АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Вопрос: Расскажите о христианском отношении к болезням.

 

Нет человека на Земле, лишенного болезней и скорбей. Грех прародителей изменил то высокое положение, какое Господь даровал людям. И, потеряв Эдем, человек приобрел… тление и смерть. Но милость Божия не оставляет нас, грешных и недостойных. Болезни и скорби — и тяготы нам, и вразумление, и награда от Бога. Ими мы, перенося их безропотно, очищаемся от грехов, возрастаем духовно и приуготовляемся к вечности. Смирение и терпение, упование на Господа и Его благую волю — вот суть истинно христианский настрой.

Если поведение таково, то оно укрепляет болеющего нравственно, вменяется ему за подвиг. В этом случае человек перед лицом скорбей и недугов являет победу духа над плотью, добра над злом. Спаситель наш преподал нам пример величайшего терпения, любви и кротости, перенося крестные страдания и молясь за своих распинателей.

Болезнь — это время самопроверки, время размышлений, время покаяния. Будем же помнить, что все от Бога: и болезнь, и здоровье. А все, что от Бога, то нам во благо. Посему не будем унывать. Милосердный Господь не пошлет каждому из нас искушений паче меры, ибо, по словам апостола, «верен Бог, который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести» (1 Кор. 10, 13). Будем хранить в сердце и то, что «многими скорбьми подобает внити в Царствие Божие» (Деян. 14, 22).

Напротив, ропот, протест, озлобленность на всех и вся разоряют внутренний мир, усугубляют страдание, а главное — умаляют или уничтожают тот духовный плод, ради которого оно посылалось. Плод этот — наше спасение. Понять и осознать это нам порой мешают маловерие, беспечное отношение к себе и другое тому подобное.

Годы атеизма не прошли бесследно. Выросло почти два поколения людей, не знавших Бога и Его святую Церковь. В своей практической врачебной деятельности я часто сталкиваюсь с ситуациями, когда болящий или скорбящий человек не понимает духовного смысла страдания (имею в виду крещеных православных), очень тяготится своим самочувствием, полон уныния и печали. Бывает и того хуже: отчаяние, тоска, желание смерти.…

Есть и другая проблема, которая не может оставить равнодушным ни одного верующего врача. Бездуховность, царившая последние семьдесят с лишним лет в обществе, естественно, поразила и медицину со всеми вытекающими отсюда последствиями. Как тут ни вспомнить дореволюционные больницы. Иконы, возженные лампады, сестры милосердия, священник, исповедывающий, причащающий, соборующий. Все это было…. Радует, что ныне по милости Божией эта традиция понемногу возрождается. Пока не повсеместно, но воссоздаются и освящаются больничные храмы, в клиниках служатся молебны. В глазах больных людей появляются искры веры и надежды. В душах водворяются отрада и утешение. Хочется верить, что Господь даст нам время и силы, чтобы покаяться и исправиться.

 

Вопрос: Вы часто ссылаетесь в своих выступлениях на работы профессора Д. Е. Мелехова. Расскажите о нем.

 

А вторитетнейший ученый-психиатр, сын священника Рязанской епархии, доктор медицинских наук, профессор Дмитрий Евгеньевич Мелехов (1899–1979) является одним из основателей современной социальной психиатрии, т. е. той области психиатрии, которая вырабатывает принципы возврата душевно больных в жизнь. Крупный ученый, автор более 170 научных работ по различным вопросам клинической и социальной психиатрии, реабилитации психически больных и организации психиатрической помощи, истории психиатрии и общеметодическим вопросам.

Талантливый педагог и тончайший клиницист, Дмитрий Евгеньевич пользовался огромным авторитетом у своих коллег и у тысяч страждущих, душевнобольных и их близких.

Профессор Д. Е. Мелехов остался в памяти как великолепный врач, никогда не отказывающий в помощи. Скольким он помог в трудную минуту! Выписанные из больницы старались встретиться с ним, только чтобы услышать от него ласковое слово. Имело большое значение не только точное понимание болезненных проявлений, но и глубокое уважение, которое он испытывал к каждому человеку, в каком бы искаженном облике тот ни представал перед ним — в каждом человеке заложен образ Божий. Он умел предвидеть и показать самому больному здоровые стороны его личности, на которые надо опереться в борьбе с душевным недугом. В беседах с друзьями Дмитрий Евгеньевич неоднократно приводил примеры, когда, несмотря на психические заболевания, благодаря духовно правильному образу жизни, человек сохранял свою личность, ее красоту и оказывался трудоспособным, и он знал случаи, когда духовное расстройство — прелесть — при упорствовании в нем вело к психическим расстройствам и деградации.

Это был человек деятельной любви к людям, разговор и встречи с которым всегда доставляли радость. Христианство он воспринимал как радостную полноту жизни во Христе. Любимыми молитвами его были молитвы благодарственные. 13 мая 1979 года в восьмидесятилетнем возрасте он почил христианской кончиной. До последних часов своей жизни он сохранял интеллектуальную ясность — светло-радостное восприятие жизни.

 

Вопрос: Скажите, полезно ли лечить психические расстройства голодом?

 

Я бы порекомендовал придерживаться установленных Православной Церковью постов, а не прибегать к голоданию. Соблюдая пост, который не только и не столько связан с телесными ограничениями, а прежде всего затрагивает душу, больной человек несомненно получает благодатное укрепление душевных и телесных сил от Господа. Это несомненно.

Уже было сказано, что девиз «здоровье ради здоровья» нравственно неверный, ошибочный. В таком случае, своим кумиром мы делаем собственную плоть. Господь заповедал нам не творить себе кумира.

У голодания же много недостатков. С одной стороны, оно может способствовать исчезновению некоторых психопатологических синдромов, а с другой стороны — могут пострадать внутренние органы, иммунология. К тому же, как правило, после лечения голодом, больной вскоре набирает прежний вес (или еще больший), усиленно питается и все возвращается «на круги своя». Особенно опасно увлекаться таким целительством пожилым людям, тяжелобольным, лицам с обменными нарушениями, детям и подросткам.

Вопрос: Допустимо ли обращаться за помощью к врачу-сексопатологу? Хочу узнать мнение по этому вопросу православного врача.

 

В каждом конкретном случае все решается индивидуально. Есть некоторые заболевания, при которых помощь такого рода специалиста может быть уместна. Однако обращу Ваше внимание на следующие обстоятельства. Очень часто болезненные проблемы интимного характера развиваются от невоздержанности, пресыщения в супружеских отношениях, либо — от чрезмерной психологической переоценки их значимости. К тому же эта сфера отношений наиболее уязвима к разного рода конфликтам, обидам, недопониманиям. В иных случаях могут негативно сказаться факторы переутомления, усталости. Поэтому режим дня, отдых, душевный покой, свежий воздух приносят заметную пользу. И помните! Взаимная любовь и верность, христианский семейный уклад, соблюдение установленных Святой Церковью постов — залог семейного благополучия, здравия душевного и телесного.

 

Вопрос: Отмечаются ли у женщин после аборта какие-нибудь психические отклонения?

 

Аборт — это убийство ребенка во чреве матери. Как Вы думаете, может ли человек, у которого сохранилась хоть капля совести, не испытывать душевных терзаний?

Мне, как врачу, нередко приходится констатировать психические нарушения, возникающие у женщин после аборта. Вот типичные жалобы таких пациенток: опустошенность, тоска, чувство «внутренней боли», кошмарные сновидения (часто женщина видит муки ребенка, убитого во чреве), семейные конфликты и нестроения. Помню одну пациентку, у которой после аборта сформировался стойкий фобический синдром (страхи), который держался более десяти лет.

Как православный христианин и врач, я не считаю возможным начать лечение психических расстройств, не указав женщине на то, что она совершила тяжкий грех и что душевный недуг является прямым его последствием. Этот недуг ни что иное как муки совести. Поэтому главным врачевством будет ПОКАЯНИЕ.

Только покаяние и решимость никогда более не совершать этот тяжкий грех может привлечь благодать Божию и уврачевать душевную рану.

 

Вопрос: Можно ли привести к больному в психиатрическую больницу священника?

 

Духовное окормление у священника в условиях больницы вполне возможно. Все зависит от желания больного и его психического состояния.

 


Дата добавления: 2016-06-05 | Просмотры: 285 | Нарушение авторских прав



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |



При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.004 сек.)