АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

ЛОГОТЕРАПИЯ В. ФРАНКЛА

Прочитайте:
  1. Логотерапия
  2. ЛОГОТЕРАПИЯ КАК ТЕХНИКА
  3. ЛОГОТЕРАПИЯ КАК ТЕХНИКА.
  4. Особливості методу парадоксальної інтенції В.Франкла

Созданная Виктором Франклом теория логотерапии и экзистенциального анализа представляет собой сложную систему философских, психологических и медицинских воззрений на природу и сущность человека, на механизмы развития личности в норме и в патологии и на пути и способы коррекции аномалий в развитии личности. Эта философия и терапия, разработанная в процессе клинической практики и преподавательской деятельности, были проверены и укрепились в скитаниях Франкла по концентрационным лагерям. Он увидел истину, открывающую, что любовь есть наивысшая цель людей и что спасение человека происходит через любовь и в любви. Он убедился в том, что это единственная цель существования.

 

ФИЛОСОФИЯ ЛОГОТЕРАПИИ

Невзирая на апатию заключенных концентрационных лагерей, Франкл обнаружил, что «человек способен сохранить остатки духовной свободы, независимость ума даже в таких ужасных условиях психического и физического стресса» (Frankl V. Е., 1985). Всегда остаются возможности для выбора, известны примеры героических поступков, имеющих целью помочь другим, а не спасти себя. «Тип человека, сформировавшегося в заключении, определялся внутренним решением, а вовсе не был результатом внешних условий. По сути дела, каждый человек способен даже в таких обстоятельствах принять решение о своем выборе — психическом и духовном. Можно сохранить свое человеческое достоинство даже в условиях концентрационного лагеря. Это и есть духовная свобода, которую никто не может отнять, именно она делает жизнь осмысленной и придает ей цель».

Если есть смысл жизни, то есть и смысл страданий, поскольку страдания, как и смерть, являются неотъемлемой частью жизни; без них жизнь была бы неполной. Лишь некоторые заключенные.сопротивлялись разрушительному влиянию лагеря, не желая превращаться в жертвы. Отсутствие цели или надежды на будущее заставило многих пересмотреть существующие возможности позитивных изменений лагерной жизни. Необычайно неблагоприятные внешние обстоятельства также могут способствовать духовному росту человека. Для этого ему нужно верить в будущее. Без такой веры он сдается и утрачивает желание жить. В отсутствии цели, смысла жизни нет стремления выжить. Франкл спрашивает, действительно ли вопрос в том, ждем ли мы чего-то от жизни или нет. Может быть, лучше спросить, чего ждет от нас жизнь? Жизнь ставит перед нами задачи, в решении которых состоит ее смысл. Задачи эти у каждого свои, каждая ситуация уникальна и требует уникальной реакции. Иногда от человека требуется смириться с судьбой и страданиями. Страдания каждого также уникальны, и от того, как человек их переносит, зависит возможность его личностного роста.

 

ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА

Личность — это единое целое трех аспектов, или измерений: соматического, или физического; психического, или психологического; духовного. Первые два близко взаимосвязаны и вместе составляют «психосоматику». Они включают наследственные и конституциональные факторы, такие ісак врожденные влечения. Психоанализ благодаря Фрейду, Адлеру и Юнгу внес свой вклад в понимание этих измерений, особенно психологического, но практически не уделил внимания духовному, исключительно человеческому, измерению.

Логотерапия делает акцент именно на духовном измерении. Духовность — первая из трех характеристик человека, отличающих его от животного. Духовность 'выявляется феноменологически непосредственно в самосознании, но проистекает из «духовного бессознательного». Духовность — это главный атрибут человека, из нее происходят совесть, любовь и эстетическое сознание.

Второй особенностью человеческого существования является свобода. Человеческая личность — это сущность, которая всегда принимает решения о том, какой ей быть в каждый следующий момент времени. Свобода означает независимость от инстинктов, наследственной предрасположенности и окружения. Хотя человек подвержен влиянию каждого из этих аспектов, он все. же свободен в своем решении принимать или отвергать их. Таким образом, люди не просто существуют, они решают, каким будет их существование. В связи с возможностью подняться над биологическими, психологическими и социологическими условиями, на которых строятся прогнозы, люди непредсказуемы.

Основной тезис учения Франкла о свободе воли гласит, что человек свободен найти и реализовать смысл жизни, даже если его свобода заметно ограничена объективными обстоятельствами. Признавая очевидную детерминированность человеческого поведения, Франкл отрицает его пандетерминированность: «Необходимость и свобода локализованы не на одном уровне; свобода возвышается, надстроена над любой необходимостью». Франкл говорит о свободе человека по отношению-к своим влечениям, к наследственности и к факторам и обстоят тельствам внешней среды.

Свобода по отношению к влечениям проявляется в возможности принять или отвергнуть их, сказать им «нет». Даже когда человек действует под влиянием непосредственной потребности, он либо позволяет ей определять свое поведение, либо сохраняет свободу не позволить этого. Аналогичным образом обстоит дело и тогда, когда речь идет о детерминации человеческого поведения ценностями или моральными нормами, — человек позволяет или не позволяет себе быть ими детерминированным. Свобода в плане к наследственности — это отношение к ней как к материалу, возможность свободного духа строить из него то, что ему необходимо. Франкл характеризует организм как инструмент, как средство, которым пользуется личность для реализации своих целей. Похожие отношения существуют между личностью и характером: он тоже сам по себе не определяет поведения, напротив, в зависимости от личности характер может претерпевать изменения или сохранять свою неизменность. Свобода человека в плане внешних обстоятельств выражается в возможности, хотя и не беспредельной, занять по отношению к ним ту или иную позицию, так что само влияние обстоятельств на человека опосредуется позицией человека по отношению к ним.

Личность свободна благодаря тому, что ее поведение определяется прежде всего ценностями и смыслами, локализованными в ноэтическом измерении и не испытывающими детерминирующих воздействий со стороны рассмотренных выше факторов. Человек — это больше, чем психика, человек — это дух. В этом своем качестве человек характеризуется двумя фундаментальными онтологическими характеристиками: способностью к само- трансценденции и способностью к самоотстранению. Первая выражается в постоянном выходе человека за пределы самого себя, в направленности его на что-то, существующее вне его, вторая — в возможности подняться над собой и над ситуацией, посмотреть на себя со стороны. Обе способности позволяют человеку быть самодетерминирующимся существом; механизмы этой самодетерминации принадлежат к ноэтическому измерению человека.

Для чего нужна свобода. Важным в учении о свободе воли является вопрос: для чего человек обладает свободой? Главное в ответе на этот вопрос — положение о том, что существует свобода взять на себя ответственность за свою судьбу, свобода слушать свою совесть и принимать решения о своей судьбе. Это свобода изменяться, свобода от того, чтобы быть именно таким, и свобода стать другим. Франкл определяет человека как существо, которое постоянно решает, чем он будет в следующий момент. Свобода — это не то, что он имеет, а то, что он есть. Человек решает за себя; любое решение есть решение за себя, а решение за себя есть всегда формирование себя.

Третий фактор в существовании человека — ответственность. Свобода — это не только свобода «от», но также свобода «для»: для чего-либо, что, согласно Франк- лу, представляет собой обязанности индивида. Человек ответствен перед собой, своей совестью или Богом. Лого- терапия пытается заставить пациента полностью осознать собственную ответственность. Поэтому ему должно быть предоставлено право выбора: за что, перед кем или перед чем нести ответственность.

. Психоанализ имеет дело с осознаванием пациентами своих вытесненных переживаний или влечений. Индивидуальная психология Адлера фокусируется на принятии человеком ответственности за свои симптомы. Каждый из этих подходов односторонен, и они удачно дополняют друг друга. Фактически можно сформулировать это в виде основной теоремы, которая гласит: «Быть человеком — значит быть сознательным и быть ответственным». Ответственность соотносится с сознанием через совесть.

Свобода и ответственность. Принятие решения — акт не только свободы, но и ответственности. Свобода, лишенная ответственности, вырождается в произвол. Ответственность человека сопряжена с бременем- выбора: какие таящиеся в мире и в нем самом возможности заслуживают реализации, а какие нет. Человек ответствен за аутентичность своего бытия, за правильное нахождение и реализацию им смысла своей жизни. По сути, это ответственность человека за свою жизнь. Проблема ответственности является узловой проблемой логотерапии.

Логотерапия нацелена на осознание бессознательных духовных факторов личности пациента, в то время как экзистенциальный анализ имеет задачей помочь пациенту осознать свою ответственность. В рамках эксистенциаль- ного анализа стоит задача логотерапевтического вмешательства для стимуляции конкретных осмысленных возможностей; это, в свою очередь, предполагает анализ конкретного человеческого существования (дазайн), личного существования данного пациента. Представляется, что экзистенциальный анализ занимается существованием индивида, тогда как логотерапия осуществляет собственно вмешательство.

 

МОТИВАЦИЯ

Поддержание гомеостаза, снижение напряжения или психоаналитический принцип удовольствия, по мнению Франкла, не могут адекватно объяснить человеческое поведение — все это является скорее следствиями, чем интенциями. Франкл обосновывает тезис о том, что первичная мотивация человека — это не жажда удовольствия или власти, а воля к смыслу. Лірди осознают ценности жизни исходя из отношения к выпавшим на их долю неизбежным страданиям. Эти установочные ценности и возможность их осознания сохраняются до последних мгновений жизни. Страдание, таким образом, имеет смысл.

В своем теоретическом здании Франкл выделяет три основные части: учение о стремлении к смыслу, учение о смысле жизни и учение о свободе воли.

Стремление к поиску и реализации человеком смысла своей жизни Франкл рассматривает как врожденную мотивационную тенденцию, присущую всем людям и являющуюся основным двигателем поведения и развития личности. Из жизненных наблюдений, клинической практики и разнообразных эмпирических данных Франкл заключает: для того, чтобы жить и активно действовать, человек должен верить в смысл своих поступков. «Даже самоубийца верит в смысл — если не жизни, то смерти», в противном случае он не смог бы существовать (Frankl V. Е„ 1979).

Отсутствие смысла порождает у человека состояние, которое Франкл называет экзистенциальным вакуумом. Именно экзистенциальный вакуум, согласно его наблюдениям, подкрепленным многочисленными клиническими исследованиями, инициирует широкомасштабные специфические «ноогенные неврозы», распространившиеся в послевоенный период в странах Западной и Восточной Европы и в еще больших масштабах — в США, хотя некоторые разновидности таких неврозов (например, «невроз безработицы») были описаны еще раньше. Необходимым же условием психического здоровья является определенный уровень напряжения, возникающего между человеком и локализованным во внешнем мире объективным смыслом, который ему предстоит осуществить.

Основной тезис логотерапии может быть сформулирован следующим образом: человек стремится обрести смысл и ощущает фрустрацию, или вакуум, если это стремление остается нереализованным.

В соответствии с учением о смысле жизни его поиск, в принципе, «доступен любому человеку, независимо от пола, возраста, интеллекта, образования, характера, среды и... религиозных убеждений» (Frankl V. Е., 1985). Однако нахождение смысла — это вопрос не познания, а призвания. В конечном счете, человек не должен задавать вопрос, в чем заключается смысл жизни, отмечает Франкл; напротив, он должен сознавать, что этот вопрос^адресован ему. Жизнь бросает нам. вызов, в ответ на него мы и начинаем действовать. Смысл не субъективен, человек не изобретает его, а находит в мире, в объективной действительности, именно поэтому он выступает для человека как императив, требующий своей реализации.

В психологической структуре личности Франкл выделяет особое, «ноэтическое измерение», в котором локализованы смыслы. Это измерение, как явствует из построенной Франклом чрезвычайно наглядной «димензиональной онтологии», несводимо к измерениям биологического и психологического существования человека; соответственно, смысловая реальность не поддается объяснению через психологические и, тем более, биологические механизмы и не может изучаться традиционными психологическими методами.

Утверждая, что смысл жизни каждого человека уникален и неповторим, Франкл тем не менее отвергает некоторые из «философий жизни». Так, смыслом жизни не может быть наслаждение, ибо оно есть внутреннее состояние субъекта. По той же логике, человек не может стремиться к счастью, он может искать лишь причины для счастья. Борьба за существование и стремление к продолжению рода также оправданы лишь постольку, поскольку сама жизнь уже обладает каким-то независимым от этого смыслом.

Франкл вводит представление о ценностях — смысловых образованиях, складывающихся в результате обобщения типичных ситуаций, с которыми обществу или человечеству пришлось сталкиваться в истории. Это позволяет обобщить возможные пути сделать свою жизнь осмысленной. Человек может сделать свою жизнь осмысленной, во- первых, с помощью того, что он дает жизни (его творческая работа), во-вторых, с помощью того, что он берет от жизни (переживания ценностей), и, в-третьих, посредством позиции, занимаемой по отношению к судьбе, которую он не в состоянии изменить. Соответственно, Франкл выделяет три группы ценностей: ценности творчества, ценности переживания и ценности отношения.

Приоритет отдается ценностям творчества, основным путем реализации которых является труд. При этом смысл и ценность приобретает труд человека как его вклад в жизнь общества, а не просто как его повседневное занятие, способ времяпрепровождения. Смысл труда человека заключается прежде всего в том, что он делает сверх предписанных ему служебных обязанностей, что он привносит в свою работу как неповторимая человеческая индивидуальность. Ценности творчества являются наиболее естественными и важными, но не необходимыми.

Смысл жизни может, согласно Франклу, придать задним числом одно-единственное мгновение, одно ярчайшее переживание. Из числа ценностей переживания Франкл подробно останавливается на любви, которая обладает богатым1' ценностным потенциалом. Любовь — это взаимоотношения на уровне духовного, смыслового измерения, переживание другого человека в его неповторимости и уникальности, познание его глубинной сущности. Вместе с тем и любовь также не является необходимым условием или наилучшим вариантом осмысленности жизни. Индивид^ который никогда не любил и не был любим, тем не менее может сформировать свою жизнь весьма осмысленным образом.

Основной пафос и новизна подхода связаны у Франк- ла с третьей группой ценностей — наибольшее внимание он уделяет ценностям отношения. К этим ценностям человеку приходится прибегать, когда он оказывается во власти обстоятельств, которые он не в состоянии изменить. Но при любых обстоятельствах человек свободен занять осмысленную позицию по отношению к ним и придать своему страданию глубокий жизненный смысл. Как только мы добавляем ценности отношения к перечню возможных категорий ценностей, пишет Франкл, становится очевидным, что человеческое существование никогда не может оказаться бессмысленным по своей внутренней сути. Жизнь человека сохраняет свой смысл до конца — до последнего дыхания.

Наибольшие практические достижения логотерапии связаны как раз с ценностями отношения, с нахождением людьми смысла своего существования в ситуациях, представляющихся безвыходными и бессмысленными. Франкл считает ценности отношения в чем-то более высокими, хотя их приоритет наиболее низок — обращение к ним оправдано, лишь когда все остальные возможности более активного воздействия на собственную судьбу исчерпаны.

Однако, согласно Франклу, правильно ставить вопрос не о смысле жизни вообще, а о конкретном смысле жизни данной личности в данный момент. Каждая ситуация несет в себе свой смысл, разный для разных людей, но для каждого он единственный и единственно истинный. Не только от личности к личности, но и от ситуации к ситуации этот смысл меняется.

Вопрос о том, как человек находит свой смысл, является ключевым.для практики логотерапии. Франкл не устает подчеркивать, что смыслы не изобретаются, не создаются самим индивидом; их нужно искать и находить. Смыслы не даны нам, мы не можем выбрать себе смысл, мы можем лишь выбрать призвание, в котором мы обретём смысл. В нахождении и отыскании смыслов человеку помогает совесть. Совесть Франкл определяет как смысловой орган, как интуитивную способность отыскивать единственный смысл, кроющийся в каждой ситуации, даже если он противоречит сложившимся ценностям, когда эти ценности уже не отвечают быстро изменяющимся ситуациям. Именно так, по Франклу, зарождаются новые ценности.

Из закономерностей нахождения смысла человеком вытекают и специфические задачи и ограничения логотерапии. Ни в чьих силах, и логотерапевта в том числе, дать нам тот единственный смысл, который мы можем найти в нашей жизни, в нашей ситуации. Однако лого- терапия ставит целью расширение возможностей клиентов видеть весь спектр потенциальных смыслов, содержащихся в любой ситуации. «Все, что мы можем делать, — это быть открытыми для смыслов, сознательно стараться увидеть все возможные смыслы, которые предоставляет нам ситуация, и затем выбрать один, который, насколько нам позволяет судить наше ограниченное знание, мы считаем истинным смыслом данной ситуации» (Fabry J. В., 1968).

Но найти смысл — это полдела; необходимо еще осуществить его. Человек несет ответственность за осуществление уникального смысла своей жизни. Осуществление смысла — процесс не простой, он далек от того, чтобы совершаться автоматически, коль скоро смысл найден. Франкл характеризует стремление, порождаемое смыслом, в отличие от влечений, порождаемых потребностями, как то, что требует постоянного принятия индивидом решения, желает ли он осуществить-его в данной ситуации или нет. Осуществление смысла является для человека императивной необходимостью по причине конечности, ограниченности и необратимости его бытия в мире, невозможности отложить что-то на потом, неповторимости тех возможностей, которые предоставляет человеку каждая конкретная ситуация. Осуществляя смысл своей жизни, человек осуществляет самого себя; так называемая самоактуализация — это лишь побочный продукт осуществления смысла. Тем не менее человек до последнего мгновения никогда так и не знает, удалось ли ему действительно осуществить смысл своей жизни.

Поскольку стремление к реализации уникального смысла своей жизни делает каждого человека уникальной личностью, Франкл говорит также о смысле самой личности человека, его индивидуальности. Смысл человеческой личности всегда связан с обществом, в своей ориентации на общество смысл индивида трансценди- рует себя. И наоборот, смысл общества, в свою очередь, конституируется существованием индивидов.

Сверхсмысл. Франкл вводит понятие сверхсмысла. Речь идет о смысле того целого, в свете которого приобретает смысл человеческая жизнь, то есть о смысле Вселенной, о смысле бытия, о смысле истории, каковой трансцен- дентен человеческому существованию, посему ответа на вопрос о сверхсмысле дать невозможно. Франкл подчеркивает, что из этого не следует вывод о бессмысленности или абсурдности бытия, с чем якобы приходится мириться человеку. Человеку приходится мириться с другим — с невозможностью охватить бытие в целом, с невозможностью познать его сверхсмысл. Естественно, что сверхсмысл осуществляется независимо от жизни отдельных индивидов.

Экзистенциальный вакуум и экзистенциальная фрустрация. Общая жалоба сегодняшних пациентов — отсутствие смысла жизни (Паттерсон С., Уоткинс Э., 2003). Они охвачены переживаниями своей внутренней пустоты, они попадают в ситуацию, которую Франкл называет «экзистенциальным вакуумом» (Frankl V. Е., 1985). При отсутствии инстинктов, руководящих их поведением, и исчезновении традиций, определяющих выбор, люди, сталкиваясь с необходимостью делать выбор, не знают, что им делать, чего они хотят, ради чего стоило бы жить. «Этот экзистенциальный вакуум проявляется преимущественно в состоянии скуки... В действительности скука сейчас ставит перед психиатрами больше проблем, чем страдания» (Frankl V. Е., 1985). В частности, одним из проявлений скуки является так называемый «воскресный невроз», представляющий собой специфическую разновидность депрессии, которая настигает человека тогда, когда все текущие дела завершены и на первый план выходит скрывающаяся за повседневной суетой пустота.

Стремление человека к смыслу также может быть фрустрировано, и в таком случае логотерапия говорит об «экзистенциальной фрустрации». Термин «экзистенциальный» мы будем использовать для обозначения:

1) самого существования, то есть специфически человеческого способа бытия;

2) смысла существования;

3) стремления к отысканию конкретного смысла в личном существовании, то есть воли к смыслу.

Экзистенциальная фрустрация также может привести к неврозу. Для этого типа невроза логотерапия изобрела термин «ноогенный невроз», в отличие от невроза в обычном смысле этого слова, то есть психогенного. Ноогенный невроз происходит не в нсихологической, но, скорее, в ноо- логической сфере (от греческого «ноос» — разум, дух, смысл) человеческого существования. Это еще один логотерапевтический термин, обозначающий нечто, принадлежащее к «духовному» ядру человеческой личности. Следует, однако, иметь в виду, что в контексте логотерапии понятие «духовный» не имеет первично религиозной коннотации, а относится к специфически человеческой сфере духа. Экзистенциальный вакуум — широко распространенное явление в XX веке. Оно и понятно: человек претерпел в ходе своего становления подлинно человеческим существом двойную утрату. В начале своей истории он утратил некоторые из базисных животных инстинктов, определявших и обспечивавших поведение животных. Такая обеспеченность закрылась для человека навсегда, отныне ему придется самостоятельно осуществлять выбор. Однако человек претерпел и другую потерю, в более недавнем своем развитии: традиции, которые поддерживали его поведение, сейчас быстро ослабевают. Никакой инстинкт не говорит ему, что ему делать, и никакая традиция не подсказывает, что он должен делать; скоро он уже не будет знать, что он хочет делать. Все чаще и чаще он руководствуется тем, чего добиваются от него другие, все глубже и глубже погрязая в конформизме, становясь его жертвой,

Экзистенциальный вакуум проявляется прежде всего в состоянии скуки. Теперь мы понимаем Шопенгауэра, полагавшего, что человечество, видимо, осуждено вечно колебаться между двумя крайностями — лишениями и скукой. И эти проблемы угрожающе нарастают, так как прогрессирующая автоматизация производства, вероятно, ведет к значительному увеличению свободного времени. Беда в том, что многие не знают, что делать с этим свободным временем.

Давайте подумаем, например, о «воскресном неврозе», этом виде депрессии, которым страдают люди, осознающие отсутствие содержания в их жизни, когда натиск рабочей недели прекращается и делается явной своя внутренняя пустота. Немало случаев суицида можно было бы объяснить подобным экзистенциальным вакуумом. Такие распространенные явления, как алкоголизм и юношеская преступность, нельзя понять, если не учитывать лежащего в их основе экзистенциального вакуума. Это справедливо также и в отношении психологических кризисов пенсионеров и пожилых людей.

Более того, экзистенциальный вакуум проявляется в разного рода маскировках и мимикриях. Иногда фруст- рированная потребность смысла компенсируется жаждой власти, включая наиболее примитивную ее форму — стремление к обогащению. В других случаях место фру- стрированной потребности смысла занимает стремление к удовольствию. Вот почему экзистенциальная фрустрация часто выливается в сексуальную компенсацию. В таких случаях сексуальное либидо становится чрезмерно активизированным и агрессивным, чтобы заполнить экзистенциальный вакуум.

 

КОНЦЕПЦИЯ БОЛЕЗНИ

Хотя экзистенциальные конфликты могут развиваться и без невроза, каждый невроз имеет экзистенциальный аспект. Неврозы коренятся в четырех совершенно различных слоях (или измерениях) человеческого бытия — физическом, психологическом, социальном и экзистенциальном, или духовном. Физиологические основы могут быть конституциональными (включая невропатию и психопатию), а также обусловленными (например, шок после травматического переживания), которые являются, вероятнее всего, ускоряющими факторами. Типы неврозов различаются по относительной важности каждого из этих четырех измерений. Физиологические основы не подлежат психотерапевтическому лечению, а лишь медикаментозному, при значительной выраженности физиологического компонента психотерапия практически бессильна (Паттерсон С., Уоткинс Э., 2003).

Ноогенные неврозы. «Ноогенные неврозы возникают не в результате конфликтов между влечениями и инстинктами," а из экзистенциальных проблем. Среди таких проблем фрустрация воли к смыслу играет значительную роль» (Frankl V. Е., 1985). Нарушение происходит не в духовном измерении как таковом, к которому относится термин «ноэтический», оно проявляется в психосоматических заболеваниях и расстройствах.

Коллективный невроз. Некоторые особенности современного человека имеют сходство с неврозом и могут быть определены как коллективный невроз (Паттерсон С., Уоткинс Э., 2003). Прежде всего, это беспорядочное отношение к жизни, отсутствие долгосрочного планирования, что, по-видимому, связано с неопределенностью жизни после второй мировой войны и создания атомной бомбы. Вторым симптомом является фаталистическое восприятие жизни. Оно также возникло в результате последней войны. Теперь принято считать, что планировать свою жизнь невозможно. Третий симптом — это коллективное мышление. Человек предпочитает погрузиться в массы. В действительности он лишь тонет в массах; он отказывается от себя как от свободной и ответственной сущности. Четвертый симптом — фанатизм. Если коллективист игнорирует собственную личность, фанатик игнорирует личность другого человека. Имеет значение лишь его собственное мнение. В конечном счете, все эти четыре симптома проистекают из страха ответственности и бегства от свободы (Frankl V. Е., 1986). Для преодоления коллективных неврозов требуются, скорее, психологическое просвещение и психогигиена, а не психотерапия.

Неврозы. Ноогенные и коллективные неврозы относятся к неврозам в широком значении этого термина. В более узком смысле невроз затрагивает преимущественно психическое измерение человека. Невроз не является ни ноэтическим, или духовным, заболеванием, ни заболеванием, касающимся лишь духовности. Более того, это всегда заболевание человека в его единстве и целостности. Психологические комплексы, конфликты, травматические переживания — это скорее проявления, чем причины невроза, который более тесно связан с дефектом развития структуры личности. Тревога хотя и не является причиной невроза, представляет собой общий фактор, поддерживает невротический круг. Базовым элементом служит ан- тиципационная тревога. В центре внимания может оказаться транзиторный симптом или минутная неудача в функционировании. Возникает страх рецидива симптома, подкрепляющий этот симптом, формируется невротический круг, который включает предупреждающую тревогу. Существуют два основных типа неврозов: тревожный невроз и обсессивный невроз.

Тревожный невроз включает в себя нарушение функционирования вазомоторной системы, нарушение эндокринной функции или конституциональный элемент. Травматические переживания действуют как провоцирующие агенты за счет фокусирования внимания на симптомах, однако за невротической тревогой кроется тревога экзистенциальная, которая, по Франклу, есть страх смерти и одновременно страх жизни в целом вследствие ощущения вины перед жизнью из-за собственного нереализованного потенциала. Этот страх сосредоточивается на конкретном органе тела или концентрируется на конкретной символической ситуации в форме фобии. Пациентка, испытывающая страх открытых пространств, описывает свою тревогу как «чувство парения в воздухе», что соответствующим образом передает и ее душевное состояние, выражением которого служит невроз. С экзистенциальной точки зрения невроз — это способ существования.

Обсессивный невроз, как все другие неврозы,-вклю- чает конституциональный фактор предрасположенности наряду с психогенным фактором. Однако имеется также экзистенциальный фактор, отражающий выбор или решение человека перейти к развернутому обсессивному неврозу. Франкл считает, что «пациент не несет ответственности за свои навязчивые идеи», но он «ответствен за свое отношение к этим идеям». Человек, страдающий об- сессивным неврозом, не способен переносить неопределенность, напряжение между тем, что есть, и тем, что должно быть. Его мировоззрение характеризуется «стопроцентностью», или поиском абсолюта, стремлением к «абсолютной определенности в познании и решении» (Frankl V. Е., 1985) Из-за невозможности достичь в жизни всего желаемого такой человек концентрируется на конкретной области, но даже после этого может преуспеть лишь частично.

Психозы. При неврозах симптомы и этиология носят психологический характер. При психозах — меланхолии и шизофрении — этиология физическая, а симптомы психологические.

Меланхолия, или эндогенный психоз, также включает в себя психогенные и экзистенциальные аспекты, или «патопластический фактор», который заключается в свободе формировать свою судьбу и определять собственное психическое отношение к болезни. Следовательно, по мнению Франкла, «даже психоз в своей основе представляет собой проверку человека, человеческих качеств психотического пациента» (Frankl V. Е., 1986). Рядом со свободой психического отношения идет ответственность. Тревога, присутствующая в меланхолии, имеет физиологическую основу, но это не объясняет тревоги или вины, вызываемых преимущественно страхом смерти и совестью. «Сознательная тревога может быть понята только как тревога человека как такового: как экзистенциальная тревога» (Frankl V. Е., 1986). Хотя животное тоже может страдать от тревоги, психозы у людей включают в себя основополагающий элемент человечности — экзистенци- альность — помимо и прежде органического состояния.

При меланхолии физиологическая основа, или «психофизическая недостаточность», переживается уникальным для человека образом как напряжение между тем, чем человек является, и тем, каким он должен быть, между потребностью и возможностью реализации, отмечает Франкл. Эта недостаточность ощущается в виде неадекватности и проявляется в различных формах, вынося на поверхность страхи, ранее существовавшие в пре- морбидном состоянии: страхи неспособности заработать достаточно денег, невозможности достичь своих целей в жизни. Меланхолик «становится слепым к ценностям, свойственным ого собственному бытию», а позднее — и к внешним ценностям; вначале он ощущает себя никчемным и свою собственную жизнь бессмысленной, затем весь мир начинает видиться ему в таком же мрачном свете. Собственная недостаточность порождает экзистенциальное напряжение и чувство вины.

При шизофрении феномены ощущения внешнего влияния, наблюдения извне или преследования являются формами «переживания чистой объектности». Страдающий шизофренией переживает себя как объект наблюдения или преследования со стороны других людей, так, словно он трансформировался из субъекта в объект. «Страдающий шизофренией переживает себя как настолько ограниченного в своих человеческих качествах, что не может больше ощущать себя действительно существующим» (Frankl V. Е., 1986).

 

ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ЛОГОТЕРАПИИ

Логотерапевтические методы имеют специфическую и неспецифическую сферы применения. Специфическая сфера — это ноогенные неврозы, порожденные утратой смысла жизни. В таких случаях используется методика сократического диалога, позволяющая подтолкнуть пациента к открытию им для себя адекватного смысла. Большую роль здесь играет личность самого психотерапевта, хотя навязывание им своих смыслов недопустимо. Неспецифическая сфера применения логотерапии — это психотерапия разного рода заболеваний с помощью методов, построенных на соответствующем подходе к человеку.

Две психотерапевтические техники — парадоксальная интенция и дерефлексия — специально разработаны для работы с состояниями тревоги, с обсессивно-компульсив- ными и сексуальными неврозами. Тревожные неврозы и фобические состояния характеризуются предупреждающей тревогой, порождающей именно те обстоятельства, которых пациент боится. В данных случаях обращаются, например, к столь характерной для человека способности к самоотстранению, как чувство юмора. Юмор дает возможность занять дистанцию по отношению к чему угодно, в том числе и к самому себе, и тем самым обрести контроль над самим собой.

Парадоксальная интенция Франкла построена на том, что «пациент должен захотеть, чтобы осуществили то (при фобии) или чтобы он сам осуществил то (при обсес- сии), чего он так опасается. При этом парадоксальное предложение должно быть сформулировано по возможности в юмористической форме» (Карвасарский Б. Д., 1998).

Чрезмерно выраженное внимание, интенция и самонаблюдение поддаются воздействию другой логотерапевтической техники, называемой дерефлексией. Дерефлексия особенно полезна в случаях мужской импотенции и неспособности достичь оргазма у женщин. Дефлексия отвлекает внимание от собственной персоны, переключая его на партнера, что устраняет требования к выполнению действия. Благодаря дерефлексии пациент способен иг- нориройать свой невроз, фокусируя внимание вовне. Он нацеливается на жизнь, полную потенциальных смыслов и ценностей, которые аппелируют к его личным возможностям (Frankl V., 1967; Паттерсон С., Уоткинс Э., 2003).

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Айви А. Е„ Айви М. Б., Саймэк-Даунинг Л. Психологическое консультирование и психотерапия. Методы, теории и технгіки: практическое руководство. М., 1999.

Александров А. А. Интеграция принципов и методов гештальт- терапии в систему личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии // Интегративные аспекты современной психотерапии. Л., 1992.

Александров А. А. Психотерапия: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2004.

Александров А. А. Современная психотерапия. Курс лекций. СПб., 1997.

Аммон Г. Динамическая психиатрия. СПб., 1995.

Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во ЛГУ, 1969.

Антонян Ю. М. Психологическое отчуждение личности и преступное поведение (Генезис и профилактика дезадаптивных преступлений). Ереван: Айастан, 1987.

Антонян Ю. М., Гульдан В. В. Криминальная патопсихология. М.: Наука, 1991.

Бадмас Б. С. Астенические состояния. М.: Медгиз, 1961. '

Бассин Ф..В. Проблема «бессознательного» (О неосознаваемых формах высшей нервной деятельности). М., 1968.

Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л., 1988.

Бехтерев В. М. Избранные произведения. Л., 1954.

Бреслав Г. М. Эмоциональные процессы. Рига, 1984.

Бройтигам В., Кристиан П., Рад М. Психосоматическая медицина / Пер. с нем. Г. А. Обухова, А. В. Бруенка. М., 1999.

Бурлачук Л. Ф„ Морозов С. М. Словарь-справочник по психологической диагностике. Киев: Наукова думка, 1999 Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений М • Ичл во МГУ, 1976. ‘ "

Гринсон Р. Р. Техника и практика психоанализа. Воронеж 1994. • Губачев Ю. М., Либих С. С. Основы психосоматических отношений в клинике внутренних болезней. Психотерапия при cb- матических заболеваниях: Учебное пособие по терапии Л ' 1977. ' 'Ц

Зачепицкий Р. А. О терапии поведения // Невропатология и пси*;

хиатрия. 1976. № 9.. •>;

Иванов-Смоленский А. Г. Очерки патофизиологии высшей нерв- ' ной деятельности. М., 1952.

Изард К. Эмоции человека. М.: Изд-во МГУ, 1980.

Истаманова Т. С. Функциональные расстройства внутренних органов при неврастении. М., 1958.: s

Кемпински А. Психопатология неврозов. Варшава, 1975. Й Клиническая психология / Под ред. М. Перре, У. Баумащф;| СПб.: Питер, 2002. ?

Клиническая психология: Учебник / Под ред. Б. Д. Карвасарско- го. СПб.: Питер, 2002., t

Ковалев В. В. Социально-психологический аспект проблемы де^; виантного поведения у детей и подростков // Нарушения, поведения у детей и подростков. М., 1997.

Когнитивная психотерапия расстройств личности / Под ред. А. Бека, А. Фримена. СПб.: Питер, 2002. '

Когнитивная терапия депрессии / Под ред. А. Бека, А. Раш, Б. Шо, Г. Эмери. СПб.: Питер, 2003.

Кондратенко В. Т., Донской Д. И. Общая психотерапия. Минск: Наука и техника, 1993.

Краткий психологический словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд., расш., испр. и дон. Ростов- на-Дону: Феникс, 1998.

' Кржечковский А. Ю. Самосознание подростков с делинквентным и криминальным поведением // Сб. научн. тр. / Под ред. М. М.. Кабанова Л., 1991. Т. 128.

Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. М.: Просвещение, 1964.

Левитов Н.Д. Психическое состояние агрессии // Вопросы психологии. 1972. № 6.

Левитов Н.Д. Психическое состояние беспокойства, тревоги // Вопросы психологии. 1969. № 1.

Леонгард К. Акцентуированные личности. Киев: Вища школа, 1981.

Личко А. Е. Подростковая психиатрия: Руководство для врачей. Изд. 2-е, доп. и перераб. Л.: Медицина, 1985.

Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л.: Медицина, 1983.

Менделевич В. Д. Клиническая и медицинская психология: Практическое руководство. М., 1998.

Мерлин В. С. Личность как предмет психологического исследования. Пермь, 1988.

Мэй Р. Искусство психологического консультирования. М., 1994.

Мясищев В. Н. Личность и неврозы. Л.: Изд-во ЛГУ, 1960.

Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. 3-е международное издание. СПб.: Питер.

Павлов И. П. Двадцати лети ий опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных // Сборник статей. М.; Л., 1938.

Паттерсон С., Уоткинс Э. Теории психотерапии. 5-е изд. СПб.: Питер, 2003.

Перлз Ф. С. Внутри и вне помойного ведра. СПб., 1995.

Перлз Ф. С. Опыты психологии самопознания. М., 1993.

Перлз Ф. С., Гудмен П., Хефферлин Р. Практикум по гештальт- терапии. СПб., 1995.

Петровский А. В. Вопросы истории и теории психологии. М.: Педагогика, 1984.

Платонов К. К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986.

Поиіивалов В. П. Экспериментальная психофармакология агрессивного поведения. Л.: Наука, 1986.

Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б. Д. Карвасар- ского. СПб.: Питер Ком, 1998.

Раттер М. Помощь трудным детям / Под ред. А. С. Сниваков- ской. М.: Прогресс, 1987.

Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. М.: Прогресс, 1979.

Рейнуотер Дж. Это в ваших силах. Как стать собственным психотерапевтом / Под ред. Ф. Е. Василюка. М.: Прогресс, 1992.

Ротенберг В. С., Аршавский В. В. Поисковая активность и адаптация. М.: Наука, 1984.

Симонов П. В. Эмоциональный мозг. М.: Наука, 1981.

Соколов Е. И., Белова Е. В. Эмоции и патология сердца. М.: Медицина, 1983.

Таіилыков В. А. Психология лечебного процесса. Л., 1984.

Тодд Дж., Богарт А. К. Основы клинической и консультативной психологии. СПб.: Сова, 2001.

Торндайк Э. Л. Принципы обучения, основанные па психологии. М., 1930.

Федоров А. П. Когнитивно-поведенческая психотерапия. СПб.: Питер, 2002.

Франкл В. Человек в поисках смысла / Под ред. Л. Я. Гозмана и Д. А. Леонтьева. М.: Прогресс, 1990.

Фрейд А., Фрейд 3. Детская сексуальность и психоанализ детских неврозов. СПб., 1995.

Фрейд 3. Психология. Я и защитные механизмы. М., 1993.

Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность: теории, эксперименты, упражнения. СПб., 2001.

Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1994.

Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ / Под ред. Г. В. Бурменской. М., 1993.

ХьеллЛ., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, ис-' следования и применение). СПб., 1997.

Чеснокова И. И. Проблема самосознания в психологии. М., 1977.

Эйдемиллер Э. Г., Кулаков С. А., Черемисин О. В. Саморазрушаю- щее поведение у подростков: пути исследования, проблемы и разработка методов психотерапии// Саморазрушающее поведение у подростков. Л., 1991.

Эллис А., Драйден У. Практика рационально-эмоциональной поведенческой терапии. 2-е изд. / Пер. с англ. Т. Саушкиной. СПб., 2002.

Bandura A. Principles of behavior modification. New York: Holt, 1969.

Beck A. T. Cognitive therapy and emotional disorders. New York: International University Press, 1976.

Behaviour therapy and neuroses / Ed. H. J. Eysenck. London: Pergamon Press, 1960.

Berkowitz L. Aggression // A Social Psychological Analisis. New York, 1962.

Binswanger L. Grundformen und Erkenntnis menschlichen Daseins. Niehaus. Zurich, 1964.

Dengerink H. A., O'Leary M. R., Kasner К. H. Individual differences in aggressive pesponses to attack: internal-external locus of control and field dependence-independence // Journal of Research in Personality. 1975, 9.

Deutsch F. Analysis of Postural Behavior // Psychoanal. Quart., 1947.

Ellis A. Rational-emotive couple therapy. New York, 1990.

Fabry J. В. The pursuit of meaning. Boston: Beacon, 1968.

Fagan J., Shepherd I. L. Gestalt therapy now. New York, 1971.

Fenichel O. The psychoanalytic Theory of Neurosis. New York: Norton, 1945.

Frankl V. E. Der Mensch vor der Frage nach dem Sinn. Muncken: Piper, 1979.

Frankl V. E. The unconscious god. New York: Washington Square Press, 1985.

Freud S. Analysis Terminable and Interminable // Standard Edition. 1936.

Freud S. On Beginning the Treatment // Standard Edition. 1913.

Freud S. The Unconscious // Standard Edition. 1915.

Fromm E. Escape from Freedom. New York, 1941.

Gill М. M. Psychoanalisis and Exploratory Psychotherapy // J. Amer. Psychoanal. Assn. 1954.

Hall C. L. A behavior system. New York: Yale UP, 1952.

Kaplan M. L., Kaplan N. R. The linearity issue and gestalt therapy’s theory of experiental organization // Psychotherapy. 1985.

Karasu T. B. Psychotherapies: An Overview // Am.J. Psychiatry. 1977.

Klinger E. Consequences of commitmen to and disengagement from incentives // Psychological Rewiew. 1975.

Kosewski M. Biologiczne podloze zachowania agresywnego // Aggressywni przestepcy. Warszawa: Wipdza Powazechna, 1977.

Lindemann E. Symptomatology and management of acute grief // Amer. Journ. of psychiatry. 1944.

Maslow A. H. Motivation and Personality. New York, 1954.

May R. Dangers in the relation of existentialism to psychotherapy // Review of Existential Psychology and Psychiatry, 1963.

Nacht S. The Difficulties of Didactic Psycho-Analisis in Relation to Therapeutic Psycho-Analisis // Int.J. Psycho-Anal. 1954.

Peris F. Gestalt therapy verbatim // Real People Press. Lafayette, 1969.

Rachman S., Eysenck H.J. Reply to a «critique and reformulation» of bechavior therapy. Psychological Bulletin. 1966, 65. P. 165— 169.

Rogers C.R. Client-centered therapy. Boston: Houghton, 1951.

Rosenman R. H., Friedman M. The possible relationship of the emotions to clinical coronary heart disearse // In: Hormon and Atherosclerosis. New York: Academic Press, 1970.

Seligman М. E. P., Maier S. F. Failure to escape traumatic chock // Journal of Experimental Psychology, 1967.

Skinner B. F. Science and human behavior. New York, 1953.

Spielberger С. D. Theory and research on anxiety // Anxiety and Behavior / Ed.: C. D. Spielberger. New York: Academic Press,1966.

Stone L. The Psychoanalytic Situation. New York: International Universities Press, 1961.

Strotzka H. Psychiatrie. Roch, 1986.

Tausch R. Gesprachstherapie. Gottingen, 1973.

Taylor J. A. A personality scale of manifest anxiety // J. 1 of Abnormal and Social Psychology. 1953. N 48.

Tolman E. C. Purposive behavior in animals and men. New York: Appleton Century, 1932.

Watson J. B. Behaviorism. New York, 1924.

Wolpe J. The practice of behavior therapy. New York: Pergamon Press, 1973.

Yalom I. D. Gruppenpsychotherapie. Grundlagen und Metoden. Munchen: Kindler Verlag, 1974.

Zetzel E.R. Current Concepts of Transference // Int.J. Psycho- Anal. 1956.

 

По вопросам оптовой покупки книг «Издательской группы АСТ» обращаться по адресу:

Звездный бульвар, дом 21, 7-й этаж Тел. 615-43-38, 615-01-01, 615-55-13

Книги «Издательской группы АСТ» можно заказать по адресу: 107140, Москва, а/я 140, ACT - «Книги по почте»

Справочное издание

 

СПРАВОЧНИК ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА ПСИХОТЕРАПИЯ

Ответственный редактор Я. Судьина

Художественное оформление А. Филиппова

Компьютерная верстка Ю. Костиной

Технический редактор М. Водолазова

Корректор Н. Старостина

Подписано в печать с готовых диапозитивов заказчика 03.10.06.

• Формат 84Х 108‘/з2- Бумага газетная. Печать офсетная.

Уел. печ. л. 30,24. Тираж 3000 экз. Заказ 3100.

Общероссийский классификатор продукции ОК-005-93, том 2; 953004 — научная и производственная литература

Санитарно-эпидемиологическое заключение № 77.99.02.953.Д.003857.05.06 от 05.05.2006 г.

ООО «Издательство АСТ»

170002, Россия, г. Тверь, пр. Чайковского, д. 27/32 Наши электронные адреса:

WWW.AST.RU E-mail: astpub@aha.ru

ООО «Издательство «Сова»

195112, г. Санкт-Петербург, а/я № 51 E-mail: ooosova@mail.wplus.net

Издано при участии ООО «Харвест».

Лицензия Ns 02330/0056935 от 30.04.2004.

Республика Беларусь, 220013, Минск, ул. Кульман, д. 1, корп. 3, эт. 4, к. 42.

Республиканское унитарное предприятие «Издательство «Белорусский Дом печати».

Республика Беларусь, 220013, Минск, пр. Независимости, 79. Заказ 3047.

Открытое акционерное общество «Полиграфкомбинат им. Я. Коласа». Минск, ул. Красная, 23.

 

www.e-puzzle.ru

 


Дата добавления: 2015-11-26 | Просмотры: 857 | Нарушение авторских прав







При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.044 сек.)