АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология
|
Тема 2. Норма и патология в психике
Определение и разграничение нормы и патологии личности и поведения человека как одна из важнейших задач клинической психологии. Определение болезни. Симптом – синдром - нозоология. Основные классы болезней. Болезнь – филогенетически выработанная форма естественной защитной реакции организма на воздействие вредоносных факторов. Анализ существующих критериев определения нормы. Критерии отграничения. Популяционный подход к проблеме. Концепция вероятностного понимания здоровья, нозологически ориентированное понимание нормы. Критерии психического здоровья. Описательный подход, определяющий понятие «психического здоровья». Критерии «нормы» с позиции гуманистической психологии, психоанализа и бихевиоризма.
Т. Г. Гладышева ЧЕЛОВЕК: НОРМА И РАЗВИТИЕ
Красавица в автобусе сидела у окна,
И с завистью вздохнула я: “Мне стать бы как она”.
Но девушка на выход поднялась, заковыляв,
И, вдруг, я поняла: она на костылях.
Я заболталась с продавцом, он был умен, красив,
Еще раз за покупками зайти он пригласил.
Он мне сказал: “Дай Бог здоровья Вам на много лет,
Как жаль, что я не вижу Вас, а от рожденья слеп”.
Прелестный мальчуган, как изваяние само,
Сидел, не двигаясь, и я сказала: “Мальчик мой,
Твои друзья играют за углом, что ж ты один?”
Но безучастно он сидел. Я поняла: он глух...
Есть ноги. Я могу бродить наедине с собой.
Восторженно глаза глядят на небо голубое.
Есть уши, и я слышу рокот дальнего прибоя.
О, Господи! Прости, когда стонать я начинаю,
Благословенна я, и мир с любовью принимаю.
П. Х. Марион
В настоящее время все большее число ученых уделяет внимание проблеме нормальности личности. Некоторые исследователи считают бессмысленной и неуместной проблему нормы, поскольку сомневаются в самом существовании нормы. Другие отказываются рассуждать о проблеме нормы, считая норму очевидной и само собой разумеющейся, ясной и понятной, без какого-либо более глубокого изучения и исследования. Однако, в последнее время число ученых, считающих исследование проблемы нормы неизбежным или, по крайней мере, желательным для своей работы, все возрастает. Это психологи, врачи, прокуроры и судьи; но, прежде всего, педагоги, дефектологи, то есть все те, кто занимается проблемами формирования, воспитания или коррекции личности человека.
Мы вполне согласны с Э. Сыржиштевой в том, что корни проблемы нормы следует искать как в общебиологических закономерностях психического развития человека, так и в этико-философских нормах. Проблема нормы — это по существу междисциплинарная проблема, которую невозможно решить с учетом лишь чисто биологического, либо узко психологического или же только нормативного аспекта (Э. Сыржиштева. и др., 1972).
Таким образом, норму следует рассматривать, по крайней мере, в трех разных значениях, а именно, статистическую, функциональную и идеальную, хотя можно найти и другое возможное понимание нормы.
Однажды известный итальянский профессор Ломброзо получил от редакции одной американской газеты телеграмму с вопросом: “Что такое нормальный человек?”. Отправители с нетерпением ждали ответа. Однако, им пришлось разочароваться, так как вместо напыщенного превознесения био-социологических благодеяний, знаменитый ученый ответил им приблизительно в такой форме: “... Это есть человек, обладающий хорошим аппетитом, хороший работник, эгоист, практичный, терпеливый, обращающий внимание на всякую силу... домашнее животное”.
Ввиду невозможности дать строго научное толкование понятию человеческой нормы, за нормальное признается, чаще всего, установленная мера, средняя величина чего-нибудь (С. И. Ожегов. Толковый словарь русского языка, 1996.), то есть просто среднее и в то же время наиболее часто встречающееся значение или статистическая норма. Люди отличаются друг от друга рядом свойств и характеристик. Это может быть рост, вес, способности, уровень интеллекта, острота зрения, слуха. Большинство свойств и характеристик людей имеют среднюю величину. Отклонения в ту или иную сторону от этого среднего показателя относятся к экстремальным или особым случаям. Такую среднюю величину и называют статистической нормой.
С точки зрения статистической нормы, нормальным считается такое явление, которое находится в рамках средней величины или оговоренного показателя. В противном случае, такое явление считается ненормальным. Таким образом, статистические методы содействуют познанию проблемы нормы прежде всего тем, что они определяют однородность (усредненность) человеческой популяции.
Такое статистическое понимание нормы отличается рядом преимуществ, на которых и основано ее применение. Первое это то, что статистическую норму можно относительно легко вычислить и довольно просто выразить в виде какого-либо показателя. Второе преимущество состоит в том, что такой нормой можно легко манипулировать. Наконец, статистическая норма, как самая большая частота появления определенного показателя, соответствует общему предположению, в соответствии с которым большинство людей относится к нормальным личностям.
Однако, у статистической нормы есть и свои недостатки. Совершенно очевидно, что все то, что находится ниже или выше границы статистической нормы, не всегда является ненормальным. Например, слишком высокий или низкий рост или вес человека представляют собой отклонения от нормы. В то же время уровень интеллекта, превышающий границы среднего, вряд ли можно интерпретировать как ненормальный.
Сложности при понимании нормы как самой высокой частоты проявления признака возникают и тогда, когда мы оцениваем какие-либо свойства или качества человека, которые очень желательны, и должны быть отнесены к норме, но встречаются редко, и поэтому, с точки зрения статистической нормы, ненормальные.
Принимая указанные соображения, подчеркнем, что статистическую норму во многих случаях следует воспринимать с известной сдержанностью и, тем более, нельзя ограничиваться лишь статистическим пониманием нормы.
Следующее значение понятия “норма” — это функциональная или индивидуальная норма.
В концепции функциональной нормы нормальным считается то, что хорошо или соотвественно приспособлено и обеспечивает как субъективное удовлетворение, так и адекватную самореализацию при адекватной “ассимиляции” реальности (О. Кондаш, 1977). Этот аспект нормы касается не только социальных отношений, но и всех отношений человека к среде и окружению. Таким образом, принимается во внимание единичность (единственность) индивида. В воспитательной практике перед нами стоит не “средний человек”, а индивид, со своими собсвенными способностями, возможностями, желаниями, идеалами, опытом и т, д. В этом смысле человек является нормальным тогда, когда он такой, каким он может и должен быть по своей собственной точке зрения, когда он проявляется так, как ему свойственно, когда он находит удовлетворение в том, что он сам считает правильным и красивым (Л. Кошч, 1974.). Норма представляет собой, в данном случае, некую типичность индивида.
Однако, в воспитательной работе и, главным образом, в работе с аномальными детьми, мы должны при обсуждении нормальности исходить из возможностей и способностей такого ребенка или подростка, так как именно этот имеющийся у него круг возможных способностей является для него нормой и все отклонения от нормы следует считать прогрессом или регрессом в развитии в зависимости от того, в каком направлении идет отклонение.
Мы считаем, что с этим видим нормы (функциональной или индивидуальной) необходимо считаться и в практической жизни, и во всех науках о человеке, как с исходной точкой при определении границ нормы для данного человека и его окружения. Функциональную норму также считают исходным пунктом в работе с аномальными детьми. Помимо статистической и функциональной нормы выделяют идеальную норму.
Идеальную норму можно в целом охарактеризовать как оптимальный способ существования личности в оптимальных социальных условиях. В общих чертах идеальную норму отличает актуальное и развивающееся единство личности, динамическое равновесие различных психических процессов и видов деятельности, динамическое равновесие личности и социального окружения, относительная устойчивость структуры личности в процессе ее развития и изменений (Э. Сыржиштева, 1972).
Здесь при оценке человека на первый план выступают качественные, а не количественные показатели. Соответственно норма понимается не как нечто среднее или наиболее часто встречающееся, а как то, что составляет совершенство, образец, идеал. Однако, идеал, как таковой, достигнуть невозможно, к нему можно только более или менее приблизиться. С этой точки зрения идеальную норму следует понимать как бесконечный процесс самореализации индивида в его природных условиях и общественном окружении. Отсюда вытекает цель воспитательного процесса как направленность на максимально полное творческое развитие личности в данных общественных условиях при одновременном снижении риска ее повреждения.
В заключение анализа идеальной нормы необходимо заметить, что отсутствие какого-либо идеала или стремления к нему — это признак ненормальности. Одинаково ненормальным является то, что у человека много противоречивых идеалов, и то, что он их резко меняет на прямо противоположные, и то, что он считает идеалом то, что с точки зрения общества вовсе идеалом не считается.
В настоящее время большинство авторов согласно с тем, что мы до сих пор не имеем единого научного определения так называемой Нормы Личности.
Из вышесказанного очевидно, что норма человека не зависит от наличия или отсутствия у него зрения, слуха, правильной речи, функционирования у него опорно-двигательного аппарата, если человек нашел “свое место” в жизни и чувствует себя полноценным членом общества. В то же время мы согласны с точкой зрения, высказанной в ряде исследований, что норма личности непосредственно вязана с психическим развитием человека. И здесь существенное различие между нормальными и ненормальными проявлениями; психические отклонения у “нормального” ребенка являются случайным признаком, от которого он может при соответствующем усилии легко избавиться, если захочет. Психопаты и нервные дети не могут этого сделать, так как не в состоянии проявить волевое усилие.
Несмотря на сложность и противоречивость вопроса о норме человека, в настоящее время существует ряд критериев, позволяющих отследить нормальность личности в том или ином аспекте. Приведем несколько из них.
Согласно Э. Сыржиштевой можно выделить следующие условия нормального функционирования личности:
— динамическое равновесие между личностью и окружением;
— динамическое равновесие различных душевных процессов и действий, главным образом, равновесие потребностей личности;
— единый характер определений приоритетности потребностей и выбора жизненно значимых целей, связанных с удовлетворением этих потребностей;
— относительная устойчивость структуры личности в процессе ее изменения и развития.
Используя данные условия, Э. Сыржиштева приводит 10 основных критериев нормальности, которые И. Кулка (1993) соотносит с особенностями развития аномальных детей, подростков и взрослых.
1. Субъективная удовлетворенность (удовлетворение своих потребностей через действительность и удовлетворенность от действительности).
2. Идентичность (осознание себя идентичным человеческому обществу).
3. Автономность (независимость, самостоятельность).
4. Адекватное восприятие реальности (при нарушении анализаторов — компенсация со стороны здоровых органов).
5. Адекватное самопознание, саморазвитие (самооценка).
6. Интегральность (целостность, равновесие между личностью и окружением).
7. Сильная толерантность к фрустации (“терпение” к “обману”, сильным отрицательным переживаниям, то есть отсутствие реакции на неблагоприятный фактор).
8. Резистентность по отношению к стрессу (повышенная устойчивость к стрессам).
9. Приемлемая социальная адаптация (приспособление к общественной жизни: профессия, семья, друзья).
10. Оптимальное самоутверждение через самораскрытие и самопознание.
Самым существенным критерием душевного здоровья считается интеграция личности и ее динамическое равновесие (Л. Пожар, 1996). Условия душевного здоровья представляются в трех областях:
1. Норма в отношении к самому себе: человек доволен собой собой, живет в согласии с самим собой, в самоуважении, имеет адекватное представление о своих способностях и возможностях,, воспринимает свои недостатки, регулирует свои чувства, умеет воспринимать себя с чувством юмора.
2. Норма в отношении к другим людям: человек чувствует себя комфортно в общении, испытывает любовь, доверие, уважает культурные, расовые и прочие особенности других людей. Принимает людей такими, какие они есть, неагрессивен в общении, чувствует себя членом коллектива, группы, может управлять ею. Дружелюбен, уверен в себе.
3. Норма в отношении к жизни; человек способен выполнять требования жизни, формировать свое окружение, приспосабливаться к нему, планировать жизнь, человек не боится будущего, ставит реальные цели, принимает решения, решает все жизненные задачи.
При более подробном анализе всех указанных критериев нормальности выявляется, что они далеко не однозначны и не абсолютны. Исследования в данной области продолжаются и в настоящее время.
В.Н. Мясищев ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ В АСПЕКТАХ НОРМЫ И ПАТОЛОГИИ
Личность – высшее интегральное понятие. Личность характеризуется, прежде всего, как система отношений человека к окружающей действительности. В анализе эту систему можно дробить на бесконечное количество отношений личности к различным предметам действительности, но как бы в данном смысле эти отношения частичны ни были, каждое из них всегда остается личностным. Самое главное и определяющее личность – ее отношения к людям, являющиеся одновременно взаимоотношениями. В этом пункте субъективное отношение, отчетливо проявляясь в реакциях и действиях, обнаруживает свою объективность, а индивидуально-психологическое становится социально-психологическим. Отношения человека избирательны прежде всего в эмоционально-оценочном (положительном или отрицательном) смысле. Отношения человека представляют сознательную, избирательную, основанную на опыте психологическую связь его с различными сторонами объективной действительности, выражающуюся в его действиях, реакциях и переживаниях. В свою очередь они образуются и формируются в процессах деятельности.
Избирательные отношения человека многосторонни и сложны, но не разрозненны и не рядоположены, а составляют единую сформированную его опытом индивидуальную иерархическую историческую систему, внутренне связанную, хотя, может, быть, и противоречивую. Так, потребность и идеал могут вступать в конфликт друг с другом, вместе с тем в идеале или в требованиях долга, так же как и в потребностях, заключено внутреннее побуждение к действию. Идеал, первоначально как внешнее требование или правило, в процессе развития становится внутренним требованием.
Сознание, чувство и воля представляют то процессуальное триединство, которое выражается потенциально в отношении к каждому объекту и проявляется в различных отношениях, в интересах, в той или иной эмоциональной (положительной или отрицательной) оценке, в той или иной степени действенной активности – влечения, желания, стремления или потребности. Отношение – сила, потенциал, определяющий степень интереса, степень выраженности эмоции, степень напряжения желания или потребности. Отношения поэтому являются движущей силой личности.
Психологи неоднократно отмечали, что у личности могут преобладать органические, личные или сверхличные (общественные) цели, мотивы или потребности. Характеризуя личность, обычно говорят об ее направленности. Этот термин, однако, не вполне удовлетворителен. В сущности, речь идет о доминирующих отношениях, т.е. о большей или меньшей активности, реактивности, аффективности в отношении к тем или иным объектам. Так, доминировать могут “животные”, конкретно личные или идейные интересы. Отношения человека представляют систему, образующуюся в результате его развития, воспитания и самовоспитания. Подобно тому как объекты окружающей действительности имеют разную важность для человека, в системе его отношений имеется иерархия господствующих и подчиненных отношений. Эта система постоянно меняется, развивается, но всегда определяющую роль играют отношения между людьми, в целом обусловленные структурой общества, т.е. лежащими в его основе общественно-производственными отношениями. Общественно-историческая обусловленность личности обнаруживается прежде всего в том, что в характеристике одних личностей самым важным являются общественные, а других – личные интересы.
Первый план характеристики личности образуют доминирующие отношения последней. С вопросом о доминирующих отношениях связаны вопросы о том, для чего живет данный человек, что для него является смыслом жизни: руководят ли им социальный идеал блага или цели личного преуспевания или человек вообще не ставит перед собой отдаленных задач и целей, еле справляясь с захлестывающими его повседневными заботами.
Хотя важнейшей, и не только философски, но этически, психологически и житейски, проблеме счастья до сих пор уделяется мало внимания в научных исследованиях, она теснейшим образом связана с проблемой личности, ее целей, отношений и воспитания. Нельзя недооценивать и медицинскую сторону вопроса, так как болезнь или инвалидность вызывают реакцию личности (слабодушие, отчаяние, болезненное депрессивное состояние), крайним следствием которого может быть самоубийство. Другие болезненные формы выражают неудовлетворенность или конфликт с исходом в преступление или в реактивное невротическое или психотическое состояние.
Вторая группа свойств охватывает психический уровень человека. Это не только уровень его желаний, но и уровень его достижений. Определить данный уровень – значит ответить на вопросы: чего достиг человек, каковы его возможности, какой след он оставил в жизни общества, иначе говоря, каково историческое значение личности. Здесь опять-таки тесно соприкасаются психологический и социологический аспекты рассмотрения личности. Богатство личности определяется богатством ее опыта и, выражая уровень ее развития, неразрывно связано с ее сознательностью и ее самосознанием, под которым подразумевается способность личности правильно отражать действительность в ее настоящем и прошлом, а также предвидеть будущее, правильно оценивать себя самого и свое место в действительности.
Уровень развития личности одновременно является уровнем развития ее функциональных возможностей, ее, говоря языком психологических понятий, интеллектуальных, волевых, эмоциональных свойств. Сюда же относятся и такие еще малоизученные свойства, как сложность, тонкость, дифференцированность личности.
Аспекты общественного и культурного развития личности полностью не совпадают. Общественное развитие человека выражается той ролью, которую играют в его поведении общественные интересы по сравнению с личными. Культурный же уровень личности выражается соотношением идейных элементов индивидуального опыта и органических (“витальных”) импульсов поведения. Конечно, наиболее высокий уровень развития характеризуется сочетанием коллективизма с высокой культурой. Однако культурно развитый человек может быть индивидуалистом, а культурно не развитый – коллективистом. Культурное развитие первого, какого бы высокого уровня оно ни достигло, неполноценно, ущербно, ибо недоразвиты общественные связи и мотивы поведения. Коллективизм второго оказывается стихийным, примитивным, ибо не сочетается с высоким культурным уровнем, необходимым для обеспечения общественной сознательности человека. Ступени общественного и культурного развития –отличаются различной ролью, которую на каждой из них играют для личности общественные и личные отношения.
Избирательная направленность отношений определяет и внешние и внутренние реакции личности. В социальном плане – это полюса внешней социальности и внутренней отзывчивости личности к другим людям и требованиям коллектива. Уровень развития и избирательность отношений характеризуют содержание личности.
Третьим существенным компонентом является динамика реакций личности. Она соответствует тому, что в психологии называется темпераментом и с физиологической стороны освещено И.П. Павловым как тип высшей нервной деятельности.
Следует только подчеркнуть, что: 1) темперамент проявляется во всех сторонах личности, в том числе в ее интеллектуальной и идейной жизни; 2) темперамент обнаруживается лишь в области активных отношений личности; 3) темперамент также может меняться под влиянием жизненных условий. <…>
Четвертый компонент характеристики личности – это взаимосвязь основных компонентов, или общая структура личности. Сюда относятся пропорциональность, гармоничность, цельность личности, ее широта и глубина, ее функциональный профиль, т.е. соотношение различных свойств психики или то, что по преимуществу называют характером личности.
Эта сторона важна для понимания таких волевых и моральных свойств, как устойчивость, настойчивость, выдержка, самообладание, отзывчивость, внимание к человеку, принципиальность, честность и противоположные им отрицательные качества. В названных свойствах, как в едином узле, связываются доминирующие отношения человека с уровнем его развития в целом, в отдельных сторонах и в динамике темперамента.
Это может быть показано на примере полярных свойств – коллективизма и индивидуализма. Во-первых, они выражают противоположные направления движущих сил человеческого поведения. Во-вторых, в общественно-историческом плане они выступают как разные уровни процесса развития от стихийного индивидуализма и коллективизма к сознательному. Наконец, они суть особенности характера личности, проявляющиеся на каждом шагу ее жизни.
Единство в структуре личности, соотношение в ней идеального и материального, социального и индивидуального следует рассматривать в связи с ее историческим развитием. Человек формируется в социальной среде, и в ходе этого процесса у него вырабатываются такие способы действия, которые благоприятствуют возникновению и развитию сознательных психических свойств, преобразованию биологического социальным (когда социальное из внешних условий, воздействий, требований, образцов, знаний и впечатлений переходит во внутренние потребности, привычки, требования личности к себе и к окружающим). Индивидуальное –постепенно, критически, не без борьбы, реорганизуется социальным и становится социальным, не утрачивая индивидуальности, но приобретая новый “социализированный” характер.
Несмотря на многообразие и изменение свойств личности, она в нормальных условиях остается единой. Это единство основывается на синтезе реакций и тенденций индивида, регулируемом его центральной нервной системой, на единстве его жизненного опыта. Личность многообразна в своем единстве, и различные люди, имея общие свойства, обладают как типичными, так и индивидуальными особенностями. Поэтому наряду с общими закономерностями развития личности важную теоретическую и практическую задачу представляет исследование психических особенностей человека.
С позиций монистически материалистического и исторического понимания личности человек есть сложное развивающееся единство физиологического и психического, биогенного и преобразующего его социогенного.
СПИСОК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Клиническая психология /под ред. М. Перре, У. Бауманна/. СПб., 2002.
2. Лакосина Н.Д., Ушков Г.К. Медицинская психология. М., 1984.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
Какие подходы существуют в определении понятия «психическая норма»?
Что такое субъективная (индивидуальная) норма?
Что такое статистическая норма?
Дата добавления: 2015-08-26 | Просмотры: 723 | Нарушение авторских прав
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 |
|