АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Причины дискриминации, их анализ и возражения

Прочитайте:
  1. B) Нарушение анализа смысловых структур у больных с поражением лобных долей мозга
  2. E) биохимические анализы крови.
  3. II. Анализ ритма
  4. II. Анализ ритма
  5. III. Анализирующее скрещивание
  6. III. Причины электротравм.
  7. IV. Анализ Конвенции 20 марта 1883 г.
  8. IV. Анализ предложенного определения
  9. S:Причины преренальной ОПН
  10. V. Требования к водоснабжению и канализации

Бытует множество ошибочных представлений, способствующих стигматизации лиц с психическими расстройствами и усиливающих её, приводя к дискриминационному поведению. Так, одной из основных причин стигматизации является, по-видимому, сложившийся на протяжении длительного времени в обществе стереотип сознания, миф о неизлечимости психических заболеваний, неизбежной общественной опасности психически больных, непредсказуемости их поведения. Распространено ошибочное отождествление психического расстройства и вины, психического расстройства и когнитивной/нравственной несостоятельности, а также наследственных факторов, для которых не существует адекватного лечения. Во многих сообществах психическое заболевание не считается медицинским состоянием, а рассматривается как слабость характера или как наказание за аморальное поведение. Психическое расстройство часто путают с психическим дефектом. Распространено и ошибочное представление, что психические заболевания очень редки и необычны.

К причинам дискриминации и стигматизации исследователи относят также стереотипы восприятия «безумия», выработанные в детстве; недостаточную осведомлённость общества в области психиатрии; подсознательный страх, подкрепляемый «журналистскими бомбами» — избирательными и мелодраматическими сообщениями всредствах массовой информации практически обо всех случаях насилия, совершаемых душевнобольными; в связи с чем общественность плохо представляет себе характер и частоту таких случаев.

Недостаток знаний и низкая информированность населения и отдельных людей о проблемах психического здоровья играет существенную роль: во многих исследованиях подтверждён тот факт, что люди, обладающие более обширными знаниями о психических заболеваниях, а также опытом общения и взаимодействия с психически больными, имеют гораздо меньше предрассудков.

Ряд зарубежных и российских исследований обнаруживает преобладание в прессе негативной информации как о психиатрии и психиатрах, так и о психически больных. В одном из исследований отмечалось, что противоправные действия, совершаемые душевнобольными, являются в СМИ одной из наиболее популярных тем всех публикаций о психиатрии (23%). Среди всех газетных публикаций, в которых есть упоминание о психически больных, доля статей со ссылками на преступления составила, по результатам исследования, 40%. Распространено использование пренебрежительных наименований, уничижительных производных от психиатрических терминов: «шизофреник», «псих» и др.

Вместе с тем в действительности люди с психическими заболеваниями в основном не агрессивны и не являются убийцами. Случаев агрессивного поведения среди них столько же, сколько среди здоровых индивидов (около 3%). Так, исследования, проведённые в Германии Беккером и Хефнером, показали, что количество психически больных людей, привлекающихся к уголовной ответственности, приблизительно соответствует частоте встречаемости психических расстройств среди взрослого населения. По данным разных исследователей, лица, страдающие психическими расстройствами и совершившие преступления, составляют лишь 1—3% среди всех нарушителей уголовного законодательства[6]. Исходя из статистики исследований, американский учёный Д. Монахан сделал выводы, что на основании клинических данных нельзя осуществить точный прогноз насильственного поведения (в частности, дискуссионной является связь с риском насилия диагноза «шизофрения»).

Другие исследования отмечают возрастающий риск агрессивного поведения у лиц с психическими расстройствами преимущественно при десоциализации и социальной изоляции, наличии криминального анамнеза, тюремном заключении, отсутствии трудоустройства и определенного места жительства, злоупотреблении алкоголем и наркотиками, неблагоприятных обстоятельствах в детстве (неблагополучной семейной обстановке, отсутствии родительского внимания, нарушении развития); делается вывод, что опасность психически больных людей предопределяют социальные, а не клинические факторы.

Можно назвать и другие причины, являющиеся общими для любого рода дискриминации представителей тех или иных меньшинств: эволюционная причина (этологические корни), заставляющая видеть во всём чуждом неприемлемое для себя; социальные факторы, т. е. поощрение обществом любых форм стигматизации и дискриминации с целью навязать более низкий статус тем или иным группам. Стигматизирующие, если их самооценка низка и если в повседневной жизни они подвергаются угрозам, неудачам и фрустрациям, бессознательно получают психологическую пользу от наличия стигматизируемого, повышая тем самым свою самооценку и усиливая чувство благополучия. В связи с механизмомпроекции — приписывания собственных негативных качеств другим — дискриминация психически больных приобретает для дискриминирующего психологическую выгоду.

Прежде на протяжении многих десятилетий в отношении лиц с психическими расстройствами использовалась практика содержания их в специализированных заведениях, психиатрических стационарах или интернатах. Это усугубляло свойственное таким людям стремление к изоляции от общества. Люди с инвалидностью, проводившие многие годы в закрытых учреждениях, утрачивали контакты с бывшими друзьями из внешнего мира, теряли навыки жизнеобеспечения, опасались выйти из закрытых учреждений в обычную жизнь.

В конце XX — начале XXI века в среде профессионалов получили широкое распространение представления о необходимости социальной реабилитации, психосоциальных методов воздействия. Уже к 1987 году в большинстве европейских стран, а также в США и Канаде свыше 90% случаев госпитализаций в психиатрические стационары осуществлялись на добровольной основе.

Советская психиатрия была в значительной мере сосредоточена на изоляции психически больных людей от общества и осуществлении постоянного контроля над ними. Многие люди годами или даже десятилетиями пребывали в психиатрических учреждениях, находясь под воздействием тяжело переносимых препаратов. Использовалось излишне расширенное понятие «социальной опасности» и значительно более широкие критерии диагностики шизофрении, чем в западных странах.

В советском обществе люди с психическими заболеваниями являлись чрезвычайно стигматизированной группой населения. На протяжении нескольких десятилетий в СССР вопросы психиатрии освещались в средствах массовой информации лишь очень скудно; такая ситуация сохраняла ранее сложившийся в общественном сознании стереотип о психически больном и его месте среди окружающих.

Люди с диагнозом психического расстройства, вне зависимости от степени его тяжести, в СССР состояли на учёте в психоневрологических диспансерах (ПНД). При этом необходимо было регулярно показываться в диспансере, и сняться с учёта такому человеку было почти невозможно. Имела место практика поголовного «взятия на учёт» всех лиц с нарушениями психической деятельности, попавших в поле зрения психиатра, независимо от их желания. Процент советских граждан, состоящих на учёте, со временем возрастал. К 1987 году 10 миллионов человек находилось на учёте в психоневрологических диспансерах.

При этом часто сам факт пребывания на учёте приводил к социальным ограничениями пожизненной стигме. По сравнению с обычными гражданами становилось труднее получить жильё и устроиться на работу. Исполнительный директор Независимой психиатрической ассоциации Любовь Виноградова отмечает существование таких ситуаций, при которых человек с психическим расстройством «не мог водить машину, не мог ездить за границу, не мог выполнять те или иные виды профессиональной деятельности, не мог учиться в вузах».

Учёт в психоневрологических диспансерах был отменён в 1991 году; с него было снято, по различным оценкам, до полутора миллионов человек.

Чтобы исключить возможность злоупотреблений и нарушений прав лиц с психическими расстройствами, в 1992 году вРоссийской Федерации был принят Закон «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», определяющий условия недобровольной госпитализации, порядок стационирования и судебного рассмотрения вопроса о госпитализации. Тем не менее, отсутствие чёткого определения понятия «тяжёлое психическое расстройство», служащего одним из необходимых критериев недобровольного стационирования, и отсутствие доказательной процедуры при проведении судебного разбирательства приводят порой к фактической возможности недобровольной госпитализации любого человека, страдающего психическим расстройством, либо же просто лица с аномальным поведением.

Литература:

1. Контекст законодательства по охране психического здоровья. Введение //Справочник базовой информации ВОЗ по психическому здоровью, правам человека и законодательству. — Женева, 2005. — С. 1—2.

2. Усов Г.М., Федорова М.Ю. Правовое регулирование психиатрической помощи: учебное пособие для вузов. — ЗАО «Юстицинформ», 2006. — 304 с. —1000 экз. —ISBN 5-7205-0717-5, 978-5-7205-0717-6

3. Новиков Е. Об отношении общества к психически больным (Этический анализ). //Здравый смысл: Журнал скептиков, оптимистов и гуманистов. — 2004. — № 4 (33).

4. Гурович И. Я., Кирьянова Е. М. (1999). О программе борьбы со стигмой, связанной с шизофренией.Социальная и клиническая психиатрия: 3: 5—8.

5. Королева Е.Г.Деонтология в психиатрии// УО «ГрГМУ», 2009. — 99 с.ISBN 978-985-496-436-2

6. Ястребов В. С. Правовые аспекты психиатрии //Общая психиатрия / Под ред. А. С. Тиганова. —М., 2006.

7. Савенко Ю. С. Защита прав пациентов психиатрических учреждений// Независимый психиатрический журнал. — 2005. — № 4.

8. «Закон о психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при её оказании»., 2014 год.


Дата добавления: 2015-10-20 | Просмотры: 357 | Нарушение авторских прав







При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.005 сек.)