АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Часть III. Коррекционная психолого-педагогическая работа при заикании

 

Напомним, что заикание — это дискоординационное расстройство речи. Внешне оно проявляется в судорожных нарушениях речевого ритма, связанных с предшествующими и одновременными болезненными неврологическими и психическими изменениями, особенно в эмоционально-волевой сфере.

Условно различают три степени заикания (по К. Кондову и В. Иванову, Болгария):

1. легкая степень — заикание возникает в возбужденном состоянии и при стремлении к быстрому высказыванию;

2. умеренная (средняя) степень — в спокойном состоянии и в привычной обстановке заикание, как правило, проявляется мало, в эмоциональном состоянии — усиливается;

3. высокая (тяжелая) степень — заикание отмечается в течение всей речи, постоянно, с сопутствующими движениями.

При клинико-психологическом исследовании В. М. Шкловским установлено, что заикание, ведущее к расстройству коммуникативного процесса, обусловливает нарушение системы отношений личности. Это способствует формированию таких черт в характере заикающегося, как повышенная тревожность, сензитивность, эмоциональная лабильность и др., которые, в свою очередь, приводят к еще большей дезорганизации системы отношений личности. На основании результатов клинико-экспериментального исследования предложена классификация больных с заиканием.

Учитывая степень заикания, а также клинико-психологическую характеристику заикающихся, можно выделить три основных группы (В. М. Шкловский, Б. Д. Карвасарский):

Первая группа. Заикающиеся отличаются незначительно выраженным невротическим компонентом независимо от степени, формы заикания и типа судорог. При возникновении страха речи больные в состоянии его преодолеть самостоятельно. В структуре личности таких больных не отмечается стойких патологических отклонений. По характеру они достаточно активны, общительны. Отсутствует невротическая переработка имеющегося дефекта речи. Речевой дефект не мешает становлению личности как таковому.

Вторая группа. Для больных второй группы характерны значительные эмоциональные расстройства. У них обнаруживается интенсивный страх речи, который они не всегда могут преодолеть, несмотря на стремление к этому. Заикание особо выражено в ситуациях, требующих активного речевого общения (ответы на уроках, экзаменах; выступление на собрании; разговор с незнакомыми людьми, по телефону и т.д.), что свидетельствует об избирательном характере нарушения отношений личности. У заикающихся данной группы проявляются следующие характерологические особенности: повышенная впечатлительность, сензитивность, резкие колебания настроения, неуверенность в себе, а следовательно, и низкая самооценка. Для этих больных характерны значительные эмоциональные расстройства; у них обнаруживается интенсивный страх речи, который они не всегда и не везде могут преодолеть, несмотря на стремление к этому. Это, свою очередь, неблагоприятно отражается на становлении общественно-личностных отношений. На этом фоне у заикающихся возникают трудности реализации своих способностей, актуализации себя в общественной и личной жизни.

В третьей группе тяжесть заболевания в значительной степени определяется выраженностью эмоциональных нарушений. По данным клинико-психологических исследований, в структуре личности больных отмечаются стойкие патологические отклонения. У больных этой группы оказывается дезорганизованной вся система личностных отношений и поведения, резко выражено чувство собственной неполноценности, непреодолимый страх, неуверенность в своих силах, тревожная мнительность, которая часто неадекватна по отношению к имеющемуся или практически отсутствующему дефекту речи. Возникают значительные трудности при получении образования, существенно нарушается трудовая деятельность и исключается всякая возможность общественной деятельности. Так появляются нарушения в системе межличностных отношений, препятствующие социальной адаптации.

Данная классификация помогает прогнозировать работу специалистов с той или иной подгруппой. Можно предположить, что рецидивы болезни чаще будут возникать у пациентов второй, а еще чаще — у пациентов третьей группы.

Предложенная клинико-патогенетическая классификация больных показала, что чем в большей мере в картине заикания отмечается взаимосвязь собственно речевых и личностных нарушений, тем более существенную роль в системе лечения заикания и профилактике рецидивов играет патогенетически обоснованная психотерапия. При отсутствии выраженных личностно-невротических расстройств возрастает роль логопедии и суггестивных методов психотерапии. По мнению многих специалистов (Ф. Штоккерт, Ю. А. Флоренская, Н. П. Тяпугин, Э. Фрешельс, В. М. Шкловский), при лечении заикания необходимо комплексное медицинское и психолого-педагогическое воздействие с участием в работе логопеда, психотерапевта и невропатолога. Разработанная и внедренная в практику В. М. Шкловским комплексная система логотерапии при заикании включает в себя логопедические занятия и различные виды психотерапии.

Комплексная психолого-педагогическая работа в группе поддерживающей терапии

Актуальным продолжением и развитием вопросов психокоррекции заикания является поиск путей повышения эффективности групповой психотерапии, разработка и применение реабилитационных методов воздействия при этом заболевании.

Заикание является рецидивирующим видом речевой патологии. Опыт работы многих специалистов свидетельствует о неустойчивости результатов лечения, так как наряду с речевыми расстройствами имеется определенная степень дезорганизации отношений личности. Предложенная В. М. Шкловским клинико-патогенетическая классификация больных с заиканием показывает, что чем в большей мере в картине заикания отмечается взаимосвязь речевых и личностных нарушений, тем более существенную роль в системе лечения и профилактики рецидивов заикания играет патогенетически обоснованная психотерапия.

Многофакторная обусловленность заболевания, наличие в его клинической картине дезорганизации системы отношений личности, изменения в коммуникативной сфере определяют сложность этой проблемы и требуют комплексного психолого-педагогического подхода к ее анализу и решению. Клинические проявления заикания не исчерпываются «нарушениями плавности и слитности речи». Существенную роль в их формировании играет возникающий у пациента страх речи — логофобия, а также невротическая переработка дефекта, ведущая к возникновению «порочной спирали», когда эмоциональная реакция на речевые затруднения ведет к их усилению.

Процесс общения у заикающихся изменен в ряде звеньев: эмоциональном (логофобия), когнитивном (понимание и оценка коммуникативной ситуации, представление о себе как о субъекте общения), поведенческом (избегание ряда ситуаций, сужение круга контактов). Одним из явлений, искажающих коммуникативные процессы, становится не только субъективная оценка их тяжести, но и тенденция избирательно и неадекватно переживать и интерпретировать любое событие, связанное с речевым общением. Для коррекции психологических нарушений необходимо участие пациента в групповой и индивидуальной психотерапии.

Групповая психотерапия предполагает, что группа становится не только условием терапевтического процесса, но и непосредственным лечебным фактором. Психологическая коррекция, осуществляемая через интенсивное взаимодействие в группе, позволяет оказывать влияние на основные компоненты отношений личности: познавательные, эмоциональные и поведенческие.

Коррекции познавательной сферы способствует психотерапевтический процесс, направленный на осознание ситуаций, вызывающих напряжение, тревогу, конфликты; анализ собственных мотивов, потребностей, стремлений, установок и эмоционального реагирования, определение степени их адекватности и реалистичности.

Групповая психотерапия оказывает помощь в коррекции эмоциональных расстройств: пациент чувствует эмоциональную поддержку со стороны группы, собственную ценность, становится более свободным в выражении позитивных и негативных эмоций, учится точнее вербализовать свои эмоциональные состояния.

Психотерапевтическая группа помогает пациенту приобрести навыки более искреннего, глубокого и свободного общения с окружающими, способствует преодолению неадекватных форм поведения, связанных с субъективно; сложными ситуациями, формирует навыки поведения, связанные с поддержкой, взаимопомощью, взаимопониманием, сотрудничеством, ответственностью и самостоятельностью.

Группа пациентов, страдающих заиканием, обладает рядом специфических черт: относительная гомогенность состава в сочетании с фиксацией на дефекте речи создает почву для повышенной псевдосплоченности на основе похожих жалоб и проблем, а значит, тормозится развитие моделирующей и коррекционной функций группы. Ожидания заикающихся в отношении лечения, зачастую подкрепленные опытом предыдущих обращений за помощью, обычно предполагают логопедическую коррекцию, суггестивную психотерапию, но никак не конфронтацию со своими личностными проблемами и конфликтами. Заикающиеся не только испытывают речевые и эмоциональные затруднения, но и отличаются тенденцией к монологическому высказыванию, своеобразным «коммуникативным эгоцентризмом».

Основными методами групповой психокоррекционной работы являются тематически ориентированные дискуссии, обсуждения, беседы, проективное рисование, невербальный тренинг, ролевой тренинг.

Можно выделить следующие этапы групповой поддерживающей психотерапии в процессе реабилитационной работы с заикающимися:

I этап — эмоциональная стимуляция, активация общения, налаживание коммуникаций и установление между больными эмоционально насыщенных связей, невербальный тренинг.

II этап — восстановление согласованного взаимодействия разных уровней психической деятельности, выработка адекватных стереотипов поведения в трудных ситуациях, тренировка общения, преодоление зависимости и повышение социальной уверенности.

III этап — укрепление и изменение социальных позиций, достижение адекватного представления о болезни и нарушениях своего поведения, коррекция дезадаптивных установок и отношений, оптимизация поведения.

IV этап — раскрытие содержательной стороны внутренних процессов психологических конфликтов, имеющих для больного большую субъективную значимость, перестройка нарушенной системы отношений и выработка адекватных форм психологической компенсации.

Психолого-педагогическая коррекция способствует улучшению техники речи, снижению фиксации на речевом дефекте, расширению коммуникативных и адаптационных возможностей.

Можно выделить следующие задачи:

1. закрепление навыков темпо-ритмической организации речи;

2. расширение коммуникативных и адаптационных возможностей;

3. ликвидация признаков девиации личности;

4. снижение фиксации на речевом дефекте.

Задачи и методы логопедической работы в группе поддерживающей терапии

Рецидивы заикания связаны с тем, что наряду с речевыми нарушениями у пациентов имеется определенная дезорганизация отношений личности. Дифференцированная диагностика больных, страдающих заиканием, отмечает взаимосвязь речевых и личностных нарушений. Основными целями комплексной групповой терапии заикания являются: 1) избавление от невротических нарушений и фиксации на дефекте речи и 2) восстановление социальной активности. Для достижения этих целей используется комплексный психолого-педагогический подход, то есть «речевые проблемы» решаются в контексте с коррекцией внутриличностной структуры заикающегося.

Таким образом, логопедические занятия группы поддерживающей терапии направлены на отработку речевых навыков в личностно и социально значимых ситуациях.

Логопедическое занятие в группе поддерживающей терапии начинается с логопедической разминки, которая включает в себя:

• Артикуляционно-мимическую гимнастику;

• Голосовую гимнастику;

• Постановку нижнереберного диафрагмального дыхания;

• Логоритмику;

• Отработку речевых навыков в личностно и социально значимых ситуациях.

Артикуляционно-мимическая гимнастика

Эти упражнения помогают: создать нервно-мышечный фон для выработки точных и координированных движений, необходимых для звучания полноценного голоса, ясной и четкой дикции; предотвратить патологическое развитие движений артикуляции, а также снять излишнюю напряженность артикуляционной и мимической мускулатуры; выработать необходимые мышечные движения для свободного владения и управления частями артикуляционного аппарата. Идет тренировка мышц нижней челюсти, губ, языка, мышц глотки и мягкого неба, мимических мышц. Для этого используются статические и динамические упражнения.

Рекомендации при выполнении упражнений:

· выполнять упражнения только перед зеркалом;

· избегать сопутствующих движений (работает только группа мышц);

· выполнять упражнение в спокойном темпе, без усилий, стремясь к плавному и ритмическому выполнению движений.

Комплекс упражнений артикуляционно-мимической гимнастики

Упражнения для мышц лба:

· нахмурить брови, с угрозой произнести: «А-а!»;

· удивленно-радостно вскинуть брови, произнести с восхищением: «А-а!»

Упражнения для мышц глаз:

· зажмуриться — «распахнуть» глаза;

· поочередно закрывать и открывать то правый, то левый глаз;

· озорно, со значением подмигивать;

· спокойно закрывать и открывать глаза, максимально расслабляя мышцы век;

Упражнения для щёк:

· надувать щёки;

· втягивать щёки;

· перекатывать воображаемый шарик во рту (поочередно надувать щёки);

· «полоскать рот» воображаемой водой;

Упражнения для губ:

· улыбнуться («и-и-и»);

· сложить губы в трубочку («у-у-у»);

· двигать губами от правой щеки к левой;

· двигать губами по кругу;

«развесить губы»;

Упражнения для языка:

· расслабить язык на нижней губе, «пошлепать» его губами («пя-пя-пя»);

· пощелкать языком, присасывая строго по средней линии;

· вяло, лениво «пожевать манную кашу» («мня, мня, мня»);

· облизывать губы;

Изобразить:

· грозного владыку;

· лазутчика;

· кокетливую барышню;

· деревенского дурачка.

Голосовая гимнастика

Целью голосовой гимнастики является развитие силы, высоты, тембра голоса, голосовых модуляций, интонационно-мелодической речи.

Рекомендации привыполнении упражнений:

· работая над гласными, необходимо следить за мягкой атакой звука (бархатистое звучание, чуть приглушенное, с теплым выходом);

· не следует допускать горлового и других призвуков;

· при выполнении упражнений с гласными следует соблюдать умеренность темпа, четкость артикуляции, равномерное распределение выдоха.

А. Упражнения, направленные на тренировку силы и высоты голоса

Упражнение 1. Звук произносится шепотом с присоединением голоса, мягко и негромко. Сила голоса должна быть одинаковой от начала до конца звучания.

Упражнение 2. Напевание колыбельной. Полунапевно произносится гласный звук, изменяя высоту голоса.

а а У У

а а аУ У У

«Раскачав» гласные, «бросать» их вверх без напряжения. По аналогии данное упражнение можно использовать при произнесении сочетаний из двух или трех звуков.

Упражнение 3. «Голосовая горка». Произносить гласный звук, изменяя его по высоте, представляя горку, по которой звук «взбирается» и «спускается вниз».

Упражнение 4. «Выколачивание» гласных звуков (отработка мягкой голосоподачи и включение грудного регистра).

Упражнение 5. «Разбойники увидели жертву». На выдохе произносить «ах-ха-ха-ха-ха» (представляя жертву), затем на выдохе произносить «ох-хо-хо-хо-хо» (представляя, что они с ней сделают).

Упражнение 6. Произносить гласные звуки и слоги, повышая/понижая тональность на каждом последующем звуке/слоге. Образуется своеобразная лестница.

Б. Интонационные упражнения

Упражнение 1. При произнесении последовательности гласных звуков воспроизводить удивление, недоумение (восходящая интонация) и ответный возглас (нисходящая интонация).

Упражнение 2. Произносить эталон «АОУИ» (сочетание гласных) с разной интонацией, сопровождая дирижированием:

· Восторженно

· Спокойно и блаженно

· Категорически

· Вопросительно

· Задумчиво

· Скорбно

· Дерзко

· Эротически

· С сожалением

По аналогии в этом упражнении можно использовать фразу.

Дыхательная гимнастика (автоматизация навыков нижнереберного дыхания)

Дыхание — главная функция человеческого организма, основа речи. Чтобы произнести фразу, нужен достаточный объем воздуха, который, проходя постепенно, струей через связки, как смычок по струнам, заставляет звучать «голосовой инструмент». Дыхание должно быть активным, целенаправленным.

Дыхание бывает трех типов: ключичное, грудное, грудобрюшное (диафрагмальное нижнереберное).

Ключичное дыхание — поверхностное. При этом типе дыхания поднимаются плечи, так как воздух входит только в верхушки легких, не раздвигая грудную клетку.

При грудном типе дыхания реберная часть раздвигается на треть.

При нижнереберном диафрагмальном типе дыхания грудная клетка раскрывается полностью. Наполняются воздухом нижние отделы легких, в свою очередь они оказывают давление на диафрагму, которая опускается, при этом «выпячивается» живот. Плечи остаются спокойными, спина — прямой.

Дыхание, голосообразование и артикуляция — взаимообусловленные процессы, поэтому тренировку дыхания, улучшение голоса и уточнение артикуляции проводят одновременно. Задания усложняются постепенно: тренировка речевого выдоха сначала проводится на отдельных звуках, потом — на словах, затем — на короткой фразе, при чтении стихов и прозы. Контролировать правильное речевое дыхание можно с помощью ладони, если положить ее на область диафрагмы.

Задачи дыхательной гимнастики: освоить технику нижнереберного диафрагмального дыхания с активизацией мышц брюшного пресса; сознательно регулировать его ритм, а также правильное соотношение вдоха и выдоха, распределение выдоха на определенные речевые отрезки.

Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет произносить различные по длине речевые отрезки.

Рекомендации при выполнении упражнений:

· Вдыхать воздух через рот и нос, выдыхать — через рот;

· Вдыхать бесшумно. При вдохе не набирать слишком много воздуха. Не выдыхать весь воздух полностью, а сохранить небольшой запас в легких. Выдох должен быть естественным, экономным, без усилий;

· «Добирать» воздух только между смысловыми отрезками во фразе;

· Следить за тем, чтобы во время упражнений не было напряжения мышц шеи, рук, груди; чтобы плечи не поднимались при вдохе;

· Необходимо дышать свободно, избегая судорожности и толчков в дыхании;

· Выдох должен сочетаться с работой артикуляционного и голосового аппарата.

В дыхательной гимнастике используются упражнения:

A. Упражнения для воспитания навыков правильного полного вдоха

Данные упражнения делают лежа, сидя, стоя. Упражнения направлены на координацию ротового и носового дыхания, на выработку нижнереберного типа дыхания при активном участии диафрагмы.

Упражнение 1, Руку положить на область диафрагмы. Выдохнуть остатки воздуха, плавно и неторопливо вдохнуть носом так, чтобы верхняя передняя стенка живота выпятилась вперед, поднимая вашу руку. Выдох производится через рот плавно и по возможности полнее. При этом живот опускается и вконце выдоха втягивается.

Упражнение 2. Руки положить ладонями на ребра (на бока, пальцами к центру груди) и глубоко (до пупка) вдохнуть. Не поднимать плечи. Ваши руки ощутят, как расходятся ребра под напором входящего в грудь (в легкие) воздуха. Это означает, что вы взяли приличный объем воздуха. Сбросить дыхание, выдохнуть. Руки должны ощутить, как опали ребра.

Б. Упражнения для воспитания навыков правильного полного выдоха

Упражнение 1. Очень глубоко и резко взять дыхание через нос (в нижние ребра). Следить, чтобы при этом не поднимались плечи. Резко, активно выдохнуть через рот. Это упражнение очень активизирует дыхательный аппарат, осуществляя хороший массаж связок активной воздушной струей.

Упражнение 2. «Задуть воображаемую свечу». Положить ладони рук на ребра. Вдохнуть и «подуть на свечу». Воздух из легких выходит плавно и постепенно, ребра опадают не мгновенно, а постепенно, по мере выдувания.

Упражнение 3. «Фиксированный выдох». После спокойного вдоха сделать плавный выдох через рот, периодически изменяя величину раствора губ (слегка увеличивая и уменьшая отверстие между губами, регулируя интенсивность выдоха). Следить за правильной осанкой и за расслабленностью мышц плечевого пояса, шеи, лица.

Упражнение 4. Проделать упражнение «фиксированный выдох» с мысленным счетом. Распределить выдох на 10-12-15 и более секунд.

B. Упражнение для воспитания навыков фиксированного выдоха со звуком и слогом

Данная группа упражнений базируется на упражнениях для воспитания правильного выдоха в сочетании с включением голоса, начиная с произнесения отдельных звуков до произнесения цепочек слогов. Примеры упражнений:

Упражнение 1. Проделать упражнение «фиксированный выдох», сочетая его с произнесением звуков с-с-с, ш-щ-ш, ф-ф-ф, м, н, л и т.д. Необходимо протянуть звук как можно дольше, контролируя длительность выдоха секундомером. Особое внимание обращается на плавность выдоха.

Упражнение 2. На выдохе протяжно произносятся слоговые цепочки: сначала с глухими звуками, затем со звонкими. Для удлинения выдоха постепенно увеличивать количество слогов на выдохе,

· полунапевно произносить на выдохе: ммаммоммуммэммиммы ннанноннуннэнниннунна

· произносить на выдохе: мму!ммо!мма! ммэ!мми!ммо!

· протяжно произносить на выдохе: м а а н а а в а а з а а

Упражнение 3. Активно (через рот) взять дыхание, а на выдохе произносить слог «да-да-да». Говорить, ощущая корни передних зубов, щелочку между двумя передними зубами, через которую «идет ниточка воздуха». Язык дробно ударяет по твердому небу около верхних резцов. Нижняя челюсть свободна, но не падает. Следить, чтобы дыхание было плавным, без толчков.

Упражнение 4. Произнести два слога, на втором сделать ударение, гласный второго слога потянуть, послушать: «ма-ма». Между слогами пауз не делать. Дыхание брать, когда оно заканчивается. Следить, чтобы смена слога, смена гласного не меняла окраски звука, его силы и объема.

ма-ма на-на ва-ва за-за

ма-мо на-но ва-во за-зо

ма-му на-ну ва-ву за-зу

ма-ми на-ни ва-ви за-зи

ма-мэ на-нэ ва-вэ за-зэ

Г. Дыхательные упражнения, сочетающиеся с голосом и движениями

Примеры упражнений:

Упражнение 1. Поворачивать голову вправо-влево и одновременно с каждым поворотом делать вдох носом порционно. Медленно и плавно выдохнуть через рот, произнося пффф.

Упражнение 2. «Лесорубы». Сделать вдох, выдох делать с наклоном, выдыхая порционно в три раза и произносить ах-ух-ох, имитируя удар топора.

Упражнение 3. «Спустить мяч». Сделать вдох. Руки на уровне груди. Сжимаем воображаемый мяч, произнося звук с-с-с.

Упражнение 4. «Раздвинем стены». Делается аналогично упражнению «спустить мяч», только используются разные звуки: вперед — звук ж, назад — з, в стороны — ш, вверх — с.

Д. Упражнения для удлинения продолжительности речевого выдоха (синхронизация речи с движением при произнесении каждого слога — «встречное дирижирование»)

Рекомендации при выполнении упражнений:

· Обращать внимание на равное распределение выдоха на протяжении всего высказывания.

· Придерживаться умеренного темпа речи с четким договариванием слова в полном его объеме.

· При чтении стихотворений, произнося возрастающее количество строк на одном выдохе, соизмерять расход воздуха с величиной текста.

Упражнение 1. Использование люфт-паузы (воздух добирается после каждой строчки).

Пример: С радости-веселья I Хмелем кудри вьются, I С горести-печали I Русые секутся. II

В дальнейшем произносится возрастающее количество слов на одном выдохе.

Упражнение 2. «Трубач». Сделать вдох. К губам прижать воображаемый мундштук горна или трубы. Без звука одним воздухом нужно «выдышать» мелодию на одном выдохе. Пример: Солнечный круг, Небо вокругЭто рисунок мальчишки. Нарисовал он на листке И подписал в уголке: «Пусть всегда будет солнце, Пусть всегда будет небо, Пусть всегда будет мама, Пусть всегда буду я!»

Упражнение 3.Сделать вдох. На выдохе посчитать. Счет прямой, обратный, порядковый, десятками и т.д. По аналогии: перечисление дней недели, названий месяцев. Следить за проговариванием, равномерностью и длительностью выдоха. Упражнение 4. Распределение речевого дыхания: чтение стихотворения «Дом, который построил Джек».

Логоритмические упражнения

Коррекционный курс для заикающихся включает в себя работу над темпом и ритмом речи. Большое значение для этого имеет выполнение специальных упражнений с использованием слухового контроля и ритмических движений (ходьба, хлопки, притопывания, прыжки). В процессе тренировки темпа и ритма речи необходимо выработать следующие умения:

· двигаться в заданном темпе;

· чередовать движения в различном темпе;

· согласовывать движения с ритмической организацией высказываний и проговариванием в нужном темпе.

Рекомендации к упражнениям

Упражнение необходимо выполнять:

· с четкой артикуляцией;

· с равномерным распределением выдоха;

соблюдая умеренный темп;

· синхронизируя произнесение и движение (на слог).

Большую помощь заикающимся окажут специальные упражнения, направленные на согласование речи с движением рук в стиле «робота», с хлопками в ладоши, ходьба на месте, по кругу, встречное дирижирование и т.д.

Например:

Mo-ем, мо-ем тру-бо-чис-та

Чи-сто, чи-сто, чи-сто, чи-сто.

Бу-дет, бу-дет тру-бо-чист

Чист, чист, чист, чист.

Формирование навыка мягкой голосоподачи, ритмизация речи

Гласный в начале предложения необходимо произносить с придыханием, в сопровождении дирижирования (на слог).

Упражнения:

Алмаз и в мутной воде блестит.

Алчный всегда в нужде.

Уши обманывают, Глаза правдивы.

И волки сыты, И овцы целы.

Ищи ветра в поле. Обогащайся знанием.

Ах ты, Лешка, простота, Купил лошадь без хвоста.

Один говорит — Двое смотрят, Двое слушают.

А счастье было так возможно!..

...От шума вдалеке,

Живу я в городке...

…О князь, наперсник муз,

Люблю твои забавы...

...О вы, в моей пустыне

Любимые творцы!

...И тихо дремлют рощи,

И шорох по лесам...

...Один во тьме ночной над дикою скалою

Сидел Наполеон...

...И муза верная со мной:

Хвала тебе, богиня!

...Итак, я счастлив был, итак, я наслаждался,

Отрадой тихою, восторгом упивался...

...Уж полем всадники спешат,

Дубравы кров покинув зыбкой.

...Унылая пора, очей очарованье...

...О вы, поэзии прелестной

Благословенные мечты!

...Ах! Обмануть меня не трудно!..

Ясам обманываться рад!

...И медлят поминутно спицы

В твоих наморщенных руках...

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало...

...А демон мрачный и мятежный

Над адской бездною летал...

...А хозяйка ждет милого,

Не убитого, живого...

.Исполнен отвагой,

Окутан плащом,

С гитарой и шпагой

Я здесь под окном.

...Ах ты, мерзкое стекло!

Это врешь ты, мне назло.

...А ткачиха с Бабарихой

Да с кривою поварихой

Около царя сидят,

Злыми жабами глядят.

...А сама-то величава,

Выступает, будто пава...

...А как речь-то говорит,

Словно реченька журчит...

...А у князя женка есть,

Что не можно глаз отвесть...

...А орешки не простые,

Скорлупы-то золотые...

Ядра — чистый изумруд,

Белку холят, берегут.

...А царевна всё ж милее,

Всё ж румяней и белее...

...И царевна к ним сошла,

Честь хозяям отдала...

...Ой вы, молодцы честные,

Братцы вы мои родные...

А.С.Пушкин

...Есть птичка рая у меня,

На кипарисе молодом...

Я верю, обещаю верить,

Хоть сам того не испытал.

«Устранение заикания сводится к вопросу о восстановлении саморегуровки произвольно не управляемой системы речи»

Н. И. Жинкин.

Ведущий способ преодоления заикания — это ритмизация речи, говорение с жестким или мягким слоговым ритмом, то есть синхронизация речи с движением на слог. «Буксиром», который потянет за собой слог, может быть прием развернутого и свернутого дирижирования, метроном. Высокоэффективна методика Л. З. Арутюнян (Андроновой) — синхронизация речи с движениями пальцев кисти ведущей руки.

Большое значение этому приему придается В. М. Шкловским и сотрудниками московского Центра патологии речи и нейрореабилитации. В начале курса обучения применяется жесткий послоговой ритм, с течением времени он ослабляется (нивелируется), подключается «мягкий» слоговой ритм, а затем и он интериоризируется (убирается внутрь). Таким образом, делается расчет на выработку нового способа плавной, слитной, ритмически организованной речи, которая должна вытеснить старый патологический стереотип речи с запинками.

Значительный период времени отводится тому, чтобы ритмизированной речи придать выразительность, то есть приспособить ее для передачи, эмоционального состояния говорящего. Большую роль в этом играют групповые логопедические и психокоррекционные занятия, где больные общаются в рамках приемов ролевой терапии. Постепенно больные должны «приспособить» речь с нивелированным ритмом к использованию ее в различных жизненных ситуациях и в конце концов перейти на нормативный способ говорения, лишенный ритмических опор, имеющих внешнее выражение. Следовательно, медленная и ритмизированная речь может рассматриваться как этап на пути к нормализации речи. Ее роль в основном состоит в том, чтобы убедить пациента, что он может говорить без запинок.

Заключительный этап коррекции речи при заикании рассчитан на выработку навыка публичной речи. Это особенно актуально для взрослых заикающихся. Для этого также существует ряд специфических функциональных тренировок, требующих длительного грамотного профессионального сопровождения заикающегося.

Упражнения: чтение пословиц, поговорок и чистоговорок (синхронизация речи с движением или работа с метрономом):

Мимозы Мила маме купила.

Маму я молю упрямо://

«Молочка налей мне,/ мама,/

Мам,/ мам,/ мам,/ — молока бы нам».//

(Вторую и третью строчки надо канючить.)

Вы малину мыли ли?/

Мыли,/ но не мылили.//

Мама Милу мылом мыла,/

Мила мыла не любила,/

Но не ныла Мила.//

Медный ковш упал на дно -/

И обидно,/ и досадно,/

Ну да ладно,/ всё одно./

Арина грибы мариновала,/

Марина малину перебирала.//

И волки сыты,/

и овцы целы.//

Ищи ветра в поле.//

Один в поле не воин.//

Из-за леса,/ из-за гор/

Едет дедушка Егор.//

Не красна изба углами,/

А красна — пирогами.//

Яблоко от яблони/

Недалеко падает.//

Язык без костей.

Близок локоток,/ да не укусишь.//

Терпение и труд/ всё перетрут.//

Бодливой корове/ Бог рог не дает.//

Не зная броду,/ не суйся в воду.//

Всё хорошо,/ что хорошо кончается.//

Всякому овощу/ свое время.//

На воре и шапка горит.

Стеша спешила,/ рубашку шила,//

Да поспешила/ — рукава не пришила.//

Век живи — век учись.

Не всё коту масленица,/

Бывает и Великий пост.//

Готовь сани летом,/ а телегу — зимой.//

Москва не сразу строилась.

Свет не без добрых людей.

Чует кошка,/ чье мясо съела.//

Дорога ложка к обеду.

Любишь кататься/ — люби и саночки возить.//

На горе Арарат/

Растет крупный виноград.//

Не рой яму другому,/

Сам в нее попадешь.//

Что в лоб,/ что по лбу.//

По бревну бобры бредут./

Улов у Поликарпа/ —

Три карася, три карпа.//

На болоте, на лугу/

Стоит миска творогу.//

Прилетели две тетери,/

Поклевали — улетели.//

Погода размокропогодилась.//

Проворонила ворона вороненка.//

Труба трубит,/ труба поет,/

Трубач по улице идет.//

Чтобы не было беды,/

Наберите в рот воды.//

Чтение текстов:

Михаил Пришвин

ОРЕХОВЫЕ ДЫМКИ

Барометр падает,/ но вместо благодетельного/ теплого дождя/ приходит! холодный ветер.// И все-таки/ весна продолжает продвигаться.// За сегодняшний день/ позеленели лужайки/ сначала по краям ручьев,/ потом по южным склонам берегов,/ возле дороги,/ и к вечеру зеленело везде на земле.// Красивы были/ волнистые линии пахоты на полях/ — нарастающее черное с поглощаемой зеленью.// Почки на черемухе/ сегодня превратились в зеленые копья.// Ореховые сережки/ начали пылить,/ и под каждой порхающей в орешнике птичкой/взлетал дымок.//

ЗАПОЗДАЛЫЙ РУЧЕЙ

В лесу тепло.// Зеленее трава:/ такая яркая/ среди серых кустов! Какие тропинки!//Какая задумчивость,/тишина!//

Кукушка начала первого мая/ и теперь осмелела.// Бормочет тетерев.// Звезды,/ как вербочки,/ распухают в прозрачных облаках.// В темноте белеют березки.// Растут сморчки.// Осины выбросили червяки свои серые.//

Весенний ручей запоздал,/ не успел совсем сбежать/ и теперь струится по зеленой траве,// и в ручей капает сок/ из поломанной ветки березы.//

ПТИЦЫ

Молодой сарыч,/ огромно-нелепый и вялый,/ вылетел из чащи на поляну/ и неумело сел/ на самый нижний сук дерева.//

Рябчики выпорхнули// и расселись по елкам и березкам,// маленькие — в воробья,/ а уже отлично летают,/ и сторожкие,/ совсем как большие.// Мать близко сидит на березе,/ очень сдержанно/ и глухо дает им знать о себе,/ и когда издает звук,/ хвостик у нее покачивается.//.

ОСЕННЯЯ РОСКА

Заосеняло.// Мухи стучат в потолок.// Воробьи табунятся.// Грачи/ — на < убранных полях.// Сороки семьями/ пасутся на дорогах.// Роски холодные,/ серые.// Иная росинка/ в пазухе листа/ весь день просверкает...//

ОСИНКАМ ХОЛОДНО

В солнечный день/ осенью/ на опушке елового леса/ собрались молодые/ разноцветные осинки,// густо/ одна к другой,// как будто им там,/ в еловом лесу,/ стало холодно/ и они/ вышли погреться на опушку,/ как у нас в деревнях/ люди выходят на солнышко/ и сидят на завалинках.//

ИВАН-ДА-МАРЬЯ

Поздней осенью/ бывает иногда совсем/ как ранней весной:/ там белый снег,/ там черная земля.// Только весной/ из проталин пахнет землей,/ а осенью/ — снегом. Так непременно бывает:/ мы привыкаем к снегу зимой,/ и весной нам пахнет земля,/ а летом/ принюхиваемся к земле,/ и поздней осенью/ пахнет нам снегом.//

Редко,/ бывает,/ проглянет солнце/ на какой-нибудь час,/ но зато какая же это радость!// Тогда/ большое удовольствие доставляет/ нам какой-нибудь десяток/ уже замерзших,/ но уцелевших от бурь листьев/ на иве/ или очень маленький/ голубой цветок под ногой.//

ЛАСТОЧКА

Паводок почти/ как весной,/ все лавы снесены давно,/ и некоторые береговые кусты корзиночной/ ивы стали островами.// На одном таком островке/ ласточка усадила своих питомцев,/ чтобы никто не мешал их кормить.// И люди вокруг стояли/ маленькие и большие.//

Маленькие тужили,/ что никак не достанешь,/ а старшие дивились уму ласточки:/ нашла же место/ — все видят,/ а тронуть не могут.//

ЦВЕТУЩИЕ ТРАВЫ

Как рожь на полях,/ так в лугах тоже зацвели все злаки,/ и когда злачинку покачивало насекомое,/ она окутывалась пыльцой,/ как золотым облаком.// Все травы цветут/ и даже подорожники,/ — какая трава подорожник,/ а тоже весь в белых бусинках.//

Раковые шейки,/ медуницы,/ всякие колоски,/ пуговки,/ шишечки на тонких стебельках/ приветствуют нас.//

Каждое занятие необходимо начинать с логопедической разминки, вторая часть занятия — психологический тренинг.

Задачи и методы психолого-педагогической работы в группе поддерживающей терапии

На различных этапах групповой психотерапии используются различные виды коммуникативной психотерапии, способствующие психолого-педагогической коррекции речевых навыков и личностных отношений заикающихся.

Решению задач первого этапа в наибольшей степени способствуют психомоторные группы, в которых могут проводиться коллективные занятия ритмикой, пантомимой, групповые формы лечебной физкультуры. Различные виды невербального тренинга создают благоприятные условия для последующего перехода к вербальным методам психологической коррекции.

На втором этапе также используется невербальный тренинг, гештальт-терапия. Гештальттерапия — психотерапевтическое направление, ориентированное на личностный рост, изменение структуры потребностей, снятие невротических механизмов взаимодействия со средой.

На третьем этапе подключается более сложный вид коммуникативной терапии — имаготерапия. Она представляет собой метод тренировки в воспроизведении комплекса характерных образов, позволяющий нормализовать систему отношений личности.

На четвертом этапе работы используются наиболее сложные виды групповой психотерапии — ролевые игры и функциональная тренировка. По терминологии Л. С. Выготского, ролевая игра — «мнимая ситуация». Моделируются и сценически воспроизводятся человеческие взаимоотношения, поэтому можно попробовать себя в разных ситуациях. Функциональная тренировка позволяет пациенту повысить уверенность в себе, адаптироваться к значимым ситуациям речевого общения.

Этапы курса поддерживающей групповой терапии

Первый этап.

Занятия №1 — №10

Важно, не откуда ты идешь, а куда.

Альфред Адлер

Коммуникация — это скорее оркестр, в котором каждый человек «играет всем своим телом», нежели телеграф, служащий для простой передачи вербального сообщения одним человеком другому.

Л. Бейтсон

Задача первого этапа: эмоциональная стимуляция, активация общения, налаживание коммуникаций и установление между больными эмоционально насыщенных связей.

Первый этап (от 1 до 10 дней). На этом этапе ведущим направлением является совершенствование невербальных способов общения. Цель: автоматизация навыков мелодико-интонационнои и темпо-ритмической организации речи, эмоциональная стимуляция, активация общения, умение выражать свои чувства невербальным способом.

Значимая проблема для заикающихся — нарушение форм коммуникации. Актуальной становится разработка адекватных методов терапии и коррекции: повышение эффективности групповой психотерапии, разработка и применение реабилитационных методов воздействия при заикании. На фоне проводимых занятий предполагается положительная динамика в виде снижения страха речи в социально и личностно значимых ситуациях, а также повышение коммуникативной активности. Это проявляется:

· в улучшении голосовых модуляций;

· в формировании навыков темпо-ритмической организации речи, а также в интонационно-мелодической выразительности;

· в развитии способностей более адекватно выражать свое эмоциональное состояние;

· в активизации общения внутри группы и установлении между пациентами эмоционально насыщенных связей;

· в выработке адекватных стереотипов поведения в трудных ситуациях;

· в способности легче устанавливать социальные контакты вне группы.

Для этого используется комплексный психотерапевтический подход, то есть «речевые проблемы» решаются в контексте внутриличностной структуры заикающегося и наряду с его личностными проблемами. Одним из эффективных подходов в данном случае является гештальттерапия.

Основной акцент делается на восстановление ориентации в своем теле и окружающем пространстве с целью нахождения в дальнейшем контактов и способов разрешения конфликтов.

Роль логопеда заключается в постоянной речевой поддержке и включает: дыхательную гимнастику; выражение мыслей и чувств на языке двигательной экспрессии; актуализацию навыка мягкой голосоподачи, развитие голоса, коррекцию интонационно-мелодической выразительности речи.

На первом этапе работы происходит:

Осознание того, что речевое общение как часть процесса общения способствует перенесению частной проблемы в расширенный контекст, меняя отношение заикающихся к речи.

В результате невербального периода взаимодействия заикающиеся в течение занятий начинают активно пользоваться неречевыми средствами общения: жестами, мимикой, пантомимой и т.д.

Параллельно воспитывается умение слушать партнера и быть внимательным к нему.

Основная установка этапа — получение удовольствия от выполненного задания. Это создает положительную мотивацию к взаимодействию в группе.

Основная задача — учиться расслабляться, чувствовать себя комфортно в присутствии группы. У участников меняется представление о себе, они внутренне «выпрямляются», становятся способными перейти от монолога к взаимодействию с партнером, а соответственно, происходит и переход от типичного для заикающегося монологического общения к реальному диалогу.

Занятие №1

1. Приветствие с использованием невербальных средств выражения эмоций.

Задание: встать в круг, положить руки друг другу на плечи. Приветливо посмотреть в глаза друг другу, поздороваться за руку.

2. Дыхательная гимнастика.

3. Артикуляционно-мимическая гимнастика.

4. Работа над голосом.

5. Невербальный тренинг. Психогимнастика.

6. Развитие пространственного праксиса, координации движений (тренирует скорость переключения и пластические качества).

а) Упражнение «Движение по залу».

Участники группы в течение 3-5 секунд равномерно распределяются по аудитории.

Задание: двигаться в любых направлениях и с любой скоростью, не сталкиваясь друг с другом.

Первая скорость — 2 шага за 5 секунд.

Вторая скорость — 4 шага за 5 секунд.

Третья скорость — 7 шагов за 5 секунд.

Четвертая скорость — 10-11 шагов за 5 секунд.

Пятая скорость — 15-16 шагов за 5 секунд.

Шестая скорость — 19-20 шагов за 5 секунд.

б) Упражнение «Встать — сесть».

Участники группы сидят на своих местах (лучше на стульях). Задание:

1. логопед предлагает встать за 10 секунд, затем — сесть;

2. логопед предлагает встать мгновенно, затем — сесть. Варианты:

3. встать мгновенно, сесть за 10 секунд;

4. встать за 3 секунды, пауза, сесть за 6 секунд;

5. встать за 10 секунд, сесть мгновенно;

6. встать мгновенно, пауза, сесть мгновенно.

Выполнение упражнения требует решения трех задач:

1. восприятия задания;

2. пристройки (подготовки);

3. выполнения задания.

Логоритмика — каждому слогу соответствует свое движение.

Занятие №2

1. Приветствие с использованием невербальных средств выражения эмоций.

Упражнение «Броуновское движение»: члены группы — атомы, которые произвольно перемещаются по аудитории. При столкновении необходимо жестом, взглядом, улыбкой выразить друг другу доброе, теплое отношение, то есть «приласкать».

2. Дыхательная гимнастика.

3. Артикуляционно-мимическая гимнастика.

4. Невербальный тренинг.

5. Психогимнастика (продолжение).

· «Движение по залу».

· «Лечь — встать».

Задание: лечь мгновенно — пауза — встать медленно; лечь медленно — пауза — встать мгновенно; лечь быстро — пауза — встать медленно или с умеренной скоростью.

· Упражнения на смену темпоритма движения:

«В музее»: человек пришел в музей, осматривает экспонаты, записывает названия картин, уходит.

«В лесу»: человек собирает ягоды, грибы или цветы (разработать точный рисунок движения).

«Художник» (разработать точный рисунок движения).

«Фотограф» (разработать точный рисунок движения).

«После работы»: человек пришел домой — положил портфель на стол — снял пиджак, повесил на спинку стула — сел за стол — открыл портфель — достал книгу —начал читать — достал тетрадь, начал делать записи (медленно — умеренно — быстро).

Данные упражнения-этюды могут выполняться сольно, в паре, группой; скорость (темп) исполнения может быть различной.

Логоритмика.

Занятие №3

1. Приветствие: «Броуновское движение».

2. Дыхательная гимнастика.

3. Артикуляционно-мимическая гимнастика.

4. Работа над голосом.

5. Невербальный тренинг.

1. Тренировка ритмичного движения под музыку, развитие наблюдательности и памяти:

· подростки двигаются произвольно под музыку;

· двигаются и напевают мелодию;

· стоят и мячом или ладонями отстукивают ритм мелодии;

· двигаются и отстукивают ритм мелодии.

2. Развитие координации движений.

Установка: координация — пластически и ритмически точно организованное движение различных мышц при выполнении конкретного действия.

Упражнения:

· подойти к столу, взять фотоальбом, рассматривать фотографии, эмоционально реагировать: грустить, радоваться, удивляться, восхищаться, смеяться;

· медленно сесть на стул, взять лежащую на столе книгу, раскрыть ее, читать, передавать эмоциональную реакцию

· за окном шум — поднять голову, закрыть книгу, подойти к окну, посмотреть, удивиться, напрячься, рассердиться;

· быстро подбежать к двери, схватить с вешалки пальто, надеть его, открыть дверь, выбежать на улицу.

Те же упражнения выполняют вдвоем синхронно (зеркальное отражение).

3. Встречное движение.

Логопед идет навстречу группе, группа сопряженно движется навстречу, повторяя его движения. Логопед меняет темп (быстро, очень быстро, медленно, очень медленно). На расстоянии 1,5-2 метра замирает, поднимает руки.

Аналогично выполняется упражнение на попятное движение.

Занятие №4

1. Приветствие (сделать визитку, указать имя — реальное или вымышленное).

2. Логопедическая (речевая) разминка с элементами логоритмики.

3. Упражнения, направленные на развитие мимики (артикуляционно-мимическая гимнастика), пантомимики, пластики, выразительности движений, координации.

«Передать по кругу»: стакан с горячим чаем; тарелку с супом; таз с мокрым бельем; пушинку.

Изобразить:

· движение в невесомости (прямое и попятное);

· съемку в невесомости;

· движение по песку при палящем солнце в пустыне

· (прямое и попятное);

· перетягивание каната;

· стирку и т.д.

4. Упражнение «Снимаем немое кино».

5. Ритуал прощания: выразить благодарность без слов (жестом, взглядом, рукопожатием).

Занятие №5

1. Приветствие: встать в круг, положить руки друг другу на плечи, приветливо посмотреть друг на друга.

2. Логопедическая разминка.

· дыхательная гимнастика;

· работа над голосом;

· логоритмические упражнения;

· коррекция просодики;

· артикуляционно-мимическая гимнастика:

изобразить: грозного владыку, кокетливую барышню, деревенского дурачка, лазутчика;

изобразить на лице следующие состояния (перед зеркалом):

· нейтральное,

· враждебное,

· саркастическое,

· радостное,

· злое,

· грустное,

· недовольное,

· скорбное,

· возмущенное,

· хмурое,

· простодушное,

· усталое,

· немного сердитое,

· удивленное,

· притворно радостное,

· расстроенное,

· сомневающееся,

· скептическое.

3. «Язык тела».

Упражнение «Выйти и войти другим человеком»:

· как неопытный учитель,

· как старенький профессор,

· как учитель-мастер,

· как артист балета,

· как Гамлет,

· как солдат,

· как кокетливая барышня,

· как инопланетянин.

Упражнение «Анабиоз» — реанимировать замороженного, не прикасаясь к нему.

Упражнение «Зеркало» — изобразить зеркальное отражение в динамике.

Упражнение «Прощание на вокзале» — жестовый диалог через стекло.

«Балет». Изобразить балет на сюжет сказки, пародию на классический балет.

Занятие №6

1. Приветствие.

Участники группы должны поприветствовать друг друга. Предварительно следует поделить группу на пары.

2. Логопедическая разминка.

3. Мимическая гимнастика: пугать друга, корчить рожи; изобразить встречу глухого и слепого.

4. Пародия: «Немое кино — ужастик».

5. Письменное задание:

1. Предлагается список предложений для завершения (анализ эмоций):

· Мне хорошо, когда...

· Мне грустно, когда...

· Я чувствую себя глупо, когда...

· Я сержусь, когда...

· Я чувствую себя неуверенно, когда...

· Я боюсь, когда...

· Я чувствую себя смело, когда...

· Я горжусь собой, когда...

2. Нарисовать выражение лица, когда чувствуешь себя:

· хорошо,

· глупо,

· грустно,

· сердито,

· неуверенно,

· испуганно,

· смело,

· гордо.

Ритуал прощания; выразить благодарность без слов (жестом, взглядом, рукопожатием).

Занятие №7

1. Приветствие: игра «Встаньте в круг» (развитие координации). Задание: встать кучкой, с закрытыми глазами двигаться по кругу, жужжать, как пчелы. По хлопку остановиться, замереть, а потом попытаться выстроиться в круг.

2. Логопедическая разминка.

3. Мимика, пантомимика.

Пациенты встают в круг, достаточно свободно.

Инструкция:

Медленно перемещаться к центру круга, представляя себе, что вы на пляже, под ногами теплый песок или галька, вы никуда не спешите, испытываете чувство душевного комфорта.

Аналогично:

· двигаться по каменистой тропинке;

· перепрыгнуть широкий горный ручей с холодной водой;

· двигаться по топкому болоту; двигаться по мху;

· пробираться к выходу сквозь толпу в переполненном автобусе;

· пересекать пустыню при сильных порывах ветра;

· пробираться по сугробам;

· пробираться сквозь метель;

· наслаждаться весенним легким ветерком.

4. Эталоны («АОУИ»)

Интонационно выразить:

· радость,

· грусть,

· злость

· печаль,

· скорбь,

· недовольство,

· объясниться в любви,

· сказать комплимент,

· рассердиться,

· объяснять бестолковому

· передать сплетню,

· поздравить с праздником,

· произнести лозунг.

5. Сценки с использованием эталонов:

· учитель — ученик,

· врач — пациент,

· милиционер — правонарушитель,

· знакомство юноши с девушкой.

6. Ритуал прощания: выразить благодарность без слов (жестом, взглядом, рукопожатием).

Занятие №8

1. Приветствие.

2. Логопедическая разминка.

3. Мимика, пантомимика.

Упражнение «Изображение движений животных».

Инструкция:

Представьте себя каким-нибудь животным и воспроизведите его пластику. Двигайтесь так, как вы чувствуете себя в образе. Выберите образ, близкий вам, затем образ животного, противоположного вам. Найдите сильные и слабые стороны в этих образах, запомните их.

Коррекционная психолого-педагогическая работа

Упражнение «Рассматривание воображаемых фотографий» (выражать положительное, отрицательное, безразличное отношение при рассматривании трех чистых листов бумаги).

4. Передача воображаемых:

· эмоций по кругу: радость, удивление, гнев и т.д.

· объектов: ежик, гиря, котенок и т.д.

Инструкция:

Представьте, что вы держите в руках колючего ежа. Изобразите, как это может выглядеть. Обращайтесь с ним так, как это может быть в реальности. Поиграйте с ним, передайте следующему партнеру.

5. Инсценировка сказки на эталонах («АОУИ»):

(«Спокойной ночи, малыши!» — пародия с участием Хрюши и Степаши).

Инструкция:

Мимика, жест, движения, интонация — утрированно-выразительные; все слова в предложениях подменяются сочетанием гласных «АОУИ».

Занятие №9

1. Приветствие.

2. Логоритмика. Логопедическая разминка.

3. Упражнение «Изображение эмоций»:

Выражение эмоционального отношения по кругу. Инструкция:

Изобразить эмоции и состояния; озвучить эталонами («АОУИ»):

· гнев,

· радость,

· раздражение,

· презрение,

· недоумение,

· восторг,

· огорчение,

· удовольствие,

· грусть,

· растерянность,

· отчаяние,

· нежность,

· высокомерие,

· восхищение,

· патриотизм,

· зависть,

· трусость,

· твердость и т.д.

· любовь,

· забота,

· смятение чувств,

· подавленность,

· отверженность,

· отчужденность,

· стыд,

· агрессия,

· апатия,

· смущение,

· скромность,

· кокетство,

· гордость,

· азарт,

· трепет,

· мстительность,

· малодушие,

4. Упражнение «Пение диалогов».

5. Упражнение «Постановка оперы» (сюжеты сказок, пародии на классические оперы).

Занятие №10

1. Приветствие: «Передать эмоциональное ощущение по кругу».

Все выстраиваются в круг в затылок друг другу. Через поглаживание спины впереди стоящего — передать эмоцию.

2. Логопедическая разминка.

3. Упражнение «Выйти и войти, изображая животное».

Каждый персонаж может быть озвучен (птичка, рыбка, бабочка, зайчик, (елка, медведь, лиса и т.д.).

4. Упражнение «Изображение эмоций»:

Изображение своего отношения к каждому участнику группы, озвученное эталонами. Члены группы должны определить, какую эмоцию выражает партнер,

Диалог на заданную тему (по два участника в центре круга):

· Сплетня;

· Скандал;

· Спор;

· Радостная новость;

· Поздравление;

· Скорбная весть;

· Ленивый, вялый диалог;

· «Светский щебет»;

· Агрессия;

· Угроза.

5. Инсценировка сказок на эталонах («АОУИ»):

· «Три медведя» — в жанре мелодрамы;

· «Колобок» — в жанре боевика или детектива;

· «Теремок» — в жанре фильма ужасов.

Второй этап.

Занятия №11— №13

Нет в мире существа, которого не коснулся хоть самый крошечный луч любви. И также нет человека, в чьей жизни нельзя было бы найти сказку.

А. В. Гнездилов

Главная задача: восстановление согласованного взаимодействия разных уровней психической деятельности, выработка адекватных стереотипов поведения в трудных ситуациях, тренировка невербального общения.

Целью второго этапа является выработка речевых навыков в социально и личностно значимых ситуациях, тренировка общения, повышение социальной уверенности пациентов. Методами работы на этом этапе являются ролевой тренинг и имаготерапия.

Наиболее серьезным последствием для формирования личности при заикании является образование невротического комплекса. Этот комплекс является естественной преградой на пути к адекватному контакту и проявляется в многообразных нарушениях общения. Нарушения общения, наблюдаемые у взрослых, прослеживаются на всех его уровнях: коммуникативном, перцептивном и интерактивном. Так, например, заикающимся свойственно отсутствие зрительного контакта при взаимодействии (отводят взгляд), смысловой жестикуляции,, передающей оттенки чувств. Амимичное лицо, скованное тело свидетельствуют о «репрессированных чувствах», о блокаде «языка тела» и связанных с этим, трудностях вербализации и коммуникативного взаимодействия с партнером.

Результатом заикания является тревога, появление «страха общения», фиксация на трудных ситуациях. «Страх общения» проявляется в трудностях тактильного контакта, боязни слышать собственный голос, в нежелании рисковать ради успеха. Эмоциональное взаимодействие вытесняется в этом случае рационализацией, «программированным поведением», учитывающим речевые, особенности, которые постепенно занимают доминирующее положение в поведении. Подобное изменение структуры личности приводит к неадекватности восприятия себя, собственного тела, голоса, способностей, к негативной самооценке и неадекватному восприятию окружающего мира, отражаясь на познавательной и эмоционально-волевой сферах, к фиксации внимания на речевом дефекте.

Состояние тревожности характеризуется субъективными ощущениями напряжения, беспокойства, мрачных предчувствий, а с точки зрения физиологии — активацией вегетативной нервной системы. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичным во времени.

Определенный уровень тревожности — естественная и обязательная характеристика активной деятельности личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности — это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.

Личности, относящиеся к категории высокотревожных, склонны видеть в широком диапазоне ситуаций угрозу для их самооценки и жизнедеятельности. На такие ситуации они реагируют выраженным состоянием напряженности. На физиологическом уровне реакция тревоги проявляется в: усилении сердцебиения; учащении дыхания; увеличении минутного объема циркуляции крови; возрастании общей возбудимости; снижении порога чувствительности.

На психологическом уровне тревога ощущается как: напряжение; озабоченность; нервозность; чувство неопределенности; чувство грозящей опасности, неудачи; невозможность принять решение и др.

Ф. Б. Березин отметил, что состояние тревоги (тревожности) — это эмоциональные состояния, закономерно сменяющие друг друга по мере возрастания, и выделил 6 уровней состояния тревоги.

Первый уровень — наименьшая интенсивность тревоги. Выражается в переживаниях напряженности, настороженности, дискомфорта. Это ощущение не несет признака угрозы, а служит сигналом скорого наступления более выраженных проявлений тревоги. Данный уровень тревоги имеет наибольшее адаптивное значение.

На втором уровне ощущение внутренней напряженности сменяют гиперстезические реакции, или же они присоединяются к нему. Ранее нейтральные стимулы приобретают значимость, а при усилении — отрицательную эмоциональную окраску.

Третий уровень — собственно тревога. Проявляется в переживании неопределенной угрозы, чувства неясной опасности.

Четвертый уровень — страх. Возникает при нарастании тревоги и проявляется в опредмечивании, конкретизации неопределенной опасности. При этом объект, с которым связывается страх, не обязательно отражает реальную причину тревоги, действительную угрозу.

Пятый уровень — ощущение неотвратимости надвигающейся катастрофы, которое возникает в результате постепенного нарастания тревоги и выражается в чувстве ужаса. При этом данное переживание связано не с содержанием чувства, а лишь с нарастанием тревоги. Подобное переживание может вызвать неопределенная, но очень сильная тревога.

Шестой уровень — тревожно-боязливое возбуждение, которое выражается в потребности двигательной разрядки, паническом поиске помощи. Дезорганизация поведения и деятельности вызывается тревогой, достигая при этом своего максимума.

Тревожность оказывает негативное воздействие на личностное развитие; наличие тревожности указывает на его неблагополучие. Такое же влияние оказывает и нечувствительность к реальному неблагополучию, обусловленная действием защитных механизмов, таких как вытеснение, представляющее собой отсутствие тревоги даже в потенциально опасных ситуациях. Тревожность входит в качестве одного из основных компонентов в посттравматический синдром, то есть комплекс переживаний, обусловленных психической или физической травмой. С тревожностью связаны также такие психические расстройства, как фобии, ипохондрия, истерия, навязчивые состояния и др. Тревога обычно обусловлена ожиданием неудач в социальном взаимодействии и невозможностью идентифицировать источник опасности. Она может проявляться как: беспомощность; неуверенность в себе; ощущение бессилия перед внешними факторами вследствие преувеличения их могущества и угрожающего характера.

Устойчивая личная тревожность возникает у людей с такими чертами, как ранимость, повышенная впечатлительность, мнительность.

Тревожность часто порождается конфликтностью самооценки, наличием в ней противоречия между высокими притязаниями и достаточно сильной неуверенностью в себе.

Тревожность, закрепившись, становится достаточно устойчивым образованием. Пациенты с повышенной тревожностью оказываются в ситуации «заколдованного психологического круга», когда тревожность ухудшает возможности, результативность их деятельности. А это, в свою очередь, еще больше усиливает эмоциональное неблагополучие.

Речевой дефект при заикании приобретает особое значение, приводит к созданию определенной тактики общения. Желание скрыть дефект вынуждает к избеганию трудных речевых ситуаций, к использованию речевых уловок, к минимальному проявлению себя и своих желаний, то есть к сокращению «объема общения». Уменьшение общения со своими сверстниками приводит к более замкнутому образу жизни, уходу в себя, эгоцентричности, уменьшению доли диалога и формированию монологической речи; нарушается процесс восприятия партнера на всех уровнях.

Постепенно у заикающегося рождается особый вид деятельности, направленный исключительно на организацию речевого процесса. Этот вид деятельности протекает параллельно с формированием содержательной стороны речевого общения, искажая содержание за счет использования «речевых уловок» (предпочтение отдается более легкому произношению в ущерб содержанию).

Вместе с тем, меняется социальная ориентация заикающегося: фиксация на речевом дефекте отражается на выборе друзей, процессе формирования семьи. Подобная тактика ведет к образованию замкнутого невротического круга: неа


Дата добавления: 2016-03-26 | Просмотры: 741 | Нарушение авторских прав



1 | 2 | 3 |



При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.155 сек.)