Разминка
Не жалейте времени на разминку перед тяжелыми базовыми тренировками. Перед жимом лежа должно быть выполнено не менее 2 разминочных подходов, перед приседанием и тягой – не менее 3 разминочных подходов. Если спортсмен поднимает достаточно большой вес, то при разминке промежуток между подходами примерно 20 кг. Например, у спортсмена план пожать 100 кг 5 по 5. Тогда его разминка будет следующая:
1-й разминочный подход - 20 кг на 15 раз,
2-й разминочный подход - 40 кг на 8 раз,
3-й разминочный подход - 60 кг на 6 раз,
4-й разминочный подход - 80 кг на 5 раз,
и только потом он делает 100 кг 5 по 5.
Если вы собираетесь работать с большим весом, то в этом случае количество разминочных подходов возрастает, но разница веса тоже может превышать 20 кг. Например, я хочу пожать на тренировке 140 кг по принципу 5 по 5. Разминка может выглядеть так:
1-й разминочный подход - 20 кг на 15 раз,
2-й разминочный подход - 50 кг на 10 раз,
3-й разминочный подход - 80 кг на 8 раз,
4-й разминочный подход - 100 кг на 6 раз,
5-й разминочный подход - 120 кг на 5 раз,
и только потом делаем 5 подходов по 5 раз с весом 140 кг.
Конечно, время тренировки увеличивается, но мы же договорились, что выделяем главное и не тратим время на всякие лишние упражнения типа подъемов на бицепс, наклонов через козла и разводок сидя.
Длительная разминка избавит вас от множества травм.
Но, даже такой большой разминки бывает не достаточно. Когда вы приблизитесь к предельным для себя весам, вам придется использовать для разогрева еще и специальные разогревающие мази.
Я использую мазь на основе пчелиного яда "Апизартрон". Перед каждым подходом я натираю ей мышцы, которые сейчас будут работать, а уж потом мажу руки магнезией (или мелом) – чтоб не скользили, и иду на подход. Количество травм резко снизилось.
Вернее, надо сказать, что травмы вообще исчезли. Причем жжение в мышцах, вызываемое этой мазью позволяет мобилизоваться, настроиться. А это очень важно при работе на пределе. Правда после тренировки вас будет ждать не очень приятный сюрприз в душе – мыть горячей водой место, смазанное этой мазью, не очень комфортно.
Кроме того, отдыхая между подходами, не позволяете себе остывать. Оденьте теплый спортивный костюм, не сидите на одном месте, ходите, как-нибудь двигайтесь.
Когда вы работаете на пределе возможностей вы начинаете понимать всю важность этих мелочей – теплая одежда, мазь, хороший разогрев мышц. Любое отступление от этих простых правил может привести к травмам.
С темой правильной разминки тесно связана еще одна тема - тема вдохновения (спортсмены его называют "оптимальным боевым состоянием").
Практически все мы в той или иной степени занимаемся творчеством: кто-то ищет более прибыльную схему уменьшения налогов, кто-то думает над тем, как сделать свой программный код более эффективным, кто-то выдумывает новые математические формулы, а кто-то новые поэтические строки.
Во всех этих (и многих других) сферах деятельности очень важную роль играет такое состояние, как вдохновение.
В состоянии вдохновения мозг работает удивительно четко, решения возникают точные и быстрые, а тело становится легким. Человек начинает ощущать, что ему все под силу.
Конечно, каждый из нас хотел бы, чтобы вдохновение посещало его почаще.
Но, как считают поэты, муза - женщина вздорная и нервная, поэтому может, как прилететь в любую секунду, так и улететь, когда ей вздумается.
Простим поэтам их небольшое заблуждение. Они не знакомы с современной физиологией.
А современная физиология уверяет нас, что вдохновение можно и нужно научиться вызывать по своему желанию.
Более того, еще в начале ХХ века об этом же говорил и писал К.С.Станиславский, который считал, что каждый артист обязан научиться вызывать состояние вдохновения именно в то минуту, когда это необходимо.
Однако чаще всего состояние вдохновения требуется спортсменам. Именно в состоянии вдохновения тело становится послушным, ловким и сильным: и тогда у баскетболиста мяч летит прямо в корзину, у борца появляется кошачья ловкость и цепкость, штангист поднимает невообразимый для обычного человека вес над головой.
Современные спортсмены приучаются тренировать не только физическое состояние, но и состояние вдохновения, и именно это помогает им побеждать.
Поэтому мы и начнем использовать их опыт и будем учиться входить в состояние вдохновения в любую нужную для нас секунду.
Итак, что такое вдохновение?
В первую очередь - это состояние вполне определенного эмоционального возбуждения, сила волнения.
Но тут есть очень важная грань, о которой знают все спортсмены: избыточное возбуждение ("предстартовая лихорадка") сковывает, недостаточное возбуждение (апатия) вызывает вялость и нежелание бороться.
Поэтому вдохновение - это золотая середина, которая в спорте называется "оптимальная боевая готовность" - это именно тот уровень силы волнения, который находится между перевозбуждением и недовозбуждением. И именно этот уровень нам и предстоит найти и запомнить.
Современная физиология показала, что в человеческом теле все связано, и любое эмоциональное волнение мгновенно отражается на работе внутренних органов: сердечный ритм и сократимость сердца усиливаются, зрачки расширяются, частота дыхания ускоряется, просвет в бронхах увеличивается, во рту пересыхает, повышается тонус мышц, усиливается активность потовых желез, секреция адреналина и норадреналина.
Однако самым простым способом зафиксировать изменение эмоционального состояния является измерение пульса.
Сделаем первый вывод: для того, чтобы войти в состояние вдохновения (для спортсменов - "оптимальное боевое состояние"), нужно увеличить частоту пульса.
Именно теперь становится понятна вся важность разминки в спорте. Разминка призвана не только разогреть мышцы. Задача разминки намного сложнее - добиться того уровня пульса, который соответствует состоянию вдохновения у этого конкретного спортсмена.
Пульс можно измерять в разных точках тела: на лучевой артерии (эта артерия проходит к основанию большого пальца каждой руки), на сонных артериях, на височных, или приложив руку к левой стороне груди, в районе сердца.
Замечу, что пульс на предплечье не надо измерять большим пальцем - этот палец самый сильный и самый нечувствительный, поэтому он чаще всего просто пережимает лучевую артерию, и в результате человек с удивлением заявляет, что не может прощупать пульс.
Пульс надо измерять легко накладывая на артерию три пальца - указательный, средний и безымянный.
Обычно пульс измеряют за 15 секунд, а потом умножают результат на 4.
О важности пульса в момент перед выполнением упражнения говорили и писали очень многие именитые спортсмены из совершенно разных видов спорта: об этом писал старший тренер сборной СССР по фехтованию Л.В.Сайчук, это отмечал Олимпийский чемпион штангист Виктор Куренцов, чемпион мира по пятиборью Н.Татаринов и мн.другие.
Наш, наверное самый именитый и опытный спортивный психолог страны, Анатолий Алексеев много занимался со сборной СССР по пулевой стрельбе. Для каждого из спортсменов он выводил четкую формулу оптимального пульса. Для большинства из них она оказывалась в районе 130-140 уд/минуту. Даже отклонения в 10-15 ударов резко уменьшали результативность стрельбы.
Именно А.В.Алексеев еще в начале 1970-ых обратил внимание всех тренеров на исключительную важность частоты пульса непосредственно перед выполнением упражнения.
Сам он добивался того, чтобы спортсмены четко отслеживали свой пульс.
Чтобы наглядно показать, как это происходило, хочу рассказать одну из историй:
"Шло первенство СССР среди юниоров по стендовой стрельбе. Одна из девушек перед последней серией оказалась на втором месте, проигрывая лидеру 5 мишеней. И вышла стрелять эту последнюю серию, что называется опустив руки.
Я подошел к ней и подсчитал пульс. Как и следовало ожидать, он был 88 ударов в минуту, в то время, как в оптимальном боевом состоянии у этой спортсменки сердце должно биться (это было раньше проверено многократно) 120-126 раз в минуту!
- Дай-ка мне ружье! - как бы с трудом сдерживая гнев, приказал я девушке.
- Зачем? - с недоумением, даже с испугом спросила она.
- Дай! - резко повторил я.
Она нерешительно вручила мне оружие.
- А теперь видишь ту березку? - Я указал на березку, стоявшую метрах в двадцати в стороне от линии огня.
- Вижу... - все еще ничего не понимая, проговорила девушка.
- Так вот, быстро туда и обратно!
- Зачем?!
- Быстро! - тоном, не терпящим возражения, приказал я.
И девушка побежала. Когда она вернулась, ее пульс был около 130 ударов в минуту: она была возбуждена и даже сердита.
- Вот так и держись! - приказал я, возвращая ей ружье.
Тут она поняла, что к чему. И, сумев удержать на протяжении всей серии это оптимальное для нее возбуждение, отыграла проигранные мишени, психологически сломала соперницу и выиграла золотую медаль". (А.В.Алексеев "Преодолей себя!".)
Замечу, что эту девушку звали Галина Хомутова, и вскоре она стала чемпионом мира по стендовой стрельбе.
Сделаем второй вывод: если у вас недостаточный пульс - вы не готовы к борьбе!
Медленный пульс - это пульс состояния покоя. Вдохновение (или спортивная злость) и покой - несовместимы. Поэтому если вам нужно вдохновение - найдите способ увеличить пульс!
Только увеличенный пульс приведет вас в нужное для вдохновения эмоциональное состояние.
Однако эту величину пульса нужно подбирать именно для ваших задач и именно для вашего конкретного организма. Тут надо экспериментировать и делать замеры. Только так Вы сможете определить идеальное для вашего вдохновения значение пульса (или, как это называют спортивные психологи, определить индивидуальный "пульсовой коридор").
Пульс можно увеличивать разными способами.
Кто-то может немного побегать, кому-то достаточно поприседать, кто-то ускоряет дыхание, а кто-то пользуется образными представлениями.
Например, рекордсмен мира по плаванию, Стив Холланд ускорял пульс именно последним способом - он еще до старта (а потом и на всей дистанции) представлял, что его преследует гигантская акула. Результат - два мировых рекорда на дистанции в 800 и 1500 метров.
Один известный борец повышал пульс иначе: он начинал ходить по разминочному залу и пытался добиться того, чтобы его походка стала "тигриной" - мягкой, вкрадчивой, а движения сильными и хищными. Иными словами начинал представлять себя тигром, гуляющим по своим владениям.
Олимпийский чемпион штангист Давид Ригерт мог неподвижно стоя на помосте напротив штанги добиться такого уровня возбуждения, что по его щекам начинал течь пот, а майка становилась насквозь мокрой.
Штангист Юрий Власов, наверное, самый знаменитый спортсмен СССР, так описывает свою подготовку к подъему штанги. Уже стоя прямо перед ней на помосте, она начинал читать отрывок из стихотворения Эмиля Верхарна "Меч":
В тебе прокиснет кровь твоих отцов и дедов.
Стать сильным, как они, тебе не суждено.
На жизнь, ее скорбей и счастья не изведав,
Ты будешь, как больной, смотреть через окно.
И кожа ссохнется, и мышцы ослабеют,
И скука въестся в плоть, желания губя.
И в черепе твоем мечты окостенеют.
И ужас из зеркал посмотрит на тебя. Себя преодолеть!...
Со словами "Себя преодолеть!", охваченный спортивной злостью и вдохновением, Юрий Власов хватался за гриф штанги и поднимал ее над головой. Вес поднимаемой им штанги составлял 215 кг.
Итак, подведем итоги. Представление о вдохновении - музе, которая уходит и приходит, когда ей вздумается, устарело. Вдохновения можно добиться волевым усилием. Спортсмены развивают это умение несколько раз на каждой тренировке, артисты развивают это умение на репетициях и выступлениях.
Существуют различные практики достижения вдохновения, но все они сводятся к регулированию уровня пульса.
Поэтому в следующий раз, прежде чем решить сложную задачу, придумать что-то новое или сделать спортивный подход - обратите внимание на пульс. Может быть его надо ускорить (если он апатично мал), или наоборот, снизить (если он чрезмерно велик)?
Ускорения пульса перед подходом должно стать таким же привычным делом, как и натирание ладоней магнезией.
Ускорять пульс проще всего без вовлечения ног (это утомляет), достаточно активных маховых движений рук или разминки, напоминающую боксерский "бой с тенью".
Дата добавления: 2015-08-06 | Просмотры: 568 | Нарушение авторских прав
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 |
|