АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ГИМНАСТИКИ

Занятия ведутся по такой схеме: вначале воспитываются гру­бые, диффузные движения упражняемых органов. По мере их усвоения ребенком переходят к выработке более дифференциро­ванных движений в этой же области. Торможение неправильных движений достигается использованием зрительного контроля, а также введением в работу ритма: отдельные движения ограничи­ваются определенной длительностью и прерываются паузами та-, кой же длительности согласно отбиваемому рукой такту. В таком роде ведется воспитание движений собственно звукопроизноси-тельных органов: губ, языка, мягкого нёба, глотки, голосовых связок, дыхательных мышц.

Принципом отбора артикуляционных упражнений каждый раз будет служить характер дефекта произношения и целесообраз­ность рекомендуемых движений для правильного произнесения данного звука. Упражнять надо лишь движения, нуждающиеся в исправлении, и только необходимые для воспитуемого звука. Уп­ражнения должны быть целенаправленными: важно не их количест­во, важны правильный подбор упражнений и качество выполнения. Упражнения подбирают, исходя из задачи добиться правильной артикуляции звука с учетом конкретного его нарушения у ребен­ка. Для каждого ребенка комплекс упражнений составляется ло­гопедом индивидуально.

Недостаточно только отобрать нуждающиеся в коррекции движения, нужно научить ребенка правильно применять соот­ветствующие движения, выработать точность, чистоту, плав­ность, силу, темп, устойчивость перехода от одного движения к другому.

Точность движения речевого органа определяется правильнос­тью конечного результата, что может быть оценено конечным местоположением и формой этого органа.

Плавность и легкость движения предполагают движения без толчков, подергиваний, дрожания органа (напряжение мышцы всегда нарушает плавность и мягкость движения); движение должно совершаться без вспомогательных или сопутствующих движений в других органах.

Темп — это скорость движения. Вначале движение произво­дится несколько замедленно, логопед регулирует темп при помо­щи отстукивания рукой или счета вслух, постепенно убыстряя


его. Затем темп движения должен стать произвольным — бы­стрым или медленным.

Устойчивость конечного результата означает, что полученное положение органа удерживается без изменений произвольно долго.

Переход (переключение) к другому движению и положению дот-жен совершаться плавно и достаточно быстро.

При отборе материала для артикуляционной гимнастики не­обходимо соблюдать определенную последовательность — идти от простых упражнений к более сложным. Проводить гимнастику надо эмоционально, в игровой форме.

В любом упражнении все движения органов артикуляцион­ного аппарата осуществляются последовательно, с паузами пе­ред каждым новым движением, чтобы взрослый мог контроли­ровать качество движения, а ребенок — ощущать, осознавать, контролировать и запоминать свои действия. Сначала упражне­ния выполняются в медленном темпе перед зеркалом, т.е. для достижения конечного результата используется зрительный самоконтроль. Исключение составляют дети с дизартрией. При выполнении артикуляционной гимнастики зрительный контроль у таких детей используется выборочно, с учетом формы и сте­пени дизартрии.

После того как ребенок научится выполнять движения, зер­кало убирают, и функции контроля берут на себя собственные, кинестетические ощущения ребенка (ощущения движения и по­ложения органов артикуляционного аппарата). С помощью на­водящих вопросов взрослого ребенок определяет, что делает его язык (губы), где он находится, какой он (широкий, узкий) и т.д. Это дает детям возможность делать свои первые «откры­тия», вызывает интерес к упражнениям, повышает их эффек­тивность.

Каждому упражнению в соответствии с выполняемым дейст­вием дается название (например, движения широкого кончика языка за верхние и нижние зубы — «Качели»), к нему подби­рается картинка-образ. Картинка служит ребенку образцом для подражания какому-либо предмету или его движениям при вы­полнении упражнений артикуляционной гимнастики. Логопед также приучает детей внимательно слушать словесную инструк­цию, точно ее исполнять, запоминать последовательность дей­ствий.

Упражнения перед зеркалом логопед выполняет вместе с ре­бенком. Для этого он должен уметь показать правильную арти-


ляцию и ощущать положения и движения органов своего ар­тикуляционного аппарата без зрительного контроля, что требует определенного навыка и достигается путем тренировки.

Если у ребенка не получается какое-то движение, нужно ис­пользовать механическую помощь, например поднять язык за верхние $убы с помощью шпателя, зонда и Г. п. Ребенок не всегда точно ощущает, где должен находиться в данный момент его язык. Тогда логопед концом ручки чайной ложки проводит в лом месте (например, у бугорков за верхними резцами).

Пассивные движения ребенка постепенно переводятся в пас­сивно-активные, а затем и в активные (самостоятельные) при зрительном самоконтроле перед зеркалом. Сначала самостоятель­ные движения будут замедленными. В процессе многократных повторении они становятся легкими, правильными, привычными и могут производиться в произвольном темпе.

Закрепление любого навыка требует систематического повто­рения действия, поэтому проводить артикуляционную гимнасти­ку надо ежедневно, желательно два-три раза в день, чтобы выра­батываемые двигательные навыки становились более прочными. Упражнение не должно доводить орган до переутомления. Пер­вым признаком утомления является снижение качества движе­ния, что и служит показанием к временному прекращению дан­ного упражнения.

Дозировка количества повторении одного и того же упражне­ния должна быть строго индивидуальной как для каждого ребен­ка, так и для каждого данного периода работы с ним. На пер­вых занятиях иногда приходится ограничиваться двукратным вы­полнением упражнений в связи с повышенной истощаемостью упражняемой мышцы. В дальнейшем можно доводить количест­во повторений до 15—20. а при условии коротких перерывов — и более.

Из выполняемых грех упражнений новым может быть только одно, два других даются для повторения и закрепления. Если же дети выполняют какое-то упражнение недостаточно хорошо, ло­гопед вообще не вводит нового упражнения, а отрабатывает ста­рый материал, используя для его закрепления новые игровые приемы.

Артикуляционную гимнастику обычно выполняют сидя, так как в этом положении у ребенка спина прямая, тело не напря­жено, руки и ноги находятся в спокойном состоянии. Размешать детей надо так, чтобы все они видели лицо логопеда. Лицо долж­но быть, хорошо освещено, а губы — ярко окрашены.

 


Логопед должен следить за качеством выполняемых каждым ребенком движений, в противном случае артикуляционная гим настика не достигает своей цели. Работа организуется следующим образом.

I Логопед рассказывает о предстоящем упражнении, ис­пользуя игровые приемы.

2. Логопед показывает выполнение упражнения.

3. Упражнение выполняет каждый ребенок по очереди, а ло-
гопед проверяет правильность выполнения.

4. Упражнение выполняют все дети одновременно.
Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается

напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непри­нужденными и вместе с тем координированными.

Не все дети овладевают двигательными навыками одновре­менно, поэтому необходим индивидуальный подход. Нельзя го­ворить ребенку, что он делает упражнение неверно — это может привести к отказу выполнять движение. Надо показать ребенку его достижения, подбодрить.

Если логопед видит, что группа в основном справляется с выполнением упражнения и только некоторым детям оно не со­всем удается, он проводит с ними дополнительную индивидуаль­ную работу или дает задание воспитателю, родителям отработать с детьми эти движения.

Во время артикуляционной гимнастики надо следить, чтобы движения каждого органа выполнялись симметрично по отноше­нию к правой и левой стороне лица, но в случае ослабленности одной из сторон органа упражняется преимущественно одна, более слабая сторона и упражнения служат для ее укрепления. В этом случае практикуются движения с нагрузкой, т.е. с пре­одолением сопротивления. Дополнительно может применяться массаж.

Вид, длительность проведения артикуляционных упражнений, их разовая дозировка зависят от характера и тяжести речевого нарушения. Так, при легких функциональных дислалиях артику­ляционная гимнастика обычно заканчивается с переходом к авто­матизации правильного выполнения движения. При дизартриях ее рекомендуют проводить длительно, и тем длительнее, чем тя­желее поражение.

Выполнение упражнений артикуляционной гимнастики тре­бует от ребенка больших энергетических затрат, определенных усилий и терпения. Эффективность логопедической работы по


развитию артикуляционной моторики в значительной мере опре­деляется тем, как сам ребенок участвует в процессе ее проведе­ния, какая ему при этом отводится роль, какова степень его инициативности. Закрепление любою навыка требует система­тического повторения. Чтобы у ребенка не пропал интерес к выполняемой работе, артикуляционная гимнастика не должна проводиться по шаблону, скучно. Предпосылкой успеха является создание благоприятных условий. Нужно вовлечь ребенка в ак­тивный процесс, создать соответствующий эмоциональный на­строй, вызвать живой интерес, положительное отношение к за­нятиям, стремление правильно выполнять упражнения. Для этого лучше всего использовать игру, как основную деятельность детей, а следовательно, самую естественную и привлекательную для них форму занятий. В игре обязательно должен присутствовать эле­мент соревнования, должны быть награды за успешное выполне­ние упражнений. Для красочного и забавного оформления игры-занятия используются картинки, игрушки, сказочные герои, при­влечение стихотворных текстов (см. приложение).


Дата добавления: 2016-06-05 | Просмотры: 406 | Нарушение авторских прав



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |



При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.004 сек.)