АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

ПЕСОЧНИЦА, ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО И ГРЯЗЬ

Песок можно использовать для рисования или как материал для создания объемных форм, однако это отнюдь не бумага и не глина, специально предназначенные для такого рода работ. Он остается первичным природным материалом. Использование песка в психотерапевтическом процессе чем-то напоминает игру с песком на пляже и предполагает как самые простые попытки изобразить нечто, так и создание настолько более сложных форм, насколько это позволяют размеры песочницы и количество материала. Спонтанное создание из песка какихлибо форм нередко навевает мысли о детских играх с песком, землей, водой и различными предметами, которые можно считать первой формой «ландшафтного искусства», к которому прибегает ребенок.

В недавнем прошлом, когда производимые изобразительные материалы были рассчитаны, в основном, на художников, в своем творчестве дети пользовались всем, что попадалось им под руку. Там, где еще нет водопровода, они до сих пор нередко играют у естественных источников, пользуясь песком и грязью. С развитием цивилизации и утратой человеком связи с природой, обучение и творческие занятия протекают, как правило, в специально отведенных для этого местах, нередко с использованием компьютеров, а не при непосредственном контакте с, педагогом. Большинство родителей не любят, когда ребенок / пачкается, играя с теми или иными материалами, и внушают ему чувство вины, связанное с загрязнением. В настоящее время изобразительное творчество, рожденное спонтанной игрой ребенка с природными материалами, встречается очень редко. Материалы сегодня хотя и стали более разнообразными, но в то же время все чаще являются искусственными. Несмотря на то что художники придают большое значение использованию дорогостоящих материалов, было бы ошибочно считать, что художественное творчество возможно лишь с использованием приобретенных материалов и специальных техник.

Потребность в грязи в ходе арт-терапии отмечается у многих детей и взрослых, «плененных» культурой. Это выражается в беспорядочном смешивании различных цветов, растворе- I нии глины в воде или заливании ею песка. Простота использования песочницы и тот факт, что песок (или земля) и вода являются наиболее естественными материалами, способствуют проявлению творческого начала.


1 1 0 | Часть III, АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС И ЮНГИАНСКАЯ

К. Г. Юнг вернулся к играм детства, связанным с изобразительным творчеством, после 40 лет. В сложное для него время, после разрыва с Фрейдом в 1912-13 гг., Юнг вернулся в своих воспоминаниях к тому периоду детства, когда он создавал на берегу озера «города», используя для этого землю и камни. Давая выход своей фантазии и позволяя себе играть, как ребенку, для которого подобная деятельность является средством обретения психического равновесия, он вновь стал ежедневно заниматься тем же самым (Jung, 1961). В «Тавистокских лекциях» Юнг утверждает, что

«активное воображение», как следует из самого обозначения, означает, что образы обладают собственной жизнью и что символические процессы протекают в соответствии со своей собственной логикой — при том условии, конечно, что сознание не будет этому мешать Oung, 1935/1976, vol. 18, par. 397).

Детские воспоминания и использование Юнгом тех же игр, которыми он увлекался в детстве, подтверждают тот факт, что спонтанные игры помогают восстановить психическое равновесие, а также, что в ходе этих игр человек может использовать естественные материалы. Строя на берегу озера свои города, Юнг использовал землю и камни — естественную среду обитания первых живых существ и наиболее древние материалы, освоенные человеком. Грязь символизирует «землю, оплодотворенную водой, — источник и потенциал плодородия и роста. Она также ассоциируется с первобытным человеком» (Cooper, 1978).

На берегах Мертвого моря в Израиле находится древняя черная грязь, являющаяся продуктом разложения растительных остатков, смешанных с различными минералами, растворенными в очень соленой воде. Считается, что эта грязь обладает высокими целебными свойствами — она стимулирует деятельность внутренних органов и способствует излечению определенных заболеваний. Дети и взрослые проводят целые дни, обмазывая ею все свое тело за исключением глаз, а затем смывают под душем или в море. Многие любят фотографироваться измазанными в этой густой черной грязи. Они наносят ее руками непосредственно на тело, создавая пятна и различные изображения, что связано с проявлением творческого начала и получением положительных эмоций.

1 1 1 1

На океанских пляжах песок и вода также используются людьми в качестве грязи: они катаются по песку, закапывают в него друг друга, создают из песка различные сооружения. В одних случаях основой для создания изображений является тело, в других — сам песчаный берег. Созданные на нем рисунки или скульптуры вскоре разрушают волны. Во время купания люди смывают и следы нанесенных на их тела изображений. Приливы и ветер ничего не оставляют от созданных на берегу рисунков и сооружений, на следующий день песчаный берег предстает в своем первозданном виде. Целебные свойства грязей Мертвого моря и разные виды игр с песком и водой, которыми увлекаются люди на пляжах, лишь некоторые примеры нанесения природных материалов на поверхность тела. Можно также считать, что нанесение грязи или песка на тело и игры с грязью, песком и водой в естественном природном окружении, доставляющие многим людям удовольствие, является своеобразным исцеляющим ритуалом. В ходе психотерапии очень важно создать такие условия, при которых клиент мог бы достичь самоисцеления благодаря спонтанным творческим играм с природными материалами и непосредственной манипуляции с ними.

Арт-терапевтам приходится сталкиваться с проявлением у клиента страха перед изобразительной работой, что вызвано двумя основными причинами. В одних случаях страх клиента связан с представлением о том, что художественное творчество — удел лишь ограниченного числа талантливых людей. В других случаях у клиента имеет место страх грязи и беспорядка, ассоциирующихся с «плохим поведением» и экскретами человеческого тела — тем, что противоречит красоте, порядку и высоким нравственным принципам. Оба этих представления препятствуют занятиям человека простейшими видами художественной экспрессии.

Среда арт-терапевтического кабинета способствует преодолению человеком страха перед игрой с изобразительными материалами. Арт-терапевтический кабинет не может, разумеется, заменить естественное природное окружение, где человек испытывает ни с чем не сравнимое ощущение свободы. Однако, находясь в этом окружении, у него отсутствует возможность


1 1 2 I

общения с арт-терапевтом, выступающим в роли свидетеля изобразительной деятельности клиента и подчеркивающим ее значимость. В ходе арт-терапии ни одно из проявлений творческой инициативы клиента — будь то его попытка создать некое простейшее изображение, объединение нескольких предметов в коллаж или построение песочной композиции — не ускользает от внимания специалиста. Это способствует тому, что вызванные художественным творчеством переживания оставляют в душе клиента более глубокий след. Благодаря общению клиента с психотерапевтом эти переживания стремятся найти свое разрешение и сохраняются как часть общего процесса до следующей сессии, но в то же время отражают и процесс индивидуации. В работе «Трансцендентная функция» Юнг пишет:

«Направление совершенно необходимо для сознательных процессов, но как мы уже заметили, оно сопряжено с неизбежной односторонностью. Поскольку психика является саморегулирующейся системой, такой же как тело, бессознательное будет стремиться восстановить психический баланс, противодействуя сознанию» Oung, 1916/1958, CW8, par. 159).


Дата добавления: 2015-11-28 | Просмотры: 439 | Нарушение авторских прав







При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.004 сек.)