АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

КУТНОГОРСКОГО ДЕКРЕТА

Прочитайте:
  1. ЗАЩИТА ЯНОМ ГУСОМ КУТНОГОРСКОГО ДЕКРЕТА

Пражский университет, подобно другим европейским университетам, пользовался правом самоуправления. Все его студенты и профессора, принадлежавшие к одной национальности, объединялись в так называемые «нации». Каждая такая «нация» при выборах административных органов, в том числе и ректора университета, при создании экзаменационных комиссий и т. д. имела по одному голосу. Но так как из четырех «наций» Пражского университета три было немецких (саксонская, баварская и так называемая «польская», где большинство принадлежало также немцам-тевтонам) и лишь одна чешская, то вполне понятно, что самоуправление в университете осуществлялось немцами. Это привело к решительному протесту чешской интеллигенции, потребовавшей от чешского короля Вацлава IV покончить с засильем немцев в Пражском университете. В итоге долгой и упорной борьбы чешской оппозиции в университете был издан Кутногорский декрет (1409 г.), твердо установивший, чтобы впредь во всех университетских делах – при выборах общеуниверситетских органов и решении важных университетских вопросов чехи имели три голоса, а немцы – один. Это вызвало недовольство немецких профессоров, и они оставили Пражский университет. Ректором его стал Ян Гус.

... Во-первых, то, что король Вацлав имеет правительственную власть в Чешском королевстве и Пражском университете, прежде всего и главным образом в установлении порядков, а для сохранения лучшего порядка в университете имеет власть принимать и увольнять как чехов, так и иностранцев, но непременно с условием заботиться более всего о чехах. Во-вторых, король Вацлав имел полное право даровать и действительно даровал обывателям своего королевства в Пражском университете три голоса, чем оказал им предпочтение перед чуждыми народностями, которых в эдикте он называет общим именем тевтонов, потому что иностранцы твердо объединились между собой (под тевтонским знаменем). В-третьих, совершенно неосновательно чужеземцы ропщут против вышеозначенного королевского эдикта, не желая в то же время повиноваться его королевскому величеству господину королю, наивысшему лицу в Чешском королевстве... В-четвертых, обыватели Чешского королевства настоящие чехи – как светские, так и духовные лица – в силу королевского дара (эдикта) должны принять, владеть и пользоваться особыми привилегиями в совещаниях и управлении, в занятии первых мест и должностей для успеха и чести самого короля и его королевства... В-пятых, король Вацлав имел полное право дать магистрам и студентам из своего чешского народа преимущество перед магистрами и студентами чужих народностей в советах, судах, экзаменах и во всевозможных суждениях и распоряжениях университета... В-седьмых, чешский народ должен быть первым хозяином в Пражском университете по отношению к чужим народностям...

...Король чешский может и даже должен поставить свой чешский народ во главу, а не в хвост, так, чтобы он всегда был выше и никогда не был ниже. Отсюда следует, что чешский народ... должен быть в чешской земле превознесенным над всеми другими народностями...

...В-восьмых, тевтонский народ, стремясь удержать за собою первенство и свое управление в Пражском университете при помощи права трех голосов против одного голоса, желает стать выше чешского народа, хочет быть вверху, а не внизу, а своим неповиновением повелению короля противится как евангельскому примеру, так и эдикту короля, и потому никоим образом это желание тевтонского народа не может быть уважено...

...Таким образом, если тевтоны хотят, чтобы чехи, живущие в тевтонской земле, не нарушали тевтонского порядка, не присваивали их голосов и привилегий и не стремились стать вверху и во главе, то пусть и они так же относятся к чехам в чешской земле...

Чешское колено в своей чешской земле должно спокойно управляться своими законами без помехи со стороны тевтонов, как некогда оно и управлялось...

 

Хрестоматия по истории средних веков. В 3 т. М., 1950–1953. Т. II. С. 134–139.

 


Дата добавления: 2015-09-18 | Просмотры: 524 | Нарушение авторских прав



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 |



При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.004 сек.)