АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Сравнительная характеристика истерии и эпилепсии

Прочитайте:
  1. I. Генерализованные формы эпилепсии
  2. I.I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
  3. II. Лебон и его характеристика массовой души
  4. III. Характеристика на интерна
  5. IX. Характеристика основных классов АМП
  6. А) Характеристика методів візуалізації сечової системи, показання до застосування, їх можливості та обмеження.
  7. А. Общая характеристика вены
  8. Анатомическая характеристика
  9. Анатомическая характеристика
  10. Анатомічна та фізіологічна характеристика ретикулярної формації
При истерии При эпилепсии
1) приступ всегда ситуативно обус­ловлен 1) приступ не зависит от окружающей обстановки, начало внезапное
2) приступ начинается постепенно, больной высказывает жалобы, плачет, сознание сужено, зрачковая реакция Сохранена 2) больной сразу теряет сознание, кома, тонические судороги, зрачко­вой реакции нет
3) падает так, чтобы не ушибиться 3) при падении получает травмы
4) характер судорог: страстные позы, изгибание в дугу, заламывание рук 4) судороги тонические и клонические
5) длительность приступа различна от нескольких минут до одного часа 5) тонические судороги 30—60 с, кло-нические 3—5—10 мин
6) поддерживается внешней средой, сочувствие зрителей 6) внешняя среда не имеет значения
7) после приступа — рыдания, сла­бость, в сознании сохраняются отде­льные детали происшедшего 7) длительный, глубокий, непробуд­ный сон, полная амнезия прошедшего периода

 

С этой дифференциальной диагностикой должны быть зна­комы психологи и педагоги, работающие в специализирован­ном Дошкольном или школьном учреждении, для оказания своевременной лечебной, психологической и педагогической помощи.

Невротическое (истерическое) развитие личности воз­никает в случаях, когда течение истерических приступов усугубляется домашней или школьной обстановкой. Боль­ные становятся капризными, эгоцентричными, появляется стремление к демонстративным поступкам и высказываниям. Выводы и умозаключения больные делают не на основании логических фактов, а на основании преобладающих в дан­ный момент эмоций. Истерические характерологические рас­стройства придают картине болезни дополнительные разли­чия. В этих случаях необходимо сочетание лечения больных с использованием медикаментозных, психотерапевтических и психологических методов воздействия.

 

Неврозы у детей и подростков

 

Для понимания механизма неврозов в детском и подрост­ковом возрасте сыграли роль работы Т.П. Симсон (1956), В.В. Ко­валева (1979), В.И. Гарбузова (1990), А.И. Захарова (1995) и др., в которых раскрываются особенности возрастного перио­да развития нервно-психической деятельности ребенка.

Детский невроз — это психогенная реакция формирую­щейся личности, которая затрагивает систему отношений между родителями и ребенком или детьми в детском коллек­тиве. В детском возрасте невроз формируется постепенно, в течение более или менее длительного времени, когда отри­цательное психическое напряжение не находит выхода, не разрешается, а накапливается, готовое взорваться при малей­шем поводе, будь то пустячное недоразумение или пережитые раньше обиды, раздражения, страхи.

В раннем детском возрасте невротические реакции про­являются в форме отказа от еды и бурными двигательны­ми реакциями. При насильственном кормлении маленько­го ребенка могут возникнуть срыгивания, рвоты, а затем отказ от еды. Зафиксированная патологическая реакция может оживиться при самых разнообразных условиях вол­нения, напряжения: изменения обстановки, помещения в детский сад, на экзамене и т. д. Если родители с тревож­но-мнительными чертами личности фиксируют внимание на количестве съеденной ребенком пищи, то ребенок очень быстро использует эту ситуацию, чтобы получить желае­мое: конфеты, игрушки и т. д.

Возраст 3 лет является первым критическим периодом, вершиной негативизма, упрямства, когда ребенок хочет де­лать все сам: «Я сам» (сам буду кушать, играть, одеваться). В семьях, где разумное воспитание допускается и между ро­дителями имеется согласие, этот трудный период развития ребенка проходит благополучно. Если домашняя обстановка неспокойная, разлад между родителями и старшим поколе­нием в вопросах воспитания ребенка, то как правило один из родственников разрешает то или другое действие, а другой запрещает, возникают домашние конфликты, травмирую­щие детей. Ребенок переживает много неприятных моментов от различных требований родителей, в ответ на проявление активности его упрекают, ругают, запрещают — в резуль­тате конфликт, сшибка, невроз. Резко меняется поведение ребенка: возникают реакции протеста, упрямство, своево­лие, стремление утвердить себя любой ценой, либо форми­руется подавленность, нерешительность, заторможенность, неуверенность.

Как одна из форм невротических реакций у детей, когда они падают на пол, стучат головой и ногами, кричат, требуют исполнения желаний. Чем больше людей собирается вокруг, которые упрекают маму в отказе от выполнения желаний ре­бенка, тем дольше сохраняется невротическая реакция. Ре­бенок работает на зрителей. В случаях отвлечения внимания приступ прекращается, ребенок заинтересовывается новыми предметами окружающей среды.

В ряде случаев дети легко переносят на себя различные бо­лезненные состояния, о которых рассказывают взрослые, осо­бенно, если им в этот период уделяется много внимания.

 

Под нашим наблюдением находилась девочка М., 9 лет, с жалобами на боли в области сердца.

Из анамнеза стало известно, что мать девочки страдает тяжелым по­роком сердца с молодых лет. Врачи не рекомендовали женщине иметь ре­бенка, но мать решилась. В течение всего периода беременности женщи­на находилась под наблюдением врачей. Роды наступили в срок. Девочка родилась с небольшим весом, слабенькой, вскармливалась искусственно. С рождения девочку тепло одевали, с ней мало гуляли, боялись просту­дить, чтобы она не болела, как мама. Когда девочке было 2—3 года, роди­тели и бабушка мало гуляли с ребенком, так как боялись допустить кон­такты с другими детьми во избежание заражения какой-либо инфекцией.

Укутанная в одежды, чтобы не простудиться, она мало двигалась на улице, и все-таки часто болела. Дома девочка воспитывалась в особых условиях: она присутствовала при постоянных разговорах взрослых о болезни серд­ца у матери, в доме распространялся запах лекарств. Когда мать говорила, что она себя плохо чувствует, у нее болит сердце, то вызывали врача, уде­ляли ей много внимания. Девочке тоже хотелось внимания. Она играла с куклами в больницу, врачей, делала уколы, давала лекарство.

В возрасте 4—5 лет родители оформили девочку с детский сад. Непри­вычная обстановка, новые люди, она долго плакала, и родители решили подержать еще один год в домашних условиях. Врачи детской поликли­ники в присутствии ребенка сказали, что она «не детсадовский ребенок, часто болеет». Однако когда девочке было 6 лет, у родителей возникла, новая попытка оформить девочку в детский сад. Она посещала группу не охотно, к детям так и не привыкла. Когда воспитательница в детском саду сделала замечание за плохое поведение, девочка сказала, что у нее «болит сердце». Когда девочка пришла домой, то пожаловалась родителям, что у нее в саду болело сердце. Родители повели ее к врачу. Было проведено полное обследование, отклонений не выявлено. Но родители решили не водить девочку в детский сад.

В возрасте 7,5 лет девочка поступила в первый класс общеобразова­тельной школы. Новая обстановка, строгие требования педагога, дис­циплина. Все это оказывало на нее угнетающее впечатление. Когда учи­тельница вызвала девочку к доске отвечать урок, она сказала, что у нее болит сердце. Дома родителям девочка сказала, что у нее в школе болело сердце. Родители вновь повели девочку ко всем специалистам, но откло­нений со стороны внутренних органов не было выявлено. Несмотря на то, что врачи считали девочку практически здоровой, родители добивались перевода девочки на домашнее обучение. Еще через год девочка пришла во второй класс. При необходимости отвечать у доски, она тут же пожа­ловалась на боли в сердце. Несмотря на то, что врачи не находили у девоч­ки заболевания сердечно-сосудистой системы, родители вновь требовали стационарного освидетельствования для дальнейшего обучения девоч­ки в домашних условиях. Для получения заключения о необходимости обучения на дому ее направили в кардиологический стационар, где было проведено тщательное обследование всей сердечно-сосудистой системы и внутренних органов, но отклонений не было обнаружено. Родителям ска­зали, что девочка здорова, но они требовали все новых и новых консуль­таций в доказательство ее болезни.

Таким образом, у девочки зафиксировалась невротическая реакция с жалобами на боли в сердце. В данном случае, повторные жалобы появля­лись в аналогичной обстановке, обстановке волнения, что являлось характерным для истерических реакций. Родители были убеждены в болез­ни дочери и оспаривали заключение врача о здоровье девочки, что также поддерживало ее невротические реакции. Такие ощущения боли в сердце или рассказ об этих состояниях может повторяться в любом возрастном периоде при неблагоприятной ситуации и формировать невротическое развитие личности.

 

Учащаются невротические реакции и во втором крити­ческом периоде в возрасте 7—8 лет, когда ребенок приходит в школу. Новый режим, требования коллектива и учителя, нагрузка, ответственность, настойчивые желания родите­лей о хорошей успеваемости, угроза наказания. Вместе с тем, это период, когда ребенок в состоянии осмыслить не­обходимые формы поведения, человеческие взаимоотноше­ния, на смену детской непосредственности приходит чув­ство такта, понимание дистанции, нервная система ребенка становится наиболее чувствительной к различным физиче­ским и психическим перегрузкам. Невротические реакции возникают по различным причинам и у разных детей, но особенно у физически ослабленных, часто болеющих, жи­вущих в неблагоприятных условиях. На эти кризы 2—4 и 7—8 лет падает наибольшее количество случаев возникно­вения невротических реакций и в частности возникновения заикания — как логоневроза.

Особое место для возникновения невроза занимает препубертатный и пубертатный (предподростковый и подростко­вый) возраст, при котором усиленно идет перестройка всего организма и особенно нервной системы. Возникает переоцен­ка родительских и своих достоинств: внешнего вида, возмож­ностей, интересов, иногда завышая или занижая их. Появ­ляются так называемые «дисморфофобии» — недовольство своим внешним видом, подростки усиленно занимаются кос­метикой, различными диетами для похудания, обращаются к хирургам для проведения пластической операции. В связи с этим конфликт молодых людей с родителями, учителями, товарищами носит совершенно другой характер. У подрост­ков появляются свои интересы, увлечения, тайны, которые в определенной ситуации они не могут доверить родителям, перестают советоваться с ними, ищут одобрения своих идей у товарищей или других людей, иногда мало знакомых. Так подростки попадают в различные компании, часто не подготовленные к новым условиям жизни, возникают конфликт­ные ситуации. Родители не всегда правильно оценивают но­вые изменения в ребенке, не находят с ним общих интересов и понимания, часто возникают сложные собеседования, уг­розы, запреты, которые приводят подростка к депрессии или ипохондрии, уходу из дому или суициду.

С.С. Корсаков (1887) писал, что всякий возраст обуслав­ливает особую для каждого периода неустойчивость и рани­мость, повышенную чувствительность, вследствие чего с од­ной стороны, болезненные явления вызываются причинами, особенно сильно действующими именно в данном возрасте, а с другой — зависят от степени тяжести психогенного фактора.

 

Группа детского сада возраста 5—6 лет. Новая воспитательница зна­комилась с детьми и интересовалась, кем и где работают родители, отец и мать в отдельности. Так она дошла до мальчика Коли 6 лет. Из семьи недавно ушел отец, мальчик очень тяжело переживал разлуку и при всех не мог сказать, что у него нет отца. Накануне мальчик с матерью был в гостях, где слышал, что хозяин дома в командировке в Индии, должен скоро вернуться и привезти бивни мамонта. На вопрос об отце Коля сказал, что его отец в командировке и скоро приедет, привезет бив­ни мамонта. Мысль о том, что они увидят бивни мамонта, всем очень понравилась. Воспитательница ежедневно спрашивала у мальчика, ког­да приедет его отец.

Мать провожала Колю до ворот детского сада, в группу он шел само­стоятельно. Доведенный до предела вопросами воспитательницы и де­тей о том, когда приедет отец, мальчик в этот день не пошел в группу, а спрятался под ветками большой ели в саду и просидел там целый день. Когда родители начинали приходить за детьми, он выходил из своего убежища и стоял у калитки в ожидании матери. Еще несколько дней повторялась аналогичная ситуация до тех пор, пока случайно мать не пришла за ним несколько раньше обычного времени. Воспитательница спокойно сказала, что мальчик уже несколько дней не приходит в детский сад. Взволнованная мать начала искать и звать его и нашла спрятавше­гося под елкой.

Мальчик все рассказал матери о своих переживаниях. Правильно оценив случившееся, мать с мальчиком пришла в дом, где был хозяин, вернувшийся из командировки. Выслушав рассказ матери и мальчика, он любезно согласился прийти в детский сад, рассказать о своих путе­шествиях, принести бивни мамонта и успокоить всех.

 

Этот случай должен быть поучительным для воспитателей, педагогов, психологов, родителей в том, что дети очень чув­ствительны к домашним ситуациям, тяжело переживают их. В настоящее время часто встречаются неполные семьи, дети тяжело переживают отсутствие отца или конфликтную ситуа­цию в доме. Многие родители считают, что дети маленькие и ничего не понимают. Вместе с тем это неправильно. Дети вос­принимают интонацию, громкий разговор и дают тяжелую невротическую реакцию. Очень важно, чтобы воспитатель детского учреждения был тактичным. В приведенном нами случае имело место реактивное состояние у мальчика по типу невроза.

Могут быть и другие причины возникновения невротиче­ских реакций в детском возрасте.

Наиболее часто встречаются симптомы и синдромы не­вротических расстройств в детском возрасте. Т.П. Симсон (1956), В.И. Гарбузов (1977), А.И. Захаров (1982) и др. по­святили свои работы изучению неврозов в детском возрасте и их проявлениям.

Функциональные нарушения отдельных органов и систем получили название «органных» неврозов.


Дата добавления: 2015-10-11 | Просмотры: 816 | Нарушение авторских прав







При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.005 сек.)