхание-ци печени не упорядочивается и не может выходить наружу, застаиваясь внутри, значит больной становится склонным к раздражительности. Такая склонность к раздражительности называется сжигающей недостаточностью или цзянь-цзюэ.

 

Когда говорится о том, что больной испытывает страх, будто его собираются арестовать, то имеется в виду, что когда дыхание-ци осени начинает развиваться, и десять тысяч сущностей еще не совсем пришли в упадок, в это время дыхания-ци субстанции инь еще мало, а дыхание-ци субстанции ян начинает уходить внутрь. В результате субстанции инь. и ян вступают в борьбу, а больной испытывает страх.

 

Когда говорится, что больной не может и слышать запаха пищи, то имеется в виду, что в желудке нет дыхания-ци, а потому-то больной и не переносит запаха пищи.

 

Когда говорится, что лицо чсрнеет, и становится похожим на цвет земли, то имеется в виду, что заканчиваются силы дыхания-ци осени, а потому происходят изменения цвета.

 

Когда говорится, что при кашле начинает появляться кровь, то имеется в виду, что поврежден янский канал, так как дыхание-ци субстанции ян еще не наполнилось в верхней части организма, а канал переполняется. Это переполнение приводит к появлению кашля, а кровь выступает в носу.

 

Когда говорится, что в связи с каналом недостаточный инь появляется грыжа туй-шань, а у женщин опухает нижняя часть живота, то имеется в виду, что знак меридиана недостаточный инь — это знак чэнь. Третий месяц характеризуется как субстанция инь внутри субстанции ян, так что в это время патогенные факторы проникают вовнутрь организма, потому и говорится, что появляется грыжа туй-шань и опухает нижняя часть живота.

 

Когда говорится, что в позвоночнике в области поясницы ощущается боль, не позволяющая двигаться, то имеется в виду, что третий месяц лунного календаря — это время, когда десять тысяч сущностей, получая мощный импульс к развитию, расцветают и распускаются, и потому в это время больной, согнувшись вперед, не может разогнуться. Когда говорится, что появляется грыжа туй-лун-шань150 и образуются подкожные отеки, то имеется в виду, что субстанция инь в это время переполняется, а каналы разбухают, не успевая пропускать через себя дыхание-ци, а потому и возникает грыжа туй-лун-шань.

 

Когда говорится, что в горле сухость, а внутри образуется жар, то имеется в виду, что борются между собой субстанции инь и ян, а потому образуется жар. Так как образуется жар внутри, в горле ощущается сухость.

 


Дата добавления: 2015-02-02 | Просмотры: 596 | Нарушение авторских прав



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |



При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.031 сек.)