АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

УНИКАЛЬНЫЙ ОПЫТ НИКИТИНЫХ

Прочитайте:
  1. УНИКАЛЬНЫЙ ОПЫТ НИКИТИНЫХ

Первые уроки естественного воспитания,

Или детство без болезней

Редактор В. В. АЛЕКСАНДРОВА

Художник В. В. БЫКОВ

 

 

ЛЕНИЗДАТ 1990


ОТ РЕДАКЦИИ

Издательство «Лениздат» вот уже практически десяти­летие выпускает специальные серии, библиотечки, сбор­ники и отдельные издания, предназначенные молодым супругам, молодым родителям.

Вначале это была библиотечка «Будьте счастливы, молодые!», в брошюрах которой авторы старались с са­мых разных сторон рассмотреть проблемы молодой семьи. Часть вопросов, не нашедших отражения в биб­лиотечке, вошли в сборник «Книга молодой семьи». Про­должает семейную тему и книга Б. П. Никитина «Пер­вые уроки естественного воспитания, или Детство без болезней».

Не секрет, что в предыдущие десятилетия семья в силу различных социальных и экономических причин как бы «стушевалась», отошла на второй план. И сейчас же остро дали знать о себе ее проблемы, сейчас же ощутили мы дефицит нравственности. Появились многочисленные сироты при живых родителях, «отказные дети».

Общество поздно, но почувствовало свою ошибку. За­били тревогу ученые, педагоги, врачи... И мы видим, как еще медленно, но совершается поворот государства к семье, как принимаются законы, направленные на укре­пление ее экономического потенциала, на возвращение женщине-матери возможности находиться с ребенком, не работая до исполнения ему трех лет.

Конечно, помощь общества семье нужна. Особенно многодетной. Это видно на примере самих Никитиных, которым совсем не легко пришлось поднимать семерых детей. И можно только поражаться их оптимизму, энер­гии, дружелюбию, которые сделали эту семью притяга­тельной для многих других людей, искавших новые пути в семейной педагогике. Сегодня в стране созданы клубы последователей Никитиных, энтузиастов, изучающих их опыт. В чем он заключается? Прежде всего в своевре­менном начале развития ума и тела ребенка, гораздо более раннем, чем принято в настоящее время. Не все встретили новации Никитина с одобрением. Некоторые медики до сегодняшнего дня считают, что этот путь оши­бочный. Однако идеи Никитина и его последователей подтверждены уже опытом воспитания детей и внуков в их семье, опытом других отцов и матерей. В этой книге приведено также мнение ученого-физиолога профессора И. А. Аршавского, на протяжении долгого времени на­блюдавшего детей Никитиных.

Борис Павлович Никитин постарался собрать матери­ал из разных источников, подтверждающий многие его выводы. Использует он и данные передовой науки Запа­да, работы наших исследователей. Но, думается, глав­ное не в том, чтобы убедить читателя в непогрешимости метода Никитина. Как раз Борис Павлович противник догматизма, слепого следования каким бы то ни было со­ветам и рекомендациям. Он призывает родителей быть прежде всего внимательными к своим детям, знать их, чувствовать, понимать. Именно такое внимание, любовь позволяют определить то, что надо ребенку. Ведь в этой семье старались никогда не заставлять детей делать то, что им не нравилось.

Многие родители стремились действовать так же, но совсем не все получали подобные результатыкреп­кую, дружную семью.

Никитин называет себя родителем-профессионалом (по профессии Борис Павлович инженер-механик, рабо­тал учителем труда в школе, его жена Лена Алексеев­на библиотекарь). И наверное, такое звание правомерно. Никитины выработали собственный подход к воспитанию. Они исходили из того, что никто лучше папы и мамы не может знать своих детей. Без этого знания даже такой авторитет, как Б. Спок, не на пользу.

Что стоит за подобным подходом Никитиных к воспи­танию? Огромный опыт. Интерес к детям. Наблюдатель­ность. Наконец, талант. И еще ответственность за здоровье и судьбу ребенка. Это очень важно. Современ­ные родители из любви к детям, желания создать их по своему усмотрению, выучить, «научить жить» часто лишают ребенка радости существования, радости бытия. Он превращается в полуробота, выполняющего желания родителей.

Никитины мудро предоставляют своим детям возмож­ность испытать эту радость бытия, эмоционально богатой жизни, хотя, вероятно, кто-то скажет, что дети были лишены многого, что имели их сверстники. Это не так. Просто в семье другая шкала ценностей, чем в иных се­мействах.

Но вернемся к нашей книге. У Бориса Павловича дав­но возникла задумка написать о самых первых шагах родителей, воспитывающих ребенка. Еще до рождения малыша, до того, как он придет в дом, по глубокому убеждению Никитина, необходимо позаботиться о его здоровье. И сделать это должна в первую очередь мама. От нее зависит, каким придет в мир новый человек.

Многие женщины теряются, ожидая появление пер­венца. У них появляется страх: а справятся ли? В этой книге матери смогут найти много полезных советов, ре­комендаций, которые помогут им избавиться от подобно­го страха. А главное, Никитин убеждает родителей, что заботиться о малыше, растить егоэто огромное счастье, огромная радость.

Возможно, какие-то рекомендации вызовут у читателя недоумение: реальны ли эти советы? Но давайте не будем торопиться отвергать всё с ходу. Вспомните, многое из того, что раньше казалось чуть ли не диким (хотя бы ран­нее плавание младенцев), теперь привычно и вошло в наш быт. Кроме того, многое из того, что предлагает Бо­рис Павлович, уже было в прошлом, и мы просто забы­ли, об этом. Сегодня же, когда мы на многие явления смотрим по-новому, стоит, наверное, пересмотреть и неко­торые наши привычные взгляды на воспитание. Все это, конечно, не отрицает споров, дискуссий, столкновения мнений. Но то, что предлагает Никитин, думается, очень последовательно вписывается в нашу сложную экологи­ческую обстановку и, возможно, даже позволит человеку восполнить тот недостаток иммунитета, который сейчас очень ощутим.

В эту книгу вошло многое из того, о чем Никитины уже рассказывали в других изданиях. Но эта книга как бы объединила все накопленное до сих пор в единое це­лое, некую концепцию воспитания ребенка в период его жизни от рождения (и даже раньше) до года. И роди­телям важно с особой эффективностью использовать именно это время для развития ребенка. Надеемся, кни­га поможет в этом.


УНИКАЛЬНЫЙ ОПЫТ НИКИТИНЫХ

На протяжении ряда лет супруги Никитины привлекают внимание людей, интересующихся воспитанием. Они не только высказали идеи о значении ранней тренировки ума и тела, но и провели их в жизнь в своей многодетной семье. Их публика­ции о первых двух детях в широкой прессе лет этак двадцать назад вызвали целую бурю. Высказывались сомнения и даже возмущение. Приезжали комиссии медиков и педагогов. Одни утверждали, что Никитины калечат детей, что метод нужно осу­дить. Другие, наоборот, восхищались и рекомендовали широ­кое распространение их системы воспитания. А между тем шли годы, росла семья, росли дети. И Никитины продолжали вос­питывать их в том же духе, ничуть не разочаровываясь в ре­зультатах. Опыт накапливался, замалчивать его стало трудно. Снова появились робкие публикации.

Вопросы воспитания интересуют меня давно, и не только в теоретическом плане, но и в практическом: насколько вообще человек воспитуем, в какие сроки, ценой каких усилий, каково значение наследственности? Уникальный опыт Никитиных име­ет прямое отношение к проблеме формирования личности. Именно поэтому я поехал к ним в Болшево, чтобы самому по­смотреть ребят. Оказалось, что все правда. Был конец октября, падал снежок. Борис Павлович встретил меня на перроне с не­сколькими ребятами. Одеты они были по-летнему, но не выгля­дели озябшими. Я пробыл в гостях день и выяснил все что хо­тел. Конечно, за это время нельзя проникнуть в души ребят, но впечатление осталось. Прежде всего я посмотрел детей по-вра­чебному: они все оказались очень тощими, очень сильными и, несомненно, здоровыми. Врачи, которые их «браковали» рань­ше, привыкли оценивать меру здоровья по толщине подкожной жировой клетчатки, а не по резервам мощности сердца, легких, мускулатуры. С резервами ловкости и силы было более чем благополучно — не мальчишки, а юные тарзаны. Второе впе­чатление: свобода, самостоятельность и независимость личности. В семье нет даже тени муштры, строгого режима, расписания. Да и как его провести, когда семеро детей и родители работают, когда, кроме того, бюджет составлял в то же время около тридцати рублей на члена семьи в месяц. Во всем чувство­вался коллектив, одна семья в самом высоком значении слова. Конечно, я не мог выяснить особенностей личности каждого из детей, их взглядов, убеждений, но одно приятно поражало: шкала моральных ценностей начиналась не с вещей и прести­жа, а с труда, доброты и сопереживания близким и товарищам.

Наиболее спорным является вопрос о развитии интеллекта. Скажу прямо, я не нашел в семье юных интеллектуалов и эрудитов. Я увидел очень сообразительных «решателей проблем» со свободным и изобретательным мышлением, с хо­рошо развитым языком. Да, они обгоняли своих сверстников по школьным программам кто на два, а кто на четыре года. Я видел их школьные тетради, дневники, пытался вникнуть в трудности их отношений с учителями. Увы, многие учителя, как и врачи, мыслят слишком шаблонно, чтобы оценить этих необычных ребятишек. Не все меня убедило в части школьных занятий: так ли уж необходимо кончать школу в двенадцать лет, но несомненно, что для таких ребят нужны особые про­граммы, иначе мозг детренируется «на манной каше» рутинной школьной программы, рассчитанной на сугубо средних уче­ников. Однако перескакивание через класс далеко не так безобидно и связано с психологическими опасностями, которые еще требуется уяснить.

Борис Павлович выдвинул закон, вернее, явление, которое он называет НУВЭРСом и которое касается развития умст­венных способностей. Его идея выглядит очень заманчивой: по его взглядам, всех людей можно сделать очень умными, если их очень рано и не так, как сейчас принято, целенаправ­ленно начать обучать. Никитин не одинок в вопросе высокой эффективности раннего обучения. Имеется большая литера­тура, с которой я более или менее знаком. Но несомненно, что уровень интеллекта ребенка можно повысить путем ран­него обучения. Энтузиасты утверждают, что, занимаясь в дошкольном периоде, можно всех детей приблизить к уровню отличников или хотя бы «хорошистов». Видимо, так и есть. Но превратятся ли школьные отличники в талантливых специа­листов,— вот что еще не доказано. Нет достаточных матери­алов. Возможно, что гены влияют на пределы интеллекта и даже раннее обучение не может существенно повысить эти пределы, не знаю. Но все равно я убежден, что пра­вильно поставленная работа с дошкольниками может существенно повысить интеллектуальный потенциал целого народа. Именно поэтому опыт Никитиных имеет большую ценность, особенно для нашего общества, располагающего широкой сетью яслей и детских садов.

Образование — это тренировка ума; воспитание — это формирование чувств и убеждений, движущих поведением человека. Именно они определяют гражданина. Трудно ска­зать, что важнее: воспитание или образование, но ясно, что эти факторы связаны. Образование само по себе не создает благородного человека, но повышает возможность привить идеал, поскольку расширяет воспитательные каналы, через которые действует искусство и наука.

Система воспитания в семье Никитиных построена на при­вивании чувства солидарности и любви к труду, что является, видимо, главным условием формирования общечеловеческой Нравственности, и в этом отношении значение опыта Ни­китиных в воспитательном плане исключительно велико.

Книга дает представление не только о методике их за­нятий с детьми, о физическом развитии детей и укреплении здоровья, но и об отношениях в семье, о способах социа­лизации детей. Автор не скрывает своих ошибок и труд­ностей, рассказывает о путях их преодоления. Книга в целом не носит характера нравоучения и назидания, но именно это заставляет читателя соотносить опыт Никитиных со своим, размышлять, анализировать. Это полезно не только родителям, но и специалистам, занимающимся теорией и практикой вос­питания.

 

Академик АН УССР, Герой Социалистического Труда, народный депутат СССР Н. АМОСОВ

ОТ АВТОРА

Эта книга еще не та идеальная азбука материнства и от­цовства, учась по которой молодые родители будут толь­ко радоваться здоровью своего малыша, гордиться его стройностью, ловкостью и восхищаться умом и талантами. Такая книга когда-нибудь, конечно, появится, а эта — рассказ о первом, трудном шаге к идеалу, и каждый, кто решится на него, увидит, какая широкая и надежная до­рога открывается впереди. Книга наша больше похожа на руку помощи, протянутую в трудную минуту родите­лям. Мы прошли те же суровые испытания, которые вы­падают на долю молодой семьи, когда в ней появляется ребенок. Но на нас эти проблемы здоровья и воспитания детишек наступали не раз и не два, а семь раз подряд, и за тридцать лет мы научились наконец справляться с ними.

К счастью, мы рано поняли, что официальная меди­цина и педагогика нам мало чем помогут и необходимо рассчитывать только на себя. Это позволило не только выжить семье, не только выйти победителями во многих битвах за детей, но и добраться до сути происходящего, до понимания причин создавшейся ситуации.

Картина пока такова: заботу о ребенке поделили меж­ду собой Минздрав и Госкомитет по народному образо­ванию, но по законам бюрократии никто не несет ответст­венности за конечные результаты. А семья, в которой со­средоточены главные заботы о здоровье и воспитании де­тей и формируется 80 процентов умственного развития ре­бенка, осталась практически вне общественного и госу­дарственного внимания. Она страдала вместе с общест­вом и вместе с ним приобрела массу проблем в воспита­нии. Говорим и думаем о прекрасном будущем, а стро­ители этого будущего — дети — становятся с каждым днем все слабее, все уязвимее и в морально-этическом, и в трудовом, и в социальном отношениях.

Происходит почти непрерывное ослабление здоровья маленьких детей, растет заболеваемость, но, вместо того чтобы проанализировать эти данные, по­казать, куда мы идем, забить тревогу, Минздрав долго молчал и только теперь начал публиковать некоторые цифры. Появился новый термин — ЧБД (часто болеющие дети), которому, видимо, предстоит завоевать такую же «популярность», какой пользуются ОРЗ и ОРВИ (про­студные заболевания). Количество часто болеющих детей (то есть 4—7 и более раз в году) доходит в некоторых детских учреждениях до 40—50 процентов. Ежедневно на больничном листе находится 800 тысяч матерей (боль­шинство, очевидно, по уходу за больным ребенком). Де­ти-дошкольники болеют в 5 раз чаще взрослых. Растет и армия «искусственников»— несчастных младенцев, ко­торые не знают вкуса материнского молока и сразу по­падают на «телячью» диету (так как все молочные сме­си изготавливаются на основе коровьего молока), что потом может обернуться экологической (или генетиче­ской?) катастрофой.

Что мы готовим этим детям в жизни? Кто может уже сейчас предсказать всю трагичность последствий искус­ственного вскармливания? Кто защитит наших детей уже сейчас, пока катастрофа еще не стала очевидной, как высыхающее Аральское море?

Есть у нас комитеты по защите матери и ребенка, но мы не только их дел не видим, но и голоса их не слышим. Видно, спасение утопающих — дело рук самих утопаю­щих.

Папы и мамы! Только вы можете защитить своих де­тей. Давайте же браться за это вместе!

За эти годы нам удалось узнать многое еще и потому, что у нас оказались сотни добровольных, внимательных и умных помощников (к нам приходят до 1500 родителей в год). Это они помогли собрать невероятной ценности факты, зерна народного опыта, литературу напрасно за­бытых ученых и последние данные передовой науки мира. Но мы не только обобщили, но и просеяли эти Зерна че­рез сито практики — в нашей семье, в семьях друзей и в десятках клубов молодых родителей в разных городах Советского Союза. Короче, удалось отделить полезную информацию от вредной информации и от «шумов», сос­тавляющих иногда до 60—70 процентов содержания книг для родителей.

Самый важный вывод: ПОДАВЛЯЮЩЕЕ БОЛЬ­ШИНСТВО БОЛЕЗНЕЙ РЕБЕНКА СОЗДАЕТСЯ САМИМИ ВЗРОСЛЫМИ — врачами, родителями, руково­дителями детских учреждений — в силу научных и жи­тейских предрассудков и бюрократического застоя в ме­дицине. Все эти болезни и страдания заранее предопре­делены, причины их скрыты в рекомендациях популярных пособий, медицинской литературы, инструкциях акуше­рам родильных домов, лекциях по радио и телевидению, различных советах и указаниях. И чем старательнее бу­дут родители следовать им, тем больше будут болеть дети.

Надо освободить наши головы от этой вредной ин­формации, от устаревших инструкций. Особенно трудна проблема просвещения... самих педиатров.

Одни из них видят новорожденного и мать всего не­сколько дней (в роддоме), а за последствия их неверных действий расплачиваются потом дети и родители месяца­ми, а иногда и годами, но уже прибегая к помощи других педиатров. И нет ни одного врача, который проследил бы жизнь ребенка всю целиком, от внутриутробного периода до взрослости, как это могут пока наблюдать только ро­дители. К сожалению, у нас нет семейных врачей, а вве­дение их могло бы стать одной из форм преодоления бю­рократической безответственности.

Все надежды на расширение гласности и выпуск этой книги — событие, немыслимое всего несколько лет тому назад. Как было бы хорошо, если бы медики восприня­ли ее не как вызов, брошенный противником, а как руку, протянутую для сотрудничества и взаимопомощи (ведь в книге собрано самое главное, самое основное, что нам удалось подметить).

В отличие от врачей, которые в настоящее вре­мя лишь лечат болезнь, то есть последствия неразумного образа жизни, мы все усилия нап­равляем на предупреждение болезней, на жизнь без них. У нас поэтому и другая логика действий, большая дальность предвидения в области здо­ровья. Мы не выписываем рецепты и не проводим курсов лечения, не советуем процедур закаливания, уроков и за­нятий. Мы меняем обычаи, условия и стиль жизни с детьми и зовем поступать в тон и в такт природе. Иначе музыка жизни перестает быть гармоничной.

Что обещает этот переход?

Самый первый и ближайший результат — почти пол­ное исключение болезней ребенка в первый год жизни (пока мать кормит грудью). Болезни до­школьников смогут уменьшиться в 5—10 раз за счет снижения количества ОРВИ (простудных), диатезов, ал­лергий, ожирения, ранних гипертоний и ряда других. Во-вторых, дети будут физически крепче, и, в-третьих, открываются особенно широко возможности интеллектуального развития. Дети, оказывается, могут к 8—10 годам достигать уровня раз­вития современного среднего взрослого (по тестам для взрослых).

Все это создает экономию времени родителей, упро­щает уход за ребенком, значительно повышает самосто­ятельность детей, и если взрослые достаточно мудры, то в семье устанавливаются те теплые отношения, которые де­лают ее крепостью, где можно укрыться от всех бурь жизни и где каждого всегда поймут и защитят.

Книга рассчитана на работу с ней, ее можно читать и с начала, и отдельными главами, но ее предстоит до­полнять и совершенствовать. Пусть не смущают вас по­вторения и обращения к одному положению или факту по нескольку раз. Явления жизни столь многосторонни, имеют столько связей, что не всегда бывает достаточно одного к ним подхода.

Книгу мы старались составить в удобной для роди­телей последовательности, с тем чтобы упростить поиски необходимого материала. В конце ее приложены конспек­ты глав, те материалы, которые копились более 13 лет и явились основой этой книги.


Дата добавления: 2015-11-02 | Просмотры: 305 | Нарушение авторских прав







При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.008 сек.)