АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Опухолево-эмбриональные антигены

Прочитайте:
  1. I. Поверхностные антигены клеток крови
  2. MHC антигены – major hystocomp. complex
  3. Антигенная структура бактериальной клетки: О -, Vi -, К -, Н – антигены. Групповые и видовые антигены микробов.
  4. Антигенная структура бактерий. Групповые, ввдовые, типовые антигены. Перекрестнореагируюшие антигены. Антигенная формула.
  5. АНТИГЕНЫ
  6. Антигены главного комплекса гистосовместимости
  7. Антигены и иммуногены
  8. Антигены и их распознавание в иммунной системе.
  9. Антигены и их характеристика.
  10. АНТИГЕНЫ КАК ИНДУКТОРЫ ПРИОБРЕТЕННОГО АНТИМИКРОБНОГО ИММУНИТЕТА

В изученных случаях установлено, что опухоли возникают из коммитированных предшественников нормальных тканей – из стволовых и главным образом полустволовых клеток [47]. Это наиболее вероятно для лейкозов различного типа, возникающих из бластных форм – предшественников эритро-, миело- и лимфопоэза [9]. Бластные формы, находящиеся на ранних стадиях дифференцировки, как правило, содержат маркеры, характерные для этих стадий. В результате трансформации этих клеток они составляют основную часть опухолевой популяции. В опухолях резко увеличивается количество соответствующего эмбрионального антигена, и это – одна из причин существования опухолево-эмбриональных антигенов. Такой механизм доказан для эритробластоза кур [56] и мышей [П.]. В последнем случае был обнаружен специфический антиген эритробластов, дающий сильные перекрестные реакции с нормальными и лейкемическими эритробластами человека [12]. Этот антиген может служить специфическим маркером в иммунодиагностике эритроидных лейкозов человека. К этой же группе, по-видимому, относится и так называемый общий антиген острых лейкозов (CALL) [31, 32] – мембранный антиген, характеризующий острые лимфатические лейкозы. CALL, по-видимому, является компонентом предшественника Т- и В-лимфоцитов, присутствующего в нормальном костном мозге в очень малом количестве [31, 32]. Диагностическое значение этих антигенов мы рассмотрим в следующем разделе вместе с дифференцировочными антигенами лейкозов.

К группе опухолево-эмбриональных антигенов относятся наиболее используемые в клинике антигены – α-ФП, РЭА, ХГТ и трофобластический антиген (ТБГ, или SP1). Причины реэкспрессии в опухолях этих антигенов различны и не во всех случаях установлены.

α-фетопротеин (α-ФП) – один из первых иммунологических маркеров опухолей, специфичный для гепатоцеллюлярного рака и тератобластом терминального происхождения [2, 15]. Он синтезируется и секретируется ими в кровь. В нормальном онтогенезе α-ФП синтезируется в энтодерме желточного мешка и в печени эмбриона и плода. Следовые количества α-ФП образуются в первичной кишке, гистогенетически связанной с печенью и желточным мешком, и, по-видимому, в почке эмбриона [45]|. В терминальных тератокарциномах, возникающих из аналогов полипотентных эмбриональных клеток, α-ФП синтезируется в тканевых структурах, сходных с энтодермой желточного мешка, очень типичных для этих опухолей [4]).

Причины реэкспрессии α-ФП в гепатомах менее понятны. В нормальной печени эмбриона и плода α-ФП синтезируется эмбриональными и фетальными гепатоцитами. В гепатобластомах – детских опухолях печени, состоящих из тех же клеточных элементов, наблюдается максимальная продукция α-ФП как по частоте, так и по уровню этого белка в крови [4]. У взрослых животных временная продукция α-ФП наблюдается при повреждениях печени различными гепатотоксинами или при хирургических ее повреждениях, что весьма полно изучено на экспериментальных моделях [5, 6]; у людей – в небольшом проценте случаев (~ до 15%) при остром вирусном гепатите и значительно меньше при циррозах [3]. Возобновление синтеза в этих случаях, как установлено на экспериментальных моделях, происходит в зрелых гепатоцитах и обусловлено скорее всего нарушениями структуры дефинитивной печеночной балки [5, 6].

В процессе химического канцерогенеза у крыс α-ФП синтезируется клетками-предшественниками гепатоцитов и «юными» новообразованными гепатоцитами. Можно предполагать, что эти клетки являются клетками-предшественниками низкодифференцированных гепатом – наиболее активных продуцентов α-ФП. Реэкспрессия α-ФП в более дифференцированных гепатомах, возможно, имеет механизм, сходный с его дерепрессией в зрелых гепатоцитах при повреждениях структуры печени. Выяснение этого вопроса представляет большой интерес как для установления причин реэкспрессии в опухолях эмбриональных антигенов, так и для понимания механизма канцерогенеза в печени.

В диагностическом отношении α-ФП изучен очень полно – выявлена его ценность для дифференциальной диагностики первичного рака печени и терминальных опухолей у детей и взрослых, возможность использования для оценки эффективности лечения этих опухолей и для ранней их диагностики в группах высокого риска. Сводные данные клинического применения α-ФП изложены нами ранее [7]. Кроме того, α-ФП оказался очень полезным маркером для пренатальной диагностики врожденных дефектов развития – анэнцефалии и Spina bifida [58]. α-ФП до настоящего времени остается, пожалуй, наиболее специфичным опухолевым маркером.

Раково-эмбриональный антиген (РЭА) – широко используемый иммунологический маркер опухолей энтодермального происхождения и в первую очередь опухолей ободочной и прямой кишок [29, 49]. РЭА – гликопротеид с четко выраженной электрофоретической гетерогенностью, с молекулярной массой около 200 000 дальтон. Антигенная специфичность РЭА определяется его белковой частью. РЭА – компонент гликокаликса клеток энтодермального эпителия. Его концентрация в кишечнике эмбриона в 25–50 раз выше, чем у взрослого, и она вновь увеличивается в опухолях кишечника. В крови нормальных доноров уровень РЭА составляет 2,5–5 нг/мл, при опухолях он достигает 200–400 нг/мл. Причины реэкспрессии РЭА в опухолях не установлены. Его повышенные уровни в крови больных определяются не столько уровнем его в опухоли, сколько нарушением нормального пути секреции из клеток [14].

РЭА не представляет ценности для первичной или ранней диагностики опухолей кишечника. Его повышенные уровни характерны также для опухолей других органов – легких, яичника, желудка, молочной железы, поджелудочной железы, мочевого пузыря и для ряда неопухолевых заболеваний. В то же время при опухолях кишечника повышенные количества РЭА в крови наблюдаются, как правило, на поздних стадиях заболевания [52]. РЭА оказался высокоспецифичным маркером для раннего выявления медуллярной карциномы щитовидной железы. Эта опухоль встречается в определенных семьях, составляющих группу высокого риска, и систематическое определение РЭА позволяет выявлять опухоль сразу же после ее возникновения [36]. РЭА является очень ценным прогностическим маркером, по крайней мере при опухолях прямой и толстой кишок. Снижение уровней РЭА до нормы отражает эффективность удаления опухоли, его повышение в крови сигнализирует о рецидиве и метастазах еще до появления клинических симптомов [52].

В последние годы увенчались успехом попытки использовать РЭА для иммунолокализации опухолевого узла и метастазов в печень и легкие при раке кишечника. В части случаев получены весьма четкие результаты [30, 44].

РЭА – сложный антиген, имеющий несколько различных детерминант. В организме имеется семейство антигенов, отличных от РЭА, но дающих с ним перекрестные реакции. Наиболее изученные среди них NCA, NCA-2 и BGP1 [66]. Они встречаются в нормальных тканях взрослого человека и не относятся к опухолево-эмбриональным. Однако NCA оказался ценным маркером при некоторых формах хронического миелоидного лейкоза. Высокие сывороточные уровни NCA коррелируют с количеством дифференцированных миелоцитов при хроническом миелолейкозе. Снижение NCA наблюдается при выходе в бластный криз [23, 54].

В последнее время получены моноклональные антитела к детерминанте РЭА, отличающей этот антиген от семейства перекрестно-реагирующих антигенов [18].

Трофобластический β-глобулин (ТБГ) (SP1) и β-субъединица хорионического гонадотропина (ХГГ) – специфические секретируемые продукты трофобласта. Они являются иммунологическими маркерами опухолей трофобластического происхождения и отчасти терминальных тератобластом, содержащих элементы трофобласта [16, 63]. Оба антигена используются как для первичной диагностики, так и для оценки эффективности лечения этих опухолей. Природа, нормальная динамика и клиническое применение ТБЕ и ХЕГ исчерпывающе рассмотрены в соответствующих обзорах [16, 63]. Так же, как и для РЭА, в последнее время сделаны успешные попытки использовать антитела к ХГЕ для иммунолокализации опухоли и метастазов в организме [20].

В настоящее время ведутся очень широкие поиски опухолевоэмбриональных антигенов для опухолей разных локализаций. Описано несколько антигенов – β-онкофетальный [43], панкреатический [28], эмбриональный преальбумин [17], клиническое значение которых изучается.


Дата добавления: 2015-05-19 | Просмотры: 706 | Нарушение авторских прав



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |



При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.004 сек.)