АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИРИДОДИАГНОСТИКИ И ДИАГНОСТИКИ ПО ГЛАЗОДВИГАТЕЛЬНЫМ РЕАКЦИЯМ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЛИЧНОСТИ ОСУЖДЕННОГО

ВВЕДЕНИЕ

 

На заре ХХ века в Русском уголовном праве приводились слова Штельцера, который еще в 1790 году говорил о том, что "цель наказания может быть только одна - исправление преступника так, чтобы он, по собственному своему почину, перестал быть опасным для общественного спокойствия"[1]. Природа отношений в среде современного преступного мира неоднозначна и многопланова. В последнее время сообщества преступников становятся наиболее сложной категорией, а поэтому традиционные методы изучения личности осужденных требуют пересмотра, научного их осмысления, дополнения на основе нетрадиционных методик эзотерической ориентации, зарубежного пенитенциарного опыта, биофизики, астропсихологии, нейропсихологии, генной инженерии, придологии и других наук.

В пенитенциарной социологии успех исследования и разработки научно аргументированных исправительных программ для конкретных ИТУ во многом зависит от уровня интеллектуальной активности сотрудников ИТУ, развития умственных способностей, определяющих широту и глубину познавательного интереса воспитывающих коллективов[2], без которого вряд ли возможно движение вперед. Данной работой мы и пытаемся пробудить этот интерес. Мы не поднимаем проблем, касающихся структуры интеллекта практических работников, генерирования новых алгоритмов и программ, перестройки исходных логических парадигм в процессе решения, формирования и выбора избирательных систем логических связей, вплоть до разграничения интеллекта (умственной способности) и мышления (умственной активности) в столь сложном процессе исправления и перевоспитания преступников.

Нам важно учитывать, что интеллект имеет сложное строение, включающее такие формы его организации, как здравый смысл, рассудок. Девиз нашего времени - "наращивать интеллектуальный потенциал перестройки" - не утратит своей актуальности в обозримом будущем. ХХI век будет веком торжества высшей формы человеческого интеллекта - разума. Но для того чтобы это торжество наступило скорее, необходимо помимо прочего укрепить позиции фундамента интеллекта - здравого смысла, сильно подорванные догматизированным рассудочным воспитанием, односторонней практической деятельностью и абстрактным схоластическим теоретизированием[3].

Если говорить о сотрудниках исправительно-трудовых учреждений, то в большинстве своем они консервативны в поиске подходов воздействия на личность преступника, не проявляют усердия в приобретении современных знаний, и хотя очень эмоционально воспринимают происходящие процессы, теряются в своем однозначно ориентированном выборе. Эрик Берн считает, что в большой степени люди различаются скоростью перехода от радости к унынию и наоборот. Действительно, "некоторые люди осторожны, другие же импульсивны. Некоторые способны выдержать ожидание, другие не способны. Некоторые встречают любую ситуацию быстрой, импульсивной и правильной реакцией; другие же как-то обходятся, едва реагируя на целый ряд ситуаций, а затем внезапно и импульсивно высвобождают накопленную энергию". В работах Эрика Берна можно найти объяснение многих проблем ИТУ, которые связаны с тем, что "некоторые люди слишком склонны грезить наяву. Поскольку им никак не удается осуществить свои грезы, проникающие в их сознание, они проходят через жизнь неудовлетворенными. Представляя себе, что им хотелось бы сделать, они раздумывают о своих делах и кое-какие из своих планов приводят в исполнение. Другие же люди не имеют сознательных желаний, неосуществимых на практике, и поэтому не фантазируют о вещах, им недоступных[4]". Вот почему вполне объяснимы различные кадровые шараханья, текучесть и размывание профессионального ядра в ИТУ.

Так как же проводить реформы ИТУ, если на приток новых специалистов пенитенциарной науки и практики уголовно-исполнительная система не рассчитывает? Выход есть - работникам ИТУ необходимо развивать интеллектуальные способности, накапли-вая новые знания и находя нетрадиционные подходы к диагностике осужденных и коррекции их поведения. Этому и должна помочь данная работа.

Всем известно, что возможный для человека уровень интеллекта зависит от врожденной способности его ума формировать и удерживать правильные представления, связывая их между собой. Деятельный уровень интеллекта, который человек использует, определяется этой его способностью минус воздействие эмоций. Приведя в порядок эмоциональную жизнь человека, мы даем возможность его интеллекту развиться до высшего доступного ему уровня. Сказанное может иметь развернутый комментарий, который выстроился бы в комплексную программу по выводу системы ИТУ из кризисной ситуации, но это совершенно самостоятельная тема для другой монографии.

Прежде всего следует принять на вооружение весь исторический опыт системы ИТУ. Как бы ни оценивался советский период криминологии, исправительно-трудового права и пенитенциарной педагогики и психологии, надо отметить, что более 70 лет назад в России было положено начало биопсихологическому исследованию преступной среды. Московский кабинет по изучению личности преступника и преступности основное внимание концентрировал на биологическом исследовании преступника, которое включало антропологическое, психиатрическое, психологическое, биохимическое изучение человека. В своих выводах по результатам исследований кабинет пытался объяснить преступность главным образом наличием среди преступников высокого процента душевнобольных и психически ненормальных. Подобный подход к проблемам исправления и перевоспитания осужденных мы встречаем и сегодня в научных трудах Ю. Антоняна, Е. Самовичева, Ю. Кудрякова и других ученых - исследователей психолого-педагогического обеспечения исполнения уголовных наказаний.

Заметим, что мы не будем сколь-нибудь оригинальны в разра-ботке персональных исправительных программ в ИТУ. Первые попытки классификации преступников с целью обеспечения индивиду-ального воздействия на них были предприняты еще в начале ХIХ столетия, когда Г. Дией разделил преступников на три категории: а) вступившие на преступный путь "благодаря" дурной компании, нужде или неожиданным для них обстоятельствам; б) попавшие на преступ-ную дорогу вследствие недостатка воспитания; в) глубоко испорчен-ные, неисправимые, которые, раз вступив на преступный путь, становятся профессиональными преступниками.

Другая классификация преступников, предложенная Тулмашом, выделяла из них: лиц, которые стали преступниками вследствие невежества, нужды или дурных советов; лиц, которые порочны по природе и инстинктивно стремятся к обману, краже или иному преступлению; лиц, совершивших преступление в порыве страсти или гнева.

Прежде чем говорить о нетрадиционных мерах влияния на преступную среду, следует иметь в виду мнения о том, что:

- преступность есть проявление атавизма, то есть во внешнем виде и строении тела преступника отражены черты наших предков-дикарей (выпуклые скулы, большие челюсти, торчащие уши, ямки на затылочной части и т.д.);

- прирожденного преступника не надо принимать за сумасшед-шего в полном смысле этого слова, но в нем есть известные патологи-ческие черты, характеризующие нравственное помешательство - то есть не что иное, как специальная форма проявления эпилепсии. Криминалистами-антропологами выделяется несколько типов преступников[5]. Подробнее об этом автором говорилось на страницах предыдущего издания о социально-ценностных ориентациях осужден-ных, путях совершенствования отрядной системы, об особенностях личности и перевоспитания различных категорий правонарушителей.

Все это подтверждает мысль о том, что прежде чем воздейст-вовать на осужденного, необходимо всеми доступными средствами определить его тип личности, разобраться в особенностях его характера и поведения, мотивах его поступков. При этом нужно учитывать мнение Артура Шопенгауэра: "Есть вообще лишь три основные пружины человеческих поступков, и только через возбужде-ние их действуют все, какие только возможно, мотивы; вот они:

1. Эгоизм, который хочет собственного блага (он безграничен).

2. Злоба, которая хочет чужого горя (доходит до самой крайней

точки жестокости).

3. Сострадание, которое хочет чужого блага (доходит до благо-

родства и великодушия).

Всякий человеческий поступок необходимо сводится к одному из этих импульсов, хотя могут действовать и два из них вместе"[6].

Мы полагаем, что методы обнаружения этих качеств у преступ-ников могут быть самыми различными, как и набор программ воспитательной работы, труда и подготовки осужденных к жизни в социально активной среде. В сфере нравственного воспитания на смену воинствующему атеизму и коммунистическому воспитанию пришли психологический подход к изучению личности и воздействию на нее, религиозное просвещение.

Эти подходы до сих пор совершенно не апробированы, а проповеди религиозных деятелей вызывают у осужденных лишь любопытство. Предстоит большая научная проработка этой формы воспитательного воздействия на различные категории осужденных. При этом следует иметь в виду, что еще Френсис Бекон предупреждал о том, что "плохой человек становится еще хуже, когда пытается казаться святым". Осужденные пока еще не воспринимают нравственные религиозные проповеди, относятся к ним как к мероприятиям политико-воспитательного характера. Здесь вполне уместна мысль американского просветителя и ученого Б. Франклина (1706-1790): "Нельзя помочь тому, кто не желает слушать советы".

К числу нетрадиционных методов воспитательной работы в ИТУ можно отнести и "педагогику сотрудничества". Известно, что бывший (16-й) президент США Авраам Линкольн (1809-1865) говорил: "Ни один человек не может быть достоин права править другим человеком без его согласия"[7]. Такой подход должен быть взят на вооружение режимно-воспитательными и психологическими службами ИТУ в современных условиях всестороннего развития и внедрения демократических принципов.

Пенитенциарную педагогику сотрудничества вполне иллюстри-рует пример, который приводит Э. Берн: "Однажды некоторое число умственно отсталых детей соединили в виде опыта с приемными матерями - девушками из ближайшего дома молодых правонаруши-телей. Каждый из детей обрел, таким образом, материнскую любовь и заботу, которых он был лишен в своей прежней жизни. Под этим эмоциональным воздействием у детей повысился уровень интеллекта. Вместе с тем повысился уровень интеллекта и у "матерей", поскольку у них тоже заполнился пробел в эмоциональной жизни: у каждой теперь был ребенок, которого можно было любить. Возможность любить и быть любимым благотворно подействовала на самочувствие и интеллект обеих сторон"[8].

Сегодня к предмету исправительно-трудовой психологии и методам исправительно-трудовой педагогики следует относиться с серьезными отступлениями от прежней марксовой методологии, нетрадиционно. Ведь действительно, в современных условиях мы наблюдаем совершенно новые процессы. К примеру, теперь в жизнь ИТУ активно внедряется индивидуальная трудовая деятельность, ведется поиск нетрадиционных форм воздействия труда на осужденных. К таким новым формам можно отнести оpганизацию выставки "Творчество заключенных США и России", открытие секций "Изделия преступников" в валютных магазинах и т.д.

Происшедшая эволюция воспитывающейся среды явно нетради-ционна, что можно отметить и применительно к системе ИТУ, где существует множество проблем, не позволяющих пока преодолеть развитие кризисных явлений. Одна из наиболее сложных из них - низкое использование достижений педагогики, психологии, а также других наук, позволяющих более эффективно влиять на воспитательный процесс в ИТУ.

В трудах П.Д. Успенского, а особенно во впервые публикуемой на русском языке монографии "Психология возможной эволюции человека", самая первая лекция начинается со слов: "Прежде всего я должен сказать, что никогда еще в истории психология не находилась на столь низком уровне, как сегодня. Она утратила всякое соприкосновение со своими истоками и смыслом, а потому сейчас даже трудно определить сам термин "психология", то есть сказать, что же такое психология и что она изучает. И это так, несмотря на то, что еще никогда в истории не было такого множества психологических теорий и книг по психологии.

Психологию иногда называют новой наукой. Это совершенно неверно. Психология, конечно же, древнейшая наука и, к сожалению, в главных своих чертах - забытая наука. Для определения того, что такое психология, необходимо знать о том, что психология, исключая новое время, никогда не существовала под своим собственным именем. По тем или иным причинам психология всегда подозревалась в неправедных или подрывных тенденциях в религии, политике или морали, а потому должна была носить различные маски"[9]. Сегодня необходимо шиpе использовать достижения психологии, т.к. до конца не изучено влияние многих факторов на склад характера и поведение человека.

Так, современный характер организации исполнения наказания в пpоцессе труда осужденных, до сих пор обусловливающий невозможность полной компенсации накапливаемых функциональных сдвигов не только на протяжении всего срока лишения свободы, но и за время рабочей смены, формирует "компромиссную форму адаптации", существенной особенностью которой является фазность динамических перестроек физиологических функций. Автор согласен с мнением некоторых исследователей о том, что трудовая деятельность преступников подобна положению, когда "вызванная внешними факторами длительная десинхронизация физиологических функций может стать первичной причиной болезненных состояний и снижения работоспособности. Развитие временной структуры биологических ритмов определяется, с одной стороны, типологическими особен-ностями человека, а с другой - состоянием внешних, в том числе и искусственно созданных условий в данный период времени"[10].

При перевоспитании преступников надо иметь в виду, что биоритмологическую структуру функций человека в большой степени изменяют ситуации, подобные тем, которые характерны для длительной герметизации, трансмеридианных и орбитальных полетов, океанских плаваний. Эти функции нетрадиционны и весьма вырази-тельны в условиях строгой изоляции тюрьмы или камерного пребыва-ния в исправительно-трудовой колонии особого режима, когда можно говорить об изменении воздействия привычных для обычных условий "датчиков времени". Именно в этих условиях происходит непрерывное "наложение" внешних ритмов среды на внутренние биоритмы организма, интегральная сумма которых в конечном счете нарушает константность защитных функций, задерживает процесс долговремен-ной адаптации в экстремальных условиях[11].

Это весьма сложная научная проблема, которая выходит за рамки данного исследования. Однако ясно, что, основываясь на компетентных выводах, следует признать практическую значимость хронодиагностики и хронопрофилактики. Тем более что "ранняя диагностика и прогнозирование функциональных состояний являются основой стратегии и тактики в организации профилактики заболева-ний и повышения работоспособности человека"[12]. Суть такого подхода состоит в том, что на основе оценки напряжений защитно-приспособи-тельных возможностей организма выявляются не болезни, а степень адаптации организма к условиям окружающей среды, что дает возмож-ность раннего выявления донозологических состояний, т.е. диагнос-тики на этапе срыва адаптации. Теоретической основой ее следует считать современные представления о возможностях управления адап-тационным процессом, внедрения научно обоснованных методов, неспецифической профилактики и фармакологической регуляции адаптивных процессов, что, безусловно, является важным дополнением к существующей системе медицинских мероприятий. Это, на наш взгляд, в некоторой степени может быть решено за счет регулирования светового и цветового режимов воздействия на человека в условиях строгой изоляции (в ИТУ), что позволит упредить тяжелые последст-вия влияния тюремного сумеречного света на личность и психику человека, разрушение защитных функций организма, биосоциальный "сдвиг" по хронометрической фазе.

Если серьезно говорить о нетрадиционных методах перевоспитания преступников, то следует напомнить вывод о том, что, только лишь "овладев трансцендентным сознанием, человек начинает жить в гармонии с природой, получая ее поддержку"[13]. Это совершенно новая концепция, а применительно к уголовно-исполнительной системе она осложняется концентрацией людей специфического типа личности, со своими особыми гранями мыслительно-эмоционального аппарата, жизненными ориентациями, межличностными отношени-ями, саморазвитием личности в нетрадиционной социально активной среде с особым вектором ориентации.

В этой связи было бы интересно обратить внимание читателей - сотрудников ИТУ, работающих с преступниками, на книгу Арнольда Патента "Вы можете иметь все в изобилии...", где предлагается несколько оригинальных упражнений на развитие чувственного восприятия, а ведь интуиция есть не что иное, как наши чувства. Представляйте мир в красках и образах: темные цвета - это обычно что-то мрачное и трагическое, яркие - сильные впечатления, светлые - гармония и спокойствие. К примеру, перед началом важного события постарайтесь представить, какого оно цвета. Если оттенок вызывает у вас отрицательные эмоции, не стоит даже начинать дело. По этому же принципу можно научиться разбираться в людях[14]. Ряд дpугих оpигинальных, нетpадиционных, но апpобиpованных автоpом пpиемов воздействия на личность подpобно освещен в данной книге, пpичем пpедставлены лишь матеpиалы, имеющие вывеpенную фактуpу. Известный английский писатель Чаpльз Диккенс (1812-1870) писал: "В жизни нужны только факты". Только достовеpные источники инфоpмации и взвешенные методики могут способствовать самосовеpшенствованию субъектов воспитательного пpоцесса.

Французский писатель Жан де Лабрюйер отмечал, что "если бедность можно назвать матерью преступности, то недостаток разума - ее отцом". Корни преступности весьма глубоки. Мы и не ставим перед собой цели их раскрыть в данной монографии, поскольку, как считает английский историк Генри Томас Бакл (1821-1862), "общество готовит преступление, преступник совершает его"[15]. Но мы должны быть нацелены на использование в исправительно-трудовом процессе наиболее актуальных открытий современных отраслей знаний и мирового человеческого опыта по реадаптации личности и ресоциализации преступного сообщества.

Рассматривая воспитательный процесс в современной уголовно-исполнительной системе с позиций развития личности, мы должны иметь в виду, что одна из главных задач воспитуемого - уметь контролировать свою энергию и проявление темперамента. Поэтому в известных работах П. Донова многократно указывается на необходи-мость пробужденности сознания, чтобы в каждый момент человек умел контролировать и регулировать проявление сил, обусловливающих заложенный природный темперамент.

Сотрудникам ИТУ, обладающим основами эзотерических зна-ний, известно, что в каждом темпераменте действуют и проявляются все родовые силы и внешние символы, но некоторые из них всегда доминируют, определяя характер темперамента. На этом строится и структура личности осужденного. Четыре темперамента соответствуют четырем элементам, и каждый темперамент определяет свою эпоху жизни. В эзотерике на примитивном уровне рассуждают так: флегматический (лимфатический) темперамент отвечает детской фазе жизни; сангвинический - юношеской поре; холерический - зрелости, а меланхолический - старости. С древних времен считается, что холери-ческий, или желчный, темперамент - внутренняя поляризация огненной стихии. Сангвинический, или воздушный, темперамент связан с горячим и влажным воздухом, лимфатический (флегматический) - с водой, а меланхолический - с земными функциями[16].

В соответствии с темпераментом, по мнению эзотериков, в человеке преобладает та или иная известная система. Так, при лимфатическом темпераменте преобладает пищеварительная система: до семилетнего возраста ребенок развивается преимущественно физически, а физическое в человеке характеризуется желудком. У сангвиника преобладают дыхательная и кровеносная системы, связанные с развитием духовной жизни (фаза юноши, который находится в постоянном внешнем и внутреннем движении). Холерик - деловой, человек воли, и в нем преобладают желчная, нервная и костная системы. Он полон амбиций, это человек реализующий. Меланхолик, чей темперамент соответствует старости, - человек, у которого преобладает нервная система. Он рассуждающий, мыслит и усваивает опыт, приобретенный в трех предшествующих фазах жизни. Каждый элемент создает определенную геометрическую форму, определенный морфологический тип, специфический темперамент. На этом основании мы имеем нормальные типы тогда, когда есть соответствие, гармония между морфологическим типом и темпераментом[17].

Эту теорию можно принять к сведению. Данное объяснение в некоторой степени адекватно типологии осужденных, разработанной автором в методике "Социально-психологический портрет осужденного"[18].

Прежде чем перейти к монографическому исследованию невербальных отношений различных страт осужденных, возможностей нетрадиционных методов исследования сообществ преступников и воздействия на них, следует обратить внимание читателя на то, что данная книга предполагает приобщение к наиболее актуальным научным гипотезам в области человековедения. Именно с этих позиций для повышения эрудиции читателя из числа воспитателей ИТУ считаем необходимым хотя бы в предисловии привести некоторые выдержки из восточной науки о Человеке.

Замеченные осложнения или отклонения в состоянии здоровья, вызванные умственной деятельностью, по мнению восточных мудрецов, вполне можно исправить концентрацией на счете (считать выдохи, или частоту дыхания), концентрацией на неподвижной глади озера, луны. Например, при повышенном давлении сосредоточтесь на низких местах. Если же вам необходимо тонизировать себя - сконцентрируйтесь на горах, возвышенностях. При одышке, затруднен-ном дыхании или во время восстановления дыхания сосредоточтесь на голубом небе, белых облаках, порывах ветра. При неприятных ощуще-ниях в желудке или селезенке желательно сосредоточиться на золотистом цвете (цветы георгина, желтой хризантемы). Усталость глаз, печени снимается и тонизируется сосредоточением на зелени леса (сосна, ель, береза) или зелени поляны, луга. При восстановлении функции сердца предпочтительно сосредоточение на красной гамме (цветы, огонь). Для рассеивания энергии почек возможно сосредоточение на черном цвете или более мягком - темно-фиолетовом (графит, свинец). Если человек подавлен, то коррекцией состояния заниматься не стоит, та как это вызовет головную боль, чувство сжатия в груди и т.д. Мы считаем, что этим приемам следует обучить не только всех сотрудников ИТУ, но и осужденных в период их адаптации к жизни в колонии.

Из настоящей монографии выделилась отдельная книга, посвященная новой науке - пенитенциарной цветопсихологии, которая готовится к изданию. В ней убедительно доказывается, что эффективность нетрадиционных методов имеет свое подтверждение на практике и этому есть конкретные объяснения. Приводится такой пример. Британская фирма "Пи Эйч Ол Стар" провела исследование, касающееся соотношения между характером человека и цветом его автомобиля. Упоминается интересный факт опроса водителей и дилеров, который показал, что цвета белый и красный при выборе автомобиля предпочитают деловые люди. Растет популярность цветов серых, голубых и зеленых оттенков. Считается, что человек, выбира-ющий серый цвет, старателен, обладает чувством ответственности и верой в то, что каждый должен вести такой же правильный образ жизни, как и он сам. Британские исследователи доказали, что пристрастие к зеленому цвету свидетельствует об осторожности человека. Синий цвет предпочитают прилежные труженики, которые пусть и немного скучноваты, но зато прекрасно работают в составе группы[19].

Для того чтобы глубже проникнуть в методы пенитенциарной цветопсихологии, следует усвоить основы популярных знаний о психологическом воздействии цвета. Как известно, черный в небольшой дозе сосредотачивает внимание, в большой - вызывает психические состояния, навевающие мрачные мысли; белый - ухудшает настроение, вселяет не совсем ответственное отношение ко всем; красный - возбуждает, раздражает; желтый - теплый и веселый, создает хорошее настроение; зеленый - улучшает настроение, успокаивает; голубой - ухудшает настроение; коричневый в сочетании с яркими цветами - создает уют (однако в психодинамике считается, что именно этот цвет без сочетания указанных цветов усиливает дискомфорт, сужает кругозор, вызывает печаль, сон, депрессию).

Этот аспект в пенитенциарной цветопсихологии подтверждается знаниями автора из области теоретической физики. Известно, что длинноволновая часть видимого цветового спектра (красный, оранжевый, желтый) действует возбуждающе, мобилизует, стимулирует. Закономерно, что коротковолновая (начиная с голубого) - успокаивает или угнетает. В диагностике существенное значение имеет личностное отношение к цветам. Весьма достоверную информацию об этом можно получить не только тестированием, но и наблюдением (цвет костюма, галстука и т.п.). Методом наблюдения или опроса можно установить любимый цвет, вызывающий приятные ощущения, с целью моделирования настроения. Модельеры не случайно говорят о том, что целесообразен сознательный выбор одежды для свободного времени.

В хорошо разрекламированной литературе по психологии говорится о том, что человеку трудно скрыть свою внутреннюю суть. Информацией о ней служит его цветовой выбор в одежде: синий - умиротворенность, внутренняя гармония и благополучие; зеленый - стремление доминировать, доказывать свою значимость; красный - энергичность, активность; желтый - надежды на перемены к лучшему; фиолетовый - стремление быть в центре внимания; коричневый - неблагополучие, подавленность; черный - негативизм, агрессивность; белый - открытость новым впечатлениям, внутренняя чистота; серый - закрытость, попытка произвести впечатление зрелого человека[20]. В ходе изучения различных точек зрения в области коллотерапии и цветопсихологии мы установили, что, кроме внешности и позы человека, дополнительным сигналом о нем является предпочитаемый цвет одежды. Не случайно в местах лишения свободы некоторые особо стремящиеся к лидерству личности красят в черный цвет даже нижнее белье. Блеклый серый цвет в одежде осужденных производит впечатление зрелости - осужденные стремятся доказать, что они "прошли огонь, воду и медные трубы" тюремных камер. Тогда как всеобщий синий (первоначальный цвет) чаще всего наблюдается у вновьприбывших в ИТУ и у "голубых", т.е. изгоев и пассивных гомосексуалистов. Чаще других форму одежды коричневого цвета имеют несовершеннолетние и отвергнутые средой осужденные. Шарфы фиолетового цвета обычно у лидеров отрицательных групп, стремящихся занять центральное место. Красные футболки, майки, носки предпочитают осужденные спортивного поведения, отстаива-ющие свое лидерство. Варежки и свитера зеленого цвета распростра-нены большей частью у бригадиров (в лесных ИТУ), шарфы и спортивные трико зеленого цвета - у "воров в законе". Это основные цвета, которые наиболее популярны в среде осужденных.

Что касается иридодиагностики, то давно замечено, что поскольку состояние глаз зависит от кровообращения, то они отражают физическое состояние организма, и даже в большей степени, чем волосы и цвет кожи. Йоги считают, что "все в них отражается - неправильная диета, недостаток сна, потеря жизненной энергии, неудовлетворенность, недовольство и депрессия. Большинство людей злоупотребляет, перенапрягает глаза и пренебрегает ими, забывая, что рабочий процесс никогда не останавливается в течение часов бодрствования и то, что постоянно регистрируется ими, передается для осмысления в мозг"[21]. Уже имеются аргументированные научно-методические рекомендации по обеспечению хорошего "зрительного здоровья"[22].

Иридологи давно должны были бы вмешаться в деятельность уголовно-исполнительной системы. Разве можно в работе с осужденными не учитывать того, что уже давно замечено исследователями?! Стоит светлоглазому человеку переехать с севера на юг, как его нервная система сильно перевозбуждается - появляются бессонница, раздражительность, случаются даже гипертонические кризы. И наоборот, смуглые, темноглазые южане, прибывая на север, становятся вялыми и апатичными, у них резко снижается работоспособность, появляются усталость, слабость, адинамия, подавленность настроения, склонность к застойным явлениям и развитию тромбоза[23]. Но переводы осужденных из региона в регион в настоящее время носят явно хаотический характер.

С другой стороны, для ИТУ важно иметь в виду, что от взаимодействия светового климата и световой защиты организма зависит здоровье человека. Свет - сильнейший регулятор многих функций. Если случается нарушение энергетического баланса в организме, неважно, чем оно в данном случае вызвано - чрезмерным ли световым раздражителем или брешью в световой защите, итог единый: здоровье человека под угрозой. Типичный пример такого нарушения - особая нервозность и раздражительность в периоды повышения солнечной активности, кстати, чаще наблюдаемые у светлоглазых людей. Именно световой эффект вызывает приступы мигрени и гипертонические кризы у курортников, злоупотребляющих общением с солнцем. Люди, обладающие светлыми глазами, чаще страдают стенокардией и язвой[24].

Все это можно было бы учитывать при выработке более четких рекомендаций по региональному перемещению людей, а также использовать как один из методов диагностики в пенитенциарной социологии.

В повседневной работе с осужденными сотрудникам ИТУ часто приходится наблюдать не только за тем, как они общаются друг с другом, но и как изнашивают обувь (скарпология - метод изучения личности по сношенным подошвам), как принимают пищу, какую позу занимают во время сна.

Говоря о психодинамических реакциях, следует заметить, что характер человека в местах лишения свободы определяется по тому, как он ест: быстро принимающий пищу предпочитает ускоренный ритм жизни, стремится немедленно покончить со всеми делами, чтобы начать новое; медленно принимает пищу тот, кто считает, что удовольствие можно и нужно получать и от маленьких "тюремных радостей"; тот, кто ест "на ходу",вечно спешит, недисциплинирован и плохо планирует время; привыкший есть по расписанию - педантичен, дисциплинирован, т.е. привык беречь время.

Наиболее ярко психодинамические реакции человека проявляются в его бессознательных действиях, телодвижениях и позах. Одним из вариантов такого проявления может быть состояние сна. Вполне оправдывает себя применение в ИТУ диагностической методики психолога из США Самуэля Дэнкеля "Характер и сон", в которой он рассматривает три варианта сна и соответствующие им характеристики человека. В нашем переводе и адаптации к специфике мест лишения свободы эта методика сводится к следующему.

Тип 1. Спят "калачиком" - "бутоны". Это люди, не желающие расставаться со своим прошлым. В местах лишения свободы они испытывают потребность в покровительстве со стороны человека с более сильным характером. Такие осужденные, как правило, избегают ответственности и подвержены равно как хорошему, так и дурному влиянию. Более того, это весьма чувствительные, импульсивные натуры, которые в своих поступках руководствуются больше сиюминутным настроением, чем здравым смыслом. Их поза напоминает сжатую пружину, которая утром может резко распрямиться и больно ударить.

Тип 2. Спят на животе - "черепахи". Они очень уверены в себе, пунктуальны, последовательны в своих рассуждениях, любят общий порядок и ценят сложившуюся систему отношений. Они не терпят неожиданностей. Такие люди очень расчетливы, предусмотрительны, стремятся навязывать свое мнение, командовать, руководить. Однако они мало доверяют своему окружению, а больше надеются на себя и свою способность защищаться.

Тип 3. Спят на спине, заложив руки за голову - "загорающие". Это открытый тип человека. Осужденные этой категории наиболее общительны, даже можно сказать, что они сердечны и добры к своим близким. Они, как правило, знают о своих недостатках, но предпочитают не думать об этом и не бороться за их искоренение. Это люди светлого ума, они дружески настроены к окружающим и принимают людей и мир таковыми, каковы они есть. Их позиция в местах лишения свободы в немалой степени обусловлена желанием не усложнять себе и без того сложную жизнь. С такими людьми, по мнению Самуэля Дэнкеля, легко общаться, они без труда входят в любую компанию, не конфликтуют на работе и со своими близкими. Автор считает, что спящие на спине в детстве были любимцами родителей. Это баловни судьбы. Естественно, что судьба большинства осужденных не такова, чтобы занимать столь блаженную позу, поэтому в их среде более распространены первые два типа.

К нетрадиционным можно отнести методы изучения личности преступника по физиологическим проявлениям его внутренних особенностей. Первые попытки научного исследования личности преступников с этих позиций предпринял австрийский врач и анатом Галль (1758-1828), который разработал системный метод френологии из раздела науки физиогномики. По его убеждению, внутренняя и внешняя стороны черепа представляют собой точные отпечатки поверхности мозга, поэтому достаточно измерить и рассмотреть череп, чтобы определить нравственные и умственные качества человека. Эта теория послужила основанием для ломброзианской классификации типов личности преступника с учетом его френологических психологических качеств и свойств[25]. Однозначно принимать или отрицать все существующие на этот счет точки зрения нельзя, поэтому мы считаем, что в современных условиях многие теории, в том числе и френология[26], требуют дополнительного уточнения специалистами.

Кроме всего прочего, для аудиовизуальной диагностики преступников можно использовать такие нетрадиционные методы, как хирономия и дерматоглифика, помогающие распознать индивиду-альные качества человека. Величайший пророк нашего времени Каиро в предисловии к своему рукописному труду писал: "Форму руки наблюдать легче, чем линию на ладони руки; так, с помощью хирономии можно читать характеры незнакомцев, сидя в поезде, в церкви, на концерте или в салоне..."[27].

Вместе с тем следует учитывать тот факт, что мы живем в эпоху технократии и компьютеризации, а "психика людей, повседневно работающих в технике, над техникой, с техникой, приучается ко всему на свете подходить с критерием практической полезности. Если человек не сумеет сам заметить эту опасность, если он не отгородит глухой стеной ту сферу своей жизни и деятельности, где властвует техника, от остальных сфер своей жизни и души, он превращается в духовного калеку, духовного импотента, духовного слепца"[28]. Процитированное свидетельствует о том, как ошибаются те авторы и разработчики исправительных программ для различных категорий преступников, которые переносят результаты исследований исторического прошлого на современные условия, не соизмеряя происшедших изменений в социальном устройстве, бытии и сознании людей.

Сегодня должны измениться и представления о человеке. До сих пор внимания этому понятию уделялось в литературе явно недостаточно. Это было связано с общей многолетней недооценкой в нашем обществе проблем человека, который зачастую рассматривался в качестве приложения к производительным силам, производственным отношениям, общественным движениям, идеологической борьбе и т.д. Да и сейчас, несмотря на некоторые перемены к лучшему, ситуация вряд ли может считаться удовлетворительной. До настоящего времени мы еще не убедились в том, что человеческая природа - понятие первичное и фундаментальное. От нее не могут не зависеть все общественные структуры, заслонявшие понятие "человеческой природы" то "человеческим фактором", то "способом производства", то "общественной формацией", "базисом" и "надстройкой" и т.д. Восстановление в правах понятия "человеческое" необходимо и в пенитенциарной науке, и в литературе, где анализ этой проблемы еще не занял адекватного ее значению места. По современным зарубежным понятиям концепция человека - это художественно-философское представление о природе человеческой личности и характере ее связей с миром. Имеется в виду связь человека не только с обществом, но и со всем, что его окружает: от природы до космоса. Ибо человек, принадлежа обществу, принадлежит и Вселенной. Без осознания своей причастности к мировому началу, к вечности и бесконечности человек мельчает, легко погружается в сиюминутное и преходящее, теряет подлинное достоинство и утрачивает духовную сущность. Литература призвана всегда напоминать об этом людям. Недаром к вершинам мировой литературы относится творчество тех писателей, которые подобно Данте, Шекспиру, Сервантесу, Гете, Толстому, Достоевскому поставили человека лицом к лицу с вечными проблемами бытия[29].

Прежде чем перейти к научно-методическому толкованию затронутой комплексной проблемы, заметим, что и на сегодняшний день остаются для нас справедливыми слова профессора С.В. Познышева: "В России в недалеком прошлом не было спроса на пенитенциарные знания, потому что вся сложность, психологическая трудность и громадное социальное значение пенитенциарного вопроса не осознавались. Лишь несколько изменяя свою наружность, русская тюрьма, по существу, все время продолжала оставаться "мертвым домом" и в значительной мере остается им и теперь. Для несложных целей и примитивной грубости этого мертвого дома особых пенитенциарных знаний не требуется. Строгий распорядительный начальник, крепкие замки и решетки, наружная дисциплина и отсутствие побегов - вот все, что, казалось, нужно у нас для хорошей постановки пенитенциарного дела"[30]. Если быть честным до конца, то и теперь, если бы возникла необходимость писать учебник "Современные основы пенитенциарной науки", пришлось бы сказанное 70 лет назад поставить первой строкой объективного научного труда, монографии или учебного пособия по результатам исследований в системе ИТУ.

Ответом на вопрос об актуальности данной монографии могут служить результаты опроса по выяснению общественного мнения о том, каким должен быть воспитатель осужденных. Наиболее распространенным является мнение о том, что он должен обладать широким кругозором, хорошо ориентироваться в дерматоглифике (науке, изучающей узор кожных рельефов) и хиромантии, астрологии и астрономии, гомеопатии и иридодиагностике, разбираться в патофизиологии болезни, изучать и перенимать богатейший зарубежный опыт. Современный воспитатель ИТУ, по мнению самих осужденных, должен овладевать народной мудростью, являющейся тем источником, из которого по крупицам собирается основа великой науки человековедения; расширять собственные возможности за счет экстрасенсорики и древнего целительства стрессовых состояний с учетом индивидуальных особенностей конкретной личности; уметь выравнивать биополе, и многое другое.

Но сколь ни безграничны человеческие возможности, не следует забывать, что нельзя объять необъятное. В воспитательном педагоги-ческом процессе, по всей вероятности, в будущем определятся специализации, и в их рамках воспитатель сможет освоить те или иные методы, которые позволят ему оказывать действенную помощь нуждающимся.

А в настоящее время деятельность правоохранительных органов приобрела чрезвычайный характер. Растет преступность, приобрета-ющая качественно новые и все более опасные формы, межреги-ональный и международный характер. Обеспечение безопасности вышло на одно из первых мест в числе вопросов, волнующих людей. Преступность из чисто криминологической проблемы переросла в реальную угрозу национальной безопасности, стала одним из факторов, дестабилизирующих социально-политическую обстановку, тормозящих экономические реформы. Преступные элементы пытаются диктовать свои условия нарождающемуся слою предпринимателей и собственников. Расширяется подпольная торговля оружием, его контрабандный ввоз из-за рубежа; неумолимо растет число убийств, грабежей, разбойных нападений; процветает бандитизм. Все это вынуждает адаптироваться исправительно-трудовую систему к создавшейся ситуации, перестраивать всю ранее сложившуюся практику обеспечения порядка и безопасности в колониях и тюрьмах. В трудной каждодневной борьбе за выживание подразделения ИТУ накопили определенный опыт стойкости, деловитости, тактического маневра. Управленческие аппараты в центре и на местах стали гибче и оперативнее реагировать на постоянно изменяющуюся обстановку, настойчивее отстаивать интересы граждан.

Что касается проблем, стоящих перед ИТУ, то они чрезвычайно сложны[31]. Несмотря на развитие некоторых негативных тенденций в среде осужденных, в подразделениях уголовно-исполнительной системы России удалось выработать в целом единый подход к политике исполнения уголовных наказаний. Практические работники ищут и в основном находят поддержку и понимание в высших органах власти и управления, налаживают деловые контакты, необходимые для успешной борьбы с преступностью. По мнению руководства МВД России, "вопреки пессимистическим прогнозам, исправительная система не только не капитулировала перед самыми разнообразными трудностями и осложнениями, но и вышла из них более жизнестойкой, способной к модернизации, восприятию кардинальных перемен, происходящих в стране. Нашла в себе большие, порой еще не до конца использованные резервы"[32].

Генеральное направление государственного реформирования всей системы исполнения наказаний, заключающееся в переходе от жестких карательных мер воздействия на осужденных к широкому стимулированию правопослушного поведения, подтверждено в тех льготах и новациях по отношению к лицам, отбывающим наказания, которые нашли свое отражение в Законах Российской Федерации: от 12 июня 1992 года "О внесении изменений и дополнений в Исправительно-трудовой кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Процессуальный кодекс РСФСР" и от 21 июля 1993 года "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы". Именно эти Законы направлены на повышение эффективности исполнения уголовных наказаний, соблюдение прав

человека и приведение законодательства России в соответствие с международными нормами по вопросам обращения с заключенными, внедрение современных нетpадиционных исправительных программ изучения и перевоспитания личности преступника и воздействия на него с учетом тех новых научных достижений и знаний о человеке, которые рассматриваются автором.

 

Глава I. ИРИДОЛОГИЯ [33] КАК ИНСТРУМЕНТ ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СОЦИОЛОГИИ

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИРИДОДИАГНОСТИКИ И ДИАГНОСТИКИ ПО ГЛАЗОДВИГАТЕЛЬНЫМ РЕАКЦИЯМ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЛИЧНОСТИ ОСУЖДЕННОГО

 

Как известно, современные методы изучения личности по глазам достаточно надежны и дают высокий результат. Исследования, проведенные в США, показали, что даже техника взгляда, будучи усвоенной в детстве, остается у человека неизменной на протяжении всей его жизни. Эта техника визуального контакта сохраняется даже тогда, когда человек попадает в другую национальную среду.

По степени использования контактоулавливающей функции взгляда осужденные, равно как и общества, делятся на две гpуппы: "контактные" и "неконтактные". В контактных культурах, к которым относятся в основном южные народы (испанцы, итальянцы, португальцы, латиноамериканцы, арабы), взгляд при разговоре и общении имеет весьма выpаженное функциональное значение. Арабы, например, с детства специально учат детей при разговоре смотреть человеку прямо в глаза; другой взгляд считается невежливым. В неконтактных же культурах, к каковым могут быть причислены (условно) скандинавы и другие народы, населяющие север Европы, а также японцы, индийцы и пакистанцы, издавна рассматривание человека в упор считалось дерзостью, признаком вызывающего или даже оскорбительного поведения.

Замечено, что в ИТУ Коми Республики осужденные менее контактны, чем в Краснодарском крае. И как туристов в США предупреждают: "Не смотрите прямо в глаза незнакомым людям на улице", так и осужденные в Коми могут посчитать такой взгляд свидетельством готовящейся с вашей стороны агрессии и, возможно, постараются вас опередить.

В древнейших теоретических трактатах по данной проблеме можно прочитать: "Глаза, видимо, поглощают и отбрасывают свет. Когда смотрят пристально, то некоторым образом поглощают образ, отражение предмета. Говорят: "пожирать глазами"; а так как эти выражения приняты потому самому, что они истинны, говорят также: "глаза бросают молнии"; и вот - вдыхание и выдыхание глаз, освещен-ных народной мудростью, магнетизмом, электричеством... Ясно, что это то электричество, более или менее обильное, которое дает блеск глазам разумных людей и оставляет, через свое отсутствие, тусклыми и широкими зрачки глупцов; но когда собираются думать, глаза тоже расширяются и тускнеют, потому что всю электрическую жидкость собирают в мозгу, который уже ничего не испускает наружу, подобно тому как удерживают дыхание, чтобы сделать что-нибудь вещественно тяжелое"[34].

В нескольких словах скажем о том, насколько интересна сама этнография взгляда. Она весьма разнообразна. Индейцы племени навахо учат детей вообще не смотреть на собеседника. У южноаме-риканских индейцев племен витуро и бореро говорящий и слушающий смотрят в разные стороны, а если рассказчик обращается к большой группе людей, он обязан сделать это, повернувшись к ней спиной и устремив свой взгляд в глубину хижины. Японцы при разговоре смотрят, как правило, на шею собеседника таким образом, что глаза и лицо партнера по общению находятся в поле периферийного зрения.

У многих народов распространено нечто вроде табу на пристальный взгляд. Это связано с верой в так называемый "дурной взгляд", или "дурной глаз", который будто бы в состоянии навести порчу или "сглазить" того, на кого так смотрят. До сих пор во многих государствах (напpимеp, в республиках Средней и Центральной Азии) на одежду, головные уборы и сережки детям и женщинам пришиваются или прикрепляются черно-белые бусинки, способные "заземлять дурной глаз". По-узбекски это укpашение называется "кузмунчок". Причем у людей, занимающих официальные посты, кузмунчок обычно умело маскируется, но настолько, чтобы "дурной глаз" был в состоянии его заметить.

Выяснено, что женщины, независимо от культуры, используют прямой взгляд намного чаще мужчин. Это считается, по мнению английского психолога Майкла Арджайла, врожденным качеством. Женщина не воспринимает пристальный прямой взгляд как сигнал угрозы, а напротив - считает его выражением интереса и желания установить человеческий контакт, средством общения с ребенком на самых ранних стадиях его развития. Но иногда именно такое воспри-ятие взгляда (на основе полового диморфизма в психологии взгляда) делает некоторых девушек легкой добычей преступников и насиль-ников. То, что девушка сама трактует свой взгляд всего лишь как выражение легкого интереса, другими подчас воспринимается как призыв и обещание. Поэтому воспитание культуры поведения подростков обязательно должно включать в себя и обучение культуре взгляда, не говоря уже о позах, жестах и прочем. Взгляд может не только выражать половые или национальные различия, уровень культуры и воспитания, но и отражать социальный статус собеседника и его знания о вашем социальном статусе.

Известно, что частота прямых взглядов на собеседника зависит от того, "выше" или "ниже" себя вы его считаете. У считающего себя выше по статусу количество прямых взглядов намного больше. Это хорошо видно на картинах художников различных стран и эпох, где изобpажены беседующие, один из котоpых пристально всматривается в лицо дpугого, а тот отводит глаза. Даже не зная сюжета картины, по этой детали можно точно определить социальный статус говорящих. Обратных примеров очень мало. Это картина Н. Гете "Что есть истина?", где изображены вопрошающий взглядом Понтий Пилат и ответствующий ему взглядом Иисус Христос, взгляд которого может восприниматься Пилатом как признак дерзости или болезненности ума, но Христом понимается как свидетельство собственной силы, знания своего места в божественном триединстве.

Взгляд, устремленный на вас, по заключению психологов, - это не только информация, но и большая психологическая нагрузка. Мало кому нравится, когда его долго и беззастенчиво рассматривают. Поэтому в некоторых странах мира даже салоны в метро делают такими, чтобы человек был защищен от лишних взглядов. И то, что многие в метро дремлют или читают, - своеобразная форма психологической защиты[35].

Не случайно часто бывает удобнее вести откpовенный pазговоp по телефону, не выдавая себя взглядом. Пpиходящий на исповедь кается в своих гpехах, также находясь под покpовом. Но pабота воспитателя в ИТУ тpебует максимального использования всех известных способов диагностики личности, в том числе и диагностики по взгляду, фоpме и цвету глаз и т.п., с целью пpогнозиpования поведения осужденного и выбоpа наиболее оптимальных пpиемов воздействия на него.

Человечество давно обратило внимание на связь взгляда и поведения людей. Многие характеристики человеку даются по глазам: "завлекающий взгляд", "гневные глаза", "презрительный взор", "жуликоватый блеск в глазах". В книге Гесса "Выразительные глаза" говорится, что с помощью глаз передаются самые точные и скрытые из всех сигналов человеческой коммуникации, потому что они занимают центральное положение в человеческом организме, а зрачки ведут себя полностью независимо. Когда человек возбужден, его зрачки расширяются в четыре раза против нормального. Сердитое, мрачное настроение заставляет зрачки сужаться ("глаза-бусинки", "змеиные глаза"). Осужденные, которые успешно выигрывают в игры "под интерес", всегда садятся так, чтобы хорошо можно было видеть глаза соперника, а сами пытаются скрыть свои зрачки, которые всегда расширяются при получении выигрышной карты. Зрачки бессознательно подают сигнал сопернику своим резким расширением, которое подсознательно фиксируется напарником. Только научившись скрывать в ходе игры свои действия и мысли, считают осужденные, можно добиться желаемого результата. Некоторые жулики перед началом игры закапывают в глаза альбуцид для расширения своих зрачков, чтобы ввести в полное замешательство соперника по игре в покер.

Старая поговорка гласит: "Смотри человеку в глаза, когда разговариваешь с ним". Когда вы разговариваете с людьми или ведете переговоры, научитесь смотреть в зрачок, и зрачок расскажет вам правду о мыслях человека[36]. Этот совет Аллана Пиза весьма уместен для тех, кто проводит воспитательную работу в среде преступников.

Замечено, что "существуют два близких, но не идентичных термина: глазная диагностика и иридодиагностика. Под первым подразумевается распознавание болезней по трем регионам: по радужке (собственно иридодиагностика), по зрачку (пупиллодиаг-ностика), по другим участкам глаза и окологлазничной области (роговице, склере, глазному яблоку и векам). Поскольку зрачок является свободным краем радужки, их исследование логично было бы объединить в одно понятие иридодиагностики"[37].

Находящееся в середине радужки зрачковое отверстие выполняет весьма ответственную функцию диафрагмы, рефлекторно регулирующей количество света, поступающего в глаз. Непрерывное изменение диаметра зрачка от 2 до 8 мм осуществляется двумя заложенными в радужке мышцами: суживающей (сфинктер зрачка), состоящей из циркулярных гладких мышечных волокон, расположенных концентрично по отношению к зрачковому краю, и расширяющей (дилататор зрачка), состоящей из радиальных волокон. И все это составляет диафрагму радужки. Для нас не так важно то, что зрачки суживаются при действии на глаз света, при установке зрительных осей на ближний предмет, при смыкании век, а также на фоне выдоха, во сне; расширяются при болевых ощущениях, при большом физическом напряжении, при психическом возбуждении, а также во время глубокого выдоха[38], что радужка богата специфическими сосудами, имеющими своеобразную архитектонику[39], - это больше интересует специалистов медицинского профиля, изучающих аномалии и патологии радужки и пигментной каймы зрачка[40]. Тем же, кто работает с различными категориями осужденных, прежде всего необходимо обращать внимание на контрастированные пигментные автономные кольца радужки:

- желто-золотистая окраска указывает на неприятности, связан-ные с позвоночником или с костями скелета, с расслаблением связок;

- светло-желтая - сниженная сопротивляемость вследствие нару-шений иммунной системы;

- грязно-желтая, серая с зеленоватым оттенком - характерна для заболеваний почек (нефриты, нефрозы или пиелиты);

- оранжевая - заболевание поджелудочной железы; - цвета ржав-чины - знак нарушения работы желудочно-кишечного тракта[41].

Самые серьезные и очень скрупулезные исследования по изучению морфологических и клинических особенностей зрачковой каймы еще в 50-е годы провел Дж. Энджерер. С тех пор никто не опровергнул того, что зрачковая кайма отображает состояние невербального управления организмом, являясь своеобразным продуктом нейронального обмена веществ, или, образно говоря, кострищем из искрящихся и проходящих вглубь и обратно нервных импульсов. Он писал, что "как функция почек определяется по моче, атония кишечника - по стулу, так и функция нервов может определяться по зрачковой кайме"[42]. При этом следует иметь в виду, что назальные (относящиеся к носу) сегменты каймы указывают на спинальную энергетику, фронтальные (верхние) - на иннервацию эмоций и интеллекта, височные - на иннервацию пневматики, дистальные (нижние) - на иннервацию мочеполовой потенции, функций кишечника и кровообращения[43].

Дж. Энджерер описал 21 форму зрачковой каймы, высоко оценив ее значение в личностной диагностике, и мы приводим их в неизменен-ном виде со всеми авторскими интерпретациями, оставив право будущим исследователям-клиницистам усомниться в этих выводах, но предоставив возможность проверить на практике социологам уголовно-исполнительной системы диагностическую перспективу их применения для выявления особенностей личности осужденных и их реакций во взаимодействии с окружающей средой. Для такой диагностики особую важность представляют клинические симптомы, которые можно уловить при первом рассмотрении зрачковой каймы, не изучая глаз через специальные приборы.

1. Зрачковая кайма астеника. Имеет вид тонкой и нежной кромки увеального (относящегося к сосудистой оболочке глаза) листка, имеющего круглую форму, мягкую консистенцию и кораллово-красную окраску. Обладатели этой зрачковой каймы отличаются подвижностью, высокой чувствительностью и восприимчивостью, низкой жизнестойкостью и быстрой утомляемостью. Обычно это мягкие, добросовестные и религиозные люди, отвергающие материализм и ориентирующиеся на духовные ценности.

2. Позвонковая зрачковая кайма. Имеет вид зубчатого колеса, являющегося признаком недостаточности позвоночного столба. Четкая тонкая зубчатость, занимающая большую часть зрачковой каймы, говорит о наличии артрозов и артритов, склонности к отекам в отдельных сегментах. Толстые зубья указывают на растяжение связок, застой, смещение межпозвонковых дисков, расширение сосудов и, в частности, варикозные образования на ногах и в анальном отверстии.

3. Старческая зрачковая кайма. Во многом сходна с предыдущей позвонковой каймой, однако между отдельными ее зубчиками находятся нежные беловато-серые включения, представляющие собой, по всей вероятности, разрушившуюся ткань увеального листка. Обладатели такой каймы страдают выраженным артериосклерозом и имеют симптомы старческого слабоумия. Фрагментарное наличие краевых зазубрин указывает на прогрессирующее старение (независимо от возраста), распространенное в среде осужденных особого вида режима.

4. Кишечная зрачковая кайма. Представлена в виде отдельных крошкообразных выпячиваний увеального бордюра (висячих жемчужин), в чем-то напоминающих плесневелый грибок. Кишечная зрачковая кайма указывает на разрушение системы питания, вызванное чрезмерным или недостаточным раздражением желудочно-кишечного тракта. С возрастом эти процессы проявляют тенденцию к переходу в серьезное заболевание - карциному кишечника.

5. Сонная зрачковая кайма. Более раннее название - "кайма ночного сторожа". Имеет вид кольцеобразного вплавления увеального листка серого или белого цвета. В отдельных случаях на светлом фоне отмечаются точечные желтоватые, красноватые или темно-коричневые включения. Обладатели такой каймы страдают нарушением сна психического или соматического (нарушение пищеварения, артриты, сосудистые заболевания) генеза.

6. Зрачковая кайма заики. Такая кайма выглядит как звезда, внешняя кромка которой несет на себе "мерцающих протуберанцев". Люди с каймой заики страдают нарушениями речи и слуха, у них повышена восприимчивость органов чувств, выражена рвотная реакция, есть отклонения вкуса.

7. Зрачковая кайма эретика. Представлена волнообразным внутренним краем. Носители такой каймы отличаются невротич-ностью и чрезмерной лабильностью: за возбуждением следует опустошенность, за летаргией - сверхнапряжение. Характерны низкая жизнестойкость и адинамия.

8. Зрачковая кайма мистика. Форма каймы здесь напоминает звезду, но "мерцающие протуберанцы" направлены не наружу, а внутрь. Обладатели такой каймы - одаренные, нестандартные люди, способные чувствовать излучение, различать нюансы запахов, запоминать фантастическое число цифр. Из их числа появляются ясновидящие, яснослышащие, специалисты по оккультным наукам и астрологии.

9. Спазматическая зрачковая кайма. Характеризуется когтеобраз-ными отростками, обращенными либо внутрь - в просвет зрачка, либо наружу - в зрачковый пояс. Спазматическая форма каймы наблюдается при различных сочетаниях спастических и атонических эффектов в области пищеварительного тракта. При этом коготки, обращенные наружу, обозначают спазм в области желез, сопровождающийся приступообразным выделением желудочного сока; коготки, обращенные вовнутрь, указывают на спазмы мускулатуры пищевари-тельного тракта. Таким образом, в зависимости от имеющихся коготков на зрачковой кайме мы отмечаем, с одной стороны, ахилию, метеоризм, варикозные узлы, с другой стороны, дискинезию желчных путей, желчнокаменную болезнь, мигрень и т.д.

10. Зрачковая кайма эпилептика. Характеризуется большими заг-нутыми коготками, которые как бы вкрапляются своими остриями в капсулу хрусталика. При расположении коготков в верхнелатеральном (боковом) секторе можно говорить о тяжелой форме эпилепсии, при расположении в других секторах - о судорожных явлениях в соответствующих органах (сердечных приступах, дисменорее, желчных спазмах).

11. Зрачковая кайма апоплептика. Это гипертрофированная, ши-рокая и ровная кайма, характерная для некоторых патологических состояний: от простой раздражительности гипертоника до тяжелой застойной гиперемии головы с головокружением и шумом в ушах и апоплексических инсультов. Причем чем темнее зрачковая кайма, тем ближе и тяжелее кровотечение.

12. Нейродолевая зрачковая кайма. Это большие, широкие доли увеальной ткани, свисающие в просвет зрачка в виде своеобразных облаков. Означают выраженную лабильность психики: от повышенной доверчивости и необузданной веселости до тяжелейшей подозри-тельности и меланхолической сумрачности. Двух- или трехрядное расположение долей зрачковой каймы усугубляет картину заболевания, говорит о том, что нервные напряжения и торможения, психические срывы сочетаются с телесными пороками и характеризуют индивидуум как существо с неадекватными и малопредсказуемыми реакциями.

13. Демонтированная зрачковая кайма. Это такая кайма, с кото-рой весь пигмент снят до основания, и видимым остается только беле-соватый кольцевой остов. Люди с указанной каймой отличаются выраженной общей слабостью, мышечной атонией, сосудистыми изменениями, язвами голени и деформированными ногами.

14. Декадентная зрачковая кайма. Характеризуется потерей естественной окраски и представляет собой белоснежную, с острой кромкой кайму. Обладатели такой зрачковой каймы - декаденты с психической и моральной точек зрения. Они часто предъявляют жалобы на слабость и "чувство чего-то, живущего в теле".

15. Травматическая зрачковая кайма. Различные травмы (удар, падение, толчок, повреждение) приводят к нарушениям нервных структур, что оставляет на наружном или внутреннем крае зрачковой каймы глубокие разрывы и клиновидные трещины. По ним спустя много лет можно объяснить происхождение ряда недугов.

16. Зрачковая кайма кровотечения. Имеет вид свешивающихся в просвет зрачка долек. Если они окрашены в красный цвет, то это соответствует геморрагическим инфильтрациям в двигательно-сенсорных ганглиях (нервных узлах), если окрашены в черный цвет, то это говорит о склонности к кровотечениям и очагах смягчения в центральной нервной системе. Клиническая картина в этих случаях может быть различной - от безобидных болезненных переживаний и замкнутости на "идее фикс" до гениальности в изолированном секторе и шизофрении. Указанные изменения зрачковой каймы обладают, вероятно, наследственной доминантой.

17. Туберкулезная зрачковая кайма. Представлена светло-желто-ватыми пузырьками на зрачковой кайме и вокруг нее. В целом кайма приобретает рябоватый вид. Носители такой каймы больны туберкулезом и параллельно имеют ряд отклонений со стороны нервной системы.

18. Ревматическая зрачковая кайма. Представлена в виде красно-ватых, реже темно-желтых влажных пузырьков и неровностей на поверхности каймы. Указывает на интоксикацию почек или печени ревматической этиологии, на шлаки, образовавшиеся в результате обмена мочевины.

19. Бахромчатый ковер паралитика. Это когда увеальный листок расширяется в направлении к зрачку и представляет собой большой бахромчатый ковер. Указанным признаком могут быть отмечены потомки сифилических паралитиков, сами имеющие те или иные дефекты со стороны центральной нервной системы.

20. Сифилитико-спутниковая зрачковая кайма. Имеет вид малень-ких серо-бурых зерен-спутников, размещающихся на внутренней кромке зрачковой каймы. Такая картина наблюдается у лиц, перенесших сифилис, но полностью не излечившихся от интоксикационных явлений. Они нередко обладают саркастическим характером с уклоном в "юмор висельника".

21. Сердечно-невротическая зрачковая кайма. Напоминает кир-пичную стенку красного цвета, расположенную внутрь от зрачковой каймы, обычно в назальной половине. Свидетельствует о неврозе сердца на почве спазмофилии.

При использовании данной методики выявления симптомов заболеваний по зрачковой кайме, по мнению Дж. Энджерера, гарантируется "своеобразное проникновение в невральный силовой агрегат"[44], с помощью которого можно визуально диагностировать многие патологические процессы почти невооруженным глазом даже в ходе индивидуальных собеседований воспитательного характера, что весьма важно. Так ли это на самом деле - покажут факты и время, а также отклики практических работников и результаты их исследований, которые, надеемся, появятся после опубликования данного материала.

На наш взгляд, использование в современной клинической апробированной визуальной диагностике научных достижений иридологии весьма перспективно.


Дата добавления: 2016-06-06 | Просмотры: 410 | Нарушение авторских прав



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |



При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.029 сек.)