Классификация антибактериальных лекарственных средств по механизму и типу действия
— Идеальное противомикробное средство должно обладать избирательной токсичностью. Этот термин подразумевает наличие у препарата повреждающих свойств в отношении возбудителя заболеваний у человека и отсутствие таковых в отношении организма человека. Во многих случаях такая избирательность токсического действия оказывается скорее относительной, чем абсолютной. Это означает, что препарат губительно действует на возбудителя инфекционного процесса в таких концентрациях, которые являются переносимыми для организма человека [6]. Избирательность токсического действия обычно связана с угнетением биохимических процессов, которые происходят в микроорганизме и являются существенными для него, но не для организма человека.
— Основные механизмы действия антимикробных JIC представлены на рис. 2.1.
— По характеру и механизму действия антибактериальные средства подразделяются на следующие группы. Бактерицидные лекарственные средства: • ингибиторы клеточной стенки, действующие только на делящиеся клетки (подавляют активность ферментов, участвующих в синтезе пептидогликана, лишая клетку основного каркаса, а также способствуют активации аутолитических процессов): пенициллины, цефалоспори-
ны, другие β -лактамные антибиотики, ристомицин, цик- лосерин, бацитрацин, ванкомицин;
— ингибиторы функции цитоплазматической мембраны, действуют на делящиеся и покоящиеся клетки (меняют проницаемость мембран, вызывая утечку клеточного материала) — полимиксины;
— ингибиторы функции цитоплазматической мембраны и синтеза белка, действуют на делящиеся и покоящиеся клетки — аминогликозиды, новобиоцин, грамицидин, хлорамфеникол (в отношении некоторых видов Shigella);
— ингибиторы синтеза и репликации ДНК и РНК — ингибиторы ДНК-гиразы (хинолоны, фторхинолоны) и рифампицин;
— препараты, нарушающие синтез ДНК (нитрофураны, производные хиноксалина, нитроимидазола, 8-оксихинолина).
Бактериостатические лекарственные средства:
— ингибиторы синтеза белка — хлорамфеникол, тетрациклины, макролиды, линкомицин, клиндамицин, фузидин.
β-Лактамные АМП
В группу р-лактамных антибиотиков входят препараты, имеющие в структуре бета-лактамное кольцо: природные и полусинтетические пенициллины, цефалоспорины, карбапе- немы и монобактамы. С учетом высокой клинической эффективности и низкой токсичности р-лактамные антибиотики составляют основу современной антимикробной терапии, занимая основное место при лечении различных бактериальных инфекций.
Механизм действия р-лактамов заключается в нарушении образования клеточной стенки бактерий за счет необратимого связывания с пенициллинсвязывающими белками (ПСБ) микробной стенки делящихся микроорганизмов. Эти белки по своей природе являются ферментами, обеспечивающими синтез бактериальной клеточной стенки. Нарушение их функции вызывает гибель микробной клетки. В свою очередь одинаковый механизм действия определяет сходные механизмы резистентности, а также целый ряд общих свойств данных препаратов (бактерицидное действие, синергизм с аминогликозидами, низкую токсичность, возможность перекрестной аллергии у пациентов и т. д.).
Аминогликозиды
Аминогликозиды относятся к ингибиторам синтеза белка на стадии связывания с 30S субъединицей бактериальной рибосомы. В процессе связывния нарушается порядок чередова ния аминокислот при считывании генетического кода на уровне «информационная РНК — белок». В дальнейшем «ошибочные» аминокислоты инкорпорируются в растущие пептидные цепи с образованием неполноценных белковых молекул, не выполняющих функций бактериальных протеинов (нарушение проницаемости клеточных мембран, неполная бактерицидность) и другие функции клетки, поддерживающие ее жизнеспособность. Процесс связывания аминогли- козидов с микробной клеткой энергозависим и осуществляется за счет энергии аэробного метаболизма.
Макролиды, линкозамиды и стрептограмины
Указанные группы АМП объединяют в группу MLS-анти- биотиков. Они имеют одинаковый механизм действия: обратимо связываются с различными доменами каталитического пептидил-трансферазного центра 50S субъединицы рибосом. В результате этого нарушаются процессы транслокации/ транспептидации и преждевременно отщепляется растущая тРНК-полипептидная цепочка, что приводит к нарушению сборки белковой молекулы. Эти антибиотики в отношении большинства микроорганизмов обладают бактериостатиче- ским действием, однако в зависимости от концентрации могут оказывать бактерицидное действие на стафилококки, стрептококки и анаэробы. Обладают умеренно выраженным постантибиотическим эффектом.
Гликопептиды
Гликопептиды проявляют несколько механизмов антимикробного действия, нарушая:
— второй этап синтеза клеточной стенки бактерий, блокируя образование пептидогликана (гликопептиды и в-лактамы воздействуют на разные этапы синтеза пептидогликана);
— структуру и функцию цитоплазматической мембраны;
— синтез РНК на уровне рибосом.
На большинство микроорганизмов гликопептиды действуют бактерицидно; бактериостатически действуют на энтерококки, коагулазонегативные стафилококки и на некоторые стрептококки группы Viridans. Обладают незначительным ПАЭ.
Оксазолидиноны
Механизм действия оксазолидинонов связан с ингибированием синтеза белка в рибосомах бактериальной клетки. В отличие от других антибиотиков, ингибирующих синтез белка, они действуют на ранних этапах трансляции (необратимое связывание с 30S и 50S субъединицами рибосом) в результате чего нарушаются процесс образования 708-комплекса и формирование пептидной цепи. В результате уникального механизма действия не отмечается перекрестной устойчивости микроорганизмов к линезолиду и другим антибиотикам, действующим на рибосомы (макролиды, линкозамиды, стрептограмины, аминогликозиды, тетрациклины и хлорамфеникол).
Тетрациклины
Тетрациклины обладают бактериостатическим действием, подавляют синтез белка в бактериальной клетке на уровне 30S субъединицы рибосомы.
Хинолоны и фторхинолоны
Хинолоны являются производными нафтиридина и хинолина. Фторхинолоны синтезированы путем введения в молекулу хинолона нафтиридина одного, двух или трех атомов фтора, что привело к созданию группы JIC с широким антимикробным спектром действия, с хорошими фармакокинетическими характеристиками, относительно низкой токсичностью.
Хинолоны и фторхинолоны обладают бактерицидным действием, ингибируют ключевой фермент бактерий — ДНК-гиразы (топоизомеразы II), определяющий процесс биоситеза ДНК и деления клетки, и топоизомеразу IV, нарушая тем самым синтез ДНК микробной клетки. Некоторые фторхинолоны — ломефлоксацин и моксифлоксацин — ингибируют топоизомеразы II и IV.
Каждый из ферментов состоит из четырех субъединиц. ДНК-гираза состоит из двух gyrA и двух gyrB субъединиц (соответствующие гены gyrA и gyrB). Топоизомераза IV —из субъединиц рагС и рагЕ (соответствующие гены parC и parE). Гены обоих ферментов локализованы на бактериальной хромосоме.
Поскольку топоизомеразы выполняют несколько различные функции, то для подавления жизнедеятельности микробной клетки достаточно ингибировать активность только одного фермента, активность второго может сохраняться. Эта особенность объясняет тот факт, что для всех хинолонов можно выделить первичную и вторичную мишень действия. Первичной мишенью является тот фермент, к которому данный хи- нолон проявляет наибольшее сродство.
У грамотрицательных бактерий наибольшее сродство хинолоны проявляют к ДНК-гиразе, благодаря чему именно этот фермент является первичной мишенью их действия.
У грамположительных бактерий для большинства хиноло- нов основной (первичной) мишенью действия является то- поизомераза IV, а для спарфлоксацина и гатифлоксацина — ДНК-гираза. Моксифлоксацин и гемифлоксацин, вероятно, обладают приблизительно одинаковым сродством к обоим ферментам. Хинолонов, которые проявляют абсолютно одинаковое сродство к обеим топоизомеразам, не существует.
Фторхинолоны имеют достоточно выраженный постантибиотический эффект.
Полипептиды
Полипептиды (полимиксины) — бактерицидные антибиотики. Они нарушают осмотическую целостность клеточных мембран, взаимодействуя с липополисахаридами и фосфоли- пидами наружной мембраны микробной клетки; конкурентно вытесняют двухвалентные катионы (кальций и магний) из фосфатных групп мембранных липидов; нарушение клеточных барьеров приводит к выведению внутриклеточных компонентов клетки и ее гибели.
Сульфаниламиды
Механизм действия основан на подавлении синтеза фолие- вой кислоты. Парааминобензойная кислота (ПАБК) необходима большинству микроорганизмов для синтеза фолиевой кислоты, которая используется микробной клеткой для образования нуклеиновых кислот. Бактериостатический эффект СА основан на их структурном сходстве с парааминобензой- ной кислотой (ПАБК). Поэтому в средах, где имеется много ПАБК (гной, тканевый распад), активность СА значительно снижается. По этой же причине они слабо действуют в присутствии прокаина (новокаина), гидролизующихся с образованием ПАБК.
Антимикробная активность СА определяется их сродством к рецепторам микробных клеток (т. е. способностью конкурировать за рецепторы с ПАБК).
При этом опасности повреждения клеток макроорганизма нет, поскольку в них не происходит синтеза фолиевой кислоты (человек получает ее только с пищей).
Нитрофураны
Нитрофураны как акцепторы кислорода нарушают процесс клеточного дыхания бактерий, ингибируют биосинтез ДНК (в меньшей степени РНК) в микробной клетке. В процессе внутриклеточной трансформации (восстановление нитрогруппы под влиянием бактериальных флавопротеинов) образуются метаболиты нитрофуранов, которые оказывают цитотоксическое действие. Цитотоксическое действие нитрофуранов и нарушение ими клеточного дыхания обуславливают активность некоторых JIC в высоких концетрациях (фуразолидон, нифурател) в отношении не только бактерий, но и простейших — лямблии, трихомонады, дизентерийная амеба.
Нитрофураны подавляют продукцию токсинов и снижают опасность интоксикации. Под влиянием нитрофуранов микробы теряют устойчивость к фагоцитозу, и фагоцитарная активность макрофагов и гранулоцитов повышается.
Оксихинолины
Производные 8-оксихинолина реализуют бактерицидное действие путем комплексирования JIC с ионами металлов, необходимых для активации ферментных систем микроорганизмов. Избирательно ингибируют синтез нуклеиновых кислот и репликацию ДНК. Нарушают окислительно-восстановительные процессы в клетке, синтез мембранных белков и дыхательных ферментов.
Нитроимидазолы
Нитроимидазолы относятся к ДНК-тропным JIC с избирательной активностью в отношении микроорганизмов, имеющих ферментные системы (нитроредуктазы), способные восстанавливать нитрогруппу. После проникновения в микробную клетку нитроимидазолы под влиянием клеточных редуктаз превращаются в высокотоксичные метаболиты, разрушающие нуклеиновые кислоты. Характеризуются бактерицидным типом действия, проявляют ПАЭ (до 3 ч в отношении анаэробных бактерий).
Фузидины
Фузидиевая кислота ингибирует в микробной клетке синтез белка на уровне рибосом; JIC взаимодействует с так называемым фактором элонгации микробной клетки, который необходим для процесса транслокации на рибосоме при образовании пептидных связей. В высоких концентрациях фузидиевая кислота ингибирует также процесс связывания тРНК с донорскими участками рибосом. Фузидиевая кислота не нарушает синтез белка в клетках эукариоцитов.
Обладает бактериостатическим типом действия, в высоких концентрациях проявляет бактерицидный эффект в отношении наиболее чувствительных микроорганизмов.
Фениколы
Хлорамфеникол угнетает синтез белка бактерий на уровне рибосомы 70S, связываясь с белком субъединицы 50S. Оказывает бактериостатическое действие на большинство чувствительных микроорганизмов.
Рифамицины
Рифамицины подавляют ДНК-зависимый синтез РНК-полимеразы с формированием стабильного комплекса JIC — энзим. Клетки полимеразы млекопитающих менее чувствительны к действию антибиотиков. ЛС, угнетающие синтез белков микробной клетки, обладают клинически значимым постантибиотическим эффектом (ПАЭ) в отношении чувствительных микроорганизмов, что, по-видимому, связано с их фиксацией в течение определенного времени в местах связывания на рибосомах.
Клиническое значение ПАЭ заключается во влиянии на режим дозирования АМП.
Дата добавления: 2015-09-03 | Просмотры: 1481 | Нарушение авторских прав
1 | 2 |
|