АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Результаты повторной диагностики эмоционального состояния детей — участников игровой терапии

Прочитайте:
  1. I ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ТЕРАПИИ ОСТРЫХ ОТРАВЛЕНИЙ
  2. II. Дифференцировка типа боли и выбор обезболивающей терапии
  3. II. Инструментальные методы диагностики
  4. II. Общие принципы иммунодиагностики инфекционных заболеваний
  5. II. ПОХОДЫ К АНТИРЕТРОВИРУСНОЙ ТЕРАПИИ
  6. II. Экстренные и неотложные состояния у психически больных
  7. III. 1. Основные формы работы активной логопсихотерапии
  8. III. 2. Метод символотерапии
  9. III. 4. Метод групповой библиотерапии
  10. III. Описание физического, неврологического и психического состояния

После коррекции эмоциональных нарушений в течение недели проводилось наблюдение за поведением детей, принимающих участие в коррекционной программе. С помощью наблюдения отмечались симптомы эмоционального неблагополучия. Результаты наблюдения до и после коррекции эмоциональных нарушений у детей представлены в таблице 6

Таблица 6

Результаты наблюдения детей с эмоциональными нарушениями до и после коррекции

повышенная возбудимость повышенная напряженность, скованность страх перед всем новым, неизвестным неуверенность в себе, заниженная самооценка ожидание неприятности, неудач, неодобрения старших чрезмерная чувствительность к оценке отрицательных впечатлений сверхосторожен в восприятии отрицательной оценки исполнительность, развитое чувство ответственности безынициативность, пассивность, робость отказывается от деятельности, если она вызывает трудности самостоятельно работу в случаях затруднения не продолжает не может принять решение, сделать выбор, преодолеть сопротивление
Чел. % Чел. % Чел. % Чел. % Чел. % Чел. % Чел. % Чел. % Чел. % Чел. % Чел. % Чел. %
До коррекции       66,6       33,3   66,6           66,6   66,6           66,6
После коррекции       16,6       16,6   33,3               16,6       33,3   33,3

 

Повышенная возбудимость до коррекции отмечалась у всех 6 детей (100 %), после коррекции — у 3 детей — 50 %.

Повышенная напряженность, скованность до коррекции была характерна для 4 детей (66,6 %), после коррекции — для 1 ребенка)16,6 %).

Страх перед новым, неизвестным до коррекции отмечен у 6 детей (100 %), после коррекции — у 3 детей (50 %).

Неуверенность в себе, заниженная самооценка до проведения коррекционной программы была отмечена у 2 детей (33,3 %), после коррекции — у 1 ребенка (16,6 %).

Ожидание неприятности, неудач, неодобрения старших проявлялось в поведении 4 детей (66,6 %) до коррекции и у 2 детей (33,3 %) после коррекции.

Чрезмерная чувствительность к оценке отрицательных впечатлений была зафиксирована до коррекции у всех 6 детей (50 %), а после коррекции — только у 3 детей (50 %).

Сверхосторожность в восприятии отрицательной оценки до коррекции так же была отмечена у всех 6 детей (100 %), а после коррекции число детей с этим симптомом снизилось до 3 (50 %),

Исполнительность, развитое чувство ответственности до коррекции встречалось у 4 детей (66,6 %), а после коррекции — у 3 детей 50 %).

Безынициативность, пассивность, робость до проведения коррекционной программы была характерна для 4 детей (66,6 %), а после проведения программы — для 1 ребенка (16,6 %).

Отказ от деятельности, если она вызывает трудности встречался до коррекции у всех 6 детей (100 %), а после коррекции — у 3 детей (50 %).

Симптом «Самостоятельно работу в случаях затруднения не продолжает» был характерен до коррекции для 6 детей (100 %), а после коррекции — для 2 детей (33,3 %).

Не могли принять решение, сделать выбор, преодолеть сопротивление до коррекции 4 детей (66,6 %), после коррекции — 2 детей (33,3 %).

 

1. Повышенная возбудимость

2. Повышенная напряженность, скованность

3. Страх перед новым, неизвестным

4. Неуверенность в себе, заниженная самооценка

5. Ожидание неприятности, неудач, неодобрения старших

6. Чрезмерная чувствительность к оценке отрицательных впечатлений

7. Сверхосторожность в восприятии отрицательной оценки

8. Исполнительность, развитое чувство ответственности

9. Безынициативность, пассивность, робость

10. Отказ от деятельности, если она вызывает трудности

11. Самостоятельно работу в случаях затруднения не продолжает

12. Не может принять решение, сделать выбор, преодолеть сопротивление

 

Рис. 1. Процент детей с проявлениями симптомов эмоционального неблагополучия в поведении

 

До проведения коррекции у всех детей из выделенной группы были зафиксированы симптомы повышенной возбудимости, страха перед новым, неизвестным, чрезмерной чувствительности к отрицательным оценкам, отказа от продолжения работы и вообще от деятельности, если она вызывает трудности. После коррекции эти симптомы наблюдаются лишь у половины детей, а некоторые из них меньше чем у половины.

Значительно снизился процент детей с симптомами повышенной напряженности, скованности, безынициативности, робости, а так же ожидания неприятности от старших и невозможности принять решение и сделать выбор.

Остальные симптомы после коррекции так же отмечены у меньшего процента детей.

Таким образом, в целом после проведения игровой терапии дети стали более эмоционально уравновешенными, уверенными в себе, стали больше доверять окружающим, чаще стали проявлять инициативу и не бояться выполнять трудные задания.

Средний процент уровня эмоционального неблагополучия до и после коррекции у детей представлен на рис. 2.

 

 

 

 

Рис. 2. Средний показатель процента эмоционального неблагополучия детей до и после коррекции

 

Средний показатель процента эмоционального неблагополучия, выявленный при расчете наличия количества симптомов от максимального их числа после коррекции значительно снизился, т. е. можно говорить о том, что в целом дети — участники программы стали более эмоционально благополучными.

Далее было проведено сравнение средних показателей наличия признаков эмоциональных нарушен6ий у детей по оценкам родителей до коррекции и после ее проведения (рис. 3).

 

Рис. 3. Средний показатель признаков эмоциональных нарушений

детей до и после коррекции по оценкам родителей

 

После коррекционной программы по оценкам родителей у детей снизилось общее количество симптомов эмоциональных нарушений. Родители отметили, что у детей снизилось беспокойство во время сна, они стали более уверенными, реже отказываются от трудной работы и сложных заданий, не боятся, что не выполнят их и обращаются за помощью в случае затруднений, дети стали менее плаксивыми, напряженными, тревожными. Родители отмечают, что у детей появилась жизнерадостность, спокойствие, доверительное отношение, эмоциональная стабильность, стремление к общению со сверстниками и со взрослыми.

Далее был проведен анализ показателей тревожности детей до и после коррекции. Количество и процент детей с негативными оценками тех или иных ситуаций в соответствии с тестом Р. Теммл, М. Дорки и В. Амен представлены в таблице 7.

 

Таблица 7

Количество и процент высокотревожных детей с показателями негативного отношения к ситуациям в тесте Р. Теммл, М. Дорки и В. Амен

Рисунок № До коррекции После коррекции  
чел % чел %  
    33,3   33,3  
    33,3   33,3  
    66,7   33,3  
    33,3   16,7  
    66,7      
        33,3  
    66,7      
    33,3   16,7  
    33,3   33,3  
    66,7   33,3  
           
    66,7      
        33,3  
        66,6  

 

До коррекции среди все шести детей 2 чел. (33,3 %) отметили тревогу в ситуации общения с младшими детьми и в ситуации «мать с младенцем», после коррекции ситуация не изменилась, по этому рисунку так же 2 чел. (33,3 %) отметили тревогу.

В ситуации при наличии объекта агрессии тревога до коррекции была характерна для 4 детей (66,7 %), после коррекции — для 2 детей (33,3 %).

Тревога в ситуации одевания до коррекции была характерна для 2 чел. (33,3 %), после коррекции — для 1 ребенка (16,37 %).

Тревогу при игре со старшими детьми до коррекции испытывали 4 чел. (66,7 %), после коррекции эта ситуация тревожит 3 детей (50 %).

В ситуации укладывания спать в одиночестве испытывали состояние тревоги до коррекции все 6 чел. (100 %), после коррекции этот показатель снизился до 2 чел. (33,3 %).

Ситуация умывания тревожила до коррекции 4 детей (66,7 %), после коррекции — 3 детей (50 %).

В ситуации «выговор» до психологической коррекции испытывали неприятные ощущения 2 ребенка (33,3 %), после коррекции — 1 ребенок (16,7 %).

Ситуация игнорирования до коррекции могла расстраивать 2 детей (33,3 %), после коррекции эта ситуация не изменилась.

Ситуация агрессивного нападения беспокоила до коррекции 4 детей (66,7 %), после коррекции — 2 детей (33,3 %).

Все 6 детей (100 %) проявляли тревогу в ситуации собирания игрушек до коррекции, а после коррекции эта ситуация тревожит всего 3 детей (50 %).

Ситуация изоляции в группе детей беспокоила до коррекции 4 чел. (33,3 %), после коррекции — 3 чел. (50 %).

В ситуации «ребенок с родителями» до коррекции проявляли негативные эмоции все 6 чел. (100 %), после коррекции — 2 чел. (50 %).

И последняя ситуация «еда в одиночестве» беспокоила до коррекции всех 6 детей (100 %), а после проведения коррекционной работы 4 чел. (66,6 %).

На рис. 4 представлено процентное соотношение детей с наличием тревожащих ситуаций до и после коррекции.

Рис. 4. Процент детей с наличием тревожащих ситуаций

по тесту Р. Теммл, М. Дорки и В. Амен до и после коррекции

 

До коррекции у детей тревогу вызывали ситуации, связанные с самообслуживанием (умывание, одевание), их беспокоило одиночество и изоляция, так же общение с родителями. Но в ситуациях межличностного общения и агрессии их уровень тревожности был значительно ниже, т. е. эти ситуации беспокоили их в значительно меньшей степени.

После коррекционной работы снизились почти все показатели тревожности. Наиболее значительное снижение тревожности произошло в ситуациях самообслуживания и общения с родителями. Дети стали более уверенными в своих действиях при самообслуживании и собирании игрушек, реже опираются на мнение окружающих и реже ждут их одобрения. В ситуациях общения с родителями исчез страх непонимания, появилось более доверительное и открытое отношение.

В целом средний индекс тревожности по группе детей до и после коррекции представлен на рис. 5.

 

 

Рис. 5. Средний показатель индекса тревожности детей

до и после коррекции

 

Значительное снижение индекса тревожности после коррекционной программы свидетельствует о том, что у детей, участвующих в ней, уровень тревожности стал значительно ниже.

Таким образом, по результатам наблюдения за поведением детей, по оценкам родителей и по результатам тестирования самих детей можно сделать вывод о том, что коррекция эмоциональных нарушений методами игровой терапии оказалась эффективной.

Выводы

Проведенное исследование роли игровой терапии в коррекции эмоциональных нарушений у детей старшего дошкольного возраста позволило сделать следующие выводы.

1. По результатам наблюдения выявлено качественное своеобразие поведения детей с нарушениями в эмоциональной сфере, среди которых чувство неуверенности в себе, заниженная самооценка, ожидание неприятностей, постоянный поиск одобрения со стороны взрослых. По оценкам родителей среди основных характеристик у эмоционально неблагополучных детей отмечается беспокойный сон, пугливость, слезливость, беспокойство во время выполнения заданий, особенно неизвестных, неуверенность в себе. По результатам тестирования самих детей подтверждено наличие высокого уровня тревожности в группе детей. Для этих детей в соответствии с результатами тестирования наиболее характерно беспокойство в ситуациях межличностного общения и взаимодействия, боязнь одиночества, тревога в ситуациях самообслуживания, зависимость от мнения взрослых, ожидание положительной оценки и одобрения с их стороны.

2. Для детей с эмоциональными нарушениями разработана и проведена коррекционная программа на основе методов игровой терапии. В программу включены различные игры и упражнения, направленные на снижение тревожности, повышение самооценки, на коррекцию общения и взаимодействия, релаксационные техники и т. д. Программа состояла из 12 занятий, объединенных в три основные блока, целями которых являлись снятие эмоционального напряжения, снятие тревожности и развитие доверительного отношения к окружающим, а так же гармонизация противоречивости личности.

3. После окончания программы с детьми — ее участниками проведена повторная диагностика по тем же методикам, что и в первый раз. Сравнение результатов первой и второй диагностики позволило определить эффективность игровой терапии в коррекции эмоциональных нарушений у детей. Наблюдение, опрос родителей и тестирование детей показало, что у детей снизилось количество симптомов эмоционального неблагополучия и интенсивность их проявления. Так дети стали более уравновешенными, менее импульсивными, более уверенными в себе, в своих действиях, в ситуациях самообслуживания, в выполнении заданий, даже трудных, стали более инициативными, общительными и жизнерадостными, чаще стали проявлять инициативу в общении, реже опираются на оценки окружающих, гармоничнее стали отношения с родителями, меньше проявляется эмоциональное неблагополучие на вегетативном уровне (улучшился сон, аппетит),.

Таким образом, проведенное исследование позволило определить роль игровой терапии в коррекции эмоциональных нарушений детей старшего дошкольного возраста.

И в заключении необходимо добавить, что эмоциональная сфера детей формируется с детства. В этом принимают участие семья, дошкольные учреждения, сверстники и общество в целом. Вот поэтому в наших силах сделать всё для того что бы все дети чувствовали себя нужными, желанными и любимыми в нашем мире.

 

Список литературы

1. Агавелян, В. С. Теоретические и прикладные аспекты психологии состояний // Психология состояний: хрестоматия / сост. Т. Н. Васильева, Г. Ш. Габдреева, А. О. Прохоров / под. ред. А. О. Прохорова. – М.: ПЕР СЭ; СПб.: Речь, 2004.

2. Алямовская В.Г., Петрова С.Н. Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста. - М.: Скрипторий, 2002.

3. Ганзен, В. А. Систематизация психических состояний // Психология состояний: хрестоматия / сост. Т. Н. Васильева, Г. Ш. Габдреева, А. О. Прохоров / под. ред. А. О. Прохорова. – М.: ПЕР СЭ; СПб.: Речь, 2004.

4. Данилина Т.А. Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. В мире детских эмоций. – М.: Айрис Пресс, 2004.

5. Дети с глубокими нарушениями зрения / Под ред. М.И. Земцовой, А.И. Каплан, М.С. Певзнер. - М.: Педагогика, 1976.

6. Левис Ш., Левис Ш.К. Ребенок и стресс. – С-Пб: Питер Пресс, 1996.

7. Марцинковская Т.Д. Детская практическая психология. - М.: Гардарики, 2004. - 255 с.

8. Ольшаникова А.Е. О методиках диагностирующих некоторые параметры эмоциональности, связанные с детерминацией эмоциональной устойчивости. / Материалы симпозиума Винница-Одесса. - М, 1976. - С.40-50.

9. Психолог в детском дошкольном учреждении. Методические рекомендации к практической деятельности. / Под ред. Т. В. Лаврентьевой. - М.: Новая школа, 1996

10. Развитие ребенка / Под ред. Запорожца А.В. - М.: Просвещение, 1976.

11. Тест тревожности (Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен) / Дерманова И.Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития. – СПб., 2002.

12. Урунтаева Г.А. Детская психология. - М.: Академия, 2006. - 366с.

13. Чеснокова, И. И. К проблеме психических состояний человека // Психология состояний: хрестоматия / сост. Т. Н. Васильева, Г. Ш. Габдреева, А. О. Прохоров / под. ред. А. О. Прохорова. – М.: ПЕР СЭ; СПб.: Речь, 2004

14. Широкова Г.А. Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 304 с.

15. Щетинина А.М. Диагностика социального развития ребенка: учебно-методическое пособие. – Великий Новгород: Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого, 2000. – 88 с.

 


Приложение 1

 

Опросник эмоционального благополучия детей для родителей

(Лаврентьева Г. П., Титаренко Т. М.).

 

Признаки эмоционального неблагополучия:
1. Не может долго работать, не уставая.
2. Ему трудно сосредоточиться на чем-то.
3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство.
4. Во время выполнения заданий очень напряжен, скован.
5. Смущается чаще других.
6. Часто говорит о напряженных ситуациях.
7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.
8. Жалуется, что ему снятся страшные сны.
9. Руки у него обычно холодные и влажные.
10. У него нередко бывает расстройство стула.
11. Сильно потеет, когда волнуется.
12. Не обладает хорошим аппетитом.
13. Спит беспокойно, засыпает с трудом.
14. Пуглив, многое вызывает у него страх.
15. Обычно беспокоен, легко расстраивается.
16. Часто не может сдержать слезы.
17. Плохо переносит ожидание.
18. Не любит браться за новое дело.
19. Не уверен в себе, в своих силах.
20. Боится сталкиваться с трудностями.

 

В течение дня отмечалось наличие или отсутствие данного признака в поведении ребенка знаками "+" или "-". Для количественной оценки эмоционального неблагополучия ребенка необходимо суммировать количество наблюдаемых признаков и сделать вывод исходя из следующей интерпретации:

- наличие более 50% признаков говорит о высокой степени эмоционального неблагополучия;

- 20-50% - средний уровень;

- менее 20% - низкий уровень.

 

Приложение 2

 

 

Опросник эмоционального неблагополучия детей для родителей (Лаврентьева Г. П., Титаренко Т. М.).

 

Опросник состоит из 20 утверждений, на которые родитель должен ответить утвердительно или отрицательно. Каждое из утверждений представляет собой одну из характеристик проявления эмоционального неблагополучия у детей. В результате подсчитывается количество положительных ответов и выявляется уровень эмоционального неблагополучия ребенка с точки зрения родителя.

Высокий уровень эмоционального неблагополучия - 15-20 баллов.

Средний - 7-14 баллов.

Низкий - 1-6 баллов.

 

Признаки эмоционального неблагополучия:
1. Не может долго работать, не уставая.
2. Ему трудно сосредоточиться на чем-то.
3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство.
4. Во время выполнения заданий очень напряжен, скован.
5. Смущается чаще других.
6. Часто говорит о напряженных ситуациях.
7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.
8. Жалуется, что ему снятся страшные сны.
9. Руки у него обычно холодные и влажные.
10. У него нередко бывает расстройство стула.
11. Сильно потеет, когда волнуется.
12. Не обладает хорошим аппетитом.
13. Спит беспокойно, засыпает с трудом.
14. Пуглив, многое вызывает у него страх.
15. Обычно беспокоен, легко расстраивается.
16. Часто не может сдержать слезы.
17. Плохо переносит ожидание.
18. Не любит браться за новое дело.
19. Не уверен в себе, в своих силах.
20. Боится сталкиваться с трудностями.

 

 

Приложение 3


Дата добавления: 2014-12-12 | Просмотры: 1077 | Нарушение авторских прав



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |



При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.015 сек.)