АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

НАЦИОНАЛЬНЫЕ И ДРУГИЕ ПСИХОТЕХНИКИ СК

Прочитайте:
  1. C) И те, и другие,
  2. C) И те, и другие,
  3. C) И те, и другие,
  4. C) И те, и другие,
  5. C) И те, и другие,
  6. C) И те, и другие,
  7. C) И те, и другие,
  8. C) И те, и другие,
  9. C) И те, и другие,
  10. C) И те, и другие,

Перечислим некоторые классические психотехники. Прежде всего - это просоночные состояния - утром, при неполном пробуждении, вечером, перед неполным засыпанием или ночью, при переводе естественного сна в искусственный, контролируемый или неконтролируемый. Этот перевод может осуществляться гетеро-или
аутогенным путем. Наиболее интересен - аутогенный ("йога сновидений").
Широко известна и классическая аутогенная тренировка со всеми своими модификациями, имеющимися в различных странах. Существует также много психотехник, основанных на фиксации взгляда на точке или на блестящем ярком объекте, например, заходящем или восходящем на морском горизонте солнце, горячей
свече, лампе синего цвета, блестящем металлическом шарике или предмете, кристалле, отверстии в коробке со светом и др. Описаны психотехники сосредоточения на звуке - внешнем, например, на мерном стуке метронома (около 15 ударов в 1 мин), или внутреннем, космическом (анахата-надам). Есть несколько психотехник, основанных на расслаблении скелетной мускулатуры - психомышечная тренировка Джекобсона и различные ее модификации, специальный точечный массаж, гравитационные ванны Радзиевского, сауна и др. Существуют психотехники, в основе которых лежит специальная поза тела, например, японская техника в позе "задзен" или китайская в позе "сейза".
Наиболее сложные психотехники - тибетские, в них выполняются упражнения для высокоразвитого воображения.
Очень интересны индийские упражнения "шакти", "рупа", "арупа" и др., а также простые виды концентрации на ощущении пустоты или сведения взгляда к переносице и глубже внутрь, до утомления (можно к кончику носа) и последующей концентрацией на любом объекте на мысленном экране. Можно сосредоточиваться на мысли или философском абстрактном понятии, например "жизнь", "космос", "смерть" и др.
Существуют психотехники, позволяющие развить способность к глубокой концентрации с помощью гетеро-СК. Есть и психотехники, когда выполняется перемещение сознания из субъекта и обратно, при этом происходит перевоплощение в заданный образ с испытанием всех необходимых ощущений и "работы" в нем.
Интересна японская психотехника размышлений, через коаны и специальный образ жизни, а также метод систематического кропотливого самонаблюдения, достижение искусственной, управляемой шизофрении.
Существуют психотехники, основанные на методе перемещения сознания по определенным точкам тела. Это одно из самых многочисленных направлений.
Любопытны, но сложны, методы мысленного оживления объекта, например, статуи, рисунка, ритуальной схемы, воображенного образа и др.
Есть психотехники, основанные на использовании сенсорного голода и возникновения управляемых галлюцинаций, а также с применением физиотерапевтических фармакологических средств. Очень много психотехник основано на концентрации субъекта на дыхании или пульсе, на "чакрах" или "жизненных центрах", на пример, СК с использованием дыхательного акта и внутренней концентрации на 12 жизненных центрах на позвоночнике или центре под пупком и на средней части груди для женщин. Объектами высшей концентрации могут быть триграммы, круг и др.
Имеется много психотехник с концентрацией на янтрах, мантрах, джапах, даятах. Свои психотехники в крийа-йоге, лайя-йоге, шакти-йоге, раджа-йоге, маха-йоге, алмазной йоге, даосской йоге, системам "вайдика" и "тантрика", психотехник по Бхагаватгите и других видах йоги.
Известны виды йоги с психотехникой на музыке, на позе, на фразах, на процессе еды, на ходьбе, на положении тела в пространстве, на беседе, на своем поведении, на профессиональной работе, на любом увлечении и др.
Существует много видов динамического СК, например, в единоборствах или при демонстрации различных феноменов.
Очень интересны дзен-техника, чань-техника, тантристская техника, суфийская психотехника, корейские виды и техника других восточных народов, психотехника древних египтян, иудеев, древних греков, христиан, буддистов, кришнаитов, мусульман, друидов, американских индийцев и др.
Хорошо разработаны современная научная психотерапевтическая психотехника в Индии, КНР, Японии, США, в странах Европы, Азии, Африки и Америки.
Рассмотрим более подробно несколько интересных психотехник.
Мандала. Это динамический вид СК. Может выполняться в группе или индивидуально, начинается с психофизических движений, а затем через измененное состояние мозга приводит в состояние покоя и
концентрации. Выполняется по утрам. Для удовлетворительного усвоения требует систематических занятии в течение 2-3 мес. Упражнения выполняются по 15 мин с чувством отрешенности и наслаждения. Выполняет следующие упражнения.
1. Бег на месте, высоко поднимая колени (можно под музыку). Глаза открыты, дыхание ритмичное, ровное. Мысленная концентрация на ощущении пробуждения и иррадиации внутренней энергии.
2. Резко выдыхая, успокоить дыхание и пульс, открыть расслабленный, слегка обвисший рот, сесть в удобную позу с прямым позвоночником, закрыть глаза. Начать легкие, почти непроизвольные покачивания, продолжая концентрацию на движении внутренней энергии по всему телу.
3. Лечь на спину, открыть глаза и выполнять быстрое вращение зрачками по часовой стрелке. Вызвать ощущение легкости и невесомости во всем теле, получить эффект "отсутствие тела"
Концентрация на движении энергии к аджне.
4. Закрыть глаза и раствориться в СК.
Тибетская техника надабрама. Эта техника выполняется в любое время дня, хотя желательно рано утром и на пустой желудок. Делают следующие упражнения.
1. Сесть в удобную позу или на край стула с прямым позвоночником. Успокоиться, расслабиться, закрыть глаза, вызвать чувство легкости и невесомости во всем теле. Начать сжатыми губами громко гудеть (звук "хум") в течение 20-40 мин., до возникновения вибрации во всем теле. Возможны спонтанные плавные движения любой частью тела, которое ощущается как наполненный гудением пустой сосуд. Наконец, появляется четкое ощущение самостоятельного внутреннего гула. Концентрируясь на этом ощущении, переходите ко второй части.
2. Добиться эффекта "всплытие рук, затем ладонями вверх начать плавно выполнять обеими руками круговые движения от туловища наружу, концентрируясь на ощущении исхода из тела энергии в течение 7-8 мин, затем начните двигать руками в обратном направлении - к туловищу, ладонями вниз, концентрируясь на ощущении прилива энергии во все поры тела, в течение еще 7-8 мин.
3. Прекратить движения. Сесть удобно или лечь и погрузиться, растворив сознание в СК.
Техника Гермеса. Такую технику рекомендуется проводить в вечернее время, перед сном. При выполнении ее утром необходим последующий 15-минутный отдых для снятия возможного остаточного оцепенения и ощущения легкого тумана в голове. Цель энергетическая зарядка за счет слияния с космической энергией.
Объект концентрации - представление своего тела в качестве посредника, через которого в биосферу планеты проникает космическая энергия. Общая длительность упражнения от 15 мин. до
1 ч. Упражнения выполняют в следующей последовательности.
1. Стать лицом к Востоку, расслабиться, успокоиться. Закрыв глаза, вызвать во всем теле ощущение легкости и невесомости.
2. Поднять голову к небу, поднять на эффекте всплытия обе руки ладонями к небу. Вызвать ощущение слияния и отождествления с Космосом.
3. Усилить ощущение тока космического энергии по рукам вниз (при этом возможна легкая дрожь).
4. УСИЛИТЬ ощущение иррадиирующей по всему телу энергии и вибрации. Отключить сознание, раствориться в этом процессе и испытывать огромное наслаждение и радость.
5. Почувствовав себя совершенно наполненным и обновленным, открыть глаза и наклониться вниз к проводящей чистой части земли, коснуться ее на 5-10 с лбом.
6. Повторить весь комплекс сначала, несколько раз, в зависимости от рекомендации преподавателя.
В древности эта техника выполнялась в виде молитвы.
Даосская техника. Вначале производится подготовка. Выбирается полутемное, с естественным освещением, полностью изолированное от всех посторонних раздражителей месть с хорошим доступом свежего воздуха. При искусственном освещении лампа должна быть темно-голубого или фиолетового цвета. Можно выбрать месть и на свежем воздухе, на природе, в тихом месте.
Подушка для упражнения должна быть мягкой и толстой, удобной для полного сидения. Одежда свободная, без пояса, ничто не должно мешать свободному дыханию и кровообращению. Предварительно необходимо опорожнить кишечник, мочевой пузырь и очистить носовые проходы. Техника выполняется натощак. Лучшее время - 4 ч утра.
Наиболее употребительна поза лотоса, или полулотоса, а также поза сейза. Опишем подробнее позу лотоса с даосскими деталями техники.
Тело выпрямлено, грудь слегка наклонена вперед, понижая желудочную впадину и расслабляя диафрагму. Ягодицы слегка отодвинуты назад, чтобы выпрямить позвоночник. Позвоночник изогнут согласно естественной кривизне и выгибается в области ягодиц. Естественное положение позвоночника поддерживается без усилий и напряжения. Нижняя часть живота приводится в устойчивое
положение путем опускания центра тяжести методом временной концентрации на точке ниже пупка на 5-6 см и вглубь на расстоянии 7/3 до позвоночника (нижний дань-тянь).
Положение ног устанавливается следующим образом: сначала сядьте на подушку, полностью вытянув ноги. Затем согните правую в колене и подложите ее под себя на основание бедра левой ноги, ступня при этом вытягивается подошвой кверху. Левую ногу аналогично установите на другом бедре. Положение обеих пяток
регулируется таким образом, чтобы они почти встречались напротив лобовых костей и чтобы каждая пятка нажимала на район живота, соседний с ней. При этом боковые стороны колен прижаты к подушке, тем самым, обеспечивая устойчивое выпрямление тела, которое не должно наклоняться ни вправо, ни влево, ни вперед, ни назад. Оба бедра, таким образом, похожи не две стороны треугольника с общей вершиной и, если все выполнено правильно, центр тяжести всего тела автоматически установится в нижнем дань-тяне.
Затем правую кисть ладонью вверх положите удобно на обе пятки
или ни нижнюю часть живота, а левую - свободно сверху. Кисть, лежащая сверху, слегка удерживается нижней, без напряжения. Обе кисти и концы пальцев лежат удобно и расслабленно. Большой палец левой руки должен касаться ее среднего пальца, а большой палец правой руки должен быть согнут над ладонью левой.
Такое положение ног и рук означает, что "отрицательное" охватывает положительное, при этом образуется цепь из восьми каналов. Даосы утверждают, что "соединение четырех конечностей замыкает четыре прохода, что позволяет удерживать центр".
Головами шея установлены вертикально и обращены вперед. Слух "выключен". Рот закрыт, язык касается неба, образуя место для движения психической энергии он носа к горлу. Глаза закрыты и направлены к переносице (фиксация духовности в ее первоначальной полости - тсу чиао). Общее самочувствие в позе должно быть естественным, непринужденным и нёнапряженным. Далее выполняется анальное сокращение. Освоив позу, приступают к получению начальных, устойчивых навыков в концентрации сознания и умении правильно дышать.
Мыслительный процесс контролируется за счет фиксации и удерживания внимания на нижнем дань-тяне. Метод обращения внутрь уменьшает поток мыслей. Исследование интеллекта, природы проявления и исчезновения возникающих мыслей, "смотрение в глубину", с постепенным легким невербальным волевым усилием прекращают возникновение новых мыслей, хотя большинство специалистов не рекомендует выполнять это заключительное легкое волевое усилие, а советуют абсолютное, полное Отсутствие
произвольных мыслей и усилий.
Спокойно следуя по течению потока сознания, недопустимо проявлять нетерпение, надо оставаться абсолютно невозмутимым, тогда автоматически выключится слух. Качество СК будет улучшаться по мере непрерывных, систематических тренировок и беспредельной веры в успех.
Такую концентрацию сознания рекомендуется выполнять в начале занятии 3 раза в день в течение 1 ч, а затем следует продолжать все время - во время ходьбы, в положении стоя, сидя или лежа. Чем продолжительнее СК, тем лучше результат.
Дыхание должно быть естественным, в гармонии с движениями живота и диафрагмы. Затем осваивают контрарное дыхание. Вдохи и выдохи должны быть медленными, непрерывными и тонкими, пока не наступит эффект исчезнувшего дыхания легкими и не появится ощущение, как будто все тело дышит каждой порой правильное даосское дыхание является контрарным или "обращенным". Как и естественное, контрарное дыхание достигает живота, но с противоположными расширяющими и сжимающими движениями нижней части живота и диафрагмы. Оно выполняется следующим образом:
1. Вдох выполняется тонким, неощущаемым, непрерывным, медленным и глубоким, проходя от ноздрей вниз и достигая низа живота, наполняя полностью всю грудь и частично живот воздухом, расширяя грудную клетку, при одновременном сокращении мышц нижней части живота.
Толкаемая сокращающимися мышцами диафрагма становится активной и, прогибаясь вверх, усиливает давление в грудной клетке.
Длительность вдоха должна составлять не менее 1 мин, выдоха также, хотя древние тексты рекомендуют делать вдох чуть длиннее выдоха, а современные специалисты - наоборот.
2. Выдох медленный, тонкий, неощущаемый и непрерывный, нижняя часть живота расширяется и становится твердой. При этом нижний дань-тянь наполняется энергией. Грудь пустая и вместе с диафрагмой расслаблена. Правильное дыхание и концентрация на нижнем дань-тяне повышают устойчивость позы и делают диафрагму более активной и сильной, за счет контрарного расширения и сжатия живота. Рекомендуется дышать правильно все время выработать навык и во время медитации не отвлекаться для контроля правильности дыхания.
Первое время, чтобы не отвлекаться во время СК, надо выполнять дыхательные тренировочные упражнения до или после каждой тренировки в течение 5-10 мин и обязательно на чистом и свежем воздухе. Надо следить, чтобы каждый вдох достигал нижнего дань-тяня, а каждый выдох начинался оттуда и хорошо расслабляя грудь, позволяя желудочной впадине автоматически опуститься.
Это способствует устойчивости и эффективности СК.
Европейская техника. Занимающийся входит в глубокое СК и выполняет аутосуггестивные самоприказы.
1. "Я бессмертная, отдельная духовная сущность... Мое временное тело - это Храм моего высшего Я... Моему Я во мне подчиняется все... Я - вечная энергия... Я" - бессмертен...
2. "Я проникаюсь любовью и родством ко всему миру... Я всегда полностью контролирую свои чувства... Я всегда очень добр и высоконравственен... Мысль - это живая сила, поэтому я посылаю в нашу Вселенную только прекрасные, добрые и конструктивные мысли... Проявленные мир - это великая Гармония и я активный ее источник... Я творческое начало нашей Вселенной... Я вечная и бессмертная Энергия...".
3. "Я могу покинуть эту временную телесную оболочку... Я это знаю и ощущаю... У моего настоящего Я нет тела... я это знаю...чувствую и ощущаю. Все Вселенная мое тело... Я это знаю... чувствую...вижу... ощущаю... Я никогда ничего не боюсь... Никогда не волнуюсь...Я- сама Вечность... Я" - Вселенная...".
4. "Я могу черпать энергию Вселенной... Я могу ею управлять...Мне все подвластно... Живительная энергия... сила и здоровье...наполняют мою временную телесную оболочку... Я это чувствую...четче и четче... Удивительная легкость... свежесть... радость... Я постепенно выхожу из состояния... (пауза) Самочувствие прекрасное...Настроение отличное... Раз... два... легкость и свежесть... три! ".
После счета "три" надо открыть глаза, выйти из глубокого состояния, потянуться, слегка встряхнуться, ощутить в себе легкость и свежесть. После тренировки можно некоторое время молча, с открытыми глазами посидеть (в удобном положении, наслаждаясь своим самочувствием и запоминая свои испытанные в СК и после него ощущения.
Йогическая техника ритмического дыхания. Ритмическое дыхание - необходимое условие любого опыта, будь то влияние на самого себя или на внешний объект.
Главное внимание следует обращать на ритм, который важнее, чем длительность вдоха (16 дыханий и более). Надо практиковать упражнение, пока не удастся достичь мерного размаха дыхания и пока ученик не почувствует ритма вибрирующих движении во всем теле.
Порядок выполнения упражнения следующий:
- Сядьте прямо в удобную позу. Грудь, шея и голова должны составлять одну прямую линию. Плечи слегка откиньте назад, руки спокойно положите на колени. Йоги находят, что действие ритмического дыхания труднее достигается, если грудь выпячена, а живот втянут.
Медленно вберите воздух полным вдохом, отсчитав 6 ударов пульса.
- Задержите дыхание на 3 удара пульса.
-Медленно выпустите воздух через нос, отсчитывая 6 ударов пульса.
- Пауза на 3 удара пульса.
-Повторите цикл: 6-3-6-3. (Существуют и другие формулы ритмического дыхания, например, 4-2-6-2).
Упражнения выполняется до легкой степени утомления.
Утомляться нельзя! Собираясь закончить упражнение, необходимо проделать очищающее дыхание йогов, оно дает чувство отдыха.
2. Порядок освоения упражнении по развитию глубину сосредоточения: "шакти", "арупа", "рупа"; переход в состояние "рума";
"привлечение энергии" ("праны"); перемена кровообращения; зарядка организма энергией ("праной"); возбуждение деятельности мозга;
великое психическое дыхание йогов; самадхи; последовательность умственных состояний, которые становятся все более простыми, пока не завершаются в бессознательности - асампражднята-самадхи, т.е. сосредоточение, не имеющее формы мысли.
Тратака. Полная концентрация на внешнем объекте (в отличие от внутреннего) называется "концентрацией с открытыми глазами" или "тратакой". Тратака - это самьяма (фиксация, внушение и ощущение), пристальное сосредоточение внимание на каком-нибудь объекте - глазной комплекс йогов.
Овладение искусством концентрации на внешнем объекте с открытыми глазами занимает у индийцев главное место после внушения. Тратака (внешняя самьяма) сдерживает и контролирует внутренние вибрации ума и необходима для достижения мастерства в пратьхаре и йоганидре.
Рассмотрим подробно древнеиндийскую психотехнику.
1. Носовой взгляд (Пасаджра дришти). Непосредственно влияет на всю центральную и периферическую нервную систему через зрительный и обонятельный нервы посредством ассоциативных связей, идущих от различных нервных клеток в центральной нервной системе (ЦНС), Поэтому этот взгляд следует практиковать медленно и осторожно! После первоначальной инструкции у опытного инструктора.
Носовой взгляд будит кундалини шакти (скрытую потенциальную энергию человека) по мнению йогов, находящуюся в потенциальной форме в сушумне (ЦНС). Тратака стимулирует все центры в мозге посредством черепных и спинальных нервных центров, особенно зрительного и обонятельного центров, посредством ассоциативных связей. Ученик начинает ощущать удивительные запахи вокруг себя. Прекращаются и исчезают все болезни головы. Удивительная память - это побочный продукт практики Тратака. Благодаря этой практике, ученике овладевает способностью контролировать свою психику и физиологию. Углубляется саморегуляция.
Техника исполнения. Наполовину прикрыв глаза, направьте взгляд на кончик носа. Практикуйте это регулярно утром и вечером. Если глаза устают и слезятся, закройте их полностью и медитируйте в течение 1 мин в этом состоянии "на отдых". Когда усталость пройдет - продолжайте тренировку. Иногда, вначале, Вы можете испытать различные реакции: головную боль, головокружение. Не беспокойтесь - это реакция и она проходит, когда вас одолевает какая-нибудь реакции - медитируйте, закрыв глаза, на звуке "ом" (анахата надам).
Время занятии надо увеличивать постепенно, начинать следует с 5 мин.
2. фронтальный взгляд (бхрумадья дришти). Является сильным, концентрирующим, ум, упражнением.
Техника исполнения: поверните ваши полуприкрытые глаза по направлению к междубровью, межбровному пространству и зафиксируйте. Носовой и фронтальный взгляды возбуждают ЦНС и автономную НС через различные связи черепных нервов (особенно иннервирующих нос, глаза, лицо, шею). При носовом взгляде
фиксация, внушение и ощущение потока сознания (самьяма) направлены непосредственно на кончик носа и через него к ЦНС, а при фронтальном взгляде - между глаз. При носовом взгляде верхняя половина глаз закрыта, а нижняя - открыта. При фронтальном - наоборот.
3. Тратака на внешнем объекте. Необходимо сделать черную точку на белом фоне или белую - на черном. Установить удобно перед собой. Необходимо думать, что это символ бесконечной природы и устремить свои взгляд и сознание на высшую природу и высшее сознание. Смотреть до легкого утомления, затем, отдохнув с закрытыми глазами, снова смотреть на точку не мигая, без напряжения и усталости. Заниматься постоянно систематически, в течение месяцев, пока не получите длительной тратаки (до 30 мин).
4. Тратака на голубой свет. Сидя или лежа, удобно направить взгляд на слабую синюю лампочку или на голубой свет от лампочки, установленной сзади объекта концентрации. Взгляд устойчивый и непрерывный. Вначале выполняется пратьяхара (отвлечение чувств от объекта, расслабляете ноги, живот,грудь, шею, руки, голову; чувствуете, как они расслабляются). Ощущаете - мышцы энергетизированы, в теле ощущается магнитная пульсация, все сильней и сильней. Постепенно ощущение тела исчезает. Тело анестезировано, рот обвис. Вы входите в сампроджнята самадхи (высшая степень созерцания и сосредоточенности). Выполняя дхарану, дхьяну и самадхи (фиксацию сознания, внушение и ощущение потока сознания), стараетесь и достигаете растворения сознания.
Это упражнение подчиняет Вашему сознанию - воде - Ваше подсознание, по мере тренировок все сильнее и сильнее.
Йога учит также методам достижения йоганидры и контролю ума до приобретения способности осуществления самадхи, т.е. состоянию высшего сознания. Состояния, когда в процесс осознания включен
весь потенциал бессознательного (подсознательного). Древняя йога учит, что при выполнении самовнушений надо быть всегда абсолютно уверенным, что именно у Вас все хорошо получается, быть в состоянии ожидания и энтузиазма. Это состояние должно предшествовать каждому упражнению в практических занятиях, в том числе и обучаясь тратаке.
Приведем две словесные формулы индийцев: 1-я - для достижения йоганидры, 2-я - для достижения самадхи.
Первая формула: Я четко контролирую ум и мысли... Глубокий покой и магнетизация во всем теле... Я концентрируюсь на высшей природе, высшем сознании… Я бессмертен... олицетворяю высшую справедливость... Мое тело погружается в Иоганидру на..." (указывается время, например, на 1 час ровно).
Вторая формула: "Я достигаю окончательной истины, окончательной реальности... Я достигаю окончательной цели моей жизни в этом мире... независимо от судьбы моего тела... Я обязательно достигну нирван...".
Чань-буддийское СК - главное звено психической подготовки в чань-буддизме. Практикуется СК только в комплексе с другими методами воздействия на психическое и соматическое состояние человека, носящими как внешне статический, так и активно-щинамический, так и невербальный характер - парадоксальные
задачи (гун-ань) и диалоги (вэнь-да), дыхательные и гимнастические упражнения (в том числе единоборства), физический труд, специальная диета, массаж и самомассаж, приемы биоэнергетической стимуляции с помощью разнообразных средств (например, сигнальной рефлексотерапии), контактное невербальное воздействие и посвящение учителя и др. Комбинация этих средств усиливает эффект техники для достижение "просветления".
Сам процесс СК предваряется подготовительными физическими и психическими упражнениями, призванными привести психику и соматику практикующего в оптимальное функциональное состояние, снимая возбуждение, стрессы и другие негативные факторы, мешающие созерцанию. С этой целью применяются методы психосоматической релаксации, водные, процедуры, массаж или самомассаж БАТ, сопровождаемый "внутренней работой" по активизации энергетических центров, "каналов" и меридианов с
помощью психической концентрации и дыхательных упражнений и т.д.
На начальных этапах психофизической подготовки особое внимание уделяется: 1) нормализации физиологических процессов посредством релаксации и дыхательных упражнений; 2) правильному
положению тела; 3) внешним условиям, удобным для СК.
В монастырской практике обычно использовалась классическая йоганическая поза лотоса или сэйза".
Рекомендация чаньского наставника: "Когда Вы впервые начинаете практиковать цзо-чань и созерцать свое сознание (кань-синь), отправляйтесь в уединенное место и сидите там, не сходя с этого места. Сначала сделайте тело прямым и сядьте в правильную позу. Сделайте одежду свободной и ослабьте пояс".
Расслабьте туловище и конечности. Промассируйте себе позвоночник. Выдохните полностью воздух из живота. Через естественный поток дыхания Вы обретете Вашу истинную природу, ясную и пустотную, спокойную и чистую.
Когда Ваше тело и сознание будут гармонизировать, дух тоже станет спокойным.
А теперь рассмотрим несколько других психотехник:
1. Пациент усаживается на стул, руки свободно лежат на бедре. Врач вращает кистью правой руки вокруг головы пациента, вызывая легкое утомление зрения и головокружение. Через 1-2 минуты врач накладывает левую руку на затылок, а правой выполняет вертикальный пасс сверху-вниз вдоль глаз и закрывает глаза, оставляя руку на глазах. Затем начинает легкое круговое вращение головой пациента, добиваясь полного расслабления мышц шеи. Почувствовав, что голова легко болтается, врач жестко наклоняет ее к груди пациента. Через 1-2 минуты развивается СК.
2. Исходная поза пациента: сидя, колени раздвинуты на 20-30 см, руки опущены вдоль туловища. Начало этой техники полностью совпадает с предыдущей. Индийцы считали наиболее СК-генной зоной участок глаз, а арабы - затылок. Поэтому после наклона головы пациента врач своим горячим дыханием 1-2 минуты разогревает ему затылок. Затем левая рука врача ложится на спину чуть ниже лопаток, а правая на затылок пациента. Слегка вибрируя, раскачивая и расслабляя все туловище пациента, врач наклоняет его туловище и
голову вперед-вниз к точке между колен. В заключительной фазе этого движения врач давлением двух рук чуть резче завершает наклон туловища и головы пациента вниз до отказа и оставляет его в этом положении. Через 1-2 минуты развивается СК. Глубина СК зависит в основном от информационной психофизиологической чувствительности пациента.
3. Пациент стоит или сидит, руки опущены вниз - вдоль туловища. Врач закрывает правой ладонью глаза пациенту и просит его дышать возможно медленнее с максимальными промежуточными паузами. На
седьмом медленном вдохе, врач плавно поднимает прямые руки пациента вверх над головой, а затем отпускает их и приказывает:
"Руки на выдохе, плавно, сами, в неосознаваемом режиме, опускаются вниз. По мере опускания рук ты засыпаешь все глубже и глубже... и когда руки дойдут до низа, ты заснешь!".
4. Пациент лежит или сидит в удобном для сна положении (у каждого человека это положение свое). Врач просит его закрыть глаза, расслабиться и успокоиться, ни о чем не думать - отдыхать, шею расслабить и голову опустить слегка на грудь. Минут через 5-10 врач внушает пациенту ощущение легкости, воздушности, невесомости. Затем говорит: "Вы четко представляете себе и ощущаете как будто Вы сбегаете вниз по ступенькам с высокой лестницы - тело становится легче и легче... Внизу лестницы находится облако тумана... Вы, не чувствуя тела, все глубже и глубже погружаетесь в туман... Туман окутывает Вашу голову все больше и больше и Вы погружаетесь в сон... Состояние непреодолимой сонливости усиливается и Вы засыпаете... Спите!.. Спите!.. Отключайтесь!".
5. Пациент сидит или стоит, руки вдоль туловища, спина прямая, глаза закрыты, врач становится сбоку и накладывает ладонь правой руки на спину пациента между лопатками, а левую руку на грудь. Затем внушает чувство легкого напряжения в груди и прогибает туловище и голову пациента назад, при этом усиливая ощущение твердости и одеревенелости позвоночника. Добившись эффекта одеревенения в прогибе, врач берет правую руку пациента, поднимает ее вверх и жестко внушает сжатие пальцев в кулак, напряжение всей руки и ее одеревенение.
6. Пациенту, в положении удобном для сна (лежа или сидя), дается задание максимально мощно и глубоко дышать ртом, без пауз в течение 30-60 сек. Затем, после 3-5 минутного успокоения и отдыха, процедура повторяется с индивидуальной направленностью несколько раз, пока пациент (или пациенты) не окажется в глубоком трансе.
Когда врач видит, что дыхательная наркодоза достаточна, пациенту внушается чувство легкости, невесомости и растворения сознания в окутывающем его тумане. После этого внушения возможны три реакции: 1) пациент продолжает, но уже в бессознательном состоянии, дышать учащенно; 2) дыхание успокаивается самостоятельно; 3) пациенту становится плохо и наблюдаются признаки ухудшения самочувствия - в этом случае необходимо немедленно прекратить воздействие, вывести пациента из СК и оказать ему необходимую срочную помощь, в противном случае может возникнуть обморочное состояние и резкое ухудшение состояние больного с непредсказуемыми последствиями. Поэтому СК-терапевт должен быть всегда очень внимателен к реакции пациента на СК-терапевтические средства информационного воздействия. Лица с крайне тяжелыми формами проявления заболеваний к данной психотехнике не допускаются категорически. В других случаях, при необходимости, врач сам успокаивает дыхание пациента и углубляет суггестией возникший СК.
7. Пациент лежит или сидит в удобном для сна положении, руки ладонями вниз, если лежа, то вдоль туловища, если сидя, то на бедрах. Врач, выполняя предсутгестию, внушает условный рефлекс автоматического всплытия пальцев, а затем всей руки, в ответ на мысленный приказ "да! да! да!.. ", сопровождаемый ожидаемый ожиданием всплытия пальцев, а затем рук. Затем врач просит проимитировать это упражнение и после имитации закрывает пациенту глаза, выпрямляет спину и начинает психотехнику ввода в СК.
8. Пациент только в положении лежа на спине, руки вдоль туловища под углом 45, слегка в локтях и ладонями вниз. Одежда - плавки. Врач закрывает пациенту глаза и медленными плавными горизонтальными пассами от головы к ногам 5-10 минут усыпляет его молча. Затем начинает положением рук 5-минутное прогревание макушки головы, затем 2 мин - квадрат глаз, затем 2 мин - сердце, затем 5 мин - обе стопы ног, затем вновь 15-30 минут прогревание головы. Необходимо постоянное специальное пение или музыка. Длительность ввода в СК - 1,5-4 часа.
9. Этот метод используется в основном на детях 8-14 лет. Врач накладывает на голову ладонь своей руки и приказывает пациенту смотреть прямо перед собой на какой-либо блестящий предмет. При этом внушается изображение чего-либо хорошо знакомого пациенту. Как только пациент начинает "видеть" внушенное изображение, значит от находится в глубоком СК.
10. Врач, глядя в междубровье пациента, приказывает ему смотреть в правый глаз не мигая. Через 5-10 сек, после появления признаков наступающего СК, врач выполняет короткий резкий толчок низом ладони в междубровье пациента, сопровождая свои действия командой: "Спать!". Пациент падает назад, оказываясь в СК. Этот метод является скоростным и работает только на лицах с повышенной информационной внушаемостью.
11. Врач, глядя в левый глаз пациента, приказывает ему смотреть не мигая врачу в правый глаз. Через 5-10 сек, после появления признаков наступающего СК, врач накладывает левую руку на затылок пациента, а правую - на лоб. Затем приказывает: Успокойтесь!..Расслабьтесь!.. При этих, словах врач наклоняет голову пациента с упором его лба на свою грудь в районе сердца. Через 1-2 минуты пациент оказывается в СК.
12. Врач наносит на поверхность своей груди в районе сердца капли приятных духов. Затем садится с пациентом на два противоположных стула. Затем, обхватив снаружи его колени своими, приказывает пристально смотреть не мигая ему в междубровье. Через 5-10 сек врач, закрыв пациенту глаза, притягивает его голову к себе на сердце. Вдыхая ароматы с области сердца врача, пациент входит через 1-2 минуты в СК.
13. Запись с египетского папируса: "Принеси опрятную и начищенную лампу, наполни ее лучшим ароматным маслом и повесь ее на клин из куска лаврового дерева на стене, расположенной с утренней стороны. Затем поставь перед ней мальчика. Погрузи его в сон твоей рукой и зажги лампу. Произнеси над ним слова заклинаний до семи раз. Снова разбуди его и спроси так: " Что видел ты? " Ответит он: "Да! Я видел богов вокруг лампы". Тогда будут говорить ему боги все, о чем их будут спрашивать.
14. Аббат Фариа в 1813г. предложил психотехнику, основанную на том, что пациент долго пристально смотрит в глаза врачу, одновременно смотрит пациенту в переносицу. Через некоторое время пациент утомляется и появляется сонливость, а затем и СК.
15. Еще один метод, похожий на предыдущий, заключается в том, что пациенту приказывают пристально смотреть на какой-либо блестящий предмет или слушать ритмичный звук, или то и другое одновременно. Через некоторое время наступает сонливость и СК.
16. Пациент укладывается в удобное для сна положение и врач говорит: Расслабьтесь и успокойтесь. Старайтесь ни о чем ни думать. Сосредоточьте свое внимание на моем голосе и ощущениях, которые у вас возникают. Направьте ваш мысленный взор и внимание на свои. глаза. Ваши веки тяжелеют и постепенно слипаются. Появляется приятная тяжесть и тепло. Хочется спать. Спите! Спите глубже! Сейчас я начну считать и по мере того, как я буду приближаться к десяти ваше желание спать будет усиливаться, а когда я назову цифру "10" вы заснете! Далее врач считает до десяти, а между цифрами
внушает: "Спать! Спите!".
17. У пациента, находящегося в удобном для сна положении, вызывают чувство тепла, покоя и сонливости. Затем каждые 3-5 минут его будят, уточняют не мешает ли ему что-либо спать и убирают помехи. Спрашивают, что он ощущал при засыпании. Затем уже вызывают именно эти индивидуальные реакции СК.
18. Пациента вводят в СК, затем выводят через 2-3 минуты и говорят: "Вот теперь вы убедились, что лечение вам доступно и выглядит как простой отдых с закрытыми глазами. Так что доверьтесь мне и погружайтесь в этот отдых еще глубже". Затем врач повторно вводит пациента в СК и на этот раз в более глубокую степень. Такая ступенчатая техника применяется для пациентов, которые боятся предстоящего лечения.
19. Пациента вечером погружаю в СК, который ночью переходит в сон. Утром с спящим пациентом устанавливается раппорт и сон продлевается до 20 часов в сутки, оставляя небольшое время на прием
пищи и мягкие прогулки. Длительность такого сверх сна до двух-трех недель. К.И.Платонов (ученик Бехтерева) успешно лечил таким методом реактивные состояния, страхи, язвенную болезнь и гипертонию.
20. Пациента вводят в СК до состояния с повышенной способностью припоминания (гипермнезии). Затем врач требует, чтобы пациент напряг память и вспомнил то травмирующее обстоятельство, которое привело к болезненному состоянию. Процесс такого воспоминания психотравмы поучил название катарсиса.


Дата добавления: 2015-08-14 | Просмотры: 551 | Нарушение авторских прав



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |



При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.004 сек.)