АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Тема «История изучения нарушений письменной речи»

Прочитайте:
  1. II. Конкретные цели изучения темы
  2. II. Конкретные цели изучения темы
  3. II. Микропрепараты для самостоятельного изучения и схематической зарисовки в рабочих альбомах.
  4. II. Микропрепараты для самостоятельного изучения и схематической зарисовки в рабочих альбомах.
  5. II. Микропрепараты для самостоятельного изучения и схематической зарисовки в рабочих альбомах.
  6. Анализ возможных нарушений в лечении основными противосудорожными препаратами и их устранение.
  7. Базовые знания, которые необходимы для изучения темы.
  8. Базовые знания, которые необходимы для изучения темы.
  9. Базовые знания, умения, навыки, необходимые для изучения темы
  10. В предисловии отражена актуальность изучения вопросов диагностики и лечения онкогематологических больных.

План

1. Представления о нарушениях письменной речи в 19-начале 20 веках.

2. Взгляды отечественных ученых на проблему нарушений письмен-

ной речи.

3. Современное состояние проблемы нарушений письменной речи.

Литература: (5), (7), (9), (10), (12), (13)

 

Нарушения чтения и письма как самостоятельную патологию речевой деятельности отмечали в своих работах Kussmaul (1877) и Berkan

(1881). Работы, специально посвященные данному нарушению у детей,

впервые опубликовали в 1896 году английские врачи-окулисты Kerr и

Morgan. В работах последнего отмечалось, что нарушения чтения и

письма могут быть изолированным нарушением, а не только компонентом, сопутствующим умственной отсталости. Morgan наблюдал и описал затруднения в чтении и письме у 14-летнего мальчика. В других отношениях этот мальчик был полноценным. В 1900 году Hinchelwood описал еще несколько таких же случаев у детей. Он назвал эти затруднения при чтении и письме алексией и аграфией. В дальнейшем различными авторами был описан ряд подобных расстройств у детей.

Таким образом, в первой половине 20 века в литературе утверждается

новое направление – рассматривать патологию чтения и письма как изолированное нарушение, наблюдающееся при локальных поражениях мозга.

Сторонники данного направления утверждали, что в основе патологии чтения и письма у детей лежит неполноценность оптического восприятия, нарушенными оказываются зрительные образы слов и отдельных букв. В литературе утвердилось обозначение данного недостатка как «врожденная

словесная слепота». Защищали это положение Morgan, Warburg, Ranschburg. Последний автор впервые указал на различные степени проявления изучаемого дефекта, обозначив их как легастению и графастению.

Проблема дислексий и дисграфий у детей долгое время существовала как проблема оптического или оптико-пространственного дефекта. Многие авторы отмечали дислексии и дисграфии при различных формах афазий, которые рассматривались в основном как потеря оптико-моторных образов, нарушение ассоциации между образом слова и его оптическим изображением или соответствующими движениями, поскольку письменная речь по существу понималась как оптико-моторный процесс.

Постепенно понимание природы процессов чтения и письма и механизмов дислексии и дисграфии менялось. Значительный вклад в изучение дисграфии внес известный невропатолог К.Н. Монахов, который связал дисграфию с общим характером речевого расстройства. По его мнению, дисграфию можно рассматривать как результат афатического расстройства сенсорного характера, а не только как потерю оптикомоторных образов. К.Н. Монахов предложил классификацию дисграфии: оптические, акустические, моторные, идеамоторные формы.

Illing выделяет ряд процессов, которые нарушаются при патологии чтения и письма: овладение оптическим единством буквы и акустическим единством звука; соотнесение звука с буквой; синтез букв в слово; способность расчленять слова на оптические и акустические элементы; определение ударения, мелодии слова, гласных слова; понимание прочитанного.

Другой ученый Orton называет главным затруднением при обучении чтению и письму неспособность к составлению слов из букв. Автор называет эти затруднения алексиями и аграфиями развития. Он отмечает, что алексии и аграфии встречаются у неправильно обученных детей, у скрытых левшей, у тех детей, которые медленно делают выбор предпочтительной руки, у детей с заметными моторными недостатками, а также с дефектами слуха и зрения. Автор приходит к выводу, что не всегда только моторные затруднения определяют алексию и аграфию, для приобретения правильного навыка чтения и письма сенсорные факторы также играют большую роль.

Из ранних работ отечественных авторов большую значимость имеют работы невропатологов Р.А. Ткачева и С.С. Мнухина. Анализируя наблюдения над детьми с нарушениями чтения, Р.А. Ткачев затруднения в чтении и письме объясняет плохой ассоциативной связью между зрительными и слуховыми образами букв при достаточно сохранном интеллекте. Эта связь образуется с трудом и является непрочной. Указанное расстройство, по мнению автора, обусловлено влиянием наследственных факторов. С.С. Мнухин в работе «О врожденной алексии и аграфии» указывает, что затруднения во время чтения и письма встречаются при самых различных состояниях и являются следствием частичного недоразвития функции целостного структурообразования. Такие дети плохо заучивают стихи, слабо воспроизводят ритм, а также затрудняются в названии дней недели, месяцев, букв алфавита и т.д.

Постепенно взгляд на дислексию и дисграфию как изолированное нарушение меняется, уступая место иному направлению, в котором подчеркивается связь дислексии и дисграфии с дефектами устной речи и слуха (Ф.А. Рау, М.Е. Хватцев, Р.М. Боскис, Р.Е. Левина). М.Е. Хватцев рассматривал дислексию и дисграфию как прямое отражение недостатков произношения. Наличие дислексии и дисграфии после устранения дефектов звукопроизношения он объяснял большей стойкостью старых зрительных стереотипов звука, представленных в виде буквы.

Р.Е. Левина недостатки чтения и письма у детей считала результатом фонематического недоразвития. В последующих работах Р.Е. Левиной, а также Н.А. Никашиной, Л.Ф. Спировой нарушения чтения и письма рассматриваются как результат недостаточной подготовленности ранних ступеней языкового развития к переходу на последующие его ступени, т.е. как результат общего недоразвития речи. В настоящее время при всем многообразии подходов к проблеме нарушений чтения и письма можно выделить несколько основных направлений (А.Н. Корнев): концепция «минимальной мозговой дисфункции», концепция «задержки психического развития» и концепция «специфические расстройства обучения» («learning disability»).

К категории детей с «минимальной мозговой дисфункцией» относят

детей с проблемами в обучении или поведении, расстройствами внимания, имеющих нормальный интеллект и легкие неврологические нарушения, не выявляющиеся при стандартном неврологическом обследовании, или с признаками незрелости и замедленного созревания тех или иных психических функций.

В рамках второй концепции к категории «задержки психического развития» в соответствии с Международной классификацией болезней десятого пересмотра относят состояния, при которых на фоне сохранных интеллектуальных способностей имеются незрелость или недоразвитие тех или иных предпосылок интеллекта. При этом дети испытывают значительные трудности в процессе усвоения чтения или письма. В центре внимания педагогически ориентированных исследований дислексии находятся нарушения процесса обучения чтению и письму.

При этом в специфике ошибок чтения и письма исследователи видят ключ к пониманию механизмов нарушения. Много внимания в научных

работах уделяется оценке тяжести нарушений чтения при дислексии.

Разработан ряд тестовых методик количественной оценки навыка чтения. Для отграничения специфических расстройств чтения от неспецифических подсчитывается «индекс чтения» (разница между «возрастом чтения» и «умственным возрастом»). У здоровых детей этот индекс в среднем близок к 100. Если он оказывается меньшим, чем 90, то нарушения чтения расцениваются как специфические.

 


Дата добавления: 2015-09-18 | Просмотры: 1418 | Нарушение авторских прав



1 | 2 | 3 |



При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.004 сек.)