АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Сердечная услада.

Прочитайте:
  1. Застойная, или сердечная, протеинурия.
  2. ОСТРАЯ СЕРДЕЧНАЯ НЕДОСТАТОЧНОСТЬ
  3. Сердечная недостаточность
  4. Сердечная недостаточность
  5. СЕРДЕЧНАЯ НЕДОСТАТОЧНОСТЬ
  6. СЕРДЕЧНАЯ НЕДОСТАТОЧНОСТЬ
  7. Сердечная недостаточность
  8. Сердечная недостаточность
  9. СЕРДЕЧНАЯ НЕДОСТАТОЧНОСТЬ (Н.А. Белоконь).

Кипятильник зашипел и поднял в стакане бурю. Почему-то мне приятен был вид гостиничной комнаты, где я не нашел ни стула, ни даже радио, обычно скрашивающего в гостиницах вечерний досуг.

Часто ли выпадает нам такая отрада – на несколько дней уехать из города и поселиться в глубине провинции? Смотреть сквозь запотевшее окно на тихий уголок сельской улицы. Ходить по поселку, где, как ни старайся, не найдешь ничего примечательного. Переживать свою затерянность, как милостивый подарок судьбы.

В книге «Города и районы Рязанской области» вычитал: «Чучковский район является родиной или местом недолгого пребывания многих известных и выдающихся людей». Не задерживались тут знаменитости, чем затруднили жизнь местным краеведам. До сих пор они спорят, приезжал ли в эти края знаменитый зодчий Матвей Казаков строить Спасскую церковь в селе Протасьев Угол. Так или иначе, но в земляки его записали. Спасская церковь сейчас полностью заброшена. Внутри еще можно различить остатки фресок с изображением Василия Рязанского. Возле алтаря поставлен стол, куда жители соседних деревень кладут записки за здравие и за упокой. Я представил, как в этой торжественной тишине, нарушаемой шелестом некошеных трав, совершает богослужение чучковский батюшка, и голос его одиноко дрожит под сводами разрушенного храма. В такие моменты всегда с благодарностью думаешь о подвижниках.

В самом Чучково ходят молиться Богу в единственную на весь поселок Троицкую церковь. Верхний ярус храма полностью утрачен, из стен растет трава и уже видны березовые побеги. Над входом рассохшийся деревянный крест. Пробовала приходить сюда на службы Валентина Евгеньевна Кузнецова, но всякий раз, переступая порог святыни, с болью вспоминала о клубе, которым заведовала. Районный очаг культуры раньше размещался в церковных стенах. Борьба за духовность в начале 90-х привела к тому, что чучковцы остались без собственного ДК и зрительного зала. Местная интеллигенция, как предания старины глубокой, вспоминает приезд сюда оркестра под управлением Владимира Федосеева. А теперь за счастье стало увидеть артистов Рязанской филармонии.

- Стою я в церкви, крещусь, а сама думаю, сколько же у нас здесь детей в кружках и художественной самодеятельности занималось! – вспоминает Валентина Евгеньевна. – Какие веселые были новогодние огоньки – с подарками, запахом елки, гирляндами! А бабушка церковная мне наклонилась и шепчет мне в ухо: «Не так, дочка, крест ложишь!»

Кроме перестроенного здания Троицкой церкви, никаких других следов старины на улицах Чучкова я не увидел. Только название поселка отсылает к легенде, будто в 16 веке некто Чучко возглавил отряд ратников, направленных сюда государем для несения сторожевой службы на Шацкой засеке. Но высказывается и такое предположение: для славян, заселивших эту территорию, проживавшее здесь мещерское племя было «чудью» - чужим, особенным. Отсюда и повелось – чучканы, Чучково.

Чучково приписывали то к Шацкому уезду, то к Сапожковскому. Принадлежало оно то князьям Голицыным, то Меньшиковым. В царские времена, по рассказам историков, среди местного населения царила беспросветная нищета. Может, поэтому с приходом советской власти здесь так активно взялись за переименование сел и улиц. И все тут стало в одночасье красным: поселки Красный Хутор, Красноармейский, Красный, деревни Красный Пахарь, Красная Слобода, Красная Поляна, село Красное Озеро… Теперь столь же ревностно собирают по крупицам историю. Задача оказалась не из простых., ведь краеведческого музея в Чучкове в свое время открыть не удосужились. Старинные вещи и находки краеведов стекаются в среднюю школу. Экспонаты заняли уже 3 класса. В небольшой комнатушке, служащей по совместительству лаборантской, на широкой кровати сложено то, что приносят директору школы Надежде Васильевне Артемкиной чучковские бабушки: платки с вышивкой, паневы, шали, элементы старинных костюмов, крестьянских одежд. И все это богатство негде не то что хранить, а даже развесить. Самый древний экспонат – огромная книга на старославянском 1808 года. Попыток прочесть, что в ней написано, никто не предпринимал. Школьники с интересом разглядывают витиеватые буковки.

- Со старинной кровати и лоскутного одеяла начинался наш музей, - ведет меня по кабинетам Надежда Васильевна. – Уговаривали бабушек потрясти свои сундуки – и вот результат: все полки заняты деревенским антиквариатом. Есть и ткацкий станок, Хотим научить ткать на нем половики.

- А терпения хватит?

- А то! Мы, чучканы, народ дотошный.

Уже который год краеведение вдохновляет на творчество народную киностудию «Колосок». В районах области осталось только две любительские студии документальных фильмов, одна из них в Чучкове. Объектив съемочной группы фиксирует и хронику событий, и воспоминания старожилов, и народный фольклор. К 60-летию Победы снимаются фильмы и готовятся телепередачи об участниках войны. Герои в кадре непосредственны: «Ой, да ну вас!» - смущается ветеран, не привыкший позировать перед камерой. Но потом все же рассказывает о сражениях, боевых товарищах и поет под гитару фронтовую песню. Сценарист Татьяна Елисейкина и оператор Андрей Новинский поставили перед собой задачу запечатлеть всех ныне здравствующих фронтовиков. Материал для потомков будет бесценным.

Создал студию в 1975 году Михаил Егорович Кузнецов, получивший кинокамеру за победу в фотоконкурсе. Бережно хранит режиссер свои первые ленты: анимационный фильм Колосок, давший название студии, и документальный «На карте не значатся» - об исчезнувших населенных пунктах района. Сейчас Михаил Егорович снимает мало – перешел к писательскому труду. Выпускает в единственном экземпляре книги о своих земляках ветеранах и дарит им на память. Сам печатает текст на машинке, переплетает страницы, вклеивает фотографии, а обложку украшает причудливой мозаикой., стилизуя свои фолианты под древнерусские книги в серебряных окладах. И в этом корпении над самодельными томами столько уважения к судьбам отдельных людей! Придет время, и книги Кузнецова, как бесценные манускрипты, возьмут в руки историки, которые будут изучать эпоху не только по деяниям сильных мира сего, но и по биографии мало кому известного Ивана Улитина – вот он на тракторе пашет землю в родном колхозе, вот он на целине, а вот, через 100 страниц текста, уже его внучка работает в хозяйстве.

26 июня поселок отметил 328 лет. Праздничные мероприятия прошли без показательных выступлений молодчиков в камуфляже, к которым здесь все привыкли. Базу подготовки спецназа ГРУ, прославившую Чучково далеко за пределами России, недавно перевели в другой регион. Среди причин – трудности комплектования части контрактниками. Теперь военно-технические сооружения дожидаются аукциона. Обезлюдевшая военная часть с ангарами, гаражами, складскими помещениями, ремонтными мастерскими, казармами, стадионом и бытовыми корпусами похожа на город-призрак. Успеет ли федеральная собственность обрести нового хозяина до того, как здесь все придет в негодность и подвергнется растащиловке? У главы районной администрации Александра Александровича Карпунина болит голова и о другом. Шесть освободившихся высотных домов, более 14 000 квадратных метров жилья, нужно успеть принять в муниципальную собственность до наступления осенних холодов, а федералы с передачей не торопятся. Неизвестно, придут ли вовремя из центра средства и тезника.

Передислокация части лишила бюджет района значительных налоговых поступлений и помощи, которую всегда оказывали военные в благоустройстве поселка. База давала работу многим гражданским специалистам, которые вынуждены теперь либо уезжать из Чучкова вслед за спецназовцами, либо трудоустраиваться где-то еще.

Конечно, район вместе с проблемами получил и подарок, - благоустроенный жилищный фонд, который может стать хорошей приманкой для молодых специалистов, объезжающих пока Чучково стороной. Только найдется ли для них работа?

- Работа будет, - уверен глава администрации А.А. Карпунин. – Производственный потенциал у района есть. Ищем инвесторов, чтобы его реализовать. У нас огромные залежи превосходного известняка. Нужен капитал для разработки месторождений. Глина высокого качества может полностью обеспечить сырьем большой кирпичный завод. Леса из ценных пород дерева занимают 26 тысяч гектаров. Рядом железная дорога и федеральная трасса Москва – Самара. Оставшиеся от воинской части производственные корпуса, складские помещения, гаражи создают уже готовую инфраструктуру бизнеса.

Пока крупный инвестор пришел только на спиртзавод, дающий более половины всех налоговых поступлений в бюджет. Но рост производства почти в два раза отмечен не только на нем, но и на чугунолитейном, молокоперерабатывающем заводах, составляющих практически весь промышленный комплекс поселка.

Базарный день в Чучково кончился после полудня. Почтовая улица быстро пустеет. Прохожих совсем мало, и кажется, что вторая половина дня уже никому не нужна. Перескачи стрелка часов сразу на утро, никто и не заметит пропажи времени. Я не знаю, куда пойти, и оттого, что пойти, кроме гостиницы, некуда, наслаждаюсь покоем, брожу по улицам и обозреваю окрестности. Центральный парк за обелиском зарос травой. На летней танцплощадке не высохли лужи. В открытом кафе с пластиковыми креслами все места свободны, но сидеть холодно, и мужики, трудно работавшие весь день, сосредоточенно идут к забору, где на сломанной штакетине припасен заветный стакан. Поселковые улицы вьются среди картофельных полей и огородиков. К одноэтажным каменным домам прижались убогие сараюшки с дырявыми стенами и латаными-перелатаными крышами.

- Вот какой дождь мы с тобой наговорили, - расплывается в улыбке Мария Ивановна Трушкина, коренная чучковка, прожившая здесь уже 79 лет. Под накрапывающим дождем она рассказывала мне о растущих ценах, маленькой пенсии и о том, как недешевы нынче дрова.

ДО электрички еще есть время и я листаю на вокзале блокнот, где обрывистым почерком, записаны имена людей, к которым мне еще захочется приехать. Надежда Артемкина создает краеведческий музей. Татьяна Елисейкина и Андрей Новинский фиксируют на видеокамеру то, что кроме них никто не снимет. Татьяна Новинская находит и пестует народные таланты, несмотря на нехватку кадров в культуре и отсутствие ДК. Главный врач районной больницы Александр Кисляков успешно делает операции, на которые не всегда решаются хирурги из оснащенных клиник областного центра. Рязанец Александр Никитин заложил в этих краях дендрарий, где произрастают около 300 видов деревьев и кустарников со всех континентов.

В селе Мелехово до сих пор валяют валенки, а в районной библиотеке зачитали до дыр журнал «Бурда»…

Такими мне и запомнятся чучковские места, где нет и не будет туристов, но где важно побывать каждому, кто в скромных пейзажах провинции привык находить сердечную усладу…

Дмитрий Соколов, «Рязанские ведомости», август 2004 года.

 

 


Дата добавления: 2015-10-11 | Просмотры: 390 | Нарушение авторских прав







При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.004 сек.)