АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

II. Ощущения, восприятия. 18 страница

Подходящим материалом для исследования наблюдательности в связи со способностью интенсивного сосредоточения внимания являются т. наз. зага­дочные картинки. Можно также пользоваться картинками, в содержание которых введено какое-либо несоответствие; указания на примерное содер­жание таких картинок, а отчасти и самые картинки, можно найти в сочине­ниях и таблицах Россолимо 246) и Бернштейна 264). Еще лучше серии картинок, в которых для точного определения их содержания необходимо обратить внимание на какой-нибудь признак, не сразу бросающийся в глаза. Описание таких картинок приводится Россолимо, имеются коллекции Нечаева; требуется, напр., определить, идет ли изображенный пароход, или нет; чем отличаются один от другого два изображенных предмета; есть ли известный порядок в расположении точек и т. под.

Применяется ряд приемов, направленных на изучение двигательных проявлений исследуемого лица. Приемы эти следующие: просят иссле­дуемое лицо считать привычным темпом в течение 30 сек. от 20—99 (для равномерности счета исключаются числительные первого десятка); просят те же цифры писать карандашем; писать одну и ту же букву; ставить точки в течение 5—10 сек. Та же серия опытов повторяется, при чем рекомендуется считать, писать и ставить точки с наибольшей скоростью, доступной иссле­дуемому лицу. Отношение количества работы, произведенной в обоих слу­чаях, явится показателем быстроты движений данного лица*).

Если вместо того, чтобы ставить точки на бумаге, предложить иссле­дуемому лицу производить замыкания и размыкания клавишей телеграфного ключа, то при помощи сигнального аппарата ритм движений может быть от­мечен на ленте кимографа. Для целей записи движений можно воспользо­ваться эргографом Моssо, а для более тонкого анализа движений аппара­том Sommer'а 266), отмечающим движение пальца в трех направлениях.

Уверенность, точность, координированное движений изучается целым рядом способов, применяемых в особенно широких размерах при лечении атаксии спинносухоточных по методу Frenkel’я 267). Напр., можно пред­ложить исследуемому лицу более или менее быстро прикасаться тонкой палоч­кой к точкам, рассеянным по доске; можно предложить копировать различ­ные более или менее сложные узоры из кривых и ломаных линий, чертить правой и левой рукой одну и ту же фигуру (Методы экспериментального ис­следования личности**) и табл. LVII атласа Рыбакова).

Применяя описанную методику, можно составить довольно удовлетвори­тельное представление об экспериментально-психологической личности иссле­дуемого лица, на сколько вообще такое представление может быть достигну­то путем лабораторного эксперимента. Применение указанной методики свя­зано с пользованием пособиями, на важнейшие из которых сделаны ссылки. Однако, как уже было сказано выше, исключительно эксперименталь­но-психологическое исследование далеко не в состоянии дать в настоящее время полного представления о личности; необходимо наблюдение и суб'ективно-психологическое исследование, проведенное по определенной программе. В качестве образца такой программы привожу программу исследования лич­ности, составленную А. Ф. Лазурским 268). Программа эта состоит из руководящей и об'яснительной частей (план исследования и его осуществле­ние), представляется весьма полной и может быть, несколько видоизменяема в деталях и даже сокращаема, соответственно индивидуальным особенностям данного лица.

 

 

Программа исследования личности

(А. Ф. Лазурский)

Часть 1-я (руководящая).

I. Внимание. Привлекаемость внимания. Сосредоточенность (resp. отвлекаемость) внимания. Преобладание пассивного или активного внимания. Его устойчи­вость или неустойчивость. Об'ем внимания.

II. Ощущения, восприятия. Острота восприятий. Обилие и богатство восприятий. Их точность.

III. Память. Запоминание. Способность узнавания. Сохранение в памяти, вос­произведение. Точность воспроизведения. Виды памяти.

IV. Воображение. Богатство воображения; яркость, отчетливость воспроиз­веденных образов. Типы умственных образов. Степень развития творческого (комбини­рующего) воображения. Виды творческого воображения.

V. Мышление. Способность к отвлечению. Широта или узость понятий. Суб'ективность или об'ективность суждений. Способность логически рассуждать. Склон­ность к синтезу. Склонность к анализу.

VI. Речь. Обилие словесных образов. Преобладающий тип их. Легкость сочетания словесных образов.

VII. Общие особенности умственной сферы. Преобладание созна­тельных или бессознательных процессов. Преобладание внутренних восприятий над внешними и обратно. Преобладание ассоциации и апперцепции. Обилие или бедность запаса представлений. Наличность или отсутствие направляющих идей в умственной сфере. Быстрота или медленность умственных процессов. Умственная работоспособ­ность. Умственная упражняемость.

VIII. Настроение и аффекты. Преобладающее настроение. Постоянство или изменчивость настроения. Способность испытывать радость или горе. Наклонность к гневу. Наклонность к страху или ее отсутствие. Наклонность к испугу.

IX. Чувства, относящиеся к собственной личности. Низшие органические чувства. Забота о благосостоянии своей личности (эгоизм). Забота о своем превосходстве над другими (самолюбие). Чувства, связанные с оценкой соб­ственной личности.

X. Чувства по отношению к другим людям. Родственные привязан­ности. Чувства симпатии. Общественные чувства.

XI. Высшие идейные чувства. Интеллектуальное чувство. Эстети­ческое чувство. Нравственное чувство. Религиозное чувство.

XII. Общие особенности эмоциональной сферы. Возбудимость чувствований. Сила, интенсивность чувствований. Продолжительность, устойчивость чувствований. Обилие или бедность внешних проявлений чувства. Влияние чувств на умственные и волевые процессы.

XIII. Движение. Обилие или бедность движений. Быстрота или медленность движений. Координация сложных движений; двигательная упражняемость. Сила (resp. слабость) движений; мускульная работоспособность.

XIV. Психическая активность. Волевое усилие. Сила или сла­бость желаний и влечений. Общее развитие психической активности. Способность к сосредоточению волевого усилия. Большая или меньшая продолжительность волевого Усилия. Способность задержки. Сопротивляемость внешним влияниям.

XV. Принятие решений. Процесс выбора. Преобладающие мотивы деятельности. Наклонность к борьбе мотивов. Быстрота принятия решений. Устойчи­вость или неустойчивость принятых решений. Наличность руководящих идей и стрем­лений. Систематичность сложных действий.

Часть 2-я (об'яснительная).

I. Внимание.

1. Привлекаем ость внимания. Всякая перемена в окружающей обста­новке, все необычное, выдающееся, а также все, что сколько-нибудь затрагивает его чувства и интересы, тотчас же привлекает его внимание. Или же, наоборот, ко всему относится одинаково рассеянно и невнимательно, не способен остановиться подольше на чем бы то ни было.

2. Сила сосредоточения внимания; отвлекаемость внима­ния. Сосредоточившись на каких-нибудь внешних впечатлениях (читая, слушая, рас­сматривая что-нибудь, работая) или углубившись в свои собственные мысли, совер­шенно не замечает окружающего; чтобы отвлечь его, нужно несколько раз назвать по имени, тронуть за плечо и проч. Или наоборот: ничтожное неудобство, помеха, гром­кий разговор тотчас же развлекает.

3. Преобладание пассивного или активного внимания. Вни­мание обычно сосредоточивается на тех впечатлениях, которые в данный момент пред­ставляются наиболее яркими и интенсивными, почему-либо поражают его, вызывают в нем то или иное чувство. Или же, наоборот, поставивши себе целью проследить какой-нибудь об'ект или явление, продолжает внимательно наблюдать его, несмотря на появление других раздражителей, более интенсивных и привлекательных; в случае надобности, может сосредоточить внимание даже на скучном и неприятном предмете.

4. Устойчивость или неустойчивость внимания. Долгое время может заниматься одним и тем же предметом, поддерживать разговор на одну и ту же тему. Или, наоборот, беспрестанно меняет тему разговора, спросивши что-нибудь, не дослушивает об'яснение и задает уже новый, посторонний вопрос.

5. Об'ем внимания (широта или узость его). Может ли заниматься несколь­кими делами одновременно, напр., выполнять сложную ручную работу, писать, рисо­вать, и в то же время слушать чтение, участвовать, в интересном разговоре; или заниматься подробностями дела и одновременно не упускать из вида общего плана его.

II. Ощущения, восприятия.

6. Острота восприятий. Способность улавливать самые тонкие и мало­заметные разницы между отдельными ощущениями.

Количественная сторона. В сумерках и темной ночью хорошо видит, распознает самые мелкие звезды на небе, свободно разбирает мелкую печать. Улавливает самый незначительный шорох, чрезвычайно слабые и отдаленные звуки. Ясно и отчетливо различает самые слабые прикосновения, запахи и т. д.

Качественная сторона. Хорошо подбирает цвета, различая тончайшие их от­тенки. Обладает музыкальным слухом, способностью улавливать разницу между самыми близкими тонами. Тонко распознает различные запахи (напр., разные духи).

Не замечается ли преобладания одного какого-нибудь рода ощущений над всеми остальными.

7. Обилие и богатство восприятий. Наблюдателен по отношению ко всему, что возле него происходит; попавши в новую обстановку, быстро подмечает и может передать значительное количество деталей. Другой тип: при обычных усло­виях мало замечает окружающее, так как не обращает на него внимания; когда же начинает рассматривать что-нибудь, то ни одна мелочь не ускользнет от его внимания; чрезвычайно подробно изучает все, за что ни возьмется. При передаче воспринятого сосредоточивается, главным образом, на перечислении подробностей, или же об'единяет отдельные впечатления в одну общую картину, или же, наконец, останавли­вается преимущественно на том, что возбуждает у него те или иные эмоции (типы восприятия).

8. Точность восприятий. Все его наблюдения, описания и рассказы о только-что виденном или слышанном вполне соответствуют действительности; как отдельные подробности событий, так и их взаимные отношения переданы совершенно точно. Или же все его описания, даже при внимательном отношении к предмету, полны ошибок, неточностей и пробелов.

III. Память.

9. Запоминание. Хорошо запоминает предметы, лица, события, разговоры, хотя бы только один раз виденные и слышанные. Легко и быстро заучивает самые длинные стихотворения и прозаические отрывки. В короткое время может усвоить во всех подробностях рисунок или описание сложного прибора, здания, местности.

10. Способность узнавания. Легко узнает все то, что когда-нибудь видел, слышал или читал (лица, предметы, местности, музыкальные произведения, стихотворные отрывки и т. д.). Точно и правильно различает все старое, знакомое от нового, незнакомого. Всякий раз может точно определить, когда и при каких обстоятельствах видел данный предмет или данного человека (локализация в прош­лом). Или же не узнает даже тех людей, с которыми несколько раз встретился и разговаривал, плохо ориентируется в местности, в которой уже несколько раз по­бывал раньше.

11. Сохранение в памяти; воспроизведение. То, что раз видел или усвоил, сохраняется в памяти очень долго; по прошествии многих дней, месяцев, даже лет помнит все подробности событий почти так же хорошо, как помнил их на другой день: в случае надобности или когда сам этого захочет, тотчас же припоминает все, что нужно. Или же все впечатления быстро изглаживаются из памяти, воспоминания очень бедны, отрывочны и неполны; воспроизведение совер­шается с большим трудом, приходится справляться с записной книжкой, спраши­вать окружающих и т. п.: только в том случае может припомнить все подробности какого-нибудь (не особенно важного) происшествия, когда окружающая обстановка, разговоры и его собственное настроение напоминают ему о случившемся.

12. Точность воспроизведения. При чтении наизусть стихотворений, при пересказе прочтенного делает очень мало ошибок. Припоминая какое-нибудь событие, описывает совершенно правильно все те (хотя бы и очень немногие) по­дробности, которые сохранились в его воспоминании. Или же число ошибок очень велико, виденные ранее события передает (даже при самом добросовестном отно­шении к делу) очень неточно, часто перепутывает подробности, перемешивает лица, делает собственные вставки и т. д.

13. Виды памяти. Насколько развиты различные виды памяти: память на числа, имена, отдельные, отрывочные фразы, мелодии; память на стихотворные и прозаические отрывки; память на лица, картины, пейзажи; память на чертежи, схемы, планы, местности, хронологическую последовательность событий, память на отвле­ченные понятия, мысли, рассуждения и т. д. Не преобладает ли один из этих видов памяти над другими. Что запоминается лучше: содержание воспринимаемых впечатлений или их соотношение (память материальная и формальная)?

IV. Воображение.

14. Богатство воображения; яркость, отчетливость вос­произведенных образов. Все создания его воображения (мечты, сновиде­ния, классные сочинения, рассказы) изобилуют богатством подробностей, образов, сравнений и т. п.; или же, наоборот, они отличаются крайней несложностью, бедностью и примитивностью. Образы фантазии до того ярки и отчетливы, что может расска­зать или зарисовать их со всеми деталями; иногда они доходят до такой живости и определенности, что в своих воспоминаниях или рассуждениях смешивают их с действительностью (одна из частых причин лжи у детей); или же они бледны, неясны и неопределенны, с трудом поддаются описанию и передаче.

15. Типы умственных образов (зрительный, слуховой, моторный и смешанные). Во всех его воспоминаниях, мечтах и сновидениях преобладают зри­тельные образы; очень подробно и точно может описать их цвет, форму и положение. Обладает способностью к живописи. Или же преобладают слуховые образы (способность к музыке) и воспоминания о движениях.

16. Степень развития творческого (комбинирующего) вооб­ражения. В своих суждениях и поступках не ограничивается подражанием другим, а всегда вносит нечто свое, незаимствованное. Высказываемые мысли часто бывают новы, оригинальны, непохожи на все прежние. Изобретателен, находчив, из всякого трудного положения способен найти выход. По нескольким данным на­мекам или образам легко создает стройную гипотезу, удачный проект, полную и яр­кую картину какой-нибудь местности, происшествия и т. д. Или же, наоборот, его мысли и суждения шаблонны, являются повторением общеизвестных истин; его по­ступки подражательны, неоригинальны; неспособен ни к одному из видов творчества (см. следующее).

17. Виды творческого воображения. Преобладание способности к одному какому-нибудь роду творчества: художественные дарования — в области ли­тературы, музыки, живописи, скульптуры и т. д.; способность к научному (абстракт­ному) творчеству, т.е., к изобретению новых методов и построению гипотез; твор­чество в области социальной жизни, хозяйственной и техническо-промышленной деятельности (способность к организации новых предприятий, к различным хозяй­ственным улучшениям, техническим изобретениям и усовершенствованиям).

V. Мышление.

18. Способность к отвлечению (абстрактность мышления, образование общих мышлений и понятий). Всегда занят какими-нибудь общими вопросами. Каж­дое отдельное явление природы или факт общественной жизни умеет обобщить, отыскавши в нем черты, общие для целого класса явлений. Может дать более или менее точное определение различным отвлеченным понятиям (напр., наука, справед­ливость, равновесие). Наклонность к занятию отвлеченными науками: математикой, философией. Противоположные качества (конкретность, образность мышления): каж­дое явление интересует его само по себе, без всякого отношения ко всему осталь­ному. Каждый отдельный факт всегда представляет себе образно, конкретно, со всеми подробностями. Отвлеченные мысли и рассуждения старается для ясности иллюстрировать примерами, схемами и рисунками.

19. Широта или узость понятий. Все его наблюдения и взгляды отли­чаются значительной узостью и односторонностью. Педант и формалист, из-за част­ностей не видит главного, из-за средств забывает о цели. Наклонность к мелочной специализации. Или же обладает широким кругозором, способностью понимать и оценивать самые разнообразные и противоположные явления.

20. Суб'ективность или об'ективность суждений. В своих суждениях о предметах, людях и событиях передает, главным образом, то впечатление, которое они на него произвели (преобладание эмоциональных суждений). Оценивает их значение всегда с точки зрения своих собственных взглядов, не будучи способен встать на чужую точку зрения. Или же рассматривать их вполне об'ективно (пример: противоположность между художественным и научным отношением к об'екту). В спорах и разговорах старается только высказать и развить собственные мысли или же, наоборот, внимательно следить за чужими возражениями, стараясь в них разобраться.

21. Способность логически рассуждать (построение цепи суждений и умозаключений). По поводу сколько-нибудь значительного факта начинает рассуж­дать, сопоставляет его с другими и делает выводы (не смешивать с резонерством, когда человек просто любит повторять чужие, заимствованные мысли и суждения). В области, ему хорошо знакомой, очень дальновиден: задолго вперед может рассчитать все возможные комбинации и предсказать вероятные последствия данного поступка; на его суждения можно положиться, так как они всегда достаточно обоснованы. В своих рассуждениях очень отчетлив, последователен и систематичен. Обладает спо­собностями к формальной логике, математике и т. п. Или же, наоборот, его мысли и суждения смутны, неясны и разбросанны; совершенно не способен рассуждать, не в состоянии понять самой простой мысли, не замечает вопиющих противоречий в своих суждениях.

22. Склонность к синтезу. Постоянно стремится об'единить отдельные впечатления, вывести общие заключения из каждого отдельного случая. В спорах или во время разговора быстро схватывает главную суть дела, при чтении всегда старается выяснить себе основные мысли прочитанного. Рассказывая о чем-нибудь, не довольствуется простым пересказом событий, а старается передать их внутреннюю, причинную связь. При изучении какого-нибудь сложного явления или происшествия н выяснения причин его охотнее исходит из общих соображений, законов природы и т. п., чем из изучения отдельных фактических данных (дедуктивный способ мыш­ления).

23. Склонность к анализу. Знакомясь с каким-нибудь сложным об'ектом (научная проблема, явление природы, практическое приобретение), интересуется не столько целым, сколько деталями, отдельными его сторонами. Способен подолгу просиживать над изучением какого-нибудь растения, препарата, памятника старины, произведения искусства, тщательно изучая отдельные его части и их взаимные отно­шения. Делает выводы только тогда, когда собрано достаточно фактов; вообще, в своих рассуждениях придерживается фактических данных (все равно, будут ли это собственные наблюдения или сведения, полученные из книг) и старается не слишком удаляться от них (индуктивный способ мышления).

VI. Речь.

24. Обилие словесных образов (богатство речи). Обыкновенно не чув­ствует недостатка в словах и выражениях. Для каждого предмета, для каждой мысли у него тотчас имеется целый ряд слов, названий, готовых фраз и оборотов речи. Охотно дает клички и прозвища, нередко очень меткие и удачные. Или же речь бедна, в ней часто повторяются одни и те же слова и обороты.

25. Преобладающий тип словесных образов (зрительный, слуховой, моторный и смешанные). Каким образом охотнее читает и заучивает, про себя или вслух? Каким образом охотнее заучивает, по книге или с чужих слов? Если по книге, то заучивает ли молча, следя только глазами, или же повторяет слова про себя? Может ли указать, на каком месте страницы находится цитированное им слово или фраза? Что больше сохраняется в памяти: строки, буквы, печатный шрифт или звуки, рифмы?

26. Легкость сочетания словесных образов. Речь льется плавно, связно и свободно, без всяких задержек; легко и быстро пишет письма, сочинения и т. п.; или же с трудом подбирает нужные слова и выражения, речь и письмо изо­билуют тяжелыми, неуклюжими оборотами, каждую фразу по несколько раз исправ­ляет и переделывает. Если обладает даром слова, то говорит и пишет просто и без'искусственно (хотя бы и очень ясно и выразительно); или же речь красива, периоды стройны и закончены, свободно владеет стихом и т. д. Всегда ли говорит одинаково связно и красноречиво, или же красноречие является у него только в необычные минуты, под влиянием сильного возбуждения, эмоции и т. п.

 

 


Дата добавления: 2016-03-26 | Просмотры: 288 | Нарушение авторских прав



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |



При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.007 сек.)