АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ПСИХОТЕРАПИИ 21 страница

Прочитайте:
  1. DRAGON AGE: THE CALLING 1 страница
  2. DRAGON AGE: THE CALLING 10 страница
  3. DRAGON AGE: THE CALLING 11 страница
  4. DRAGON AGE: THE CALLING 12 страница
  5. DRAGON AGE: THE CALLING 13 страница
  6. DRAGON AGE: THE CALLING 14 страница
  7. DRAGON AGE: THE CALLING 15 страница
  8. DRAGON AGE: THE CALLING 16 страница
  9. DRAGON AGE: THE CALLING 17 страница
  10. DRAGON AGE: THE CALLING 18 страница

ПРИНЦИПЫ ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИИ

Приведем определяемые феноменологическим подходом основные принципы и технические процедуры, используемые в гештальт-терапии. Они преимущественно связаны с настоящим.

Принцип «сейчас», или идея концентрации на настоящем моменте, является самым важным в гештальт-терапии. Терапевт часто обращается к пациенту с просьбой определить то, что он в настоящее время делает, чувствует, что с ним и вокруг него происходит в данную минуту. В случае появления в процессе работы материала, связанного с какими-либо важными аспектами личности, предпринимаются усилия для перенесения этого материала в настоящее и его активного осознавания и переживания.

«Сейчас» — это функциональная концепция того, что и как делает индивид в данный момент. Например, акт воспоминания далекого прошлого есть часть «сейчас»,'но происходившее несколько минут назад уже таковым не является. Если пациент рассказывает о каких-то событиях прошлого, то его можно попросить перенести с помощью фантазии действие в настоящее и излагать события так, как будто бы они разыгрывались в данный момент. В подобных случаях часто обнаруживается, что множество людей избегает контакта со своим настоящим и склонно углубляться в воспоминания о прошлом и в фантазии о будущем.

Принцип «я—ты» выражает стремление к открытому и непосредственному контакту между людьми. В самом начале терапии участники группы очень часто свои высказывания направляют не адресату — конкретному участнику, а в сторону или в воздух, что обнаруживает их скрытые страхи и опасения, их нежелание говорить прямо и однозначно. Психотерапевт в данном случае побуждает участников группы к непосредственному общению, просит адресовать конкретные высказывания конкретным лицам, которых они касаются, обращаться к ним по имени, ибо, с одной стороны, прямая конфронтация мобилизует аффект, живость и яркость переживания, с другой же стороны, боязливое избегание контактов, поверхностная и искаженная коммуникация с окружающими поддерживают чувство изоляции и одиночества пациента. В первой фазе работы психотерапевт организует для участников группы непосредственные ситуации, направленные на установление контакта между отдельными лицами, посредством серии коротких вербальных и невербальных упражнений в двойках и в тройках.

Принцип субъективизации высказываний связан с семантическими аспектами ответственности пациента. Психотерапевт предлагает пациенту заменять объективизированные формы (типа «Что-то давит в груди») на субъективизированные («Я подавляю себя»), что помогает пациенту считать себя активным субъектом, а не пассивным объектом, с которым «делаются» разные вещи. Применение этого принципа может помочь в проведении более глубоких поисков и экспериментов, направленных на повышение способности управлять собственным функционированием.

Континуум сознания — одно из центральных понятий гештальт-терапии — является неотъемлемой частью всех технических процедур, но может использоваться и в качестве отдельного метода. Это концентрация на спонтанном потоке содержания переживаний, метод подведения индивида к непосредственному переживанию и отказу от вербализаций и интерпретаций. Пациент должен постоянно осознавать или отдавать себе отчет в том, что происходит с ним в данный момент, замечать малейшие изменения в функционировании организма. Осознание чувств, телесных ощущений и наблюдения за движениями тела способствуют ориентации человека в самом себе и в своих связях с окружением. Использование континуума сознания помогает перенести акцент в терапевтической работе с вопроса «Почему?» на познание, на вопросы «Что?» и «Как?» Это является одним из существенных различий между гештальт-терапией и другими психотерапевтическими подходами, /в которых поиск причины определенного поведения считается наиболее существенной частью терапевтической работы. Пристальное наблюдение за многими продолжительными беседами и рефлексиями,. направленными на попытку установить, почему кто-то поступает так, а не иначе, показывает, что даже получение более или менее разумных ответов на этот вопрос не приводит к переменам в самом поведении. Часто подобные беседы остаются всего лишь бесплодными интеллектуальными упражнениями. Поэтому в гештальт-терапии стремятся к сосредоточению на особенностях и процессе конкретных действий, выполняемых пациентом («Что?» и «Как?»), поскольку их осознание и переживание создают более непосредственные предпосылки как для их понимания, так и для попытки управления ими.

Приемы гештальт-терапии можно использовать и в индивидуальной, и в групповой психотерапии.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРОЦВДУРЫ

В гештальт-терапии много внимания и усилий посвящается преобразованию повествования в действие. Рассказывая о чем-либо, человек сосредоточен на своих проблемах, на прошлых ситуациях и событиях. В гештальт-терапии пациеит сосредоточивается на себе как на субъекте, на том, что он делает и как он это переживает в конкретной терапевтической ситуации.

Технические процедуры в гештальт-терапии называются играми. Это выполняемые пациентами разнообразные действия, предложенные и стимулируемые психотерапевтом, которые способствуют более непосредственной конфронтации со значимым содержанием и переживаниями и предоставляют возможность активно экспериментировать с самим собой и с другими участниками группы. В процессе игр пациенты «примеряют» различные роли, входят в различные образы, отождествляются со значимыми чувствами и переживаниями, отчужденными частями личности и интроектами. Цель Игр- экспериментов — достижение эмоционального и интеллектуального прояснения, приводящего к интеграции личности. Эмоциональное осознание («ага-пережива- ние») является таким моментом самопостижения, когда человек говорит: «Ага!» По Перл су, «ага» — это то, что происходит, когда что-нибудь защелкивается, попадая на свое место; каждый раз, когда «закрывается» гештальт, «звучит» этот щелчок. По мере накопления фактов эмоционального прояснения происходит прояснение интеллектуальное. Число игр не ограничено, так как каждый психотерапевт, пользуясь принципами гештальт-терапии, может создавать новые игры или модифицировать уже существующие. Опишем наиболее известные игры.

«Незаконченное дело» — гештальт-техника, дающая выраженный катартический эффект. Это упражнение применяется в начале работы. Оно предназначено для улаживания и завершения разного рода незаконченных в прошлом дел, ситуаций и действий. У большинства людей есть немало таких неулаженных вопросов, связанных с межличностными отношениями. «Незаконченное дело» — это любая неудовлетворенная, часто неосознаваемая в полной мере потребность человека. Наиболее актуальными «незаконченными делами» являются не- отреагированные эмоции, невысказанные чувства, различного рода претензии к эмоционально значимым лицам. Пациенту предлагается выразить свое чувство воображаемому лицу с использованием вербальных и невербальных средств общения. Ситуация приобретает драматичный характер, когда речь идет о близких людях, ушедших из жизни. Эмоциональное очищение сопровождается интеллектуальным «прояснением».

«Преувеличение» — прием, позволяющий более полно соприкоснуться с подавляемыми эмоциями, вытесненным психологическим материалом. Психотерапевт обращает особое внимание на «язык тела» пациента, замечая, что и как делает больной для избежания конфронтации с актуальными переживаниями, чувствами, потребностями. Считается, что физические, соматические симптомы более точно передают чувства человека, чем вербальный язык. Ненамеренные движения, жесты, позы пациента иногда являются сигналами важных содержаний. Блокирование осознания может выражаться в стесненном дыхании, в ощущениях сдавления горла, различных мышечных сокращениях, мелких движениях пальцев рук. Однако эти сигналы остаются прерванными, неразвившимися, искаженными. Замечая такие проявления, психотерапевт просит пациента преувеличивать некоторые из них, например, сильнее сжимать пальцы рук, усиливать постукивание ногой. Выполнение этого задания облегчает

15 Мсихотепапия осознание пациентом вытесненного психологического содержания, а также понимание того, каким образом он избегает соприкосновения с болезненными для себя переживаниями.

«Континуум сознания» — широко используемая в гештальт-терапии специальная процедура, во время которой пациент сосредоточивает внимание на поочередно возникающих в потоке сознания мыслях, чувствах, ощущениях, что позволяет пациенту лучше понять свои потребности, желания, углубиться в скрытую от осознания область своей психической жизни. Психотерапевт при этом помогает пациенту преодолевать возникающие сопротивления, поощряет его к продолжению выполнения процедуры, к спонтанности, к более глубокому погружению в область недостаточно осознаваемых переживаний, постоянно возвращает пациента к его чувствам, к осознанию того, что и как происходит в настоящий момент.

«Диалог» — метод гештальт-терапии, способствующий интеграции «частей» собственной личности пациента. Согласно теории гештальт-терапии, личность больного фрагментирована: больной отчуждает (проецирует) присущие его личности аспекты и присваивает (интроецирует) чуждые, не продиктованные собственными потребностями, но предлагаемые социумом паттерны мышления, чувств, поведения. Подчеркивая искажающее влияние проекций на восприятие реальной действительности, Перле писал: «Мы все живем в доме, где стенами являются зеркала, и думаем, что смотрим наружу».

Пациент должен принять себя таким, каков он есть; он должен осознать, какие аспекты своего «Я» он отчуждает, что не принимает в себе, а что, напротив, присваи* вает или пассивно принимает под давлением социума. Интегрированная, или зрелая, личность — личность с высокой степенью осознания — выбирает срединный путь, путь примирения собственных осознанных потребностей с требованиями общества, чем достигается гармония «Я» с окружающим миром.

Диалог между частями собственной личности — процедура, в ходе которой наступает интеграция фрагментированной личности, слияние противоположностей, Наиболее универсальными, значимыми для человека противоположностями являются: «мужественность — женственность», «агрессивность — пассивность», «зависимость — отчужденность», «рациональность — эмоциональность».

Процедура выполняется с помощью пустого стула* расположенного напротив пациента. Пациент поочередно меняет стулья, отождествляя себя с противоположными сторонами своей личности и проводя диалог между ними. Например, если вы переживаете конфликт, связанный с занятиями в воскресенье вечером, вас просят «посадить» на пустой стул ту сторону, которая смотрит телевизор, и разыграть роль той стороны, которая хочет, чтобы вы позанимались. Затем вы пересаживаетесь на другой стул и изображаете ту сторону, которая хочет смотреть телевизор. В процессе подобного «разговора» мотивации сторон проясняются, и появляется возможность договориться, найти компромисс, пойти друг другу на взаимные уступки. В конце «диалога» обычно принимается окончательное решение, с которым обе стороны соглашаются. Конфликт разрешен.

В ходе ролевой игры, разыгрываемой между конфликтующими сторонами личности, критикующая сторона, постепенно смягчаясь, перестает быть резким и нетерпимым критиком. Когда это происходит, переживающая сторона прекращает обороняться и тем самым поддерживать конфликт. Критикующая сторона выражает чувство уязвимости, которое лежит в основе каждого «следует» или «нужно». И когда они обе начинают понимать, что, по сути дела, находятся на одной стороне, достигается определенная степень слияния.

Устанавливая контакт между различными частями личности, иногда приходится вводить новую часть личности, которая следит за соблюдением контракта между договаривающимися сторонами: в каких ситуациях определенная часть личности выполняет полезную функцию, а в каких — разрушительную. Диалоги проигрываются не только между различными частями личности клиента, но также и с воображаемыми значимыми другими (родителями, супругами, детьми, начальниками).

Важно отметить, что целью гештальт-терапии является не освобождение от понятий «следует» или «нужно», а, скорее, обретение их таким образом, чтобы они стали самостоятельным, свободным выбором. Самостоятельно выбранное «следует» больше ощущается как часть себя, и поэтому человек чувствует себя менее «расщепленным», когда действует в соответствии с ним. Поскольку это «следует» самостоятельно выбрано и лично значимо, клиенту понравится, что он сделал такой выбор. С другой стороны, понятие «следует», усвоенное человеком от родителей или общества и действующее, скорее, как чужой голос, указывающий, что следует делать или каким следует быть, не воспринимается гармонично, а ощущается давящим и угрожающим. Такой вид императива «следует» может привести к дисфункциональным расщеплениям переживаемого и, в конечном счете, к формированию невротической симптоматики.

ГРУППОВАЯ ФОРМА ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИИ

Хотя гештальт-терапия формировалась как метод индивидуальной работы с клиентом, групповая ее форма стала наиболее распространенной.

Модель групповой психотерапии Ф. Перлса основана на диадном взаимодействии врача и пациента на фоне группы. Позиция психотерапевта при этом жестко директивна; психотерапевт направляет пациента, просит повторять значимые для того слова, корректируя его монологи и диалоги, просит усиливать какие-то действия. Роль группы сводится к отражению и усилению переживаний пациента и к внутренней работе, связанной с отождествлением с пациентом и с его проблемами.

Гештальт-терапевты, стоящие на позиции интеракцио- нистской модели групповой психотерапии (Zinker Е. R., 1956), применяют помимо описанных специально разработанные приемы. Они основаны на взаимодействиях между участниками группы и членом группы, находящимся в центре ее внимания (сидящим на «горячем стуле»). Наиболее известные из таких приемов: «рондо» (хождение по кругу), «проективные игры», «реверс» (выявление противоположностей).

Во время «хождения по кругу» пациент подходит к каждому участнику группы и обращается к нему с каким- то значимым для него утверждением, выражает свое чувство, свои опасения, сомнения, страхи, по предложению психотерапевта совершает какие-либо действия, направленные на выражение своего отношения к участникам группы. В форме «рондо» часто разыгрывается «незаконченное дело». Это упражнение создает условие для выражения определенного содержания или чувства непосредственно каждому участнику психотерапевтической группы. Пациенту, который сообщает, что испытывает страх по отношению к другим членам группы, может быть предложено поочередно приблизиться к каждому и произнести: «Я боюсь тебя», — а затем прибавить какое-ни- будь замечание, отражающее особенности его собственных чувств по отношению к данному лицу. Это позволяет более дифференцированно определять собственные переживания и связи с окружающими, а также может представлять форму значимой работы над собственным отношением к определенному мнению или представлению о себе и других людях. Многократное повторение фразы, выражающей какое-то глубоко укоренившееся убеждение, способствует изменению его значения и содержания для пациента.

При «проективной игре» пациента просят отождествляться с тем аспектом своей личности, который он отчуждает, «примерить» ту черту, которую он проецирует на других, и с позиций человека, обладающего этой чертой, в гротескной форме вступить во взаимодействие с каждым участником группы, совершая «рондо». Когда пациент считает, что другой человек имеет некоторую черту или испытывает некоторое чувство, ему предлагают путем эксперимента проверить, не является ли это его проекцией: «примерить» на себя эту черту или чувство. Часто пациент обнаруживает, что действительно испытывает чувство, которое подозревал в другом.

При «реверсивной игре» пациент должен разыгрывать поведение, противоположное тому, которое он демонстрирует в группе и которое является для него защитным. Так, женщину, играющую в группе роль «душечки», просят перевоплотиться в агрессивную, высокомерную, задевающую других персону. Если в ходе игры пациенту удается полная идентификация, он начинает осознавать, что проигрываемая роль и черты личности являются его собственными, подлинными. Таким образом, интеллектуальное осознание возникает на высоте непосредственного переживания в ситуации «сейчас».

Согласно концепции гештальт-терапии, связь с «тогда» возникает естественно и не требует специальных психотерапевтических усилий, так как «сейчас» — это чаще всего актуализация прошлого опыта.

РАБОТА СО СНОВИДЕНИЯМИ

Большое внимание уделяется в гештальт-терапии работе со сновидениями пациентов. Перефразируя Фрейда, Перле говорил, что «сон — это королевская дорога к интеграции личности». В отличие от психоанализа, в гештальт-терапии сны не интерпретируются, они используются в проведении специальных процедур для повышения степени интегрированности индивида. Автор считал, что части сна, его отдельные образы и персонажи являются различными фрагментами нашей личности. Для того чтобы достичь интеграции, необходимо совместить эти части и фрагменты, снова признать своими эти спроецированные, отчужденные части личности, признать своими скрытые тенденции, которые проявляются во сне. С помощью проигрывания объектов сна, его отдельных фрагментов может быть обнаружено скрытое содержание сновидения.

В качестве примера работы со сновидениями можно привести пример А. А. Александрова (1997). Молодой замужней женщине снится, как какой-то мужчина выгуливает собаку. Когда пациентка отождествляется с собакой, ее поведение меняется — она становится более вовлеченной, экспрессивной и спонтанной. Произнося монолог: «Я собака, у меня есть хозяин...», она вдруг задает вопрос, который для нее самой кажется неожиданным и значимым: «Зачем ты меня держишь?» Продолжая монолог, пациентка совершает стереотипное действие рукой в области шеи, напоминающее стряхивание. На вопрос терапевта, что сейчас делает ее рука, недоуменно отвечает: «Не знаю». По предложению терапевта пациентка усиливает это движение и повторяет его много раз (причем лицо все сильнее и сильнее искажает страдальческая гримаса) до тех пор, пока вдруг не останавливается и не восклицает: «Ошейник! Я пытаюсь сбросить с себя ошейник!» Это открытие расценивается пациенткой как маленький «проблеск сознания». На вопросы участников терапевтической группы, кого, по ее мнению, олицетворяет мужчина, она отвечает, что это, скорее всего, аллегорический образ, за которым стоят и ее отец, и ее муж.

Некоторые терапевты развивают работу над сновидением настолько, что она вовлекает помимо увидевшего сон и других членов терапевтической группы. Работа над сновидением становится тогда внешне похожей на театральное представление, и участники группы играют в нем различные части сна. Это дает возможность драматизировать такие аспекты сновидения, которые могут иметь отношение к остальным членам группы (Александров А. А., 1997).

ДОМАШНЯЯ РАБОТА

Действий пациента,и терапевта во время очередных занятий не создают условий для глубоких терапевтических перемен. Являясь источником важных переживаний, мобилизующих процесс изменения, они требуют продолжения и развития в нормальных условиях повседневной жизни. Поэтому гештальт-терапевт продолжает сотрудничество с пациентом за пределами терапевтического кабинета.

Домашняя работа пациента должна быть направлена на определенную область его конфликта. Терапевт может, например, предложить пациентам следующие действия: ежедневно хвалить себя перед каким-то человеком; договориться о свидании с девушкой моложе себя; рассказать жене все, что было с ним в течение дня; записывать ежедневно в течение получаса любые мысли, приходящие в голову в связи с диссертацией, независимо от пользы такой информации и т. д. Подобные предложения всегда связаны с направлением поисков пациента, склоняют его к ситуациям, в которых возможна конфронтация с некоторыми аспектами собственной личности, блокирующими его действия или осознание.

ПРИМЕНЕНИЕ ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИИ

Гештальт-терапия традиционно рассматривается как наиболее эффективный метод лечения «чрезмерно нормативных, социально скованных, сдержанных индивидов», чье ограниченное функционирование связано с наличием «внутренних блоков» (Shepherd I., 1970). А. А. Александров считает, что этот вид лечения показан при тревожных, фобических, депрессивных расстройствах, а также лицам, склонным к перфекционизму. Именно такие пациенты, замечает автор, обычно получают мало удовольствия от жизни. Гештальт-терапевты успешно работают и с супружескими парами, с пациентами, имеющими трудности во взаимодействии с авторитетными фигурами, с широким спектром интрапсихических конфликтов.

Гештальт-терапия оказалась методом, эффективным для больных с психосоматическими заболеваниями, в частности, с нарушениями сердечно-сосудистой системы, при которых одним из центральных факторов этиопато- генеза являются особенности эмоциональной сферы. Психофизиологические расстройства при эмоциях рассматриваются, как известно, в качестве главного элемента психосоматических заболеваний. Выделяя чрезмерную стеничность эмоций больных с сердечно-сосудистыми расстройствами, ряд авторов (Губачев Ю. М.,' Либих С. С., 1977) высказывают мнение, что биологически целесообразный аппарат эмоций начинает выполнять деструктивную, разрушающую роль в случаях чрезмерной интенсивности или длительности эмоциональнонегативных состояний.

Вместе с тем разрушительное воздействие эмоций на соматические функции человека связано не только с их излишней силой, но и со стремлением ограничивать и подавлять их проявление (с избыточным социальным контролем): сочетание силы и глубины переживаний с чрезмерным эмоциональным самоконтролем создает источник психологической напряженности, которая может служить одним из факторов этиопатогенеза психосоматических заболеваний сердечно-сосудистой системы.

Оценивая поведенческие характеристики этих больных, многие авторы выделяют агрессивность, являющуюся одним из ведущих компонентов поведенческого типа «А» («коронарный» личностный тип) (Rosenman R. Н., Friedman М., 1970; Rosenman R. Н., 1981). Известно, что к типу «А» относят лиц с определенным стилем поведения и соответствующими эмоциональными характеристиками: чрезмерной вовлеченностью в многочисленные виды деятельности, торопливостью, тенденцией увеличивать темп жизни, соперничеством, соревновательностью, конкурентностью, стремлением к успеху, признанию и руководству, а также агрессивностью, эмоциональной напряженностью и нетерпеливостью. Агрессивность занимает важное место в структуре поведения лиц этого типа, придавая ему необходимую динамичность, активность и целеустремленность.

Агрессивные тенденции лиц типа «А» могут проявляться как в явной, так и в скрытой, подавленной форме. При этом подавляемая агрессия сопровождается более выраженной эмоциональной напряженностью и оказывает разрушительное воздействие на психофизиологические функции организма. Считая вслед за Александером, что больные гипертонической болезнью характеризуются «заблокированной агрессивностью», ряд авторов рассматривает фактор снижения эмоциональной напряженности как условие оптимизации и психического, и соматического состояния пациентов.

Поэтому особую актуальность приобретает разработка направлений психологической коррекции подавленных агрессивных тенденций больных с психосоматическими расстройствами сердечно-сосудистой системы. Выбор для этих целей техник гештальт-терапии определяется их направленностью на эмоциональное состояние больного, выраженностью эффекта катарсиса (отреагироваиия накопленных негативных эмоций), возможностью предоставления членам группы безоценочной обратной связи в форме отражения и усиления предъявляемых эмоций. Это исключает закрепление патологического (деструктивного) стереотипа эмоционального отреагироваиия, что дает возможность поиска и ввода в ролевой репертуар социально допустимых вариантов реализации агрессивных тенденций.

 

ГЕШТАЛЬТ-ПРАКТИКУМ

Практикум по гештальт-терапии представляет собой ряд упражнений, систематическое и регулярное выполнение которых способствует продвижению личности к более полному осознанию и пониманию собственной природы. С одной стороны, они служат иллюстрацией к теоретическим положениям, изложенным в предыдущей главе, и, с другой стороны, являются самостоятельным психотерапевтическим методом, эффективным для лечения пограничных нервно-психических расстройств. В частности, упражнения гештальт-терапии оказались эффективными для лечения психосоматических расстройств. Эти упражнения рекомендуется выполнять последовательно, одно за другим, и уделять достаточно времени освоению предыдущего, прежде чем перейти к последующему. Приводимые упражнения соответствуют руководству по гештальт-терапии, написанному Фредериком С. Перлзом, Паулем Гудменом, Ральфом Хефферлином (1995).

 

ПОЛНОЕ ОСОЗНАНИЕ

Полное осознание задействует все ресурсы организма, так что поле человеческого опыта организует себя наилучшим образом. Если имеется полное, свободное внимание, субъективный опыт человека будет плавно перемещаться и протекать, так, чтобы наилучшим образом объединить все происходящее в каждой новой ситуации с краткосрочными и долгосрочными целями и потребностями человека.

Полное осознание не означает понимания всего происходящего в любой момент. Внимание будет переключаться в зависимости от того, что образуют гештальты. Время от времени человек находится в режиме «контакта», и его внимание сосредоточено на ситуации. В другие моменты оно переключится на «внутренние мысли и чувства», и человек будет находиться в режиме «ухода в себя». У полностью функционирующего человека процесс осознания происходит постоянно между этими двумя полюсами. Если человек уделяет внимание происходящему в данный момент, то есть центрирован на настоящем, он не станет размышлять над тем, почему он не сделал того, что следовало, или недоумевать, почему у него не получается сделать то, что следует.

Человек не остановит процесса своего осознания, сосредоточившись исключительно на мысли о том, как он функционирует, или на своих проблемах. Его полное внимание направлено на то, что ему лучше всего сделать в данной ситуации, чтобы двигаться дальше по жизненному пути.

Гештальт ценит полное, центрированное на настоящем осознание, но жить настоящим — не значит притворяться, что прошлого не существовало или что будущее не наступит. Это просто означает, что человек полностью осознает свой внешний и внутренний опыт, позволяющий привлечь все ресурсы для того, чтобы наилучшим образом справиться с течением жизни в данный момент. Это также означает жить в данный момент, а не ради данного момента. Человеческий опыт включает в себя насущные аспекты прошлого и будущего. Если люди полностью живут настоящим, то прошлое и будущее интегрируется в их текущее поле опыта.

Упражнение 1. Осознавание актуального

Большинство людей согласится с тем, что временами они лишь наполовину «здесь», что они как бы спят наяву, «теряют нить» происходящего или каким-либо иным образом ускользают из ситуации в настоящем.

Контакт не подразумевает постоянной настороженности с глазами навыкате. Это была бы хроническая тревожность, обычно основанная на непонимании окружающего. Во многих случаях необходимо просто «отпустить себя», оставить что-то туманным или неясным, отдаться животному комфорту, что и делают кошки или собаки. Неспособность большинства из нас отдаться такому состоянию целиком, пишет Перле, как раз и является следствием «незаконченных дел». Для того чтобы возродить в себе эту способность, попробуйте выполнить следующее задание:

Попытайтесь в течение нескольких минут составлять фразы, выражающие то, что вы в данный момент сознаете-заме- чаете. Начинайте каждое предложение словами «сейчас», «в этот момент», «здесь и сейчас».

Итак: «Сейчас я, мое дышащее тело, сижу здесь, на стуле, стул в комнате, комната в квартире, сейчас, здесь, во второй половине дня, этого определенного дня, этого определенного месяца, этого определенного года. Здесь и сейчас я делаю то-то и то-то...»

Может быть, выполняя это упражнение, вы были смущены тем, что, пытаясь чувствовать свою актуальность, обнаружили, сколь она банальна и тускла. Может быть, вы говорите себе: «Стыдно сказать, что я не способен осознать ничего примечательного, только такие глупые вещи, как: „Сейчас мой нос чешется" и „Теперь и здесь я почесал свой нос“». Однако какого рода актуальности вы хотите, если думаете, что в любой данный момент,.когда вы попытаетесь ее чувствовать, она должна быть чудесной и экзотичной, или если в данный момент нет ничего более волнующего, что привлекло бы внимание, что было бы более здоровым, чем заметить и сознавать свой чешущийся нос и почесать его? С другой стороны, если вы находите свою актуальность хронически унылой и неинтересной, почему бы вам не сделать нечто, чтобы оживить ее? Какие препятствия на этом пути вы осознаете и замечаете?

Упражнение не предполагает, что, заметив это, вы сломя голову броситесь действовать. Мы сосредоточиваемся исключительно на том, чтобы понять: «Какова наша актуальность? Возможно ли действительно ее чувствовать? Можно ли чувствовать эту актуальность своей?» Результат, ради которого мы выполняем данное упражнение, — это действительное изменение, это ощущение того, что мы являемся непрерывным потоком процессов.

Упражнение помогает также яснее заметить, когда и как, каким образом мы ускользаем из настоящего. Многие люди обнаруживают, что на самом деле они вспоминают прошлое или думают о будущем, а вовсе не живут в настоящем. Действительно, жить «здесь и теперь» больше всего мешает нам или страх перед будущим или сожаление о прошлом, что чаще всего и наблюдается у невротиков, которые предпочитают копаться в прошлом или стараются обеспечить свое будущее. В этой связи Перле замечает, что «погружение в прошлое служит нахождению „причин" — и таким образом оправданий — для ситуации в настоящем. Никто не отрицает, что настоящее вырастает из прошлого; но проблемы настоящего не решаются тем, например, чтобы обвинять родителей в ошибках воспитания.


Дата добавления: 2015-11-26 | Просмотры: 456 | Нарушение авторских прав







При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.009 сек.)