АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Трудности общения - замкнутость ребенка, низкая заинтересованность в

Прочитайте:
  1. А. Как координируются сообщения свидетелей
  2. ВОЗМОЖНОСТИ ОБЩЕНИЯ С МЛАДЕНЦЕМ
  3. Высокая лабильность и низкая утомляемость
  4. Глава 16. Обобщения и перспективы.
  5. Искусство эффективного общения, или Как стать коммуникабельным
  6. Как у ребенка определяют длину ног? Почему у ребенка, страдающего олиго-артикулярной формой ЮРА, пораженная конечность длиннее здоровой?
  7. Какая группа крови может быть у ребенка, родители которого имеют третью (ВВ) и вторую (АО) группы крови?
  8. Какие трудности испытывают больной и анестезиолог при проведении MPT?
  9. Клинические сообщения об эффективности когнитивно-поведенческих вмешательств.
  10. Когда появились первые сообщения о развитии заболеваний соединительной ткани у пациенток с протезами молочных желез?

сверстнике. [9] 13 слайд

В арт-терапии используются готовые изображения и другие произведения (репродукции картин, открытки, фильмы, музыка). Это позволяет снять страх перед выполнением рисунка самому («А вдруг не получится? А вдруг будет некрасиво? Ничего не приходит в голову. Не умею рисовать» и т.д.) Также используются самостоятельно созданные рисунки, коллажи, стихи, сказки (14 слайд) и др. произведения. Плюс такой методики - самовыражение, свобода творчества. Большинство арт-терапевтов сочетают в работе обе техники.

В практике вы­деляются две формы арт-терапии: пассивная и активная. (15 слайд). При пас­сивной форме арт-терапии ребенок рассматривает картины, подел­ки, т. е. потребляет художественные произведения. При активной арт-терапии ребенок сам создает продукты деятельности.

Специфика арт-терапевтической диагностики - в ее гуманности по отношению к человеку.(16 слайд) Арт-терапевтический подходк интерпретации детских рисунков не сводится к количественному и качественному анализу формальных признаков, хотя, несомненно, элементы такого анализа присутствуют.

В арт-терапии, в отличие от проективных графических методов, интерпретация сопровождается обратной вербальной связью. Причем диагностика предполагает также рефлексию самого «художника», осознание им содержания своего внутреннего мира.

По словам Р. Гудман, арт-терапия дает человеку возможность одновременно выступать и в качестве «свидетеля», и в качестве «непосредственного участника» изобразительного процесса, проводить рефлексию своего травматического опыта, переводя информацию о нем с эмоционального на когнитивный уровень.[10]

При интерпретации рисунка необходимо различать «вклад» общего уровня умственного развития, уровня развития изобразительной деятельности и овладения техническими приемами рисования, проекцию личностных особенностей, степень заинтересованности ребенка в самой деятельности.

Например, каракули, бесформенные и хаотически разбросанные на листе бумаги штрихи и линии могут получить совершенно разную интерпретацию в зависимости от влияния перечисленных факторов. Рисование каракулей, являющихся генетически исходной начальной стадией развития детского рисования, может быть и симптомом задержки умственного развития ребенка-дошкольника, и показателем переживания автором рисунка чувства одиночества и беззащитности, и свидетельством негативизма ребенка по отношению к окружающему миру, и, наконец, проявлением гиперактивности ребенка, его неспособности к сохранению и реализации принятой цели.

Чтобы избежать ошибок и неточностей в интерпретации содержания и значения рисунков детей арт-терапевту необходимо учитывать ряд условий, а именно:

1) уровень развития изобразительной деятельности ребенка. Здесь, как правило, бывает достаточно ограничиться просмотром рисунков на свободную тему и тематических рисунков, выполненных дома, в детском саду, школе. Именно поэтому еще на первой встрече с родителями желательно ознакомиться с рисунками ребенка. Совместное рассматривание рисунков и беседа с ребенком оказываются весьма полезными как для установления контакта с ребенком, так и для уточнения смысла и значения детских рисунков;

2) особенности самого процесса рисования: выбор темы или принятие задачи, сохранение ее на протяжении процесса рисования или трансформация; последовательность выполнения отдельных частей рисунка, спонтанные речевые высказывания ребенка, характер эмоциональных реакций, наличие пауз в процессе рисования и пр.;

3) динамику изменения содержания, композиции, цветовой гаммы, особенностей изображения отдельных фигур и предметов в рисунках на одну и ту же тему либо рисунков близкого содержания на протяжении одного коррекционного занятия или в ходе серии сеансов арттерапии. Даже стереотипное воспроизведение ребенком одного и того же рисунка по типу «зацикливания» или персеверации на протяжении одного или нескольких занятий при определенных условиях может быть интерпретировано как позитивное продвижение в разрешении проблемы. В этом случае за повторением рисунка с незначительными вариациями может стоять активная ориентировка ребенка и исследование им конфликтной аффектогенной ситуации. «Улучшение» и совершенствование рисунка, например возрастание степени реалистичности изображения или переход от черно-серо-коричневой к красно-желто-зеленой цветовой гамме, далеко не всегда свидетельствует о положительных изменениях в эмоциональном самочувствии ребенка и восприятии конфликтной ситуации. Напротив, изменение рисунка ребенка в направлении, казалось бы, явного регресса - от конвенционального идиллического изображения, например своей семьи в начале занятий, в сторону изображения бессмысленного нагромождения линий и каракулей либо переход к примитивно-схематическому изображению, может в действительности отражать позитивные изменения в позиции ребёнка: преодоление психологических барьеров и защит и смелое исследование им своих глубинных подавляемых негативных чувств и аффектов.

В соответствии с основными стадиями развития детской изобразительной деятельности Р. Альшулер (1947) и Э. Крамер (1975) выделяют четыре типа изображений, значимых для управления арттерапевтическим процессом [11]: (17 слайд)

каракули - бесформенные и хаотические линии, примитивные незавершенные формы;

схемы и полусхемы, представляющие собой стереотипные конвенциональные изображения. Конвенциональные изображения в значительной степени ограничивают возможности самовыражения и самоисследования пациента, часто отражая действие защитных механизмов и смысловых барьеров в осознании и анализе проблемы;

пиктограммы, т. е. схемы, обогащенные выражением индивидуальности ребенка, его позиции по отношению к миру. Пиктограммы, хотя и выражают аффективное отношение ребенка к миру, еще недостаточно «открыты» для коммуникации с миром, и их понимание нуждается в объяснениях и интерпретации рисунка самим автором. Именно это обстоятельство затрудняет процесс арт-терапии, поскольку далеко не всегда ребенок осознает свою позицию в конфликте и свое отношение к тому или иному жизненному событию и его участникам;

художественные образы, обладающие эстетической ценностью и обеспечивающие возможность катарсиса, опредмечивают аффективные переживания автора в форме, понятной зрителям без дополнительных разъяснении.

Как отмечалось выше, в рисунке ребенка могут доминировать различные типы изображения, отражающие возрастную динамику изобразительной деятельности и индивидуально-личностные особенности переживания ребенком своих отношений с миром. Очевидно, что наиболее благоприятным для решения коррекционных задач является четвертый тип изображения - художественные образы, позволяющие в полной мере реализовать все преимущества искусства и творчества. Напротив, примитивные формы изображения, такие как каракули, потенциал символического моделирования которых крайне низок, могут обеспечить ребенку лишь возможность эмоционального отреагирования размытых, ненаправленных негативных аффектов, не позволяя ему в полной мере реализовать задачу исследования и осознания своих чувств, а значит, и продвинуться в разрешении своей проблемы.

 

Имеет значение также анализ активности ребенка и способов использования художественных материалов.

Е. Крамер выделяет пять способов использования ребенком художественного материала:

1. Манипуляции с целью исследования физических свойств материала.
2. Деструктивное поведение, потери ребенком контроля за своими действиями (рвет бумагу, ломает карандаши, разбрызгивает краску и т.д.).
3. Стереотипное воспроизведение одних и тех же рисунков и действий.
4. Рисование графических пиктограмм.


Дата добавления: 2015-11-26 | Просмотры: 549 | Нарушение авторских прав







При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.004 сек.)