АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

В СЕМЕЙНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ

Прочитайте:
  1. АРТ-МЕТОДЫ В СЕМЕЙНОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ И ПСИХОТЕРАПИИ
  2. В СИСТЕМНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ
  3. Виды психотерапии
  4. Гарантия качества в психодинамических видах психотерапии (КПП)
  5. Гарантия качества в психотерапии и праве
  6. Глава 4. Общие принципы когнитивной психотерапии.
  7. Другие подходы к групповой психотерапии и связанные с ними теоретические разработки в области групповой арт-терапии
  8. Завершение психотерапии.
  9. ИЛЛЮСТРАЦИИ ИЗ ПРАКТИКИ ИГРОВОЙ ПСИХОТЕРАПИИ

9.1. Общие сведение

об аналитической психодраме

Аналитическая психодрама — это метод индивидуальной и групповой психотерапии, основанный на игровом моделировании актуальных представлений клиента (клиентов). Аналитическая психодрама относится к методам психотерапии, основанным на действии (Feasy D., 1984). Она использует три вида коммуникаций: эмоциональную, поведенческую и вербальную, — с целью психологической коррекции искажений личностного развития в актуальном периоде жизни и на более ранних этапах онтогенеза в ситуации «здесь и теперь».

Метод психодрамы создан Джекобом Леви Морено (1892-1974) на основе теории ролей, разработанной им же. Современные исследователи (Психотерапия детей и подростков, 2000; Фрейджер и Фейдимен, 2000; Эйдемиллер Э. Г., Александрова Н. В., 2001) считают, что теоретической базой психодрамы является психоанализ. Для объяснения сущности аналитической психодрамы Г. Лейтц (Лейтц Г., 1994) использовала геометрическую фигуру тругольника, в котором аналитическая психодрама (вершина 2) базируется на основании 1-3 (групповой психотерапии и социометрии) (рис. 9.1).

Дж. Л. Морено объяснял общение людей с помощью геометрической фигуры эллипса (рис. 9.2-9.4), в которой выделял два полюса: 1 и 2 (рис. 9.3). На рисунках приведено геометрическое объяснение того, почему Морено выбрал именно эллипс для объяснения взаимодействия и взаимоотношений людей. Полюс 1 был обозначен им как «взаимодействие или поведенческий компонент общения» — ПК, а полюс 2 — как «взаимоотношение или эмоциональный компонент общения» — ЭК. Если под давлением ситуации изменяется один из них, то обязательно

произойдет трансформация и другого, а, значит, фигура эллипса вновь обретет свои очертания.

Фигура эллипса выбрана неслучайно. Дело в том, что эллипс — геометрическое место точек М, сумма расстояний которых гиг' от двух данных точек F и F (фокусов эллипса) равна постоянной величине АА' — длине большой оси эллипса (г + Г = АА'; г2 + г3 = АА' и т. д.).

На рис. 9.4 приведена модификация эллипса Э. Г. Эйдемиллера и Н. В. Александровой, которая помимо поведенческого и эмоционального включает также когнитивный компонент общения (Эйдемиллер Э. Г., Александрова Н. В., 2001). Эта модификация основана на теории личности В. Н. Мясищева (Мясищев В. Н., 1960), согласно которой отношения, как основной элемент структуры личности, включают три компонента: 1) поведенческий («что я делаю»), 2) эмоциональный («что я чувствую»), 3) когнитивный («что я знаю или думаю»).

Рассмотрим основные структурные элементы аналитической психодрамы в порядке их важности.

1.Протагонист (отгреч. protos — первичный, agon — борьба,игра,страдание) — тот, кто играет свою психодраму. В игре протагонист часто испытывает очень сильные эмоции, поэтому все усилия режиссера сосредоточены на помощи этому лицу.

2. Режиссер (ы) — тот или те, кто ведет психодраму. Если протагонист несет ответственность за свое желание исследовать в игре свои же представления о чем-либо, вызывающем у него беспокойство, и проявляет соответсвующую активность, то режиссер отвечает за форму проведения психодрамы. Образно можно сказать, что протагонист — автор и исполнитель пьесы, а режиссер — режиссер и есть. Он должен быть эмпатичным, чувствительным к переживаниям протагониста и других участников группы, должен уметь играть, быть спонтанным и креативным. От него требуется директивный стиль управления группой.

3. Сцена— та часть пространства, на которой происходит действие. У Дж. Л. Морено это театральная сцена. В других условиях ее может представлять обычная часть комнаты. Сцена выступает как физический эквивалент психологического пространства протагониста. Он сам ее строит, а сыграв психодраму, разбирает. На сцене могут находиться сам протагонист, приглашенные им исполнители ролей (вспомогательные Эго) и режиссер(ы). Режиссер отслеживает любые несанкционированные посягательства на сцену протагониста.

4. Вспомогательные Эго — это члены группы, которых протагонист приглашает сыграть роли: отца, матери, дочери, сына, мужа, жены, животных, внутренних органов, мебели и пр. В конце игры протагонист освобождает вспомогательные Эго от исполняемых ролей. Дотрагиваясь руками до плеч игрока, он говорит: «Сейчас ты уже не моя жена (муж, кошка, шкаф), а Лариса (Петя и т. д. — при этом называется подлинное имя игрока).

5. Зрители — это те члены группы, которые наблюдают и сопереживают перипетиям психодрамы. Зрители обычно вовлечены в происходящее и создают атмосферу «многочувствия» — эмпатического взаимопроникновения друг в друга.

6. Балкон. В психодраматическом театре Дж. Л. Морено балкон располагается над сценой. В других помещениях балкон — это часть комнаты, куда на неко-

Рис. 9.1. Треугольник Дж. Л. Морено — Г. Лейтц

Рис. 9.2. Геометрическая фигура эллипса

Рис. 9.3. Полюсы взаимодействия (1) и взаимоотношения (2) по Дж. Л. Морено

Рис. 9.4. Модификация фигуры эллипса по Э. Г. Эйдемиллеру и Н. В. Александровой

тором возвышении помещают тех людей, с которыми протагонист хотел бы встретиться, но в реальности такая встреча произойти не может — по причине их смерти, проживания в другом месте или времени или того обстоятельства, что данные лица относятся к иным, неструктурируемым пластам бытия (Наполеон, Иисус Христос, умершие родители, родственники, живущие в другой стране, и пр.)

Дж. Л. Морено выделял три уровня реальности, переживаемые участниками психодрамы.

1. Реальность обыденной жизни — те события, которые происходят дома, на работе и в других подобных ситуациях. Эту жизнь регулируют законы, мораль, обычаи.

2. Лабораторная реальность — реальность группы, которая охраняется принятыми ею правилами. Если участники психодрамы сидят в круге, то граница между первым и вторым уровнями будет проходить между пространством перед глазами и тем, что за спиной.

3. «Прибавочная реальность» (по аналогии с прибавочной стоимостью К. Маркса) означает приобретения, которые получают участники группы на эмоциональном, когнитивном и поведенческом уровнях.

Основные техники аналитической психодрамы (их можно использовать в работе с детьми):

— индивидуальный разогрев;

— перемена ролей;

— монолог;

— дублирование;

— проигрывание сновидений;

— физикализация.

По мнению Дж. Л. Морено, техники индивидуального разогрева и перемены ролей являются базисными и наиболее эффективными в аналитической психодраме.

Техника индивидуального разогрева проводится так. Протагонист, стоя за спиной вспомогательного Эго, кладет руки на его плечи и начинает говорить в первом лице о том, как он представляет переживания персонажа, которого будет играть вспомогательное Эго. Например, протагонист Олег, 16 лет, «разогревает» вспомогательное Эго, играющее роль его матери и говорит: «Я — Ирина Петровна, мать Олега. Мне 46 лет. У меня много беспокойства по поводу здоровья сына...». Соприкосновение протагониста со своими доселе не развернутыми представлениями о переживаниях значимых лиц позволяет ему откорректировать их.

Техника перемены ролей также дает возможность протагонисту прочувствовать и исследовать свои представления о переживаниях другого человека, но находясь как бы внутри него.

Техника монолога представляет собой сообщения протагониста, которые он произносит вслух, несколько в сторону, не обращаясь непосредственно к участникам психодрамы. Режиссер предлагает протагонисту: «Попробуй сказать вслух о том, что тебя беспокоит. Возможно, они (мать, отец, другие) тебя не слышат». Такая инструкция помогает человеку лучше понять то, о чем он говорит в данный момент.

Дублирование осуществляется другими членами группы, которые вербально или невербально повторяют сказанное протагонистом или вспомогательным Эго. При работе с детьми и подростками использование классической техники индивидуального разогрева может вызвать эмоциональное напряжение и фрустрацию как у вспомогательного Эго, так и у протагониста из-за непривычности процедуры прикосновения. Поэтому нами разработана техника «разогрев—дублирование», при проведении которой протагонист, стоя рядом со вспомогательным Эго, произносит слова, а затем вспомогательное Эго их повторяет.

Техника проигрывания сновидений. Вначале протагонист рассказывает о своем желании проиграть сон, а затем и о самом его содержании. Он начинает с описания своего состояния перед засыпанием. При этом он ложится в кровать, закрывает глаза и по просьбе режиссера вспоминает в зрительных образах свое сновидение. Режиссер предлагает протагонисту говорить вслух об образах, которые тот видит. По завершении проигрывания сна протагонист вновь ложится в кровать и закрывает глаза Режиссер садится у его изголовья и вслух пересказывает содержание проигранного сна. Это делается с целью структурирования и перевода содержания образов, отражающих глубинные неосознаваемые переживания, в слова, которыми оперирует Эго.

Техника физикализации предоставляет возможность смоделировать некие внутренние объекты личности и организма. Например, вспомогательные Эго играют объекты внутриличностного пространства протагониста — его мысли, страхи, желания. Протагонист может менять их местами, просить одних говорить громче, других — тише. Точно так же можно изобразить работу внутренних органов, что оказывается полезным для пациентов с ипохондрическими расстройствами.

Каждое занятие с использованием аналитической психодрамы состоит из трех фаз.

Фаза «разогрева участников» включает выяснение их эмоционального состояния, желания или нежелания осуществлять подготовительные игры, выявление протагониста и его рассказ о проблеме. Если в классической аналитической психодраме Дж. Л. Морено право расспрашивать протагониста принадлежит только режиссеру, а его ассистент этого права лишен, то в нашем случае оба ко-терапевта, слушая протагониста, задают вопросы и согласованно восстанавливают контекст заявляемой проблемы.

Далее протагонист избирает вспомогательные Эго, и с началом построения сцены участники переходят на вторую фазу сеанса — «собственно проигрывание психодрамы». Для разрешения проблемы протагониста используются модифицированные нами базисные техники аналитической психодрамы. В технике индивидуального разогрева при работе с детьми и подростками, как уже было сказано, мы отказались от прикосновений протагониста к плечам вспомогательного Эго, так как у некоторых подростков такое взаимодействие усиливает тревогу и напряжение, обусловленное страхом сексуальных переживаний. Вместо этого протагонист, стоя рядом ним, произносит от первого лица те слова, которые хочет дать исполнителю роли.

Иногда техника дублирования используется для всех вспомогательных Эго: протагонист последовательно занимает место каждого из них и произносит речь,

которую повторяет соответствующий игрок. Такая техника способствует не только стереоскопическому исследованию и познанию проблемы, но и дистанцированию от нее и эмоциональному отреагированию. Она используется в работе с членами семьи разного возраста.

Нами осуществлена модификация широко известной техники «семейная фотография». Новизна заключается в том, что мы выясняем у протагониста, кто делает фотографию, и предлагаем выбрать фотографа среди членов группы. Именно на фотографа протагонист нередко проецирует самые сильные переживания.

Другой особенностью проводимой нами аналитической психодрамы является то, что мы часто предлагаем участникам проигрывать роли животных и неодушевленных предметов: собак, кошек, капельниц в больнице, зонтика, дверцы шкафа, внутренних органов и пр. Обратные связи, которые дают животные и предметы, позволяют протагонисту воссоздать и реконструировать контекст переживаний со значительно большей эмоциональной силой.

Проигрывание психодрамы завершается снятием ролей и разборкой сцены. На третьи фазе сеанса аналитической психодрамы — фазе обратных связей режиссеры, спросив согласие протагониста, призывают участников семьи поделиться своими чувствами, ассоциациями, опытом.

9.2. Аналитическая психодрама в работе с семьями

Краткосрочная аналитическая психодрама по Э. Г. Эйдемиллеру и Н. В. Александровой в индивидуальной работе имеет продолжительность не более 60 психотерапевтических часов в отличие от «классической аналитической психодрамы», насчитывающей от 400 до 600 психотерапевтических часов. Однако применительно к семейной психотерапии драматизация выступает уже не в качестве метода, а в качестве техники, поэтому может быть применена даже однократно. Она дополняет вербальную дискуссию моделированием значимых ситуаций, с обращением к чувствам и поступкам клиентов. Э. Г. Эйдемиллер и С. А. Кулаков сформулировали положение о двухуровневой обратной связи в групповой и семейной психотерапии детей и подростков, согласно которому обратная связь осуществляется с помощью вербальных описаний и последующего моделирования в виде ролевых игр или психодраматизации (Эйдемиллер Э. Г., Кулаков С. А., 1990). Использование такой модели способствует лучшему осознанию психотрав-мирующих переживаний и неэффективных паттернов взаимодействия, их эмоциональному отреагированию и коррекции.

Преимущество аналитической психодрамы перед другими методами индивидуальной и групповой психотерапии заключается в том, что она использует про-тоязык — язык чувств, мимики, жестов, поступков, поведения. Именно поэтому она доступна людям разного возраста: детям, начиная с четырех-пяти лет, подросткам, взрослым и пожилым людям. В психодраме участники имеют возможность

моделировать собственные представления о тех или иных психотравмирующих ситуациях.

Одним из вариантов работы с семьями является проигрывание различных историй, сочиненных членами семьи, а также сказок. Затем идет отреагирование частных проблем, не захватывающих целиком внутри- и межличностное пространство, например ситуацию «просьбы — отказа». Эти психодрамы носят характер ролевых игр и не предполагают исследования глубинных проблем. Однако затем члены семьи начинают проигрывать психотравмирующие ситуации: отношения с родителями, детьми, другими родственниками и значимыми окружающими людьми. В качестве иллюстрации использования метода аналитической психодрамы в семейной психотерапии приводим случай Жанны К., 12 лет.

■ Случай Жанны К.

На сеанс семейной психотерапии пришла мать Жанны Елена Петровна, ее муж Владимир Григорьевич, сестра Жанны Екатерина, 13,5 лет, и сама Жанна, 12 лет. Встрече с семейными психотерапевтами Э. Г. Эйдемиллером и С. И. Чаевой предшествовала телефонная беседа Елены Петровны с Э. Г. Эйдемиллером. Мать высказала свое беспокойство по поводу нарушений поведения у младшей дочери: непослушание, игнорирование домашних обязанностей (не вымыла посуду, не убрала комнату, не застилает кровать). Кроме того, по мнению матери, девочка стала менее ответственно относиться к учебе.

Рассадка членов семьи на первом сеансе графически отображена на рис. 9.5.

На вопрос психотерапевтов: «С чем вы пришли к нам, что вы хотите сделать с нашей помощью? Кто расскажет об этом?» — Владимир Григорьевич ответил: «Давайте я это сделаю». Такое высказывание стимулировало выдвижение гипотез психотерапевтов о том, какую роль играет Владимир Григорьевич в семье и на сеансе, а именно, роль лидера или транслятора (того, кому остальные явными или неявными сигналами поручили озвучить происходящее в семье, при этом сам транслятор может не претендовать на лидирующее положение).

Глава семьи сообщил, что его и жену беспокоит поведение Жанны на протяжении последнего года, и перечислил те особенности поведения дочери, о которых Елена Петровна сообщила Э. Г. Эйдемиллеру ранее.

Психотерапевты использовали технику аккомодации и реконструкции — установили атмосферу доверительного контакта, соблюдая баланс аккомодирующих и реконструирующих воздействий'. Как основной реконструирующий метод мы использовали циркулярное интервью. Старшая сестра поддержала родителей и выразила недовольство поведением младшей: «Но ведь я же учусь на одни пятерки, я всегда убираю свою половину комнаты, я устаю, но знаю, что я должна делать все, что мне положено, а ты валяешься в кровати, смотришь телевизор, плюешь в потолок... Подумаешь — я бы сама с большим удовольствием так себя вела».

Как показали дальнейшие встречи, Екатерина озвучила правила (тему), которая предопределила функционирование семьи в нескольких поколениях2.

Елена Петровна тоже объяснила свои переживания поведением Жанны: «Понимаете, я очень беспокоюсь за нее. Знаете, она так много болела, нам стоило таких усилий вытаскивать ее из очередной болезни, а она словно издевается над нами. У нее аллергия на многие

1 Подробнее об этом: Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. - СПб.: Питер, 2001, изд. 3-е.

2 Подробнее об этом: Системная семейная психотерашш/Под ред. Э. Г. Эйдемиллера - СПб.: Питер, 2002.

Рис. 9.5. Рассадка членов семьи Жанны на первом сеансе психотерапии

продукты. Я готовила для нее отдельно, всегда избранные продукты, избранная диета...» В это время Жанна не выдержала: «Есть такую гадость...» Мать: «Какая неблагодарность... Я такой никогда не была. Нет, вы представьте — суп не съеден, на столе в кухне банка клубничного варенья, опустошенная наполовину, а клубника — это такой аллерген!»

На последующих — втором и третьем — занятиях, которые длились по два часа с периодичностью два раза в неделю, было продолжено исследование тем семьи в целом и отдельных ее членов. Выяснилось, что основным правилом, которого придерживались все, за исключением Жанны, было терпение: вначале труд, а удовольствия — в последнюю очередь. Лучше вообще отказаться от них, так как жизнь себе в удовольствие характеризует только развратных женщин и мужчин-алкоголиков. Корни этой идеи уходят в прародительские семьи.

Жанна позволила себе сказать: «Я люблю

варенье и буду есть его, сколько хочу. А аллергии у меня нет уже больше года. Раньше — да, а сейчас вы меня пугаете тем, чего уже давно нет. Когда хочу, тогда и делаю уроки. И учусь я хорошо, а зубрилкой, как сестра, я не буду».

Психотерапевты поинтересовались особенностями пищевого поведения членов семьи и тем, что означает еда в их жизни.

Елена Петровна сказала: «Я привыкла во всем сдерживать себя, меня так научила моя мать. Я была послушной дочерью. Как Екатерина, росла в бедности. Моя мать — бабушка дочек — перенесла блокаду, поэтому принято было делать запасы еды, а позволяли мы себе чуть-чуть разнообразить меню только по большим праздникам. Мы все время откладывали на черный день. Это правило действует и сейчас».

Психотерапевт поинтересовался: «Кто варит варенье?» Елена Петровна: «Я» Э. Г. Эй де м и л л е р: «И сколько банок?» Елена П етро вна (покраснев): «120—140 в год». Э. Г. Э й д е м и л л е р: «А кто любит варенье?» Все, кроме Ж а н н ы: «Нет, не люблю». Ж а н н а: «А я люблю».

После слов Жанны возникло молчание и создалось впечатление, что члены семьи погрузились в транс.

Психотерапевты выдвинули гипотезу, что симптоматическое поведение Жанны является вызовом сложившимся отношениям в семье, в которой долженствование — доминирует над чувственными аспектами бытия. Три члена семьи играют роль внешне послушных. Но что происходит у супругов на эмоциональном уровне? Что происходит на самом деле со старшей дочерью? Почему оказались связанными между собой освобождение организма Жанны от аллергических реакций и приобретение ее личностью реакций протестных, выражаемых эмоционально и на уровне поведения? Таким образом, мы вместе с семьей осуществили следование по маршруту фаз семейной психотерапии, выражаемых формулой: 1 (XR)2{YR) —» -» 3 (ZR) (Эйдемиллер Э. Г., 1994; Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В., 1999).

1. X — фаза присоединения к семье и формулирование психотерапевтического запроса.

2. Y — исследование членами семьи, в первую очередь родителями, себя в роли эффективных— неэффективных родителей.

3. Z — исследование степени удовлетворенности супружескими отношениями. Мы разделяем точку зрения В. Сатир (SatirV., 1988), которая считала супружескую подсистему «архитектором семьи». Качество функционирования этой подсистемы предопределяет функционирование других подсистем и семьи в целом; R — личностный ресурс членов семьи.

Четвертая встреча началась с длительного молчания. Наконец, отец, вздохнув, сказал: «Наверно, мне опять надлежит сказать, что беспокоит нас... Не знаю, насколько это этично... Дочери тут... Мы бы хотели поговорить с женой о наших отношениях».

С. И. Чаева: «Вы смущены тем, что рядом дочери?» Владимир Григорьевич: «Да». Психотерапевт: «Мы хотим спросить всех и каждого. Как вы хотите, чтобы была обсуждена тема супружества — к нам приходите только вы вдвоем, или в обсуждении участвуют все?»

В глазах обеих дочерей появился блеск, они наклонились вперед и почти одновременно сказали: «Очень хочу. Это важно для меня».

Отец с облегчением ответил: «Я чувствовал, что они скажут так, и я рад этому». Елена Петровна молча кивнула головой, при этом выражение ее лица было закрытым. В дальнейшем она минимально участвовала в дискуссии, оживляясь лишь при обсуждении поведения Жанны1. /

В результате дискуссии стало понятным, что дети, особенно Жанна, догадывались о дисфункции в супружеской подсистеме. В то же время совместного потенциала семьи и психотерапевтов не хватало для решения существующей проблемы2.

При разработке темы семейных взаимоотношений на пятом сеансе спонтанно возникла дискуссия на тему спокойствия и беспокойства в семье, защиты от опасности, совладения с тревогой. Уловив ключевые слова, которые произносили члены семьи: «тревога», «я защищаю», «хочется помощи», «я спокойна», С. И. Чаева предложила проиграть этот дискуссионный материал, сказав: «Представьте себе, что вы деревья в лесу. Выберите каждый свое место» (рис. 9.6).

С. И. Чаева: «А теперь представьте, что подул сильный ветер, такой сильный. Как ураган... Раз, два, три! Начали!» (в это время Э. Г. Эйдемиллер исполнял роль ветра).

Елена Петровна, вздрогнув всем телом, ударилась грудью в спину Владимира Григорьевича, который обхватил руками обеих дочерей и оторвал их от земли (рис. 9.7).

После проигрывания этих ситуаций мы попросили членов семьи рассказать о своих ощущениях во время игры.

Елена Петровна сказала, что была спокойна все время, но особенную защищенность почувствовала, когда муж взял дочек и поднял их.

Э. Г. Эйдемиллер: «Ощущение, что вас закрыл щит?» Елена Петровна: «Да». Э. Г. Э йде м ил л е р: «Каким деревом вы были?» Елена П ет ро в н а: «Березой».

Жанна сказала, что она была сиренью. Вначале ей было очень хорошо, спокойно: «За спиной стоял папа... Тепло, поддержка. А потом его рука прижала мои руки, зажала горло, да еще ноги оторвались от земли.. Ну все, думаю, отжила».

Екатерина: «Я была молодая осина. Рядом с папой чувствовала себя защищенной, и было ощущение, что, если постараюсь, стану кустом роз. А потом... ну папа все сделал правильно, но почему-то мне это не понравилось».

Э. Г. Э йде м ил л е р: «А как вы, Владимир Григорьевич?» Владимир Григорьевич: «Вначале все было спокойно, потом подул ветер... да, а кем я был? Хотел быть

' Мотивы такого поведения оказались неисследованными и закрытыми для психотерапевтов. Спустя много месяцев после завершения семейной психотерапии стало известно на уровне сплетни, что Елена Петровна обдумывала возможность развода. Однако озвучить свои мысли она не решилась.

2 Оглядываясь сейчас на этот опыт десятилетней давности, можно высказать мнение, что семейная тайна не была выявлена и изучена по причине негативного противопереноса психотерапевтов.

Рис. 9.6. Ситуация 1. «Деревья в лесу». Вид сверху (а) и спереди (6)

Рис. 9.7. Ситуация 2. «На деревья подул сильный ветер». Вид сверху (а) и спереди (б)

дубом, но что-то мешало. Какая-то неуверенность. Спереди — да, тепло, приятно, что дочки стоят передо мной, я все вижу впереди. Какое-то онемение в спине. Словно в стволе было огромное дупло. Не сломаться бы. А когда поднялся ветер, решил защитить дочек». С. И. Ч а е в а: «Если бы вы спросили у своей жены, что с ней произошло, когда подул ветер?» Владимир Григорьевич: «Трудно сказать. Удар молнии... Тебе (обращаясь к жене) было страшно?» Елена П е т р о в н а: «Не знаю. Вроде бы ничего не делала».

Э. Г. Э й д е м и л л е р и С. И. Ч а е в а: «А сможете повторить то, что вы сделали вдвоем, когда подул ветер? Встаньте друг за другом... Так, а теперь подул ветер. Вы дернулись... Ну, и что это было?» Елена Петровна: «Тревога, и я его толкнула». Владимир Григорьевич: «Я перепугался и стал спасать дочек».

После этого сеанса психотерапевты обсудили проделанную работу и выдвинули следующую психотерапевтическую гипотезу. Елена Петровна является источником тревоги в семейных отношениях. Муж пытается взять на себя роль лидера, но в реальности очень зависим от эмоционального состояния жены и исполняет ее приказы, отдаваемые как вербально, так и, чаще, невербально. Если муж играет роль транслятора, то обе девочки — поглотители тревоги. Симптоматическое поведение Жанны позволяет ей бросить вызов сложившимся отношениям и задать всем членам семьи метафорический вопрос: «Как долго и какими еще способами вы собираетесь поддерживать сложившиеся отношения?»

Через два занятия семья закончила психотерапию. Все отметили, что появилось новое понимание происходящего. Жанна сказала, что она довольна тем, что обрела больше свободы: «Когда меня не запрягают, я все делаю с большей охотой, даже уборку. А еще довольна что сестра стала более живой, да и мама с папой тоже».

Катамнез через год. Семья самостоятельно решает свои проблемы. К психотерапевтам не обращаются. Жанна успевает по всем предметам, социально адаптирована.

/

Глава 10


Дата добавления: 2015-10-11 | Просмотры: 568 | Нарушение авторских прав







При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.012 сек.)