АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Дифференциальный диагноз. В диагностике шизофрении и ее отграничении от клинически сходных других психических заболеваний важную

Прочитайте:
  1. III. Дифференциальный диагноз
  2. VI. Обоснование предварительного диагноза, дифференциальный диагноз
  3. VII. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ ДИАГНОЗ
  4. В. 43. Железодефицитная анемия. Этиопатогенез. Клиника. Дифференциальный диагноз с врожденными гемолитическими анемиями.
  5. В. 45. Сепсис новорожденных. Этиопатогенез. Клиника. Дифференциальный диагноз с врожденными геполитическими анемиями.
  6. В. 76 Менингококковая инфекция: клиника менингита. Дифференциальный диагноз. Лечение.
  7. В. 83 Ветряная оспа: этиология, эпидемиология, клиника, дифференциальный диагноз, осложнения. Лечение и профилактика.
  8. В. 85 Корь: этиология, эпидемиология, клиника, дифференциальный диагноз, лечение, профилактика.
  9. В. 86 Краснуха: этиология, эпидемиология, клиника, дифференциальный диагноз, лечение, профилактика.
  10. В. 87. Паротитная инфекция: этиология, эпидемиология, клинические формы, дифференциальный диагноз, лечение, профилактика.

В диагностике шизофрении и ее отграничении от клинически сходных других психических заболеваний важную, часто решающую роль играет выявление характерных для шизофрении негативных изменений личности. Возникновение и нарастание эмоционального обеднения, гипобулии, интравертированности, дезинтеграции психики, трудностей общения, своеобразных расстройств мышления – кардинальный диагностический признак шизофрении. Шизоидизация личности часто предшествует манифестации шизофрении, что является существенным критерием ее отграничения от других психозов.

Вместе с тем у части больных на ранних этапах шизофрении, включая манифестный, негативные изменения личности отсутствуют или перекрываются продуктивной симптоматикой. В этих случаях ведущее диагностическое значение приобретают клинико‑динамические особенности продуктивных психических расстройств, часть из которых типична для шизофрении, редко встречается или почти не встречается при других психических заболеваниях.

При дифференциальной диагностике шизофрении принимают во внимание такие присущие клиническим проявлениям этой болезни свойства, как необычность, вычурность, парадоксальность, атипичность (для шизофрении «типично все атипичное»).

Параноидную шизофрению необходимо прежде всего отграничивать от инволюционного параноида.

Инволюционный параноид возникает после 40-50 лет, чаще у женщин. Предрасполагают к развитию заболевания связанные с климаксом изменения состояния организма, а также социального и семейного статуса. Больные становятся тревожными, мнительными, ипохондричными. Разрываются прежние социальные связи. Круг интересов ограничивается повседневными заботами, удовлетворением биологических потребностей. Наиболее значимыми становятся отношения с ближайшим окружением – родственниками, соседями. Заостряются присущие больным изначально характерологические особенности. Они становятся подозрительными, конфликтными, ригидными. Эти личностные изменения, а также возрастные нарушения кратковременной памяти являются основными причинами возникновения идей отношения, ущерба, отравления. Иногда у больных отмечаются обманы восприятия соответствующего содержания – изменяется вкус пищи, они чувствуют неприятные запахи, в разговорах соседей «слышат» угрозы, оскорбления в свой адрес. Типичными являются утверждения о том, что посторонние лица в их отсутствие проникают в квартиру, комнату, крадут деньги, портят вещи, отравляют воздух, пищу. Ввиду ограниченности содержания бреда сферой повседневных отношений он называется «квартирным», «бредом бытовых отношений», «малого размаха». В отличие от шизофренического он не лишен некоторого правдоподобия и часто сопровождается индуцированием относительно здоровых лиц.

Неадекватность поведения проявляется в том, что больные меняют или устанавливают дополнительные замки на дверях, хранят у себя в комнате или прячут в специальных тайниках продукты, ценные вещи, чтобы избавиться от злонамеренных соседей, иногда с большими потерями разменивают свои комнаты, квартиры. В порядке ответных враждебных действий, а также с целью «восстановления справедливости» больные в свою очередь совершают мелкие кражи, портят соседские продукты, мстят им, подсыпая в пищу мусор, стиральный порошок и т.п. Часто по причинам взаимного индуцирования даже один больной может превратить жизнь коммунальной квартиры в коллективный психоз.

У данной больной симптоматика и возраст дебюта заболевания не соответствуют инволюционному параноиду.

Также следует дифференцировать заболевание от других типов течения параноидной шизофрении.

Параноидная шизофрения, приступообразно-прогредиентный тип течения: в инициальном периоде и той и другой формы отмечаются общие черты: эмоциональное однообразие, снижение активности, сужение круга интересов, трудности в общении, странность в поведении. Из анамнеза больной известно, что все эти черты имелись в его характере до начала болезни. В отличие от эпизодического течения непрерывная форма манифестирует более остро. Возникают и быстро нарастают продуктивные психические расстройства: кататонические, гебефренические, галлюцинаторно-параноидные. Для первого приступа приступообразно-прогредиентного течения не характерно наличие такой яркой продуктивной симптоматики. Она появляется постепенно, начинаясь с иллюзий, простых галлюцинаций, систематизированного бреда, который может появляться после долгого существования деперсонализации, дереализации и других расстройств восприятия (консолидация бреда по типу «озарения»). Течение заболевания при непрерывном течении отличается неуклонным развитием в направлении к конечному состоянию, которое возникает уже через 2-5 лет (шизофреническая деменция). Возможно улучшение состояния, но это улучшение никогда не перейдет в настоящую стойкую ремиссию. Течение заболевания при приступообразно-прогредиентном течении характеризует наличие периодических ремиссий, во время которых отсутствует положительная симптоматика, но в далеко зашедшем случае проявляется негативная. С каждым приступом, негативная симптоматика, появляющаяся после него, ухудшается. Течение болезни носит, в целом, менее злокачественный характер, но, в итоге, все равно приводит к апатико-абулическому синдрому в период времени, чаще всего, более 5 лет.

Параноидная шизофрения, реккурентный тип течения: главное отличие данной формы – это очень стойкие интермиссии, длительность которых может достигать десятилетий. Первый приступ возникает внезапно с острого появления продуктивной симптоматики, различной, в зависимости от клинической структуры заболевания. За всю жизнь больного может быть различное количество приступов: от одного до десятка. Во время ремиссий после первого – второго приступа может не возникать ухудшения негативной симптоматики. В дальнейшем если она ухудшается, то несильно. У больной отсутствуют ремиссии в анамнезе.

План лечения и вид надзора.

1. Режим II – обычная психиатрическая бдительность.

2. Диета ОВД

3. Медикаментозная терапия:

Rp: Aethaperazini 0,01

D.S. Принимать по схеме 10мг – 10мг – 10мг ежедневно.

Нейролептик, производное фенотиазина. Антипсихотическое действие обусловлено блокадой дофаминовых D2-рецепторов мезолимбической и мезокортикальной системы. Седативное действие обусловлено блокадой адренорецепторов ретикулярной формации ствола головного мозга. У данной больной назначен с целью купирования бессонницы, уменьшения тревожности и беспокойства.

 

Rp: Dragee Aminazini 0,1

D.S. По 1 драже на ночь ежедневно.

Антипсихотическое средство (нейролептик) из группы производных фенотиазина. Оказывает выраженное антипсихотическое, седативное, действие. Ослабляет или полностью устраняет бред и галлюцинации, купирует психомоторное возбуждение, уменьшает аффективные реакции, тревогу, беспокойство, понижает двигательную активность.

Механизм антипсихотического действия связан с блокадой постсинаптических допаминергических рецепторов в мезолимбических структурах головного мозга. Оказывает также блокирующее действие на α-адренорецепторы и подавляет высвобождение гормонов гипофиза и гипоталамуса.

Назначен для улучшения сна.

 

Rp: Tab. Cyclodoli 0,002

D.S. Принимать по схеме 2мг – 2мг – 0мг ежедневно.

Холиноблокатор центрального действия. Применяется с целью купирования экстрапирамидных нарушений, вызванных приемом нейролептиков, а также снижает потоотделение. Механизм действия основывается на конкуренции с ацетилхолином на постсинаптической мембране.

 

Прогноз.

1.Для выздоровления: неблагоприятный. Как правило, без соблюдения адекватного ухода и лечения возникают повторные приступы. Часто наблюдаются резкие обострения, требующие терапевтического вмешательства.

2.Для трудоспособности: неблагоприятный. Больная полностью утратила трудоспособность, но сохранила способность к самообслуживанию. Даже умеренно выраженные проявления заболевания снижают возможности общения и успешной профессиональной деятельности, тем не менее и при частичных ремиссиях вполне возможна приемлемая социальная адаптация.

У пациентки есть следующие факторы, говорящие о неблагоприятном прогнозе: молодой возраст начала заболевания, неблагополучный преморбидный фон в отношении социальной активности, семейного положения (не замужем, детей нет). Таким образом, прогноз в целом неблагоприятный и в отношении медицинских аспектов (неблагоприятный преморбидный фон), и в отношении социально-трудовых аспектов (возвращение к трудовой деятельности затруднительно, т.к. больной сложно выполнять любую работу).


Дата добавления: 2015-12-16 | Просмотры: 405 | Нарушение авторских прав







При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.004 сек.)